Модуль 1. Основные принципы постановки голоса и выразительного чтения
- а) Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Ознакомьтесь с Приложением 1 Комплекс дыхательной и артикуляционной гимнастики в разделе Библиотеке, и провести практическое занятие (в любом коллективе – можно в семье), используя данный комплекс упражнений; написать краткий отчет в свободной форме о проделанной работе. (Письменная работа)
Содержание ответа
Проведенная гимнастика по типу является активной, подгрупповой, общеразвивающей, динамической. Выполнялась в семейной группе, состоящей из двоих взрослых и одного ребенка, которому поставлен диагноз ФФНР.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Были выбраны упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением (из буддийской гимнастики), способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Считаем, что проведение гимнастики в коллективе знакомых взрослых значительно облегчило ее освоение ребенком. Как результат проведения, он стал лучше и легче произносить нарушенные согласные звуки.
б) Работа над скороговорками
Для ознакомления с примером работы над скороговорками см. Приложение 2 в разделе Библиотека.
Содержание ответа
Работа над скороговорками проводилась с использованием опор.
По ее результатам можно заключить, что скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ребенок уже умеет правильно говорить, но пока еще затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками. Использование скороговорок является средством, делающим процесс коррекционной работы интересным, познавательным и увлекательным для ребенка, способствует автоматизации, закреплению звука в речи.
Использовать скороговорки с целью автоматизации звука в речи можно как в индивидуальной форме, так и в форме игры с несколькими детьми, например, поделить детей на две команды: каждая команда должна назвать как можно больше скороговорок. Такая игра способствует не только автоматизации звука в речи, но ещё развитию памяти, мышления, внимания ребенка.
Использование скороговорок в коррекционной логопедической работе по автоматизации звуков является интересным и увлекательным процессом для ребенка, что позволяет быстрее достичь четкой артикуляции и правильного произнесения звуков, что в свою очередь способствует развитию красивой выразительной речи.
Модуль 2. Основы постановки голоса.
Задание 2. а) Ознакомиться с главой постановка голоса в сборнике Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель Л.В. Назарова.
Содержание ответа
Профессиональными качествами голоса являются:
– мышечная свобода
– абсолютно свободное состояние (без лишних напряжений, зажимов) мышц дыхательной системы и голосового аппарата в покое при звучании;
– мышечная активность
– энергическая насыщенность (без излишней расслабленности, вялости) голосовых складок и мышц гортани и глотки, участвующих в формировании голосового звучания;
– повышенная выносливость
– свойство голоса не утомляться при нагрузках любой продолжительности и сохранять выразительность при самых разных психологических нагрузках;
– благозвучие
– особое качество звучания голоса, его звуковая окраска, являющаяся важной акустической и эстетической характеристикой профессионального актерского голоса;
– тембровая подвижность голоса
– наличие в голосе широкой гаммы обертонов, зависящих от плотности смыкания голосовых связок, степени их натяжения и включения в работу, умение использовать широкую гамму тембральных красок (обертонов) голоса;
– плотность
– свойство профессионального голоса быть хорошо слышимым, преодолевать сложные акустические условия помещений без потери тембровой основы звука;
– глубина, объемность
– свойство тембра профессионального голоса быть округлым, мягким, глубоким (грудным);
– устойчивость тембра
– ровность тембра на протяжении всего высотного и динамического диапазонов и при любой темпо-ритмической подвижности;
– объем звуковысотного диапазона
– умение говорящего использовать максимальный тоновый объем речевого голоса, от самого нижнего до самого верхнего звука, объем от природы, заложенный в каждый голосоречевой аппарат;
– объем динамического диапазона
– способность свободно пользоваться всей амплитудой динамического звучания голоса, не теряя его выразительности.
Средствами дастижения данного качества голоса является:
– виброгимнастика;
– упражнения внутриглоточной гимнастики;
– упражнения на освобождение от зажима мышц, участвующих в голосообразовании;
– упражнения для снятия мышечных зажимов;
– упражнения внутриглоточной полости и ощущения резонанса;
– упражнения, создающие ощущения смешанного звучания – головного и грудного;
– упражнения на формирование гортанно-глоточной полости;
– упражнения для освоения внутриглоточной артикуляции при мысленном чтении.
