Ситуация 1. Лена 14 лет, дочь учительницы английского языка учится в этой же школе, в 9 классе. На перемене она громко рыдает в туалете, стоя у подоконника. Одноклассницы стоят тут же, причесываются, подкрашиваются, никто не пытается ее успокоить. Девочка из 8 класса, испуганно глядя на сильно покрасневшее лицо Лены, по которому пробегают судороги, шепотом спрашивает, что случилось. Девчонки спокойно отвечают: «Получила «четверку» за контрольную по математике, а ее мама сильно ругает за «четверки». Англичанка – добродушная громогласная женщина на ногах-тумбах. Любит пошутить, ученики ее уважают.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

Ответ: Проанализировав данную ситуацию можно сказать следующее: девочка Лена 14 лет одинока, в классе у нее нет друзей с кем бы она могла посоветоваться и рассказать свои проблемы, что видно из данного примера: на перемене она громко рыдает в туалете, стоя у подоконника. Одноклассницы стоят тут же, причесываются, подкрашиваются, никто не пытается ее успокоить. По своей натуре девочка послушная, эмоционально неустойчивая. Следует отметить, что одноклассницы к девочке не проявляют сочувствия, они к ней равнодушны (на вопрос девочки из 8 класса: «Что случилось?», спокойно ответили в чем проблема). Сама же Лена боится реакции матери за «4» по математики (в туалете стоя у подоконника громко плакала). Мать девочки для всех добродушная, любит пошутить, а на самом деле она властная и любит командовать, (что видно из примера: громогласная женщина) дочь ее боится, потому что мать сильно будет ее ругать за «4» значит она и чрезмерно строгая (судя по всему мать наказывает ребенка дома).

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

Ответ: Причина сложившийся ситуации в том, что мать проявляет ничем не оправданное насилие в воспитании девочки (сильно ругает за «4»), поэтому ребенок напуган, одинокий и эмоционально неустойчив.

3. Имеет ли место здесь жестокое обращение с детьми?

Ответ: Да, имеет.

4. Охарактеризуйте тип детско-родительских отношений в данном случае?

Ответ: Авторитарный тип детско-родительских отношений. При таком типе отношений мнение ребенка не учитывается, интересы и настроения ребенка игнорируются, желание и чувства не берутся в расчет (мать сильно ругает Лену за четверки). Мать считает, что ребенок должен беспрекословно подчиняться всем ее требованиям и приказам (учиться на «5»). Ребенок в данной ситуации удовлетворяет не свои потребности, а потребности матери, ребенок послушный, исполнительный, легко управляем и подчиняем воли матери (Лена старается учиться на «5», а получив «4» громко плачет) [2,3].

5. Можно ли что-либо предпринять для оздоровления отношений между матерью и дочерью, при условии, что о помощи никто не просит.

Ответ: С одной стороны данном случае что либо предпринять для оздоровления отношений между матерью и дочерью нельзя, потому что о помощи никто не просил, а с другой стороны о проблеме никто не знает (Лена плачет в туалете у подоконника), только одноклассницы, но они к этой проблеме равнодушны (Девчонки спокойно отвечают: «Получила «четверку» за контрольную по математике, а ее мама сильно ругает за «четверки»). Оздоровить отношения можно только при желании матери.

Ситуация 2. «В городе N, проживает моя сестра, у которой двое детей: Тема (пойдет в 1 класс) и Женя (4г.). Она беременна третьим. Старшего сына она просто ненавидит! Постоянно его ругает и бьет, но при мне не так. Вчера она пригласила нас на день рождения. Тема меня всегда ждет, а когда я беру его на руки, у сестры аж скулы сводит… Старшего родила от первого сожителя, второго – нагуляла, третьего тоже от местного алкаша, а ей всего 24 года! Нормальных условий нет! Я сидела с Темой, как он начал плакать и говорить, что дядя Женя придет и убьет его, я его успокаивала, как могла. Сестра услышала это и поставила дитя в угол, я пошла за ним и увидела, что он стоит на коленях и дышит в стенку, я забрала его, сестра снова пришла начала орать на него и поставила опять в угол. Я опять его забрала. На мои вопросы, почему она так кричит, я ответа не услышала. Тут пришла соседка сестры и рассказала, что сестра очень сильно его бьет и дала послушать запись на диктофоне… Я была в шоке: она орала не своим голосом, слышно такие удары и визг этого ребенка… Сестра всем говорит, что Женя у нее красивый, весь в нее, а этот урод какой-то и дикарь… Когда она зовет ребенка к себе, его начинает трясти… ей сказали что когда он вырастет, то будет ненавидеть женщин и может убить эту «горе»-маму… Кровать у них маленькая, сдельная, когда она занимается сексом, говорит, чтобы дети отвернулись… Это просто ужас… Она сама росла в таких условиях, но неужели не хочется больше этого повторять? Желать лучшего своим детям…? Артем сказал, что маму не любит, потому что она его каждый день бьет!»

