Содержимое

Введение

Актуальность темы исследования. Прежняя пенсионная система России сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности, а государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства.
В связи со вступлением в силу Федерального Закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года «трудовая пенсия» трансформировалась в страховую пенсию, назначение которой осуществляется по новой пенсионной формуле. Страховая пенсия рассчитывается исходя из количества баллов, сформированных за трудовую жизнь гражданина, и их стоимости. Для различных категорий получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца будут применяться разные формулы.
В рамках системы пенсионного обеспечения решались многие несвойственные ей задачи, в частности привлечение работников в районы Крайнего Севера. Созданное законодательство предусматривало снижение пенсионного возраста на 5, 10 или 15 лет.
Значительные преимущества были установлены для назначения пенсии за выслугу лет, выплачиваемой трудоспособным лицам в возрасте около 40 лет. Многочисленные льготы по возрасту обеспечивали граждан неравными условиями. Некоторые, независимо от срока уплаты взносов и их величины, получали и получают более высокую пенсию на протяжении более длительного периода времени. Примерно половина пенсионных выплат вообще не увязана с уплатой страховых взносов. Так, вместо ограничения числа лиц, имеющих право на пенсию в связи с потерей трудоспособности, средства Пенсионного фонда расходовались в безадресном порядке, а также без учета реального вклада в пенсионную систему. В результате в первую очередь страдали лица с высоким заработком и продолжительным стажем. Более того, превращение пенсии в льготу лишило ее первоначального смысла. Для многих льготников пенсия превратилась в существенный источник доходов, хотя прямое предназначение пенсионных выплат – компенсация человеку, утратившему трудоспособность по возрасту или по состоянию здоровья.
Таким образом, объектом настоящего исследования являются общие положения досрочного пенсионного обеспечения в России.
Предмет исследования составляют нормы права, прямо или опосредованно регулирующие отношения в сфере досрочного пенсионного обеспечения в России.
Целью исследования является анализ общих положений досрочного пенсионного обеспечения в России.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
– проанализировать современное состояние системы пенсионного обеспечения в России;
– охарактеризовать понятие пенсии за выслугу лет;
– определить круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет и условия ее назначения;
– определить размер пенсии за выслугу лет;
– исследовать условия досрочного выхода на пенсию по возрасту;
– проанализировать условия досрочного выхода на пенсию за работу во вредных условиях труда;
– выявить проблемы и перспективы развития досрочного пенсионногообеспечения;
– проанализировать вопросы реформирования досрочного пенсионногообеспечения.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частно-научные (специальные) способы исследования. Среди них: системный метод анализа норм права, комплексность исследования, метод сравнения, системно-структурный анализ и другие.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены проблемы и перспективы развития пенсионногообеспечения в России, во второй главе проанализировано правовое регулирование досрочного пенсионногообеспечения, в третьей – проблемы и перспективы развития досрочного пенсионногообеспечения.

Глава 1. Общая характеристика системы социального обеспечения

1.1.Современное состояние системы пенсионного обеспечения в России

1.2. Понятие пенсии за выслугу лет

1.3. Условия досрочного выхода на пенсию за работу во вредных условиях труда

1.4. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет и условия ее назначения

1.5. Размер пенсии за выслугу лет

1.6. Условия досрочного выхода на пенсию по возрасту и порядок назначения, перерасчета пенсии

