Ситуация 1. Изучение и анализ учреждения социальной сферы и составление его социально-педагогического паспорта по следующим показателям:

Ответ: Для изучения и анализа учреждения социальной сферы и составление его социально-педагогического паспорта был выбран Центра социальной помощи семье и детям.

1) к какому типу учреждений относится?

Ответ: Данный Центр относится к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения.
2) какие профессиональные задачи призвано решать данное учреждение?

Ответ: Решает следующие профессиональные задачи:
– Оказывает социальную помощь семьям и детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
– Проводит мониторинг социально-демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей.
– Выявляет и ведет дифференцированный учет семей и детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и нуждаются в социальной помощи/ поддержке.
– Оказывает социально-психологическую, социально-педагогическую помощь и поддержку, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые услуги и материальную помощь, проводит социальную адаптацию и реабилитацию граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с нормативно-правовой и законодательной базой.
– Осуществляет социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи/поддержке и реабилитации.
– оказывает срочную социальную помощь несовершеннолетним,  которые оказались в трудной жизненной ситуации, обеспечивает их временным проживанием, в соответствии с действующей нормативно-правовой и законодательной базой [2].
– Оказывает помощь гражданам, которые подверглись психическому, моральному иди физическому насилию; · участвует в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.
– Участвует в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, и т.д.), общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных и т.д.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;
– Внедряет в практику новые формы и методы социального обслуживания;
– Проводит мероприятия по повышению профессионального уровня работников и специалистов Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.
3) какова модель деятельности данного учреждения (содержание, организация работы, кадровое обеспечение, структура управления)?

Ответ:

