Содержимое

Введение
Вопросами о деятельности некоммерческих организаций интересуются многие. Действительно, некоммерческие организации имеют особый юридический статус и налоговый режим, при этом они вправе осуществлять коммерческие операции, что зачастую является привлекательным фактором и основой для множества нарушений действующего законодательства.
Актуальность выбранной темы ВКР определяется тем, что в настоящее время действуют десятки нормативных актов о некоммерческих организациях. И только внимательное изучение их особенностей, детальное анализ, позволят принять учредителям некоммерческих организаций верные решения о наиболее предпочтительной форме некоммерческой организации для достижения конкретных поставленных ими целей и задач.
Однако, как отмечают эксперты, на практике отличить чисто некоммерческую организацию, например, благотворительную организацию от предпринимательской оказывается весьма непросто.
Во-первых, нет достаточных правовых критериев, которые позволили бы разграничить коммерческую и некоммерческую деятельность. Далеко не всегда можно однозначно сказать, к какому виду организаций относятся, например, театр, цирк, киноклуб со своей киностудией, где одновременно снимаются научно-популярные фильмы и рекламные ролики, частная платная школа, издательство детской или образовательной литературы и т.д.
Во-вторых, законодатель разрешает всем некоммерческим юридическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность с условием, что такая деятельность будет служить достижению целей, ради которых создана конкретная организация, и соответствовать этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). Такая позиция представляется совершенно обоснованной, поскольку в современных условиях, наверное, ни одно юридическое лицо, даже имеющее самые благие намерения и призванное решать некие общечеловеческие задачи, не сможет долгое время существовать только на добровольные взносы своих учредителей и пожертвования меценатов.
В-третьих, сама законодательная конструкция некоторых некоммерческих организаций такова, что предполагает распределение прибыли, полученной юридическим лицом, между его участниками. Самый яркий тому пример – потребительский кооператив.
Цель исследования – дать гражданско-правовую характеристику некоммерческим организациям, определить порядок их создания и ликвидации.
Задачи исследования:
1) определить понятие и сущность некоммерческих организаций
2) рассмотреть организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их отличительные черты
3) создание некоммерческой организации
4) ликвидация некоммерческих организаций
5) создание благотворительного фонда
Объектом исследования ВКР выступают общественные отношения, возникающие в процессе создания, деятельности и ликвидации некоммерческих организаций.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций в РФ.
В ВКР использованы такие методы исследования, как метод анализа литературы, нормативно-правовой документации, обобщения и др.
Теоретическую основу ВКР составили нормативно-правовые акты РФ, учебно-методическая литература по теме, материалы периодической печати ,использовались ресурсы интернета сайты «Консультант плюс» и « Гарант».
ВКР работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие и организационно-правовые формы некоммерческих организаций

