Ситуация 1

Светлана и Андрей – 2 года. Мать детей попросила посмотреть за ними несколько часов женщину, с которой торговала рядом на рынке. Через два дня, поскольку мать так и не появилась, женщина вызвала милицию. Дети были оформлены как подкидыши и устроены в больницу.

Дети не разговаривают, не могут стоять на ногах. Когда их выносят из помещения – устраивают истерику.

Вопросы и задания:

  • Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил?
  • Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка?
  • В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье?
  • Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку?
  • Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье?

Дети 2 лет очень впечатлительные , возбудимы, изменения места жительства, условий проживания вызывают у них негативные эмоции, они могут долго плакать, становятся раздражительными и  капризными [7] .  В даной ситуации дети за короткий промежуток времени сменили 3 условия проживания и лишились взрослого (мать), который до этого осуществлял уход за ними, и к которому у них сформировалась привязанность.

При этом детей двое, а им в этом возрасте свойственно заражение,  негативные эмоции, которые испытывает один ребенок, передаются другому, поэтому детей сложно успокоить,  добиться положительных эмоций в сложившейся ситуации [7].

Не смотря на то, что детей мать оставила, она был для них эмоционально значимым лицом и память о ней у них сохраниться на долгое время.

В приемной семье, которая станет для детей 4 местом жительства у детей будут так же проявляться негативные эмоции, замкнутость, пассивность, высокую раздражительность.

Для данных детей необходима приемная семья, где взрослые отличаются терпением, способностью к саморегуляции своего эмоционального состояния,  доброжелательных  и эмоционально отзывчивых, способные окружить детей теплом и заботой [2].

При отсутствии данных качеств приемные родители могут не справиться со своими обязанностями и отказаться от детей.   Если же дети адаптируются к приемной семье и будут сформирована эмоциональная привязанность к родителями они смогут прожить в семье до своего совершеннолетия, как это предусмотрено законом и сохранить эмоционально близкие отношения с приемными родителями будучи взрослыми.

Ситуация 2

Олег – 10 лет. Отец алкоголик, мать – наркоманка. 8 месяцев мальчика не выпускали из дома: он не ходил в школу, не гулял на улице. Родители замыкали его в туалете или комнате и уходили по своим делам или принимали гостей в квартире. 3 месяца назад он убежал из дома, его никто не искал. После того, как Олега подобрала милиция, принято решение не возвращать его родителям.

Вопросы и задания:

  • Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил?
  • Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка?
  • В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье?
  • Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку?
  • Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье?

Эмоциональное состояние ребенка в данной ситуации может характеризоваться наличием страхов, высокой тревожности, обиды и злобы на родителей.

Привязанности у ребенка к родителям нет, в обратной ситуации он бы не убежал из дома.

Ребенок, скорее всего,  утратил доверие к взрослым, проявил решительность и ушел из родительского дома, поэтому в приемной семье он может вести себя агрессивно, у него не формированы представления о нормах поведения и взаимоотношений, поэтому ребенку будет сложно подчиняться существующим в семье требованиям[2],[3] .

Жесткие приемные родители, не способные понять ребенка, его переживания, не отличающиеся последовательно в воспитательном воздействии,  не будут способными создать для ребенка благоприятные условия для жизни и развития.

Родителям нужно будет проявить терпение, чтобы сформировать у ребенка культуру поведения и общения.

Ребенок, не смотря на то, что еще младшего школьного возраста, уже проявлял самостоятельность и принимал решение (ушел из дома), жил один. Приемные родители должны принять этот факт и не начать вести себя с ребенком как с несмышлеными, беспомощным дитем.  Авторитарная, гиперопекающая  позиция родителей не будет принята ребенком и приведет к конфликтам, агрессии и может обусловить уход ребенка уже из приемной семьи [5].  Авторитетные родители, демократический стиль взаимодействия с ребенком будут способствовать формированию у ребенка доверия к взрослым.

Если семья сможет создать благоприятный климат для ребенка, у ребенка будет сформировано доверие к взрослым, то ребенок сможет до своего совершеннолетия прожить в семье, и в последующем поддерживать с родителями эмоционально близкие отношения.

Ситуация 3

Даша, 5 лет. Каждое утро мама достаѐт из-под подушки Даши куски хлеба.

Вопросы и задания:

  • Что чувствует ребенок?
  • Что чувствует взрослый?
  • Как взрослый должен реагировать?

У ребенка существует или потребность в еде, о которой она стесняется говорить матери.  Дети этого возраста активны, расход энергии у них большой и это не всегда учитывается родителями [7].  Либо же у ребенка есть страх, тревога  быть лишенной еды, которое могло использоваться как наказание, или же еды не хватало,  и она запасалась ей, чтобы не остаться голодной  [4]

У матери факт хлеба под подушкой может вызвать недоумение, удивление, злость и обиду, она может почувствовать неуверенность в возможности создать для ребенка благоприятные условия.

Взрослому не стоит проявлять агрессию, ругать ребенка,  следует постараться установить причину такого поведения[6].  Предложить ребенку кефир, творог не задолго до сна,  поставить в комнате ребенка тарелочку с печеньем.  Еда не должна быть средством наказания или поощрения, ребенок должен осознавать, что он всегда будет накормлен и голод ему не страшит.

 

Список литературы

  1.  Абросова Л.М., Игнатьева Н.Д. Усыновление. Настольная книга приёмного родителя.- СПб.: Врачи детям, 2007. — 128 с.
  2. Андреева Ю. Хотите усыновить ребенка?-СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
  3. Морозова Е. И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам — М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002.— 56 с.
  4. Нижнедевицкий центр реабилитации отмечает первый день рождения. – Режим доступа: http://vestivrn.ru/novosti/nizhnedevitskiy-tsentr-reabilitatsii-otmechaet-pervyiy-den-rozhdeniya_2004-3-26_09-13
  5. Работа с родителями: практические  рекомендации   и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.
  6. Соколова Е. В., Гуляева К. Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГИ, 2003. – 211 с.
  7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведении.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.