Содержимое

«Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований»

Кейс-задание

Задание 1

Вы являетесь частью команды этнографических исследований Бюро переписи населения России для подсчета численности бездомных людей и семей. В ходе проекта команда были записаны контакты с мужчиной лет пятидесяти, по имени С. Он употреблял наркотики и алкоголь. Он страдал от хронических заболеваний печени и различных кишечных заболеваний. Его обманули после продажи квартиры, и он стал бездомным. Когда команда его впервые встретила – он спал на квартирах друзей. Часто С. посещал страх, что когда он заснет, то будет ограблен. Команда исследователей стала искать жилье для С. В итоге, он получил комнату в служебной квартире, которую ему предоставили, как сантехнику. Через 12 месяцев, С. сказал команде, что очень беспокоится о своем здоровье. Он сказал, что употреблял алкоголь и наркотики очень редко, но все-таки употреблял. На данный момент он по-прежнему живет в своей комнате.

Вопросы и задания:

1. Выявите и разберите соответствующие факты, представленные в ситуации с С.

1. Опрос бездомного – командой этнографических исследований Бюро переписи населения России для подсчета численности бездомных людей и семей был проведен опрос одного из бездомных. Это был мужчина 50 лет, по имени С.

2. Гражданин С. – бездомный – его обманули после продажи квартиры, и он стал бездомным.

3. У гражданина С. Проблемы со здоровьем – следствие употребления наркотиков и алкоголя.

4. Поиск нового жилья – благодаря команде исследователей С. получил комнату в служебной квартире, которую ему предоставили, как сантехнику.

2. Определите проблемы, которые возникают в ситуации с С.

Оказавшись без жилья, паспорта и прописки, С. поставлен на грань выживания, по сути, вне закона. Ему некуда обратиться за помощью, его не берут на постоянную работу, он лишен конституционных гарантий от права получать медицинское обслуживание до права участия в политических выборах. Как следствие – употребление наркотиков и алкоголя, проживание у друзей (знакомых), проблемы со здоровьем.

3. Укажите моменты, в которых С. оценивает свое положение.

С. сказал команде, что очень беспокоится о своем здоровье. Он сказал, что употреблял алкоголь и наркотики очень редко, но все-таки употреблял. Он страдает от хронических заболеваний печени и различных кишечных заболеваний, а также его посещает страх, что когда он заснет, то будет ограблен.

4. Определите положительные и сильные аспекты ситуации С.

1. Гражданин С. нашел в себе силы пережить жизненные трудности.

2. Именно он стал участником программы Бюро переписи населения России для подсчета численности бездомных людей и семей.

3. Гражданин С. хочет вернуться к нормальной жизни.

5. Данная ситуация является актуальной проблемой?

Период политического и экономического реформирования в России оказался достаточно долгим по времени, и это негативно отразилось на социальном положении населения. Большинство граждан Российской Федерации в советское время было малоимущим Последние десять лет стали просто разрушительными для многих людей, не сумевших адаптироваться к новым экономическим условиям. Дестабилизации положения граждан способствовало также отсутствие государственного надзора за последствиями правового нигилизма и экономического хаоса, приведшее к возникновению криминального “беспредела”, в том числе при операциях с недвижимостью и в финансовых махинациях. Одним из проявлений резкого ухудшения социально-экономической ситуации в современной России стало появление массовой бездомности.

Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России. В настоящее время в России числится более 4 млн. бездомных. Данные не могут быть совсем точными, так как причиной тому является отсутствие точных статистических данных об общей численности лиц без определенного места жительства и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.). Органы статистики при переписи обследуют лишь “оседлое” население. Бездомные органами статистики не учитываются. Бездомные в России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения. Об этом говорит тот факт, что в большинстве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения практически во всех сферах общественной жизни и человеческой деятельности, бездомные не упоминаются ни как субъект правоотношений, ни как объект заботы государства. Исключение составляют лишь отдельные нормы, касающиеся административного и уголовного преследования.

Человек, не имеющий жилища и приюта, считается бездомным. Для многих людей бездомные ассоциируются с опустившимися на самое дно, не желающими работать и вести нормальный образ жизни, попрошайками, тунеядцами, потерявшими человеческий облик людьми. Но зачастую это не так. Часто человек становится бездомным не по своей воли – обманным путем его лишили дома, квартиры или комнаты. И более 90% таких несчастных случаев происходило в «лихие 90-е», из-за особенностей экономического развития нашей страны. Поэтому можно отметить возраст бездомных, который в большинстве случаев за 50.