1.1. Понятие и сущность некоммерческих организаций

1.2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их отличительные черты

1.1. Понятие и сущность некоммерческих организаций
Что ж такое некоммерческие организации- это организации, не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками(п.1 ст.50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Ст.2. закон «Онекоммерческих организаций»(законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 2 Некоммерческие организации
Закон «О некоммерческих организациях»(глава 1 ,Статья 2)
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.
5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства.
Структурное подразделение – отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее – иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Отличительной чертой некоммерческих организаций является их общественный характер: все они объединяют либо физических лиц (граждан), либо юридических лиц (организации), организуются на добровольной основе и содержатся на общественные средства. В то же время некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и имеют ряд льгот в налогообложении.
В Российской Федерации лишь в 1990-х годах стала формироваться законодательная база некоммерческих организаций. Основным аналогом международного понятия “некоммерческая организация” в России до 90-х годов была “общественная организация”, т.е. добровольное самоуправляемое объединение граждан, которое создавалось с целью реализации личных духовных, творческих, научных, профессиональных, спортивных, культурных и других интересов, и которое существовало как членская организация, без целей получения и распределения прибыли.
С принятием первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации ситуация принципиально изменилась. Нормы о некоммерческих организациях сведены в единый раздел “Некоммерческие организации”, в котором приведен перечень видов некоммерческих организаций, в том числе тех, которые могут заниматься благотворительностью (благотворительные и иные фонды), даются основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов некоммерческих организаций, порядок получения и использования ими имущества, а в некоторых случаях и требования, которые должны быть включены в учредительные документы некоммерческих организаций.
Некоммерческие юридические лица имеют ряд особенностей, не характерных для коммерческих организаций:
1. В отличие от коммерческих, некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только ГК РФ, но и другими законами.
2. Правоспособность некоммерческих организаций является специальной, то есть некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом.
3. Некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае же ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, для достижения которых была создана организация. Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данной организации.
4. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь на столько, на сколько это служит достижению целей, ради которых она создана. Например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Только в одном случае законодатель ограничивает некоммерческие организации в осуществлении предпринимательской деятельности: ассоциации коммерческих организаций сами являются организациями некоммерческими, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, т.е. по организационно-правовой форме превращается в коммерческую организацию; но тогда уже приобретается и право делить прибыль между участниками. К ассоциациям некоммерческих организаций требование преобразования не относится, и, следовательно, ведение предпринимательской деятельности им не запрещено.
Некоммерческие организации могут быть не только благотворительными организациями, но и благополучателями, то есть получать благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Благотворительные пожертвования могут осуществляться в следующих формах:
– бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор. Регистрация некоммерческих организаций является одной из наиболее длительных и сложных регистрационных процедур. Из-за наличия большого количества организационно-правовых форм нередко возникают сложности с разработкой учредительных документов и с самим процессом регистрации.
Согласно закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.) некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В то же время некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и имеют ряд льгот в налогообложении.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
1.2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их отличительные черты
Чтобы правильно раскрыть данную тему , я в своей работе предлагаю сначала ознакомиться с предусмотренными законодательством формами некоммерческих организаций и их отличительными чертами.
Некоммерческие организации (организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п.1 ст.50 ГК РФ)) могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
1. Общественные и религиозные организации (объединения)
2. Потребительские кооперативы
3. Фонды
4. Частные учреждения
5. Некоммерческие партнерства
6. Автономные некоммерческие организации
7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
8. Государственные корпорации
1 Общественные и религиозные организации (объединения).(п.3 ст.50 ГК РФ).
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п.1 ст.117 ГК РФ; п.3 ст.2, п.1 ст.6 ФЗ “О некоммерческих организациях”; ст.5 ФЗ “Об общественных объединениях”);
-учреждения (п.3 ст.50 ГК РФ).
Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (п.1 ст.120 ГК РФ; п.3 ст.2, п.1 ст.9 ФЗ “О некоммерческих организациях”);
Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является цель их создания – они создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Другой признак – общность интересов объединяющихся граждан.
Ст.6. закон «Онекоммерческих организаций»(законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 6 Общественные и религиозные организации (объединения)
Закон «О некоммерческих организациях»(глава 2,Статья 6)
1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
2. Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов).
(п. 2 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 80-ФЗ)
3. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.
4. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.
2Потребительские кооперативы.(п.3 ст.50 ГК РФ).
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов(п.1 ст.116 ГК РФ, ст.1 ФЗ “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”) . В отличие от других форм некоммерческих организаций, доходы от предпринимательской деятельности кооператива распределяются между его членами.
Потребительский кооператив – объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество, которого складывается из паевых взносов.

Пайщиками потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица. Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного гражданина обязательно, в противном случае кооператив превратится в объединение юридических лиц.
К потребительским кооперативам относятся: жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические кооперативы, а также товарищество собственников жилья и некоторые другие кооперативы
Потребительские кооперативы имеют ряд отличительных черт:
– потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;
– кооператив может осуществлять некоторых виды предпринимательской деятельности, доходы от которой, могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием.
Потребительский кооператив создается и действует на основе следующих принципов:
– добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;
– обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;
– демократичности управления потребительским обществом (один пайщик – один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);
– взаимопомощи и обеспечения пайщиками, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского кооператива, экономической выгоды;
– ограничения размеров кооперативных выплат (кооперативные выплаты – это часть доходов потребительского кооператива, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского кооператива или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского кооператива);
– доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
– наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;
– заботы о повышении культурного уровня пайщиков.
Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом — общим собранием членов кооператива. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель кооператива, а также слово «кооператив» или слова «потребительское общество» или «потребительский союз».
Имущество потребительского кооператива принадлежит ему на праве собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права. Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом, он не отвечает по обязательствам пайщиков. Убытки кооператива покрываются за счет дополнительных взносов.
3Фонды (п.3 ст.50 ГК РФ).
Фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п.1 ст.118 ГК РФ; п.3 ст.2, п.1 ст.7 ФЗ “О некоммерческих организациях”);
Признаками фонда как некоммерческой организации являются – отсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является своеобразным некоммерческим «банком», где сначала аккумулируются средства за счет пожертвований, а затем распределяются на уставные цели фонда – социальные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества
Ст. 7. закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 7 Фонды
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 2 ,статья7)
1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.
4 Частные учреждения
Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая частично или полностью этим собственником. При этом имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, а не собственности. При недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник.
Ст. 9. закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 9. Частные учреждения
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 2 ,статья9)
1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
2. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
5Некоммерческие партнерства
Некоммерческими партнерствами признаются основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.3 ст.2, п.1 ст.8 ФЗ “О некоммерческих организациях”);
Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей. Отличительным признаком некоммерческого партнерства является право его членов на часть имущества в случае ликвидации партнерства или выхода из него. Некоммерческое партнерство удобно как объединение лиц свободных профессий (юристов, врачей, писателей и т.п
Ст. 8. закон «О ܰнекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 8. Некоммерческие партнерства
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 2 ,статья8)
1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
3. Члены некоммерческого партнерства вправе:
участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

