Содержимое

Введение.

Российское общество переживает период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.
Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.
В дипломной работе предпринята попытка раскрыть основные аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу.
Тема пенсионного обеспечения военнослужащих актуальна. Государство старается заботиться о своих гражданах, обеспечивая социальную поддержку населения и предоставляя определенную систему льгот. Большое внимание уделяется тем, кто защищает нашу страну, отдает ей должное.
Но изучение темы позволило вычленить основные проблемы:
– уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц;
– многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу;
– недостаточная социально-правовая защищенность военнослужащих;
– разногласия, которые возникают между устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации.
Объектом исследования в дипломной работе являются система пенсионного обеспечения. Предметом исследования являются виды пенсий военнослужащих, порядок исчисления и выплаты пенсии военнослужащим. Целью дипломной работы является детальное рассмотрение системы пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации. Структурно работа состоит из трех частей. В первой главе изложены общие вопросы организационно-правового обеспечения пенсионного обеспечения военнослужащих в России. Вторая глава посвящена порядку назначения и выплат пенсий военнослужащим в Российской Федерации. Третья представляет собой анализ правоприменительной практики.

Глава 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения военнослужащих

1.1 Понятия пенсия военнослужащим

1.2 Источники современного пенсионного правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих

1.3 Вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих

1.4 Виды пенсий военнослужащих

Пенсия – регулярная, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством). Является формой социальной защиты населения.
Пенсионное обеспечение – форма материального обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.
Наиболее распространенным и социально значимым видом социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей является пенсия, под которой понимается ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет средств федерального бюджета в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим определенного возраста либо имеющим определенную выслугу лет, инвалидам, а также семьям, потерявшим кормильца. Разновидностями пенсий, назначаемых бывшим военнослужащим, являются пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Одной из важнейших форм социально-правовой защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является система социального обеспечения.
Под социальным обеспечением следует понимать форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) лиц пожилого возраста, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, а также за счет средств федерального бюджета в случаях и на условиях, установленных законодательством.
Неотъемлемой частью общей системы социального обеспечения граждан Российской Федерации является социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Необходимость и возможность рассмотрения социального обеспечения указанных категорий граждан в качестве относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения обусловлены тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации являются особой социальной системой, которая имеет ряд характерных черт. Вооруженные Силы Российской Федерации имеют особую организацию, структуру, способы решения стоящих перед ними задач. Присущие армии дисциплина, строгая централизация и соподчиненность людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутика превращают ее в особый общественно-государственный институт, в “сложно организованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью и целостностью”.
Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья военнослужащих, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы не только обусловливает предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу Конституции Российской Федерации гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Таким образом, можно выделить, что военнослужащие проходят военную службу в воинских частях, на кораблях, в учреждениях, организациях, в воинских образовательных учреждениях профессионального образования. К ним относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходившие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального обучения до заключения контракта.
Ограничения, обусловленные особенностями военной службы, некоторых общегражданских прав и свобод, установленные законодательством, компенсируются военнослужащим льготами, такими как пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца. Законодательством четко определены условия назначения пенсии, какие категории граждан имеют на них право, в каких размерах и какие к ним могут быть осуществлены надбавки.
Лицам, осуществляющим военную службу, выдаются документы, удостоверяющие их личность, гражданство и правовое положение военнослужащего. Так, военнослужащие имеют право на хранение, ношение применение и использование оружия.
Закон «О воинской обязанности и военной службе» (статья 49) предусматривает предельный возраст пребывания военнослужащего на военной службе в соответствие с его воинским званием:
воинское звание предельный возраст
маршал Российской Федерации, генерал армии (адмирал флота), генерал-полковник (адмирал) 60 лет
генерал-лейтенант (вице-адмирал), генерал-майор (контр-адмирал) 55 лет
полковник (капитан 1 ранга) 50 лет
иное воинское звание 45 лет
Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Военнослужащий, уволенный в запас (отставку), в зависимости от срока военной службы и состояния здоровья имеет право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Основным нормативным документом, который определяет основы военно-социальной политики, является Федеральный закон (далее Закон) от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”. Согласно статье 3 Закона, для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 28.11.1995 N 186-ФЗ, “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”, а пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву, и их семей – Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…” пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона , и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:
а) Министерством обороны Российской Федерации – в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах “б” и “в” настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации – в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;
в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации – в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;
г) Федеральная служба исполнения наказаний – в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;
д) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их семей.
Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта “а” и пункте “б” статьи 1 настоящего Закона , осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.
Основаниями, определяющими право на тот или иной вид пенсии, являются: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Выплата пенсий гражданам, проходившим военную службу, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Закон РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”.
Помимо этого, ряд нормативно-правовых актов устанавливает особенности назначения пенсий и исчисления стажа для военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северокавказского региона Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65; Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ “О противодействии терроризму”; Закон РФ от 21.01.1993 г. № 4328-1 “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах”; Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 г. № 284 “О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих” и другие.