Однако необходимость реформирования действующей системы пенсионного обеспечения вызвана, не только с целью обеспечения социальной справедливости, с точки зрения деления пенсионных средств между гражданами пропорционально их вкладу в пенсионную систему. Основной проблемой является глубокий кризис действовавшей системы пенсионного обеспечения.
Следует рассмотреть подробнее каждый из факторов, обусловивших необходимость изменения модели пенсионной системы .
1. Демография. Вначале 60-х соотношение работающих граждан и пенсионеров в России составляло 10 к 1, то есть коэффициент «работающие/пенсионеры» был равен 10.
Считается, что для распределительной системы пенсионного обеспечения – это самая идеальная ситуация, поскольку позволяет при относительно невысоких отчислениях обеспечить высокую пенсию. Повышение уровня жизни и миграция в города во второй половине XX в. стали одной из причин снижения рождаемости на одну семью. По оценкам демографов население России будет уменьшаться до 2050 года, когда численность составит около 107 миллионов человек. Лишь после 2050 года возможен рост, способный вернуть к сегодняшнему уровню – около 150 миллионов человек – в лучшем случае в 2080 году. Низкий показатель соотношения численности трудоспособного населения и пенсионеров обусловлен не только демографическими факторами и уровнем занятости.
Можно насчитать четыре основных дополнительных фактора негативного влияния на показатель «работающие/пенсионеры» :
1) относительно низкий (по сравнению с развитыми странами) возраст для выхода на пенсию;
2) распространенная практика досрочного (на 1,5-2 и более лет ранее общеустановленного возраста) выхода на пенсию. Так, доля пенсионеров, получающих пенсию досрочно, составляет 17-19%;
3) возможность получения пенсии при продолжении страховой деятельности после достижения пенсионного возраста;
4) приток пенсионеров из республик бывшего СССP.
Таким образом, помимо демографических факторов, обусловленных объективным процессом старения населения, свою лепту внесли причины социального характера. Тем самым был заложен фундамент для чрезвычайно сильного изменения пропорции между активно работающим населением и людьми пенсионного возраста.
2. Диспропорции в экономике. Причем ситуация усугубилась тем, что сначала свой негативный вклад внесли процессы перестройки, начавшейся в конце 80-х, а затем последовали глубокие структурные изменения в народнохозяйственном комплексе страны в 90-х годах .
Поскольку российская пенсионная система 90-х была чисто распределительной, то она напрямую зависела от внешних для нее условий. В частности, от спада производства, возросшей (с учетом скрытых форм) безработицы, резкого расширения теневого рынка труда, существенного уменьшения реальной зарплаты, значительного сокращения ее доли по отношению к ВВП (валовому внутреннему продукту) и совокупным доходам работников.
Так как зависимость величины сбора пенсионных отчислений полностью зависит от того, каков размер зарплаты работающего в легальном секторе экономики населения, то результаты очевидны: снижение числа официально работающих в совокупности с падением реальной заработной платы снижает величину сбора средств, которые идут на выплату пенсий.
Кроме того, руководители предприятий, стремясь уйти от налогов, а также вследствие роста неплатежей, старались находить схемы, позволявшие им выплачивать работникам заработную плату двух видов: «белую» и «черную». Причем многие в этом весьма преуспели и продолжают применять эту практику до сих пор, несмотря на постоянное совершенствование налогового законодательства, активно борющегося с этим явлением.
«Белая» зарплата, как правило, составляет небольшую величину, фигурируя в официальных отчетах. «Черная» же – много больше: ее размер обычно превышает «белую» не менее чем в два раза, и выплачивается она из «черной кассы», не фигурируя в официальных отчетах в качестве заработной платы.
3. Отсутствие стимулов уплаты взносов в Пенсионный фонд.
Нельзя сказать, что руководители предприятий, занижая фонд заработной платы, действовали из побуждений, свойственных традиционным «злостным неплательщикам налогов». Упомянутые выше неплатежи в свое время привели к практически полному отсутствию у предприятий денег, вследствие чего экономический обмен стал строиться на суррогатных деньгах и бартере, в том числе и с работниками. Известны даже случаи ввода в обращение на предприятии так называемых частных денег, признаваемых в качестве местной валюты. Поэтому, находясь в заложниках общеэкономических условий, руководители по большей части действовали из лучших побуждений, стремясь сохранить свое предприятие и не допустить его разрушения .
Объективно говоря, существовавшие мотивы просто-напросто не способствовали тому, чтобы и руководство предприятий, и работающие на них стремились к легализации своих доходов. В результате общая тенденция определяется неуклонным снижением доли заработной платы в структуре денежных доходов населения при одновременном росте «прочих» доходов. Этому способствует то обстоятельство, что сократилось количество людей, занятых в экономике и уплачивающих страховые взносы. Часть из таких лиц относят к «само занятым», занимающимся либо частной практикой, либо незарегистрированным промыслом или предпринимательством. Плату же за свои услуги они предпочитают получать в «черной» (нелегальной) наличности, выплаты которой производятся из теневого оборота.
Так, из 63 миллиона работающих в 2014 году не более 50 миллионов человек являются наемными работниками, которые платят около 400 миллиардов рублей страховых взносов в год. Остальные 13 миллионов человек относятся к само занятому населению, чьи взносы составляют около 4 миллиардов рублей. Следовательно, средний официально работающий выплачивает в Пенсионный фонд около 667 рублей в месяц, а само занятый – не более 26 рублей, то есть в 26 раз меньше .
Как бы там ни было, но многие стремятся уклониться от уплаты налогов и обязательных сборов, в том числе и в пенсионную систему. Очевидно, какие бы ни прикладывались усилия по борьбе с этим, вряд ли они способны переломить кардинальным образом ситуацию, во всяком случае – в ближайшее время. Единственным реально действующим средством здесь может быть только включение мотивов, которые бы стимулировали людей платить налоги. В пенсионной системе, действовавшей до 2002 года, подобные мотивы отсутствовали, вернее – они появлялись только в последние два года перед выходом на пенсию. Изменение же системы, при котором будет учитываться вклад в пенсионную систему на протяжении всего трудового стажа, как раз и является тем побудительным мотивом, который должен поменять отношение к платежам в пенсионный фонд.
Таким образом, стало понятно, что предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий.
Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым существенно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.
Итак, в качестве альтернативы действовавшей распределительной системы была предложена смешанная модель пенсионного обеспечения, которая включает в себя :
– государственное пенсионное страхование – ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;
– государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, – за счет средств федерального бюджета;
– дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, – обязательных страховых взносов.
Таким образом, реформа пенсионного обеспечения, стартовавшая в России в 2002 году, нацелена на переход от чисто распределительной государственной пенсионной системы к смешанной, так называемой распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Безусловно, государство полностью не устраняется от своих обязанностей, обеспечивая регулирование рынка пенсионных накоплений, выступая гарантом прав граждан на обеспечение по выходу на пенсию.
Очевидное отличие между распределительным и накопительным механизмами состоит в их разной социальной направленности. При накопительном методе соблюдается принцип справедливости: чем больше человек зарабатывает (и, соответственно, отчисляет, если выплаты определяются как процент от заработной платы), тем большая сумма у него будет накоплена к моменту, когда она ему потребуется. При распределительном методе работающие лица обеспечивают средствами других, фактически находящихся на их иждивении лиц, тем самым, реализуя древнюю идею социального гуманизма. Причем активные трудящиеся должны понимать, что со временем они тоже перейдут в категорию пенсионеров, а потому будут обеспечиваться другими – теми, кто работает. Подобный подход еще также называют принципом солидарности поколений, при котором находящиеся на пенсии получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами, а точнее – работодателями за своих работников пропорционально фонду оплаты труда .
Цель проводимой пенсионной реформы – создать основу для процветания общества, которое невозможно без заботы государствао гражданах страны, и в особенности о будущем поколении.
Переход от распределительной к распределительно накопительной системе пенсионного обеспечения на самом деле есть только верхушка айсберга создаваемых пенсионной реформой изменений, хотя и немаловажных. Основное здесь – это введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения, а также допуск частных финансовых институтов к управлению пенсионными накоплениями.
Помимо этого перед пенсионной реформой, по утверждению аналитиков стоят еще четыре основные задачи, требующие незамедлительного решения.
Во-первых: легализация заработной платы и создание стимулов для полной уплаты взносов в пенсионную систему. Этообусловлено необходимостью вывода скрытой зарплаты из «тени», чтообеспечит увеличение поступления средств, идущих на выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Расчеты показывают: возможный рост может привести к 2-кратному увеличению пенсий. Причина этого заключается в том, что легальная часть доходов населения составляет не более 36% от их общей величины. Следовательно, в пенсионную систему поступает не 28% от фонда заработной платы россиян, а чуть более 11% от общих доходов населения.
При этом дореформенная пенсионная система не стимулирует полной уплаты взносов, так как учет пенсионных прав ведется по стажу работы и размеру заработка за два последних года, не учитывая совокупно реальный вклад каждого человека .
Именно на этой проблеме концентрируется вторая задача пенсионной реформы – повысить взаимосвязь между полученной за все время трудового стажа заработной платой и размером пенсии.
Проводимая пенсионная реформа направлена на изменение положения дел и будет учитывать каждый рубль, внесенный гражданами в пенсионную систему. Создание указанной зависимости между пенсией и официальным заработком должно также решить и проблему создания стимулов для полной уплаты взносов в пенсионную систему.
В-третьих, требуется изменить систему льготных пенсий, назначаемых в связи с тяжелыми условиями труда, путем создания профессиональных пенсионных систем.
Наконец, обеспечение прозрачности пенсионной системы. Для решения этой проблемы каждый работающий получит доступ к информации о величине заработанных им пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за него работодателем, какова величина пенсионного капитала, как он индексировался.
Хотя новую пенсионную систему называют распределительно-накопительной, это не совсем точно. В целом, прежний распределительный механизм подвергается частичной модификации, в значительной степени сходной с мягкой эволюцией. Вводимые новшества вносят существенные изменения в ранее действовавшую модель пенсионной системы.
Обратим внимания на основные различия между старой и новой пенсионными системами.
Основная масса средств, поступающих в пенсионную систему в виде налогов и взносов, в новой пенсионной системе, как и прежде, будет направляться на выплату уже вышедшим на пенсию. Наиболее серьезно различаются три ключевых момента :
1) изменение принципа учета заработной платы;
2) уход от неэффективного перераспределения пенсионных резервов и создание трехкомпонентной пенсии, состоящей из: базовой, страховой и накопительной части;
3) адаптация к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам.
Безусловно, есть и другие, менее заметные отличия.
Таким образом, можно констатировать одно: новая модель – не радикальное изменение существовавшей системы, а скорее достаточно серьезная модификация. Но она позволяет сохранить нужные обществу положительные моменты предыдущей системы, одновременно заменив устаревшие и негативные элементы на новые, отвечающие особенностям сложившейся современной ситуации.