6Автономные некоммерческие организации
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и пр. Имущество, переданное учредителями организации, принадлежит ей на праве собственности.
Эта форма некоммерческих организаций наиболее удобна для деятельности в сфере услуг. (п.3 ст.2, п.1 ст.10 ФЗ “О некоммерческих организациях”);
Ст. 10. закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 10. Автономная некоммерческая организация
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 2 ,статья10)
1. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
2. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
3. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
5. В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации устанавливается Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
7Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права(ст.121 ГК РФ; п.3 ст.2, п.1, 2 ст.11 ФЗ “О некоммерческих организациях”);
Статья 11. Ассоциации (союзы)
Ст. 11. закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 2 ,статья11)

1. Юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
2. Утратил силу.
3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права.
4. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.
5. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов “ассоциация” или “союз”.
8Государственная корпорация
Новая форма некоммерческих организаций, введенная Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.07.1999 г.
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании закона, которым устанавливаются особенности ее правового статуса.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. В настоящее время государственная регистрация некоммерческих организацией (за исключением общественных организаций) осуществляется в ИМНС.
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.
Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом
Ст. 7.1. закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 7.1. Государственная корпорация
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 2 ,статья7.1)
1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом.
Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.
Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.
Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.
На официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.
3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
3.1. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее – высший орган управления государственной корпорации).

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2.Особенности создания, ликвидации некоммерческих организаций

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Создание некоммерческой организации

2.2. Ликвидация некоммерческих организаций

2.1. Создание некоммерческой организации
Для создания некоммерческой организации очень важно правильно выбрать форму некоммерческой организации, это является условием эффективности её дальнейшей деятельности, позволяет избежать разногласий, а иногда и конфликтов в управлении организацией. В Законе “О некоммерческих организациях” написано , что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Эти формы некоммерческих организаций отличаются друг от друга целями деятельности, сферой деятельности, порядком управления, наличием института членства и ещё рядом особенностей. Иногда некоммерческие организации приобретают статус благотворительной организации. Не всегда легко разобраться в преимуществах и недостатках разных организационно-правовых форм.
Приняв решение о создании некоммерческой организации, человек обычно четко представляете, что он хочет делать Например, группа людей хочет зарегистрировать организацию для работы с детьми. Если они намерены собирать средства из разных источников и распределять их на определенные детские программы, тогда, вероятнее всего, они должны создавать фонд. Если они хотят оказывать услуги в области дошкольного или школьного образования, в области развития творческих способностей детей, тогда более подходящей формой будет автономная некоммерческая организация. Если эта группа состоит из родителей, желающих продвигать какие-либо общие интересы их детей, то, возможно, они создадут общественную организацию. Школьный Совет примет форму органа общественной самодеятельности и т.д
Общественные объединения ещё различаются по территориальной сфере деятельности: в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации (хотя бы на двух) и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления (города, района, поселка и т.д.)
Ст. 1. закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 1 ,статья1)
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2.1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
2.2. Положения настоящего Федерального закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13 – 19, 21 – 23, 28 – 30, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке.
4.1. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 – 1.3 статьи 15, статей 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения.
4.2. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 – 1.3 статьи 15, статей 18, 19, 20, 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 3 и пункта 4 (за исключением абзаца четвертого) статьи 24, пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения.
5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.
6. Действие пункта 6 статьи 2, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения.
7. Действие пункта 6 статьи 2 настоящего Федерального закона не распространяется на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке
Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом (например, в общественной организации – число учредителей не менее трех граждан, в потребительском обществе – не менее пяти граждан или трех юридических лиц, а в торгово-промышленной палате – пятнадцати лиц). В отличие от требований к учредителям коммерческих организаций, учредителем некоммерческой организации может быть и госслужащий, военнослужащий
Базовые требования к учредительным документам некоммерческих организаций предусмотрены статьей 14 ФЗ “О некоммерческих организациях”.
Ст. 3 закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 3 Правовое положение некоммерческой организации
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 1 ,статья3)
1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.
5. Некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
Ст. 13 закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 13 Создание некоммерческой организации
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 3 ,статья13)
1. Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
2. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации – для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования – для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Ст. 4 закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 4 . Наименование и место нахождения некоммерческой организации
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 1 ,статья4)
1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.
1.1. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.
3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
4. Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в “порядке”, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами).
5. Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, указанного в “пункте 4” настоящей статьи, в наименованиях:
1) централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации;
2) некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
3) общероссийских общественных объединений;
4) структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;
5) некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица.
6) общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.
6. Право на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, прекращается в связи с:
1) отзывом разрешения, указанного в “пункте 4” настоящей статьи, по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации;
2) прекращением юридического лица – единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в “подпункте 5 пункта 5” настоящей статьи;
3) прекращением права юридического лица – единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в “подпункте 5 пункта 5” настоящей статьи, на использование в своем наименовании официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования.