1.2. Источники современного пенсионного правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих

Проведение реформирования Вооруженных Сил на современном этапе требует от органов государственного и военного управления проведения активной социальной политики в отношении военнослужащих, создания благоприятных условий для выполнения ими служебных обязанностей. Одним из ее элементов является совершенствование системы пенсионного обеспечения военнослужащих. Действующее законодательство о социально-экономической защите, в том числе о пенсионном обеспечении военнослужащих России, все еще остается хаотичным. В этой сфере действует около 100 актов бывшего СССР и Российской Федерации, причем актов разного уровня: законов, указов Президента Российской Федерации, приказов, инструкций, указаний различных министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские формирования.
Основным источником правового регулирования пенсионного обеспечения граждан России является Конституция Российской Федерации. В частности статьей 39 гарантируются государственные пенсии в установленных законами случаях.
Действующая Конституция России, хотя и закрепляет широкий круг прав граждан страны, однако не упоминает о каких-либо особых гарантиях их соблюдения в отношении военнослужащих. В такой сложной сфере общественной жизни, как военная служба, с присущей ей ограничением прав и свобод человека, именно военнослужащий в наибольшей степени нуждается в конституционном закреплении гарантий социальной защиты со стороны государства. Хотелось бы, чтобы изначально статьи Конституции компенсировали отчуждение у военнослужащих их конституционных прав: права на свободу передвижения, права на выбор места жительства, некоторых гарантий личной безопасности, возможности заниматься предпринимательством, права на свободу вероисповедания и другие.
Основным законом, регулирующим пенсионное обеспечение граждан России, в том числе военнослужащих, является Федеральный Закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о государственных пенсиях). Указанным правовым актом устанавливаются основные понятия, относящиеся к пенсионному обеспечению, категории граждан, имеющих право на пенсию по государственному обеспечению, виды пенсий, условия назначения пенсий, порядок их назначения, выплаты и расчетный размер социальной пенсии для назначения пенсий.
В соответствии с Федеральным законом о государственных пенсиях осуществляется назначение пенсии по инвалидности военнослужащим, ставшими инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы. Относительно иных категорий военнослужащих имеется отсылочная норма к Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу).
Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, является основным «военно-пенсионным законом», регулирующим отношения в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих. Данный закон пришел на смену Закону СССР от 28 апреля 1990 г. «О пенсионом обеспечении военнослужащих» N 1467-I. Несмотря на значительные изменения в части основных понятий, определений и формулировок основные принципы пенсионного обеспечения, условия исчисления пенсий военнослужащих в новом Законе были полностью сохранены и получили дальнейшее развитие.
В соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, осуществляется пенсионное обеспечение:
1) проживающих в России
– лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– лиц офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;
– лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
– лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;
2) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей (далее – военнослужащие, проходившие военную службу по контракту).
Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, определяет виды пенсий, условия определяющие право на назначение тех или иных пенсий, размеры, порядок исчисления, назначения и выплаты пенсий военнослужащим; в нем учтены все особенности военной службы, в том числе в период ведения боевых действий, службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие. Особые условия военной службы компенсируются льготной выслугой лет и возможностью выхода на пенсию без ограничения возраста, при наличии выслуги лет на военной службе в льготном исчислении 20 лет и более. Кроме этого, Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение соответствующих категорий граждан и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц.
Правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, устанавливается Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. Действие положений указанного закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
К другим источникам современного правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих можно отнести следующую группу федеральных законодательных актов:
Федеральный Закон Российской Федерации от 27 мая 1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих» определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
Федеральный Закон Российской Федерации от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе;
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1 устанавливаются дополнительные надбавки и выплаты определенной категории военных пенсионеров.
В ряду подзаконных нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих особо стоит отметить Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации”.
В данном документе устанавливаются виды и периоды деятельности, засчитывающиеся (в том числе на льготных условиях) для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; порядок исчисления сумм денежного довольствия для исчисления пенсий; порядок выплаты и суммы единовременного пособия при увольнении со службы и социального пособия при увольнении со службы без права на пенсию, а также приведен Перечень отдаленных местностей и предприятий Российской Федерации, в которых служба военнослужащих, засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии.
К другим подзаконным нормативным актам, устанавливающим гарантии назначения и выплаты пенсий, регулирующих порядок исчисления и перерасчета пенсий, определяющие дополнительные меры социальной поддержки военных пенсионеров, в частности, относятся:
Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»;
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. N 958 “О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска”
Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе”
Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. №103)
Также вопросы назначения и выплаты пенсий регулируется огромным количеством ведомственных актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба. К ним, например, относятся:
Приказ Министра обороны РФ 1996 г. № 284 “О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих»
Приказ Министра обороны РФ 2006 г. № 200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»