1.2. Понятие пенсии за выслугу лет
В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по случаю потери кормильца;
4) социальная пенсия.
Пенсия за выслугу лет — это вид пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, т.е. ранее 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В свою очередь, государственная пенсия за выслугу лет – ежемесячная денежная выплата, производимая из федерального бюджета лицам, имеющим специальный стаж установленной продолжительности в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, которые ведут к утрате профессиональной трудоспособности до наступления общеустановленного пенсионного возраста. Пенсия за выслугу лет по своим признакам и целям близка к пенсии по старости. Она назначается, как и пенсия по старости, пожизненно. Для ее назначения требуется определенный специальный страховой стаж (выслуга лет). Ее выплата, предусмотрена, как правило, при условии оставления той работы, с учетом которой она назначена. Этот вид пенсии предоставляется также определенным категориям работников, занятым некоторыми видами профессиональной деятельности, специфика которых заключается в возможном риске преждевременного профессионального старения.

Следует отметить компенсационный характер данного вида пенсий. Это особая форма материального обеспечения таких категорий работников, которые в силу характера профессии не могут длительное время работать, поскольку к состоянию здоровья предъявляются повышенные требования. Пенсия за выслугу лет освобождает таких работников от необходимости продолжать прежнюю работу, компенсировать им в значительной части утраченный заработок, дать им возможность перейти на другую работу или полностью прекратить трудовую деятельность. Порядок исчисления специального стажа (выслуги лет) зависит от особенностей характера и условий труда, профессий. Суммирование различных видов специального стажа при этом не допускается. Как правило, требуется стаж определенной продолжительности (исключение составляют лишь работники гражданской авиации, в случае оставления по состоянию здоровья летной работы).
Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим; военнослужащим; гражданам из числа космонавтов; работникам летно-испытательного состава. Особенности федеральной службы определяются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . К федеральным государственным гражданским служащим относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.
Государственная гражданская служба подразделяется: на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. Должности гражданской службы имеют свою классификацию и подразделяются на категории и группы.
Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Ко второй категории получателей государственной пенсии за выслугу лет относятся военнослужащие и лица, приравненные к ним. Военнослужащие согласно ст. 1 Закона о государственном пенсионном обеспечении – это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФи в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы без-опасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» .
Граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, а при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Пенсия за выслугу лет назначается при оставлении работы в должностях, указанных в п. 1 ст. 7.1. Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в отрядах (группах) космонавтов, являющихся летно-испытательными (летно-исследовательскими) подразделениями научно-испытательных, научно-исследовательских центров и других организаций федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.
Таким образом, пенсия за выслугу лет – это вид государственной пенсии, которая назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников летно-испытательного состава.

1.3. Условия досрочного выхода на пенсию за работу во вредных условиях труда
Переход к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ), осуществляемой на базе Федерального закона« О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), а также принципиальные новации, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона« О специальной оценке условий труда”« (далее – Закон № 421-ФЗ) в Страховой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другие законодательные акты, означают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное питание, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника наоснове оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.
СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:
– надомников;
– дистанционных работников;
– работников, вступивших в страховые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
СОУТ является комплексом последовательно выполняемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор) и оценке их воздействия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами согласно Методике проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н .
Если вредные и опасные факторы не выявлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.
Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:
– работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
– законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее – Р 2.2.2006-05), наоснове которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, измененаоценка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержалась в Р 2.2.2006-05 – документе, который по своему юридическому статусу носил рекомендательный (необязательный) характер.
Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и их соответствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или отсутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ позволяет снижать его в случае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о снижении класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну степень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.
Следует обратить внимание на ст. 5 Закона № 426-ФЗ, в которой перечислены права и обязанности работника в связи с осуществлением СОУТ. Так, работник вправе:
– присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
– обращаться с вопросами, предложениями, высказывать свое мнение работодателю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.
Работник обязан ознакомиться (под подпись) с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ. Однако подпись не означает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Роструда или иска в суд.