Проблемы социальной помощи никем не защищенной группы населения на государственном уровне, по сути, решаются недостаточно, без всяких усилий и строгого соблюдения законодательства и прав. Не определен статус бездомного. Нет четко сформулированной государственной политики по отношению к бездомным. Нельзя забывать, что бездомные должны не только обеспечиваться правами, но и, как все законопослушные граждане, выполнять определенные обязанности в отношении окружающих, общества в целом. Они не должны существовать исключительно за счет членов нормального общества. Поэтому необходимо создание таких институтов, которые предназначены не только наказывать или миловать, но и оказывать помощь, содействовать социализации и адаптации без всякого деления на “достойных” и “недостойных”. Это выражается в создании институтов, ориентированных не только на приспособление представителей лиц без определенного места жительства к получению помощи, а также и на активное освоение и использование ими социокультурных навыков.

6. Найдите дополнительную информацию, научные знания, которые необходимы для разработки и выбора методов исследования этой проблемы.

Существующие социальные технологии и методы оказания помощи бездомным малоэффективны, так как применяемые в них методы помощи основываются только на отдельных факторах, обуславливающих бездомность. Поэтому необходима разработка новой комплексной технологии включения бездомных в основные сферы жизнедеятельности, которая будет учитывать всю систему факторов, обуславливающих бездомность и предполагать дифференцирование методов оказания помощи бездомным. Именно наличие такой технологии способно повысить эффективность профилактики бездомности.

Для того, чтобы разработка и применение технологий с лицами без определенного места жительства были эффективными, необходимо учитывать индивидуальные особенности бездомных лиц, а также причины, которые привели клиента к сложившейся ситуации.

Основной технологией социальной работы с бездомными лицами является социальная адаптация. В рамках данного направления  социальная работа с бездомными лицами должна включать следующие методы:

1. социальная диагностика (процесс исследования бездомности с целью выяснения причин, а также выяснение особенностей каждой отдельной личности бездомного);

2.  социальная реабилитация (процесс восстановления бездомного в правах, социальном статусе, путем восстановления документов, а также трудовая реабилитация);

3. психологическое консультирование (оказание социальной помощи путем целенаправленного, информационного воздействия на бездомного по поводу преодоления его жизненных проблем);

4. социально-медицинская помощь (лечение алкоголизма, хронических заболеваний, содействие в получение группы инвалидности);

5. социальная профилактика (совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления).

Данная модель позволяет произвести отбор самых эффективных форм и методов из многочисленных существующих в работе с бездомными лицами и систематизировать их для успешного решения как каждого отдельного случая, так и всей проблемы в целом.

7. Обсудите последствия для сообщества вмешательства в подобные ситуации, такие как с С.

Только к 1996 году стало отмечаться понимание властей, что бороться с бездомными бессмысленно, а надо предпринимать конструктивные меры. Появились приказы по организации медицинской помощи бездомным, стали создаваться ночлежки. К 1997 году в Москве создано шесть учреждений социальной помощи бездомным (дома ночного пребывания, социальные гостиницы и центр социальной адаптации), способных в целом принять до 1500 человек (все перечисленные учреждения предназначены только для бывших москвичей).

Несмотря на произошедшие изменения в отношении государства к бездомным, до сих пор остается много нерешенных проблем в сферах медицинской помощи и трудоустройства этой категории граждан.

Бездомность как социальное явление неразрывно связана с экономическим, правовым и социальным положением населения страны, она является производной политики (социальной, экономической, национальной и т.п.), которую проводят власти.

На сегодняшний день отсутствует реалистичная государственная политика, направленная на цивилизованное и гуманное решение проблемы бездомности, и эффективные государственные программы ресоциализации бездомных; не соответствует законодательство задачам ресоциализации бездомных.

Существующая в Российской Федерации правовая система ставит вопрос реализации гражданами прав, свобод и законных интересов в зависимость от места жительства, а точнее от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Отсутствие специального упоминания лиц БОМЖ в нормативно-правовых актах, регулирующих правовые отношения, правоотношения в жилищной сфере и т.д., возможно, не имело бы столь тяжких последствий, если бы безусловно и неукоснительно соблюдались конституционные принципы, предусмотренные статьями 2, 7, 15, 17, 18, 19 Конституции Российской Федерации, а именно: принцип приоритета прав и свобод личности над правами и интересами государства, принцип прямого действия и верховенства Конституции, принцип приоритета норм международных договоров Российской Федерации над нормами национального законодательства, принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, принцип безусловного равенства всех и каждого перед законом и судом (в том числе вне зависимости от социального положения и места жительства).
К сожалению, конституционные принципы равноправия граждан, норма статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», гласящая что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», а также заклинания Конституционного и Верховного судов Российской Федерации о необходимости соблюдения принципа равноправия граждан применительно к бездомным фактически бездействуют.

