Содержимое

ВВЕДЕНИЕ
Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной. Внимание в жизни и деятельности каждого выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с необходимыми потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов и в частности внимания, отводится большое значение. Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития. В значительной степени это связано с тем, что внимание определяет ход и результат учебной работы. Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
Для данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Наблюдается проявление инертности – ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения и как следствие этого – трудности при выполнении заданий учебного типа. Состояние внимания непосредственно влияет на деятельность ребенка. Часты случай, когда именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в обучении. Одним из условий оптимальной учебной деятельности ребенка является его способность к концентрации внимания.
Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с задержкой психического развития часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания, считает Н.Г. Поддубная.
Обучение и воспитание детей с отклонением в развитии, включение их в общественную жизнь — сложная социальная и педагогическая проблема. Отклонения в развитии ребенка вносят значительные коррективы в психологическое развитие ребенка, что отражается и на его игровой деятельности.
Исследование и коррекция игровой деятельности у детей является важной психолого-педагогической задачей, требующей пристального внимания и своевременной корректировки воспитательного и обучающего процессов.
Актуальность изучения процесса формирования игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития заключается в систематизации имеющейся разрозненной информации об особенностях формирования игровой деятельности у указанной категории детей, методах исследования и воздействия, в целях определения оптимальных методик коррекционно-педагогической работы, направленной на повышение уровня игровой деятельности, а следовательно и повышения готовности дошкольников с задержкой психического развития к процессу обучения в школе.
Разработанность темы в научных исследованиях: на данный момент проблема внимания, а тем использование средств развития внимания в условиях игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в отечественной науке изучена недостаточно, т.к. данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с данной проблемой весьма проблематично. проблемовй развития внимания детей с задержкой психического развития занимались такие ученые, как Т.А. Власова, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойм, И.А. Юркова, М.И. Буянов, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская и др.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития внимания в ходе игровой деятельности дошкольников с ЗПР.
Объект исследования: внимание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования: особенности развития внимания детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития
Гипотеза: внедрение составленной коррекционной программы в процесс игровой деятельности является эффективным средством развития внимания детей дошкольного возраста с зедржкой психического развития.
Задачи:
1) Уточнить понятия внимания в мировой психологической науке;
2) Проанализировать подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме отклоняющегося развития у детей;
3) Провести экспериментальное исследование влияния специализированной программы по развитию внимания у детей с ЗПР.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования:
1) Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы;
2) Эмпирические: эксперимент в единстве трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем и контрольном этапах применялась диагностическая программа, в состав которой вошли следующие методики:
• «Найди и вычеркни» (авт. Р.С Немов);
• «Домик» (авт. Р.Р. Калинина)
3) Методы количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Практическое значение исследования заключается в систематизации имеющихся сведений о таких важных составных элементах особенностей формирования внимания, специфики использования констатирующих и формирующих экспериментов.
Методической основой в подготовке дипломной работы явились труды таких авторов, как Вегнер А.А., Власова Т.А., Волков Б.С., Волкова Н.В., Выготский Л.С., Жуковская Р.И., Забрамная С.Д., Лапшин В.А., Маклаков А.Г., Мухина B.C., Немов Р.С., Никитин Б.П., Слепович Е.С., Эльконин Д.Б.
Эмпирическую выборку составили 20 детей возраста 6-7 лет с ЗПР, воспитанники детского сада №12 г. Красногорска Московской области.
Исследование проходило в апрель-май 2017 года.
Структура работы: введение, две глав, объединяющих семь параграфов, заключение, список литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР В ХОДЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Подходы к изучению внимания в мировой психологической науке

