Содержимое

Введение

Актуальность данной дипломной работы на тему: «Досрочная пенсия за выслугу лет некоторым категориям », что практически нигде не собраны воедино лица имеющие право на досрочное оформление трудовой пенсии по старости. Социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. В настоящее время указанная тема популярна, так как работники следят за своим стажем и заранее готовятся к выходу на пенсию. Проблема большинства населения России в правовой неграмотности и не знании законов, многие люди не знают, что им положены льготы, так не редко происходит и с досрочным назначением пенсии.
Объектом исследования выступают правовые отношения, регулирующие функционирование и развитие института досрочных трудовых пенсий в современном российском трудовом праве.
Предметом исследования послужили нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области досрочных трудовых пенсий.
Прежде всего, трудовую пенсию регулирует ФЗ «О трудовых пенсиях», а так же Постановления Правительства и другие нормативные акты. С изменением уровня жизни в России в пенсионное законодательство вносятся поправки и изменения, которые отражаются на гражданах.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть общее понятие трудовой пенсии по старости, ее условия и порядок назначения, а так же определить лица, категории граждан имеющих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как по ФЗ «О трудовых пенсиях», так и по другим нормативным актам. В заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-изучить основные этапы становления систем социального обеспечения;
-дать понятие трудовых пенсий в Российской Федерации;-произвести анализ правового регулирования пенсии за выслугу лет в Российской федерации.
При проведенном исследовании были использованы следующие методы:
-абстрактно-логический (изучение определённого явления без учёта его несущественных признаков);
-анализа и синтеза (в работе был проанализирован массив информации связанный с темой и сделан синтез);
-обобщения информации (сведение поученных данных к единому общему выводу).
Среди российских и зарубежных авторов, уделявших внимание данной теме, можно указать: А.М. Белякову, Ю.Ф. Беспалова, Б.А. Булаевского, С.Е. Донцова, Н.М. Ершову. В.В. Залесского, О.С. Иоффе, Л.Г. Кузнецову, Г.К. Матвеева, Э.Б. Мельникову, Л.Ю. Михееву, A.M. Нечаеву, B.C. Тадевосяна, К.К. Яичкова, К.Б. Ярошенко, Е.А. Флейшиц, З.В. Чечеткину, Я.Н. Шевченко, Р. Давида, Н. Тунка, Ж. де ла Морандьера. А. Калнана, Б. Маркесинеса, В. Шварца, Дж. Салмонда, Б. Старка, К. Цвайгерта, X. Кетца, А. Ватсона, Дж. Флеминга, В. Проссера, М. Кайзера, Г. Фельда, П. Хигса, и многих др. Труды указанных и многих других авторов составили теоретическую основу исследования.
Структура работы построена согласно поставленной цели и выделенным задачам. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Общая характеристика системы социального обеспечения

1.1 Основные этапы становления системы социального обеспечения

1.2 Понятие пенсии за выслугу лет

1.3 Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет и условия ее назначения

1.4 Размер пенсии за выслугу лет

1.5 Досрочная пенсия преподавателям

1.6 Досрочная пенсия медицинским работникам

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

По мере восхождения человечества к вершинам цивилизации и формирования гражданского общества расширяется круг тех, кто, не нарушая его моральных устоев, может претендовать на социальную поддержку, не теряя своей способности к труду, если лишается возможности иметь соответствующий уровень достатка по независящим от него причинам и обстоятельствам, признаваемым обществом социально уважительными.

Кроме того, как свидетельствует опыт функционирования системы социального обеспечения в промышленно развитых странах, по мере экономического роста и повышения уровня жизни (улучшения жилищных условий, качества питания и здравоохранения) трансформируется и перечень оснований, с которыми связан риск утраты источника средств к существованию и которые признаются обществом социально уважительными. Такие основания называются социальными рисками. Наряду с основаниями естественного порядка (старостью, инвалидностью, временной нетрудоспособностью, вдовством, материнством, детством) в этот перечень начинают включаться и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений и с которыми связаны издержки в организации социальных условий жизни человека (безработица, расслоение населения по уровню доходов, неспособность человека адаптироваться к этим отношениям и др).

Наконец, отчетливо прослеживается тенденция изменения роли самого государства в организации функционирования системы социального обеспечения. Почти до конца XIX в. в области политики господствовала концепция невмешательства государства в регулирование отношений по обеспечению средствами существования престарелых, нетрудоспособных. Самопомощь, самообеспечение, взаимопомощь поощрялись государством и способствовали воплощению в жизнь бентамовской теории сильного индивидуализма, в силу которой «полная свобода индивидуума» может быть достигнута только при полном невмешательстве государства в дела каждого индивидуума и в уровень его жизни. Однако по мере консолидации армии наемных работников и осознания ими своих классовых интересов усиливается борьба трудящихся за свои права, что вынуждает буржуазные государства принимать определенные меры для предотвращения социального взрыва. Речь идет прежде всего о первых законах в области социального обеспечения. Это были законы об обязательном социальном страховании трудящихся. Именно с принятием таких законов появляются государственные системы социального обеспечения. Государственный характер этих систем выражается в том, что законодательно закрепляются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, которые впоследствии дополняются новыми; но не изменённым остается одно: обязательность им придает само государство.

