Содержимое

Модуль 2. Организационные аспекты индивидуальной формы логопедической работы

1. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

С помощью литературы, предложенной в разделе «Библиотека», заполните таблицу.

Содержание ответа

Вид речевого нарушения Направления индивидуальной работы Задачи индивидуального занятия в соответствии с ведущими направлениями работы Структура занятия Принципы отбора речевого и дидактического материала
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  1. Коррекция произношения, то есть постановка и уточнение артикуляции звуков.
  2. Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
  1. Длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умение сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и справленные);
  2. Обработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, смазано;
  3. Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь;
  4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференцированных (акустико – артикуляционных) признаков звуков;

5 Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку, то есть обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.

– Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для развития мимических мышц.

– Пальчиковая гимнастика (возможно в сопровождении стихотворных текстов).

– Упражнения по развитию речевого дыхания.

– Упражнения по формированию речевого голоса. – Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

– Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

–  Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

– Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

– Формирование лексико-грамматических представлений.

– Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

 Освоение артикуляции идёт успешнее, если в речевом материале отсутствуют звуки, близкие к тем, над которыми ведётся работа в данный момент.

– Материал для закрепления правильного произношения звуков должен одновременно способствовать расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

Общее недоразвитие речи 1 уровня – дифференциация звуков речи

– отработка трудностей фонематического анализа и синтеза слов

– коррекция звукопроизношения

Предварительный этап-работа над каждым из смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрит-ое, слуховое и тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

Выделение звука в слоге;

Определение наличия и места звука в слове (начало, середина, конец);

Определение места звука по отношению к др. Звукам ( какой по счёту, после какого звука стоит и т.д.);

Выделение звука из предложения, текста

Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков -сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

В процессе работы:- каждый из звуков соотносится с определённой буквой;

– проводится большое кол-во письменных упр., закрепляющих дифференциацию звуков

    1. Артикуляторная гимнастика
    2. Упражнения на фонмный анализ и синтез с использованием полисенсорных каналов восприятия.
    3. Закрепление
1. Материал должен быть знаком детям и по содержанию, и по грамматическому оформлению с целью экономии времени.

2. Он должен соответствовать фонетической теме.

3. Предпочтение отдается материалу разговорной речи

Общее недоразвитие речи 2 уровня 1.Активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2.Подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3.Постановка отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

1. введение в тему (объединение его с актуализацией имеющ-ся знаниями: в процессе его также проверяется, что дети знают по теме и какими навыками владеют)

2. новый материал, повтор-е и закрепл-е нового матер-ла

3. обобщение пройденного

При выборе материала для различных этапов автоматизации и дифференциации звуков важно учитывать индивидуальные особенности усвоения нормативного звукопроизношения ребёнком.

При автоматизации большинства звуков на уровне слога возможны различные варианты выбора фонетического материала: как прямые, так и обратные слоги (реже используется интервокальная позиция – поставленный согласный звук между гласными). Имеются общие рекомендации по поводу выбора типа слога для закрепления тех или иных групп согласных звуков.

используемый материал одновременно может применяться для коррекции недостатков и развития лексико – грамматического строя речи.

Общее недоразвитие речи 3 уровня 1. Развитие артикуляционной моторики

2. Формирование правильного звукопроизношения

3. Развитие фонематических процессов

4. Уточнение, обогащение словаря по темам

5. Работа над слоговой структурой

6. Совершенствование грамматического строя речи

7. Развитие связной речи

8. Совершенствование психологической базы речи

9. Развитие мелкой моторики

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

– артикуляционные упражнения

– Дифференциация неречевых звуков.

– Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

– Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

– Формирование умения выделять слова из предложения.

– Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения  различать слоги со сходными звуками и др.

– Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

– Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

– Работа над двухсложными словами без стечения согласных и др.

– развитие понимания устной речи

– употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;

– согласование имен числительных с именами существительными;

– согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже и др.

Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

– Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин , по сюжетной картине, по моделям, схемам и др.

–  расширение объема зрительной и слуховой памяти;

–  развитие вербального мышления

– развитие логического мышления

– Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и  удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

– Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений) и др.