1.3. Вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объективная необходимость установления особого статуса военнослужащих обусловлена тем, что данная категория граждан, выполняя свои служебные обязанности, однако военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами. Примерами таких ограничений являются:
1) Занятие другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
2) Занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участие в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказание содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
3) Поездка в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;
4) Вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Подобное ограничение прав сказывается на привлекательности военной службы, поэтому государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов военнослужащих, а так же компенсирует определённые затраты, предоставляя им различные льготы, в том числе и пенсионных.
Гарантированная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, помогает решить различные вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации более профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависит успех и дальнейшая судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.
Социальные гарантии обусловлены также объективными трудностями, с которыми неизбежно сопряжена военная служба. К их числу относятся: необходимость постоянно поддерживать высокую боевую готовность, строго соблюдать воинскую дисциплину, эксплуатировать сложную боевую технику, отрыв (для военнослужащих проходящих службу по призыву) от семей, постоянной работы, относительно частая, связанная с перемещениями по службе смена мест жительства.
Военнослужащие контрактной службы и члены их семей пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Их право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение.
В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения.
Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе пенсионное обеспечение, является многоплановой проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении прав и льгот военнослужащих и создании четко функционирующего правового механизма их исполнения.
Отношение человека к выполнению своих служебных обязанностей в значительной степени определяется уровнем социальной и правовой защищенности. В армии, в силу особой специфики военной службы, последствия недостаточно эффективного решения этих вопросов проявляются особенно остро, воспринимаются людьми наиболее болезненно. Недостаточная социально-правовая защищенность крайне негативно отражается на морально-психологическом настрое военнослужащих, их отношении к выполнению служебных обязанностей. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к деятельности командиров (начальников), всех офицеров и прапорщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав вверенного им личного состава.
Разработка социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
1) реализация прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
2) совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
3) охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Согласно действующему законодательству реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников.
Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране семьи, материнства и детства.
Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Главенствующая роль в организации социально-правовой работы непосредственно в войсках принадлежит командиру (начальнику) (далее – командиры).
Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Реализации прав военнослужащих в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.
Военнослужащие находятся под защитой государства. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Контроль над исполнением законности в отношении военнослужащих осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением законности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Одним из направлений социальной политики государства, в отношении военнослужащих, является их пенсионное обеспечение, порядок которого отличается от общепринятого рядом существенных моментов. Так, например, время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный страховой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни утвержденные непосредственно Правительством Российской Федерации (пример: выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений). Другими словами, определённая категория военнослужащих имеет право на льготное исчисление стажа для назначения пенсии из расчёта 1 день службы за полтора, два или три дня. Нередко бывали такие случаи, когда военнослужащие уже к 30-35 годам становились пенсионерами по выслуге лет, дающим им право на пенсию.
По мимо этого, государство заботится не только о пенсионном обеспечением военнослужащих, но так же членов их семей, в особенности к супругам защитников отечества. Так, например, супругам военнослужащих – граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий страховой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года – в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих – граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих – граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, военнослужащий, а так же члены его семьи получают возможность компенсировать ограничение их определённых прав и впоследствии реализовать себя как личностей, при этом получая пенсионное обеспечения.