Причины, по которым в России люди становятся и остаются бездомными, являются производными множества взаимосвязанных факторов, основными из которых являются политика, экономика и кризис института семьи.
Комплексный анализ причин бездомности и численности бездомных показывает, что уровень бездомности и длительность бездомного существования являются показателем того, насколько права человека, его свободы и интересы находятся в фокусе политики государства; того, какое место в системе ценностей элит, определяющих политику государства, занимает человек.

8. Каковы, по вашему мнению, необходимо проводить социальные реформы для решения подобных ситуаций?

Опыт показал, что без конструктивного изменения отношения общества и властных структур к проблеме бездомности ситуация будет только ухудшаться. Для того чтобы остановить рост бездомности в современной России изменения в отношении к этой проблеме должны произойти на разных уровнях: от федерального правительства и администраций городов до полиции и неправительственных организаций.

По моему мнению, стоит не только проводить реформу в законодательстве, не только открывать реабилитационные центры для бездомных, но и оказывать бесплатную юридическую помощь, в решении квартирного вопроса. Также, в зимнее время, можно открывать различные обогреваемые палатки уличного типа, с кухней, где бездомный сможет получить горячее питье и еду. Следует организовать социальные центры, куда любой гражданин сможет принести теплые вещи, средства гигиены и лекарства для бездомных людей. В общественных банях сделать бесплатный вход для людей данной категории, либо установить определенный день, когда бездомный может придти и помыться.

Также можно привлечь волонтеров для решения данной проблемы. Возможна раздача листовок, либо размещение плакатов и объявлений с адресами реабилитационных центров и «ночлежек».

Задание 2.

Ученый-исследователь провел социометрический опрос взаимоотношений в группе и получил соответствующий ряд количественных показателей.

Вопросы и задания:

1. Как вы считаете, получена полная информация о взаимоотношениях в группе и можно ли на этой основе сформулировать практические рекомендации?

Данные социометрических исследований позволяют выявить формальные и неформальные связи в группе, увидеть конфигурацию реальных человеческих взаимоотношений. Это дает руководителям возможность конструктивно влиять на человеческие взаимоотношения, определять центры сопротивления при трансформации организационной структуры или изменении целей организации, эффективно разрешать конфликты и предупреждать их возникновение и т. д.

По моему мнению, нельзя сформулировать практические рекомендации. Серия социальных опросов — это только начало социально-психологического исследования. Оно может завершиться на определенном временном этапе такой же серией опросов. Информация получена не полная.

2. На каком этапе исследования проводится социометрический опрос?

Социометрический опрос – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Социометрическое исследование включает в себя 5 этапов:

1-й этап – подготовительный;

2-й этап – разработка социометрических критериев;

3-й этап – проведение социометрического опроса;

4-й этап – обработка информации;

5-й этап – получение выводов и выдача рекомендаций.

Как мы видим, опрос производится на третьем этапе исследования.

3. Возможны ли изменения изучаемого параметра при управляющих воздействиях на него со стороны исследователя?

Да, возможны. Данные заключительного этапа могут диагностировать изменения, которые произошли под влиянием управляющих воздействий. Возможность влиять на коллективное мнение, настроение и традиции группы является действенным инструментом управления. Поскольку любая группа – это сложно устроенный и во многом самоорганизующийся объект управления, то эффективнее оказывать влияние на группу в целом – через неформальных лидеров и «лидеров мнения» (самых информированных и авторитетных членов группы).

4. Когда необходимо выбрать цели и средства исследовательских воздействий и зависят ли они от социометрических показателей, по вашему мнению?

Выбор целей и средств исследовательских воздействий нельзя прямо выводить из социометрических показателей. Они должны быть выбраны в результате сопоставления данных 1-го и 2-го этапов социально-психологического исследования.

Задание 3

В неполной семье уже трое детей. Мать беременна и ожидает появление очередного ребенка. Отец будущего ребенка неизвестен. Основная нагрузка по уходу за детьми лежит на плечах 13-летней старшей дочери. Девушка против рождения еще одного ребенка, угрожает уйти из дома. Она рассказывает о ситуации старшей вожатой, с которой у неё сложились доверительные отношения.

