Содержимое

Введение
Актуальность темы дипломной работы. Тема конфликта – это одна из извечных проблем человечества, которая издавна волнует психологов, философов, социологов и политологов. К сожалению, бесконфликтное сосуществование людей почти не возможно, и очень редко встречается в условиях реальной жизни. Конфликты оказывают огромное влияние на жизнь человека, развитие социальных групп, государства и всего человечества.
Конфликтные ситуации в подростковом возрасте явление очень распространенное, что обусловлено спецификой этого периода в жизни человека. Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, который затрагивает и физиологическое, и психологическое здоровье. Для этого сложного этапа характерны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. В связи с этим проблема конфликтов, в том числе и в подростковом возрасте, неизменно находится в центре внимания ученых.
В настоящее время проблема подростковой конфликтности остро осознается всеми членами нашего общества. Необходима серьезная работа для того, чтобы подростковый возраст со всеми его противоречиями прошел наиболее безболезненно. Однако, несмотря на большое число исследований в этой сфере, эта проблема во многом остается до сих пор неразрешенной.
Проблемой изучения конфликтов занимались многие исследователи, как в России, так и за рубежом.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт – это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины.
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей.
В.М. Афонькова определяет межличностный конфликт как ситуацию столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения, интересов, установок субъектов, которые вызывают у них ощущение глубокой неудовлетворенности, тяжелого эмоционального переживания недовольства собой, окружающими людьми
Проблемой факторов возникновения конфликтных ситуаций в подростковой среде занимались также многие отечественные, так и зарубежные ученые.
Л. И. Божович уже в 70-е годы прошлого века определила, что конфликты в подростковом возрасте во многом обусловлены затяжным периодом от детства к зрелости.
Т.В. Драгунова, Н.В. Изюмова, А.А. Иванов, А.К. Колеченко, В.Н. Лозовцева, Е.В. Первышева, А.В. Семенов считают, что подростки в силу психических особенностей своего возраста не владеют навыками конструктивного взаимодействия, далеко не всегда способны разрешать межличностные конфликты, что и приводит к преобладанию деструктивных стратегий поведения.
С.В. Березин считает, что конфликты между подростками создают предпосылки для актуализации различных форм их субъектности, являясь необходимым условием их личностного развития.
Цель исследования: выявить предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
Объект исследования: поведение старших подростков в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования: предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: подростки наиболее склонные к конфликтам выбирают такую форму поведения как соперничество, не склонные к конфликтам – приспособление и избегание.
Уровень конфликтности среди подростков значительно снизится, если:
1. Будет повышен уровень психологической и конфликтологической компетентности педагогов и родителей подростков в ходе организации активного социально-психологического обучения педагогов и психологического просвещения родителей на родительских собраниях.
2. Педагогами будет соблюден учет возрастных и индивидуально-типологических особенностей подростков и межличностных отношений в коллективе, что станет фундаментом создания благоприятного психологического климата в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определить теоретические основы возникновения конфликтных ситуаций.
2. Рассмотреть предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования уровня конфликтности в подростковом возрасте.
4. Провести количественный и качественный анализ результатов, сделать выводы на основе полученных результатов.
Методы:
1. Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей проблемы изучения предпосылок к возникновению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
2. Эмпирические методы: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ, полученных в ходе эксперимента, результатов.
В ходе эксперимента применялась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:
1. К. Томаса. «Определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях»;
2. Е.П. Ильина – П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность».
Практическая значимость. В дипломной работе разработаны методические рекомендации, направленные на коррекцию конфликтности в подростковом возрасте, которые могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов и учителей.
База исследования. Изучение проводилось на базе школы № 167 имени Маршала Л.А.Говорова. В тестирование принимало десять учащихся девятого класса среднеобразовательной школы.

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме возникновения конфликтных ситуаций в подростковом возрасте

1.1. Конфликт и конфликтная ситуация в психологии: сущность и основные характеристики

1.2. Предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.

1.1. Конфликт и конфликтная ситуация в психологии: сущность и основные характеристики
История человеческой цивилизации всегда сопровождалась конфликтами. В наши дни, многие специалисты в области конфликтологии утверждают, что конфликт – одно из естественных состояний человеческих отношений. (Л. И. Божович, Л.С. Славина, Б.С. Волкова и др.)
Если смотреть с точки зрения истории, то сам термин «конфликт» пришел к нам из латинского языка, по латыни сonflictus означает – столкновение, удар. Современные исследователи в большинстве случаев подразумевают под конфликтом «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое сопровождается сильными эмоциональными переживаниями отрицательного характера». [45, с. 409]
Необходимо различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение интересов, желаний и мнений. Конфликтная ситуация – это ситуация общения субъектов, у которых имеются противоположные цели или различные способы достижения своих целей, можно сказать, что это – ситуация противоборства. [45, с. 410]
Развитие конфликтной ситуации может быть разным. Конфликтная ситуация при должной «работе» ее участников может разрешиться примирением, а может перерасти в конфликт в ходе действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы.
Сам термин «конфликт» разными отечественными и зарубежными исследователями понимается с различных точек зрения. Ученые солидарны только в том, что большинство глобальных изменений, неоднозначных ситуаций, а также многие личностные и деловые взаимоотношения зачастую приводят к возникновению конфликтных ситуаций, которые приводят к психологическим переживаниям людей, вовлеченных в данные ситуации.
Причинами столкновения интересов становятся самые разные объекты окружающего мира: в первую очередь это материальные блага, духовные и моральные идеалы, вопросы власти и подчинения.
В связи с этим можно сказать, что конфликт во все времена был одной из форм социального взаимодействия между людьми. Субъектами и участниками конфликта выступают личности, социальные группы разного размера и даже целые компании
В современной психологической науке существует достаточно разнообразные определения понятия «конфликт». Это связано с тем, что данный термин используется в различных смыслах, речь может идти и о вооруженных конфликтах, и о конфликтах в рабочей сфере, и о семейных разногласиях. Тем не менее, все эти ситуации обладают признаком, который позволяет относить их к «конфликтным». Объединяющий их смысл очень точно нашел свое отражение в определение данного понятия, которое дано в «Психологическом словаре» под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. Исследователи понимают под конфликтом в «трудно разрешимое противоречие, которое связанно с острыми эмоциональными переживаниями». [34, с. 206]
В психологии конфликт рассматривается в разнообразных формах, это:
1. Внутриличностный конфликт, который является столкновением между одинаковыми по своей силе интересами, потребностями, влечениями, которые направленны в разные стороны.
2. Межличностный конфликт, который можно определить как ситуацию, в которой разные стороны или стремятся к достижению взаимоисключающих целей, или обладают несовместимыми ценностями, а также могут в ходе конкурентной борьбы преследовать достижение единой цели, при этом выиграть в этой гонке может только одна из сторон.
3. Межгрупповой конфликт, в ходе реализации которого в качестве противников выступают социальные группировки, которые стремятся к достижению различных, взаимоисключающих целей, и старающихся не дать возможность противнику достигнуть осуществления своей цели.
Кроме разделения конфликтов на внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликтов, исследователи выделяют также следующие распространенные группы конфликтов:
1. конфликт старого и нового;
2. конфликт, который возникает из-за воздействия на человека разнообразных противоположных по своей направленности сил;
3. острые конфликты морального свойства;
4. Конфликты, которые связаны с развитием личности. [24, с. 187.]
Исследователи очень часто рассматривают конфликт как соперничество в достижение целей, преследование собственных интересов. Ответ на вопрос о том, какая ситуация является конфликтной дает теорема известного исследователя в сфере конфликтологии Томаса: «если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон». [19]
Известные ученые М. Робер и Ф. Тильман понимали под конфликтом особое состояние, которое можно описать как потрясение и дезорганизацию, которое полностью отличается от предшествующего развития. В тоже время исследователи видели в этом состояние позитивные черты, т.к. конфликт выступает генератором новых явлений. [41, с. 176]
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн видели в конфликте ситуацию взаимодействия между двумя субъектами, которые преследуют взаимоисключающие цели и действующими несовместимыми средствами достижения своих интересов [41, с. 176]
Отечественные психологи Т.И. Агафонов, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев разделяют конфликты на два вида. Это психологический конфликт, тот, который происходит внутри личности и конфликты между личностями, личностью и группой. [28, с. 201]
Впервые в отечественной психологии конфликт как психическое явление был рассмотрен в работе А.Р. Лурия «Экспериментальные конфликты у человека», опубликованной в 1930 г.
А.Р. Лурия моделировал конфликты темпов и конфликты, носящие преимущественно «центральный психофизиологический характер» (конфликт установок). Основной целью изучения А.Р. Лурия выступал внутриличностный конфликт. [26] Проблему внутриличностного конфликта рассматривали также В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Н.Д. Левитов, К. Левин и другие исследователи.
Самое пристальное внимание в последние годы исследователи уделяют вопросам межличностных конфликтов. Это можно объяснить, в первую очередь, тем, что в современном обществе наблюдается повышение уровня конфликтности. Конфликтные ситуации являются неминуемым последствием сложного социального взаимодействия в современном мире. Данное обстоятельство требует, как и от общества, так и от каждого человека решения данной институциональной проблемы.
В.М. Афонькова определяет межличностный конфликт как ситуацию столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения, интересов, установок субъектов, которые вызывают у них ощущение глубокой неудовлетворенности, тяжелого эмоционального переживания недовольства собой, окружающими людьми. Автор акцентирует внимание на том, что межличностный конфликт всегда сопряжен с негативными эмоциями и чувствами. [3, с.80-85]
А.Ф. Пеленев трактует конфликт как один из видов взаимодействия членов коллектива, ходе реализации которого происходи резкое обострение противоречий, как и между индивидуумами, так и между индивидуумом и коллективом, в ходе данного противоречия происходит существенное затруднение в реализации задач и интересов [32, с. 128]
Как уже говорилось выше, конфликт предполагает наличие соперничества и борьбы между сторонами сторон, которое выражается в осуществление действий, которые направлены на нанесение противнику «ударов», призванных помочь в достижение своих собственных целей.
В современной психологической науке межличностные конфликты, которые порождаются столкновением различных интересов и разнонаправленных целей, принято делить на три группы:
Первая группа – это конфликты, которые подразумевают столкновение, в котором достижение целей и интересов одного из участников может быть достигнута лишь за счет того, что интересы другой стороны будут в значительной степени ущемлены.
Вторая группа, это межличностные конфликты, в которых затрагивается только форма взаимоотношений между сторонами, при этом нет существенного ущемления глубоких моральных, материальных или духовных потребностей индивидуумов
Третья группа – это так называемые «ложные» противоречия», которые возникают в ходе использования недостоверной информации, а также далекой от истины интерпретации действий другой стороны.
Рассмотрим структуру межличностного конфликта. В структуру межличностного конфликта входят: стороны конфликта, иначе говоря, его субъекты и участники. При этом следует подчеркнуть, что это не синонимичные понятия.
Субъектом конфликта является активно действующая сторона, обладающая возможность создать предпосылки для возникновения конфликтной ситуации. Субъект конфликта, как возникает непосредственно конфликтная ситуация обладает возможностью оказывать непосредственное влияние на развитие конфликтной ситуации, отстаивая свои цели и интересы.

