Содержимое

 

 

 

Раздел 1 Общие положения об административной ответственности

1.1 Понятие административной ответственности

Административная ответственность – это вид  юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение [6, c. 478].

Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

Давая характеристику административным правонарушениям, законодатель в КоАП РФ не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Я считаю возможным говорить об общественной опасности административных правонарушений (хотя степень этой опасности в большинстве случаев меньше, чем у преступлений). Примерами здесь могут быть административные правонарушения: посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения и др.

Административная ответственность обладает чертами, свойственными юридической ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного вида юридической ответственности[7, c.98]:

– административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

– административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

–  поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

–  применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

– существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

–  в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Итак, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление  [1]:

– общих положений и принципов законодательства об административно правовых нарушениях;

– перечня видов административных наказаний и правил их применения;

– административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

-порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

-порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливается законами данных субъектов[4, c. 525]. При этом в одних субъектах РФ принимается единый закон в виде кодекса, в других – единый некодифицированный законодательный акт об административных правонарушениях (либо об административной ответственности), а в третьих – законы об административных правонарушениях (административной ответственности) за правонарушения, совершаемые в отдельных сферах деятельности и отраслях управления. Примерами третьего случая может служить законодательство Иркутской области, Московской области, Санкт-Петербурга и некоторых других субъектов РФ.

Установление административной ответственности является правотворческой, точнее законодательной деятельностью государства. Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном. Субъектом административной ответственности может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, и организация, то есть юридическое лицо.

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение [8, c.211].

Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ [1]: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». С учётом этого определения можно называть следующие признаки административного правонарушения:

Деяние – акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя) [5, c. 316];

Антиобщественный характер- посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщённый перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нём правовых нормах;

Виновность – аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ);

1.2 Административные правонарушения в области таможенного дела

Анализируя нормы гл. 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и опираясь на структуру таможенного законодательства РФ и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленные Таможенным кодексом ЕАЭС РФ и иными актами законодательства РФ отаможенномделе порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, порядок их таможенного оформления и применения иных таможенных процедур, порядок таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, таможенно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу) [7,c. 293] Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев  по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.

Наиболее общей классификацией нарушений таможенных правил является их классификация по степени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны.

К первой группе относятся такие нарушения таможенных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ); непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности(ст.16.15 КоАП РФ) и другие незначительные нарушения, совершение которых происходит, в основном, как следствие халатного исполнения участниками таможенно-правовых отношений своих обязанностей в сфере таможенного дела [1].

Ко второй группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся, прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой «контрабандной группы» -незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств, через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ) и недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) и иные грубые нарушения.

Можно проводить классификацию нарушений таможенных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т. е. по объекту посягательства). Представляется, что по этому критерию следует выделять четыре группы нарушений таможенных правил, исходя из сформулированного нами выше определения понятия «нарушения таможенных правил»:

– нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ст. 16.1, 16.3, 16.18 КоАП РФ);

– нарушения таможенных правил, посягающие на порядок оформления, порядок применения иных таможенных процедур и порядок таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств и порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.2, 16.4—16.17, 16.19, 16.23 КоАП РФ);

– нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров таможенными платежами и порядок их уплаты (ст. 16.22 КоАП РФ);

– нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ст.ст. 16.20, 16.21 КоАП РФ).

Следующий способ возможной классификации видов нарушений таможенных правил — это классификация в зависимости от способа, места и времени их совершения, т. е. по признакам объективной стороны правонарушения [7, c. 67].

Юридический анализ действующих таможенно-правовых норм позволяет выделить в объективной стороне составов административных проступков, именуемых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации:

– форма совершения противоправного деяния (действие или бездействие);

– противоправный результат (материальный или нематериальный вред, ущерб);

– место, время и средства совершения правонарушения.

И наконец, в зависимости от субъектов, их совершающих, нарушения таможенных правил можно подразделить на:

– нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть любые физические или юридические лица, отвечающие общим признакам субъекта административного правонарушения (таковых большинство);

– нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть только специальные субъекты, т. е. физические или юридические лица, обладающие помимо общих признаков субъекта административного правонарушения, еще и некоторыми характерными признаками, позволяющими им выступать в качестве субъектов конкретных правонарушений (например, невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП РФ), где субъектом правонарушения может выступать только физическое лицо, временно ввезенное в РФ или вывезшие из нее товары и транспортные средства для личного пользования.