1.4. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет и условия ее назначения

1)Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы пооснованиям, предусмотренным пунктами 1 – 3, 7 – 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 – 4 части 1 и пунктами 2 – 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы пооснованиям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы пооснованиям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом «а» пункта 1, пунктами 8.2 и8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 – 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее12 полных месяцев.
Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.
Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемуюв соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет или одна из иных указанных выплат по их выбору.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
2)Граждане Российской Федерации из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, а при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Пенсия за выслугу лет назначается в отрядах (группах) космонавтов, являющихся летно-испытательными (летно-исследовательскими) подразделениями научно-испытательных, научно-исследовательских центров и других организаций федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Размеры пенсий за выслугу лет, установленные до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 7.2, пересчитываются с 1 января 2015 года с учетом положений статьи 17.2 данного документа.
3) Граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.
4) Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
5)Право на пенсию в соответствии с Федеральным законом так же имеют:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
11) нетрудоспособные члены семей граждан;
12) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.

1.5. Размер пенсии за выслугу лет

Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Право примирительная практика

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Расчет досрочной пенсии за выслугу лет при творческой работе

2.2 Анализ по досрочной пенсии за выслугу лет педагогическим работникам

2.3 Судебная практика о досрочной пенсии за выслугу лет медицинским работникам

Пенсия за выслугу лет, независимо от основания для ее назначения является страховой пенсией. Ее размер, как и размер пенсии по старости, соизмеряется с трудовым вкладом и определяется, как уже отмечалось, тем, как долго продолжалась соответствующая трудовая деятельность и как она оплачивалась. В связи с этим для определения уровня пенсии подсчитывается выслуга лет (обычно в годах) и средний заработок.
Практика расчета пенсии за выслугу лет в России принципиально не отличается от мировой. Размер пенсии исчисляется наоснове заработка: за полную выслугу в пенсию переходит определенная часть заработка; за выслугу сверх полной пенсия повышается доопределенных пределов. Размер пенсии за выслугу лет в других странах обычно соответствует размеру пенсии по старости, для некоторых граждан он выше (пенсии для кадровых военнослужащих и некоторых других категорий граждан).
Размер пенсий за выслугу лет составляет, как правило, от 55 до 75% заработка. Если выслуга равна требуемой, то размер пенсии 55%. За каждый год полной выслуги сверх требуемой этот размер повышается на 1 %, но не более, чем до 75%.
К пенсии за выслугу лет в связи с творческой работой начисляется надбавка, предусмотренная п. « в» ст. 21 Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Назначенные пенсии за выслугу выплачиваются при условии оставления работы, с учетом которой она установлена.
Право на пенсию у работника возникло на дату до 1 января 2015 года, расчет производился по № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пример№1
Кружков Иван Васильевич -01.01.1964г.р, проработал с 01.01.1987г дрессировщиком диких зверей в цирке “Братьев Запашных”. Иван Васильевич 01.02.1014 года получил травму из-за чего и решил уйти на досрочную пенсию за выслугу лет” Граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах”. имея при этом стаж работы 27 лет . Заработная плата на уровне средней по стране.
Расчет: Пенсия = СЧ+НЧ
1. СЧ – страховая часть страховой пенсии.
СЧ = Б + ССП
Б – фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости, определенный на дату назначения пенсии.
Поскольку конечный результат расчета дан в масштабе цен 2013 года, в данном примере Б рассчитан исходя из величины фиксированного базового размера на 01.02.2013 – 3495 рублей (размер Б на 01.12.2009 – когда он последний раз на сегодняшний день был установлен в абсолютном размере – 2562 рубля умножаем на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части страховой пенсии за период с 01.12.2009 по 01.02.2013). Учитывая, что начиная с 1 января 2015 года фиксированный базовый размер страховой части страховой пенсии по старости подлежит увеличению на 6 % за каждый полный год страхового стажа сверх норматива стажа (30 лет для мужчин), размер Б составит 5 592 рубля (3495 + 3495 * 6% * 10 лет).
Более подробно о вводимой с 1 января 2015 года зависимости размера Бот страхового стажа пенсионера – см. подраздел «Фиксированный базовый размер страховой части пенсии (Б)» раздела «Размер страховой пенсии по старости».
ССП – страховая составляющая страховой части страховой пенсии по старости.
ССП = ПК / Т = (сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день назначения страховой части страховой пенсии по старости) / (период дожития Т на момент назначения страховой части пенсии по старости (228 мес.)).
ПК = (ПК1 (пенсионный капитал, приобретенный до 2002 г.)+СВ(сумма валоризации)+ПК2 (пенсионный капитал, приобретенный после 2002 г.)).
Окончательный размер ПК считается с учетом индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с п. 8 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.
Индексация расчетного пенсионного капитала на:
01.01.2002 г. – 1,307 (на 30,7 %)
01.01.2003 г. -1,177 (на 17,7 %)
01.01.2004 г. – 1,114 (на 11,4 %)
01.01.2005 г. – 1,127 (на 12,7 %)
01.01.2006 г. – 1,16 (на 16 %)
01.01.2007 г. – 1,204 (на 20,4 %)
01.01.2008 г. – 1,269 (на 26,9 %)
01.01.2009 г. – 1,1427 (на 14,27 %)
01.01.2010 г. – 1,088 (на 8,8 %)
01.01.2011 г. – 1,1065 (на 10,65 %)
ПК1:
ПК1 =(СК *(Зр/З ср)* СЗП– 450)* Т
СК- 0,55 до 0,75(от 25 до 45 лет стажау муж.)
ЗП-Ср. з/п работника за 2000-2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд страховой деятельности
ЗП ср-Ср. з/п по РФ за тот же период, что и в Зр(не более 1,2)
СЗП-Ср/п в РФ за III квартал 2001 года1671 руб.
450-Размер БЧТП на01.01.2002
Т-Ожидаемый период выплаты пенсии на момент ее назначения(228 мес.)
ПК1= (0,55 * 1 * 1671 – 450) * 228 мес. * (180 мес./300 мес.) = 64166,04
СВ = 10 % ПК1 + 1 % ПК1 за каждый полный год стажа до 1 января 1991 года = 10% * 64166,04 + 4% * 64166,04 = 8983,24