Содержание: Центр имеет несколько направлений своей деятельности. Их осуществляют функционирующие в центре отделения, таких как:
1. Организационно-методическое отделение предназначено для:
а) социального мониторинга, составления «социального паспорта» микросреды, которая обслуживается Центром,
б) осуществления анализа, прогнозирования социальных процессов и выработки предложений по улучшению системы социальной защиты граждан,
в) выявления результативности деятельности структурных подразделений Центра и разработка предложений по улучшению ее качества,
г) внедрения и обобщения передовых видов и форм социального обслуживания граждан [2; 5];
д) распространения и разработка информационно-методических материалов по актуальным вопросам социальной защиты граждан,
е) решения вопросов повышения квалификации сотрудников Центра; и предоставление информации гражданам о деятельности Центра.
2. Отделение приема населения предназначено для:
а) организации приема населения, с целью выявить необходимые нужды в социальных услугах у детей и семей с последующим направлением в соответствующие функциональные подразделения Центра,
б) создания банка данных о гражданах, которые обратились в Центр за помощью, обеспечения конкретной информацией заинтересованных государственных и общественных организаций и учреждений.
в) проведение анализа и прогнозирования социальных процессов на территории, которая обслуживается Центром, разработка предложений по улучшению системы социального обслуживания детей и семьи.
3. Консультативное отделение осуществляет:
а) организацию защиты прав и интересов субъекта социальной помощи, его адаптацию в социуме посредством содействия в решении социальных, психологических и юридических и прочих вопросов,
б) консультирование по вопросам социального обслуживания населения,
в) помощь в решении юридических вопросов, которые находятся в компетенции органов социальной защиты граждан,
г) осуществление психологической помощи, в том числе экстренной, по «телефону доверия»,
д) помощь в консультациях по вопросам профессиональной ориентации, получения трудоустройства и образования [1; 5].
4. Отделение психолого-педагогической помощи направлено на:
а) повышения психологической устойчивости и формирования и развитие психологической культуры населения (в области семейного, родительского и межличностного общения,
б) осуществление помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимного уважения и взаимопонимания, комфортного микроклимата,
в) оказание помощи гражданам в разрешении семейных и прочих конфликтов,
в) оказание помощи гражданам, которые испытывают трудности в воспитании детей,
г) разъяснение возрастных психологических особенностей детского возраста,
д) профилактику эмоционального и психического кризиса у граждан,
е) психологическую адаптацию субъекта социальной помощи к изменяющимся социальным и экономическим условиям жизни.
5. Отделение помощи женщинам, которые оказались в трудной жизненной ситуации направлено на: создание и оказания психологической, юридической, социально-педагогической помощи, которые находятся в кризисном и опасном для душевного и физического здоровья, или подвергшимся психофизическому насилию [2; 3].
6. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних  направлено на:
а) проведение социального патронажа дезадаптированных детей несовершеннолетнего возраста, предрасположенных к девиантному и делинквентному поведению,
б) оказание социальной помощи детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей.
Основными задачами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних являются:
а) выявление причин и источников социальной дезадаптации,
б) организация проведения психологического, медицинского и педагогического обследования, которое направлено на выявления форм и степени социальной дезадаптации,
в) внедрение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации,
г) разработка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных несовершеннолетних для осуществления коррекционных и реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.
7. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних осуществляет реализацию программ их социальной реабилитации в полустационарных условиях.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется посредством групповых программ, с учетом индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних.
8. Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями осуществляет реабилитацию (социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-медицинскую, социально-бытовую, социально-трудовую) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних, имеющие отклонения в физическом и умственном развитии; обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации, осуществление социального  патронажа  детей-инвалидов и их семей, реализация мероприятий по профориентации и трудотерапии  детей- инвалидов [3; 5].
9. Стационарное отделение предназначено для реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях круглосуточного пребывания в Центре и предоставляет следующие услуги:
а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, которые оказались в трудной жизненной ситуации;
б) оказывает социально-психологическую и другую помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в разрешение трудной жизненной ситуации;
в) обеспечиваете защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
г) организует медицинское обслуживание и обучение подростков, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
д) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей;
е) осуществление социального патронажа семей по возвращение ребенка из социального приюта и т.д.
ж) предоставляет адресную социальную помощь  семьям с детьми,  женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
10. Отделение срочного социального обслуживания предназначено для:
а) осуществления помощи населению, которое нуждается в социальной поддержке,
б) обеспечение субъектов социальной помощи бесплатным горячим питанием, с последующим предоставлением талонов на питание, или продуктовыми наборами, а также осуществляет обеспечение одежды, обуви и прочих предметов первой необходимости,
в) обеспечение материальной, юридической помощи, оказание помощи в предоставлении временного жилья,
г) осуществление прочих услуг, которые обусловлены региональными особенностями [2; 3].
11. Отделение срочного социального обслуживания и социального обслуживания на дому предназначено для:
а) выделения одежды, обуви, продуктов питания и прочих предметов первой необходимости,
б) осуществления  материальной помощи,
Социальное обслуживание на дому предназначено для:
а) осуществления покупки и доставки  продуктов  питания, лекарственных препаратов, гражданам, обслуживаемым на дому,
б) содействия  в  оплате  коммунальных  услуг, гражданам, которые находятся на обслуживании,
в) содействие одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также гражданам, которые находятся на надомном социальном обслуживании, в оформлении документов для помещения на стационарное социальное обслуживание,
г) осуществление социальных и бытовых  услуг  разового  характера  по  заявкам,
д) консультирование по вопросам социального обслуживания и социальной защиты гражданам, содействие в решении правовых, социально-медицинских вопросов  и прочие.
12. отделение социально-экономической помощи предназначено для:
а) содействия получения льгот, пособий, компенсаций и прочих выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов, кредитов, улучшении жилищных условий согласно действующему законодательству,
б) организации мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (благотворительные аукционы, лотереи и т.д.),
в) консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов,
г) осуществление социального патронажа многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ – интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения совершеннолетия и материальной независимости,
д) содействия в решении вопросов занятости, устройстве на курсы переподготовки,
г) консультирования по социальным и правовым вопросам (жилищное, семейно-брачное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов) [5].

Организация работы: Центр руководствуется в своей работе законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями областной, окружной, городской администрации по социальной защите населения. Структуру и штаты Центра утверждает начальник ТСС. Руководство текущей деятельностью Центра осуществляет директор, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности начальником территориальной социальной службы города. Распределение обязанностей между работниками Центра осуществляет директор Центра в соответствии.
Деятельность работников определяется должностной инструкцией, утвержденной директором Центра социальной помощи семье и детям.
Штатный состав Центра определяется в соответствии с целями, задачами и объемом деятельности Центра в пределах фонда оплаты труда, установленного вышестоящим органом социальной защиты населения и рассчитанного на основе типовых штатов. Коллегиальным органом управления Центром является совет Центра, который возглавляет директор Центра. Источником финансирования являются частично средства федерального бюджета, большая часть — средства городского бюджета, привлекаются и внебюджетные средства. Центр подлежит реорганизации или ликвидации по решению соответствующих органов государственной власти и управления, по предложению управления социальной защиты населения и начальника территориальной социальной службы города или совета Центра в случае систематического грубого нарушения действующего законодательства Положения о Центре и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Кадровое обеспечение: руководители, специалисты по социальной работе, социальные работники, педагогические работники, инструктор- методист, психологи, медицинские работники, работники по обслуживанию оборудования и помещений. Численность персонала Центра устанавливается в штатном расписании [2; 5].

