Модуль 1. Основные принципы постановки голоса и выразительного чтения

  1. а) Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Ознакомьтесь с Приложением 1 Комплекс дыхательной и артикуляционной гимнастики в разделе Библиотеке, и провести практическое занятие (в любом коллективе – можно в семье), используя данный комплекс упражнений; написать краткий отчет в свободной форме о проделанной работе. (Письменная работа)

Содержание ответа

Проведенная гимнастика по типу является активной, подгрупповой, общеразвивающей, динамической. Выполнялась в семейной группе, состоящей из двоих взрослых и одного ребенка, которому поставлен диагноз ФФНР.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Были выбраны упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением (из буддийской гимнастики), способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Считаем, что проведение гимнастики в коллективе знакомых взрослых значительно облегчило ее освоение ребенком. Как результат проведения, он стал лучше и легче произносить нарушенные согласные звуки.

б) Работа над скороговорками

Для ознакомления с примером работы над скороговорками см. Приложение 2 в разделе Библиотека.

Содержание ответа

Работа над скороговорками проводилась с использованием опор.

По ее результатам можно заключить, что скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребенок уже умеет правильно говорить, но пока еще затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Использование скороговорок является средством, делающим процесс коррекционной работы интересным, познавательным и увлекательным для ребенка, способствует автоматизации, закреплению звука в речи.

Использовать скороговорки с целью автоматизации звука в речи можно как в индивидуальной форме, так и в форме игры с несколькими детьми, например, поделить детей на две команды: каждая команда должна назвать как можно больше скороговорок. Такая игра способствует не только автоматизации звука в речи, но ещё развитию памяти, мышления, внимания ребенка.

Использование скороговорок в коррекционной логопедической работе по автоматизации звуков является интересным и увлекательным процессом для ребенка, что позволяет быстрее достичь четкой артикуляции и правильного произнесения звуков, что в свою очередь способствует развитию красивой выразительной речи.

 

Модуль 2. Основы постановки голоса.

Задание 2. а) Ознакомиться с главой постановка голоса в сборнике Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель Л.В. Назарова.

Содержание ответа

Профессиональными качествами голоса являются:

– мышечная свобода

– абсолютно свободное состояние (без лишних напряжений, зажимов) мышц дыхательной системы и голосового аппарата в покое при звучании;

– мышечная активность

– энергическая насыщенность (без излишней расслабленности, вялости) голосовых складок и мышц гортани и глотки, участвующих в формировании голосового звучания;

– повышенная выносливость

– свойство голоса не утомляться при нагрузках любой продолжительности и сохранять выразительность при самых разных психологических нагрузках;

– благозвучие

– особое качество звучания голоса, его звуковая окраска, являющаяся важной акустической и эстетической характеристикой профессионального актерского голоса;

– тембровая подвижность голоса

– наличие в голосе широкой гаммы обертонов, зависящих от плотности смыкания голосовых связок, степени их натяжения и включения в работу, умение использовать широкую гамму тембральных красок (обертонов) голоса;

– плотность

– свойство профессионального голоса быть хорошо слышимым, преодолевать сложные акустические условия помещений без потери тембровой основы звука;

– глубина, объемность

– свойство тембра профессионального голоса быть округлым, мягким, глубоким (грудным);

– устойчивость тембра

– ровность тембра на протяжении всего высотного и динамического диапазонов и при любой темпо-ритмической подвижности;

– объем звуковысотного диапазона

– умение говорящего использовать максимальный тоновый объем речевого голоса, от самого нижнего до самого верхнего звука, объем от природы, заложенный в каждый голосоречевой аппарат;

– объем динамического диапазона

– способность свободно пользоваться всей амплитудой динамического звучания голоса, не теряя его выразительности.

Средствами дастижения данного качества голоса является:

– виброгимнастика;

– упражнения внутриглоточной гимнастики;

– упражнения на освобождение от зажима мышц, участвующих в голосообразовании;

– упражнения для снятия мышечных зажимов;

– упражнения внутриглоточной полости и ощущения резонанса;

– упражнения, создающие ощущения смешанного звучания – головного и грудного;

– упражнения на формирование гортанно-глоточной полости;

– упражнения для освоения внутриглоточной артикуляции при мысленном чтении.

б) Для самостоятельного изучения данной темы найдите в Библиотеке главу Эстетические качества речи из учебника Алексеева В.О. Ораторское искусство: Учеб. Пособие. Прочтите темы и напишите краткие ответы на вопросы, которые указаны в конце главы. (Письменный ответ – тезисы).