Основное отличие участника конфликта от субъекта заключается в том, что он может, осознано, а зачастую и не осознавая задач и целей противоборства, участвовать в конфликтной ситуации, иногда даже вопреки своим желаниям.
Поэтому среди участников конфликта принято выделять прямых и косвенных. Рассмотрим их подробнее.
Косвенными участниками конфликта являются лица, которые являются носителями определенных интересов, в «чужом» конфликте они пытаются достигнуть своих интересов. Косвенные участники очень часто осуществляют следующие действия:
Во-первых, непосредственно участвуют в возникновение конфликта и активно способствуют его дальнейшему развитию.
Во-вторых, они могут напротив содействовать разрешению и прекращению конфликта.
В-третьих, оказывать поддержку одному из участников конфликта, или одновременно поддерживать всех.
В науке говорят о следующих типах косвенных участников:
1. Провокаторах;
2. Консультантах;
3. Сочувствующих;
4. Примирителей;
5. Зачастую в конфликт вовлекаются и «невинные жертвы».
Конфликтное противоборство обладает признаком интенсивности, а также различается и форма столкновения, которая может быть насильственной или ненасильственной.
Под интенсивностью противоборства понимается степень энергии, которая затрачивается сторонами в ходе конфликта, а также такой признак конфликтной ситуации, как ее социальная важность.
Сама по себе форма столкновения, которая может быть насильственной или ненасильственной, во многом дезертирована большим количеством социальных факторов, и во многом зависит от того в каких условиях находятся участники конфликта и какими возможностями они обладают.
Если говорить об объекте конфликта, то под ним следует понимать определенную причину, которая лежит в основе мотивации его участников и является движущей силой конфликта. Объекты конфликта принято делить на три основных группы:
 Первую группу составляют то объекты, которые никаким образом не могут быть поделены между участниками конфликта. Поэтому обладать ими не единолично нельзя.
 Вторую группу составляют таким объекты, которые можно пропорционально поделит между сторонами конфликта.
 Наконец, третью группу составляют ситуации «мнимого конфликта», само название подразумевает то, что такими объектами стороны конфликтна могут владеть в равных долях, т.е. совместно.
Выявить объект в конкретной конфликтной ситуации, достаточно сложно, т.к. и субъекты, и участники в ходе своих действий, направленных на достижение своих действительны или выдуманных целей в большинстве случаев не показывают истинные причины, лежащие в основе их действий.
Те предпосылки, иначе говоря, причины, вызывающие конфликтные ситуации, могут иметь объективный или субъективный характер. Стоит подчеркнуть, что в конфликте очень часто наблюдается взаимодействие между объективными и субъективными причинами.
Среди причин возникновения конфликтных ситуаций могут лежать абсолютно разные факторы, например личностные причины конфликта, могут быть обусловлены наличием в любом конфликте личностных элементов: черты характера и типы личностей; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности.
Не вызывает сомнений тот факт, что в любом взаимодействие между людьми огромное значение имеют индивидуальные особенности лиц, участвующих в конфликте: их самооценка, уровень их толерантности, индивидуальный уровень агрессивности, различные понятие о норме и морали, все это обладает огромным значением, которое может способствовать или наоборот не способствовать возникновению конфликтной ситуации.
Именно на основе этих особенностей можно говорить о межличностной совместимости и межличностной несовместимости.
Межличностной совместимостью является ситуация взаимного принятия партнеров в ходе взаимной коммуникации и совместной деятельности.
Межличностная несовместимость, в отличие от межличностной совместимости предполагает взаимную антипатию, которая возникает между людьми в ходе общения и совместной деятельности. Она базируется на том, что партнеры имеют различные социальные установки, ценности, жизненные интересы, мотивирующие установки. А так же как говорилось выше, большое значение имеют различия в характере и темпераменте индивидуумов.
Конфликтные лица могут быть это конфликтующими или конфликтогенными.
К конфликтующим относятся те лица, которые постоянно находятся в противостояние и оппозиции по отношению к существующему порядку, управленческим методам и решениям, пониманию способа решения существующих проблем, можно сказать, что это «нигилисты», которых интересует не поиск оптимального решения проблемы, а их непохожая на общепризнанную позиция.
В отличие от конфликтующих, конфликтогенными являются лица с высокой самооценкой, зачастую склонные к нарциссизму, в подавляющем своем большинстве эгоцентрики, которые умеют манипулировать другими людьми, становится доверенными лицами. В то же время они не обладают способностью к долгосрочным дружеским отношениям, в ходе своего взаимодействия с другими лицами они очень часто становятся основной движущей силой возникновения эмоциональных конфликтов.
В связи с этим, станет ли человек участником конфликта, или проигнорирует его, как он будет действовать в конфликте, в огромной степени зависит от его индивидуальных черт, которые связанны с акцентуациями характера, иначе говоря, степени выраженности тех или иных черт характера.
В настоящее время имеется определенная классификация и типологизация конфликтов, что подразумевает их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.
Классификация конфликтов выражает характерные связи между ними и состоит в объединении их в группы по определенному признаку, который является основанием деления или основанием классификации. В основе типологии, в отличие от классификации, лежит существенный признак конфликта. В ходе типологии выделяется ряд соответствующих типов конфликтов. Сам тип становится единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.
Подходы к классификации и типологизации бывают разнообразными, в зависимости от целей и задач исследования. Социологи акцентируют внимание на социальные, психологи на психические, юристы на правовые признаки конфликта.
Рассмотрим популярную типологизацию конфликтов Р. Дарендорфа [12, с. 142–147]:
1. Структурные конфликты (конфликты между социально-организованными системами);
2. Неструктурные конфликты (случайные конфликты).
В свою очередь, К. Боулдинг предложил 6-уровневую типологизацию социальных конфликтов [19]:
1. Случайные;
2. Скрытые, латентные;
3. Основанные на плохом знании;
4. Фальшивые;
5. Заместительные;
6. Действительные.
Л. Козер выделяет два основных типа конфликтов [16, с. 12]:
1. Конфликты по базисным принципам;
2. Конфликты по проблемам.
Таблица№ 1.
Классификация конфликтов [41, с. 179]
Признак классификации Виды конфликтов
По действию на функционирование группы/организации • Конструктивные (функциональные)
• Деструктивные (дисфункциональные)
По содержанию • Реалистические (предметные)
• Нереалистические (беспредметные)
По характеру участников • Внутриличностные
• Межличностные
• Между личностью и группой
• Межгрупповые
• Социальные
Таким образом, анализ различных подходов к типологизации и классификации конфликтов свидетельствует о том, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона.
Межличностные конфликты могут протекать в форме:
• соперничества – стремления к доминированию;
• спора – разногласия по вопросам поиска оптимального способа решения совместных проблем;
• дискуссии – обсуждения вопроса, вызывающего спор и разногласия.
Среди признаков конфликта можно выделить следующие:
• противоречие, которое имеет большое значение для участников конфликта;
• существенной необходимостью разрешения противоречия, для того, чтобы продолжить взаимодействие сторон для эффективной деятельности;
• активное участие сторон в действиях, который имеют своей целью преодоление противоречий, а также подразумевают реализацию индивидуальных интересов.
В дипломной работе основным объектом исследования являются межличностные конфликты между подростками.
В подростковом возрасте могут происходить следующие виды межличностных конфликтов.
В зависимости от потребностей, ставших причиной возникновения конфликта, они делятся на:
1. Материальные, когда объектом соперничества становятся предметы материального мира.;
2. Статусно-ролевые, когда причиной конфликта является нарушение, по мнению одной из сторон, социального статуса другой стороны;
3. Духовные, когда причиной столкновения становятся разное понимание моральных и духовных ценностей. (.
По своей направленности конфликты подразделяются на:
1. горизонтальные, они имеют место при столкновение лиц, имеющих приблизительно равный социальный статус. (между одноклассниками);
2. вертикальные, которые имеют место при столкновение интересов лиц, неравных по своему социальному положению;