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

Ответ: Проанализировав данную ситуации можно сказать следующее: Дети из неблагополучной семьи, растут без отца, мать ведет аморальный образ жизни (Артем родился от сожителя, Женю нагуляла, в данный момент беременна от алкаша, ей всего лишь 24 года), нормальных жилищных условий нет (кровать у них маленькая, сдельная, когда она занимается сексом, говорит, чтобы дети отвернулись). В семье в воспитании старшего сыны наблюдается физическое, моральное насилие (мать постоянно говорит ребенку, что он «урод какой-то и дикарь», наказывает сына ставит его в угол на колени) и психологическое насилие (ребенок боится, что дядя Женя придет и убьет его, и при виде матери ребенок начинает трястись) .Ребенок растет с ненавистью к матери. Мать не стремиться и не желает изменить свое отношение к ребенку, ей даже не помогает то, что ей говорят окружающие (что когда он вырастет, то будет ненавидеть женщин и может убить эту «горе»-маму), единственный кто поддерживает ребенка его тетя по материнской линии. У Артема контакта с матерью нет.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

Ответ: Причина в том, что мать сама воспитывалась в неблагополучной семье и сама росла в таких условиях, значит она сама подвергалась физическому, психологическому и моральному насилию, поэтому все свои обиды, поражения, все свои отрицательные эмоции накопленные в детстве перенесла на ребенка, и за не сложившеюся личную жизнь она подсознательно обвиняет ребенка.

3. Назовите возможные причины враждебного отношения матери к старшему сыну?

Ответ: Возможные причины:

– плохие жилищные и материальные условия,

– обиды на отца ребенка,

– физическое и моральное насилие над матерью, когда она росла,

– не сложившееся личная жизнь.

4. Как ограничить ребенка от подобного обращения?

Ответ: Обратиться за помощью к социальным службам, чтобы вмешались органы опеки (при желании сестры она может оформить опекунства на племянника и забрать его к себе).

5. Какие меры оказания помощи возможны в данной ситуации?

Ответ:

1. Социальная помощь (содействие в реабилитации ребенка путем направления в реабилитационные центры, социально-правовая поддержка),

– социальный патронаж осуществляет работу по нескольким направлениям (социально-диагностическое – ознакомление с условиями жизни, контрольное – оценка состояния семьи и ребёнка, динамика проблем; социально-адапционно-реабилитационное – оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи),

-социальный мониторинг.

2. Психологическая помощь (семейное консультирование ребенка и матери, психологическая диагностика, коррекционная и профилактическая работа) [4].

Ситуация 3. Алексей Черепанов, жестоко убил летом 2009 года годовалую девочку за то, что она мешала ему спать. Обвинение доказало в суде, что летом прошлого года родители девочки, уехав по делам в Шушенское (райцентр на юге края), оставили дочь с бабушкой. Вечером бабушка с внучкой пошла в гости к соседке, проживающей с сожителем. Выпив, хозяева уснули, а бабушка, забыв о спящем ребенке, вернулась домой. Девочка, по версии следствия, проснулась и стала громко плакать, разбудив спящего с ней на одном диване Черепанова. Раздраженный и недовольный плачем девочки, Черепанов шлепнул ее, а затем скинул на пол. Ребенок заплакал сильнее и еще больше разозлил. Черепанов нанес ребенку смертельные ранения в голову ножом и топором. Накрыв тело девочки одеялом, (он) спокойно уснул дальше. Разбудили его милиционеры, которых вызвала его сожительница, ставшая очевидцем преступления. “Заключением психолого-психиатрической экспертизы осужденный признан вменяемым. С учетом характера и степени общественной опасности по пункту «в» части 2 статьи 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии) ему назначено наказание в виде 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с компенсацией морального ущерба потерпевшему в сумме 200 тысяч рублей».

