Ситуация 1

Одного летнего дня Вы находитесь дома со своим сыном и приемным ребенком Игорем. Социальный работник назначила Игорю встречу на этот день и хотела бы провести время с ним наедине. Она приходит и предлагает Игорю сходить куда-нибудь с ней, на выбор: пляж или кафе.

После того как они пошли, Ваш сын говорит: «Это несправедливо, он всегда ходит на прогулки, а я никуда не хожу. Он всегда гуляет с социальным работником. На меня никто не обращает внимание, а с ним носятся. Даже у тебя нет времени для меня, зато всегда есть для Игоря. Ты всегда с ним».

Вопросы и задания:

  • Ваша немедленная реакция на проблему?
  • Что из усвоенных знаний помогло Вам более эффективно действовать в данной ситуации?
  • Каким было бы Ваше поведение в данной ситуации, при наличии времени обдумать действия заранее?
  1. Ребенка нужно успокоить, акцентировать внимание на том, что с ним родители с рождения, а Игорь был лишен любви родителей.
  2. Эффективно действовать в такой ситуации позволяют знания психологии детей, важности для развития их личности любви и принятия, знания в области эффективной коммуникации.
  3. Если рационально и ответственно подходить к воспитанию детей , то такой ситуации возникнуть не должно было бы. И к родному ребенку и к приемному родители должны относиться одинаково, не выделяя кого-то из них [2].  Родной ребенок должен быть проинформирован о том, почему в семье появился приемный, что будет происходить в семье (приходы представителей социальных служб). Можно организовать так свое время, чтобы прогулки приемного ребенка с социальным педагогом,  совпадали со временем которое мать уделить родному ребенку.  После того, как приемный ребенок  вернется в семью можно организовать обмен впечатлениям и пообещать повторить наиболее интересные моменты.

 

Ситуация 2

Мать родила девочку в 16 лет и отказалась от нее в роддоме, отец записан со слов матери. Ребенок до 3 лет воспитывался в детском доме, после чего его направили на воспитание в приемную семью.

Задание:

  • Что мы должны ответить ребенку на вопрос “откуда я взялся?
  • Каким образом обыграть или подвести ребенка к восприятию информации о том, что он не родной?
  • Что и в какой форме рассказывать о родных родителей?
  1. Ребенку не рекомендуется врать и рассказывать выдуманные истории. Даже трех летним детям не  рекомендуется рассказывать, что детей «находят  в капусте»,  что их «приносит аист»  и т.п.  ребенку можно рассказать, что он появляется в результате соединения частички папы и мамы,  мама носит ребенка в животе, а потом когда он подрастает он появляется на свет.  Ребенку можно показать беременную кошку, посмотреть как вылупляется цыпленок   и т.п. Может быть полезной книга Шелопухо О.А. «Откуда я взялся?» [5].
  2. Далее ребенку следует рассказать, что не все дети живут с родителями, мамами, которые их родили. Так, можно посмотреть с ребенком мультик «Мамонтенок». Мамонтенок не был родным ребенком слона, но слоних полюбила его и стала о нем заботиться.
  3. О родительской семье ребенку рекомендует рассказывать правду, но без негатива, максимально тактично и осторожно, избегая резких выражений и осуждений. Л.М. Абросова, Н.Д. Игнатьева отмечают, что информированность о непростой ситуации в кровной семье поможет вселить веру в ребенка относительно новой семьи и его будущего[1].

 

Ситуация 3

Настя, 5 лет. Берет чужие вещи и складывает к себе на полку.

Задание:

  • Что чувствует ребѐнок?
  • Что чувствует взрослый?
  • Как взрослый должен реагировать?
  1. У ребенка в данной ситуации есть чувство нужды, стремление обладать вещами привлекающими ее. Если ребенок взят на воспитание из детского дома, где все общее и есть конкуренция за вещи, то можно говорить о не сформированности понятий “мое”, “твое”, “собственность”, “чужое” абстрактны и малодоступны. Такие  понятия постигаются ребенком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание[3].
  2. Взрослого может испытать стыд за ребенка, его может разозлить такое поведение, вызвать недоумение.
  3. В такой ситуации взрослый не должен выступать в роли обвинителя, он должен убедиться, что ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия,  и любви, а также возникновению неприятного чувства после кражи. Девочке нужно сообщить, что такое поведение порицается и может повлечь решительные меры  с неприятными последствиями. Ребенка нужно убедить  вернуть вещь владельцу. Ему необходимо научиться отвечать за свои поступки[1].

Если девочка  ворует у других детей вещи и предметы, в которых она нуждается (карандаши, бумага и ручки), необходимо объяснить ей, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у взрослых,  и она получит то в чем нуждается,  как только появится возможность.

 

Список литературы

  1. Абросова Л.М., Игнатьева Н.Д. Усыновление. Настольная книга приёмного родителя.- СПб.: Врачи детям, 2007. — 128 с.
  2. Андреева Ю. Хотите усыновить ребенка?-СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
  3. Морозова Е. И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам — М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002.— 56 с.
  4. Работа с родителями: практические  рекомендации   и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.
  5. Шелопухо О.А. Откуда я взялся? -СПб.: Нева, Олма Медиа Групп, 2004. — 32 с.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.