Вопросы и задания:

1. Какие факты можно выделить в данной ситуации?

С моей точки зрения этого примера – семья является не только не полноценной, но и неблагополучной. Это можно выделить в данной ситуации, то, что мама беременна и отец будущего ребенка не известен. Можно предположить, что девочка 13-лет не имела детства, помогая маме в воспитании и уходе за детьми.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка.

2. В чем заключаются сильные и слабые стороны фактов?

Я считаю сильной стороной в данной ситуации то, что 13-летняя дочка рассуждает объективно. Она понимает, что семье будет трудно с появлением еще одного (четвертого) ребенка.

А слабой стороной факта является то, что мать несерьезно относится к будущему своих детей, ведет беспорядочные связи с мужчинами. А также угроза старшей дочери уйти из дома.

3. Предположите развитие ситуации. Что будет, если девочка уйдет из семьи? Как поступить матери?

В случае, если девочка уйдет из семьи, можно предположить следующий ход развития ситуации: ухудшение получения знаний в школе, неготовность к урокам, пропуски занятий, так как девочке придется искать работу. В силу ее возраста и отсутствия опыта хорошую работу она не найдет. Заработок будет низкий, работа физически тяжелая. Как следствие – неполное среднее образование, возможно плохая компания, вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков, наркотики), попадание в детский дом или тюрьму.

Чтобы разрешить данную ситуацию матери стоит отказаться от четвертого ребенка, сделав аборт. У нее уже имеется трое детей. Отца нет. Это тяжело не только для детей, но и для самой матери, как материально, так и физически и духовно. Второй вариант – постараться объяснить старшей дочери, что она единственная ее помощь и больше ее ждать не от кого. Нужно разъяснить девочке выше изложенное развитие ситуации если она покинет дом. Также не перегружать ребенка своими обязанностями. Мать рожает детей себе, а не старшим детям. Это ее обязанность ухаживать и воспитывать их.

4. Как, по вашему мнению, поступила вожатая в этой ситуации? К кому она могла бы обратиться?

Предположительно вожатая, выслушав проблему девочки, обещала помочь ей в данной ситуации.

Я считаю, что вожатая должна обратиться к человеку, который компетентен в данных вопросах, например, к представителю органов опеки или социальному педагогу.

5. Почему, по вашему мнению, девочка не доверяет больше никому, кроме вожатой?

Она не находит взаимопонимания у других. Если даже собственная мать не понимает ее, о каком доверии со стороны общества может идти речь? Вожатая же, видимо, довольно долго общается с девочкой, понимает ее, жалеет, относится с добротой, именно поэтому вызывает такое доверие.

6. Сравните похожие ситуации, которые вы можете найти в дополнительной литературе или используя Интернет-сообщества.

Муж в семье много пьет. В присутствии детей оскорбляет и бьет свою жену. Детей в семье двое, в возрасте 14, 8 лет. Старшая девочка случайно рассказала педагогу о ситуации в семье.

Сходство приведенной ситуации с данной в том, что из-за непонимания и проблем в семье девочки прибегают к помощи посторонних людей, пусть они даже этого сами и не понимают.

7. Какие варианты разрешения данной ситуации возможны?

Желаемым итогом ситуации было бы нахождение взаимопонимания между матерью и дочерью, тогда бы они смогли решить эту проблему вместе.

Из данного задания трудно понять, как в семье обстоит финансовая обстановка. Но если допустить, что в семье финансовые трудности, и что мать не может должным образом заботиться о своих детях, то тогда было бы рационально отправить детей в школы-интернаты, где дети будут находиться 5 дней в неделю, на выходных – дома.

8. Какие проблемы можно выделить из данной ситуации, выбрать объект исследования и провести исследование?

Проблемы взаимоотношений в семье. Проблема несерьезности матери в подходе психологического воспитания старшего ребенка. Объект исследования – 13-летняя дочь. Для исследования можно взять методики тревожности и особенности эмоционального состояния ребенка и внутрисемейных отношений.

Уровень агрессивности.

Ребенок Да Нет
1. Не может долго работать не уставая    
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то    
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство    
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован    
5. Смущается чаще других    
6. Часто говорит о возможных неприятностях    
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке    
8. Жалуется, что сняться страшные сны    
9. Руки обычно холодные и влажные    
10. Нередко бывает расстройство стула    
11. Сильно потеет, когда волнуется    
12. Не обладает хорошим аппетитом    
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом    
14. Пуглив, многое вызывает у него страх    
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается    
16. Часто не может сдержать слезы    
17. Плохо переносит ожидание    
18. Не любит браться за новое дело    
19. Не уверен в себе, в своих силах    
20. Боится сталкиваться с трудностями    

За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.