3. смешанные, когда участвуют лица разного социального статуса (школьник, его педагог и родители).
По временным параметрам конфликты делятся на:
1. Кратковременные, которые протекают в течение непродолжительного времени;
2. Быстротечные, которые исчерпывают себя за короткий промежуток времени;
3. Длительные, которые существуют и развиваются в течение долгого временного отрезка, в течение нескольких лет, а то и десятилетий.
Проблемы, которые в той или иной степени становятся причинами возникновения конфликтов, могут также стать основой для классификации:
1. ценностные конфликты – эта столкновение между участниками связаны с их взаимоисключающими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер;
2. конфликты интересов – затрагивают цели, устремления участников, которые оказываются противоречащими или несовместимыми;
3. конфликты, возникающие из-за нарушений общепризнанных правил взаимодействия.
Особое значение имеют педагогические конфликты, это:
1. конфликты деятельности, предпосылками их возникновения в подавляющем большинстве ситуаций становятся я специфические особенности исполнения учеником учебных заданий, а также его успеваемость;
2. конфликты поведения, поступков, которые возникают по причине нарушения учащимся норм поведения в школе, нарушение дисциплины на уроках, а также его поведение вне стен школы, которое в наш информационный век, тоже становится доступным для его оценки со стороны представителей школы;
3. конфликты отношений, они образуются в области эмоционально-личностных взаимоотношений между педагогами и школьниками, т.к. данные лица постоянно взаимодействуют в ходе учебного процесса.
Выявление специфических особенностей каждого конфликта имеет определяющее значение для того, чтобы найти наиболее оптимальный способ его разрешения.
В тоже время, подвергая тщательному анализу разнообразные виды конфликтов, необходимо принимать во внимание определенную условность их подразделения. Это связано с тем, что на практике одни и те же предпосылки могут привести к совершенно разным по своей структуре конфликтам. Например, отказ школьника сделать задание учителя может стать фундаментом для возникновения конфликта деятельности, который в дальнейшем может преобразоваться в конфликт отношений или конфликт поступков.
1.2. Предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
Проблема воспитания подростков, в том числе и вопрос поиска путей, которые будут способствовать минимизации конфликтного поведения в подростковой среде, бесспорно, становится важной социальной задачей.
Психологические особенности подросткового возраста (повышенная конфликтность, тревожность, зависимость от окружающих его людей, в наибольшей степени ровесников, половое созревание, а также интерес к вопросам пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости, рефлексия и др.) способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям в подростковой среде.
Это обусловлено тем, что подростковый возраст – это период особой чувствительности, сензитивности к возникающим проблемам, когда становится особенно важным, как подросток видит ситуацию, что пытается предпринять, чтобы ее изменить, насколько удачно ему это удается.
Подростковый возраст означает для человека кардинальную перемену социального статуса, которая приводит его к активному поиску своего места в этом мире. Подросток начинает активно анализировать свой статус, понимая, что он уже перерос период детства, однако еще не может назвать себя взрослым. При этом подросток внутри ощущает себя взрослым, и требует от людей вокруг себя признания его нового социального статуса. [40, с. 5]
Как известно, в ходе своей жизни человек переживает несколько кризисов, связанных с возрастом. Однако кризис подросткового возраста имеет огромные отличия, от предшествующих в более младшем возрасте кризисных ситуаций, связанных с взрослением человека.
Кризис подросткового возраста является наиболее сложным и имеет значительную временную продолжительность, при сопоставлении его с другими возрастными кризисами, которые неминуемо сопровождают ребенка в процессе формирования его личности, которые проходит каждый человек на этапе своего взросления. Можно сказать, что подростковый возраст – это мостик между переходом от детства к зрелости.
В это время происходит долгий и мучительный процесс перестройки отношения маленького человека к миру и самому себе, это первый этап, характерный для возраста десяти – четырнадцати лет. Внутри ребенка развиваются особый процессы, направленные на познание самого себя, которые в дальнейшем приводят к формированию индивидуальной жизненной позиции, которая будет сопровождать подростка в его первых шагах на пути к самостоятельной жизни. Это период с четырнадцати до семнадцати лет, данный возраст очень часто называют ранней юностью.
При этом не стоит забывать о том, что в этот возрастной период не происходит окончательного формирования личности. В это время имеет место эволюция уже имеющихся психологических структур, а также рождение новых, которые только формируются и их ждет долгая дорога на пути к их окончательному формированию. При этом в дальнейшем большое значение будут иметь не возрастные особенности, а индивидуальные черты психики. [6, c. 213]
При переходе к новому этапу на пути формирования личности наступает кризис, т.к. формирование ранее не существующих психологических структур, приводит к образованию ранее не существующих потребностей и стремлений. Эти новые потребности и стремления неминуемо сталкиваются с препятствиями, возникающими при попытках их удовлетворение, и поэтому в подавляющем большинстве случаев оказываются нереализованными.
При этом тяжесть и острота кризиса подросткового возраста во многом обусловлена и биологическими причинами. В этот период происходит процесс активного физического и умственного развития. Данный период сопровождается возникновением абсолютно новых потребностей, удовлетворение которых в социальных условиях в которых живет школьник, практически не осуществимо. [6, c. 213]
Поэтому депривация потребностей имеет очень яркое выражение, при этом у подростка почти нет возможностей преодолеть ее, т.к. объективно существует асинхронность в физическом, социальном и психическом развитии.
Подростковый возраст характеризуется увеличением числа переживаемых состояний от предподросткового к старшему подростковому возрасту. Всем стадиям данного возраста присущи состояния активации, веселости, заинтересованности, лени/лености, радости, сонливости, страха, счастья, усталости. Специфическими для предподросткового возраста являются состояния оживления/оживленности, заинтересованности и волнения; для младшего подросткового – безразличия, волнения, скуки; для среднего подросткового – влюбленности, подавленности, раздраженности и удовлетворенности; для старшего подросткового – безразличия, напряженности, усталости, спокойствия и уравновешенности.
Каждый возрастной этап подросткового возраста характеризуется спецификой проявления форм и структур психических состояний: наблюдается доминирование отдельных сторон структуры.
В этот период нельзя говорить о наличии объективной взрослости. Субъективно зрелость дает о себе знать в том, что существует развитие чувства взрослости и имеются определенные предпосылки к появлению взрослости. Данные обстоятельства выражаются в следующем:
В первую очередь это – эмансипация от родителей.
Подросток начинает требовать определенный уровень независимости. Он заявляет о том, что необходимо уважать его личную жизнь. Конечно, в этот период еще сохраняются попытки взрослеющего ребенка отыскать взаимопонимание у мамы и папы. В большинстве случаев эти попытки приводят к неизбежному разочарованию, потому как взрослые и подросток имеют совершенно разные ценности, а старшие при этом еще высказывают пренебрежительное снисхождение к высказываниям подростка. Для подростка характерен же максимализм, который не допускает снисходительного отношения.
Причинами разногласий очень часто становятся вопросы стиля и вкусов, эти внешние атрибуты вызывают наиболее ожесточенные споры. При этом не стоит забывать, что в основной своей массе подростки в глобальных и важных вопросах, все-таки разделяют ценности, закрепленные в семье.
Также для этого возрастного периода характерно принципиально новое отношение к учению.
В подростковом появляется ярко-выраженный интерес к поиску новых знаний, ребенок начинает стремиться к самообразованию. При этом может возникнуть и безразличное отношение к оценкам. Зачастую возникает диссонанс между интеллектуальными возможностями и оценками в школе. При высоком уровне интеллекта может наблюдаться достаточно посредственные оценки.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Диагностика уровня конфликтности учащихся школы №167