б) Для самостоятельного изучения данной темы найдите в Библиотеке главу Эстетические качества речи из учебника Алексеева В.О. Ораторское искусство: Учеб. Пособие. Прочтите темы и напишите краткие ответы на вопросы, которые указаны в конце главы. (Письменный ответ – тезисы).
Содержание ответа
- Что такое логическое ударение?
Логическое ударение – это вид ударения, которое выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания.
- Перечислите логические правила устной речи.
- Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова.
- При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже.
- Всегда выделяются однородные члены предложения.
- Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется. Если же нам нужно подчеркнуть именно определение, прибегают к инверсии – изменению принятого в грамматике порядка слов. Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом.
- При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. И только в том случае, когда части сравнения удалены друг от друга, они подчеркиваются обе. Необходимо следить за тем, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.
- Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово.
- Что такое логические паузы и какова их роль в речевой фразе?
Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, носят название логических пауз. Их назначение – не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в единое целое.
- Что такое логическая перспектива, как она связана с художественной перспективой звучащей речи?
Перед выступлением следует разметить речевые такты, расставить логические ударения и отделить их логическими паузами, а затем соотнести их между собой по смысловой значимости, т. е. выстроить так называемую логическую перспективу речи. Она поможет воспринять мысль в целостном смысловом единстве, в динамике, развитии, облегчит восприятие каждого смыслового куска во взаимосвязи со всеми остальными, позволит осознать основную линию мысли, направляемую к единой цели рассуждения.
- Перечислите основные акустические компоненты интонации.
Тон, интенсивность звучания, темп речи, тембр.
- Дайте характеристику тону и объясните, какие требования предъявляются к тону ораторской речи.
Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонации.
Задача оратора – определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность. Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне.
- От чего зависит интенсивность звучания?
Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.
- Опишите нормальный темп речи и причины его изменения.
Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1 ½ интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.
Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.
- Каково значение тембра ораторского голоса?
Тембр – это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е. дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса.
- Опишите основные интонационные конструкции русского языка. С какими типами предложений они связаны?
В русском языке выделяется семь типов интонационных конструкций.
В повествовательном предложении при выражении завершенности предцентровая часть произносится в среднем тоне, на гласном центра тон понижается, постцентровая часть звучит ниже среднего. (ИК-1)
У вопросительных предложений, обращений предцентровая часть также произносится в среднем тоне, а постцентровая – ниже среднего, на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, но в отличие от ИК-1 усилено словесное ударение (оно на схеме обозначено жирной чертой). (ИК-2)
Если приходится повторить вопрос или произносится вопросительное предложение без вопросительного слова и только интонация определяет его характер, тогда используется ИК-3.
В чем отличие ИК-3? Только в том, что на гласном центра тон резко повышается. Интонация в данном случае позволяет говорящему подчеркнуть то, что его интересует: или кто взял, или взял ли, или что взял.
При выражении сопоставительного вопроса, а также вопроса с оттенком требования интонация (ИК-4) имеет свои особенности: на гласном центра тон понижается, затем повышается (нисходяще-восходящая интонация), предцентровая часть произносится средним тоном, а в постцентровой высокий уровень тона держится до конца конструкции.
В экспрессивных предложениях, когда дается высокая оценка, выражается восхищение, а также в вопросительных предложениях с вопросительным словом используется ИК-5. ИК-5 имеет два центра. В первом идет повышение тона, во втором – понижение. Между центрами тон выше среднего, а в постцентровой – ниже среднего. Когда же мы недоумеваем, когда хотим подчеркнуть высокую степень признака, действия, состояния, тогда на гласном центра тон повышается и его высокий уровень сохраняется до конца конструкции. (ИК-6)
В русском языке нередко одну и ту же мысль можно выразить по-разному.
Если на гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смычкой голосовых связок (смычка обозначается пересечением линий), имеет место интонационная конструкция ИК-7.
- Дайте определение стилям языка.
Стили языка представляют собой варианты системы языка, которые складываются с изменением эстетических представлений о речи или с формированием новых сфер общения, требующих для себя специфических средств выражения. Стили языка, соответственно, бывают исторические и функциональные.
- Перечислите общие качества стиля.
