Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Экономическая самостоятельность регионов в контексте федерализма – актуальная проблема для научного исследования. Ее актуальность обусловлена необходимостью совершенствовать экономическую составляющую федеративных отношений. Ведь благополучие граждан на местах зависит, прежде всего, от усилий региональных и местных властей, от их способности создавать условия для социально-экономического развития территорий. Федеративные отношения могут способствовать экономическому развитию регионов, позволяя учесть специфику каждого субъекта, и, в то же время, сохраняя единое и разнообразное государство от распада.

Проблематика изучения взаимоотношений центра и регионов в федеративном государстве (как в России, так и в зарубежных странах) постоянно находятся в центре внимания исследователей. Однако политические и экономические перемены, происходящие как внутри страны, так и на международном уровне требуют постоянного обновления аналитических подходов и исследований сложившейся практики федеративных отношений.

В частности, в современных условиях на взаимоотношения центра и регионов постоянно влияет международная экономическая ситуация (замедление темпов роста в мировой экономике, влияние политических факторов, в том числе экономических санкций и т.п.). Эта ситуация отражается в том числе и в принимаемых главой государства нормативных актах. Пример – Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Сложная экономическая ситуация вынуждает как центр, так и регионы находится в постоянном поиске новых источников для экономического роста, особенно в условиях повышенных социальных обязательств, «вмененных» регионам «майскими указами» главы государства, выполнение которых остается актуальной политической задачей.

В то же время региональные конфликты, происходящие в соседних с Россией странах (прежде всего, на Украине) с новой силой утверждают ценность взаимовыгодного сотрудничества между центром и территориями в рамках единого государства. Более того, ведущие эксперты в вопросах государственного строительства именно в развитии федерализма видят главный инструмент разрешения современных экономических проблем. Как справедливо отметил в одном из своих выступлений академик РАН Е.М.Примаков, реиндустриализация страны, перевод экономики на инновационные рельсы, создание рабочих мест возможны только в условиях возрастающей экономической роли регионов.[1] Чтобы двигаться вперед по пути правового обеспечения развития экономики региона, необходимо понимать, какие правовые инструменты существуют на данный момент.

Цель исследования – проанализировать правовые условия экономического развития субъектов Федерации в рамках сложившейся в России модели федеративных отношений. Особенно важно опираться в такой работе на конкретный материал.

Объект исследования данной работы – законодательство Российской Федерации, а также законодательство конкретного региона – Вологодской области.

Предмет исследования – правовые аспекты экономического развития региона.

Для того, чтобы достичь цели исследования, а также поставить его в контекст современного федерализма, в рамках исследования решаются следующие задачи:

– исследовать экономические составляющие федеративной модели государственного устройства и опыт его развития в зарубежных странах;

– проанализировать опыт федеративного строительства и регулирования экономического развития регионов в Российской Федерации

– проанализировать региональное экономическое законодательство.

Теоретическая значимость  настоящего исследования обусловливается тем обстоятельством, что многие положения, которые были рассмотрены в данной работе, направлены на расширение теоретической базы исследования вопроса, посвященного федеративным отношениям и могут использоваться как дополнительный материал в процессе изучения предметов «Конституционное право» и «Муниципальное право».

Научная новизна заключается в сформулированных в настоящей работе выводах и предложениях, которые могут использоваться в целях совершенствования правового регулирования федеративных отношений, связанных с экономических развитием регионов, учитываться в качестве исходного материала при внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. В частности, автор исследования констатирует, что федерализм изначально возник способ обеспечения политического единства разнокультурных территорий, а также их совместного противостояния внешним угрозам.

Однако в современных условиях территориальная целостность, а также соблюдение культурных прав гарантируется не только  внутренними правовыми нормами, но и международным правом, на первым план выходит задача обеспечения экономической самостоятельности регионов в условиях сохранения единого государства.

Метод исследования – анализ федерального и регионального законодательства, а также программ и решений, направленных на экономическое развитие регионов. Рассмотрение теоретических вопросов развития федерализма ведется в рамках системного, исторического, сравнительно-правового и институционального подходов.

Исследование основано на широкой базе источников, которые можно разделить на несколько групп.

Первая группа – работы, посвященные теоретическим аспектам федерализма. В частности, работы А.Лейпхарта, Ш.Монтескье, У.Оутса, Ж. Прудона, А.Токвиля, Д.Дж. Элейзера, Р.Г.Абдулатипова, А. А. Захарова, А.С.Панарина и других исследователей.

Вторая группа – исследования, посвященные сравнительному анализу зарубежных моделей федеративного развития. В частности, это работы Д.Д.Басу, И.М.Бусыгиной. А.А.Мишина, Б.А.Стращуна, В.Е.Чиркина, М.Ф.Чудакова.