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Методы исследования предпосылок возникновения конфликтных ситуаций в подростковом возрасте

2.2. Результаты и анализ диагностики уровня конфликтности в подростковом возрасте

2.1. Методы исследования предпосылок возникновения конфликтных ситуаций в подростковом возрасте
В дипломной работе исследуются предпосылки к возникновению конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
Объектом исследования являются учащиеся девятого класса школы № 167 имени Маршала Говорова г.Москвы.
В качестве методик были использованы методики:
1. К. Томаса. «Определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях»;
2. Е.П. Ильина – П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность».
Рассмотрим, Методику К. Томаса. «Определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях». [33, с. 314]
К. Томас (Kenneth W. Thomas) – профессор менеджмента высшей школы бизнеса и публичной политики в Монтерее Калифорния. К. Томасом совместно с Ральфлом Килманом (Ralph H. Kilmann – независимый исследователь и консультант из Ньюпорт-Коуста, Калифорния) была создана в начале 70-х гг. прошлого века Сетка Томаса-Килменна для выявления индивидуальных манер поведения в конфликте – склонности к сотрудничеству, компромиссу, приспособлению, соперничеству и избеганию в ситуации конфликта. На базе сетки был создан опросник, имеющей своей целью для выявления у респондентов склонности к определенному стилю поведения. Опросник получил широкое распространение в популярной литературе по конфликтологии. [38, с. 71]
В своем исследование, посвященном изучению особенностей конфликтных ситуаций, К. Томас акцентировал свое внимание на необходимости создания принципиально иного, отличного от традиционного подхода к конфликтам. Исследовать акцентировал свое внимание на том, что весь предшествующий период исследования конфликтов, ученые активно использовали термин «разрешение конфликтов». Таким образом, считалось, что конфликт нужно всегда разрешать или элиминировать.
Поэтому можно было сделать вывод, что главный смысл разрешения конфликтов заключается в достижение между людьми идеального и гармоничного состояния, не омрачённого конфликтами.
Тем не менее, К. Томас настаивал, что необходимо пересмотреть подобный подход в ходе исследования конфликтов. Он считал, что существует ряд объективных фактов, указывающих на необъективность такого понимания конфликтов.
В первую очередь это понимание того, что любые усилия по абсолютной элиминации конфликтов не приведут к намеченному результату. Также он указывал на то, что конфликт не является полностью отрицательным явлением и содержит в себе немало позитивных функций.
В связи с эти К. Томас говорил о том, что основное внимание со стороны исследователей должно быть сконцентрировано на возможностях управления конфликтами.
Исследователь писал, что в первую очередь необходимо решить следующие вопросы:
 рассмотреть наиболее распространенные и характерные формы поведения в конфликтах;
 проанализировать наиболее распространенные формы поведения и сделать вывод о том, какие из них несут в себе позитивный смысл, а какие наоборот, только усугубляют ситуацию;
 найти возможные пути стимулирования продуктивных путей поведения в конфликте.
Для того чтобы описать возможные пути поведения человека в конфликтной ситуации исследователь сконструировал двумерную схему регулирования конфликтов. В модели К. Томаса наибольшее внимание уделено измерениям, которые указывают на интерес индивидуума к проблемам и целям других людей, которые участвуют в конфликте, а также важен уровень напористости, которая отличает степень и готовность защищать свои интересы.
В соответствии с этими двумя показателями К. Томас говорит о пяти возможных путях урегулирования конфликтов:
1. Соревнование (конкуренция) – попытка и желания достичь желаемого результата, не смотря на то, что его достижение может нанести вред другим лицам.
2. Приспособление, которое в отличие от соперничества предполагает возможность уступить сопернику и отступить от своих интересов.
3. Компромисс, который подразумевает взаимные уступки для того, чтобы избежать открытого столкновения.
4. Избегание – этому стилю присуще не только отсутствие желания к совместным поискам пути решения проблемы, но и нежелание достижения своих собственных целей.
5. Сотрудничество для этого стиля характерно то, что участники конфликтной ситуации, находят такой путь решения проблем, который является приемлемым для обеих сторон.
Исследователь подчеркивал, что при использовании стиля «избегания» ни один из участников конфликта не сможет достичь своих целей.
При этом если выбираются стили конкуренция, приспособление и компромисс, то в результате успеха достигает только одна из сторон конфликта. В случае компромисса все участники не достигают своих целей, потому что идут на уступки.
Поэтому только стиль сотрудничества, предполагает удовлетворение интересов всех участников конфликта.
Главная цель теста К. Томаса состоит в определение стиля поведения. Структурно опросник состоит из двенадцати высказываний, о возможном поведение человека в случае возникновения конфликтной ситуации. Данные высказывания в разнообразных сочетаниях образуют тридцать пар.
Индивидууму необходимо сделать выбор в пользу высказывания, которое максимально точно характеризует его в конфликте. Тест, можно проводить в разных группах или индивидуально, а также допускается использовать его в рамках комплексных диагностических программ. Затраты времени на него составляет около пятнадцати или двадцати минут.
Вниманию тестируемых предоставляется тридцать высказываний, которые касаются разных вариантов поведения человека в конфликтной ситуации. Респондент должен выбрать из них те высказывания, которые на его взгляд соответствуют его поведению в ходе развития конфликтной ситуации.
В случае, когда человек находятся в состояние конфликта, то для того, чтобы разрешить его в свою пользу, минимизировав потери, ему нужно выбрать стиль поведения в конфликте. Выбирая стиль необходимо принимать во внимание саму сущность конфликта и то, какой стиль выбрали другие участники конфликта.
Поэтому очень важно иметь знания об этих стилях, уметь использовать их в конкретных ситуациях, таким образом, необходимо обладать навыками стратегий разрешения конфликтных ситуаций.
К. Томас выделял пять наиболее распространенных на практике стилей поведения в конфликте, которые определены общей причиной каждого конфликта: столкновение интересов между двумя или более лицами. Считаем целесообразным рассмотреть их далее.
1. Стиль конкуренции (соперничество)
Лицо, которое в случае возникновения конфликтной ситуации выбирает этот стиль, очень активен по своей природе и всегда стремится разрешать конфликт сам.
Такого человека, как правило, не очень интересует сотрудничество с другими людьми. Однако он может проявить свою волю и способен на волевые поступки.
По мнению Томасом и Килмена, тот, кто выбирает подобный стиль, прежде всего, стремится удовлетворить свои личные интересы, он не думает об интересах других людей и зачастую заставляет своих оппонентов соглашаться с его путем решения проблемы.
Чтобы достигнуть своей цели, такой человек активно использует свои личностные качества, и в случае, когда он обладает сильной волей, он достигает того, чего хотел.
На практике применение такого стиля может быть эффективным только тогда, когда лицо его применяющее обладает властью, которая дает ему право настаивать к конкретной жизненной ситуации на своей точке зрения.
В то же время данный стиль при частом его применение может вызвать в людях отчуждение по отношению к человеку его использующему.
В ситуации, когда такой стиль начинает применять лицо, которое не обличено властными полномочиями, особенно в ситуации с лицами, обладающими ими, то такое поведение не будет способствовать позитивному разрешению конфликтной ситуации, а только обострит ее.
По мнению К. Томаса такой стиль оправдывает себя в следующих ситуациях:
Исследователь дает примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:
1. Точка зрения, которую отстаивает один из оппонентов, является для него очень важной, решение проблемы по его модели принципиально для него.
2. Тот, кто применяет этот стиль, обладает высоким авторитетом и его выбор, по его мнению, является наиболее приемлемым в данной ситуации.
3. Проблема требует своего решения в достаточно короткий срок, и тот, кто отстаивает авторитарно свою точку зрения, имеет властные полномочия.
4. Это ситуация, когда человек понимает, что иного выбора у него нет, поэтому внутренне соглашается с тем, что ему уже у нечего терять;
5. Сложившиеся ситуация является кризисной и требует своего неминуемого разрешения.
6. Лицо осознает, что не имеет права показать другим, что находится в тупиковой ситуации, тогда как другие ждут от него решения.
7. Решение, которое принимается очень непопулярно, однако тот, кто его принимает, обладает достаточной властью, чтобы его провести.
Не вызывает сомнений тот факт, что использование такого подхода не делает человека популярным, однако дает, в случае положительного исхода, возможность приобрести сторонников.
Однако когда главным является популярность и сохранение хороших отношений с окружающими применение этого стиля не рекомендуется.
Можно еще раз повторит, что этот стиль эффективен в тех ситуациях, когда решение проблемы имеет очень принципиальное значение, лицо обладает властными полномочиями и уверено, в своей правоте.
2. Стиль уклонения (избегание)
Этот стиль поведения в конфликте используется в случае, когда лицо не настаивает на своей точке зрения, но в то же время не сотрудничает со своими контрагентами, а уходит от конфликтной ситуации.
Применение этого стиля оправдано, когда интересы, затрагиваемые в конфликте не имеют большого значение, когда человек не желает растрачивать свои силы, а также, когда понимает, что ситуация безвыходная.
Интересно, что исследователи советуют применять этот стиль в ситуациях, когда лицо осознает свою неправоту и понимает, что его оппонент прав или имеет большие властные полномочия, эти причины являются довольно веским основанием для того, чтобы не бороться за свою собственную позицию.
В подобных случаях, возможно, сменить тему разговора, покинуть помещение или предпринять другие попытки устранения или отсрочки конфликта. Лицо, выбравшее такой стиль, пытается уйти от проблемы, делая вид, что не замечает ее, пытается возложить ее решение на другого. В результате он получает отсрочку.
По мнению К. Томаса, наиболее распространенными ситуациями, в которых возможно использовать этот стиль являются следующие:
1. Существует очень сильное напряжение и лицо чувствует необходимость снизить накал страстей.
2. Результат конфликтной ситуации не имеет большого значения, лицо считает, что не стоит тратить свои силы.