1.2 Понятие пенсии за выслугу лет

Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального трудового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. Применительно к пенсии за выслугу лет такой стаж часто именуется «выслугой», «стажем творческой работы» и т.п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Из этого можно сделать вывод, что законодатель не всегда придерживается точного разграничения этих двух видов пенсий.

Пенсии за выслугу лет введены не для всех работников, а лишь для отдельных категорий. Они устанавливались в разное время, некоторые даже задолго до пенсионной реформы 1956 г. Пенсии для работников просвещения, здравоохранения, летного состава, кадровых военнослужащих вводились на рубеже 30-х годов, раньше, чем были введены пенсии по старости для всех наемных работников. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина – стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Не было их и в ранее действовавшей Конституции. Теоретически введение пенсий за выслугу лет объясняется главным образом спецификой определенной деятельности, службы. После длительного выполнения напряженной и ответственной работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно, например, в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, психологической и эмоциональной перегрузкой, накопившейся за многие годы, и т.д.

Цель пенсии за выслугу лет – освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности. Пенсии за выслугу лет типичны для кадровых военных, работников различных правоохранительных органов, летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторых работников транспорта (водителей локомотивов, судоводителей).

В России пенсия за выслугу лет для ряда категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости (например, для кадровых военнослужащих, служащих органов внутренних дел, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и т.д.). Размеры таких пенсий выше, чем пенсий по старости. Для других граждан установление пенсии за выслугу лет не исключает в дальнейшем их переход на пенсию по старости, размер которой выше (работники просвещения, здравоохранения, артисты и др.).

Обычно пенсия за выслугу лет назначается при полной выслуге. Следовательно, нет полной выслуги, установленной законом, нельзя получить и пенсию за выслугу лет.

Однако из этого правила есть исключения. Продолжительность специального трудового стажа (выслуги), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для мужчин и женщин, а в некоторых одинакова

1.3 Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения

В первоначальной редакции Закона от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» очерчивалась достаточно четко та профессиональная деятельность, с учетом выполнения которой предоставляется пенсия за выслугу лет. Назывались длительная подземная и некоторая другая работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда, работа в гражданской авиации и летно-испытательном составе, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, творческая деятельность в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах. Всего пять видов такой деятельности. При этом имелось в виду, что перечень не должен расширяться. Однако в дальнейшем пенсии за выслугу лет стали вводиться в связи с выполнением другой работы. Практически перечень оказался открытым – пенсии за выслугу лет стали устанавливаться в связи с любой длительной профессиональной деятельностью, если это сочтет необходимым законодатель.

Законодателем предусмотрены следующие категории граждан, пользующихся правом на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения.

Граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ). Они имеют право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависят от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами.
Граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Они имеют право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – 20 лет.
Здесь практически названы две категории работников. Первая – занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая – работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством РФ). Им может устанавливаться пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет.
Перечень должностей и специальностей не утвержден. Это связано с тем, что в данном случае предусматривается лишь возможность назначения такой пенсии, она «может устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет – как мужчинам, так и женщинам.

Граждане, работающие в гражданской авиации. Таких категорий практически три. Первая – это граждане, которым предоставляется пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе; вторая – в связи с работой по управлению воздушным движением; третья – в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов.
Условием для установления пенсии первой категории граждан – летному и летно-испытательному составу – является выслуга не менее 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин);

при оставлении летной работы по состоянию здоровья срок выслуги сокращается на 5 лет и определен для мужчин – не менее 20 лет и для женщин – не менее 15 лет. Это традиционная, одна из первых, пенсия за выслугу лет, для ее назначения необходима только соответствующая выслуга.

Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летного состава зависят от вида летательного аппарата, налета часов на соответствующих летательных аппаратах, характера полетов и некоторых других обстоятельств, обусловливающих специфику выполняемой летной работы. Так, за один месяц выслуги считаются каждые 20 часов налета на самолетах и 12 часов налета на вертолетах; за один месяц выслуги считаются каждые 12 часов налета (в том числе на самолетах) в авиации специального применения – санитарные полеты, авиахимические работы, патрулирование и т.д.; за полтора года выслуги считается один год работы в аварийно-спасательных подразделениях, в учебно-спортивных авиационных организациях (при условии выполнения плана учебно-летной подготовки) и т.д. В льготном порядке исчисляются сроки работы в летно-испытательном составе.