7. В случае прекращения права на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация обязана внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев с даты наступления обстоятельств, указанных в “пункте 6” настоящей статьи.
Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.
Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.
В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.
Учредителями некоммерческих организаций могут быть как физические, так и юридические лица. Юридическими учредителями всех общественных объединений могут выступать только другие общественные объединения, т.е. органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, коммерческие организации и другие некоммерческие организации не могут быть учредителем общественного объединения. Минимальное количество учредителей для общественного объединения – 3 (три) физических и/или юридических лица. Другие формы НКО может учредить и одно лицо (физическое или юридическое), за исключением некоммерческого партнерства и ассоциации (союза), для учреждения которых надо как минимум два учредителя. Ещё одно ограничение – государственные и муниципальные организации не могут учреждать благотворительную организацию.
Большинство некоммерческих организаций могут быть ликвидированы по решению высшего органа управления. Исключение – фонд, который ликвидируется только решением суда по заявлению заинтересованных лиц.
Итак, определившись с организационно-правовой формой самым главным становится – это написать устав. Устав будет основным документом, руководством для некоммерческой организации на всем протяжении жизни и деятельности. Именно его будут часто изучать и налоговые органы, и грантодатели, и госструктуры, с которыми вы будете сотрудничать. Устав должен не ограничивать человека в его действиях, а открывать перед ним большие возможности для самой разнообразной деятельности в будущем (в пределах разумного, конечно).
Устав некоммерческой организации должен содержать следующее:
– наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
– место нахождения некоммерческой организации,
– порядок управления деятельностью,
– предмет и цели деятельности,
– сведения о филиалах и представительствах,
– права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство),
– источники формирования имущества некоммерческой организации,
– порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,
– порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности некоммерческой организации, не противоречащие законам.
Некоторые некоммерческой организации заключают учредительный договор. В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.
В соответствии с действующим законодательством ряд организаций может действовать без государственной регистрации – это все общественные объединения. Им достаточно лишь провести учредительное собрание (съезд, конференцию) и утвердить устав. Но они не приобретут тогда статуса юридического лица, т.е. не смогут приобретать и иметь в собственности имущество, распоряжаться имуществом, заключать гражданско-правовые сделки и т.д. Проще говоря, человек не сможет арендовать помещение, открыть счет в банке, купить на имя организации оборудование, получить грант от зарубежного благотворительного фонда и т.д. и т.п.
Необходимые документы для регистрации некоммерческой организации:
– наименование организации;
– адрес организации
– копии паспортов учредителей, руководителя, личный ИНН (если выдавался);
– виды деятельности компании;
-размер взносов учредителей, либо перечень передаваемого имущества;
– контактные данные;
Необходимо учитывать, что перечень видов деятельности для некоммерческой организации должен быть строго ограничен целями и задачами в соответствии с которыми оно создается.
Этапы регистрации некоммерческой организации:
Регистрация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:
1. Одобрении регистрации в Министерстве Юстиции РФ;
2. Обработка документов в налоговом органе, сроки первых 2-х этапов составляют от 5 дней до одного месяца;
3. Получение свидетельства ОГРН и ИНН;
4. Постановка на учет в внебюджетных фондах РФ;
Документы представляемые в территориальный орган Министерства Юстиции РФ:
– заявление, подписанное учредителями некоммерческой организации;
– учредительные документы некоммерческой организации в трёх экземплярах -решение о создании некоммерческой организации в двух экземплярах;
– документы об уплате государственной пошлины (п. 1, ст. 333.33 НК РФ);
– документы подтверждающие нахождение юридического адреса организации;
– при использовании в наименовании организации имени гражданина, символики РФ, наименование государственного органа, документы подтверждающие правомочное использование данного наименования и государственная пошлина за его использование;
– выписка из реестра иностранных организаций, либо аналог, при учреждении некоммерческой организации иностранной компанией;
– заявление о включении в реестр некоммерческих организации, выполняющих функции иностранного агента;
пункт 5.1 ст. 13 ФЗ №-7 гласит, что перечень документов не может быть расширен и требования в предоставлении дополнительных документов недопустимо.
Порядок регистрации некоммерческие организации состоит в том, что по смыслу ФЗ «О некоммерческих организациях» гласит, данные ОПФ создаются для целей некоммерческого характера, данные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Однако законодательство не запрещает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, с учетом того, что вся прибыль полученная ею, не распределяется между участниками, а используется для достижения целей и задач предусмотренных учредительными документами.
Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом, данные полномочия возложены на Министерства Юстиции РФ.
Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
Решение о регистрации некоммерческой организации принимается Министерством Юстиции РФ по г.Москве, саму процедуру регистрации осуществляет Федеральная налоговая служба.
Согласно ФЗ №7 «О некоммерческих организация», следует, что некоммерческие организации могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как: некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, ассоциации, союзы, общественные или религиозные организации (объединения), а также в других формах предусмотренных Федеральным законом.
Некоммерческая организация проходит процедуру регистрации в соответствии с ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП», с учетом положений ФЗ №7.
Срок предоставления услуг по государственной регистрации некоммерческой организации в территориальными отделениями Министерства Юстиции РФ, без учёта времени по регистрации в Федеральной налоговой службе не должен превышать 17 рабочих дней. (п. 22 Приказа № 455). После происходит передача комплекта документов НКО представляется в налоговый орган не позднее рабочее дня следующего за днем принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации. После внесения записи в ЕГРЮЛ, налоговый орган передает в Минюст РФ, документ подтверждающие данную регистрацию. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что при регистрации некоммерческой организации в территориальных органах Минюста, происходит тесное взаимодействие с Федерального налоговой службой (п. 17, 18 Приказа № 455).
Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию, если вы исправите все ошибки.
Ст. 23.1 закон «Онекоммерческих организаций» (законы России по состоянию на 2015г.)
Статья 23.1 Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации
Закон «О некоммерческих организаций» (глава 3 ,статья23.1)
1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:
1) если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 505-ФЗ)
2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;
7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
8) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи.
1.1. В случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке.
Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В 10-дневный срок после государственной регистрации необходимо зарегистрировать некоммерческую организацию в:
-государственном комитете по статистике;
– налоговой инспекции (в случае нарушения 10-дневного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность в виде взыскание штрафа с организации в размере пяти тысяч рублей, а. п. 2. ст. 116 – нарушение срока постановки на налоговый учет более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей; в соответствии со статьей 117 Налогового кодекса РФ “ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей; ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней);
В 30-дневный срок после регистрации надо встать на учет в:
– пенсионном Фонде;
– фонде социального страхования.
После регистрации в указанных органах можно открывать счет в банке.
Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.
Доходная часть сметы — это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям.
Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.
Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:
-расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
-накладные и административно-управленческие расходы;
-расходы на предпринимательскую деятельность.
Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими. Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации ограничены 20% и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств.
Расходы некоммерческой организации делятся на прямые и косвенные.
Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ.
Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и др. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности. Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации.
Определение величины общехозяйственных расходов опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам. При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать 20 % от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов.Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности. На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более 20%, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты, или в размере, определенном высшим органом управления (собранием участников, попечительским советом и т. п.). Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем — величина каждой статьи этих расходов. Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией
К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся:
-оплата командировок и служебных поездок;
-заработная плата административно-управленческого персонала;
-отчисления в фонды социального страхования;
-канцелярские и хозяйственные расходы;
-расходы на приобретение оборудования и инвентаря;
-капитальный и текущий ремонт;
-арендная плата;
-оплата за телефон;
-почтово-телеграфные расходы;
-расходы на проведение обязательного аудита;
-амортизационные отчисления;
-оплата коммунальных услуг;
-расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
-прочие расходы.