1.2 Особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития

1.3. Влияние игровой деятельности на развитие внимания у детей с ЗПР

1.1.Подходы к изучению внимания в мировой психологической науке
Неоспоримым является тот факт, что в психологии не существует единого взгляда на проблему внимания. Несмотря на то, что история психологического изучения внимания насчитывает более века, до сих пор нет общепризнанной точки зрения ни на саму сущность внимания, ни на то, является ли оно самостоятельным психическим проуессом или же внимание есть качественная характеристика других психологических прочессов.
Психологи некоторых направлений отрицают внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Одни все формы психической деятельности сводят к разным проявлениям того или иного общего механизма – ассоциаций, образования структур. Другие отождествляют внимание с разными психическими функциями или с какой-нибудь их стороной [14].
Представители зарубежной когнитивной психологии (Д.Е. Броадбент, А.М. Трейсман, Д.А. Норман, Р.М.Шифрин и др.) понимают внимание как процесс отбора релевантной информации, как запас психологической энергии (Д. Канеман, М.И.Познер,К.Р. Шнайдер, К.Д. Уикенс и др.), как управление процессом произвольного приема и переработки информации (У.Нейман, Д.А. Норман, Д. Навон и др.) [24].
Занимались проблемами внимания крупнейшие психологи : Э. Титченер лидер структурной школы, считающей предметом психологии сознание, изучаемое посредством расчленения на элементы того, что дано субъекту в его интроспекции, с тем чтобы затем выяснить всеобщие законы, по которым из них складывается структура, и У.Джемс – автор моторно-биологической концепции психики как особой формы активности организма, призванной обеспечить его эффективное выживание.
Определение внимания, данное Э. Титченером – состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты.
Определение внимания, данное У.Джемсом – одна из характернейших особенностей нашей духовной жизни, когда, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую ничтожную часть их.
В отечественной психологической науке внимание, прежде всего, изучается с точки зрения деятельного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Р. Рубинштейн и др.) в рамках которого оно расматривается как отдельный вид психической деятельности (П.Я. Гальперин, Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов и др) и как ее направленность и сосредоточенность (И.Л. Баскаков, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, Н.В. Лаврова, В.И Страхов и др.) [11].
Значительный вклад в развитие представлений о внимании внесен русским психологом Н.Н.Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Т.Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представлении объектов. Определение внимания, данное Н.Ланге – внимание есть именно не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для самого сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении. Несмотря на сходство основных положений, это определение существенно отличается от определения, данного Т.Рибо. Определение внимания, данное Т.Рибо – внимание есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума.
В отечественной психологии проблема внимания рассматривается традиционно в рамках культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин), психологии установки (Д.Н.Узнадзе). Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию [6]. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским: «Внимание – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития» [9]. Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания – это рассмотрение внимания как внутренней деятельности. Таким образом, проблемы развития и регуляции внимания решались с тех же позиций, что и проблемы регуляции любой внешней деятельности. Внимание как деятельность содержало все те же компоненты (деятельность, действие, операция), что и внешняя деятельность. Определение внимания, данное П.Я.Гальпериным – «Внимание это деятельность контроля» [4].
Представитель другого деятельностного подхода С.Л.Рубинштейн, рассматривающий деятельность в единстве с сознанием, рассматривал внимание как общее явление, присущее в качестве необходимого компонента всем деятельностям, не приписывая ему свойств отдельной деятельности. Определение внимания, данное С.Л.Рубинштейном – «Сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект» .
Схожую с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у Н.Ф.Добрынина. Определение внимания, данное Н.Ф.Добрыниным: «Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности» [16].
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека [8]. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания. На ориентировочный рефлекс как его врожденным механизм и наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским.
«Большой психологический словарь» под редакцией Б.Г.Мещерякова и В.П. Зинченко трактуют внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач [22].
И в зарубежных, и в отечественных психологических иследованиях, как классически, так и современных, можно найти множество самых разных, зачастую противоречащих друг другу определений сущности внимнияю.
.
1.2 Особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития
Недостатки внимания как сосредоточение деятельности субъекта, на каком либо объекте отмечаются в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредотачиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется в любой деятельности, которой занимаются дети. Сосредоточенность детей становится значительно больше в условиях индивидуального лабораторного эксперимента, где деятельность детей регулируется и стимулируется взрослым и сведены к минимуму различные отвлекающие воздействия [16].
В условиях свободного поведения ребёнка дома или в группе детского сада, значительно в большей мере проявляется не сформированность, слабость саморегуляции психической деятельности и недостаточность мотивации. В таких условиях дефицит внимания становится более очевидным. Нарушение внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы. У детей с задержкой психического развития отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Детям требуется больше времени, чтобы приступить к выполнению задания после получения инструкции. Они хуже выполняют задание, которые требуют сосредоточения внимания на материале не вызывающим непосредственного интереса [26].
Недостаточность внимания особенно проявляются при выполнении заданий игрового или учебного характера. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Неустойчивость внимания ведёт к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы.
Динамика уровня внимания и работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания и снижается по мере продолжения работы. У других детей сосредоточение внимания после некоторого периода работы. Для третьих детей характерна периодичность колебания внимания на протяжении всей работы.
Типичным для детей с задержкой психического развития является снижение концентрации внимания – выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемости, отрицательно сказывается на процессе обучения.
Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание [26].
Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению, сильно выраженная отвлекаемость и быстрая утомляемость. Для многих детей характерен ограниченный объём внимания, когда ребёнок удерживает одновременно меньший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом
Дети долго не могут сосредоточиться на выполнении учебных заданий, из-за частой переключаемости внимания на разные внешние раздражители, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребёнок с трудом переключается с одного задания на другое [40].
У детей с задержкой психического развития повышенная истощаемость внимания, которая выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий, с нарастанием ошибок по мере достижения цели.
Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности.
Указанные особенности нарушения внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти. Дефицит внимания детей с задержкой психического развития по З. Тржесоглаве, характеризуется наличием короткого промежутка собственного внимательного поведения: ребёнок рассеян, не способен запомнить инструкции и задание [11].
Для большинства детей с задержкой психического развития характерно ослабленное внимание к вербальной информации.
По мнению Л.И. Переслени, при обучении детей с задержкой психического развития особое внимание следует уделять многократному повторению пройденного [19].
Это может способствовать фиксации недостаточности процессов консолидации следов. В то же время нарушения избирательного внимания при задержке психического развития требуют использования разнообразных способов предъявления одной и той же информации. Важны любые методические приёмы, привлекающие внимание к новой информации и повышающие его устойчивость.
При задержке психического развития недостаточный уровень развития внимания. В различных формах задержки психического развития у детей есть нарушение внимания.
Особенности внимания у детей с ЗПР:
• Неустойчивость (колебания) внимания, что ведет к снижению производительности, обуславливает трудности выполнения заданий. Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 мин., Затем в течение 3-7 мин., «Отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы «выпадает» из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.
• Пониженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Данная особенность внимания указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.
• Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи наблюдается затрудненное восприятие ситуации в целом.
• Снижена избирательность внимания. Ребенку трудно выделить цель деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей.
• Сниженное распределения внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, то есть находятся в стадии освоения.
• «Прилипания внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
• Повышенная отвлекаемость. Ребенок долго не может сосредоточиться на данной деятельности. Сравнительное экспериментальное исследование показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп их деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает [20].
Вследствие нарушения внимания у детей с задержкой психического развития нарушается мыслительная деятельность, не активизируется сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняется реализация процессов восприятия и памяти.
Низкий уровень развития внимания не только влияет на формирование психических процессов, но и в значительной мере определяет успешность овладения ребенком учебного материала.