Вопросы и задания к ситуация

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

Ответ: Проанализировав данную ситуацию можно сказать следующее: Алексей Черепанов, жестоко убил летом 2009 года годовалую девочку за то, что она мешала ему спать, осужденного на 15 лет по пункту «в» части 2 статьи 105 УК РФ.

Родители годовалой девочки оставив ее с бабушкой уехали по делам райцентр. Вечером вместо, того, чтобы уложить ребенка спать дома бабушка с девочкой пошла к соседке, которая выпивает и проживает с сожителем, бабушка в свою очередь повела себя безответственно, забыла про ребенка ушла домой. Согласно следствию девочка проснулась и стала громко плакать, сожитель соседке проснувшись от плача ребенка шлепнул ее и скинул на пол, продолжая плакать ребенок его еще больше разозлил, как итог сожитель соседке с особой жестокостью нанес смертельные ранения ребенку, приведшие к смертельному исходу, накрыв ребенка пошел дальше спать. По решению суда признан виновен и было назначено судом 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с компенсацией морального ущерба потерпевшему в сумме 200 тысяч рублей».

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

Ответ: Причина сложившейся ситуации в безответственности и забывчивости бабушки. Родители доверили ребенка бабушки, а бабушка повела себя безответственна пошла вечером с годовалым ребенком к соседке, вместо того чтобы уложить ребенка спать дома.

3. Какие семейные обстоятельства могли предшествовать случившейся трагедии?

Ответ: Занятость родителей – родители девочки, уехав по делам в Шушенское (райцентр на юге края), оставили дочь с бабушкой. Бабушка заскучала и пошла с внучкой к соседке, которая выпивает и проживает с сожителем.

4. Что послужило причиной трагедии?

Ответ: безответственность бабушки, выпитые спиртные напитки.

5. Кого считать виновным в случившемся?

Ответ:



Ситуация 4. В августе 2009 года в Кушнаренковской районной больнице республики от черепно-мозговой травмы скончался трехлетний Матвей Катеренчук из приемной семьи Марса и Зульфии Сафаргалеевых. Как установило следствие, травму ребенку нанесли члены его приемной семьи.

По данным СКП, супруги, а также их взрослые дети на протяжении 2008 – 2009 годов систематически истязали четырех приемных детей – Матвея, его сестру Кристину и двух десятилетних мальчиков. По версии следствия, детей били в том числе за некачественную уборку двора и плохо вымытую или разбитую посуду. При этом применялись тяжелые предметы. Кроме того, детей запирали в погребе и кормили пищей с обильным добавлением специй.

Приемным родителям и их совершеннолетним детям Юлии и Марселю предъявлено обвинение по пункту «г» части 2 статьи 117 УК РФ (истязание в отношении заведомо несовершеннолетних, находящихся в беспомощном состоянии и в материальной и иной зависимости от виновных), санкция которой предусматривает до семи лет лишения свободы.

Всего в семье Марса и Зульфии Сафаргалеевых воспитывались восемь детей, четверо из которых – приемные. После происшествия приемные дети находятся в детском доме.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

Ответ: Проанализировав данную ситуацию можно сказать следующее: Приемным родителям и их совершеннолетним детям Юлии и Марселю было предъявлено обвинение по пункту «г» части 2 статьи 117 УК РФ (истязание в отношении заведомо несовершеннолетних, находящихся в беспомощном состоянии и в материальной и иной зависимости от виновных), санкция которой предусматривает до семи лет лишения свободы. Они на протяжении 2 лет с 2008- 2009 года применяли физическое и моральное насилие в отношении приемных детей Матвея, его сестры Кристины и двух десятилетних мальчиков (детей били за некачественную уборку двора и плохо вымытую или разбитую посуду. При этом применялись тяжелые предметы. Кроме того, детей запирали в погребе и кормили пищей с обильным добавлением специй) в последствии жестокого физического насилия трехлетний Матвей скончался в Кушнаренковской районной больнице республики от черепно-мозговой травмы. Только после трагедии детей забрали в детский дом.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

Ответ: Причина сложившейся ситуации заключается в следующем:

– отсутствия контроля со стороны социальных служб (не было социального патронажа, социального мониторинга) не проводились с детьми и приемными родителями беседы, консультации, отсутствие регулярных рейдов органов опеки и попечительства в приемную семью, не контролировали как дети адаптируются к приемной семье.

– отсутствия контроля со стороны медицинских служб.

