Содержимое

Развитие речи и особенности общения в младшем школьном возрасте

Мне стало сразу понятно, что я буду работать именно над этой темой, и в данной работе я хочу уделить внимание развитию речи и особенностям общения у детей младшего школьного возраста.

Так как в младшем школьном возрасте наблюдается активное развитие речи ребенка, встает проблема соответствия развитости речевых функций у детей и требованиями, предъявляемыми школой. Из чего следует необходимость изучения развития речи у младших школьников.

Я считаю, что развитие речи в младшем школьном возрасте – это сложный и многоаспектный процесс. Прежде всего, это совершенствование устной речи: улучшение чистоты звукопроизношения, избавление от диалектизмов, овладение сложными грамматическими структурами и т.д.

Расширяются круг общения и сфера применения устной речи. Появляются чтение и письмо. Чтение воспринимается как смысл текста, а письмо передача смысла. Овладение символической коммуникацией начинается с понимания речи ребенком, со слушания рассказов и пересказа текстов любимой книжки или надписей в знакомой ситуации.

Прочитывая знакомые названия и имена, ребенок сам может научиться читать, что в наши дни встречается довольно часто. Я соглашусь с теорией Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.

Компонентами среды, в которой развивается речь младшего школьника, являются читающие взрослые, книжки в распоряжении ребенка, рассказы взрослых и слушание рассказов детей, пояснения слов, общение с товарищами, словесные игры, интересные впечатления и опыт рассказывания о них, проигрывания их, а затем и описания их, поощрение интереса к письменной форме слова.

В совместном чтении интересных книжек (строчку – взрослый, строчку – ребенок) первоклассники скорее овладевают чтением, чем при «отработке» небольших текстов до полного заучивания. Для развития письменной речи предлагают сочинять и записывать сказки, писать учителю письма о событиях во время каникул, писать о своих друзьях и т. п. Даже если часть текста представлена рисунком, школьник воспринимает как главное – смысл письма, а не изображение букв и слов.

Я хочу отметить, что дети, овладевшие чтением самостоятельно, очень часто остаются глухи к грамматике. Их внимание концентрируется на содержании текста, они узнают слова по общему облику и не замечают особенностей их написания. Но, тем не менее, по данным многочисленных исследований, умение читать является основой успеваемости, без него школьник не усваивает учебный материал и даже не улавливает смысла математической задачи. Устная речь учащихся начальной школы обогащается фразами и оборотами письменной речи. Иногда на уроке они дословно повторяют фразы учебника, это придает их речи некоторую неестественность, книжность, но этим путем они усваивают и логику рассуждений. Значительного развития достигает внутренняя речь школьников, поскольку учебная деятельность требует постоянного самоконтроля. Во внутренней речи дается самоотчет и самооценка. И здесь также заметно влияние речи учителя, определяющей порядок самопроверки. В целом учебная деятельность значительно ускоряет речевое развитие детей, совершенствует все виды речи.

Теперь хочу рассмотреть особенности общения детей младшего школьного возраста. Младший школьник – это человек, который только начинает овладевать навыками общения, он открывает для себя разные стили коммуникации, учится отстаивать свою позицию, свою автономность и свое мнение в реальных отношениях.

Хотелось бы выделить, что основными задачами на данном этапе развития ребенка являются умение заводить друзей и овладение навыками социального взаимодействия с большой группой сверстников.

Мое мнение, когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянная и активная воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой стороны. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника.

Особенно значимо личность учителя для налаживания межличностных отношений так, дети не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности.

За переделами школы общение детей младшего школьного возраста с людьми также имеет свои особенности. Ребенок старается четко обозначать как свои права, так и свои обязанности, а от взрослых он ожидает доверия к его новоприобретенным умениям. В этом возрасте велика потребность ребенка в уважении, внимании и сопереживании, взрослым необходимо дать почувствовать малышу, что он – индивидуален, помочь осознать ему свою неповторимость и ценность, а также помочь реализовать все потенциальные возможности, заложенные в нем природой.

Таким образом, у детей младшего школьного возраста развитие речи идет по двум основным направлениям: во-первых, интенсивно развивается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимание, памяти, воображения, мышлении). Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность. Кроме этого речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса.

С поступлением в школу расширяется сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые, выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

То, как ребенок, будет выстраивать свое общение в дальнейшей жизни зависит, прежде всего, от учителя, который должен помочь ему овладеть коммуникативной компетентностью, однако немаловажную роль играют при этом и родители.

Список литературы

  1. Аванесян Л. Р. Воспитание ребенка начинается в семье // Начальная школа. №4. 2010.-48с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.
  3. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М., 2013.
  4. Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности . Мн.: ГИУСТБГУ, 2014.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Академия, 2011.
  6. Дрокунова Т. В. Младшее звено в учебном процессе.– М.: Знание, 1976.
  7. Ежеленко В. Б. Новая  педагогика  массовой  школы. Теоретическая  педагогика: теория и методика педагогического процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.