Содержание ответа

  1. Что такое логическое ударение?

Логическое ударение – это вид ударения, которое выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания.

  1. Перечислите логические правила устной речи.
  2. Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова.
  3. При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже.
  4. Всегда выделяются однородные члены предложения.
  5. Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется. Если же нам нужно подчеркнуть именно определение, прибегают к инверсии – изменению принятого в грамматике порядка слов. Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом.
  6. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. И только в том случае, когда части сравнения удалены друг от друга, они подчеркиваются обе. Необходимо следить за тем, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.
  7. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово.
  8. Что такое логические паузы и какова их роль в речевой фразе?

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, носят название логи­ческих пауз. Их назначение – не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в единое целое.

  1. Что такое логическая перспектива, как она связана с художественной перспективой звучащей речи?

Перед выступлением следует разметить речевые такты, расставить логи­ческие ударения и отделить их логическими паузами, а затем соотнести их ме­жду собой по смысловой значимости, т. е. выстроить так называемую логиче­скую перспективу речи. Она поможет воспринять мысль в целостном смы­словом единстве, в динамике, развитии, облегчит восприятие каждого смысло­вого куска во взаимосвязи со всеми остальными, позволит осознать основную линию мысли, направляемую к единой цели рассуждения.

  1. Перечислите основные акустические компоненты интонации.

Тон, интенсивность звучания, темп речи, тембр.

  1. Дайте характеристику тону и объясните, какие требования предъявляются к тону ораторской речи.

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, со­норных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате ко­лебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компо­нент речевой интонации.

Задача оратора – определить диапазон своего голоса и стараться разно­образить его тональность. Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне.

  1. От чего зависит интенсивность звучания?

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды коле­бания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

  1. Опишите нормальный темп речи и причины его изменения.

Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1 ½ интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.

  1. Каково значение тембра ораторского голоса?

Тембр – это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е. дополнитель­ные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. По­этому тембр называют еще «цветом» голоса.

  1. Опишите основные интонационные конструкции русского языка. С какими типами предложений они связаны?

В русском языке выделяется семь типов интонационных конструкций.

В повествовательном предложении при выражении завершенности предцентровая часть произносится в среднем тоне, на гласном центра тон по­нижается, постцентровая часть звучит ниже среднего. (ИК-1)

У вопросительных предложений, обращений предцентровая часть также произносится в среднем тоне, а постцентровая – ниже среднего, на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, но в отличие от ИК-1 усилено словесное ударение (оно на схеме обозначено жирной чертой). (ИК-2)

Если приходится повторить вопрос или про­износится вопросительное предложение без вопросительного слова и только интона­ция определяет его характер, тогда используется ИК-3.

В чем отличие ИК-3? Только в том, что на гласном центра тон резко по­вышается. Интонация в данном случае позволяет говорящему подчеркнуть то, что его интересует: или кто взял, или взял ли, или что взял.

При выражении сопоставительного вопроса, а также вопроса с оттен­ком требования интонация (ИК-4) имеет свои особенности: на гласном центра тон понижается, затем повышается (нисходяще-восходящая интонация), предцентровая часть произносится средним тоном, а в постцентровой высокий уровень тона держится до конца конструкции.

В экспрессивных предложениях, когда дается высокая оценка, выража­ется восхищение, а также в вопросительных предложениях с вопроситель­ным словом используется ИК-5. ИК-5 имеет два центра. В первом идет повышение тона, во втором – понижение. Между цен­трами тон выше среднего, а в постцентровой – ниже среднего. Когда же мы недоумеваем, когда хотим подчеркнуть высокую степень признака, действия, состояния, тогда на гласном центра тон повышается и его высокий уровень сохраняется до конца конструкции. (ИК-6)

В русском языке нередко одну и ту же мысль можно выра­зить по-разному.

Если на гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смыч­кой голосовых связок (смычка обозначается пересечением линий), имеет место интонационная конструкция ИК-7.

  1. Дайте определение стилям языка.

Стили языка представляют собой варианты систе­мы языка, которые складываются с изменением эсте­тических представлений о речи или с формированием новых сфер общения, требующих для себя специфи­ческих средств выражения. Стили языка, соот­ветственно, бывают исторические и функциональные.

  1. Перечислите общие качества стиля.

Общие качества стиля обращают ритора к истори­ческому, функциональному и литературному стилям, из которых он исходит. Общие качества стиля: правильность, ясность, точность, уместность, легкость, живость, гармо­ничность слога.

  1. В чем смысл высокого, простого и умеренного слога?