Кроме того, учитывается в выслугу лет: время службы в должностях летного состава Вооруженных сил (подсчет выслуги в данном случае осуществляется в том же порядке, что и для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим); время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях; время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Последние два периода учитываются по фактической их продолжительности.

Условиями для назначения пенсии второй категории граждан – занятым управлением воздушным движением – являются: для мужчин – достижение 55 лет, общий трудовой стаж не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; для женщин – достижение 50 лет, общий трудовой стаж не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

Рассматриваемая пенсия хотя и названа пенсией за выслугу лет, однако в ней налицо и признак пенсии по старости – определенный возрастной ценз, он ниже общего пенсионного возраста на 5 лет. По условиям, необходимым для назначения пенсии, эта пенсия близка к пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов – не менее 12 лет и 6 месяцев или 10 лет (соответственно у мужчин и женщин) исчисляется по календарю, со дня ее начала и до дня ее окончания.

В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается работа в летном составе авиации.

Условиями для установления пенсии третьей категории граждан -занятым в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов – являются: для мужчин достижение 55 лет, общий трудовой стаж работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; для женщин -достижение 50 лет, общий трудовой стаж в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. Здесь также налицо признак пенсии по старости – определенный возрастной рубеж.

Для третьей категории граждан установлено специфическое требование для получения пенсии – общий трудовой стаж в гражданской авиации. В законе не расшифровывается содержание данного требования, не раскрывается оно и в актах, изданных Правительством РФ. Вполне очевидно, что в этот общий стаж должна засчитываться любая работа в системе гражданской авиации – в качестве рабочего или служащего, независимо от наименования профессии, должности и характера выполняемой работы (например, работа в качестве экспедитора или медсестры лечебного учреждения гражданской авиации).

В общий трудовой стаж в гражданской авиации работникам инженерно-технического состава засчитывается, в частности, работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением.

Граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имеют право на пенсию при выслуге не менее
25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан – одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», заключается в том, что пенсия назначается за педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей. Никакая иная работа, например выборная, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в органах просвещения и т.д., в стаж, с учетом которого устанавливается пенсия, не включается.

Граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имеют право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Пенсия за выслугу лет для врачей, других медицинских работников, как и пенсия для учителей и иных педагогических работников, одна из первых пенсий, введенных в СССР. Условия ее назначения также неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, заключается в том, что эта пенсия назначается тем, кто действительно занят лечебной и профилактической работой; никакая иная работа, например выборная, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в органах здравоохранения и т.д., в стаж, с учетом которого устанавливается пенсия за выслугу лет, не включается.
Для указанных работников традиционно установлена различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывается из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо проработать не 25, а 30 лет, т. е. на 5 лет, или на 20%, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).

Граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава. Для получения данной пенсии необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряжённая работа, тем меньшей продолжительности требуется выслуга, и наоборот.
Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных организаций, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Правительством РФ 28 августа 1991 г., изменения и дополнения в него внесены Правительством 22 сентября 1999 г.

Согласно Списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имеют: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.

Право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет предоставлено: артистам балета (в том числе на льду); артистам исполнителям танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артистам театров мимики и жеста; травести; артисткам-вокалисткам (солисткам) театров оперы и балета и некоторым другим. При том же стаже творческой работы (не менее 20 лет) для борцов цирков и концертных организаций предусмотрен возрастной ценз 50 лет.

При стаже творческой работы не менее 25 лет право на пенсию за выслугу лет имеют, например, артисты-вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств (артистки-вокалистки (солистки) имеют право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет), артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах. А вот для артисток драматических театров введен возрастной рубеж: пенсия устанавливается им при указанном стаже творческой работы по достижении 50-летнего возраста.

Наконец, при стаже творческой работы не менее 30 лет пенсия за выслугу лет назначается артистам хора профессиональных художественных коллективов, артистам (мужчинам) драматических театров (однако последним лишь по достижении 55 лет).

Итак, пенсия за выслугу лет некоторым артистам устанавливается по достижении определенного возраста: борцам цирков и концертных организаций – 50 лет, артисткам драматических театров – 50 лет, артистам таких театров – 55 лет.

Также в соответствии с Законом, пенсии за выслугу лет назначаются лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для таких граждан пенсия за выслугу лет – основной вид пенсии, так как пенсии по старости указанным законом не предусмотрены. Подобные пенсии для кадровых военнослужащих, рядового и начальствующего состава МВД существовали в России и ранее, были они и в СССР, есть такие пенсии практически во всех других странах. Можно сделать обобщающий вывод: пенсионные системы для кадровых военных, работников милиции, некоторых других военизированных органов почти повсеместно относятся к числу привилегированных систем, они как бы возвышаются над общими пенсионными системами. Это обусловлено спецификой, особенностями кадровой военной и другой подобной службы, на которую опирается власть.