  1. Организационный момент.
  2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
  3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:
    а) развитие общей моторики;
    б) развитие мелкой моторики.
  4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
  5. Развитие артикуляционной моторики.
  6. Развитие дыхания и голоса.
  7. Объявление темы.
  8. Развитие фонематического слуха.
  9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
  10. Работа со словами. Звукослоговый анализ слов с графической записью.
  11. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись.
  12. Домашнее задание.
  13. Итог занятия.
– Соответствие содержания образования требованиям развития общества, культуры, науки, личности.

– Соответствие содержания образования имеющимся программно- методическим, дидактическим и материальным условиям МДОУ.

– Принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения и воспитания.

– Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

– Принцип систематичности и последовательности.

– Принцип доступности обучения.

Ринолалия а) развитие нормального физиологического и речевого дыхания, б) полноценного небно-глоточного смыкания, в) формирование артикуляционных укладов и правильных артикуляционных движений, г) коррекция нарушений звукопроизношения, д) устранение носового (назального) оттенка голоса, е) автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении, ж) нормализация просодической стороны речи, з) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с целью предупреждения возможного последующего возникновения нарушения письменной речи – дисграфии, и) своевременное устранение отставания в развитии фразовой речи, лексико-грамматического строя речи, к) контроль за общим речевым развитием ребенка. 1) нормализация «ротового выдоха», формирование длительной ротовой струи при произношении всех звуков речи, кроме носовых;

2) овладение артикуляцией всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

дифференциацию звуков с целью предупреждения нарушений звукового анализа;

5) нормализация ритмико-интонационной стороны речи;

6) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения по тренировке губ; упражнение по тренировке нижней челюсти; упражнения для тренировки языка. 2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 3. Упражнения по развитию речевого дыхания. 4. Упражнения по развитию мимической выразительности. 5. Упражнения по формированию речевого голоса. 6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи. 7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия. 8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка. 9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. 10. Формирование лексико-грамматических представлений. 11. Обучение элементам грамоты. 12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. – фразы короткие,

– должны включать только правильно произносимые фонемы,

– во фразах должно быть достаточное количество соноров и звонких фрикативных согласных.

Дизартрия 1.Развитие фонематического внимания и восприятия (т.е. обучение умению различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного, проводить фонематический анализ);

2.Формирование речевого дыхания.

3.Работа по преодолению нарушений голоса.

4.Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.

5.Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики.

6.Постановка звуков.

7.Развитие и формирование мелкой моторики рук.

8.Развитие и формирование общей моторики.

9.В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя параллельно ведется работа по этим направлениям.

1) уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии;

2) развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

3) нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи);

4) формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

5) развитие фонематического восприятия и звукового анализа (если нарушен не только фонетический строй речи, но и фонематические процессы);

6) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи — не только фонетико-фонематических, но и лексико-грамматических);

7) развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики.

I блок, подготовительный. В него входят следующие направления:

♦ Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.

♦ Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений

Нормализация голоса и голосовых модуляций, с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика.

♦ Нормализация речевого дыхания, и др.

II блок, основной:

Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).

♦ Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.

♦ Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.

♦ Постановка звука традиционными в логопедии способами.

♦ Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.

♦ Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.

♦ Отработка слов сложной звукослоговой структуры.

♦ Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

– онтогенетический

– учёт структуры дефекта

– учёт контекста (контекстуальных влияний)

– системный

Заикание 1) до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования; 2) коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но на весь организм и личность заикающегося в целом; 3) логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать “охранительный речевой режим”; 4) развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение “степени самостоятельности речи”: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная).
  • обучение детей диафрагмальному и речевому дыханию
  • развитие чувства темпа и ритма, речедвигательной координации
  • развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики на занятиях по логопедической ритмике
  • формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
  • развитие просодической стороны речи, фонетико-фонематических процессов, звукопроизношения, связной речи

-развитие планирующей функции речи на логопедических занятиях.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Артикуляционная гимнастика:
  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
  1. Объявление темы урока.
  2. Постановка звука.
  3. Анализ артикуляции по плану.
  4. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).
  5. Развитие фонематического слуха:
  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.
  1. Закрепление звука в слогах.
  2. Закрепление в словах.
  3. Закрепление в предложениях.
  4. Домашнее задание.
Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм ребенка в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность ребенка в целом
Алалия – сознательный анализ состава речи