1.3. Влияние игровой деятельности на развитие внимания у детей с ЗПР
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями [14].
Успешное обучение и воспитание детей с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема развития и коррекции нарушенного внимания у дошкольников ЗПР, так как внимание является необходимым условием успешного развития ребенка с ЗПР в процессе обучения и воспитания. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта с взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться, ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Наиболее эффективный метод терапевтического воздействия для детей с нарушением внимания является игровая деятельность, где общение ребенка и взрослого происходит в процессе игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.
Изучая литературу, посвященную вопросам игровой деятельности, можно сказать, что игра может использоваться как диагностический инструмент. Пронаблюдав за игрой ребенка, можно увидеть, что его тревожит на данный момент времени, каковы причины возникновения этой тревоги, с чем ребенок не согласен. Наблюдения игрового развития ребенка могут использоваться для выработки гипотез относительно других аспектов его развития, а так же для постановки целей и создания стратегий лечения. Игра может использоваться как средство коррекции различных сфер личности ребенка. Следует так же отметить, что диагностику психического развития ребенка, проведенную в виде игры, можно считать самым оптимальным, непринужденным методом [22]. Игра раскрепощает ребенка. Дает возможность избежать сковывающего воздействия оценки, под которой поведение ребенка рассматривается как успешное либо удачное. Играя, ребенок отображает окружающий мир и свое отношение к нему. Игра, подобно всем другим типам поведения ребенка, следует предсказуемой последовательности развития.
В процессе перехода ребенка к дошкольному возрасту ему предъявляют более серьезные требования: надо в течении 15-20 минут выполнять задания на занятиях в детском саду, слушать довольно длинные сказки и рассказы, исполнять роль в игре. Да и для школы необходима внимательность. Поэтому следует помочь ребенку в развитии наиболее существенных сторон его внимания.
К 4-5 годам у ребенка значительно увеличивается объем внимания: он может даже в сложной ситуации действовать сразу с 2-3 предметами. Особенно явно это выступает в играх детей. У «доктора» целый набор инструментов и лекарств, у «продавца» – товаров. Однако вне игры далеко не все дети успешно распределяют свое внимание между несколькими предметами [8].
Так если ребенка 5 -6 лет попросить придумать рассказ про 2-3 стоящие перед ним игрушки, то не всегда он может справиться с этим. Часть детей сосредотачиваются только на одном предмете и рассказывают только про него. Некоторые дети невнимательно анализируют сами предметы, что приводит к несоответствиям в их рассказах. Поэтому умение направлять свое внимание сразу на несколько предметов и тщательно их анализировать следует специально формировать у дошкольников. В данном случае можно поиграть с ребенком в игру «Что изменилось?» [18].
Важным свойством внимания, развитие которого особенно значимо для обучения в школе, является его устойчивость.
Детям можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать небольшую сказку. Если замечено, что ребенок теряет интерес к делу, хочет бросить его, нужно немного изменить задание ( перестроить гараж так, чтобы в него помещалась не только маленькая, но и большая машина).
Кроме того, устойчивость внимания весьма успешно развивается с помощью несложных игр. Нарисовать на листе бумаги несколько «пляшущих человечков» 3-4 видов, затем в течении 8-10 минут просматривать ряды «пляшущих человечков» и отмечать карандашом только тех, которые стоят «смирно». Затем вы можете посчитать количество ошибок, допущенных ребенком и предложить ему посоревноваться с вами в точности выполнения заданий. Несколько ваших проигрышей повысят интерес ребенка к таким заданиям [7].
Важным свойством внимания, которое тоже следует направленно формировать в дошкольном возрасте, является его переключение. Большинству детей бывает сложно переходить от одной деятельности к другой. Поэтому несложные игры и упражнения, направленные на развитие переключения внимания, могут помочь с заданиями.