Условия для приобретения права на пенсию – выслуга 20 лет и более на день увольнения со службы.

Гражданам, выслуга которых не достигает 20 лет, пенсия устанавливается при условии, что они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 мес. составляет указанная служба. Помимо двух названных условий (общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, в том числе не менее 12 лет 6 мес. соответствующая служба) предусмотрены еще два дополнительных условия: достижение 45 лет на день увольнения со службы и в то же время увольнение со службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Как видим, в данном случае для возникновения пенсионного правоотношения необходим весьма сложный фактический состав.

Пенсионное обеспечение, предусмотренное Законом для граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей распространено на некоторых других служащих и их семьи

1.4 Размер пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет, независимо от основания для ее назначения является трудовой пенсией. Ее размер, как и размер пенсии по старости, соизмеряется с трудовым вкладом и определяется, как уже отмечалось, тем, как долго продолжалась соответствующая трудовая деятельность и как она оплачивалась. В связи с этим для определения уровня пенсии подсчитывается выслуга лет (обычно в годах) и средний заработок.

Практика расчета пенсии за выслугу лет в России принципиально не отличается от мировой. Размер пенсии исчисляется на основе заработка: за полную выслугу в пенсию переходит определенная часть заработка; за выслугу сверх полной пенсия повышается до определенных пределов. Размер пенсии за выслугу лет в других странах обычно соответствует размеру пенсии по старости, для некоторых граждан он выше (пенсии для кадровых военнослужащих и некоторых других категорий граждан).

Размер пенсий за выслугу лет составляет, как правило, от 55 до 75% заработка. Если выслуга равна требуемой, то размер пенсии 55%. За каждый год полной выслуги сверх требуемой этот размер повышается на 1 %, но не более, чем до 75%.

Как уже отмечалось, пенсии за работу в летном и летно-испытательном составе могут устанавливаться при неполной выслуге. В таких случаях пенсия уменьшается на 2 % заработка за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.

Для работников, занятых на подземных и открытых горных работах, сделано изъятие в части определения размера пенсии: всем таким гражданам, имеющим право на пенсию, ее размер составляет 75% заработка.

Дополнительное правило введено для летчиков-испытателей I класса: их пенсия, исчисленная по общим правилам, повышается на 10%, однако во всех случаях ее размер не может превышать 75% заработка. Минимальный и максимальный размеры пенсий за выслугу лет такие же, как и пенсии по старости. Эти размеры повышаются за выслугу сверх необходимой в таком же порядке, как и при исчислении пенсии по старости.

Максимальный размер пенсии для летного состава установлен на уровне не трех, а трех с половиной максимальных размеров пенсии по старости. Для летчиков-испытателей I класса максимум пенсии за выслугу лет вообще не установлен.

Особый, повышенный максимальный размер пенсии введен с 1 мая 1999 г. для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ (ред. от 04.12.2007)(с изм. и доп., вступившими в силу с 16.12.2007)). Он определен на уровне 2,2 среднемесячной заработной платы в стране. В таком максимальном размере пенсия устанавливается членам летных экипажей, в том числе тем из них, которым она назначена до 1 мая 1999 г.

Правительство РФ 7 сентября 1999 г. утвердило Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на повышение максимального размера пенсии за выслугу лет (в него включены пилоты, штурманы, бортовые инженеры, бортовые механики, бортовые радисты различных наименований), а также Правила исчисления сроков выслуги и установления величины повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Согласно Правилам, при расчете повышения максимального размера учитывается выслуга, выработанная лишь непосредственно в должностях членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (т. е. выслуга, которая подсчитывается в зависимости от налета часов), иная работа не принимается во внимание.

Величина повышения максимального размера определяется так: разница между размером пенсии (с учетом повышения пенсии в соответствии с законодательством) в пределах 2,2 среднемесячного заработка в стране и суммой пенсии, равной 3,5 минимального размера пенсии по старости (с учетом надбавок и компенсационной выплаты) умножается на отношение среднемесячной суммы страховых взносов по дополнительному тарифу, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ в предшествующем году от работодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей, к сумме средств, необходимых для финансирования максимального размера пенсий пенсионеров из числа указанных лиц на начало выплатного периода. Это отношение рассчитывается ежеквартально Пенсионным фондом РФ.

Для тех граждан, выслуга которых составляет 20 лет (полная выслуга), размер пенсии равен 50% заработка (соответствующих сумм денежного довольствия); за каждый полный год выслуги свыше 20 лет размер пенсии увеличивается на 3% заработка, но не более чем до 85% заработка. Отличие здесь в том, что исходный размер не 55, а 50% заработка; увеличение за каждый полный год выслуги сверх требуемой составляет не 1, а 3% заработка, и предельный размер пенсии не 75, а 85% заработка.