3. У одной из сторон, вовлеченной в конфликт был очень трудный период, сторона осознает, что решение проблемы в этот конкретный временной период может принести неприятные последствия, а в его жизни уже и так много сложностей.
4. Одна из сторон понимает то, что нет возможности решить конфликт в свою пользу, или он даже не хочет решать в позитивном смысле для себя.
5. Одна из сторон пытает получить немного свободного времени, для того чтобы выяснить новые сведенья, получить поддержку со стороны важных лиц.
6. Одна из сторон осознает, что возникшая проблема очень серьезная, понимая, что разрешение конфликта будет стоить ему очень дорого.
7. Одна из сторон не обладает властными возможностями разрешить проблему в свою пользу.
8. Одна из сторон понимает, что у ее оппонентов намного больше возможностей разрешить ь эту проблему в свою пользу;
9. Существует опасность решать все разногласия в данный временной отрезок, т.к. перевод конфликта в открытую стадию может значительно обострить ситуацию.
Стиль «уклонения» принято считать «бегством от решения проблем», однако в некоторых ситуациях уход от решения проблемы или отложение ее на будущее, может стать наиболее правильной реакцией на конфликтную ситуацию.
Иногда подобные действия могут привести к тому, что конфликт исчерпает себя, а даже если этого не случится, то появляется возможность собраться с силами для того, чтобы продолжить борьбу.
3. Стиль приспособления
Стиль приспособления характеризует такие действия одной из сторон, при которых лицо старается действовать взаимно согласованно с другим человеком, не предпринимая попыток отстаивать свою точку зрения.
Специалисты советуют использовать этот стиль в ситуациях, когда исход дела обладает чрезвычайной важностью для одного оппонента и при этом не имеет большого значения для другого. Использование такого подхода может быть очень полезным в случаях, когда одна из сторон не обладает возможностью выиграть, т.к. другое лицо имеет больше власти и авторитета. Получается, что одна из сторон делает уступки и признает точку зрения своего противника.
Когда используется такой подход, лицо принимает решения. Что для него будет выгодней приспособиться. Можно сказать, что применение этого стиля оправдано, когда нет высокой ставки на благоприятное решение проблемы.
Напротив, в ситуациях, когда одна из сторон осознает, что делая уступку, она отказывается от очень важного для себя, и как следствие испытывает чувство неудовлетворенности, то стиль приспособления использовать нежелательно.
Также данный стиль не следует использовать в ситуациях, когда одна из сторон понимает, что противник не намерен сделать даже минимальную уступку, и принимает действия противоположной стороны как нечто само собой разумеющееся.
Следовательно, этот стиль приемлем тогда, когда есть понимание: делая небольшую уступку, теряешь тоже совсем немного.
У стиля приспособления можно найти схожие черты со стилем уклонения, объединяет их возможности выиграть время для того, что бы решить проблему с выгодой для себя. Коренная разница между ними заключается в том, что в этом случае сторона, его выбирающая действует совместно со своим оппонентом и совершает поступки, которые от него хотят. В то же время, используя стиль уклонения, лицо не совершает ничего для того, чтобы удовлетворить интересы другой стороны, а просто не делает ничего. Данный стиль можно применять в следующих конфликтных ситуациях:
1. Одну из сторон совершенно не интересует то, что происходит.
2. Для человека очень важно сохранить хорошие отношения с людьми.
3. Лицо понимает, что сохранение хороших отношений намного важнее, чем отстаивание своей позиции.
4. Одна из сторон осознает, что результат более важен для оппонента, чем для него.
5. Лицо осознает, что истина не на его стороне.
6. У одной из сторон нет шансов, чтобы одержать победу.
7. Существует убеждение, что оппонент может получить хороший жизненный урок, когда уступят его желаниям, однако результат будет неоднозначно положительным.
Важно понимать, что делая уступки, уступая своим желаниям, можно немного смягчить ситуацию и восстановить хорошие взаимоотношения.
Применяя такой подход, иногда можно даже получить благоприятный для себя исход проблемы. Не стоит забывать о том, что уступая можно выиграть время и хорошо подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем добиться окончательного приемлемого разрешения проблемы.
4. Стиль сотрудничества
При таком подходе, одна из сторон применяет попытки для разрешения конфликта, одновременно стараясь отстать свои интересы.
Можно сказать, что стиль сотрудничества требует не только значительных сил, но и упорной работы, что отличает его от остальных стилей. В первую очередь необходимо рассмотреть интересы всех участников конфликтной ситуации, а затем обсудить их. Поэтому, когда есть время, а проблемы является очень важной, а ее исход значительным, то использование такого подхода является наиболее правильным решением. Ведь обоюдовыгодный результат удовлетворит интересы всех сторон конфликтной ситуации.
Как уже говорилось выше, данный подход требует много времени, а значит обе стороны должны быть готовы к тому, что выявление скрытых интересов, поиск выгодный решений, займет у них не только время, но и моральные силы.
Такой подход можно использовать когда:
1. То, каким способом будет решена проблема очень важно для всех сторон. Ни один из оппонентов не желает устраняться;
2. Стороны обладают достаточно тесными, длительными отношениями, они зависят друг от друга.
3. Участники конфликтной ситуации обладают запасом времени, достаточном для того, чтобы решить проблему.
4. Участники знают проблему досконально и понимают желания и мотивы своих оппонентов.
5. Участники конфликтной ситуации желают обсудить идеи и выработать совместное решение.
6. Участники конфликтной ситуации открыть высказывают свои интересы и готовы выслушать контраргументы.
7. Лица, которые участвуют в конфликте, имеют одинаковый уровень и равны в своем положение.
К. Томас считал, что стиль сотрудничества наиболее приемлем, несмотря на то, что требует немалых усилий. Ведь все участники должны быть способны высказаться, затем выслушать оппонента, а уже потом приступить к поиску оптимальных путей решения проблемы. Если один из этапов будет пропущен, то истинного сотрудничества не будет, а значит, проблема не получит своего решения.
5. Стиль компромисса
Последним из стилей, предложенных К. Томасом, является стиль компромисса. В процессе компромисса, обе стороны немного уступают друг другу. Поэтому их желания обоюдно получают частичное удовлетворение.
У этого стиля есть немного общего со стилем сотрудничества, рассмотренным выше, однако сотрудничество более глубоко, нежели компромисс, т.к. при компромиссе стороны не ищут тайные смыслы и не анализирует нужды соперника, их взаимодействие происходит на более поверхностном уровне.
Отличие состоит и в том, что сотрудничество нацелено на долгосрочные решения, а компромисс является временным способом решения проблемы. Когда у оппонентов нет времени, сил, да и желания вырабатывать, глубоки решения с перспективой, стиль компромисса является неплохим вариантом разрешения конфликтной ситуации.
Этот стиль целесообразно использовать в следующих ситуациях:
1. У обеих сторон одинаковое положения с точки зрения их властных полномочий и у них есть взаимоисключающие интересы.
2. Стороны желают разрешить проблему как можно быстрее.
3. Временное решение приемлемо для обеих сторон.
4. Кратковременная выгода удобна для оппонентов.
5. Были использованы иные способы, но они не принесли желаемого результата.
6. Каждая из сторон считает возможным пойти на небольшие уступки и даже немного видоизменить свою цель.
7. Компромисс дает возможность сохранить хорошие отношения, что очень важно для всех вовлеченных в конфликт сторон.
По мнению К. Томаса, компромисс очень часто оказывается возможностью принять совместное решение.
Также в ходе написания квалификационной работы была задействована популярная методика известных отечественных психологов Е.П. Ильина – П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность». [38]
Основное предназначение этой методики состоит в том, чтобы выявить личностные склонности респондентов к конфликт¬ности и агрессивности.
Опросник состоит из восьмидесяти одного вопроса.
Данная методика дает возможность определить степень конфликтности личности по следующим диагностическим шкалам:
1. Вспыльчивость.
2. Наступательность.
3. Обидчивость.
4. Неуступчивость.
5. Компромиссность.
6. Мстительность.
7. Нетерпимость к мнению других.
8. Подозрительность
Совокупность баллов по шкалам «наступательность, напористость», «неуступчивость» дает общий показатель позитивной агрессивности субъекта. Совокупность баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других», «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. Совокупность баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает единый показатель конфликтности.
2.2. Результаты и анализ диагностики уровня конфликтности в подростковом возрасте
В тестирование принимало десять учащихся девятого класса среднеобразовательной школы.
Подростки, проходящие тестирование, предложили, что они будут отвечать, используя «псевдонимы». Для удобства мы будем использовать буквенные обозначения, поскольку псевдонимы, выбранные молодыми людьми, включают в себя смайлики, смесь латинского и русского алфавита, строки из популярных песен.
В результате проведенного тестирования по методике К. Томаса были получены следующие результаты.
Таблица № 1
«Стиль поведения в конфликте».
Приспособление Компромисс Избегание Сотрудничество Соперничество
А 6 7 4 5 9
Б 7 6 6 9 2
В 4 9 8 8 1
Г 5 6 6 2 10
Д 11 9 2 7 1
Е 8 7 7 8 0
Ж 6 8 5 7 4
З 5 11 8 4 2
И 7 6 6 2 7
К 5 4 5 6 9
Обработка результатов
В указанном выше «ключе» ответы А или В дают представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Проведенное исследование по методике К. Томаса «Стили поведения в конфликте», позволило выявить то, что большая часть респондентов, в нашем случае подростков, найдет в себе силы достойно повести себя в конфликте, однако четверо респондентов из нее сделают попытку одержать победу, вопреки интересам других людей.
Еще одна Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, которая была задействована в исследование, дает возможность проанализировать предрасположенность личности к конфликтности и агрессивности с его стороны как личностным характеристикам.
Таблица № 2
Результаты теста Е.П. Ильина – П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность»
А Б В Г Д Е Ж З И К
Вспыльчивость 3 4 3 8 6 5 4 5 5 4
Наступательность и напористость 4 4 4 2 3 3 5 7 4 6
Обидчивость 9 4 5 8 4 2 4 3 5 8
Неуступчивость 5 4 6 3 1 2 5 4 6 5
Бескомпромиссность 7 5 3 5 2 3 4 4 8 6
Мстительность 2 7 5 4 4 3 6 6 4 4
Склонность к нетерпимости к мнению других 3 6 3 6 5 1 4 4 5 4
Подозрительность 7 3 5 5 5 4 1 1 4 5