1.3 Административные наказания, применяемые за нарушения таможенных правил, и особенности их назначения

За нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде:

– предупреждения;

– административного штрафа;

– конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.

Предупреждение и административный штраф относятся к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

За нарушение таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа.

Решение о конфискации всегда принимается в судебном порядке. Штраф, исчисляемый исходя из стоимости предмета административного правонарушения, установлен за наиболее опасные нарушения. По многим же нарушениям таможенных правил штрафные санкции исчисляются исходя из «вилки» установленной в диспозиции конкретной статьи КоАП. Например, в соответствии с ч.1 ст.16.3 КоАП установлен административный штраф для граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; для должностных лиц – от 5 000 до 20 000 рублей; для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 тысяч рублей [1].

При этом обстоятельства, отягчающие и облегчающие ответственность, на квалификацию административного правонарушения не влияют, но подлежат учету при назначении наказания.

Административный штраф, в соответствии со ч.1 ст. 32.2, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления вынесенного постановления о назначении наказания в законную силу [1]. При этом соответствующая сумма вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ [1].

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению [6, c. 722].

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности (к примеру, обязанность по уплате таможенных платежей, производству таможенного оформления товаров и др.).

При совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое в отдельности. Вместе с тем, в отдельных случаях (когда совершается одно противоправное действие, бездействие, содержащее сразу несколько составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу) возможно действие принципа поглощения менее строгого наказания более строгим. За нарушения таможенных правил, таким образом, может поглощаться основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут быть назначены дополнительные административные наказания (конфискация). Примером подобной ситуации, может являться заявление декларантом, либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили одновременно основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ).

Таким образом, административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность обладает следующими признаками:

– она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами;

– фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

– административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;

– субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;

– административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов и др.

 

 

 

Раздел 2 Практика привлечения к административной ответственности за уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации

2.1 Правовая оценка правонарушений, проблем и расследований, связанные с уничтожением, удалением, изменением либо заменой средств идентификации, используемых таможенными органами

Рассмотрим главу 16 КоАП РФ, а также состав правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.11 КоАП РФ.

Административное правонарушение в сфере таможенного дела – это противозаконное действие (бездействие) физических или юридических лиц, посягающих на установленные правом Евразийского экономического союза и таможенного законодательства Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое установлена административная ответственность.

Нормативным фундаментом административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела на таможенной территории Российской Федерации является Кодекс об административных правонарушениях в Российской Федерации.

Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела настает в случае, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является действительно совершенное нарушение таможенных  правил, которое должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков.

Объектом таможенного проступка являются общественные отношения, которые урегулированы нормами таможенного законодательства и которым наносится вред, либо создаётся угроза нанесения такого вреда.

Объективная сторона таможенного проступка выступает как внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в главе 16 КоАП РФ.

Субъектом таможенного проступка может быть лицо, которое совершило противоправное деяние, ответственность за которое предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъективной стороной таможенного проступка являются признаки, характеризующие психическое отношение лица к совершенному правонарушению и его последствиям, выражается в форме умысла и неосторожности.

Таким образом, административную ответственность за нарушения таможенных правил можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством Российской Федерации порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Евразийского экономического союза, обложения таможенными платежами и их уплаты, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

За уничтожение, удаление, изменение или замену средств идентификации, применяемых таможенными органами, предусматривается административная ответственность в соответствии со ст. 16.11 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов, в соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ «Таможенные органы».

В силу ст. 16.11 КоАП РФ уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенными органами, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей;

– на должностных лиц – от пятисот до двух тысяч рублей;

– на юридических лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.11 КоАП РФ «Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации» следует учитывать, что субъектом таких правонарушений может являться не только лицо, фактически осуществившее действия, перечисленные в диспозициях приведенных норм, но и перевозчик, не исполнивший обязанностей, определенных п. 2 и 3 ст. 223 ТК ТС «Обязанности перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита», по обеспечению сохранности средств идентификации и недопущению совершения грузовых операций с товарами без разрешения таможенных органов, если будет установлено наличие вины перевозчика в неисполнении этих обязанностей.