Третья группа – исследования посвященные специфике развития территорий в России. Это работы В.Л. Глазычева, Н.А.Зубаревич, С.Г.Кордонского, и других исследователей.

Четвертая группа – исследования, посвященные правовым аспектам федеративного развития, в частности, исследования С.С.Алексеева, И.А. Аветисяна, С.С.Алексеева, М.В.Баглая, А.Н. Медушевского и других.

Пятая группа – исследования, посвященные взаимовлиянию и взаимообусловленности экономической и правовой политики, в частности, работы Р.Коуза, Д.Норта, Дж. Бьюкенена, И.И.Агаповой

Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня.

Кроме того, в качестве источников в работе использованы различные политические документы: официальные выступления, программы и т.п.

Настоящая работа структурно состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

[1] Примаков Е.М. Важнейшая проблема экономической политики//»Российская газета», 20.05.2014.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Понятие экономического федерализма

 

1.2. Конституционное регулирование федеративных отношений в зарубежных странах

 

1.3. Правовое регулирование федеративных отношений в  Российской Федерации

1.1. Понятие экономического федерализма.

 

Федерация – это форма государственного устройства, которая позволяет разным территориям уживаться в одном государстве. Современная федерация – это единое суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов, общей территорией и гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют повышенное внимание единству страны. В частности, конституции федераций не признают право субъектов на выход из состава государства (сецессию).[1]

Причем практика межгосударственных союзов, которые с определенной долей условности можно считать «протофедерациями» возникла за долго до первых попыток создать теоретические концепции федеративных отношений. Одна из первых подобных теоретических концепций принадлежит Иоханнесу Альтузиусу (1562-1683 г.г.). Государство он понимал как иерархически организованную систему союзов. Индивиды объединяются в общины (семьи, корпорации), союзы общин создают провинции и города, а из провинций и городов строится государство. На каждом уровне складываются свои договорные отношения по горизонтали, а договорное объединение групп и структур одного уровня создает новый уровень.[2]

Однако как политическая практика федерализм возник гораздо раньше. Так, Д.ДЖ.Элейзер выделяет четыре исторических подвида федерализма: федерация, конфедерация, содружество и ассоциированная государственность. Причем классическими образцами конфедерации он называет «Ахейский союз» (объединение древнегреческих городов в Пелопоннесе около 280-146 гг. до н.э.) и «Республику соединенных провинций» (объединение 7 нидерландских провинций в XVI-XVIII вв.).[3] Можно также привести пример средневековой Швейцарии. В 1291 году три кантона (т.е. три региональных сообщества в Альпах) приняли решение о создании «Вечного союза».

Эти объединения носили договорной характер, причем главным мотивом для объединения послужили вопросы безопасности, так как объединившиеся регионы существовали в условиях постоянных военных угроз.

Если разные территории в одном государстве не распадались в силу ли внешней угрозы, либо в силу географической обусловленности совместной жизни, либо в силу каких-либо других причин, тогда появлялась необходимость организовать совместную жизнь разных частей в одном государстве и, соответственно, другой мотив существования федерации – согласование интересов различных (разнообразных) групп и территорий внутри единого государства. Так, Шарль Луи Монтескье писал: «Небольшие республики погибают от внешнего врага, а большие – от внутренней язвы».[4]

[1] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4 т. Тома 1-2. М.,2000. С.697.

[2] Туровский Р.Ф.Политическая регионалистика: учеб. Пособие для вузов. М.,2006. С.91.

[3] Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм.//Политические исследования. 1995. № 5. С. 59-61.

[4] Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.,1999. С. 116.

>

Доступа нет, контент закрыт

2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНОМ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СВОЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Правовое регулирование региональной экономики

 

2.2. Формирование инвестиционной привлекательности региона:  правовой аспект

Обеспечивая экономическое развитие регионов, региональные сообщества могут опереться на развитую систему законодательства Российской Федерации, посвященную регулированию федеративных отношений. Но для того, чтобы обеспечить устойчивое экономическое развитие региона требуется развитая региональная нормативная база, опирающаяся на общественное согласие всех субъектов принятия решений: граждан, общественных организаций, ветвей и уровней власти.

С точки зрения институциональной теории государство, являясь важнейшим политическим институтом, определяет нормы и правила поведения субъектов экономической деятельности.[1] Кроме этой, базовой задачи, с точки зрения институционалистов государство в экономике решает еще ряд важных задач: спецификация и защита прав собственности; создание каналов обмена информацией; разработка стандартов мер и весов; создание каналов и механизмов физического обмена товаров; правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах; производство общественных благ.

[1] Агапова И.И. Институциональная экономика: учеб. пособие . М., 2006 С. 152.