http://ok-t.ru/studopediaru/baza4/2394123988526.files/image012.gif

Рисунок 1 – Структура управления Центром социальной помощи семье и детям
Центр социальной помощи семье и детям
Организационно-методическое отделение
Отделение приема граждан
Консультативное отделение
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение срочного социального обслуживания
Отделение срочного социального обслуживания и социального обслуживания на дому
Отделение социально-экономической помощи
Отделение дневного пребывания несовершеннолетних
Стационарное отделение
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних
Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями
Отделение помощи женщинам, которые оказались в трудной жизненной ситуации

4) каков контингент воспитанников данного учреждения, их социальный портрет?

Ответ:

1. Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, неблагополучные.
Социальный портрет: присутствие в семье или отца или матери; семьи с количеством детей от 3-х и выше; уровень образования как правило, средний, наличие материально-бытовых, жилищных и финансовых проблем; уровень образования средней или отсутствует, соблюдение ими морально-этических и социальных норм поведения в обществе нарушено: страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами.
2. Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды, бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.
Социальный портрет: у детей наблюдается дезатаптация, склонность и интоксикациям, включая наркоманию, склонность к девиантным и деликвентным поведениям, задержка умственного и психического развития, нарушение половой идентификации, нарушение коммуникативных навыков.
3. Взрослые граждане: беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей,
Социальный портрет: получают социальные льготы и выплаты, финансируемые государством или местными органами самоуправления.
4. Граждане пожилого возраста (мужчины – старше 60 лет, женщины –старше 55 лет) и инвалиды, нуждающиеся в уходе.
Социальный портрет: одинокие, нуждающиеся в уходе, малообеспеченные.
5) каков социально-педагогический потенциал, воспитывающие, социально- педагогические цели учреждения или службы?

Ответ: Социально-педагогический потенциал направлен на создание способов в разрешении социальных проблем индивида и общества. Эффективность социально-педагогической работы с разными категориями граждан зависит от умения и способности социальных работников работать с субъектом социальной помощи, знать его проблемы и владеть в совершенстве различными методами социальной и педагогической работы с разнообразными группами индивидов.
Для улучшения эффективности просветительской и профилактической деятельности по профилактики асоциального поведения с несовершеннолетними необходимо внедрять и разрабатывать профилактические комплексные программы, направленные на расширения знаний детей, не достигших совершеннолетнего возраста своих прав и обязанностей, ответственности за свои действия, развития навыков общения, которые необходимы для социализации.
Улучшения психологической и педагогической компетентности в области семейных и детско-родительских отношений, коррекции семейного воспитания с помощью проведения занятий для родителей.
Реализация и разработка информационного и рекламного проекта. Развитие и установление межрегиональных связей. Сотрудничество с научными коллективами, которые исследуют проблемы социального обслуживания детей и семьи. Создание и методическое сопровождение деятельности студенческого проект-клуба [2].
6) каковы на Ваш взгляд «слабые» звенья в работе учреждения или службы?

Ответ:

– недостаточная материально-техническая база, слабое финансирование профилактических мероприятий,
– финансовая неустойчивость, так зависимость финансирования от расходов региона, города,
– отсутствие социальных программ на региональном уровне, посвященных ранней профилактике семейного неблагополучия,  и как правило, семья попадает в поле зрения специалистов тогда, когда уже находится в глубокой кризисной ситуации, порой изъятие ребенка из семьи и лишение родительских прав становится неизбежным,
– несовершенная законодательная база,
– нежелание семей сотрудничать и принимать помощь, даже такое преимущество, как оказание услуг на бесплатной основе, не может противостоять данному обстоятельству,
– текучесть кадров из-за низкого уровня заработной платы,
– недостаток специалистов, так как объем работы достаточно большой, увеличивается нагрузка на специалистов.
– присутствие бюрократизации процедур, огромного количества документов,
– постоянные изменения в работе социальных служб, затрудняющие работу сотрудников.
7) какие социально-педагогические инновации характерны для данного учреждения?