ПК2 = Сумма взносов на ИЛС, идущих на формирование ПК2, в период с 2002 г. до момента назначения пенсии
ИЛС – индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ, где отражаются данные о поступающих за работника взносах, из которых формируются его пенсионные права (страховая (ПК2) и накопительная часть пенсии).
2.)ПК=650000
3.)ССП=ПК/Т=650000/228=2850,87
4)СЧ=Б+ССП=3495+2850.87=6345,87
5) НЧ – накопительная часть страховой пенсии
НЧ = ПН/Т = (сумма страховых взносов на ИЛС, идущих на накопительную часть пенсии, с учетом доходности от их инвестирования) / (период дожития Т, аналогичный с применяемым для исчисления страховой части пенсии (228 мес.)).
ПН=425000
НЧ=425000/228=1864,03
6)Досрочная пенсия= 6345,87+1864.03=8209,90
Пример№2
Хореограф Лев Иванов остался в истории балета как автор единственной сохранившейся работы, но зато — шедевра. Он всю жизнь держался в тени Мариуса Петипа и был далек от театральных интриг. А со временем стало ясно, что он-то и есть настоящий реформатор мировой хореографии.
Он родился 18 февраля 1955г. Поскольку он был незаконнорожденным, мать решила отдать его в сиротский дом, через несколько лет забрала, а потом, обзаведясь еще несколькими детьми, и вовсе благополучно вышла замуж за его отца. Мальчика, видя его склонность к танцу, отдали в московское балетное училище, потом перевели в петербургское. Там он сразу обратил на себя внимание преподавателей своими выдающимися способностями, прекрасной памятью и абсолютным слухом. Единственное, что сердило учителей, — он слишком увлекался музыкой в ущерб другим предметам.
В 1966 г 16-лет воспитанник Лев Иванов дебютировал в классическом па-де-де в балете «Мельники», и с тех пор его имя постоянно появлялось на афишах. В 1968г. его зачислили в труппу петербургского Большого театра. Ведущие танцовщицы Андреянова и Смирнова отметили способного танцовщика кордебалета и выбирали его партнёром. Ему поручали сольные классические и характерные партии, а также второстепенные роли. Скромность мешала Иванову добиваться большего. Только с 1975г., когдаон заменил в спектакле заболевшего Петипа, его провели на первые роли. В репертуар Иванова вошли: Колен из балета «Тщетная предосторожность», Феб из балета «Эсмеральда», Конрад из балета «Корсар», Таор из балета «Дочь Фараона», Солор из балета «Баядерка».
Он женился на дочери композитора Лядова Вере, тоже танцовщице, вскоре ставшей первой русской опереточной дивой. Она решила, что достойна более богатого и видного мужа, брак, сперва такой счастливый, кончился разводом.
Уже в 2000г Иванова затмил молодой блестящий премьер Павел Гердт, однако он ещё долго выступал на сцене и даже занял положение первого танцовщика. Кроме того, он начал преподавать и ставить танцы для своих воспитанников. В2010 году он получил пенсию за выслугу лет, но его оставили в театре.Стаж-44года . В возрасте 55лет ушел на пенсию.
ПК-сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день назначения страховой части досрочной ТП=1100000
ПН-сумма страховых взносов на ИЛС, идущих на накопительную часть пенсии, с учетом доходности от их инвестирования=500000
Расчет: Пенсия = СЧ+НЧ
1)СЧ = Б + ССП
Б=2562
Б – фиксированный базовый размер страховой пенсии по старости, определенный на дату назначения пенсии.
Поскольку конечный результат расчета дан в масштабе цен 2013 года, в данном примере Б рассчитан исходя из величины фиксированного базового размера на 01.02.2013 – 3495 рублей (размер Б на 01.12.2009 – когдаон последний раз на сегодняшний день был установлен в абсолютном размере – 2562 рубля умножаем на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части страховой пенсии за период с 01.12.2009 по 01.02.2013).
ССП=ПК / Т=1100000/228=4824,56
СЧ=4824,56+2562=7386.56
2)НЧ – накопительная часть страховой пенсии
НЧ = ПН/Т
Т=228
ПН=500000
НЧ=500000/228=2192.98
3)Пенсия=СЧ+НЧ
Пенсия=7386,56+2192,98=9579,5
2.2Анализпрактики по назначению досрочной пенсии за выслугу лет педагогическим работникам.
Педагогические работники при соблюдении определенных условий имеют право на досрочное назначение пенсии. Досрочная пенсия – это страховая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Так как пенсия назначалась до 01.01.2015 г. , данная пенсия назначается в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На первый взгляд простое положение. Но в практике его применения возникают два вопроса: что можно считать педагогической деятельностью и какие организации можно считать учреждениями для детей?
Перечень профессий и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. До этого действовал другой перечень, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. Им стоит руководствоваться при назначении пенсий за периоды до 14 ноября 2002 года (дата введения в действие нового Перечня).
Не весь стаж учитывают – есть ограничения Правила исчисления спецстажа утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.
Данными правилами установлено, что в спецстаж засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для педагогических работников это означает, что они должны были вырабатывать часы в соответствии со своей ставкой (у разных педагогических работников она отличается, например у учителей школ – это 18 часов в неделю, в том числе учителей начальных классов, ранее у них была ставка 20 часов).
В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В стаж работы не включаются периоды отстранения от работы по вине работника, а также периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Кроме того, в спецстаж не включается период отпуска по уходу за ребенком ( ч. 5 ст. 256 Трудового кодекса РФ ). Исключение составляют случаи, когда указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то есть до времени вступления в силу Федерального законаот 25 сентября 1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях (определение Верховного суда РФ от 1 июля 2011 г. № 41В11-10, определение Верховного суда РФот 5 марта 2009 г. № 19-В09-2).
Ошибку работодателя можно исправить через суд.
В судах рассматривается много дел по «реабилитации» стажа педагогов. Ответчиком по искам, как правило, является Пенсионный фонд РФ. Специалисты ПФР трактуют нормы постановлений достаточно жестко. А суды нередко принимают решения в пользу истцов. То есть подтверждают правомерность включения определенного периода работы в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.
Анализ таких дел показывает, что в большинстве случаев чиновники Пенсионного фонда не принимают спорные периоды работы по вине работодателя, так как учреждение неправильно указывает наименование должности. То есть должность педагогического работника, указанная в страховой книжке, не совпадает с должностью, установленной в перечне.