Доступа нет, контент закрыт



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

2.3. Местное самоуправление как субъект развития

 

Местное самоуправление относится к числу важнейших элементов государственного устройства России, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Кроме того, местное самоуправление – это необходимый элемент федеративного устройства государства, который обеспечивает устойчивость политической системе, сосуществование в ней федерального (макро-), регионального (мезо-) и мастного (микро-) уровней.

Нормы Конституции РФ (статьи 12, 130, 131, 132) устанавливают гарантированность местного самоуправления со стороны государства, его организационную обособленность от органов государственной власти и самостоятельность в пределах полномочий, а также возможность наделения  отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых для реализации передаваемых полномочий материальных и финансовых средств.

При этом надо понимать, что автономия местного самоуправления всегда относительна.[1] Во-первых, деятельность местного самоуправления обусловлена статьей 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения органами местного самоуправления Конституции и законов Российской Федерации. Во-вторых, инструменты управления развитием муниципальных образований определены федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и направлены на эффективную реализацию закрепленных за органами местного самоуправления полномочий, способствующих повышению уровня и качества жизни граждан.

[1] Иевлев Н.В. Законодательная дилемма о местном самоуправлении// Самоуправление. 2014. № 7-8. С. 31–33.

 

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проделанной работе по изучению экономических аспектов федерализма можно сказать следующее.

Исторически первая цель объединения государств – безопасность. Те протофедератиные образования, о которых нам известно (например, древнегреческий «Ахейский союз», или голландская «Республика соединенных провинций»), прежде всего, стремились вместе противостоять внешней угрозе.

Вторая цель – согласование условий совместной жизни в одном государстве  этнически (территориально) различных групп. Исторический пример (неудачный) Автро-Венгрия (Автро-Венгерское соглашение 1867 года), современный – Бельгия: поправка 1993 года к Конституции от 07 февраля 1831 года зафиксировала федеративное состояние страны.

Современная цель существования федеративного государства – взаимовыгодное развитие регионов и сообществ в целях достижения благополучия (экономического) и поддержания разнообразия. Поэтому центральная проблема современного федерализма – разграничение полномочий между уровнями власти, а не, например, проблема обеспечения суверенитета этнических образований в рамках федерации.

Изучение теоретических работ, посвященных проблеме федерализма, позволяет сделать однозначный вывод: большими государственными образованиями эффективнее управлять, если передавать полномочия на уровень, наиболее близкий к возникающим проблемам. По поводу этой позиции в теории сложился консенсус уже давно, начиная от А.Токвиля и Ш. Монтескье, а именно, понимание, что небольшие республики погибают от внешнего врага, а большие – от внутренних раздоров и заканчивая современными институциональными экономистами, которые утверждают, что транзакционные издержки от поддержания единообразия в крупных государствах значительно выше. (Р.Познер).

Особенно это актуально для России, разнообразная территория которой даже была справедливо названа «разбегающимся пространством» (А.С.Панарин). Федерализм – органичная форма политико-территориального устройства для такой протяженной и разнообразной, по-разному структурированной территории.

Разнообразие современных федераций позволяет выделить несколько ключевых признаков, по которым мы можем отнести данное государство к федеративным: 1) вертикальное разделение властных полномочий между общенациональным и региональным ypoвнем; 2) региональная власть формируется в результате всенародных выборов или хотя бы на основе решений, принимаемых местными элитами. 3) в составе национального парламента действует «палата регионов».

В то же время пример Испании – «государства автономий» показывает, что рост значения регионов, регионализм – характерная черта развития современных государств, даже если формально они не называются федеративными.

В современных условиях регулирование экономических отношений внутри федерации является одним из ключевых направлений федеративной политики и правового регулирования. Экономический федерализм охватывает ту часть системы федеративных отношений, которая затрагивает собственнические, финансовые, денежно-кредитные, а также нормативно-правовые рычаги, обеспечивающие устойчивое социально-экономическое развитие федеративного государства, самостоятельность и интеграцию хозяйственных комплексов страны в единое экономическое пространство.

В конституционном регулировании экономических отношений в современных федерациях мы можем встретить несколько общих проблем, которые регулируются с помощью конституционных норм: поддержание экономического единства страны; создание единой системы денежного оборота; поддержание благосостояния общества; введение единой системы налогового регулирования;  поддержание равномерности экономического развития территорий федерации; единство правового регулирования.

В итоге можно сказать, во-первых, что современные федерации разнообразны, разнообразна и практика правового регулирования федеративных отношений в разных странах. Универсальные институты часто находят индивидуальное применение в различных государствах. Во-вторых, экономическая политика федеративных государств, направленная на укрепление единого экономического пространства требует согласования с интересами регионов в обеспечении индивидуального экономического роста и конкурентных преимуществ каждого региона.

Поэтапный переход России к федерализму (исторически – начиная с первых советских конституций) был, в определенной степени неизбежен, хотя проходил достаточно драматично. Современные условия требуют возрастания роли регионов, особенно в экономической политике.

