Одного летнего дня Вы находитесь дома со своим сыном и приемным ребенком Игорем. Социальный работник назначила Игорю встречу на этот день и хотела бы провести время с ним наедине. Она приходит и предлагает Игорю сходить куда-нибудь с ней, на выбор: пляж или кафе.
После того как они пошли, Ваш сын говорит: «Это несправедливо, он всегда ходит на прогулки, а я никуда не хожу. Он всегда гуляет с социальным работником. На меня никто не обращает внимание, а с ним носятся. Даже у тебя нет времени для меня, зато всегда есть для Игоря. Ты всегда с ним».
Вопросы и задания:
- Ваша немедленная реакция на проблему?
- Что из усвоенных знаний помогло Вам более эффективно действовать в данной ситуации?
- Каким было бы Ваше поведение в данной ситуации, при наличии времени обдумать действия заранее?
- Ребенка нужно успокоить, акцентировать внимание на том, что с ним родители с рождения, а Игорь был лишен любви родителей.
- Эффективно действовать в такой ситуации позволяют знания психологии детей, важности для развития их личности любви и принятия, знания в области эффективной коммуникации.
- Если рационально и ответственно подходить к воспитанию детей , то такой ситуации возникнуть не должно было бы. И к родному ребенку и к приемному родители должны относиться одинаково, не выделяя кого-то из них [2]. Родной ребенок должен быть проинформирован о том, почему в семье появился приемный, что будет происходить в семье (приходы представителей социальных служб). Можно организовать так свое время, чтобы прогулки приемного ребенка с социальным педагогом, совпадали со временем которое мать уделить родному ребенку. После того, как приемный ребенок вернется в семью можно организовать обмен впечатлениям и пообещать повторить наиболее интересные моменты.
Мать родила девочку в 16 лет и отказалась от нее в роддоме, отец записан со слов матери. Ребенок до 3 лет воспитывался в детском доме, после чего его направили на воспитание в приемную семью.
Задание:
- Что мы должны ответить ребенку на вопрос “откуда я взялся?
- Каким образом обыграть или подвести ребенка к восприятию информации о том, что он не родной?
- Что и в какой форме рассказывать о родных родителей?
- Ребенку не рекомендуется врать и рассказывать выдуманные истории. Даже трех летним детям не рекомендуется рассказывать, что детей «находят в капусте», что их «приносит аист» и т.п. ребенку можно рассказать, что он появляется в результате соединения частички папы и мамы, мама носит ребенка в животе, а потом когда он подрастает он появляется на свет. Ребенку можно показать беременную кошку, посмотреть как вылупляется цыпленок и т.п. Может быть полезной книга Шелопухо О.А. «Откуда я взялся?» [5].
- Далее ребенку следует рассказать, что не все дети живут с родителями, мамами, которые их родили. Так, можно посмотреть с ребенком мультик «Мамонтенок». Мамонтенок не был родным ребенком слона, но слоних полюбила его и стала о нем заботиться.
- О родительской семье ребенку рекомендует рассказывать правду, но без негатива, максимально тактично и осторожно, избегая резких выражений и осуждений. Л.М. Абросова, Н.Д. Игнатьева отмечают, что информированность о непростой ситуации в кровной семье поможет вселить веру в ребенка относительно новой семьи и его будущего[1].
Настя, 5 лет. Берет чужие вещи и складывает к себе на полку.
Задание:
- Что чувствует ребѐнок?
- Что чувствует взрослый?
- Как взрослый должен реагировать?
- У ребенка в данной ситуации есть чувство нужды, стремление обладать вещами привлекающими ее. Если ребенок взят на воспитание из детского дома, где все общее и есть конкуренция за вещи, то можно говорить о не сформированности понятий “мое”, “твое”, “собственность”, “чужое” абстрактны и малодоступны. Такие понятия постигаются ребенком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание[3].
- Взрослого может испытать стыд за ребенка, его может разозлить такое поведение, вызвать недоумение.
- В такой ситуации взрослый не должен выступать в роли обвинителя, он должен убедиться, что ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, и любви, а также возникновению неприятного чувства после кражи. Девочке нужно сообщить, что такое поведение порицается и может повлечь решительные меры с неприятными последствиями. Ребенка нужно убедить вернуть вещь владельцу. Ему необходимо научиться отвечать за свои поступки[1].
Если девочка ворует у других детей вещи и предметы, в которых она нуждается (карандаши, бумага и ручки), необходимо объяснить ей, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у взрослых, и она получит то в чем нуждается, как только появится возможность.
- Абросова Л.М., Игнатьева Н.Д. Усыновление. Настольная книга приёмного родителя.- СПб.: Врачи детям, 2007. — 128 с.
- Андреева Ю. Хотите усыновить ребенка?-СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
- Морозова Е. И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам — М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002.— 56 с.
- Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.
- Шелопухо О.А. Откуда я взялся? -СПб.: Нева, Олма Медиа Групп, 2004. — 32 с.
Доступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Доступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Доступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599