>

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР В ХОДЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Организация психодиагностического исследования внимания у детей с ЗПР

2.2. Анализ результатов исследования внимания у детей с ЗПР

2.3. Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию внимания у детей с ЗПР

2.1. Организация психодиагностического исследования внимания у детей с ЗПР
На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены особенности развития внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития, которые легли в основу диагностической программы, при составлении которой мы опирались на методические разработки Р.С.Немова, Р.Р. Калининой.
Исследование проводилось на базе детского сада № 12 города Красногорска Московской области. В исследовании участвовало 20 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (по 10 человек из 2-ух групп №11 и №12). Возраст испытуемых 6–7лет.
Цель программы: выявление и изучение особенностей развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи программы:
1. Определить уровень продуктивности и устойчивости внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития в контрольной и экспериментальной группе;
2. Определить уровень произвольности зрительного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития в контрольной и экспериментальной группе;
3. Выявить уровень сформированности внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами в работе с детьми с задержкой психического развития.
Характеристика диагностической программы представлена в таблице 1.

Таблица 1
Диагностический инструментарий исследования
№ п/п Название методики Цель методики Параметры диагностики
1. «Найди и вычеркни»
(авт. Р.С. Немов) Определение уровня продуктивности и устойчивости внимания у детей дошкольного возраста. Продуктивность и устойчивость внимания
2. «Домик» (Калинина Р.Р)
Определение уровня развития произвольного зрительного внимания у детей дошкольного возраста Произвольность зрительного внимания

1. «Найди и вычеркни» [30]
Ребенку предлагается бланк с различными предметами в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимательнее и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя получится не хуже, чем у остальных детей»
Далее ребенку показывается бланк с различными предметами и объясняется, что он должен, внимательно просматривая предметы по рядам, находить среди них такие, которые назвал воспитатель, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 2,5 минут. Через каждые полминуты экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с предметами, где его застала эта команда.
После того, как 2,5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с предметами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество предметов, просмотренных ребенком за каждые полминуты работы и за все 2,5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой полминуты, с 0,5 по 2,5, и в целом за все 2,5 минут.
Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяется по формуле: S = 0,5 × N – 2,8 × n t
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания ребенка;
N – количество предметов, просмотренных ребенком за полминуты (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все 2,5 минут, то естественно, N будет равно числу предметов, просмотренных в течение 2,5 минут, а знаменатель данной формулы – 150);
n – количество ошибок, допущенных ребенком за то же время.
В процессе обработки результатов вычисляются пять полминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем 2,5 минутам работы, вместе взятым.
По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.
При построении графика показатели продуктивности и устойчивости внимания
переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом.
Продуктивность внимания:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8 – 9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6 – 7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4 – 5 баллов – показатель S находится в границах от 0,5 до 0,75 балла.
2 – 3 балла – показатель S находится в пределах от 0,25 до 0,50 балла
0 – 1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8 – 9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4 – 7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2- 3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0 – 1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
2. «Домик» (Калинина Р.Р)
Цель: определение уровня развития произвольного зрительного внимания. Материалы: рисунок-образец с изображением домика, состоящий из набора различных геометрических фигур и графических элементов, чистый лист нелинованной бумаги А 4 (210 х 290 мм), на котором ребенок будет выполнять задание.
Преимуществом данного теста является возможность его проведения в группе. В этом случае необходимо подготовить увеличенное изображение домика (Например, на листе А З), чтобы он был хорошо виден всем детям.
Инструкция. Перед тобой рисунок. Что на нем нарисовано? Правильно Домик, У тебя есть чистый лист бумаги. Нарисуй на нем точно такой же домик, как у меня на рисунке. He спеши, смотри внимательно Постарайся, чтобы твой домик был точно такой же, как у меня на рисунке.
После того как ребенок выполнил задание, необходимо сказать: «Прежде, чем ты отдашь мне свой рисунок, проверь, все ли ты правильно нарисовал. Проверь, твой рисунок точно такой же, как мой?»
Время выполнения задания не ограничивается Рисунок с изображением домика все время находится перед глазами ребенка (ведь мы изучаем внимание дошкольника, а не его память).
Ни в коем случае нельзя подсказывать ребенку, в каком бы то ни было виде. Например, нельзя говорить следующее: «Обрати внимание на забор» или «Проверь, правильно ли ты нарисовал дым». Ведь цель данного задания — определить способность ребенка самостоятельно, произвольно концентрировать свое внимание на задании,
Если ребенок сам спрашивает взрослого: «Правильно у меня нарисовано?», необходимо отвечать; «Посмотри на рисунок. Если у тебя все, как на рисунке, значит, правильно».
Анализ результатов.
В рисунке, выполненном ребенком, выявляются все ошибки, каждой из которой присваивается то или иное количество баллов. Далее по таблице, в зависимости от возраста ребенка, определяется уровень развития у него произвольного внимания.
Ошибки: .
1 балл — изменение расположения детали в пространстве:
– треугольник трубы изображен с левой стороны крыши
или по центру;
– полосы на крыше наклонены влево или изображены вертикально;
– линии отклонены от образца более чем на 30 градусов (дым, забор и т.д.).
2 балла — неправильное изображение детали, например:
– кольца дыма повернуты вниз;
– забор слева нарисован так же, как забор справа;
– забор нарисован неправильно (части забора имеют лишь точку соединения, а не общую сторону);
– крыша нарисована в виде треугольника.
3 балла — нарушение пропорций деталей рисунка более чем в 2 раза, например:
– увеличение / уменьшение окна;
– увеличение / уменьшение размеров крыши;
– увеличение / уменьшение высоты забора.
4 балла — пропуск детали:
– отсутствие дыма (отсутствие и трубы, и дыма — 8 баллов);
– отсутствие полос на крыше
– отсутствие нижней линии — основания дома;
-отсутствие правой или левой стороны забора (отсутствие забора с двух сторон считается как 8 баллов);
– отсутствие окна.
Баллы начисляются за каждую ошибку отдельно. Например, если дым нарисован почти вертикально, а высота забора уменьшается по мере отдаления от стены дома — это 2 балла (по 1-му за каждую ошибку — изменение расположения детали в пространстве).
Не считается ошибкой увеличение или уменьшение количества деталей (элементов забора, полос на крыше, колец дыма и т.д.).
Таблица 2
Определение уровня развития произвольного внимания
Баллы за
ошибки Шестой год жизни
Седьмой год жизни
Готовность к обучению в школе
0 – 2 Очень высокий Высокий Норма
3 – 6 Высокий Средний Ниже среднего
7 – 10 Средний Низкий Низкий
11 и более Низкий Низкий Очень низкий