Выше отмечалось, что в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации, при отсутствии выслуги 20 лет право на пенсию за выслугу лет предоставляется гражданам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 мес. составляет военная служба, служба в органах внутренних дел. Размер пенсии таких граждан составляет 50% заработка плюс один процент заработка за каждый полный год стажа свыше 25 лет.

1.5 Досрочная пенсия преподавателям

Учитель – главный человек в обществе. Не политик, не банкир, не милиционер. Не только потому, что без учителя не было бы их. А потому что без учителя нет самого общества. И отношение общества к учителю – это отношение общества к самому себе, к своему настоящему и будущему.

Вопрос назначения трудовых пенсий педагогическим работ­никам не простой.

Это связано в первую очередь с тем, что значительно изменилось пенсионное законодательство в период с 1990 по 2002 год, и во-вторых, администрации педагогических учреждений в своих целях часто переименовывали эти учреждения и должности, вводили свои, не утвержденные нормативными документами.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Право примирительная практика

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Расчет досрочной пенсии за выслугу лет при творческой работы

2.2 Анализ по досрочной пенсии за выслугу лет педагогическим работникам

2.3 Судебная практика о досрочной пенсии за выслугу лет медицинским работникам

Пенсия за выслугу лет, независимо от основания для ее назначения является трудовой пенсией. Ее размер, как и размер пенсии по старости, соизмеряется с трудовым вкладом и определяется, как уже отмечалось, тем, как долго продолжалась соответствующая трудовая деятельность и как она оплачивалась. В связи с этим для определения уровня пенсии подсчитывается выслуга лет (обычно в годах) и средний заработок.
Практика расчета пенсии за выслугу лет в России принципиально не отличается от мировой. Размер пенсии исчисляется на основе заработка: за полную выслугу в пенсию переходит определенная часть заработка; за выслугу сверх полной пенсия повышается до определенных пределов. Размер пенсии за выслугу лет в других странах обычно соответствует размеру пенсии по старости, для некоторых граждан он выше (пенсии для кадровых военнослужащих и некоторых других категорий граждан).
Размер пенсий за выслугу лет составляет, как правило, от 55 до 75% заработка. Если выслуга равна требуемой, то размер пенсии 55%. За каждый год полной выслуги сверх требуемой этот размер повышается на 1 %, но не более, чем до 75%.
К пенсии за выслугу лет в связи с творческой работой начисляется надбавка, предусмотренная п. « в» ст. 21 Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Назначенные пенсии за выслугу выплачиваются при условии оставления работы, с учетом которой она установлена