3. Как вы считаете, можно ли в трагедии винить социальную службу, которая патронировала эту семью?

Ответ: Да, можно.

4. Какие организации или люди, могли сообщить о жестоком обращении с приемными детьми в органы опеки и попечительства?

Ответ:

– социальные службы (которые ведут патронаж и мониторинг приемной семьи)

– дошкольные учреждения (если посещал сад),

– медицинские учреждения (так как за приемным ребенком ведется контроль медицинских служб).

5. Что необходимо сделать на гос. уровне, чтобы подобные трагедии больше не повторялись?

Ответ:

– ужесточить законодательство в отношении приемных родителей за жестокое обращение с детьми (физического, морального, психологического и др. насилия);

– ужесточить законодательство в отношении социальных и медицинских служб, образовательных учреждений, которые попустительски относятся к детям, нуждающимся в защите;

– ужесточить контроль за социальными, медицинскими службами и образовательными учреждениями (дошкольными и школьными),

– реформирование системы общественного воспитания детей, в приемных семьях;

– необходимо расширение сферы социально-значимой проектной деятельности общественных организаций в решении проблем социальной защиты семьи и детства, общественного контроля условий жизни детей;

– необходима подготовка и переподготовка кадров в сфере защиты прав и интересов детей, из приемных семей на основе межпрофессионального, междисциплинарного подхода,

– повысить уровень общей и правовой культуры населения, чтобы ребенок воспринимался как объект, а не субъект взаимодействия.

6. Как решается вопрос о контроле над патронатными и приемными семьями в вашем регионе?

Ответ:




Ситуация 5. Татьяна К. (46 лет) была опекуном двух четырехлетних девочек и шестилетнего мальчика. После смерти мужа стала вспыльчивой и агрессивной, пристрастилась к спиртному. Она начала систематически избивать ребятишек в «воспитательных» целях, принуждала есть с пола остатки пищи, а также запирала в погребе, моря голодом. Днем женщина связывала малышей колготками. Следы побоев у детей обнаружила в июне в ходе медицинского осмотра фельдшер, она и проинформировала главу местной администрации. Дети незамедлительно были переданы органам опеки и попечительства.

Вопросы и задания к ситуациям:

1.Проанализируйте предложенную ситуацию.

Ответ: Проанализировав данную ситуацию можно сделать следующий вывод: Татьяна являясь опекуном троих детей (двух девочек и мальчика) после смерти мужа пристрастилась к спиртным напиткам и в «воспитательных» целях стала систематически избивать детей, принуждала есть с пола остатки пищи, а также запирала в погребе, моря голодом, дошло до того что женщина связала детей колготками. Благодаря фельдшеру, которая, зафиксировав побои детей, проинформировала главу местной администрации, после чего дети были переданы органам опеки и попечительства.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

Ответ: Женщина тяжело перенесла потерю близкого человека (мужа), на фоне этого стала агрессивной и вспыльчивой пристрастилась к спиртным напиткам и боль утраты перенесла на детей.

3. Какие виды насилия можно здесь увидеть?

Ответ: В ситуации можно прослеживается:

– физическое насилие (систематически избивала детей)

– моральное насилие (принуждала есть с пола остатки пищи, а также запирала в погребе, моря голодом, связывала детей колготками) [1]

4. Какие факторы послужили толчком к насилию со стороны Татьяны?

Ответ:

– Боль утраты близкого человека (смерть мужа)

– Употребление спиртных напитков.

5. Есть ли возможность воссоединения кровной семьи в данном случае?

Ответ: Так как женщина была опекуном детей кровного родства с детьми не имеет, поэтому восстановления кровного родства не возможно. Детей передали органам опеки и попечительства, значит женщина была лишена опекунских прав восстановить их будет очень сложно или невозможно. Для этого потребуется судебное разбирательство.

Ситуация 6. Дарья Е. 16 лет. Мать постоянно издевается над ней из-за ее внешности. Она постоянно говорит Дарье, что на нее ни один мальчик не посмотрит из-за того, что она «страшная и толстая», из-за этого девушка подозревает, что у нее уже возник комплекс. Девушка пыталась поговорить с матерью, не обращать внимания, но ничего не помогло. Она не знает, что делать.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

Ответ: Проанализировав данную ситуацию можно сказать следующее: Мать Дарьи издевается над ней постоянно критикуя ее внешность, говорит, сто она страшная и толстая, что ни один мальчик на нее не посмотрит, девушка считает, что у нее развивается комплекс. Попытка поговорить с матерью, не обращать внимания, не дала никаких результатов. Она не знает, что делать.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

Ответ: Причина сложившейся ситуации в том, что мать не желает принять дочь такой, какая она есть, она хочет контролировать ее, стремится указывать и руководить дочерью, чтобы было все по ее, к доводам дочери не прислушивается. И одной из причин может быть и то, что мать сама пережила подобное в подростковом возрасте (терпела насмешки со стороны матери).