2.2. Анализ результатов исследования внимания у детей с ЗПР
Первоначально проанализируем результаты исследования устойчивости и продуктивности до проведения экспериментального воздействия и после цикла занятий.
Таблица 3
Результаты исследования устойчивости и продуктивности внимания у детей с ЗПР гр.№11. контрольная группа (апрель 2017 года)
Фамилия, имя Баллы
Продуктивность и устойчивость внимания
1. Андрей С.
3
2. Саша К. 4
3. Денис И.
3
4. Ксения Д.
4
5. Ангелина Ц.
4
6. Ферузхон Б.
3
7. Анна Ю. 6
8. Ирина Я.
4
9. Егор И. 2
10. Марина М.
5
Средний балл 3,8

По результатам исследования продуктивности и устойчивости внимания можно сделать вывод, что средний результат по контрольной группе составляет 3,8 балла, что говорит о наличии среднего уровня продуктивности и устойчивости внимания, близкого к нижнему. При более детальном анализе можно отметить, что в группе не наблюдается высокого и очень высокого уровня продуктивности и устойчивости внимания, аналогично можно сказать и об очень низком уровне. При этом у 4 детей (40%) отмечается низкий уровень, у 6 детей (60%) – средний уровень продуктивности и устойчивости внимания.
Таблица 4
Результаты исследования устойчивости и продуктивности внимания у детей с ЗПР гр.№12, экспериментальная группа (апрель 2017 года)
Фамилия, имя Баллы
Продуктивность и устойчивость внимания
1. Ваня Б. 2
2. Саша К. 3
3. Максим К.
3
4. Вова Б. 4
5. Вероника Ш. 3
6. Илья С. 3
7. Миша К. 4
8. Виталий П.
4
9. Илья И. 3
10. Даша Б. 4
Средний балл 3,3