2.2. Ликвидация некоммерческих организаций
Ликвидация некоммерческих организаций может происходить принудительно или же добровольно.
Добровольное закрытие совершается по воле учредителей либо руководителей объединения, учреждения.
Добровольное прекращение работы таких предприятий может происходить по истечению срока, который был установлен уставами этих компаний, или же после достижения целей, для которых они создавались.
По закону «О некоммерческих организациях» ликвидация фондов добровольно не должна совершаться. Такие решения принимаются только арбитражным судом по представленному заявлению заинтересованных сторон и при наличии подтверждающих документов, чтобы начать реорганизацию и ликвидацию некоммерческой организации.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Пример создания благотворительного фонда

Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается, в том числе, организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли как основной цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (учредителями) является некоммерческой организацией, что следует из содержания ч. 1 ст. 50 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Среди иных целей, ради которых может быть создана некоммерческая организация, может быть благотворительность.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение
При написания выпускной квалифицированной работы мною был проведен анализ организационно-правовой формы некоммерческих организаций в Российской федерации и сделан следующий вывод: некоммерческой признаётся организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1 ст.50 ГК РФ, п.1 ст.2 ФЗ ”О некоммерческих организациях”).
Обратил внимание, что выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих её признаков: а) отсутствие цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности; б) отсутствие права распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между участниками (исключение – потребительские кооперативы)
Провел анализформ некоммерческих организаций их отличительных черт, узнал как создается, какие может иметь доходы и расходы, как ликвидируется. Привел пример создания благотворительного фонда некоммерческой организации , что необходимо для создания фонда и с какими трудностями придется столкнуться .
Я считаю, что некоммерческие организации нужны, так как они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации создаются, как правило, снизу, по инициативе неравнодушных людей, не имеют четкой иерархии, независимы, гибки в управлении, не стремятся получить прибыль, самое главное, они хотят помочь людям, решить какую-нибудь социальную проблему. Сфера деятельности некоммерческих организаций – это помощь нищим, бездомным, инвалидам, детям, сиротам, поддержка молодежи, борьба с распространением наркомании, СПИДа, защита прав человека и т.д

Посредством деятельности некоммерческих организаций происходит взаимодействие предпринимателей и государства, осуществляется представительство интересов предпринимателей в государственных органах.
Таким образом ,сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни России.

Список используемой литературы

I. Нормативно-правовые акты
1.Федеральный закон от 12.01.1996 n 7-фз (ред. от 29.12.2010) “о некоммерческих организациях” (принят гд фс рф 08.12.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) – Юридический портал LawMix
2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. №135-Ф3 (В ред. ФЗ от 30 декабря 2006г, №276-ФЗ) СЗ РФ, 2003, N 27, ст. 2708
3.Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. (В ред. ФЗ от 21 марта 2002, №31-ФЗ). СЗ РФ, 1997, №28. Ст. 3306
4. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г., № 82-ФЗ (В ред.
ФЗ РФ от 2 февраля 2006г, №19-ФЗ) СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1930
5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. №129-ФЗ (В ред. от 1 декабря 2007г. №318-ФЗ) СЗ РФ, 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754
6. Консультант Плюс — официальный сайт компании “Консультант Плюс”, которая является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс.
7.Правовая база Гарант — справочная правовая система компании «Гарант
II. Специальная литература
1. Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. ― М.: Изд. “Дело и Сервис”, 2006.
2. Уткин Р.В. Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций Бюл. Министерства юстиции РФ, №5, 2006.
3 Зайцев А.И., Афанасьев С.Ф. Гражданское процессуальное право Издательство: ЮРАЙТ, 2013 год
4. Борякова С. А., Щербачева Л. В., Петров И. В., Алексий П. В., Коршунов Н. М., Эриашвили Н. Д.Предпринимательское право Издательство: Юнити-Дана, 2012 год
5 Сергеева Ю. С.Некоммерческие организации издательство: А-Приор, 2010 год.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.