1.4. Виды пенсий военнослужащих

Виды пенсий военнослужащих установлены и прописаны в статье 5 настоящего Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим в Российской Федерации

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Исчисление пенсий

2.2 Назначение и выплата пенсий

2.3 Право на получение нескольких пенсий

2.4 Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения

Пенсии, назначаемые военнослужащим, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Размеры денежного довольствия военнослужащим Вооружённых сил РФ определены в приказе министерства обороны N 2700, в особенности приложениями № 2, 3 и 4. (Приложение № 2,3,4)
Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:
1) 10 процентов – при выслуге от 2 до 5 лет;
2) 15 процентов – при выслуге от 5 до 10 лет;
3) 20 процентов – при выслуге от 10 до 15 лет;
4) 25 процентов – при выслуге от 15 до 20 лет;
5) 30 процентов – при выслуге от 20 до 25 лет;
6) 40 процентов – при выслуге 25 лет и более.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Семьям военных пенсионеров, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

2.2 Назначение и выплата пенсий

Работа по пенсионному обеспечению военнослужащих осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. Для назначения пенсии военнослужащие обращаются с соответствующими заявлениями в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” перечень документов. В этих случаях пенсионный орган (орган социальной защиты населения) запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Заявления и поступившие вместе с ними документы рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Пенсии военнослужащим, в соответствии с действующим законодательством, назначаются:
1) Военнослужащим – со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении, кроме следующих случаев назначения им пенсии с более поздних сроков: при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения, – со дня установления инвалидности;
2) Семьям военнослужащих, и пенсионеров из числа этих лиц – со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия, кроме следующих случаев назначения пенсии членам семьи с более поздних сроков: членам семьи, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста или установлением им инвалидности, – со дня достижения этого возраста или установления инвалидности;
родителям или супругу, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, – со дня обращения за пенсией.
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте – дата их отправления.
В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте.
Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, военнослужащим, и членам их семей, производится:
а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;
б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Выплата пенсий военнослужащим производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится в сроки, определяемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и организациями федеральной почтовой связи.
Выплата пенсий путем перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи и доставка пенсий по месту жительства или месту пребывания пенсионеров осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на пенсионное обеспечение военнослужащих. Выплата пенсий производится за текущий месяц в сроки, определяемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и организациями федеральной почтовой связи.
По решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации, пенсии могут выплачиваться и в ином порядке.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.
Суммы пенсии, перечисленные в соответствии с настоящей статьей на соответствующий счет после смерти пенсионера, подлежат возврату в федеральный бюджет.
Пенсии, назначаемые военнослужащим, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров.
Сумма пенсии, начисленная военнослужащим, и членам их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.
В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Сумма пенсии, причитавшаяся военнослужащим, и членам их семей и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. В других случаях сумма пенсии, недополученная пенсионером в связи со смертью, выплачивается его наследникам на общих основаниях, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий военнослужащим, и их семьям, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности Российской Федерации либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.3. Право на получение нескольких пенсий