  • Высокая тревожность – 15-20 баллов;
  • Средняя тревожность – 7-14 баллов;
  • Низкая тревожность – 1-6 баллов.

В ходе исследования у девочки была выявлена высокая тревожность.

Проективная методика «Рисунок семьи».

Данная методика оценивает внутрисемейные отношения.

Экспериментальный материал: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка.

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». После выполнения рисунка проводится опрос: «Кто изображен на рисунке?», «Где они находятся?», «Что они делают?», «Им весело или скучно? Почему?», «Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?», «Кто из них самый несчастный? Почему?»

Девочка нарисовала себя, маму, двоих своих сестер (братьев) и папу. Рисунок выполнен в достаточно теплых тонах, в приоритете использованы красный, желтый и зеленые карандаши).

Данный рисунок можно интерпретировать так: девочка очень не хочет, чтобы мама снова обременяла ее своими обязанностями по уходу за детьми. В силу этого на рисунке отсутствует четвертый ребенок. Девочка очень хочет, чтобы у них была полноценная семья, она очень хочет иметь рядом отца. Также о полноценности семьи можно судить теплыми оттенками цветов. Для нее это настоящее счастье.

Таким образом в семье, на данный момент, наблюдается дисгармония, вызванная необсуждаемым решением матери родить четвертого ребенка.

9. Какое приемлемое состояние объекта вы хотели бы получить в итоге реализации вашего исследования?

Хотелось бы, что бы девочка стала более понимающей в отношении своей матери, чтобы эмоциональное состояние было в равновесии. Для этого необходимо самой матери постоянно общаться с ребенком, разгрузить ее от своих обязанностей и обеспечить нормальное детство, с парками, прогулками, помощью решить ее проблемы, а не собственные.

Задание 4

В школе проводилось психологическое исследование детей по анализу рисунков. Рисуя дом, многие дети изображали солнце в верхней части листа. Но некоторые дети располагали его слева, посередине, справа или оно отсутствовало вообще.

Вопросы и задания:

1. Как вы думаете, отличаются ли дети, которые изобразили солнце вверху от остальных?

Не отличаются. Месторасположение солнца не имеет значения, важно его наличие в рисунке ребенка.

2. А как вы измерили это отличие или не отличие?

На мой взгляд, повторюсь, не важно где расположено солнце. Главное что оно есть или нет.

3. Какую шкалу измерений необходимо выбрать в этом случае?

С. С. Стивенсом в 1951 г. были предложены четыре шкалы: наименований, порядка, интервалов и отношений. В данном случае необходимо выбрать шкалу наименований.

4. Какие критерии необходимо выбрать для установления достоверности вашего ответа?

При использовании шкалы наименований экспериментатор должен расклассифицировать свои данные, т.е. установить “отношение равномерности”, позволяющее ему распределить полученные данные в определенное число “дизъюнктивных” классов: каждый результат должен найти свое место в одном и только одном классе.

Критериями могут служить: жирность линии, сила нажатия на карандаш, форма фигур, дополнительные детали, исправления, аккуратность.

5. Приведите примеры разных шкал измерения и критериев доказательства достоверности ваших гипотез.

С. С. Стивенсом в 1951 г. были предложены четыре шкалы: наименований, порядка, интервалов и отношений. Эти шкалы определяют четыре уровня (от самых слабых и общих до самых сильных и специфических), на которых устанавливается “двойное – психологическое и числовое – чтение одной и той же формальной системы отношений”.

При использовании шкалы наименований экспериментатор должен расклассифицировать свои данные, т.е. установить “отношение равномерности”, позволяющее ему распределить полученные данные в определенное число “дизъюнктивных” классов: каждый результат должен найти свое место в одном и только одном классе. Шкалы наименований часто применяются, например, для количественного анализа словесных отчетов испытуемых (бесед между экспериментатором и испытуемым). Элементом, подлежащим классификации, может быть фрагмент речи одного индивида, заключенный между высказываниями другого, либо высказывание экспериментатора, сопровождаемое ответом испытуемого.

Числа, применяемые для обозначения классов, обладают только одним свойством – быть отличными друг от друга. Все виды числовой обработки, основанные на шкалах наименований, касаются упорядоченных в каждом классе чисел наблюдений или их состава. Методы, применяемые в ходе такой обработки, есть ничто иное, как “статистика качественных признаков” (Юл и Кендал).