В результате исследования продуктивности и устойчивости внимания в экспериментальной группе можно сделать вывод, что средний результат равен 3,3 балла, что говорит о среднем уровне, находящемся близким к низкому уровню.. При более детальном анализе можно отметить, что, как и в контрольной группе, не наблюдается высокого и очень высокого уровня продуктивности и устойчивости внимания, а так же очень низкого уровня. При этом у 6 детей (60%) отмечается низкий уровень, у 6 детей (40%) – средний уровень продуктивности и устойчивости внимания. При этом стоит отметить, что наибольший балл, набранный в группе, равен 4, что находится практически на границе низким уровнем.
Таблица 5
Результаты исследования устойчивости и продуктивности внимания у детей с ЗПР гр.№11. (май 2017 года)
Фамилия, имя Баллы
Продуктивность и устойчивость внимания
1. Андрей С.
3
2. Саша К. 4
3. Денис И.
4
4. Ксения Д.
4
5. Ангелина Ц.
4
6. Ферузхон Б.
3
7. Анна Ю. 6
8. Ирина Я.
4
9. Егор И. 3
10. Марина М.
5
Средний балл 4,0

После внедрения в игровую деятельность детей с ЗПР комплекса занятий, направленных на коррекцию внимания проведена повторная диагностика в обеих группах.
При обследовании детей контрольной группы не отмечено значительных изменений, в результате чего уровень продуктивности и устойчивости внимание стал выше лишь на 0,2 балла. При повторном обследовании низкий уровень обнаружен у 3 детей (30%), а средний – у 7 детей (70%), что говорит о незначительном изменении уровня устойчивости и продуктивности внимания.
Таблица 6
Результаты исследования устойчивости и продуктивности внимания у детей с ЗПР гр.№12, экспериментальная группа (май 2017 года)
Фамилия, имя Баллы
Продуктивность и устойчивость внимания
1. Ваня Б. 4
2. Саша К. 3
3. Максим К.
4
4. Вова Б. 4
5. Вероника Ш. 4
6. Илья С. 5
7. Миша К. 4
8. Виталий П.
4
9. Илья И. 5
10. Даша Б. 4
Средний балл 4,1
При повторном обследовании детей экспериментальной группы так же была применена методика, используемая на констатирующем этапе. Различие в уровне устойчивости и продуктивности внимания составляет 0,8 балла, что говорит о большей эффективности проведенной работы. Низкий уровень был отмечен только у одного ребенка, так как сразу 5 детей (50%) повысили свой уровень с низкого на средний. Таким образом, средний уровень был отмечен сразу у 9 детей экспериментальной группы.

Для наглядности представим данные в виде гистограммы.

Рис. 1. Развитие продуктивности и устойчивости внимания в контрольной и экспериментальной группе
Таким образом, можно сказать, что проведенная работа показала эффективность при развитии продуктивности и устойчивости внимания.
Следующим параметром исследования стала произвольность зрительного внимания.
Данные по развитию произвольного зрительного внимания представлены в таблицах 7,8,9,10

Таблица 7
Результаты исследования развития произвольного зрительного внимания у детей с ЗПР гр.№11 (апрель 2017 года)
Фамилия, имя Количество ошибок
Произвольность зрительного
внимания
1. Андрей С.
10
2. Саша К. 5
3. Денис И.
9
4. Ксения Д.
6
5. Ангелина Ц.
5
6. Ферузхон Б.
6
7. Анна Ю. 9
8. Ирина Я.
8
9. Егор И. 5
10. Марина М.
6
Ср. арифметическое кол-во ошибок 6,9

При обследовании детей контрольной группы по данному параметру было отмечено, что сразу у 5 детей наблюдается средний уровень произвольности зрительного внимания (оценка производилась в соответствии с возрастом детей – «Седьмой год жизни» в табл.2).
У остальных детей отмечен низкий уровень. При этом стоит отметить, что средний балл по контрольной группе составит 6,9, что входит в рамки средней развитости произвольного зрительного внимания, но лишь на 0,1 балла отделяет от низкого уровня.

Таблица 8
Результаты исследования развития произвольного зрительного внимания у детей с ЗПР гр.№12, экспериментальная группа (апрель 2017 года)
Фамилия, имя Количество ошибок
Произвольность зрительного
внимания
1. Ваня Б. 11
2. Саша К. 9
3. Максим К.
8
4. Вова Б. 5
5. Вероника Ш.
7
6. Илья С. 8
7. Миша К. 10
8. Виталий П.
11
9. Илья И. 6
10. Даша Б. 5
Ср. арифметическое кол-во ошибок 8,0

При обследовании детей экспериментальной группы на констатирующем этапе средний балл равен 8, что говорит о наличии низкого уровня сформированности произвольного зрительного внимания. При детальном рассмотрении результатов отмечено, что лишь 3 ребенка показали средний уровень, остальные дети проявили низкий уровень, имея при этом количество баллов до 11.