Обеспечивая экономическое развитие регионов региональные сообщества могут опереться на развитую систему законодательства Российской Федерации, посвященную регулированию федеративных отношений, начиная с Конституции Российской Федерации, и заканчивая ведомственными нормативными актами, такими, например, как «Региональный инвестиционный стандарт».

Но для того, чтобы обеспечить устойчивое экономическое развитие региона требуется развитая региональная нормативная база, опирающаяся на общественное согласие всех субъектов принятия решений: граждан, общественных организаций, ветвей и уровней власти.

В Вологодской области данная система нормативных актов включает нормативные акты, которые отвечают за экономическое развитие области в целом (в частности, Государственная программа  «Экономическое развитие Вологодской области на 2014 – 2020 годы»; нормативные акты, направленные на формирование общественного согласия; а также система нормативных актов, регулирующих основные институты современной экономики: права собственности и приватизацию, региональное инвестиционное законодательство, бюджетную систему и эффективность расходования бюджетных средств, эффективность органов государственной власти.

Одно из ключевых направлений экономического развития территорий – формирование эффективной системы местного самоуправления. Принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ региональные нормативные акты позволили реорганизовать систему власти на местах и перераспределить полномочия между поселенческим и районным уровнем, но на повестке дня остаются задачи, которые и позволят сформировать эффективное местное самоуправление: формирование его финансовой основы и связанная с ним задача активизации общественного потенциала и инициативности на местах.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. Для крупных государств с разнокультурной территорией более подходит форма федерации, которая позволяет создавать рамочные федеральные законы и наполнять их местной спецификой.
  2. В современных условиях государственная независимость как цель территориального развития уступает место экономическим интересам и выгодам от политического позиционирования территории. Поэтому егулирование экономических отношений внутри федерации является одним из ключевых направлений федеративной политики и правового регулирования.
  3. На основе проведенного анализа можно дать следующее понятие экономического федерализма. Экономический федерализм – это часть системы федеративной системы, которая охватывает все типы отношений, связанные с экономическим развитием субъектов федерации: отношения собственности, инвестиционные, бюджетные, налоговые, экономико-правовые, внешнеэкономические и т.п. Экономический федерализм может рассматриваться с точки зрения «вертикальных» взаимоотношений между центром и регионами, главным образом с точки зрения вклада того или иного субъекта в экономику страны и действий федерации по экономическому развитию данного региона, и может рассматриваться с точки зрения отношений между различными субъектами «по горизонтали», главным образом с точки зрения конкуренции субъектов за ресурсы, но и с точки зрения межрегионального сотрудничества.
  4. Современные федерации разнообразны, разнообразна и практика правового регулирования федеративных отношений в разных странах. Универсальные институты часто находят индивидуальное применение в различных государствах.
  5. Экономическая политика федеративных государств, направленная на укрепление единого экономического пространства сталкивается с интересами регионов в обеспечении индивидуального экономического роста и конкурентных преимуществ, и требует в каждом конкретном случае специального согласования.
  6. Федерализм для Российской Федерации является органичной системой государственного устройства. За двадцать лет существования федерализма Российская Федерация наработала и собственный опыт реализации его принципов (как позитивный, так и негативный). В современных условиях роль регионов в экономическом развитии страны в целом возрастает, поэтому необходимо способствовать экономическому развитию каждого региона как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения практической региональной политики, ведь благосостояние федерации строится на основе благосостояния ее территорий.
  7. Правовое регулирование экономической политики на региональном уровне предполагает создание качественных региональных правовых институтов, также программ развития региона и эффективной государственной службы и системы управления, способной реализовать эту программу; создания инвестиционных законов и определения прав собственности, результативного расходования бюджетных средств и создания механизмов достижения общественного согласия по поводу развития региона и направлений экономической политики его правительства.
  8. В регионах России, в частности, в Вологодской области, создаются правовые основы для формирования инвестиционного климата. Результат этой работы зависит от многих факторов, многие из них не являются правовыми. В частности, это наличие в регионе достаточного объема трудовых ресурсов для создания новых производств и способность создать привлекательное качество жизни для миграции в регион квалифицированных кадров (а это и вопросы развития сфер образования, здравоохранения, культуры); транспортное развитие региона и вообще существование высокоразвитой инфраструктуры на его территории; социальная и политическая стабильность на территории региона, обеспечивающая инвестору уверенность в сохранении инвестиций; взаимоотношения с федеральным центром и способность руководства региона привлекать средства из федерального бюджета и другие показатели инвестиционной привлекательности.
  9. Местное самоуправление является территориальной основой экономического развития региона в целом. Главные направления повышения эффективности местного самоуправления – это развитие местной экономики, создание рабочих мест и повышении доходов граждан, а также формирование гражданской активности именно на местном уровне, ведь те перемены, которые сможет внести местное сообщество в свою жизнь как раз и обеспечат новое качество жизни персонально для каждого гражданина, проживающего на данной территории, будь то чистые улицы, цивилизованные формы культурного досуга или возможность экономической самореализации. Задача региональной власти – создавать условия для развития местной экономики и повышения гражданской активности.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Нормативные правовые акты
  2. Устав Организации Объединенных Наций [Офиц. сайт ООН]. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/
  3. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием / авт. историко-правового комментария Б. А. Страшун. 4-е изд., изм. 2014. 144 с.
  4. Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации». Часть 1. // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс»/ URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
  5. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»/ URL: http://base.garant.ru/11901341/
  6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)//Справочно-правовая система «ГАРАНТ»/ URL: http://base.garant.ru/12117177/
  7. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»//Справочно-правовая система «ГАРАНТ»/ URL: http://base.garant.ru/12125505/
  8. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»// Справочно-правовая система «ГАРАНТ»/ URL: http://base.garant.ru/12128965/
  9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс»/ URL: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/
  10. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»// Справочно-правовая система «ГАРАНТ»/ URL: http://base.garant.ru/12141176/