За последние годы принят ряд изменений в пенсионное законодательство, предусматривающих право на получение отдельными категориями граждан наряду с пенсией по случаю потери кормильца, трудовых пенсий по старости, по инвалидности, за выслугу лет.
Две пенсии по Закону № 4468-1 родителям погибших до 01.01 2008 г. не назначались. Например, родитель погибшего сам получает пенсию за выслугу лет по линии МВД России либо по линии Минобороны России. В случае гибели его сына – сотрудника органов внутренних дел или военнослужащего – назначение ему пенсии по случаю потери кормильца было возможно только при переходе на пенсионное обеспечение в территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Такая позиция ущемляла конституционные права граждан из числа бывших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.
С 1 января 2008 вступили в силу изменения в законодательство, предусматривающие право пенсионеров “силовых” министерств и ведомств на получение двух пенсии: по случаю потери кормильца за погибших при исполнении служебных обязанностей детей – сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, наряду с выплачиваемой им пенсией за выслугу лет или по инвалидности.
В случае смерти инвалида вследствие военной травмы, для решения вопроса о назначении второй пенсии его родителям необходимо заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Кроме того, причинная связь может устанавливаться и учреждениями медико-социальной экспертизы, на которые постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 № 805 “О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы” возложена обязанность определять причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
Вторая пенсия назначается по заявлению пенсионеров со сроков, предусмотренных ст. 53 Закона № 4468-1, но не ранее чем с 1 января 2000 г.
При назначении пенсии по случаю потери кормильца в пенсионные органы кадровыми подразделениями предоставляются соответствующие документы, перечень которых утвержден приказом МВД России от 27.05.2005 № 418 “Об утверждении Инструкции по организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации”. Одним из требуемых документов является заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания с гибелью или смертью. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе” определение у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти, с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) возложено на военно-врачебные комиссии (далее – ВВК).
При установлении причинной связи смерти сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья, ранения, контузии, заболевания с исполнением служебных обязанностей, ВВК выносится заключение в формулировке “военная травма”.
Указанная формулировка дает право на основании ст. 30 Закона № 4468-1, на получение родителями погибшего пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях (мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет) в размере, предусмотренном п. “а” ст. 36 Закона № 4468-1, независимо от пенсии, получаемой в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту жительства.
В соответствии со ст. 7 Закона № 4468-1 вдовы погибших вследствие причин, перечисленных в п. “а” ст. 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. По достижении возраста 50 лет им могут устанавливаться: пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской федерации”, либо пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности).
Вдовы, получающие пенсию в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, по вопросу назначения второй пенсии по случаю потери кормильца обращаются в кадровые подразделения по последнему месту службы погибшего сотрудника, военнослужащего, на которые приказом МВД России от 27.05.2005 № 418 возложена обязанность по сбору и представлению в пенсионные подразделения документов для назначения пенсии.
Для назначения пенсии по случаю потери кормильца для вдов погибших требуются документы аналогичные документам, перечисленным выше для назначения пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших сотрудников и военнослужащих. Так же как и родителям, для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо достижение установленного законодательством возраста для вдов – 50 лет. Если вдова получает пенсию по инвалидности и не достигла указанного возраста, то права на вторую пенсию она не имеет.
Таким образом, согласно общему правилу, предусмотренному ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим и членам их семей, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. Вместе с тем в законодательстве имеется ряд исключений, установленных этой же статьей.