Таблица №3
Результаты теста Е.П. Ильина – П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность»
Показатель позитивной агрессивности(20 максимум) Показатель негативной агрессивности(40 максимум) Общий показатель конфликтности(40 максимум)
А 9 5 26
Б 8 13 16
В 10 8 16
Г 5 11 26
Д 5 9 17
Е 5 4 14
Ж 10 8 13
З 11 10 13
И 10 9 22
К 11 8 21
Каждый ответ на вопрос находит свое соответствие в восьми шкалах: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность». За любой выбор ответа «да» или «нет» зачитывается один балл. По всем шкалам респондент может набрать от нуля до десяти баллов.
Считаем целесообразным рассмотреть результаты тестирования подробнее.

График № 1. «А». Результаты теста «Стиль поведения в конфликте».
Ученик «А» в конфликтной ситуации выбирает линию поведения, ориентированную на соперничество. Такого человека, как правило, не очень интересует сотрудничество с другими людьми, прежде всего, стремится удовлетворить свои личные интересы и не думает об интересах других людей и зачастую заставляет своих оппонентов соглашаться с его путем решения проблемы.
Также «А» показывает достаточно высокий уровень приспособления и компромисса, а это означает, что в ситуации, когда он не обладает достаточной властью, он способен прислушаться к позиции оппонентов.

Диаграмма № 1. А. «Личностная агрессивность и конфликтность»
«А» показывает достаточно высокий уровень конфликтности. Общий показатель конфликтности – 26.

График № 2. «Б». Результаты теста «Стиль поведения в конфликте».
Ученик «Б», в своем поведение, в отличие от «А», ориентирован на сотрудничество, т.е. стремится разрешить конфликт, не забывая о своих интересах, однако ориентирован на совместный поиск, устраивающий все стороны способов разрешения конфликта.

Диаграмма № 2. «Б». «Личностная агрессивность и конфликтность»
При этом «Б», показывает достаточно низкий уровень конфликтности. Общий показатель конфликтности – 16.

График № 3. «В». Результаты теста «Стиль поведения в конфликте».
«В» отдает предпочтение компромиссу, сотрудничеству и избеганию, т.е., предпочитает обмен взаимными частичными уступками, пытается вместе с оппонентом искать, устраивающий обоих выход из конфликтной ситуации. Соперничество не является для него характерным.

Диаграмма № 3. «В». «Личностная агрессивность и конфликтность»
«В» также показывает и низкий уровень конфликтности. Общий показатель конфликтности – 16.

График № 4. «Г». Результаты теста «Стиль поведения в конфликте».
«Г» в конфликтной ситуации выбирает линию поведения, ориентированную на соперничество. Такого человека, как правило, не очень интересует сотрудничество с другими людьми, прежде всего, стремится удовлетворить свои личные интересы и не думает об интересах других людей и зачастую заставляет своих оппонентов соглашаться с его путем решения проблемы.