Данная норма также отражается в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда от 08 ноября 2013 г. № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства».

В случае, если неправомерные действия со средствами идентификации сопряжены с их использованием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, может возникнуть вопрос о разграничении признаков правонарушений, предусмотренных ст. 16.11 «Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации» и ст. 16.1 «Незаконное перемещение через  таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки» КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что если товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза с использованием средства идентификации, в которое были внесены изменения, то деяние должно быть квалифицировано по ст. 16.1 «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки» КоАП РФ и дополнительно по ст. 16.11 «Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации» КоАП РФ.

Однако, если такое перемещение осуществлялось с использованием поддельного средства идентификации, которое является полностью фальшивым, а не стало таковым в результате изменения, либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, подобные действия квалификации по ст. 16.11 «Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации» КоАП РФ не подлежат. Ответственность за такое деяние предусмотрена ст. 16.1 «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки» КоАП РФ.

При проведении таможенного контроля, при производстве по делам об административных правонарушениях (нарушениях таможенных правил) или их рассмотрении должностными лицами принимается решение о назначении таможенной экспертизы.

Проведение таможенной экспертизы является важным этапом при проведении административного расследования, так как только лишь с помощью заключения эксперта можно получить ответы на вопросы, которые так или иначе возникают у должностных лиц таможенного органа.

Для проведения экспертизы средств идентификации назначается криминалистическая экспертиза. Она проводится с целью установления подлинности таможенных и других документов, имеющих значение при проведении таможенного контроля, ценных бумаг, а также таможенных средств идентификации.

Криминалистическая экспертиза включает в себя типовые экспертизы, каждая из которых отвечает на определенные вопросы.

При проведении экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств ставятся следующие вопросы:

– вскрывалась ли представленная пломба после её первоначального навешивания, если да, то каким способом?

– обжималась ли пломба представленными пломбировочными тисками?

– каким орудием оставлены следы повреждения?

– не образованы ли имеющиеся следы постороннего воздействия на пломбу вскрытием и повторным навешиваем пломбы?

– возможен ли самопроизвольный разрыв пломбы? – каково содержание буквенных, цифровых и других обозначений на контактных поверхностях пломб или запорно-пломбировочных устройств?

– подвергались ли изменению маркировочные обозначения на контактных поверхностях пломбы или запорно-пломбировочного устройства, если да, то каково первоначальное содержание маркировочного обозначения?

– каким способом изменено маркировочное обозначение на контактных поверхностях пломбы или запорно-пломбировочных устройств?

По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение либо отказ от дачи заключения, который должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа.

Проведение таможенной экспертизы при административном расследовании дел об правонарушениях в таможенной сфере, а тем более по средства идентификации, необходима. Так как с помощью экспертного заключения должностные лица получают ответы на вопросы, которые помогу квалифицировать правонарушение, определить его состав и как следствие принять по делу постановление.

Привлечение к административной ответственности должно осуществляться по факту установления правонарушения и его состава. Наказание назначается строго по нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правовая основа применения средств идентификации как инструмента таможенного контроля заложена в ТК ЕАЭС. В целях идентификации товаров таможенные органы имеют право накладывать таможенные пломбы и печати на транспортные средства. Данный способ  идентификации считается наиболее эффективным. Основные требования при применении данного способа идентификации:

–  невозможность подделки оттисков,

– невозможность нарушения целостности пломб и печатей, их стойкость по отношению к внешним воздействиям и четкость отпечатков и оттисков.

Таможенные органы могут признавать в качестве средств идентификации таможенные пломбы или другие средства идентификации таможенных органов иностранных государств. Конструкция и оборудование транспортных средств должны быть такими, чтобы:

– таможенные пломбы и печати могли быть наложены простым и надежным способом;

– товары не могли быть извлечены из опломбированной части грузового помещения транспортного средства или вложены в нее без оставления видимых следов вскрытия грузового помещения транспортного средства или повреждения таможенных пломб и печатей;

– в транспортном средстве и его грузовых помещениях отсутствовали потайные места для сокрытия товаров;

– все места, в которых могут находиться товары, были легко доступны для таможенного осмотра.