Ответ: Для Центра социальной помощи семье и детям проводятся следующие социально-педагогические инновации:
– Конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, детей,
– Используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.
– Используются технологии стабилизации семейных отношений.
– Разработана концепция эффективной и долговременной помощи семье и детям, ее цель заключается в том, чтобы с минимальными финансовыми и кадровыми затратами выявлять на ранних стадиях развития ребенка существующие и потенциально возможные проблемы, вследствие которых он может стать клиентом социальных служб. Программа сочетает профилактическую направленность, выражающуюся в определении потенциальных проблем ребенка, и устанавливает уже проявившиеся, но не привлекшие внимания со стороны персонала учреждений образования и воспитания проблемы в социализации и развитии ребенка.
– Проведение семинаров и тренингов с руководителями социальных служб города, детских дошкольных учреждений, учреждений образования, общественных организаций, женских консультаций, районных администраций.
– Разрабатывает технологии работы с определенной категорией или по определенной проблематике, апробирует ее на своей базе с целью определения эффективности, при необходимости вносит коррективы.
– После подтверждения эффективности предложенной технологии решает вопрос о рекомендации к широкому внедрению в территориальных учреждениях.
– Сформирован информационный ресурс «Электронный паспорт семьи» Его внедрение позволяет на основе данных о семьях создавать адресные программы, направленные на решение их проблем, учитывать потребности конкретной семьи при оказании различных видов помощи, разрабатывать и реализовывать эффективные алгоритмы работы с семьями с участием всех заинтересованных структур и ведомств.
– Создание экстренной психологической и правовой помощи несовершеннолетним и членам их семей через Интернет.
– Внедрение информационно-развлекательного портала «Молодая семья».
– Целенаправленная информационная работа с семьями позволяет добиться положительной динамики сокращения числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, способствует профилактике семейного неблагополучия.
– Организация спортивных семейных фестивалей и состязаний; освещение в СМИ материалов об успешных многодетных, приемных семьях; проведение региональных и городских праздников, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защите детей.
– Реализация медико-социально-педагогических проектов типа «Школа молодых родителей», «Школа счастливой семьи»; проведение в некоторых субъектах РФ конкурса молодых семей «Успешная семья».
Следует отметить, что инновационные технологии социальной работы с семьей, способствуют сохранению и укреплению семьи, увеличению численности успешных семей и уменьшению числа детей, поступающих на попечение государства, оказанию более эффективной социальной помощи и поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [4; 5].

Ситуация 2. Изучение и анализ опыта социально-педагогической работы сотрудников учебно-воспитательного учреждения или социально-педагогической службы. Студентам рекомендуется: изучить опыт социально-педагогической или социальной работы одного из специалистов, помощником которого они назначены. С помощью методов наблюдения, беседы, интервью, анализа документов и материалов работы следует получить информацию, дающую возможность проанализировать и обобщить опыт социально-педагогической работы специалистов. Данные исследования описываются в дневнике исследования по следующей схеме.

Анализ опыта социально-педагогической работы (примерная схема)

1. Изучаемый объект
(социальный педагог, работник, коллектив, объединение и т. д.)
2. Наименование опыта
(направление, тема работы)
3. Методы изучения опыта
4. Описание опыта:
а) какие задачи воспитания, развития, обучения, социальной поддержки разрешаются в данном опыте;
б) конкретные условия, в которых формировался опыт;
в) описание реального протекания социально-воспитательного процесса;
г) деятельность воспитателей и воспитанников, ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников;
д) трудности, противоречия, «слабые звенья»;
е) результаты воспитания, развития, социальной поддержки: сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности.
5. Степень надежности и стабильности результатов, их соответствие критериям, в какой степени (% высокий, средний, низкий):
а) успешности осуществляемой деятельности;
б) развитие личности;
в) здоровья, физического развития, заболеваемости, социальной адаптации и престижа;
д) психологического комфорта.
6. Педагогический анализ:
а) источник опыта:
– научные знания;
– передовой опыт;
– собственные пробы
б) характеристика:
– целей;
– содержания;
– идей, замысла;
– технологии;
в) установление причинно-следственных связей, закономерностей и принципов, обеспечивающих успех и эффективность;
г) выявление:
– новизны;
– органичности;
– значимости;
– эффективности;
– оптимальности;
– перспективности анализируемого опыта;
д) роль личности педагога/воспитателя или другого сотрудника и индивидуального стиля его деятельности в создаваемом опыте;
е) оценка опыта по уровню его общественной значимости:
– новаторство;
– изобретательство;
– мастерство;
– массовый опыт, передовой опыт;
ж) предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию и корректированию опыта.