Диаграмма № 4. «Г» «Личностная агрессивность и конфликтность»
«Г» показывает достаточно высокий, по сравнению с предыдущими респондентами уровень конфликтности. Общий показатель конфликтности – 26.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3.Методические рекомендации, направленные на коррекцию конфликтности в подростковом возрасте

Проводимые в последние годы социально-психологические исследования свидетельствует о росте числа конфликтов в средних школах, и о неспособности со стороны подростков позитивно разрешать конфликтные ситуации. Эта картина видна и невооруженным взглядом, с экранов телевизоров и страниц газет мы узнаем об ужасных подробностях подростковых конфликтов, которые приводят к тому, что их участники получают психологические травмы на всю жизнь.
Подростковая конфликтность достаточно распространенное явление. И это связано не только с врожденными качествами личности, но и с особенностями подросткового возраста.
Проведенное во второй главе исследование показало: 40% подростков из 10 человек, участвующих в опросе, показали повышенный уровень конфликтности. Очень высокого уровня не показал не один из респондентов, но эти данные все равно говорит о том, что необходимо пристальное внимание к данному вопросу.
Об этой проблеме много говорят, ее активно обсуждают, но до сих пор нет должного вниманию к вопросам исследования психолого-педагогических условий, которые должны способствовать снижению числа конфликтов в подростковой среде. Между теорией и практикой до сих пор существует пропасть.
Как подтвердили результаты анализа, проведенного во второй главе, подростковая конфликтность явление достаточно распространенное, однако в нашем обществе до сих пор существует проблема того, что педагоги и родители недостаточно внимательно относятся к внутреннему миру подростка, списывая его проблемы и недостатки поведения на «возраст».
На наш взгляд, в обществе необходимо больше внимания уделять достижениям психологической науки и проводить профилактику возникновения конфликтных ситуаций, которая будет способствовать снижению конфликтности в подростковой среде.
Возникновение конфликтных ситуаций между подростками со старшими членами их семей, связаны с изменениями, произошедшими в психическом развитии подростка, а также психическими особенностями самих родителей.
Подростки начинают конфликтовать тогда, когда взрослые не высказывают должного уважения к ним, когда они не учитывают, что рядом с ними уже не маленькие дети, а личности, которые проходят сложный период взросления. Для того чтобы общения между подростками и старшими членами семьи не обострялось, родителям необходимо обладать определенными навыками, позволяющими им общаться с детьми, интересоваться их внутренним миром, таким образом, чтобы не нарушать границы их личности.
В отношениях с педагогами у подростков могут возникнуть конфликты деятельности, отношений и поведения, о которых говорилось в первой главе.
Педагогические конфликты возникают в связи со специфическим содержанием учебной деятельности, кардинальными отличиями в социальном статусе сторон, принадлежности их к разным поколениям.
Педагоги, для того, чтобы предотвратить развитие конфликта с учениками должны выбрать конструктивную позицию, опирающуюся на хорошие взаимоотношения с родителями ученика, его одноклассниками и другими педагогами.
Среди ведущих причин возникновения конфликта между подростками и педагогами, можно выделить следующие:
1. Педагог не проявил должной ответственности в процессе своего взаимодействия с учеником.
2. У сторон конфликтной ситуации имеется разный социальный опыт, который предопределяет их манеру поведения в конфликте;
3. Разный жизненный опыт предопределяет и разную ответственность за свои действия в конфликтной ситуации.
4. Существует разное понимание самого конфликта и причин, его вызвавшего, что приводит к тому, что педагогу чужды переживания подростка, а подросток зачастую в силу возрастных особенностей не справляется со своими эмоциями;
5. Любое ошибочное и «неловкое» действие педагога приводит к образованию новых проблем и новых конфликтов, в которые вовлекаются и другие подростки.
По мнению педагогов, причинами конфликтных ситуаций между ними и учениками подросткового возраста могут быть следующие:
1. Пренебрежение одним из учеников дисциплиной во время урока.
2. Некачественное выполнение домашней работы или вообще отказ от ее выполнения.
3. Плохие отношения между учениками в классе.
Подростки же видят в основе своих конфликтов с педагогами следующие причины:
1. Некорректное и грубое поведение учителей по отношению к ним.
2. Занижение оценок.
3. Скучное и неинтересное изложение информации.
4. Некачественное выполнение домашней работы.
5. Прогул уроков. [17, с.58]
Во все времена существовали межличностные и групповые конфликты между учениками.
Межличностный конфликт является одним из неминуемых этапов процесса социализации, который происходит в школе.
Сам по себе процесс социализации всегда сопровождается возникновением конфликтов. Ведь, как уже говорилось в первой главе, в мире не может существовать общества без конфликтов.
Однако, сам принцип обучения, существующий в современной школе, который основан на принципах соподчинения и противопоставления во многом предопределяет возникновение межличностных конфликтов среде учащихся (педагог – ученик, ученик начальных, средних и старших классов, отличник, хорошист, троечник и т.д.)
Все это приводит к тому, что в межличностных отношениях учащихся зачастую может появиться грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях школьников.
Поэтому особое внимание нужно уделить практическим рекомендациям, которые должны способствовать выработке адаптивного поведения подростков в случаях возникновения конфликтов.
В первую очередь необходимо, ознакомить подростков с тем, что такое конфликт, и как нужно себя вести в условиях конфликтной ситуации, каковы методы и стратегии поведения в таких непростых социальных столкновениях. Такие занятия, направленные на повышение психологической грамотности надо проводить не только с детьми, но и с педагогами и родителями, последних нужно подготовить к тому, что они вместе с детьми будут проходить тяжелый жизненный этап. Педагоги же должны быть, в первую очередь друзьями и наставниками, должны показать, что они «на стороне» подростка.
В широком смысле под психологической категорией «предупреждение конфликтов» необходимо понимать такую организацию отношений между субъектами социального взаимодействия, при которой возможность возникновения конфликтов между ними будет сведена к минимуму.
В узком смысле «предупреждение конфликтов» означает совокупную деятельность субъектов социально взаимодействия, направленную на разрешение существующего между ними противоречия.
.Фундаментом «предупреждения конфликтов» является устранение всех причин конфликта, как объективного, так и субъективного характера.
Одно из основных направлений в предупреждении конфликтов исключение негативных вариантов дальнейшего развития ситуаций, которые могут возникнуть в ходе социального взаимодействия с его неизбежным столкновением интересов. Более того, они являются движущей сип¬лой развития взаимоотношений сторон. Однако разрешать эта противоречия путем конфликтов совсем необязательно.
Сами по себе профилактические действия по предупреждению конфликта займут намного меньше сил, средств и времени и позволят предупредить негативные последствия, которые неминуемо возникнут, даже в случае конструктивного разрешения конфликта.
Ведущее место в системе условий и путей предупреждения конф-ликта по праву отводится поддержанию здорового, социально-пси-хологического климата, предполагающему формирова¬ние общественного мнения, принципиальных оценочных суждений о событиях и нормах взаимоотношений.
Важнейший путь предупреждения конфликтов в подростковой среде – психолого-педагогическая подготовка педагогов, ее совершенствование в современных условиях. При этом наряду с решением вопросов повышения психолого-педагогической культуры в целом, необходимо обратить особое внимание на педагогическую подготовку по предупреждению, анализу и разрешению конфликтных ситуаций между подростками. Здесь могут помочь и спецкурсы по конфликтологии, отработка алгоритмов деятельности в конфликтных ситуациях в ходе организационно-деятельностных и деловых игр, решение практических задач; анализ практических конфликтных ситуаций в процессе самостоя¬тельной работы и т.д.
С этой подготовкой следует связать такие условия, как умение ус-транить подлинные причины конфликта, создать эмоциональное рав-новесие в конфликте, учесть индивидуальные качества его участников, соблюсти педагогический такт при разрешении конфликтной ситуации, выбрать способ воздействия на конфликтующие стороны и др.
Эффективному предупреждению конфликтных ситуаций способствует, и умение педагога и школьного психолога провести детальный анализ причин и предпосылок конфликта, структуры отношений участников, формы проявления конфликта, характеристик каждого участника, влияния конфликта на жизнь и деятельность коллектива, мобилизовать об¬щественное мнение на справедливую оценку действий конфликтующих сторон, побудить их к самоанализу негативной значимости кон¬фликтного поведения.
Предупреждение конфликтов, может быть реализовано двумя способами:
1. путем формирования с таких объективных условий, которые не позволят возникнуть и развиться пред конфликтным ситуациям;
2. путем формирования особых условий, которые создают предпосылки к предупреждению и конструктивному разрешению предконфликтных ситуаций.
Объективные условия способствуют формированию комфортной среды для жизнедеятельности подростков. Очевидно, что на конфликтность подростка влияют: материальное положение семьи, возможность реализоваться; взаимоот¬ношения с одноклассниками и учителями; психоклонический климат в семье, наличие времени для хорошего отдыха и т.д.
Субъективные предпосылки предупреждения конфликтов состоят в компетенции педагога и психолога в вопросах решения проблем, не допущение возникновения негативных эмоций и избегания наступательного разрушительного противодействия.
Необходимо поддержание сотрудничества между противодействующими сторонами. При обострении отношений между подростками следует не разрывать имеющиеся между ними связи, а укреплять, поддерживать, развивать их, используя различные методы и приемы:
1. согласия, предполагающего вовлечение оппонентов в общее дело;
2. эмпатии (сопереживания), которая дает возможность понять трудности своего соперника, которое вы¬ражается в готовности прийти на помощь;
3. исключения дискриминации, не допускающего подчеркивания различий между соперниками.
4. психологического настраивания, содержащего многоплановые варианты взаимного информирования о предстоящих переме¬нах и возникающих проблемах, совместное обсуждение спор¬ных вопросов и т.п.;