Общие качества стиля обращают ритора к историческому, функциональному и литературному стилям, из которых он исходит. Общие качества стиля: правильность, ясность, точность, уместность, легкость, живость, гармоничность слога.
- В чем смысл высокого, простого и умеренного слога?
Частные качества стиля связаны с понятием высокого, простого и умеренного слога (точнее, регистра речи), которое определяется преимущественно характером значений используемых слов.
Возвышенный образ речи создается словами, лишенными бытовых коннотаций и связанными с топами высоких иерархий.
Сниженный образ речи создается словами, обладающими бытовыми коннотациями и связанными в лингвистическом значении с топами низких уровней иерархии.
Высокий и низкий слог – полярные регистры литературной речи, которые устанавливают в авторском стиле предел отрешенности от бытового здравого смысла, с одной стороны; и предел этической приемлемости и литературности выражения, – с другой, и между которыми находится обширная область умеренного или среднего слога.
- На что должны быть направлены стилистические усилия оратора?
В границах общих требований к речи и литературности выражения стилистические усилия ритора направлены на:
1) выбор уместных лексических средств – слов и словосочетаний, который создает основу стилистического образа высказывания;
2) построение фразы, в котором проявляются в основном общие качества стиля;
3) оформление отдельных мыслей высказывания;
4) создание словесной конструкции текста и его частей.
- Для чего нужны в ораторской речи образные средства языка?
Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства.
- Прочитайте басню Эзопа «Ворона и лисица», выделив логические паузы и обозначив логическое ударение.
Ворон унес кусок мяса│ и уселся на дереве. Лисица увидела, │и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном │и принялась его расхваливать: │ уж и велик он, │ и красив, │и мог бы получше других стать царем над птицами, │да и стал бы, конечно, │ будь у него еще и голос. │ Ворону и захотелось показать ей, │ что есть у него голос; │ выпустил он мясо│ и закаркал громким голосом. │ А лисица подбежала, │ухватила мясо│ и говорит: │”Эх, ворон, │кабы у тебя еще и ум был в голове, │ — ничего бы тебе больше не требовалось, │чтобы царствовать“.
- Приведите примеры использования ораторам основных образных средств языка. В каких риторических текстах вам встретилось наибольшее их количество?
Метафора: В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Эпитет: Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)
Олицетворение: Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем. (Ф. Тютчев)
Гипербола: миллион дел на сегодня
Сравнение: пули летели градом
Ирония:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы. (А. С. Пушкин)
Аллегория:
Опять весна; опять смеётся луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой. (Е. Баратынский)
Перифраза:
Погиб поэт! — невольник чести—
Пал оклеветанный молвой.
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув головой. (М. Ю. Лермонтов)
Тропы чаще встречаются в художественной речи.
В) Откройте в разделе библиотека справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Авторы: Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. §240. Русское словесное ударение. Ознакомиться с параграфом и выполните задание, которое изложено в конце параграфа. (Письменный ответ).
Содержание ответа
Задание отсутствует
Модуль 3. Основы выразительного чтения.
Задание 3. а) Ознакомиться с темой основы выразительного чтения по учебному пособию «Методика выразительного чтения» и составить конспект урока выразительного чтения на уроке литературы.
Содержание ответа
Конспект урока по обучению грамоте “А.С. Пушкин.Выразительное чтение отрывка «Только месяц показался”
Цель: познакомить с творчеством русского классика А. С. Пушкина.
Задачи: формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения; закреплять литературоведческие понятия «авторская сказка» и «народная сказка»; приучать запоминать название произведения и имя автора; расширить словарный запас детей; формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах.
Оборудование: презентация к уроку, учебник «Азбука. Ч. 2. 1 класс» В.Г. Горецкий. М. «Просвещение – 2015 г. ;карточки с заданиями для групп; цилиндр, корона, месяц.
- Организационный момент.
– Дети, к нам сегодня в гости пришли ваши родители. (Дети поворачиваются к гостям.)
Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята. (Дети садятся на свои места.)
Долгожданный дан звонок –
Мы начнем сейчас урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Развитие речевого аппарата.
– Дорогие ребята сегодня урок проведем, работая в командах. Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко,
Вот и вся загадка. (Кот.)