2.4. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения

Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц.
Так, например, только с января 2012 года средняя военная пенсия заметно превысила среднюю гражданскую, однако пенсии контрактников-сержантов и рядовых так и не поднялись выше средней гражданской пенсии.
В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что в последние три года уровень денежного содержания военнослужащих существенно изменился, но изменился он за счёт ввода надбавок, которые не по Закону влияют на величину пенсии. В результате денежное содержание растёт, а уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные, которые всё время считались льготными. Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу. В результате пенсия становится главным источником доходов пенсионера, у многих при этом на иждивении находятся дети. Даже если у них и получается устроиться на работу, то в основном эта работа связана с охранной деятельностью и она низко оплачиваема.
Возьмём пример приведённый ранее. В нём чётко видно, что месячный оклад военнослужащего, по воинскому званию и по должности, в сумме составляет 24.500 рублей в месяц, а исчисленная пенсия всего 11.132 рубля, что более чем в 2 раза меньше, того сколько он получал в вооружённых силах РФ.
Меры социальной поддержки, помощи в профессиональной переподготовке уволенных в запас военнослужащих, и их пенсионное обеспечение обсуждаются Правительством России постоянно, но пока ничего действенного не принято. Проблема осложняется тем, что ряды военных пенсионеров, в связи с массовыми сокращениями армии, ежегодно пополняются. Ежегодно ряды Вооруженных сил покидают примерно 50 тысяч офицеров в возрасте от 40 до 45 лет. Пока у государства нет четко выраженной программы переподготовки увольняемых офицеров, как нет и рычагов трудоустройства их в гражданские организации, а уровень их пенсии (а многие из них пенсионеры по выслуге лет) очень мал.
Необходимо понимать, что военные пенсионеры отличаются от пенсионеров гражданских не только возрастом, но и той долей ответственности, которая на них возложена за свои семьи. Пенсионеры по возрасту, как правило, уже имеют трудоустроенных детей и даже внуков, а пенсионеры по выслуге лет зачастую на руках имеют несовершеннолетних детей и должны нести бремя по их содержанию. Всё это усугубляет проблему низкого уровня военных пенсий и здесь нельзя ни в коем случае стараться приравнять пенсии военные с пенсиями гражданскими.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Правоприменительная практика