Средства идентификации, применяемые таможенными органами, помогают должностным лицам определить такие важные факты (необходимые при осуществлении таможенного контроля), как вложение товаров в транспортное средство, подмены одного товара другим, подмены документов, касающихся товаров, находящихся под таможенным контролем и др. Они применяются для сохранности перевозимых товаров.

В законодательстве Российской Федерации за уничтожение, удаление, изменение либо замене средств идентификации предусмотрена административная ответственность, в соответствии со ст. 16.11 КоАП РФ.

Установлено, что в ходе расследований по делам об административных правонарушениях по ст. 16.11 КоАП РФ таможенной экспертизе значительная  роль принадлежит таможенной экспертизе. С помощью экспертного заключения раскрываются вопросы, на которые без специального исследования нельзя квалифицированно ответить. При получении экспертного заключения должностные лица могут правильно квалифицировать правонарушение, определить его состав и принять законное постановление по делу.

Порядок привлечения к административной ответственности носит внесудебный характер, то есть наказание назначается должностными лицами таможенных органов.

Исследование обзора судебной практики об оспаривании постановлений таможенных органов по привлечению к административной ответственности по ст. 16.11 КоАП РФ показало единообразное применение судами норм административного законодательства РФ. В месте с этим были отмечены дела, по которым судами выносились судебные акты об отмене постановления таможенного органа в связи с малозначительностью. Выводом принятия данных актов послужило то, что правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

Законодательство Российской Федерации и работа таможенных органов, в частности, направлена на защиту экономики нашей страны, на защиту от незаконного ввоза или вывоза товаров, которые подпадают под запреты и ограничения. А самое главное – это защита прав и интересов граждан Российской Федерации.

Основным резервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов в части пресечения и профилактики административных правонарушений в области таможенного дела было и остается освоение и внедрение правильного применения КоАП РФ, ТК ТС, а также других нормативных правовых актов, регламентирующих работу правоохранительных подразделений таможенных органов по незаконному перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Административные правонарушения в сфере таможенного дела являются весьма важным и серьезным вопросом, заслуживающим пристального внимания как со стороны государства так и со стороны участников внешнеэкономической деятельности.

В качестве привлечения лиц виновных в нарушении указанных порядков и правил можно привести:

  1. Постановление Санкт-Петербургской таможни по делу об административном правонарушении от 15.01.2010 № 10210000-1328/2009, за повреждение ЗПУ, принятых таможенным органом в качестве СТИ, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 руб. Наказание оставлено в силе Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-31963/2012 от 06.03.2013.
  2. Постановление Балтийской таможни по делу об административном правонарушении от 11.02.2010 № 10216000-2158/2009 за утрату ЗПУ, принятых таможенным органом в качестве СТИ, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ. Назначено наказание в виде уплаты 15 000 руб. штрафа. Наказание оставлено в силе Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56- 12 29677/2012 от 24.01.2013.
  3. Постановлением Пулковской таможни по делу об административном правонарушении от 23.06.2011 № 10221000-230/2011 за нарушение СТИ без разрешения таможенного органа и утрату части товара следовавшего под таможенной процедурой таможенного транзита, ФГУП «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. Наказание оставлено в силе Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-42132/2011 от 26.06.2012.

Решениями судов оставлены в силе и иные постановления таможенных органов, например, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 № 18АП-5005/2013 по делу № А07- 1922/2013, отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 КоАП РФ.

За нарушение порядка и правил использования СТИ к административной ответственности привлекаются не только юридические лица, но и физические лица.

В качестве примеров привлечения физических лиц к административной ответственности по статье 16.11 КоАП РФ можно привести Постановление Мурманской таможни о назначении административного наказания без составления протокола № 10207000- _______ /2013. Физическое лицо привлечено к ответственности за утрату пассажирской таможенной декларации, по которой был временно вывезено из РФ транспортное средство, а также на которой имелся специальный номерной стикер (наклейка). Об утрате указанного документа при обратном ввозе в РФ транспортного средства физическое лицо каким-либо образом таможенный орган не уведомило. Физическое лицо привлечено к административной 13 ответственности, предусмотренной статьей 16.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 руб. Указанное Постановление вступило в законную силу.

Анализ нормативных правовых актов, принятых Федеральной таможенной службой России и определяющих порядок применения и требования к изготовлению СТИ в РФ (например, Приказ ФТС России от 04.07.2013 № 1240 (в ред. от 23.07.2013) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров») показывает, что указанная работа не закончена и требует дальнейшего продолжения.

