Введение

Практическая психология является прикладной дисциплиной. Это раздел психологии, в рамках которого происходит изучение практического применения этой науки. Она находит применение на практике – в работе с пациентами и обеспечении социальных сфер.

Практическая психология – это наука, которая сосредоточена только в области самой психологии и ее применения на практике. До 19-го века этот раздел назывался опытным, в настоящее время распространен синоним “прикладная”. Однако прикладная психология, хотя также занимается вопросами применения дисциплины на практике, ориентирована на смежные ей области деятельности и изучает ее в рамках конкретных сфер: рекламы, образования, спорта и др.

Использовать эпитеты “прикладная” и “практическая” в данном случае в одном и том же смысле некорректно. Практическая психология – это раздел науки, который занимается практикой самой психологии, а что касательно прикладной, практика направлена на смежные области. Кроме того, практическая говорит с обществом на простом языке обывателей, в отличие от сухого, изобилующего терминами изложения прикладной дисциплины.

Теория зачастую опережает практику, из-за чего в науках появляются слабообоснованные предположения и гипотезы. Эти пробелы необходимо чем-то заполнять. В психологии для практических целей и заполнения пробелов используются так называемые метафоры – не подкрепленные, но работающие приемы, являющиеся специфической частью рассматриваемой дисциплины.

Психологическая диагностика является определенной областью практической психологии.

Целью данной работы является проведение исследования функций и задач психологической диагностики как области практической психологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) рассмотреть сущность психодиагностики,

2) изучить функции психодиагностики,

3) определить основные задачи психодиагностики.

Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов по проблеме исследования.

Функции и задачи психодиагностики как области практической психологии

 

Особенностью практической психологии является ее ориентированность на работу с людьми. Практические психологи оказывают услуги практической психологической помощи, консультируют, проводят тренинги. Основные проблемы, на которые ориентируется практическая психология, — это вопросы взаимодействия человека с окружающими, личностный рост, стремление к внутреннему равновесию. В основе этого направления психологии лежат методы и приемы прямого воздействия на человека и на его поведение [8]

Часто практическую психологию сравнивают с психотерапевтическими методиками, но это не одно и то же. Многие люди действительно обращаются к практическим психологам с запросами, решения которых требуют психотерапевтической работы. Но вся деятельность не сводится к одному этому аспекту.

Практическая психология включает в себя много сфер и направлений. Каждый раздел выполняет свои определенные функции. Сюда относятся психологическое образование и обучение, психодиагностика, психокоррекция, психология развития.

Практическая психология ‒ это не то же самое, что популярная психология (житейская), хотя их часто путают. Основное отличие между этими понятиями состоит в том, что житейская психология ориентирована на широкий круг потребителей, нередко статьи из этой отрасли имеют развлекательный характер. Практическая психология обязательно базируется на научной основе и ориентируется на конкретные запросы. Как правило, книги по практической психологии предназначены для раскрытия конкретного вопроса или проблемы, и развлекательный элемент в них далеко не всегда присутствует. То есть такие книги нужно читать вдумчиво, осваивать их.

Но практическая психология ‒ это и не психология прикладная. Последняя работает исключительно в научных рамках, а практическая психология использует и научную базу, и определенные приемы и методы без научной основы. Прикладная психология фокусируется на профессиональной подаче материалов, она ориентирована на специалистов узкого профиля. Книги, материалы по практической психологии направлены на широкий круг читателей.

Практическая психология отличается от других направлений своим отношением к науке. Базируясь на научных данных, она допускает привлечение факторов, не имеющих отношения к точным наукам.

Важным рабочим материалом в этой сфере психологии является практический опыт, а его не всегда возможно подтвердить научными фактами.

Знания практической психологии передаются по своеобразной цепочке: от психологии адресуются к психотерапевту, а от психотерапевта (или психоаналитика) транслируются его пациенту. Психотерапевтическая работа представляет собой существенную часть практической психологии. Так, индивидульное консультирование клиента всегда связано с уникальными личностными проблемами, не имеющими конкретного решения, основанного на теоретических знаниях. Именно потому врачи проверяют различные методики и их комбинации, пытаясь понять, что именно подходит тому или иному пациенту.