Ответ:

1. Изучаемый объект социальный педагог
(социальный педагог, работник, коллектив, объединение и т. д.)
2. Наименование опыта профилактическое направление, тема «Здоровый

(направление, тема работы)
образ жизни»
3. Методы изучения опыта опросные, эмпирические, теоретические
4. Описание опыта:
а) какие задачи воспитания, развития, обучения, социальной поддержки разрешаются в данном опыте;

Ответ: Решаются такие задачи как: сохранение, укрепление психологического, физического, социально-нравственного здоровья личности индивида.

б) конкретные условия, в которых формировался опыт;

Ответ: Опыт формировался в процессе проведения беседы, лекций, тренингов, игровой практики, посещений на дому, консультаций, наблюдений.

в) описание реального протекания социально-воспитательного процесса;

Ответ: Протекания социально-воспитательного процесса включает: процесс воспитания, процесс развития, процесс обучения, процесс формирования, сотрудничество между социальным педагогом и учащимся. При этом применялись: показ презентации «Здоровый образ жизни», мозговой штурм, разыгрывание психодрамм и т.д. Следует отметить, что значимым элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении наблюдается недостаточная активность родителей в физическом воспитании детей. Но, тем не менее, семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Не все учащиеся имеют правильное представление о правильном здоровом образе жизни, но он был сформулирован в процессе профилактической работы. Главными источниками формирования понятий о здоровом образе жизни выступают: СМИ, семья, книги, друзья, школа, и т.д. Это можно достичь при постоянном взаимодействии педагогов и обучающихся. Дети охотно сотрудничали в этом направлении с социальным педагогом.
г) деятельность воспитателей и воспитанников, ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников;

Ответ: В работе использовались различные формы и методы: проведение индивидуальных и групповых бесед, тренинги, игры, консультации с родителями, посещение уроков, тематические встречи, творческие задания проведения обследования жилищно-бытовых условий учащихся, которые состоят на внутришкольном учете. Характер взаимоотношений воспитателей и воспитанников доверительный. Следует отметить, что также проводились открытые занятия, педагогические советы, педагогические выставки и прочие.
д) трудности, противоречия, «слабые звенья»;

Ответ:

Трудности возникали по причине:
– Не всегда согласованное взаимодействие, недостаточное понимание проблемы со стороны классных руководителей, которые являются связующим звеном между учащимися и социальным педагогом, вследствие чего происходит затягивание решения проблемной ситуации.
– Ослабленная ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей, сложное социальное положение в условиях кризиса.
– Труднопреодолимое негативное влияние СМИ, отрицательный пример взрослых.
Противоречия:
– Между заявленным уровнем социальной компетентности воспитанников и низкой мотивации их к самостоятельной жизни в социуме.
– Между необходимостью организации целенаправленной педагогической работы по формированию у учащихся поведения, основывающегося на представлениях о здоровом образе жизни, и отсутствием системной работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.
– Между необходимостью повышения эффективности процесса приобщения школьников к здоровому образу жизни и недостаточностью научно-методических разработок по формированию у них ценностных ориентаций.
Слабые звенья:
– Сложно охватить все категории учащихся;
– Существующие учебные планы и программы акцентируют все усилия на теоретической подготовке, развитии личности, и значительно меньше уделяется внимания обеспечению практической подготовки к участию в реальном социально-педагогическом процессе, которая требует введения тренинговых форм обучающей работы в образовательных учреждениях;
– Изменения программ учебных практик, создания условий обучения, приближенных к реальным, т. е., использование возможности глубокого погружения в модель будущей социально-педагогической деятельности.
е) результаты воспитания, развития, социальной поддержки: сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности.