3.1 Расчет пенсии по выслуге лет военнослужащему

3.2 Судебная практика по спорам военных пенсионеров

Расчет военной пенсии или пенсии за выслугу лет основан на следующих нормативно-правовых актах:
1.Федеральный Закон “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” от 21 ноября 2011 года.
2.Постановление Российской Федерации от 5 декабря 2011 года №992 “Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих проходящих военную службу по контракту”
Расчёт пенсии военным пенсионерам производится по формуле:
((ОВД +ОВЗ+НВЛ x 50%+3% (за каждый год службы) + РК) x 56% (+2% ежегодно в случае неиндексации ДД), где:
– ОВД – оклад по должности;
– ОВЗ – оклад по воинскому званию;
– НВЛ – начисление за выслугу лет: (50%+3%) – расчет процентов пенсии по выслуге;
– РК – районный коэффициент;
– ДД – денежное довольствие
– 56% – понижающий коэффициент.
Для примера рассчитаем пенсию военнослужащего в звании находящегося майора вооружённых сил российской федерации, занимающего должность командира танка, выслуга лет, на военной службе которого составляет 20 лет, проходящего службу на Дальнем востоке. Дата выхода, на пенсию которого является 2014 год.
И так, оклад по должности военнослужащего, являющегося командиром танка, составляет на сегодняшний день 13.000 рублей. Его оклад по воинскому званию, как майора вооружённых сил РФ, составляет 11.500 рублей.
Рассчитываем начисление за выслугу лет в соответствии со ст. 13 Федерального Закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Согласно данной статье ежемесячная надбавка по выслуге 20 лет составляет 30 процентов к окладу денежного довольствия. Производим расчёт: 13000/100 x 30 = 3900 рублей (НВЛ).
Так как Майор проходи службу на Дальнем востоке его районный коэффициент составляет – 20%. Таким образом он составляет 5680
Теперь же рассчитываем пенсию по формуле указанной выше: ((13000 + 11500 + 3900) x 50% + 5680) x 56 = (14200 + 5680) x 56 = 11132.8.
Итак, пенсия данного военнослужащего на момент увольнения из рядов вооружённых сил Российской Федерации составляет 11132 рублей 80 копеек.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение
Военнослужащий — это лицо, состоящее на действительной военной службе. Он является защитником своей Родины — Российской Федерации.
Военнослужащий должен с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил России, своей части и честью своего воинского звания.
Воинская честь военнослужащего — это его внутренние высокие нравственные качества и принципы, характеризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга.
Военнослужащие, в силу выполняемых ими служебных задач, имеют особый правовой статус, который связан с определёнными ограничениями их прав как гражданина. Всё это обуславливает необходимость их социальной поддержки со стороны государства, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.
Законодательство устанавливает два вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок пенсионного обеспечения военнослужащих. Как показали проведённые исследования, этот порядок существенно отличается от порядка пенсионного обеспечения других граждан, а именно, по вопросам исчисления стажа, дающего право на получение пенсии по выслуге лет. Этот стаж может исчисляться как в календарном, так и льготном исчислении (один месяц службы за полтора, два или три месяца), в результате многие военные пенсионеры имеют возраст от 40 до 45 лет, то есть, является экономически активным населением.
В процессе исследования были выявлены проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России. Основная проблема заключается в неравномерном реформировании пенсионной системы Российской Федерации. Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц, остались в стороне, так как на тот момент, когда обсуждался вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.
Поэтому, для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.
Необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468-1 и установить, что для исчисления пенсии учитывается не только оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, но и все другие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению.
Хотелось бы так же, чтобы изначально статьи Конституции компенсировали отчуждение у военнослужащих их конституционных прав: права на свободу передвижения, права на выбор места жительства, некоторых гарантий личной безопасности, возможности заниматься предпринимательством, права на свободу вероисповедания и другие.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ
2. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014)
3. Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2013) “О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией”// ” Российская Газета ” – Федеральный выпуск №6024, 6 марта 2013 г
4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2013) “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2014
5. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 04.06.2014) “О ветеранах”
6. Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения// ” Российская Газета ” – Федеральный выпуск №4715, 25 июля 2008 г
7. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 25.11.2013) “О воинской обязанности и военной службе”
8. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 04.06.2014) “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”
9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”
10. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”//Интернет-портал “Российской Газеты, 5 марта 1993 г
11. Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 “О Военной доктрине Российской Федерации”
12. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 14.01.2013) “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” (вместе с “Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации”)
13. Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 20.02.2014) “Вопросы прохождения военной службы” (вместе с “Положением о порядке прохождения военной службы”)
14. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 14.01.2013) “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” (вместе с “Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации”)
15. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 (ред. от 15.04.2014) “Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту”
16. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237 (ред. от 06.03.2013) “О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях”
17. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 05.05.2014) “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации”//
18. Приказ Министра обороны РФ от 21.06.2011 N 888 (ред. от 29.12.2013) “Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время” (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2011 N 21665)// Интернет-портал “Российской Газеты”, 19 августа 2011 г
19. Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 N 284 (ред. от 13.01.2008) “О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих”
20. Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (с изм. от 25.02.2014) “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2012 N 24125)
21. Микрикова С.А. О некоторых ограничениях социальных прав военнослужащих в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства. // Право в Вооруженных Силах, 2010, № 9. С
22. Юридический справочник военнослужащего-контрактника (для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту) / Корякин В.М. – М.: За права военнослужащих, 2013. – 400 c.
23. Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону по делу № 2-1920/2015
24. Решение Пресненского районного суда г. Москвы по делу № 2-7456/2014
25. Определение Ростовского областного суда по делу №33-7418

Интернет-Ресурсы
1. Информационно – справочная система «Гарант» – www.garant.ru
2. Информационно – справочная система «Консультант плюс» – www. consultant.ru
3. Интернет портал «Пенсионного фонда Российской федерации – www.pfrf.ru
4. Российская газета – издание Правительства Российской Федерации – www.rg.ru
5. Сайт Министерства обороны Российской Федерации – www.mil.ru



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.