  11. Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// «Российская газета». – 2014. – 30 мая.
  12. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// «Российская газета». – 2014. – 3 июля.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// «Российская газета». – 2009. – 19 мая.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 596 «О долгосрочной экономической политике»//[Офиц.сайт Президента России] URL: http://www.kremlin.ru/news/15232
  15. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» //«Российская газета». URL: http://www.rg.ru/2014/08/07/sankcii-dok.html
  16. Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы»// Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/499091778
  17. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»/ URL: http://base.garant.ru/194365/
  18. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года»// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 1. – Ст. 216.
  19. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 года № 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/902334110
  20. Устав Вологодской области от 18 октября 2001 года № 716-ОЗ//Официальный портал Правительства Вологодской области/URL: http://vologda-oblast.ru/dokumenty/ustav/
  21. Закон Вологодской области от 30 апреля 2002 г. №781-ОЗ «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/938501467
  22. Закон Вологодской области от 9 июня 2002 года № 797-ОЗ «О Реестре собственности Вологодской области»//Департамент имущественных отношений Вологодской области [Офиц.сайт] /URL: http://www.dio.gov35.ru/docs/norm/registr/OZ_090602-797.pdf
  23. Закон Вологодской области от 15 ноября 2002 г. № 842-ОЗ «О транспортном налоге»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/938501712
  24. Закон Вологодской области от 21 ноября 2003 г. № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» //Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/938502090
  25. Закон Вологодской области от 02 июля 2008 года № 1811-ОЗ «Об Общественной палате Вологодской области»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/819053634
  26. Закон Вологодской области от 5 декабря 2008 года № 1916-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Вологодской области»//Корпорация развития Вологодской области [Офиц.сайт]/ URL: http://www.invest35.ru/assets/files/docs/05.12.2008_N_1916.pdf
  27. Закон Вологодской области от 31 мая 2010 года № 2308-ОЗ «Об участии Вологодской области в государственно-частном партнерстве»//Официальный портал Правительства Вологодской области/ URL:http://vologda-oblast.ru/dokumenty/zakony_i_postanovleniya/3451/
  28. Закон Вологодской области от 29 ноября 2010 года № 2419-ОЗ «О нормативах расходных потребностей».// Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/895286173
  29. Закон Вологодской области от 5 июля 2012 года № 2810-ОЗ «О научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности и государственной поддержке инновационной деятельности в Вологодской области»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/453120242
  30. Закон Вологодской области от 28 декабря 2012 года № 2947-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области»// Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/453364271
  31. Закон Вологодской области от 30 мая 2013 года № 3053-ОЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Вологодской области»// Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/460123441
  32. Закон Вологодской области от 02 апреля 2013 г. № 3023-ОЗ «Об инвестиционном налоговом кредите» //Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/453377479
  33. Закон Вологодской области от 8 мая 2013 г. № 3046-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области и о внесении отдельных изменений в отдельные законы области»// Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/460123428
  34. Закон Вологодской области от 26 июня 2013 г. № 3121-ОЗ «О старостах населенных пунктов Вологодской области»//Интернет-портал «Российской газеты»/ URL: http://www.rg.ru/2013/07/22/vologda-zakon3121-reg-dok.html
  35. Закон Вологодской области от 10 июля 2013 года № 3122-ОЗ «О порядке предоставления государственных гарантий Вологодской области»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/460155687
  36. Закон Вологодской области от 6 декабря 2013 года № 3222-ОЗ «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/460228798
  37. Закон Вологодской области от 6 декабря 2013 года № 3223-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений бюджетам поселений за счет средств областного бюджета»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/460216054
  38. Закон Вологодской области от 6 июня 2014 г. № 3383-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений»//Интернет-портал «Российской газеты»/ URL: http://www.rg.ru/2014/07/10/vologda-zakon3383-reg-dok.html
  39. Закон Вологодской области от 10 декабря 2014 г. «О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/423958198
  40. Постановление Правительства Вологодской области от 12 апреля 2010 г. «О государственной областной инвестиционной программе» //Корпорация развития Вологодской области [Офиц.сайт]/ URL: http://www.invest35.ru/assets/files/docs/lgoty/goip.pdf
  41. Постановление Правительства Вологодской области от 12 апреля 2010 г. № 383 «О порядке формирования государственной инвестиционной программы» //Официальный портал Правительства Вологодской области/ URL: http://vologda-oblast.ru/upload/iblock/6dd/383.pdf
  42. Постановление Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 г. № 478 «Об экспертном совете по инвестиционной деятельности Вологодской области» //Корпорация развития Вологодской области [Офиц.сайт]/ URL: http://www.invest35.ru/assets/files/docs/lgoty/pol_exp_sov.pdf
  43. Постановление Правительства Вологодской области от 01 августа 2011 г. № 914 «О порядке участия органов исполнительной государственной власти области в государственно-частном партнерстве»//Официальный портал Правительства Вологодской области/ URL: http://vologda-oblast.ru/dokumenty/16301/
  44. ПостановлениеПравительстваВологодской области от 29 мая 2012 г. N 568 «О Департаменте государственной службе и кадровой политики Вологодской области»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/453356920
  45. Постановление Правительства области от 16 июля 2012 года № 803 «О вопросах структуры и штатной численности органов исполнительной государственной власти области»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/453357301
  46. Постановление Правительства Вологодской области от 03 октября 2012 г. № 1156 «О государственной программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы»// Корпорация развития Вологодской области [Офиц.сайт]/ URL: http://www.invest35.ru/assets/files/docs/Gosprogramma.pdf
  47. Постановление Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 г. № 1235 «О государственной программе «Совершенствование государственного управления в Вологодской области на 2013 – 2018 годы»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/453355219
  48. Постановление Правительства Вологодской области от 01 апреля 2013 г. № 339 «О реализации государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/453377702
  49. Постановление Правительства Вологодской области от 09 апреля 2013 года № 388 «Об утверждении Порядка оценки качества финансового управления органов исполнительной государственной власти области»//Официальный портал Правительства Вологодской области/URL: http://vologda-oblast.ru/dokumenty/16301/
  50. Постановление Правительства Вологодской области от 05 августа 2013 № 803 «О Стратегии развития имущественного комплекса Вологодской области до 2020 года»//Официальный портал Правительства Вологодской области/ URL:

http://vologda-oblast.ru/dokumenty/zakony_i_postanovleniya/postanovleniya_pravitelstva/16752/

  1. Постановление Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 г. № 1111 «О государственной программе «Экономическое развитие Вологодской области на 2014 – 2020 годы»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/460207475
  2. Постановление Правительства Вологодской области от 01 апреля 2014 года № 265 «О Порядке осуществления Департаментом финансов Вологодской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/460289475
  3. Постановление Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2014 года № 112 «Об утверждении положения об областном государственном совете»// Официальный портал Правительства Вологодской области/ URL: http://vologda-oblast.ru/dokumenty/zakony_i_postanovleniya/243041/
  4. Постановление Правительства Вологодской области от 05 ноября 2014 года № 990 «Об утверждении государственной программы Вологодской области «Управление региональными финансами Вологодской области на 2015-2020 годы»//Электронный фонд правовой и научно-технической информации/ URL: http://docs.cntd.ru/document/423862140
  5. Официальные документы органов власти
  6. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2013 г. // [Офиц.сайт Президента России] URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19825
  7. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 4 декабря 2014 г. // [Офиц.сайт Президента России] URL: http://www.kremlin.ru/news/47173
  8. Путин В.В. Вступительное слово на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований//Президент России [Офиц.сайт]/URL: http://www.kremlin.ru/news/19585
  9. Доклад Губернатора Вологодской области «Об инвестиционном климате» 15.10.2013. //Официальный портал Правительства Вологодской области/