Ответ:

Результат развития – становление индивида как социального существа, его психологический, духовный, интеллектуальный рост. Обучающиеся осознали себя активным участником общества.
Результаты воспитание – накопление ребенком для жизни в обществе необходимого социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей и включение детей в мировую и отечественную культуру, успешно интегрироваться в общество. В процессе работы социального педагога с обучающимися у детей сформировались правильные представления о здоровом образе жизни.
Результаты социальной поддержки – помощь в социальном развитии и духовно-нравственном самосовершенствовании, остановка негативных переживаний, остановка ухудшения физического, духовного и психического состояния здоровья, овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, развивать рефлексию и самокоррекцию личности. Социальная поддержка способствовала овладению нормами, правилами, знаниями и умениями у обучающихся по профилактике здорового образа жизни, развила у них рефлексию и способствовала устранению негативных переживаний.

5. Степень надежности и стабильности результатов, их соответствие критериям, в какой степени (% высокий, средний, низкий):

а) успешности осуществляемой деятельности;

Ответ: Высокий уровень успешности осуществляемой деятельности (80%). Наблюдаются соответствие цели достигнутому результату, достаточно быстро был установлен контакт о обучающимися их родителями (законными представителями), объем полученных знаний и навыков, способствовал быстрому составлению плана действия и разработки программы по профилактике здорового образа жизни.

б) развитие личности;

Ответ: Высокий уровень развитие личности (80%). Многие учащиеся раскрыли свои творческие способности, у некоторых улучшилось успеваемость.

в) здоровья, физического развития, заболеваемости, социальной адаптации и престижа;

Ответ: Высокий уровень здоровья, физического развития, заболеваемости, социальной адаптации и престижа (80%). Повысился уровень воспитанности учащихся, повысилась духовно-нравственная культура школьников, повысился уровень адаптированности к условиям школьной и социальной жизни, улучшились показатели здоровья, процент заболеваемости снизился (с 30% до 23%), больше учащихся стали посещать уроки физической культуры. Большинство детей записались в спортивные секции.

д) психологического комфорта.

Ответ: Высокий уровень психологического комфорта (80%). Улучшились межличностные отношения обучающихся, что оказало положительную динамику на психологический комфорт в целом.
6. Педагогический анализ:
а) источник опыта:
– научные знания;

Ответ: изучение научно-методической и учебной литературы

– передовой опыт;

Ответ: Передовой опыт в современных условиях выступает основным инструментом повышения качества образования сохранения и укрепления психологического, физического, социально-нравственного здоровья личности индивида. Он помогает учитывать действующие закономерности в обучении и воспитании учащихся. Перенимая передовой опыт было учтена специфика условий образовательного процесса, изучены соблюдения принципов формирования мировоззрения и нравственных качеств, уделено внимание тому как усваиваются полученные знания учащимися, рационально ли используются наглядные пособия и ТСО, нет ли перегрузки учебным материалом. При этом изучался опыт практикующих социальных педагогов, опыт применения новшеств, инновационных технологий, изучались работы ученых в области сохранения, укрепление психологического, физического, социально-нравственного здоровья личности индивида.

– собственные пробы;

Ответ: Применяются с целью распознания, диагностики и решения проблемы, трудных жизненных ситуаций, которые связаны с неправильным воспитанием здорового образа жизни, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий; при этом социальный педагог:
– индивидуально и в группах консультировал детей, родителей, педагогов, по вопросам профилактики и формированию здорового образа жизни детей в школе и в семье.
– Определил задачи, формы, методы социально-педагогической работы.
– Принимает меры по социальной защите и социальной помощи учащимся, реализации прав и свобод личности обучающихся.
– Выявил запросы, потребности детей, разработал меры помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций по данной проблеме.
– Спроектировал и разрабатал планы, мероприятия и программы по профилактическому направлению на тему «Здоровый образ жизни».
– Взаимодействовал с учителями, родителями (законными представителями) обучающихся, специалистами социальных служб, с благотворительными и иными организациями.

б) характеристика:

– целей;

Ответ:

– Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.

– Активизация творческих сил педагогического коллектива, содействие развитию инновационных процессов в образовательных учреждениях.

– Развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

– Организация профилактической, социально значимой деятельности детей в социуме.

– Создание благоприятных условий для личностного развития (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации.

– содержания;

Ответ: Учебно-воспитательный процесс социального педагога включает: овладение правилами и нормами поведения в социуме с помощью коррекции и перевоспитанием. Формирования основ здорового образа жизни, гуманистических ценностей. В организации своей работы социальный педагог отдает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам формированию здорового образа жизни в семье.