В этом случае можно посоветовать работнику обратиться в суд для установления факта выполнения трудовых обязанностей по должности, которая указана в Перечне № 781. Тогда доказывать нужно не то, что должность работника соответствует должности, указанной в Перечне № 781, а то, что она была указана неверно. Но при этом сотрудник выполнял страховые функции педагогического работника по должности, соответствующие установленным требованиям (определение Верховного суда РФ от 12 ноября 2009 г. № 49-В09-13).
Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.
Также обратите внимание на пункт 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на страховые пенсии». В нем отмечено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж период его работы, который по мнению истца нужно зачесть, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).
Поэтому приводить примеры конкретных «неправильных» должностей, которые были признаны аналогичными должностям из Перечня № 781, мы не будем, так как в каждом отдельном случае вопрос может быть разрешен судом по-разному (в одном случае, например, инструктор по физической культуре может быть признан педагогическим работником, в другом нет).
Самое главное – собрать как можно больше доказательств того, что сотрудник выполнял обязанности именно по той должности, которая есть в Перечне № 781, хотя и в страховой книжке ошибочно указана другая должность. Здесь могут помочь справки из отдела образования, показания свидетелей, должностная инструкция и другие аналогичные документы.
Равенство должностей в ряде случаев тождество профессий и должностей установлено нормативно. Так, должности воспитателя тождественны должности (приказ Минздравсоцразвития России от 5 июля 2005 г. № 440):
– воспитатель школьной группы
– воспитатель школьногоотделения
– воспитатель дошкольной группы
– воспитатель дошкольногоотделения
– воспитатель логопедической группы
– воспитатель речевой группы
– воспитатель специальной (коррекционной) группы
– воспитатель коррекционной группы
– воспитатель группы коррекции;
– воспитатель пришкольного интерната
– воспитатель группы продленного дня;
– воспитатель интерната (при школе);
– воспитатель ясельной группы;
– воспитатель садовой группы;
– воспитатель санаторной группы;
– воспитатель интернатной группы;
– воспитатель подготовительной группы.
Должность «музыкальный работник» соответствует должности музыкального руководителя (постановление Минтруда России от 23 июня 2003 г. № 39).
При решении вопроса, в какой суд обратиться, нужно исходить из следующего. Если он заявляет только имущественное требование, цена которого не превышает 50 тыс. руб. (например, при взыскании назначенной, но не выплаченной страховой пенсии), то следует обращаться к мировому судье. Если предъявляется неимущественное требование (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении страховой пенсии) или и то, и другое, то такие дела подсудны районному суду.
Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению соответствующего пенсионногооргана (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).
За помощью при обращении в суд советуем обратиться в профсоюзную организацию на уровне района или города.
Что касается продолжения страховой деятельности после назначения пенсии за выслугу лет, то закон этого не запрещает. Факт назначения пенсии не означает прекращения трудовых отношений. Работник может продолжать выходить на работу, при этом никаких дополнительных документов оформлять не нужно.
1.Список должностей и учреждений , работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее документ 1)Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781
2. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781
3. Трудовая книжка работника
4. Приказы о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до исполнения ему возраста полутора, трех лет.
4. Ежегодные приказы о распределении учебной нагрузки, начиная с 1 сентября 2000 г.
Итак, все, что нам нужно, уже имеется. Далее открываем трудовую книжку Ивановой Анны Ивановны ,просматриваем в каких организациях и в каких должностях она работала. ИвановаАнна Ивановна работала учителем математики Калиновской средней школы.
Сопоставляем периоды работы в страховой книжке с документом 1. Если должность и учреждение имеется в документе 1., то этот период работы (дату поступления на работу и дату увольнения) выписываем в таблицу “Стаж для досрочного назначения пенсии Ивановой А.И”
1) 15.08.1994
31.08.1999
В соответствии с документом 2, с 1 сентября 2000 г. учителю, воспитателю и другим педагогическим работникам необходимо выполнять определенную норму часов учебной нагрузки, для того, чтобы период работы засчитывался в стаж для досрочного назначения пенсии педагогу. Так учитель 5-ых – 11 -ых классов должен иметь недельную нагрузку -18 часов, учитель начальных классов- 20 часов ,воспитатель в группе продленного дня- 30 часов и т.д. Но это не касается учителей сельских школ. Работа в должности учителя начальных классов, учителя сельских общеобразовательных школ включается в стаж работы даже в том случае, если объем выполняемой учебной нагрузки меньше. Периоды работы в должности учителя сельской школы засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии.
Определяем периоды работы по записям страховой книжки Ивановой А.И. С 1 сентября 2000 годаона работает учителем математики в другой школе с недельной нагрузкой 16 часов и воспитателем группы продленного дня с недельной нагрузкой 15 часов. Работает с такой нагрузкой по 12 июля 2011 г. Суммированный учет нормы часов учебной нагрузки позволяет нам зачесть этот период работы в стаж для досрочного назначения пенсии.
Записываем в таблицу
2) 01.09.2000
12.07.2011
Итак, в таблице “Стаж для досрочного назначения пенсии Ивановой А. И.” два периода работы.
Посчитаем стаж работы на 12 июля 2011 г.
Периоды работы (даты приема и увольнения) Стаж
1) 31.09.1999 – 15.08.1994 5 лет 1 мес. 16 дней
2) 12.07.2011 – 01.09.2000 10 лет 10 мес.11 дней
всего: 15 лет 11 мес. 27 дней
Выходит, что на 12 июля 2011г. стаж для досрочного назначения пенсии составляет 15 лет 11 месяцев 27 дней. А для оформления досрочной пенсии нужно иметь 25 лет стажа.
Период оформления пенсии наступит через 9 лет и 3 дня.
Если женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., то этот период подлежит включению в стаж для досрочного назначения пенсии. Если же отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему полутора, трех лет предоставлялся после 6 октября 1992 г., то этот период не засчитывается в стаж для досрочного назначения пенсии.
2.3 Судебная практика о досрочной пенсии за выслугу лет медицинским работникам
Для того, чтобы получить право на досрочную пенсию по старости гражданам, осуществляющим лечебную и иную деятельность поохране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимо осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Проблемы и перспективы развития досрочного пенсионного обеспечения