Остальные вопросы могут быть очень узкими – такими, как вопросы личной успешности, распределения времени, психологии бизнеса. Другие, напротив, затрагивают широкие пласты образования или развития личности.

Для решения задач практической психологии приходится сотрудничать с другими областями науки. Так появляются новые прикладные отрасли, получающие свои наименования в зависимости от того, в какой сфере она применяется. Это может быть практическая психология образования, социальная, юридическая, медицинская, спортивная или педагогическая. Все их объединяет особенность в ориентации на академическую исследовательскую область знаний.

Особое место в прикладных отраслях занимают объективно-научные методы, то есть проведения экспериментов, наблюдений и тестов. Методы академической психологии в данном случае считаются непригодными. Исследования психической реальности уступают реальной практике. Во многом это связано с человеческой субъективностью.

Психологическая диагностика является подробным исследованием, которое позволяет на начальном этапе выявлять различные психологические, а в ряде случаев и серьезные психические расстройства. Психодиагностика является сочетанием различных подходов, которые основаны на сборе информации о человеке для дальнейшего полного анализа. Это позволяет получить комплексную оценку его психологического состояния и состояния высшей нервной деятельности. Данные, которые были получены в ходе проведения исследования, затем обрабатываются и интерпретируются.

Психологическая диагностика является важным компонентом эффективной работы психолога. Для прохождения диагностики необязательно подозревать у себя наличие психического расстройства. Наоборот, информация по результатам исследования, будет важна и интересна для человека и со здоровой психикой, который обратился за консультацией к психологу.

Итоговые данные во многом объяснят причины трудностей человека в общении, личной жизни и других жизненных ситуациях; помогут разобраться в себе и, в дальнейшем, сделать верные шаги к преодолению психологического дискомфорта.

Ранняя психологическая диагностика поможет распознать на самых ранних этапах психическое расстройство, что позволит значительно повысить эффективность лечения впоследствии. Депрессия, неудовлетворенность собой, тревожность, необоснованные страхи, проблемы с аппетитом, бессонница или же вызывающее беспокойство поведение близких — серьезное основание для обращения за помощью в нашу клинику.

Известно, что точно поставленный диагноз определяет успех лечения любого недуга, поэтому крайне важно качество проведенного исследования и оценки состояния при появлении самых первых признаков болезни. Стоит отметить, что психологическая диагностика проводиться и в течение психиатрического лечения на разных его фазах: результаты диагностики позволяют определить эффективность терапии и откорректировать её.

Для детальной оценки применяются, в комплексе, следующие методы:

– Диагностика структуры личности направлена на исследование темперамента, характера, изучение способностей человека. Также диагностика помогает оценить уровень реактивных состояний: агрессивности, стрессоустойчивости, тревожности и т. д.

– Нейропсихологическое исследование рассматривает общее функциональное состояние мозга и его структурных составляющих. Этот вид диагностики позволяет выявлять нарушения высших психических функций, а также исследует состояние движений и действий, понимание и воспроизведение речи, ориентировку во времени и пространстве и т. п.

– Патопсихологическое исследование направлено на выявление патологических особенностей человека. При этом исследуется состояние познавательных процессов, таких как память, мышление и внимание и выявляются возможные нарушения в них.

– Диагностика бытовых и профессиональных навыков проводится с целью оценить взаимодействие человека с другими людьми, обществом, а также стратегии и тактики взаимодействий в коллективе. Диагностика профессиональных навыков изучает различные навыки и умения, что позволяет определить потенциал в профессии.

– Диагностика семейной системы позволяет исследовать особенности семейных взаимоотношений: дети-родители, братья-сестры, супружеские отношения, отношений в паре, межличностные (в коллективе, в группе и др.).