– идей, замысла;

Ответ: Заключается в том, чтобы перевести социальную ситуацию развития в педагогическую, взять на себя управленческие функции для формирования и организации нравственно воспитывающей среды в микросоциуме и здорового образа жизни учащихся, для сохранения и укрепления физического, психологического, нравственного здоровья. Ведущая идея замысла заключается в создании необходимых условий, содействующих гармоничному развитию школьников в процессе обучения и формированию культуры здорового образа жизни.

– технологии;

Ответ: Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности (содержание, цель, задачи, методы, формы, результаты), включает следующие этапы:

1. Диагностирование проблемы (сбор, анализ, систематизация информации, на основание которой делается заключение);

2.Поиск путей решения данной проблемы (на основе диагноза ставятся цели и выделяются задачи);

3. Выбор или разработка технологии решения данной проблемы (убеждения, упражнения, индивидуальная или групповая форма организации работы);

4.Решение проблемы;

5.Оценка решения проблемы (проблема решена полностью или частично, т.е. допущена ошибка на одном из этапов, в этом случае необходима корректировка его деятельности и повторение решения проблемы).

в) установление причинно-следственных связей, закономерностей и принципов, обеспечивающих успех и эффективность;

Ответ: Основу составляет алгоритм действий:

1) диагностико-прогностический;

2) выбор (разработка) оптимальной технологии;

3) непосредственная подготовка к реализации выбранной технологии;

4) реализационный;

5) экспертно-оценочный:

Сложность связей между элементами педагогической системы, их взаимодействие и взаимовлияние, возможности перестройки и рационализации всех элементов и отношений педагогической системы на нынешнем этапе развития общественных наук слабо поддаются точному расчету и прогнозированию. Поэтому ни моделирование, ни эксперимент, ни опытная работа, способствующие решению конкретных задач исследования, не могут сами по себе дать целостных, обобщающих и достаточно надежных результатов. Их в состоянии дать только опыт.

г) выявление:

– новизны;

Ответ: Новизна опыта заключается в создании системы организационно-педагогических мероприятий, ориентированных на формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни.

Новизной является модель эволюционного исследования, которая применяется к разнообразным способам изучения развития технологий социального педагога. Модель предполагает фазы эволюционного исследования (фазы анализа, разработки, развития и оценки) и фазу утилизации (фаза распространения и внедрения). В целом эволюционные исследования создали условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепринятым методам исследования. Это в свою очередь требуют высокий уровень подготовки и обучения социальных педагогов. В ходе работы были использованы: здоровьесберегающие технологии, игровые перемены, дни здоровья, подвижные игры на воздухе, просветительская работа с родителями, современные образовательные технологии во внеурочной деятельности, физминутки, а также новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов.

– органичности;

Ответ: Предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав детей в вопросах охраны здоровья.

– значимости;

Ответ: В организации своей работы социальный педагог дает приоритет созданию здорового социально-психологического микроклимата, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. поддерживает постоянную связь с семьями учащихся создание здорового образа жизни, активной творческой обстановки; пропаганда здорового образа жизни. Способствует получению подростками знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

– эффективности;

Ответ: Проведение профилактической работы по формированию здорового образа жизни способствовало: росту негативного отношения к курению, употреблению спиртных напитков и т.д; увеличение  занятости учащихся в секциях и кружках; значительное  снижение количества правонарушений; отсутствие учащихся, состоящих на учете в ОДН ОП.


Эффективность социально-педагогической деятельности определяется реальными результатами работы социального педагога с учетом стажа, накопления опыта и на основе глубокого анализа самого процесса деятельности.

– оптимальности;

Ответ: Создание активной творческой обстановки; пропаганда здорового образа жизни, способствует получению подростками знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

– перспективности анализируемого опыта;

Ответ: Современному социальному педагогу необходимо совершенствовать свои знания, умения и навыки в сфере профилактики здорового образа жизни. В связи с гуманизацией и гуманитаризацией социально-экономических процессов, социальный педагог должен стать основным «воспитателем здоровья». Стараться использовать новые методы и формы работы и внедрят инновации.