3.1. Некоторые правовые проблемы назначения досрочной пенсии и пути их решения

3.2. Вопросы реформирования досрочного пенсионного обеспечения

Несмотря на то, что за почти двадцатилетний период действия Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости в РФ) практика применения законодательства о занятости уже устоялась, есть ряд негативных моментов, которые умаляют значение гарантий реализации прав в сфере занятости населения ряда категорий граждан.
Назначение досрочной пенсии по старости в законодательстве о занятости населения связано с невозможностью трудоустройства безработного. Что же может свидетельствовать об отсутствии возможности трудоустройства? В первую очередь, получение гражданином статуса безработного: если это произошло, то значит, что служба занятости не смогла предложить ему подходящую работу. Если пред пенсионный возраст наступает после того, как гражданин был признан безработным и начал получать пособие по безработице, то отсутствие возможности трудоустройства можно считать установленным.
Определенные трудности возникают в ситуации, когда безработным признается гражданин, уже достигший пред пенсионного возраста. Будет ли в этом случае принятие решения о признании гражданина безработным достаточным условием для того, чтобы служба занятости предложила ему досрочный выход на пенсию? Пункт 2 ст. 32 Закона о занятости населения не дает четкого ответа на этот вопрос.
Есть определенная практика на этот счет в г. Рассказово Тамбовской области.
В соответствии с Порядком досрочного выхода на пенсию по старости (по возрасту) безработных граждан, утвержденным постановлением главы администрации г. Рассказово от 31 декабря 2009 г., досрочный выход на пенсию может быть предложен органами службы занятости при отсутствии возможного трудоустройства гражданина на подходящую работу, но не ранее чем через месяц со дня признания его безработным. В этом Положении сказано, что отказ безработного гражданина от предложенного органом службы занятости одного варианта подходящей работы лишает его возможности представления на досрочную пенсию, о чем безработный предупреждается под расписку.
Как видно из приведенного примера, признание невозможности трудоустройства решается уже после присвоения гражданину статуса безработного.
Если срок решения вопроса о досрочной пенсии по старости в нормативных правовых актах субъектов РФ (как в Тамбовской области) не определен, то вопрос о невозможности трудоустройства безработного решается с определенной долей усмотрения службы занятости.
На назначение досрочной пенсии по старости никоим образом не влияет отказ безработного от подходящей работы, хотя известно, что безработные лица предпенсионного возраста не так уж редко всеми способами стремятся уйти от работы, предпочитая получить пенсию. Они отказываются от подходящей работы в период сохранения среднего заработка на основании статьи 178 ТК РФ за уволенными по п. 1 и п. 2 ст. 81 ТК РФ учитывать при решении вопроса о направлении гражданина на досрочную пенсию.
Возможность оформления досрочной пенсии тесно связана с правом безработных на получение пособия по безработице (например, оформление досрочной пенсии не производится в период приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера), но не связана с отказом безработного от вариантов подходящей работы в период нахождения на учете в органах службы занятости и получения ими среднего заработка в соответствии со ст. 178 ТК РФ. Дело в том, что при условии своевременного обращения в службу занятости гражданин (после признания его в установленном порядке безработным) приобретает право на пособие по безработице, но выплата пособия по безработице начинается с момента окончания выплаты среднего заработка.
Гражданин, отказавшись от подходящей работы, все равно получает справку на выплату среднего заработка по месту работы за третий месяц, так как условием ее получения является обращение в государственную службу занятости в двухнедельный срок. В этот период при отказе безработного от вариантов подходящей работы невозможно применить к нему какие-либо санкции. Справка службой занятости не выдается только тогда, когда безработный трудоустроен. Практически не действует имеющаяся в ч. 2 ст.178 ТК РФ оговорка, что средний месячный заработок сохраняется за работником, уволенным поп.п. 1, 2 ст. 81 ТК РФ, в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения.
Представляется целесообразным ввести в Закон о занятости следующее правило: не приобретает права на досрочную пенсию уволенный в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, если после постановки на учет в органах службы занятости в качестве безработного он в течение трех месяцев с момента увольнения откажется от двух вариантов подходящей работы. Это может служить также основанием уменьшения пособия по безработице до установленного Законом о занятости минимального размера пособия.