Частные качества стиля связаны с понятием высо­кого, простого и умеренного слога (точнее, регистра речи), которое определяется преимущественно харак­тером значений используемых слов.

Возвышенный образ речи создается словами, ли­шенными бытовых коннотаций и связанными с топами высоких иерархий.

Сниженный образ речи создается словами, обла­дающими бытовыми коннотациями и связанными в лингвистическом значении с топами низких уровней иерархии.

Высокий и низкий слог – полярные регистры ли­тературной речи, которые устанавливают в авторском стиле предел отрешенности от бытового здравого смыс­ла, с одной стороны; и предел этической приемлемос­ти и литературности выражения, – с другой, и между которыми находится обширная область умеренного или среднего слога.

  1. На что должны быть направлены стилистические усилия оратора?

В границах общих требований к речи и литератур­ности выражения стилистические усилия ритора на­правлены на:

1) выбор уместных лексических средств – слов и сло­восочетаний, который создает основу стилистичес­кого образа высказывания;

2) построение фразы, в котором проявляются в ос­новном общие качества стиля;

3) оформление отдельных мыслей высказывания;

4) создание словесной конструкции текста и его ча­стей.

  1. Для чего нужны в ораторской речи образные средства языка?

Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства.

  1. Прочитайте басню Эзопа «Ворона и лисица», выделив логические паузы и обозначив логическое ударение.

Ворон унес кусок мяса│ и уселся на дереве. Лисица увидела, │и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном │и принялась его расхваливать: │ уж и велик он, │ и красив, │и мог бы получше других стать царем над птицами, │да и стал бы, конечно, │ будь у него еще и голос. │ Ворону и захотелось показать ей, │ что есть у него голос; │ выпустил он мясо│ и закаркал громким голосом. │ А лисица подбежала, │ухватила мясо│ и говорит: │”Эх, ворон, │кабы у тебя еще и ум был в голове, │ — ничего бы тебе больше не требовалось, │чтобы царствовать“.

 

  1. Приведите примеры использования ораторам основных образных средств языка. В каких риторических текстах вам встретилось наибольшее их количество?

Метафора: В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Эпитет: Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)

Олицетворение: Сияет солнце, воды блещут.

На всем улыбка, жизнь во всем. (Ф. Тютчев)

Гипербола: миллион дел на сегодня

Сравнение: пули летели градом

Ирония:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы. (А. С. Пушкин)

Аллегория:

Опять весна; опять смеётся луг,

И весел лес своей младой одеждой,

И поселян неутомимый плуг

Браздит поля с покорством и надеждой. (Е. Баратынский)

Перифраза:

Погиб поэт! — невольник чести

Пал оклеветанный молвой.

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув головой. (М. Ю. Лермонтов)

 

Тропы чаще встречаются в художественной речи.

 

В) Откройте в разделе библиотека справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Авторы: Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. §240. Русское словесное ударение. Ознакомиться с параграфом и выполните задание, которое изложено в конце параграфа. (Письменный ответ).

Содержание ответа

Задание отсутствует

 

 

 

Модуль 3. Основы выразительного чтения.

Задание 3. а) Ознакомиться с темой основы выразительного чтения по учебному пособию «Методика выразительного чтения» и составить конспект урока выразительного чтения на уроке литературы.

Содержание ответа

Конспект урока по обучению грамоте “А.С. Пушкин.Выразительное чтение отрывка «Только месяц показался”

Цель: познакомить с творчеством русского классика А. С. Пушкина.

Задачи: формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения; закреплять литературоведческие понятия «авторская сказка» и «народная сказка»; приучать запоминать название произведения и имя автора; расширить словарный запас детей; формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах.

Оборудование: презентация к уроку, учебник «Азбука. Ч. 2. 1 класс» В.Г. Горецкий. М. «Просвещение – 2015 г. ;карточки с заданиями для групп; цилиндр, корона, месяц.

  1. Организационный момент.

– Дети, к нам сегодня в гости пришли ваши родители. (Дети поворачиваются к гостям.)

Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.

Молодцы, ребята. (Дети садятся на свои места.)

Долгожданный дан звонок –

Мы начнем сейчас урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

 

 

 

  1. Развитие речевого аппарата.

– Дорогие ребята сегодня урок проведем, работая в командах. Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:

Выгнул спинку он дугой,

Замяукал. Кто такой?

Потянулся сладко,

Вот и вся загадка. (Кот.)

– Кот учёный предлагает выполнить такое задание: 1 команда-прочитать цепочку слогов: 2 команда – читаем по столбикам, 3 команда – по строчкам.