3. Какой вид насилия здесь наблюдается?

Ответ:

– Моральное насилие (говорит что она «страшная и толстая»).

– Психологическое насилие (что ни один мальчик на нее не посмотрит) [1].

4. Какую помощь можно оказать девушке в данной ситуации?

Ответ: Обратиться за помощью к специалисту: психолог поможет повысить самооценку девушке, научит любить себя такой какая она есть, поможет девушке понять, что ее ценность не в том, что она самая красивая, а в том, что она уникальна, и в том, что она есть, объяснит что юношеская «пухлость» характерно для подросткового возраста, которое со временем сгладится, фигуру можно скорректировать занявшись спортом, объяснить что все изменения девочки являются обратимыми, другие специалисты помогут ей сформировать красивую осанну и гармоничную фигуру, научат пластично двигаться. Если у девушке есть проблемы эстетического характера, то специалисты также могут подобрать комплексный уход за лицом.

5. Как вы считаете, нужно ли здесь вмешательство специалиста по социальной работе?

Ответ: Да нужно, можно провести семейное консультирование, объяснить матери, что чтобы росла ее дочь гармоничной личностью и удачно сложившийся семейной жизнью без комплексов ей, как матери необходимо задуматься о манере общения с ребенком.

Ситуация 7. В течение пяти лет Анна (35 лет) с дочкой терпела морально-психологическое и физическое насилие со стороны мужа. Дочку зовут Люба(10 лет), она от первого брака. Муж постоянно критикует Анну, ревнует ко всем, обзывает. По любому поводу начинает скандал и избивает ее вместе с дочкой. Он очень часто бросался с ножом. Родственники не могли ничем помочь, считая, что домашнее насилие не преступление, а просто скандал – семейное дело, в которое не принято вмешиваться.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

Ответ: Проанализировав данную ситуацию можно сказать следующее: Анна состоит в повторном браке, имеет дочь от первого брака Любу (10 лет) и в течении 5 лет терпит вместе с дочкой моральное, психологическое и физическое насилие со стороны мужа, который постоянно критикует, ревнует ко всем, обзывает, и по любому поводу начинает скандал и избивает ее вместе с дочкой. Он очень часто бросался с ножом. Родственники в ситуацию не вмешивались считая, что домашнее насилие не преступление, а просто скандал – семейное дело, в которое не принято вмешиваться.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

Ответ: Анна уже была замужем, это и является причиной насилия над ребенком от первого брака, и причиной морально-психогическому насилия со стороны второго мужа (ревность, оскорбления, критика). Ревность привела к физическому насилию (избиение ее вместе с дочкой, бросается с ножом). Бездействие со стороны родственников.

3. Куда следует обратиться Анне за помощью?

Ответ: Анна должна обратиться в социальную службу или позвонить на телефон доверия в кризисный центр, где ей помогут найти комплексный подход в решении проблемы насилия в семье: привлечение правоохранительных органов, оказание психологической помощи матери и ребенку, сотрудничество с медицинскими работниками, квалифицированная помощь юристов. Социальный работник должен направить женщину в центр для пострадавших от насилия, где ей окажут помощь или предоставят специальное убежище. Кроме того необходимо, прежде всего, позаботиться о безопасности женщины и важно выяснить, к кому из родственников, друзей, знакомых Анна может обратиться за поддержкой.

4. Что можно предпринять в данной ситуации?




Список литература

1.Алтунина И.Р. Социальная психология / И.Р. Алтунина. – М.: Юрайт, 2015. – 427с.
2. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. – М.: Флинта: МПСИ, 2013.
3. Колесникова Г.И. Социология и психология семьи / Г.И.Колесникова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 397с.
4. Поповичева Л. И., Масанова М. Д., Федотова Н. И. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ // Молодой ученый. – 2014. – №10. -С. 398-401.
5. Якимова Т.В. Психология семьи / Т.В. Якимова. – М.: Юрайт, 2016. – 345с.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.