Таблица 9
Результаты исследования развития произвольного зрительного внимания у детей с ЗПР гр.№11 (май 2017 года)
Фамилия, имя Количество ошибок
Произвольность зрительного
внимания
1. Андрей С.
9
2. Саша К. 5
3. Денис И.
8
4. Ксения Д.
5
5. Ангелина Ц.
5
6. Ферузхон Б.
6
7. Анна Ю. 8
8. Ирина Я.
8
9. Егор И. 5
10. Марина М.
6
Ср. арифметическое кол-во ошибок 6,5

После проведения работы с детьми на формирующем этапе исследования с использованием комплекса занятий, внедренных в игровую деятельность детей с ЗПР, в контрольной группе значительных изменений выявлено не было. Средний балл изменился лишь на 0,3 балла по сравнению с констатирующим этапом. Качественный анализ так же показал, что уровень развития произвольного внимания остался низким. При этом у 6 детей наблюдается средний уровень развития произвольного зрительного внимания, остальные же дети показали низкий уровень.

Таблица 10
Результаты исследования развития произвольного зрительного внимания у детей с ЗПР гр.№12, экспериментальная группа (май 2017 года)
Фамилия, имя Количество ошибок
Произвольность зрительного
внимания
1. Ваня Б. 8
2. Саша К. 7
3. Максим К.
6
4. Вова Б. 5
5. Вероника Ш.
7
6. Илья С. 8
7. Миша К. 7
8. Виталий П.
6
9. Илья И. 6
10. Даша Б. 5
Ср. арифметическое кол-во ошибок 6,6
Результат исследования произвольного зрительного внимания в экспериментальной группе показал более высокие результаты по сравнению с первичной диагностикой. Различие составило 1,4 балла. При этом дети приблизились к значению, стоящему на пороге со средним результатом. При детальном рассмотрении отмечено, что сразу у 5 детей отмечается средний уровень развития произвольного зрительного внимания, при этом все дети так же получили результаты значительно лучше, чем они были при первичной диагностике.