Пример№1
Кружков Иван Васильевич -01.01.1964г.р, проработал с 01.01.1987г дрессировщиком диких зверей в цирке “Братьев Запашных”. Иван Васильевич 01.02.1014 года получил травму из-за чего и решил уйти на досрочную пенсию за выслугу лет” Граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах”. имея при этом стаж работы 27 лет . Заработная плата на уровне средней по стране.
Расчет:
Пенсия = СЧ+НЧ
1. СЧ – страховая часть трудовой пенсии.
СЧ = Б + ССП
Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости, определенный на дату назначения пенсии.
Поскольку конечный результат расчета дан в масштабе цен 2013 года, в данном примере Б рассчитан исходя из величины фиксированного базового размера на 01.02.2013 – 3495 рублей (размер Б на 01.12.2009 – когда он последний раз на сегодняшний день был установлен в абсолютном размере – 2562 рубля умножаем на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии за период с 01.12.2009 по 01.02.2013). Учитывая, что начиная с 1 января 2015 года фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости подлежит увеличению на 6 % за каждый полный год страхового стажа сверх норматива стажа (30 лет для мужчин), размер Б составит 5 592 рубля (3495 + 3495 * 6% * 10 лет).
Более подробно о вводимой с 1 января 2015 года зависимости размера Б от страхового стажа пенсионера – см. подраздел «Фиксированный базовый размер страховой части пенсии (Б)» раздела «Размер трудовой пенсии по старости».
ССП – страховая составляющая страховой части трудовой пенсии по старости.
ССП = ПК / Т = (сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости) / (период дожития Т на момент назначения страховой части пенсии по старости (228 мес.)).
ПК = (ПК1 (пенсионный капитал, приобретенный до 2002 г.)+СВ(сумма валоризации)+ПК2 (пенсионный капитал, приобретенный после 2002 г.)).
Окончательный размер ПК считается с учетом индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с п. 8 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.
Индексация расчетного пенсионного капитала на:
01.01.2002 г. – 1,307 (на 30,7 %)
01.01.2003 г. -1,177 (на 17,7 %)
01.01.2004 г. – 1,114 (на 11,4 %)
01.01.2005 г. – 1,127 (на 12,7 %)
01.01.2006 г. – 1,16 (на 16 %)
01.01.2007 г. – 1,204 (на 20,4 %)
01.01.2008 г. – 1,269 (на 26,9 %)
01.01.2009 г. – 1,1427 (на 14,27 %)
01.01.2010 г. – 1,088 (на 8,8 %)
01.01.2011 г. – 1,1065 (на 10,65 %)
ПК1:
ПК1 =(СК *(Зр/З ср)* СЗП– 450)* Т
СК- 0,55 до 0,75(от 25 до 45 лет стажа у муж.)
ЗП-Ср. з/п работника за 2000-2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд трудовой деятельности
ЗП ср-Ср. з/п по РФ за тот же период, что и в Зр(не более 1,2)
СЗП-Ср/п в РФ за III квартал 2001 года1671 руб.
450-Размер БЧТП на01.01.2002
Т-Ожидаемый период выплаты пенсии на момент ее назначения(228 мес.)
ПК1= (0,55 * 1 * 1671 – 450) * 228 мес. * (180 мес./300 мес.) = 64166,04
СВ = 10 % ПК1 + 1 % ПК1 за каждый полный год стажа до 1 января 1991 года = 10% * 64166,04 + 4% * 64166,04 = 8983,24
ПК2 = Сумма взносов на ИЛС, идущих на формирование ПК2, в период с 2002 г. до момента назначения пенсии
ИЛС – индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ, где отражаются данные о поступающих за работника взносах, из которых формируются его пенсионные права (страховая (ПК2) и накопительная часть пенсии).
2.)ПК=650000
3.)ССП=ПК/Т=650000/228=2850,87
4)СЧ=Б+ССП=3495+2850.87=6345,87
5) НЧ – накопительная часть трудовой пенсии
НЧ = ПН/Т = (сумма страховых взносов на ИЛС, идущих на накопительную часть пенсии, с учетом доходности от их инвестирования) / (период дожития Т, аналогичный с применяемым для исчисления страховой части пенсии (228 мес.)).
ПН=425000
НЧ=425000/228=1864,03
6)Досрочная пенсия= 6345,87+1864.03=8209,90
Пример№2
Хореограф Лев Иванов остался в истории балета как автор единственной сохранившейся работы, но зато — шедевра. Он всю жизнь держался в тени Мариуса Петипа и был далек от театральных интриг. А со временем стало ясно, что он-то и есть настоящий реформатор мировой хореографии.
Он родился 18 февраля 1955г. Поскольку он был незаконнорожденным, мать решила отдать его в сиротский дом, через несколько лет забрала, а потом, обзаведясь еще несколькими детьми, и вовсе благополучно вышла замуж за его отца. Мальчика, видя его склонность к танцу, отдали в московское балетное училище, потом перевели в петербургское. Там он сразу обратил на себя внимание преподавателей своими выдающимися способностями, прекрасной памятью и абсолютным слухом. Единственное, что сердило учителей, — он слишком увлекался музыкой в ущерб другим предметам.
В 1966 г 16-лет воспитанник Лев Иванов дебютировал в классическом па-де-де в балете «Мельники», и с тех пор его имя постоянно появлялось на афишах. В 1968г. его зачислили в труппу петербургского Большого театра. Ведущие танцовщицы Андреянова и Смирнова отметили способного танцовщика кордебалета и выбирали его партнёром. Ему поручали сольные классические и характерные партии, а также второстепенные роли. Скромность мешала Иванову добиваться большего. Только с 1975г., когда он заменил в спектакле заболевшего Петипа, его провели на первые роли. В репертуар Иванова вошли: Колен из балета «Тщетная предосторожность», Феб из балета «Эсмеральда», Конрад из балета «Корсар», Таор из балета «Дочь Фараона», Солор из балета «Баядерка».
Он женился на дочери композитора Лядова Вере, тоже танцовщице, вскоре ставшей первой русской опереточной дивой. Она решила, что достойна более богатого и видного мужа, брак, сперва такой счастливый, кончился разводом.
Уже в 2000г Иванова затмил молодой блестящий премьер Павел Гердт, однако он ещё долго выступал на сцене и даже занял положение первого танцовщика. Кроме того, он начал преподавать и ставить танцы для своих воспитанников. В2010 году он получил пенсию за выслугу лет, но его оставили в театре.
стаж-44года
55лет ушел на пенсию
ПК-сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день назначения страховой части досрочной ТП=1100000
ПН-сумма страховых взносов на ИЛС, идущих на накопительную часть пенсии, с учетом доходности от их инвестирования=500000
Расчет:
Пенсия = СЧ+НЧ
1)СЧ = Б + ССП
Б=2562
Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости, определенный на дату назначения пенсии.
Поскольку конечный результат расчета дан в масштабе цен 2013 года, в данном примере Б рассчитан исходя из величины фиксированного базового размера на 01.02.2013 – 3495 рублей (размер Б на 01.12.2009 – когда он последний раз на сегодняшний день был установлен в абсолютном размере – 2562 рубля умножаем на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии за период с 01.12.2009 по 01.02.2013).
ССП=ПК / Т=1100000/228=4824,56
СЧ=4824,56+2562=7386.56
2)НЧ – накопительная часть трудовой пенсии
НЧ = ПН/Т
Т=228
ПН=500000
НЧ=500000/228=2192.98
3)Пенсия=СЧ+НЧ
Пенсия=7386,56+2192,98=9579,54