Измерения, производимые при помощи шкал порядка, обладают свойствами шкалы наименований, но сверх того позволяют устанавливать отношение равенства между вещами и отношение порядка (последовательности). Примерами здесь могут служить величины ощущений или сенсомоторных реакций, а также результаты тестовых испытаний.

Свойствами чисел, предписываемых шкалами порядка, являются такие, которые остаются неизменными при замене этих чисел другими, упорядоченными, как и первые (монотонное преобразование).

Для построения шкалы интервалов необходимо, чтобы была найдена такая экспериментальная операция, которая позволила бы определить то, что имеют в виду, когда говорят, что разность между двумя фактами равна разности между двумя другими фактами. Тогда можно будет приписывать числа таким образом, что двум экспериментально равным различиям будут соответствовать два равных числовых значения. Примерами здесь могут служить исследования интериндивидуальных различий в ощущениях, и т. д. Свойства чисел, приписываемых по шкале интервалов, таковы, что они сохраняются неизменными после линейного преобразования.

Шкала отношений применяется тогда, когда экспериментально определяется, что отношение между двумя какими-нибудь значениями равно отношению между двумя другими значениями. Подобные психологические измерения обладают всеми свойствами самых “сильных” физических измерений, таких, как измерение длины или массы. Все арифметические операции имеют смысл применительно к таким числам.

Задание 5

За поведением Миши (6 лет) проводили наблюдение два исследователя после того, как воспитательница позвала всех детей мыть руки. Первый описал его так: «Миша, молча поднялся. Медленно пошел». Второй: «Миша встал не сразу. Алеша его подтолкнул. Из-за шума, неслышно было, что сказала воспитательница».

Вопросы и задания:

1. Как вы считаете, одинаковы ли эти наблюдения?

Нет. В первом случае результат наблюдений говорит о том что ребенок сам принял такое решение и действия его самостоятельные. Во втором выясняются подробности такого поведения. Оказывается ребенок просто напросто не услышал указания воспитательницы.

2. Как, по вашему мнению, в чем причина различий и противоречий в записи?

Разный подход исследователей к ситуации. Первый исследователь сделал объективное заключение. Второй же – субъективное. В этом отличие их записей.

3. Приведите похожие случаи подобных наблюдений.

Когда ребенок смотрит телевизор, то он не сразу реагирует на просьбы и указания.

4. Какие вы можете привести варианты разрешения ситуации в этом кейсе?

Добиться внимания ребенка.

Задание 6

Исследователь проводил тест «Рисунок семьи» и зачитал всем детям инструкцию следующим образом «Нарисуйте, пожалуйста, свою семью». При этом он не определил никак слово «семья». После прочтения инструкции Вадик тихо спросил его, что значит «семья». Исследователь ему ничего не ответил.

Вопросы и задания:

1. Как вы думаете, почему исследователь ничего не сказал Вадику?

При проведении данного исследования нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.

2. Почему исследователь ничего не прокомментировал по поводу слова «семья»?

Потому что это искажает суть исследования. Ребенок сам должен решить и отобразить что значит для него слово «семья». В этом и заключается эксперимент.

3. Как вы считаете, правильно ли поступил исследователь?

Да. Чтобы не нарушить суть эксперимента. Ребенок сам должен решить и отобразить что значит для него слово «семья».

4. Как бы вы поступили в этом случаи?

Объяснила бы, что ребенок сам должен представить и для себя решить значение этого слова. «Что считаешь семьей, то и рисуй».

5. Как бы поступил учитель, а не исследователь?

Объяснил бы Вадику значение слова «семья».

6. Как вы думаете, будет продолжена ситуация в кейсе?

Нет. Ситуация полностью описана. Считаю дополнений быть не может.

Список литературы

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; ред. Н. М. Борытко. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  2. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Р. Готтсданкер – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 208 с.
  4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]: / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО “Речь”, 2007.- 350 с.
  5. Киселева О.М. Применение методов математического моделирования в обучении: дисс. канд. пед наук – Смоленск, 2007. – 180с.
  6. Математические методы в педагогической теории и практике (измерения, вычисления, методы математического моделирования и статистики): Учебное пособие для вузов / Под ред. д.п.н., проф. Губы В. П., д.п.н., проф. Сенькиной Г. Е. – М.: “Принт-Экспресс”, 2011. – 270 с.
  7. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст]/ Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 560 с.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.