Для наглядности представим данные в виде гистограммы

Рис. 2. Развитие произвольного зрительного внимания у детей с ЗПР в контрольной и экспериментальной группе
Полученные в результате исследования результаты внесем в обобщающую таблицу 11
Таблица 11
Результаты исследования уровня внимания у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах исследования
Продуктивность и устойчивость внимания Произвольность зрительного
внимания
Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Очень высокий уровень 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Высокий уровень 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Средний уровень 60% 40% 70% 50% 50% 30% 60% 50%
Низкий уровень 40% 60% 30% 50% 50% 70% 40% 50%
Очень низкий уровень 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Таким образом, можно заключить, что результаты, полученные в течение диагностического исследования говорят об эффективности внедрения в игровую деятельность комплекса занятий на развитие внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.
2.3. Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию внимания у детей с ЗПР
При разработке коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие внимания у детей 6 лет с задержкой психического развития, учитывались свойства внимания, которые были нарушенны: сосредоточенность, распределение, объем,переключение, устойчивость.
Для детей шести лет с ЗПР были разработанны коррекционно-развивающие занятия, направленная на развитие внимания по средствам методики подвижных игр.
Подвижная игра является важнейшим инструментом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Внимание – это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследовании, уровень внимания дошкольников с ЗПР крайне низкий. Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
1 А.А. Люблинская указывает, что для эффективного формирования внимания ребенка следует использовать внешне привлекательные предметы. Сосредоточенным вниманием остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям [30].
По мнению Л.Е. Черемошкиной, для того чтобы ребенок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка просить постоянного называть в слух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии в течение долгого времени произвольно удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах. Большое значение для работы по развитию внимания, как указывает Л.Е. Черемошкина, имеют также рассказы и беседы (по вопросам) о выполненном задании. Все это развивает внимание и наблюдательность у детей .
Кроме этого, к условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей. Например, разговоры между ребятами во время занятия затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно работают.
2 Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомлённому человеку очень трудно сосредоточиться Многочисленные наблюдения и опыты с взрослыми и детьми доказывают, что к концу дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими–то другими мыслями, болезненное состояние и другие факторы), значительно ослабляет произвольное внимание.Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным [15]..
При разработке методических рекомендаций по коррекции внимания у дошкольников с ЗПР в основу были положены следующие принципы и теоретические положения.
1. Принцип учета этиологии, механизмов и структуры нарушения. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил сложную структуру расстройств внимания у детей, обнаружил неоднородность нарушений у дошкольников с ЗПР. В связи с этим при подборе методов и приемов формирования внимания следует учитывать специфическое развитие тех или иных свойств внимания каждого ребенка, а также проявления когнитивных и личностных свойств детей.
2. Принцип комплексности и системности. На необходимость целостного рассмотрения психики указывал еще Л.С. Выготский. Он подчеркивал значимость связи между отдельными психическими функциями (восприятием, памятью, вниманием, мышлением) в процессе психического развития ребенка [12]. В связи с этим, с одной стороны при проведении коррекционно-развивающей работы следует учитывать тесную взаимосвязь в развитии восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. С другой стороны, коррекция нарушений внимания должна проводиться с опорой на уже сформированные когнитивные функции.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте, оно не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психологической активности человека: она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Таким образом, внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. Без умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности ни один человек не сможет выполнить любую, даже самую простую работу. Поэтому внимание надо развивать уже в дошкольном детстве, т.к. именно тогда закладываются основы для развития человека. В дошкольном возрасте формируются основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.
Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к шести-семи годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
В констатирующем эксперименте принимало участие 20 детей. Все испытуемые были воспитанниками МБДОУ№ 12 с двумя подгруппами дошкольников по 10 детей в каждой.
Экспериментальная часть исследования была направлена на выявление особенностей развития внимания в ходя игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.
У детей с задержкой психического развития, в результате проведённого констатирующего эксперимента, были ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.
Так как специализированная программа изначально предполагалась как средство развития когнитивной сферы ребенка в ходе игровой деятельности количество ошибок в экспериментальной группе по методике Калининой уменьшилось на 20%. Это позволяет нам предположить, что наша гипотеза нашла свое подтверждение.
Таким образом, задачи исследования решены. Гипотеза, заключающаяся в том, что внедрение составленной коррекционной программы в процесс игровой деятельности является эффективным средством развития внимания детей дошкольного возраста с зедржкой психического развития, доказана. Цель достигнута, исследование на данном этапе завершено.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абкович А.Я. Некоторые подходы к психологическом изучению внимания в России и за рубежом]// Вестник Московского гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2015. № 1. С. 99-104.
2. Алиева А.С. Развитие внимания у младших школьников // Начальная школа. – 2012 . – № 4 . – с. 24-32.
3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2012. – 136 с.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре» (пособие для воспитателя детского сада). – М.: 2011 – 218 с.
5. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 150 с.
6. Валентинов В. 150 веселых игр. СПб.: Литера, 2010. – 156 с.
7. Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – 30 с.
8. Волченков Э.И. О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов // Социальные институты и процессы // № 2. – 2015. – С. 22-25.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский М.: – Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2013. – 1136 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.; Смысл. 2015. 182 с.
11. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание.- М.: Педагогика, 2012 – с.54.
12. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение 2012. – 212 с.
13. Данилова. E.А.Поможем ребёнку сосредоточится //Школьный психолог -2016. №3- С. 6-11
14. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М., 1994. – 256 с.
15. Дмитриева Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза / Е. Е. Дмитриева. – Н. Новгород: НГПУ, 2014. – 259 с
16. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания дошкольников с ЗПР. – М.: Просвещение, 2013. – С. 3-25.
17. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М.: Академия. 2015. – 256 с.
18. Зимина Н.А. Психологический практикум по изучению внимания. ННГАСУ.2014. – 53с
19. Калинина Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2010 – 31 с.
20. Князева Т. Н. Психологическая готовность к обучению в основной школе детей с задержкой психического развития: теория и практика / Т. Н. Кзязева. – Н. Новгород: НГПУ; ВВАГС, 2013. – 196 с.
21. Конева. Л.В. Свойства внимания как функции контроля поведения // Вестник новых медицинских технологий. 2014. Т. XVI, № 3. С. 137-139.
22. Коненкова И. Д. Обследование дошкольников с задержкой психического развития / И. Д. Кононенкова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. – 80 с.
23. Колесникова Е.В. Развитие внимания младшего школьника. М. 2014 . – 75 с
24. Лалаева Р. И. Дифференцированный подход в коррекции нарушений у детей с задержкой психического развития церебрально- органического генеза / Р. И. Лалаева, В. В. Морозова, Л. М. Полякова. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013, Вып. №3. Том. 3. – С. 75-79.
25. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пос. для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 144 с.
26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 103 с.
27. Мальцева Е. В. Особенности нарушения внимания у детей с ЗПР / Е. В. Мальцева. // Дефектология. – 2015, №6. – С. 23-28.
28. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. – М., 2012. – 108 с.
29. Матюгин. И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка. – М.Эйдос. 2011.- 114 с
30. Немов Р.С «Психология» в 3 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн. 3. «Психодиагностика». – 631с.
31. Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5—9 лет». — М.: ТЦ Сфера, 2004 – 104с.
32. Панова Е.Н. дидактические игры младший возраст (выпуск 2) – Воронеж, 2013, – 81 с.
33. Покаместова О. В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе / О. В. Покаместова. // Проблемы современной науки и образования. – 2014, Вып. №12 (30). – С. 14- 15.
34. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Прогресс, 1987. – 210 с.
35. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 94 с.
36. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2012. – 312 с.
37. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2014. – 192 с.
38. Ульенкова У. В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР / У. В. Ульенкова, Е. Е. Дмитриева, Н. В. Шутова. // Высшее образование в России. – 2012, Вып. №2. – С. 105-109.
39. Черемошкина Л.В. Оценка уровня развития внимания детей младшего дошкольного возраста. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2010.- 157 с.
40. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
41. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 96 с.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.