2.2 Анализ по досрочной пенсии за выслугу лет педагогическим работникам.
Педагогические работники при соблюдении определенных условий имеют право на досрочное назначение пенсии. Пенсия за выслугу лет – это трудовая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Данная пенсия назначается в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На первый взгляд простое положение. Но в практике его применения возникают два вопроса: что можно считать педагогической деятельностью и какие организации можно считать учреждениями для детей?
Перечень профессий и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. До этого действовал другой перечень, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. Им стоит руководствоваться при назначении пенсий за периоды до 14 ноября 2002 года (дата введения в действие нового Перечня).
Не весь стаж учитывают – есть ограничения Правила исчисления спецстажа утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.
Данными правилами установлено, что в спецстаж засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для педагогических работников это означает, что они должны были вырабатывать часы в соответствии со своей ставкой (у разных педагогических работников она отличается, например у учителей школ – это 18 часов в неделю, в том числе учителей начальных классов, ранее у них была ставка 20 часов).
В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В стаж работы не включаются периоды отстранения от работы по вине работника, а также периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Кроме того, в спецстаж не включается период отпуска по уходу за ребенком ( ч. 5 ст. 256 Трудового кодекса РФ ). Исключение составляют случаи, когда указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то есть до времени вступления в силу Федерального закона от 25 сентября 1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях (определение Верховного суда РФ от 1 июля 2011 г. № 41В11-10, определение Верховного суда РФ от 5 марта 2009 г. № 19-В09-2).
Ошибку работодателя можно исправить через суд .
В судах рассматривается много дел по «реабилитации» стажа педагогов. Ответчиком по искам, как правило, является Пенсионный фонд РФ. Специалисты ПФР трактуют нормы постановлений достаточно жестко. А суды нередко принимают решения в пользу истцов. То есть подтверждают правомерность включения определенного периода работы в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.
Анализ таких дел показывает, что в большинстве случаев чиновники Пенсионного фонда не принимают спорные периоды работы по вине работодателя, так как учреждение неправильно указывает наименование должности. То есть должность педагогического работника, указанная в трудовой книжке, не совпадает с должностью, установленной в перечне.
В этом случае можно посоветовать работнику обратиться в суд для установления факта выполнения трудовых обязанностей по должности, которая указана в Перечне № 781. Тогда доказывать нужно не то, что должность работника соответствует должности, указанной в Перечне № 781, а то, что она была указана неверно. Но при этом сотрудник выполнял трудовые функции педагогического работника по должности, соответствующие установленным требованиям (определение Верховного суда РФ от 12 ноября 2009 г. № 49-В09-13).
Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.
Также обратите внимание на пункт 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». В нем отмечено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж период его работы, который по мнению истца нужно зачесть, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).
Поэтому приводить примеры конкретных «неправильных» должностей, которые были признаны аналогичными должностям из Перечня № 781, мы не будем, так как в каждом отдельном случае вопрос может быть разрешен судом по-разному (в одном случае, например, инструктор по физической культуре может быть признан педагогическим работником, в другом нет).
Самое главное – собрать как можно больше доказательств того, что сотрудник выполнял обязанности именно по той должности, которая есть в Перечне № 781, хотя и в трудовой книжке ошибочно указана другая должность. Здесь могут помочь справки из отдела образования, показания свидетелей, должностная инструкция и другие аналогичные документы.
Равенство должностей в ряде случаев тождество профессий и должностей установлено нормативно. Так, должности воспитателя тождественны должности (приказ Минздравсоцразвития России от 5 июля 2005 г. № 440):
– воспитатель школьной группы
– воспитатель школьного отделения
– воспитатель дошкольной группы
– воспитатель дошкольного отделения
– воспитатель логопедической группы
– воспитатель речевой группы
– воспитатель специальной (коррекционной) группы
– воспитатель коррекционной группы
– воспитатель группы коррекции;
– воспитатель пришкольного интерната
– воспитатель группы продленного дня;
– воспитатель интерната (при школе);
– воспитатель ясельной группы;
– воспитатель садовой группы;
– воспитатель санаторной группы;
– воспитатель интернатной группы;
– воспитатель подготовительной группы.
Должность «музыкальный работник» соответствует должности музыкального руководителя (постановление Минтруда России от 23 июня 2003 г. № 39).
При решении вопроса, в какой суд обратиться, нужно исходить из следующего. Если он заявляет только имущественное требование, цена которого не превышает 50 тыс. руб. (например, при взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии), то следует обращаться к мировому судье. Если предъявляется неимущественное требование (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии) или и то, и другое, то такие дела подсудны районному суду.
Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).
За помощью при обращении в суд советуем обратиться в профсоюзную организацию на уровне района или города.
Что касается продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии за выслугу лет, то закон этого не запрещает.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3 Судебная практика о досрочной пенсии за выслугу лет медицинским работникам