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение
В наше время проблема конфликтов в подростковой среде приобрела достаточно большие масштабы, однако путей разрешения этого важного вопроса, к сожалению, еще недостаточно. В связи с этим первоочередную важность имеет проблема создания специальной психолого-педагогической программы, которая призвана преодолеть повышенную конфликтность в подростковой среде, которую смогут использовать в своей профессиональной деятельности психологи и педагоги.
Подростковый возраст – это очень непростой период, который сопровождается таким негативным явлениям как повышение уровня конфликтности личности, что связано с физиологическими и психологическими особенностями этого времени в жизни человека.
Почти всем подросткам в той или иной степени присущи отклонения в поведении. Подростковый возраст – это период особой чувствительности, сензитивности к возникающим проблемам. Большинство подростков сами «перерастают» этот сложный период, другим же требуется помощь психолога. При этом расстройства в поведение могут быть поведенческими и эмоциональными. Для девочек в большей степени характерны эмоциональные расстройства, это: депрессия, страхи и тревожные состояния. В основном предпосылками к их образованию являются социальные факторы. Для мальчиков в большей степени характерны нарушения в поведении, примерно в четыре раза больше, чем у девочек.
В этот временной отрезок возрастает уровень конфликтности, при этом не стоит забывать о том, что конфликтность является врожденным качеством.
Можно сказать, что социальная ситуация в этот период меняется не внешне, а внутренне. Внешне, подросток продолжает жить, так же как и раньше: дом, школа, друзья. Но сама по себе социальная ситуация меняется для него, приобретает абсолютно иные ценностные ориентации. Можно сказать, что полностью меняется шкала ценностей. Он начинает рефлексировать по поводу всего, что его окружает, наступает пора оценки близких.
Базальная потребность возраста – понимание. Люди в подростковом возрасте считаю самой лучшей моделью общения – демократичное общение, когда взрослый не показывает своего превосходство.
Однако в нашем обществе многие родители и педагоги до сих пор недоверчиво относятся к достижениям психологической науки. Они не учитывают психологические особенности возраста при общении с подростками.
Совместная работа психологов педагогов и родителей помогает преодолеть повышенную конфликтность в среде подростков.
Родители должны учитывать особенности своих детей, отказаться от авторитарного воспитания, в тоже время не забывать о жизни своих детей, об их внутреннем мире, участвовать в их жизни, тогда они будут в курсе того, чем живет их ребенок. Педагоги, особенно классные руководители, должны способствовать созданию комфортного климата в коллективе, следить не только за успеваемостью, но и за межличностными отношениями учеников. При первых признаках появления предпосылок к возникновению конфликтных ситуаций, обращаться к психологам, которые в наше время есть почти во всех школах, особенно в больших городах.
Наконец психологи, проводя диагностику учащихся, могут оперативно реагировать на предпосылки возникновения конфликтных ситуаций, т.к. существует достаточный широкий инструментарий, позволяющий диагностировать психологические проблемы. В наше время существует также много методов, направленных на управление конфликтами и предупреждения их, а если конфликт неизбежен, то его всегда можно преобразовать таким образом, что он будет способствовать развитию личности, и не нанесет психологической травмы.
На основание проведенной в дипломной работе исследования, можно утверждать, что в среде современных подростков наблюдается повышенная конфликтность, которая требует более пристального внимания со стороны общества. В связи с этим необходимо разработать специальную психолого-педагогическую программу, которая будет содержать основные рекомендации, направленные на снижение уровня конфликтности среди подростков.


Список использованных источников
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе/М: Владос, 2003. 208 с.
2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов. М.: Питер, 2016. 304 с.
3. Афонькова В.М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде //Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы. М.: НИИ 0П АПН СССР, 1974. 62 с.
4. Батюта М. Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2016. 460 с.
5. Березин С.В. Шапатина О.В. Методологические аспекты исследования межличностных конфликтов / Межличностный конфликт: проблемы и перспективы исследования: Материалы областной научно-практической конференции. Самара 1998. С. 27-32
6. Божович Л.И Проблемы формирования личности. М.: Наука, 1995. 349 с.
7. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия ИЦ, 201. 330 с.
8. Введение в общую психологию: курс лекций. Электронная библиотека. Режим доступа к библиотеке URL: https://online.muiv.ru/lib/books/23430/ (дата обращения 01.10.2016)
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Академия ИЦ, 2008. 368 с.
10. Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2006. 384 с.
11. Гаврилова Т.И. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста// Вопросы психологии N 1, 1994 // Научная электронная библиотека. Режим доступа к библиотеке URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения 01.10.2016)
12. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта Социологические исследования. 1994. – № 5 // Научная электронная библиотека. Режим доступа к библиотеке URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения 01.10.2016)
13. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. М.: Дело, 2004. 128 с.
14. Иванов А.А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте: Дис. канд. пед. наук. М. 2001. 193 с.
15. Изюмова Н.В. Педагогические условия формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. 180 с.
16. Кoзер Л.А. Функции социального конфликта. М.: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. 205 с.
17. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию; М: Владос 2001. 176 с.
18. Колеченко А.К. Ученическое посредничество в школьных конфликтах (конфликт-менеджмент в школе) / С-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства каф. психологии. СПб. 1998. 58 с.
19. Конфликт и защита» (Conflict and Defence: A General Theory 1962) // Электронная библиотека «Гумер». Режим доступа к библиотеке URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения 01.10.2016)
20. Конфликтология: учебное пособие для бакалавров. М.: Проспект 2013. 171 с.
21. Конфликтология: конспект лекций. М.: Феникс, 2016. 220 с.
22. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 464 с.
23. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Проспект, 1997. 407 с.
24. Левитов Н.Д. «О психических состояниях человека». М.: Просвещение, 1964. 343 с.
25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 259 с.
26. Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека //Проблемы современной психологии: Ученые записки/. Московский Государственный институт экспериментальной психологии. М.: Госизд-во, 1930 Т. 6. 234 с.
27. Мандель Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2015. 352 с.
28. Мириманова М. С. Конфликтология: учебник для студентов учреждений высшего образования. М.: Академия, 2016. 285 с.
29. Моргенштерн Оскар / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969. // Научная электронная библиотека. Режим доступа к библиотеке URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения 01.10.2016)
30. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 374 с.
31. Основы общей психологии Авторы: Рубинштейн С. М.: Директ-Медиа 2008 год // Электронная библиотека. Режим доступа к библиотеке URL: https://online.muiv.ru/lib/books/23430/ (дата обращения 01.11.2016)
32. Пеленев А.Ф. Предупреждение и преодоление межличностных конфликтов в педагогических коллективах. Дисс.канд.пед.наук. Казань 1988. 312 с.
33. Практикум по конфликтологии или учимся разрешать конфликты. Ольга Фесенко. М.: Флинта, 2014. 125 с.
34. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова А.В.Запорожца Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 670 с.
35. Психология развития возрастная психология: для студентов вузов. М.: Феникс, 2013. 220 с.
36. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 413 с.
37. Руденко А. М. Конфликтология: учебное пособие для бакалавров (ФГОС). М.: Феникс, 2013. 316 с.
38. Светлов В.А. Современное введение в конфликтологию. М.: Нобель пресс, 2013. 416 с.
39. Семёнов А.В. Половозрастные различия и динамика представлений подростков в конфликтах: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. 2002. 213 с.
40. Тарабаева В.Б. дисс. канд. псих. наук: Психологические причины конфликтов подростков с родителями. М., 1996. 136 с.
41. Управление персоналом. Словарь-справочник. М.: Дело, 2015. 375 с.
42. Хилько М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2016. 200 с.
43. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 367 с.
44. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 349 с.
45. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь: более 3000 терминов. М.: Феникс, 2014. 806 с.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.