Очевидно, что скорейшее принятие и введение в действие указанных нормативных правовых актов, подробно определяющих порядок и требования к изготовлению СТИ позволит повысить и их криминалистическое значение для целей предупреждения, выявления, раскрытия и расследования противоправных деяний в таможенной сфере.

 

2.2 Возможность осуществления отдельных процессуальных действий в отсутствии лица ,привлекаемого к административной ответственности

Установленный КоАП России порядок производства ряда процессуальных действий предусматривает ту или иную степень участия при их совершении лица, привлекаемого к ответственности.
Статьей 28.2 КоАП России регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, причем отсутствует прямое указание на то, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.

Вместе с тем в составляемом протоколе должны быть указаны объяснения физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения.

Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении привлекаемому к ответственности лицу разъясняются права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе, указанному лицу должна быть предоставлена также возможность ознакомления с протоколом с вручением по просьбе лица под расписку его копии.

В целях соблюдения установленных требований, при отсутствии привлекаемого к ответственности лица в момент составления протокола об административном правонарушении, необходимо принимать меры к его надлежащему уведомлению о совершении данного процессуального действия (направлять извещения с уведомлением по имеющимся адресам, повестки о вызове в таможенный орган для дачи объяснений).

Аналогичным должен быть подход и в случае ознакомления лица, привлекаемого к административной ответственности, с определением о назначении экспертизы до направления его для исполнения.

Законом установлена обязанность соблюдения административным органом при производстве отдельных процессуальных действий прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Участие же привлекаемого к ответственности лица в производстве по делу является его правом, и таможенный орган не может обязать лицо реализовать это право.

В случае уклонения лица от участия в производстве по делу (ознакомлении с протоколом и т.п.) оно тем самым отказывается от реализации своих прав.

В этой связи следует отметить, что в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” говорится о необходимости соблюдения установленных требований к порядку составления протокола об административном правонарушении. При этом судам предписано в процессе рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП России, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, с учетом того, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, решение вопроса о возможности составления протокола об административном правонарушении и проведении иных процессуальных действий в отсутствие привлекаемого к ответственности лица ставится в зависимость от выполнения таможенным органом требований действующего законодательства, направленных на обеспечение соблюдения прав лиц (направление извещений с уведомлением по имеющимся адресам, повесток о вызове в таможенный орган для дачи объяснений, принятие мер к установлению местонахождения лица). В таких случаях следует прилагать к материалам дела документы, свидетельствующие о принятии таможенным органом всех необходимых мер по розыску и уведомлению указанных лиц.

Заключение

 Библеографический список

I. Нормативно-правовые акты

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019)).

2.Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в действующей ред.) // Собрание законодательства РФ.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (от 01.01.2018 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2018).

 

  1. Литература

4.Административное право / под.ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2013г. 703 с.

  1. Административное право учебник / под.ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Норма, 2009г. 434 с.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право : учебник для вузов /Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2016г. 800 с.
  3. Бекяшев К.А. Таможенное право: учебник. / К.А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2015г. 368 с.

5 Бородин С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. / С.С. Бородин, С.С. Громыко. – СПБ.: ГУАП, 2017г. 432 с.

  1. Граве А.В. Таможенное право: учебник. / А.В. Граве. – М.: Норма, 2015г. 389 с.
  2. Давыдов Я.В. Таможенное право: конспект лекций. / Я.В. Давыдов. – М.: Приор-издат, 2006. – 164 с.
  3. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право. / Л.А. Душакова, Н.М. Чепурнова. – М.: ЕАОИ, 2008. – 371 с.

 

Интернет источники:

 

  1. Постановление Балтийской таможни по делу об административном правонарушении от 11.02.2010 № 10216000-2158/2009. [Электронный ресурс].
  2. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 № 18АП-5005/2013. [Электронный ресурс].
  3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (в ред. от 02.11.2013) «О Федеральной таможенной службе». [Электронный ресурс].
  4. Постановление Пулковской таможни по делу об административном правонарушении от 23.06.2011 № 10221000-230/2011. [Электронный ресурс].
  5. Постановление Санкт-Петербургской таможни по делу об административном правонарушении от 15.01.2010 № 10210000-1328/2009. [Электронный ресурс].

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.