д) роль личности педагога/воспитателя или другого сотрудника и индивидуального стиля его деятельности в создаваемом опыте;

Ответ: Эффективность деятельности социального работника по профилактике здорового образа жизни зависит от его личностных и профессиональных качеств, его творческого подхода, знаний, навыков умений. В качестве личностных характеристик социального педагога, выделяют следующие: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичность, оптимистичностъ, эмоциональную теплоту, жизнерадостность, дружественность, эмоциональная устойчивость и повышенная работоспособность в процессе общения, позволяет противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах. Индивидуальное проявления педагогического мастерства и техники в процессе работы, обусловливает особенности профессиональной деятельности социального педагога и его результативность.

е) оценка опыта по уровню его общественной значимости:

– новаторство;

Ответ: Это опыт разработки и реализации новых педагогических систем обучения и воспитания или, во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны. В процессе работы был создан клуб, в котором пропагандируется здоровый образ жизни. На основе творческих семинаров, работы проблемных групп, в процессе коллективного поиска, обмена информацией происходит интенсивное созревание коллектива и его членов, возникает готовность к восприятию и принятию передового опыта. Распространение опыта осуществляется на основе устной и письменной пропаганды здорового образа жизни и наглядного показа. Средств для этого очень много: открытые занятия, школы передового опыта, творческие отчеты, смотры-конкурсы, педагогические чтения, статьи в газетах и журналах, бюллетени и т. д. Введение данного новаторства в совокупности с передовым опытом меняет представление детей о здоровом образе жизни в положительную сторону. Они активно вовлекаются в общественную деятельность забывая о правонарушениях и прочих негативных влияний.

– изобретательство;

Ответ: специфический вид творческой деятельности социального педагога по разработке новых идей по профилактике здорового образа жизни. Изобретательство не подчинено решению определенной проблемы и зависит от практики и привлекается только тогда, когда его результат сразу будет востребован педагогическое изобретательство носит дискретный характер, т.е. осуществляется педагогом не всегда и завершается с нахождением способа решения той или иной проблемы.

– мастерство;

Ответ: Мастерство социального педагога играет важное значение при формировании представлений о здоровом образе жизни как для учащихся, так для общества в целом. От его профессиональной подготовки, уровня образования, личных качеств, умения организовывать деятельность и сотрудничество с детьми, будет зависеть эффективность проведенных профилактических мероприятий и уровень физического, психологического здоровья, и духовно-нравственного развития детей, которое в дальнейшем выступит основой их социализации и поведения в обществе.

– массовый опыт, передовой опыт;

Ответ: Массовый опыт опирается на практические знания, умения и навыки, которые приобретаются в ходе воспитательной работы и являются одним из источником развития социально-педагогической науки. Он необходим социальному педагогу для усвоения и применения на практике знаний, умений и навыков для воспитания гармонично развитой личности.
Передовой опыт опирается прогрессивные тенденции развития воспитания на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов. Он необходим в работе социальному педагогу для поиска и выбора новых усовершенствованных методов, форм, технологий в проведении профилактической работе, для снижения и устранения негативного влияния, которое оказывает воздействие на психологическое, физическое здоровье, духовно-нравственное развитие личности.
ж) предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию и корректированию опыта.

Ответ:

– Деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, курении, и прочих негативных воздействий посредством его личностного развития;
– Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.
– Посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом по устранению и снижению негативных воздействий на здоровый образ жизни.
– Разработка и реализация программных мероприятий, направленных на оздоровление обучающихся.
– Разработка и внедрение обучающих программ и методик, направленных на формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактику злоупотребления спиртных напитков, курения и т.д.
– Развитие стереотипов здорового поведения у обучающихся, формирование эффективного жизненного стиля, выработка личностных ресурсов и стратегий поведения, препятствующих употреблению различных видов интоксикаций.
– Превращение школы в главное место укрепления здоровья учащихся.
– Реализация мероприятий, направленных на помощь обучающихся в выявлении личностных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни.
– Обеспечение взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, иными заинтересованными органами и учреждениями, а также общественными объединениями.
– Повышения роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. 

Список литературы

1. Гришанова О.С. Справочник социального педагога / О.С. Гришанова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 295 с.
2. Павленок П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 534 с.
3. Свиридов А.Н. Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога / А.Н. Свиридов. – Волгоград: Учитель, 2015. – 184 с.
4. Соколова Н.А. Социальная педагогика: Учебник и практикум / Н.А. Соколова. – 2-е изд. – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 309 с.
5. Шептенко П.А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения / П.А. Шептенко, Е.Н. Дронова, Л.Н. Гиенко. – М.: Флинта, 2017.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.