Для того, чтобы получить право на досрочную трудовую пенсию по старости гражданам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимо осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Должности и учреждения, работа в которых дает возможность досрочного выхода на трудовую пенсию по старости, а также особые правила исчисления специального стажа содержатся в постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Для того, чтобы получить право на досрочную трудовую пенсию по старости гражданам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимо осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Должности и учреждения, работа в которых дает возможность досрочного выхода на трудовую пенсию по старости, а также особые правила исчисления специального стажа содержатся в постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют следующие категории медицинских работников:
врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность;
главная медицинская сестра;
заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — акушерка (фельдшер, медицинская сестра);
заведующий фельдшерским здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра);
заведующий медицинским пунктом — медицинская сестра (фельдшер);
фельдшер;
фельдшер-лаборант;
старший фельдшер;
акушерка;
старшая акушерка;
зубной врач;
медицинская сестра;
медицинская сестра участковая;
медицинская сестра палатная (постовая);
медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя);
операционная медицинская сестра;
медицинская сестра процедурной;
медицинская сестра перевязочной;
медицинская сестра по массажу;
медицинская сестра по физиотерапии;
медицинская сестра-анестезист;
медицинская сестра врача общей практики;
патронажная медицинская сестра;
медицинская сестра кабинета;
медицинская сестра стерилизационной;
старшая медицинская сестра;
старшая операционная медицинская сестра;
медицинский технолог;
медицинский лабораторный техник;
рентгенолаборант;
лаборант;
помощник врача-эпидемиолога;
помощник врача-паразитолога;
помощник энтомолога;
помощник санитарного врача (врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по коммунальной гигиене);
инструктор-дезинфектор;
медицинский дезинфектор.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение
Социальное обеспечение – одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.
Основной закон Российской Федерации – Конституция закрепляет гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца (ч. 1 ст. 39).
Можно ли сказать в Российской Федерации сложилось пенсионное законодательство и надлежащая пенсионная система и обеспечение?
На протяжении уже более десяти лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.
В декабре прошлого 2013 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.
С одной стороны реформирование должно нести положительные черты, т.к. совершенствуются ранее действующие нормы, но с другой стороны и определенные отрицательные моменты: как теоретики, так и практики, зачастую, не поспевают за сменой законодательства, а отсюда возникают ошибки на практике.
Совсем недавно велись споры о том, что необходимо отказаться от пенсии за выслугу лет, ввести иное понятие – пособие за выслугу лет. Между тем, законодатель не отказался от данной формулы, и действующее законодательство оперирует именно категорией «пенсия за выслугу лет».
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников;
военнослужащие;
государственные служащие.
Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа. Как правило, на практике, основная сложность заключается в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более и т.д.
Отдельными законодательными актами может устанавливаться льготное исчисление стажа для пенсии за выслугу лет.
Условия, и порядок назначения пенсии за выслугу лет во многом зависит от специфики пенсионного обеспечения конкретных категорий служащих.

Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. 2.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении (Москва, 29 июня 1999 г.) Собрание законодательства Российской Федерации. -8 октября 2001 г. – №41. – Ст. 3889
3. Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.)
4. Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. №17/19пб “Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” “Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. – июль 2004 г. – №29
5. Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. №44 “Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты” Российская газета. – 26 августа 2003
6. Азарова Е. Г., Виноградова 3. Д., Полупанов М. И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении. Концепция развития российского законодательства. М. 2003
7. Бабич А. М., Егоров Е. Н., Жильцов. Экономика социального страхования. М. 2008
8. Братчикова Н.В. Новый порядок назначения трудовых пенсий. Адвокат – № 10. М. 2011
9. Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М. 2009
10. Забелин Л. В. Теоретические основы социального страхования. М.2011
11. Гинцбург Л. Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М. 2008
12. ГомьенД., ХаррисД., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 2008
13. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и плачевные результаты. Государство и право. 2002. № 3
14. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М. 1999
15. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М. 2010
16. Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. М. 2006
17. Право социального обеспечения: Учебн. пособие / Под ред. К. Н. Гусова. М. 2011
18. Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М. 2009
19. Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М. 2004
20. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: Учебно-метод, пособие. М. 2000
21. Шайхатдтов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебн. пособие. Екатеринбург. 2004



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.