URL:  http://vologda-oblast.ru/gubernator/vystupleniya_intervyu/

  1. Выступление Губернатора Вологодской области на II съезде депутатов Вологодской области 25.03.2014. //Губернатор Вологодской области [Офиц. сайт]/ URL: http://vologda-oblast.ru/gubernator/vystupleniya_intervyu/
  2. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области за 2014 год//Губернатор Вологодской области [Офиц.сайт]/ URL: http://okuvshinnikov.ru/files/ocenka2015/doklad_o_rezul_tatah_deyatel_nosti_dgs.pdf
  3. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента имущественных отношений Вологодской области за 2014 год//Губернатор Вологодской области [Офиц.сайт]/ URL: http://okuvshinnikov.ru/files/ocenka2015/balaeva.pdf
  4. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента стратегического планирования Вологодской области за 2014 год//Губернатор Вологодской области [Офиц.сайт]/ URL: http://okuvshinnikov.ru/files/ocenka2015/ponomareva.pdf
  5. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента финансов Вологодской области за 2014 год//Губернатор Вологодской области [Офиц.сайт]/ URL: http://okuvshinnikov.ru/files/ocenka2015/artamonova_zamena.pdf
  6. «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе»// URL: http://investstandart.ru/resources/uploads/about.pdf
  7. Учебники, учебные пособия, монографии
  8. Абдулатипов Р.Г. Федералогия – СПб.: Питер, 2004 – 320 с.
  9. Агапова И.И. Институциональная экономика: учеб. пособие – М. Экономистъ, 2006 – 254 с.
  10. Алексеев С. С. Частное право. – М.: «Статут», 1999. – 158 с.
  11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов – М.: «Норма», 2007 – 784 с.
  12. Басу Дурга Дас. Основы конституционного права Индии: Пер. с англ./Под общ ред. М.М.Сайфулина; вступ ст. М.М.Сайфулина и С.Ю.Кашкина – М.: Прогресс, 1986. – 664 с.
  13. Бусыгина И. М., Захаров А. А. Общественно-политический лексикон/Институт международных исследований – М.: МГИМО – Университет, 2009 – 276 с.
  14. Васильцова В.М. Тертышный С.А. Институциональная экономика: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПБ.: Питер, 2013 – 256 с.
  15. Грибанова Г.И. Местное самоуправление в Западной Европе: Сравнительный анализ политико-социологических аспектов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 207 с.
  16. Жиро Т. Политология/Пер. с польск. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр. 2006 – 428 с.
  17. Захаров А. «Спящий институт»: Федерализм в современной России и в мире/Андрей Захаров; предисл. Камерона Росса. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 144 с.
  18. Захаров А. Унитарная федерация. Пять этюдов о российском федерализме. — М.: Московская школа политических исследований. — 2008. — 144 с.
  19. Конституции государств Европейского Союза. Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л.А.Окунькова – М.: Издательсткая группа ИНФРА-М – Норма, 1997. – 816 с.
  20. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник/Отв. Ред. Проф. Б.А.Страшун – 3-е изд., обновл и дораб. – М.: Издательство БЕК, 2000 – 784 с.
  21. Кордонский С.Г. Россия. Поместная федерация. М., 2010 Административно-территориальная структура России: «в реальности» и «на самом деле». – М.: Издательство «Европа», 2010. – 308 с.
  22. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. — 224 с.
  23. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование/Пер. с англ. под ред. А.М.Салмина, Г.В.Каменской. – М.: Аспект Пресс, 1997 – 287 с.
  24. Медушевский А.Н. Размышления о современном российском конституционализме. М., 2007 – 176 с.
  25. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. М.: «Юстицинформ», 2009 – 559 с.
  26. Монтескье Ш.Л. О духе законов. – М.: Мысль, 1999. – 672 с.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики\ Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 180 с.

  1. Познер Р.А. Экономический анализ права: В 2-х т./Пер с англ. под. Ред. В.Л.Тамбовцева. СПб: Экономическая школа, 2004. Т.2. – 454 с.
  2. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма : Инфра – М, 2011 – 1008 с.
  3. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке: пер. с франц. /Предисл. Гарольда Дж.Лиски. – М.Прогресс, 1992. – 554 с.
  4. Туровский Р.Ф.Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов /Р. Ф. Туровский; Гос. ун-т-Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. – 780 с.
  5. Федерация в зарубежных странах. – М.: Юрид.лит., 1993 – 112 с.
  6. Федералист. Политические эссе А.Гамильтона, Дж.Мэдисона и Дж.Джея: Пер. с англ/Под общ.ред., с предисл.Н.Н.Яковлева, коммент. О.Л.Степановой. – М.: Издательствкая группа «Прогресс» – «Литера», 1994 – 592 с.
  7. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М.: Издательский дом Артикул, 1997 – 352 с.
  8. Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. – Мн.: “Харвест”, 1998. – 784 с.
  9. Чудаков М.Ф.Конституционное право Соединенных Штатов Америки. Основные институты: Пособие для студентов. – Мн.: «Тесей», 1999 – 192 с.
  10. Шимов Я. Австро-Венгерская империя. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 608 с.