3.2. Вопросы реформирования досрочного пенсионного обеспечения
По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, более 21 млн. человек (более 31,8% от общей численности экономически активного населения России) в настоящее время работают во вредных условиях труда, современный этап реформирования пенсионного обеспечения непосредственно затронул интересы этой части населения.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

В России гражданин получает возможность выйти на пенсию при наступлении, установленного законом пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55). Однако, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, возможен досрочный выход на пенсию. Так, для лиц, отработавших положенное время по определенной специальности, предусмотрена досрочная пенсия по старости. В частности, на нее могут рассчитывать
– шахтеры и другие специальности рабочих, занятых в горной отрасли;
– мужчины и женщины, входящие в плавсостав различных видов судов;
– водители общественного транспорта;
– медработники;
– лица, занимающиеся творческой деятельностью;
– педагогические работники.
Право на досрочную пенсию может быть предоставлено и ряду категории граждан не зависимо от их страховой деятельности, например, некоторым категориям инвалидов и лиц, имеющих определенные заболевания, многодетным матерям. Также такая возможность есть и для северян, то есть для лиц, которые проживали или работали определенное время на Крайнем Севере.
Условия получения пенсии безработными гражданами досрочно:
– до наступления возраста выхода на пенсию должно быть не менее 2 лет;
– гражданин должен быть уволен либо в связи сокращением, либо в случае закрытия предприятия, где он работал;
– гражданин не отказывался от предлагаемой ему в Центре Занятости работы.
С 1 января 2015 года вступили в силу новые правила расчета пенсии, которая теперь будет состоять из страховой части и накопительной части. Данный порядок предусматривает введение, так называемого, индивидуального балла, который будет начисляться за каждый год работы гражданина. Для получения право на пенсию по старости нужно будет набрать не менее 30 баллов. Введение данной нормы будет осуществляться постепенно и планируется, что в полном объеме она начнет работать в 2025 году.
Для определения права застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости юридически значимыми факторами являются:
– занятость на работах в определенных отраслях экономики, в организациях (учреждениях) определенных отраслей промышленности;
– занятость в определенных производствах (структурных подразделениях);
– занятость в конкретных профессиях и должностях;
– занятость на конкретных работах (определенным способом, с определенными веществами, наопределенном оборудовании и т.д.);
– выполнение работ в определенных условиях (на горячих участках работ или на горячих работах, в подземных условиях, в условиях радиационной вредности и т.д.).
Важнейшей составляющей дальнейших работ по совершенствованию пенсионной реформы России должна стать комплексная проработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в увязке с другими вопросами развития пенсионной системы, в процессе которой необходимо решить следующие основные вопросы:
1. Определение и закрепление места накопительного элемента в пенсионной системе России, сбалансированное развитие двух принципов построения пенсионной системы – распределительного и накопительного, – главный вопрос нынешнего этапа реформирования пенсионной системы России, дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов.
2. Переосмысление роли и путей развития добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, предусматривающее:
– дальнейшее развитие корпоративных пенсионных программ – основной составляющей добровольного накопительного страхования в России, их успешное встраивание в новую пенсионную систему России и обеспечение заинтересованного участия работодателей;
– создание в рамках социального партнерства механизмов, гарантирующих с одной стороны соблюдение прав работника по сохранению внесенных за него взносов работодателя, а с другой стороны, позволяющих работодателю использовать корпоративные пенсионные программы в качестве инструмента управления персоналом;
– при определении принципов содействия развитию добровольных пенсионных накоплений граждан необходимо учесть опыт (в том числе и отрицательный) реализации программы государственного софинансирования, обеспечить распространение заложенных в ней принципов поддержки на другие формы добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, в том числе и с учетом окончания программы в 2013 году.
3. Дальнейшее совершенствование обязательного накопительного компонента пенсионной системы, предусматривающее, прежде всего:
– принятие федерального закона о выплатах накопительной пенсии;
– формирование системы страхования пенсионных накоплений, построенной на принципах государственно-частного партнерства;
– обеспечение действительного волеизъявления граждан при выборе места формирования пенсионных накоплений;
4. Дополнительные меры по развитию процессов инвестирования пенсионных накоплений, позволяющие обеспечить:
– сближение требований к инвестированию пенсионных накоплений и размещению пенсионных резервов и обеспечение эффективного использования пенсионных средств в экономике России.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации.
2. Страховой кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации»
4. Федеральный закон «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан настраховые пенсии».
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами гражданА.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой».
11. Агафонов В.А. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (030501 – специалист, 030500-62 – бакалавр, 030500-68 – магистр) / [Агафонов В. А. и др.]; под ред. В. Ш. Шайхатдинова; Уральская гос. юридиче. Москва: Юрайт, 2012.
12. БлагодирА.Л. Право социального обеспечения: система законодательства [Текст]: [монография] / А. Л. Благодир; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московская гос. юридическая акад.» им. О. Е. Кутафина, Ин-т (фил.) МГЮА им. О.Е. Кутафина в г. Кирове. Киров: Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2012.
13. Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ю.В. Васильева; М-вообразования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «П. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2012.
14. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации [Текст]: учебник для студентов образовательных учреждений СПО, обучающихся по специальности 030504 (0202) «Право и организация социального обеспечения» / В. П. Галаганов. Москва: КноРус, 2012.
15. Гиркало В.П. Модернизация пенсионного обеспечения в Российской Федерации [Текст]: сборник статей: (по материалам научно-практической конференции, посвященной 20-летию образования Пенсионного фонда России, Саратов, 2 ноября 2010 г.) / Отд-ние Пенсионного фонда Российской Федерации по. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО«Саратовская гос. акад. права», 2012.
16. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений / Е. Е. Мачульская. Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2012.
17. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения [Текст]: учебное пособие / Е.Ю. Николаева. Москва: РИОР: ИНТРА-М, 2012.
18. Астрахан Е.И. Закон о государственных пенсиях как нормативный акт / Ученые записки. Ученые записки ВИЮН. Вып. 7 / Редкол.: Александров Н.Г., Антимонов Б.С., Братусь С.Н., Голяков И.Т., Горшенин К.П., Пергамент А.И.,
Интернет-источники
1.Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru/.
2.Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/‎.
3. Гарант www.garant.ru/.
4. Консультант www.consultant.ru/.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.