– Исследование чувствительности к психотерапии рассматривает эмоциональный портрет пациента, с целью выявления наиболее эффективного метода психотерапевтического воздействия.

Психодиагностические задачи можно различать относительно того, кто и как будет применять диагностические данные и какая ответственность психодиагноста за выбор способов вмешательства в ситуацию обследуемого:

  1. Данные применяются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения.
  2. Данные применяются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, при этом вмешательство в ситуацию обследуемого производится специалистом другого профиля.
  3. Данные применяются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием для разработки путей психологического воздействия.
  4. Диагностические данные применяются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п.

Также можно определить ряд задач психодиагностики  научного направления:

  1. Разработка методических критериев формирования диагностики
  2. Создание методик (конкретных инструментов), их проверка
  3. Формализация диагностических показателей
  4. Подготовка высококвалифицированных диагностов (ошибки: диагностомания, вера в абсолютную силу предсказания психодиагностики, использование непроверенных методик)

Также можно выделить ряд задач практического направления:

  1. Задачи в области воспитания и образования
  2. Отбор кадров
  3. Профессиональное самоопределение
  4. Психологическое консультирование [7].

Среди основных функций психодиагностики можно выделить следующие:

– Научно-методическая. Данная функция заключается в проведении работы по определению диагностических и прогностических возможностей инструментария.

– Диагностическая. Заключается в проведении психодиагностического исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный диагностический материал, формируется психологические заключение.

– Прогностическая. Согласно данной функции осуществляется прогнозирование перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного хода.

– Психодиагностическое консультирование. Данная функция заключается в том, что результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них.

– Просветительская. Сформированные в диагностическом исследовании результаты могут применяться для консультационной работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей, особенно с лицами, принимающим участие в образовательном и воспитательном процессе, с целью формирования и совершенствования психологической культуры.

– Экспертная.  Психолог-диагност принимает участие в формировании и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик.

Таким образом, психодиагностика выступает важным практическим средством определения того или иного заболевания. При этом диагностика осуществляется с использованием различных методов и средств психодиагностики.

Заключение

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность но конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.

Психолог, проводящий диагностику, действует в рамках Этического кодекса, куда входит принцип объективности, конфиденциальности, профессиональной подготовки и др. Поэтому не стоит бояться разглашения информации и постановки “страшных” диагнозов.

Психодиагностика может стать ас как первым шагом в работе с психологом или психотерапевтом, так и самостоятельным инструментом на пути самопознания!

 

Список литературы

  1.  Акимова М.К. Психодиагностика – понятие, функции и применение психологической диагностики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=18
  2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2013. – 176 c.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук.. – СПб.: Питер, 2012. – 384 c.
  4. Носс И.Н. Психодиагностика: Учебник для академического бакалавриата / И.Н. Носс. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 500 c.
  5. Пахальян В.Э. Психодиагностика / В.Э. Пахальян, Ю.М. Забродин. – М.: Эксмо, 2010. – 448 c.
  6. Перепелкина Н.О. Психодиагностика: Учебное пособие для бакалавров / Н.О. Перепелкина, Е.П. Мутавчи и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 224 c.
  7. Предмет, задачи психодиагностики. Электронный ресурс. Режим доступа: https://infopedia.su/1x14d2.html
  8. Психодиагностика, её задачи, возможности и области применения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts/23.html
  9. Пятенко С.В. Психодиагностика / С.В. Пятенко, Т.Ю. Сапрыкина. – М.: КноРус, 2013. – 336 c.
  10. Сотников М.А. ВПС: Психодиагностика. Конспект лекций / М.А. Сотников. – М.: А-Приор, 2011. – 96 c.
  11. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие / И.В. Сыромятников. – М.: Альянс, 2016. – 640 c.
  12. Шевцова Ю.А. Что такое психодиагностика? Электронный ресурс. Режим доступа: https://samopoznanie.ru/articles/chto_takoe_psihodiagnostika/

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.