– Кот учёный предлагает выполнить такое задание: 1 команда-прочитать цепочку слогов: 2 команда – читаем по столбикам, 3 команда – по строчкам.
– Внимание, вторая загадка:
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба).
В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них.
1)Читаем хором скороговорку медленно и тихо.
2) Медленно и громко.
3)Быстро и громко.
Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.
(Один ученик из команды читает скороговорку).
– Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дуплах орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.)
– А теперь поработаем над выразительностью. 1 команда -поставьте логическое ударение на первое слово. 2 команда -на второе. 3 команда – на третье. Прочитайте.
III. Актуализация знаний.
– Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям.
– Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать.
Задание для команд.
– Задание будем выполнять по командам. (Группы получают конверт, в котором даны отрывки из сказок. Нужно прочитать отрывки и отгадать сказку. Определяют, кто будет отвечать.)
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-
Говорит одна девица…»
«Сказка о Царе Салтане…»
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется…»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он…»
«Сказка о золотом петушке»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
«Сказка о Царе Салтане…»
– Кто написал эти произведения? (А.С.Пушкин)
- Постановка целей и определение темы урока.
– Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)
- Работа по теме урока.
- Знакомство с биографией писателя.
– Для вас ученица нашего класса подготовила рассказ о жизни А.С. Пушкина.
Рассказ ученицы.
– Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.
- Работа по учебнику «Азбука».
– Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С. Пушкине там. (Читает один ученик.)
– Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)
– Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.
– Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители, воспитатели?
- Подвижная физминутка.
VII. Работа по теме урока (продолжение).
- Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
– Прочитаем отрывок, но сначала выясним значения некоторых слов.
Лексическая работа.
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.
Ступай – иди.
– Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.
– Из какой сказки отрывок? Как вы догадались?
– Прочитаем еще раз. (чтение цепочкой, по 2 строчки)
Физминутка для глаз «Где спит месяц»
Дружно вверх мы посмотрели,
Опустили глазки вниз,
Вдруг на лево посмотрели
Где ты, месяц, отыщись?
Повернули взгляд на право
Он мигает нам с экрана.
– Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.)
– Назовите персонажей отрывка. (автор, жених, месяц).
– Как жених величает месяц?
– Что вы скажите об их культуре общения? (вежливы, уважительны, учтивы)
– Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).
-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).
– Найдем в тексте и прочитаем слова автора – 1 команда, Елисея – 2 команда, Месяца – 3 команда.
- Инсценировка отрывка.
– Прочитаем выразительно по ролям отрывок. ( От каждой команды выходит 1 ребенок. Дети одевают цилиндр, корону и месяц. Инсценировка отрывка у доски)
– Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?
– Чем закончилась сказка?
– И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто сначала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмачил.
- Работа с иллюстрацией с.93.
– К какой сказке нарисована иллюстрация?
– Знаете ли вы, чем закончилась сказка? (старуха осталась у разбитого корыта)
– Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»?
– Подберите подходящую пословицу к сказке.
- Игра «Найди пару»
– Много сказок мы с вами сегодня вспомнили, поэтому предлагаю игру «Найди пару».
У вас на столах лежит карточка. Вам нужно соединить предмет из левого столбика со сказкой из правого столбика.
- Рифма.
– Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
– В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
– Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)
– А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
– Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?
Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.
Например: ночка – дочка, гайка – чайка.
– Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.
Игра с картинками « Найди рифму»
– А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму.
кошка – окошко
река – облака
опушка – кукушка
– А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Выполнять будете в команде. Закончите каждую строчку в стихотворении. ( На столах карточки с пропущенными словами.)
Я открыл своё … окошко.
На окошко села … кошка.
Смотрит, как течёт … река,
А над нею … облака.
Вдалеке видна … опушка.
Слышно, как поёт … кукушка.
-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.
VIII. Итог урока (рефлексия)
Продолжите: Сегодня на уроке я узнал(а) …..
Теперь я умею ….
Мне было непонятно ….
На уроке мне понравилось …
– Оцените свою работу на уроке. Возьмите месяц и нарисуйте ему ротик.
– Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. Подарите свой месяц нашим гостям.
– Урок закончен.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Доступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Доступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599