– Внимание, вторая загадка:

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт. (Рыба).

В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них.

1)Читаем хором скороговорку медленно и тихо.

2) Медленно и громко.

3)Быстро и громко.

Рыбу ловит рыболов.

В реку весь ушел улов.

(Один ученик из команды читает скороговорку).

– Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дуплах орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (Белка.)

– А теперь поработаем над выразительностью. 1 команда -поставьте логическое ударение на первое слово. 2 команда -на второе. 3 команда – на третье. Прочитайте.

III. Актуализация знаний.

– Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям.

– Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать.

Задание для команд.

– Задание будем выполнять по командам. (Группы получают конверт, в котором даны отрывки из сказок. Нужно прочитать отрывки и отгадать сказку. Определяют, кто будет отвечать.)

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

«Кабы я была царица-

Говорит одна девица…»

«Сказка о Царе Салтане…»

«Я ль, скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Старик отправился к морю

(Почернело синее море).

Стал он кликать золотую рыбку…»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Идёт Балда покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется…»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

 

«Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он…»

«Сказка о золотом петушке»

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

«Сказка о Царе Салтане…»

– Кто написал эти произведения? (А.С.Пушкин)

  1. Постановка целей и определение темы урока.

– Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)

  1. Работа по теме урока.
  2. Знакомство с биографией писателя.

– Для вас ученица нашего класса подготовила рассказ о жизни А.С. Пушкина.

Рассказ ученицы.

– Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.

  1. Работа по учебнику «Азбука».

– Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С. Пушкине там. (Читает один ученик.)

– Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)

– Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.

– Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители, воспитатели?

  1. Подвижная физминутка.

VII. Работа по теме урока (продолжение).

  1. Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

– Прочитаем отрывок, но сначала выясним значения некоторых слов.

Лексическая работа.

С мольбой погнался – с просьбой

Позолоченный рожок – в виде полукруга

Светлоокий – тот, у кого светлые глаза

Обычай – традиция

Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.

На стороже я стою

Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.

Ступай – иди.

– Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.

– Из какой сказки отрывок? Как вы догадались?

– Прочитаем еще раз. (чтение цепочкой, по 2 строчки)

Физминутка для глаз «Где спит месяц»

Дружно вверх мы посмотрели,

Опустили глазки вниз,

Вдруг на лево посмотрели

Где ты, месяц, отыщись?

Повернули взгляд на право

Он мигает нам с экрана.

 

– Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.)

– Назовите персонажей отрывка. (автор, жених, месяц).

– Как жених величает месяц?

– Что вы скажите об их культуре общения? (вежливы, уважительны, учтивы)

– Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).

-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).

– Найдем в тексте и прочитаем слова автора – 1 команда, Елисея – 2 команда, Месяца – 3 команда.

  1. Инсценировка отрывка.

– Прочитаем выразительно по ролям отрывок. ( От каждой команды выходит 1 ребенок. Дети одевают цилиндр, корону и месяц. Инсценировка отрывка у доски)

– Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?

– Чем закончилась сказка?

– И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто сначала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмачил.

  1. Работа с иллюстрацией с.93.

– К какой сказке нарисована иллюстрация?

– Знаете ли вы, чем закончилась сказка? (старуха осталась у разбитого корыта)

– Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»?

– Подберите подходящую пословицу к сказке.

  1. Игра «Найди пару»

– Много сказок мы с вами сегодня вспомнили, поэтому предлагаю игру «Найди пару».

У вас на столах лежит карточка. Вам нужно соединить предмет из левого столбика со сказкой из правого столбика.

  1. Рифма.

– Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

– В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)

– Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)

– А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

– Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?

Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.

Например: ночка – дочка, гайка – чайка.

– Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.

Игра с картинками « Найди рифму»

– А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму.

кошка – окошко

река – облака

опушка – кукушка

– А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Выполнять будете в команде. Закончите каждую строчку в стихотворении. ( На столах карточки с пропущенными словами.)

 

Я открыл своё … окошко.

На окошко села … кошка.

Смотрит, как течёт … река,

А над нею … облака.

Вдалеке видна … опушка.

Слышно, как поёт … кукушка.

-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.

 

VIII. Итог урока (рефлексия)

Продолжите: Сегодня на уроке я узнал(а) …..

Теперь я умею ….

Мне было непонятно ….

На уроке мне понравилось …

– Оцените свою работу на уроке. Возьмите месяц и нарисуйте ему ротик.

– Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. Подарите свой месяц нашим гостям.

– Урок закончен.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.