– развитие фонематического восприятия

– понимание речевых структур

пробуждение интереса к звукам окружающей жизни, к речевым звукам, развитие потребности, желания и возможности подражать им, дифференциации неречевых и речевых звуков.
  • «Слушай мир!» -у ребенка формируется база для различения неречевых звуков – шум дождя, воды, скрипов и т.д. – игры с водой, крупой, песком, музыкальными инструментами.
  • «Что вижу, то пою!»– распевая слоги и отстукивая ритм с использованием специальных карточек-символов, ребенок учится различать речь, формируется речевой слух.
  • «Говорить как дышать!» – дыхательная гимнастика – игры с пеной, с водой, с соломинками для выработки длительного ротового выдоха, многократное пропевание одних и тех же звуков под специальную мелодию, что способствует плавному выдоху, четкой голосоподачи, правильной артикуляции.
  • «Заговорить играя!» – игра как основная форма работы для формирования фразы – зарождение фразы начинается с глагола, поэтому глаголу уделяется самое пристальное внимание в игре. Ребенку с алалией требуется услышать слово 300 раз, чтобы запомнить его и произнести. Но чтобы понять смысл ребенку необходимо «прожить» глагол, обозначающий конкретное действие.
отбор языкового и дидактического материала, определение его последовательности–вариативны. Учитывается не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности. Устраняются воспитательным воздействием невротические наслоения в характере ребенка, ведется работа по воспитанию сознательной целенаправленной личности.
Речь совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей. Обращается внимание на развитие мелкой моторики.

2. Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи, развития внимания и памяти на индивидуальных занятиях

Подберите упражнения и игры для формирования грамматического строя речи, для развития внимания и памяти, которые можно применить на индивидуальных занятиях.

Содержание ответа

Упражнения и игры для формирования грамматического строя речи при ОНР III уровня:

1. Упражнение“Закончи фразу”

1)”В лесу растут. “: “На клумбе выросли красивые. “; “Зимой на улице. ,а летом. “;Катя и Никита любят петь. ” и др.

2)”Цветы стоят в. “; “Вчера дети ходили в. “; “Папа ходил в магазин. “; “В саду растут. “Кошка спряталась за. “; “Бабушка несёт. “; “Маша часто помогает маме. ”

3)”Наступила весна. На деревьях распустились. Солнце стало греть. Дни становятся. ”

2. Составляем словосочетания.

Например:”Стакан,молока. Стакан чего? -Молока. Стакан молока.

Составляемые словосочетания: бутылка молока/воды,сока;кусок сыра,торта,мыла и т. д. во второй части задания детям предлагается составить предложения,используя данные словосочетания,например: сестра купила торт” и т. д.

3. упражнение в составлении предложений по данному слову (предложно-падежной конструкции): “В воде”-“Над водой”-“Под водой”(при этом используются картинки:рыбки”,”скамейка” и т. д.)

Ира “Назови ласково”

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Яблоко. (яблочко)

Апельсин. (апельсинчик)

Лимон.

Бананчик.

Игра “Чей хвост?”

Образование притяжательных прилагательных.

Хвост медведя-. (медвежий)

Хвост лисы -.

Хвост зайца.

Изменить слова по образцу

Согласование числительного “два” с существительными

Одна чашка – две чашки

Одна вилка – две. (вилки)

Один стакан -. (два стакана) и. т. д.

Упражнения и игры для развития внимания и памяти при ОНР III уровня

Игра «Будь внимателен»

  • Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» – стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» – остановиться и стучать одной ногой об пол.
  • Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
  • В дальнейшем можно набор команд расширить.

Игра «Поющие животные»

  • Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь
  • Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные – угадать их.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

  • Дети садятся в круг. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, а слово огонь – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
  • Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.
  • Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.

Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий на другие», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Исправь ошибки», традиционные игры: «Летает – не летает», «Съедобный – несъедобный».

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется заучивание стихов или сказок, рассказы об увиденном во время прогулок, а так же специальные игры и упражнения.