Научные статьи, материалы из периодических изданий

  1. Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экон. и социал. перемены : факты, тенденции, прогноз. – 2011. – T. 13, № 1. – С. 115–131
  2. Альтернативы регионального развития (Шабунинские чтения): материалы I Междунар. Науч.-практ. Конф., Волгоград, 8-9 окт. 2010 г./редкол.: Д.В.Грушевский (отв. Ред.) [и др.] – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010 – 342 с.
  3. Альтернативы регионального развития (Шабунинские чтения): материалы II Междунар. Науч.-практ. Конф., Волгоград, 7-8 окт. 2011 г./редкол.: Д.В.Грушевский (отв. Ред.) [и др.] – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011 – 487 с.
  4. Богатырева О.Н., Крапивницкая Е.Д. Регионы Италии в современной международной деятельности: правовой аспект // Известия Уральского федерального ун-та. Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 108, № 4 л. – С. 82-94.
  5. Глазычев В. Есть ли будущее у российского федерализма? // Экономическая политика. – 2010. – № 2. – С. 74–76.
  6. Иевлев Н.В. Законодательная дилемма о местном самоуправлении// Самоуправление. – 2014. – № 7-8. – С. 31–33.
  7. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим» (Парадоксы европеизма в современной России) // Вопросы философии. – 1996. – № 10. – С. 19–31.
  8. Перфильев А.М. Новое инвестиционные законодательство Вологодской области.//Право и инвестиции, – 2013. – №1-2. – С. 59–61.
  9. Петрова. Е.А. Конституционные основы правовой системы США//Теория и практика общественного развития, – 2010. – №4. – С. 182–186.
  10. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм.//Политические исследования, – 1995. – №5. – С. 59–61.
  11. Материалы юридической практики
  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 13. – Ст. 1602.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея//Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 15. – Ст. 1497.
  14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. № 3-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 47 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании «Кадет Истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда города Пензы // Рос. газ. – 2004. – 24 февр.
  15. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2006 г. № 10-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 155, п. 2 и 3 ст. 156 и абз. 22 ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия: постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. – № 27. – Ст. 2803; По делу о проверке конституционности положений ч. 4, 5 и 6 ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 2. – Ст. 400.
  16. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 22-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Народного Собрания Парламента Чеченской Республики о проверке конституционности пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района»// ВКС РФ. – 2007. – № 3.
  17. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. № 29-П по делу о проверке конституционности положения подпункта 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Авиационная компания «Полет» и открытых акционерных обществ «Авиакомпания «Сибирь» и «Авиакомпания «ЮТэйр»// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 2. – Ст. 397.
  18. Электронные ресурсы
  19. Бусыгина И.М. Практика территориально-политического строительства в Испании и России: попытка сравнительного анализа//Казанский центр федерализма и публичной политики/URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n7/4/
  20. Зубаревич Н. А. Геополитика и развитие регионов// Ведомости/ URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/35854761/geopolitika-irazvitie-regionov
  21. Зубаревич Н.А. Сверхцентрализация в регионах как мина замедленного действия// Ведомости. 20.01.2014// URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/21524921/grabli-mestnogo-urovnya
  22. Караганов С. Европа: можно ли избежать поражения? Чтобы выжить страны ЕС нуждаются в скорейшей внутренней модернизации//Российская газета. 18.02.2015. URL: http://www.rg.ru/2015/02/19/karaganov.html
  23. Кувшинников О.А. Расширение полномочий глав повысит их инициативность и ответственность// «Красный Север», URL: http://www.krassever.ru/articles/politics/governor/42116/
  24. Примаков Е.М. Важнейшая проблема экономической политики// «Российская газета», 20.05.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/05/20/primakov.html
  25. Скоробогатый П. Местное самоуправление. Истоки проблемы и суть реформы//Эксперт/ URL: http://expert.ru/expert/2014/16/mestnoe-samoupravlenie-istoki-problem-i-sut-reformyi/
  26. Третьяков А.Б. Власть в шаговой доступности//«Красный Север»/ URL: http://www.krassever.ru/articles/politics/local_government/46057/
  27. Литература на иностранных языках
  28. Larry E. Ribstein Bruce H. Kobayashi . Тhe Economics of Federalism/Illinois Law and Economics Working Papers Series. Working Paper No. LE06-001 January, 2006. URL: / http://www.law.gmu.edu/assets/files/publications/working_papers/06-15.pdf
  29. Proudhon P.-J. The principle of federation and the need to reconstitute the party of revolution [Электронный ресурс] / URL: http://www.ditext.com/proudhon/federation/federation.html
  30. Wallace E. Oates An Essay on Fiscal Federalism /Journal of Economic Literature . Published by: American Economic Association.Vol. 37, No. 3 (Sep., 1999), pp. 1120-1149 p. 1120./ URL: http://econweb.umd.edu/~oates/research/FiscalFederalism.pdf



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.