Игра «Послушай и запомни»

  • Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча – дождь, ночь – луна, постель – сон, солнце – день, лампа – свет. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша – вспомнить второе слово.
  • Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
  • Обязательно меняйтесь ролями

Игра «Посмотри и запомни»

  • На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Игра «Нарисуй узор»

  • Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

3. Планы-конспекты индивидуальных занятий

Составьте планы-конспекты индивидуальных занятий на подготовительном этапе работы над звуком [с], по постановке звука [ш], по автоматизации звука [р] в слогах. В каждом конспекте обязательно сформулировать тему, цель, задачи занятия, отразить последовательность и краткое содержание этапов.

Содержание ответа

План-конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе работы над звуком [с]

Цель: Подготовить к произнесению звука [с]

Задачи:

  • Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.
  • Формировать длительную направленную воздушную струю.
  • Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
  • Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.
  • Продолжать учить образовывать форму родительного падежа имен существительных.
  • Развивать мимическую и интонационную выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.
  • Закрепить названия основных цветов.

Оборудование:

Книга со сказкой «Колобок» с иллюстрациями; карточки с артикул. упражнениями; предметные картинки (сосна, санки, насос или чайник); мячи, неровные дорожки; разрезная картинка с изображением мяча.

Ход.

1. Организационный момент.

Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется? Колобок

2. Артикуляционная гимнастика.

Жили – были дед да баба. Жили они в домике за высоким забором. (Выставляется символ артикуляционного упражнения «Заборчик») Жили они, не тужили. По утрам они чистили свои зубки. Вот так….(упр. «Почисти зубки») Бабка месила тесто и пекла деду блинчики. (Упр. «Блинчик). Дед очень любил блинчики, чтоб не обжечься дул на них. Вот так….(упр. «Остуди блинчик») Жила у бабки с дедкой кошка. Она выгибала свою спинку. Вот так….(упр. «Киска спинку выгибает») Кошка ловила мышей, потому что они мешали ей спать, все время пищали: «Пи пи пи». Вот испекла бабка как-то не блины, а колобок, да положила его на окно студиться. Скучно стало лежать колобку, он прыг, да покатился по дорожке.

3. Восприятие звука в начале слов

Повстречал колобок …Кого? Зайца. Что сказал заяц колобку?

Выполни мое задание, тогда я тебя не съем.

(Логопед выставляет картинки: сосна, санки. Просит внимательно слушать и говорить: «ДА», только когда слово будет названо правильно.)

Фанки танки шанки ханки сянки хянки санки тянки санки щанки

Фафна хахна сосна фасна шашна сясьна сосна сашна сахна тасна

4. Формирование длительной направленной воздушной струи.

Заяц любит играть в футбол. Давай забьем ему гол.

5. Восприятие звука в потоке звуков

Покатился колобок дальше. А навстречу ему волк. У волка прокололось колесо, ему надо его накачать насосом. Насос свистит ССССС. Волк будет накачивать колесо, а ты, если услышишь, что насос работает правильно, хлопни в ладоши.

6. Развитие мелкой моторики

Помоги медведю пройти по узкой дорожке, а то он очень неуклюжий. (Хождение пальчиками по шершавой дорожке)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мишке помогать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будут пальчики шагать.

Пальчиковая гимнастика с мячиками.

Эта ручка — правая,

Эта ручка — левая.

Дети показывают правую, затем левую ладонь. На ладонях мячики.
Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Попеременно сжимают и разжимают ладони.
Будет сильной правая,

Будет сильной левая.

7. Развитие целостного восприятия, закрепление основных цветов.

Шла лисичка, обронила свою игрушку, а собрать не может. Помоги лисичке, она тогда не съест нашего колобка. Какого цвета получился твой мяч?

8. Итог

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец, а кто помогал рассказывать – умница!!!

Кого встретил колобок первого? (зайца)……

План-конспект индивидуального занятия по постановке звука [ш]

Цель:

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

– упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие:

-развитие  артикуляционного  аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи.

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

– воспитание самостоятельности.

Оборудование:

предметные картинки.

Этапы

Ход занятия:

1. Орг. момент

– К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=5118997d4722fd56&mb=imgdb_preview_1100

2. Артикуляционная гимнастика

Она очень любила животных. И вот однажды, собирая  в лесу грибы, она  встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече  и улыбнулся («Улыбка»).

http://www.alamandi-club.com/upload/blogs/735350dc324e034ba09cf584a08d06a4.jpg.jpg hello_html_71a92b4.png

 

Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).

 

http://ppt4web.ru/images/50/2499/310/img3.jpg

 

 

Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).

http://hq-wall.net/i/med_thumb/14/85/b625c2ca.jpg «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

 

 

 

А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).

 

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

 

Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича  грибами («Грибочек»).

«ГРИБОК»Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражн…

 

А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

«Лошадка» Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук …

3. Объявление темы занятия

– Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

4. Постановка звука

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

5. Анализ артикуляции

SH-J

  • В каком положении находятся губы?
  • В каком положении  находятся зубы?
  • Где находится кончик языка?
  • Где находятся края языка?
  • Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

– Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

6. Закрепление изолированного звука

По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

– Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

http://www.otello.gorod.tomsk.ru/uploads/46340/1276445138/9.jpg

 

По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

H:\Комарова Автоматиз\Звук Ш\IMG_0005.jpg

7. Развитие фонематического слуха

Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

– А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его – хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

8. Закрепление звука в слогах

Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

H:\Комарова Автоматиз\Звук Ш\IMG_0006.jpg

– Давай, споём вместе с ними.

9. Закрепление звука в словах

Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

– Давай назовём их….

Описание: http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/30/d-29945/29945_html_722aa954.png

10. Закрепление звука в предложении

– Давай назовём их….

У Миши новая  http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=31ed8f9612ecdc90&mb=imgdb_preview_1766 .

Папа едет на  http://www.curbsideclassic.com/wp-content/uploads/2014/03/db_honda_legend_european_31.jpg .

Даша нашла  http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/f9313b8585885173908da4c2d1b1eac6.jpg .

Маша помогает  http://www.stihi.ru/pics/2012/07/28/2339.jpg.

11.Домашнее задание

Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

– в начале слова;

– в середине слова;

– в конце слова.

12. Итог занятия

– Сегодня на занятии ты  побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

– С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

– А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=6dbd39b392a8aae1&mb=imgdb_preview_812

13. Оценка занятия

– Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=4aa79a4a38cbdf28&mb=imgdb_preview_696

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • Образование существительных, обозначающие названия профессий;
  • Знать артикуляционные упражнения;
  • Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
  • Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
  • Знать графический образ буквы Р;

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям 

Оборудование:

Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.

  • Упражнение «Чистим зубки»

1.Улыбнуться

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

  • Упражнение «Барабанщик»

1.Улыбнуться

2.Открыть рот

3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).

  • Упражнение «Маляр»

1.Губы в улыбке

2.Приоткрыть рот

3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад

– Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).

– Так на чём мы поедем?

– На автобусе.

– Завели мотор!  Поехали!  «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).

3. Характеристика звука [Р].

– Какой звук произносим? Какой он –  звук [Р]?

– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.

4. Автоматизация звука.

1)  в слогах

– Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)

Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.

– Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.

– Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее  цифре количество раз:

пра – 2       дры — 3     пар — 2       пар — 3

– Молодец!

2) в словах

– На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:

большие предметы превратить в маленькие. Поможем  ему?

– Да.

– Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.

3) в предложениях

– Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.

– Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.

 Игра с мячом «Бывает, не бывает»

–  Дровами рубят топор.

– Сахар грызёт Иру.

– Дорога едет по грузовику.

5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.

–  Во время представления громко играет цирковой оркестр.

– Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

– Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке?  Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)

6. Динамическая пауза

– Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки!

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем!

7. Позиция звука в слове.

–  А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.

– Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)

(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).

8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].

– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Ры –   ры –   ры – шары в руках у детворы

Ра –    ра –    ра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.

(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).

9. Мелкая моторика рук.

-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай  фишками мозаики выложим букву Р.

10. Итог занятия.

– Пора возвращаться домой.

– Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

– А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).

 

 

Посмотрите другие материалы по теме

Модуль 1.  Основные принципы  индивидуальной и фронтальной форм логопедической работы.

Модуль 3. Организационные аспекты фронтальной формы логопедической работы.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.