Содержимое

Введение

Актуальностью данного исследования, как в национальном, так и в международном праве, является проблема территорий, так как она выступает основным источником ресурсов и условий существования для человека, для нее также отведена роль в качестве пространственной базы государственной власти и материальной основы государства. Роль территории и особый статус в международно-правовых отношениях определяет наличие разногласий и государствами касательно пределов суверенитета государства, фактически это является способом изъятия территории из-под юрисдикции одного государства для передачи под юрисдикцию другого. Указанные выше обстоятельства могут явиться началом международно-правовых конфликтов. Поэтому международное сообщество поставило задачу разработать, принять и обеспечить исполнение международно-правовых норм, принципов и исходных начал, а равно и правовых прецедентов, регламентирующих правовые основы государственности и территориального деления для достижения блага всего международного сообщества. Данная цель не может быть достигнута без четкого понимания и определения правового статуса территорий с особым международно-правовым режимом.
Но, несмотря на свою особую значимость, к сожалению, проблема территорий с особым международно-правовым режимом для отечественных специалистов не стала важным предметом изучения в области права. В связи с чем, авторы работ по международному публичному праву не выделяют указанную разновидность территорий в международном праве, а количество научных публикаций в данной тематике составляет ничтожно малый процент. Понятие территорий с особым международно-правовым режимом, в трудах отечественных ученых, также невелико, а его содержание раскрывается через перечисление разновидностей указанных территорий. Вышеуказанное представляет собой неполный методологический подход, так как порождает правовую неопределенность относительно сущностных аспектов исследуемого явления.
Примечательно и то, что ни один международно-правовой документ не регламентирует такого понятия, как «территория», «государственная территория», «территория с особым правовым режимом», не устанавливает саму процедуру присвоения статуса «территория с особым международно – правовым режимом», не устанавливает саму процедуру присвоения статуса территорий с особым правовым режимом, не содержит четких критериев для присвоения данного статуса.
Целью моей работы является следующее: просмотр, изучение и анализ нормативных и доктринальных положений по исследуемой:
– Правового режима территорий в международном праве, а также государственной границы.
– Проблемы, связанные с Арктическим регионом, его секторальным делением.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач (содержания):
1. Определение понятий и состава государственной территории, основания изменения государственной территории;
2. Определение понятие государственная граница. Понятие и виды территорий в международном праве. Определить какие бывают виды территории;
3. Изучение принципов, а также изучение содержания принципов международного права в разрешении территориальных споров между государствами. Определение правового режим территории в международном праве;
4. Изучение истории и развитие Арктического региона;
5. Определение правового режима Арктики и Арктической зоны
6. Анализ деятельности Арктического совета (определение его роли и значения)
7. Выявление недостатков в международно-правовом регулировании по территории Арктики, предложение своего видения этой проблемы.
Объектом исследования в работе являются международно-правовые отношения по проблеме территорий с особым международно-правовым режимом, на примере Арктического региона и других территорий с особым статусом.
Предметом этой работы являются нормы международного права, регулирующие отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями.
Степень научной разработки. Теоретической основой работы послужили труды следующих ученых: Антошина Н.И., Бабурина С.И., Балаяна Н.А., Бекяшева К.А., Белавиной Ю.И., Беляковича Е.В., Вешнякова В.Г., Дериглазовой Л.В., Дугиной Ю.В., Евдокимова А.В., Клобановой А.В., Лемма Х.К., Метелиной О. В., Овлащенко А.В. Опариной М.В., Серебренниковой И.Ю., Спирина В. Г. Тихомирова Ю.А., Тучкина Н.А. Юрчука В.С. и других авторов.
В работе использованы методы теоретического исследования: подъем от абстрактного к конкретному, формализация, аналогия, абстрагирование, синтез, анализ, дедукция, индукция, формально-юридический, сравнительно-правовой методы научного познания.
Структура моей выпускной квалификационной работы в полной мере соответствует поставленной цели и задачам. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В работе раскрывается понятие государственной территории, государственных границ, территорий с особым правовым режимом, произведен анализ и классифицированы территории с особым международно-правовым режимом. А также изучен международно-правовой статус территорий Арктики и выявлены недостатки в международно-правовом регулировании.

Глава 1. Система международных отношений, регулирующих правовой статус территорий.

1.1. Понятие и состав государственной территории. Основания изменения государственной территории.

1.2. Государственная граница. Понятие и виды территорий в международном праве. Виды территории.

1.3. Принципы международного права, содержание принципов международного права. Правовой режим территории в международном праве.

1.1 Понятие и состав государственной территории. Основания изменения государственной территории.
Территория – это один из трех основных признаков государства. В Ст. 67 Конституции РФ говорится, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», которая «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Однако определение территории государства, объёма его прав в отношении экономической зоны, шельфа и т.д. – задача, прежде всего, не внутреннего, а международного права, согласно которому территория – это весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, а также недрами, воздушным и космическим пространством. Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом – часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра и т.д.), а также небесные тела и космическое пространство. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.
По основным видам правового режима территории подразделяются на:
• государственные;
• территории со смешанным режимом;
• территории с международным режимом.
Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: помещения дипломатических и консульских представительств, воздушные, речные, морские суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Арктике. Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют норма национального права.
Государственная территория – территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству. Государство осуществляет в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются основными признаками государственной территории. В ее состав входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которого определяются государственной границей.
Государственная территория – национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником, что подразумевает право народа на владение, пользование и распоряжение, как территорией, так и всеми ее естественными ресурсами, и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды и международного права. Эта формулировка характеризуется комплексным подходом, потому что в нем закрепляется двойственный характер государственной территории: с одной стороны, государственная территория выступает как объект права собственности, а с другой – она определяет пространственную границу государственной власти.
Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями). Рассмотрим поподробнее состав государственной территории. Она состоит из сухопутной, водной и воздушной территории, а также недр.
Сухопутной территории государства является вся суша в пределах государственных границ, острова и анклавы независимо от их местонахождения. Считается, что сухопутная территория включает сушу, независимо от места расположения ее отдельных составных частей. Здания и сооружения, опирающиеся на грунт или, проникают внутрь его, рассматриваются как принадлежность территории, и все, что происходит на них или в них, происходит в пределах государственной территории.
Водная территория государства включает в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), а также внутренние воды и территориальное море . Внутренние морские воды – это моря, полностью окруженные сушей одного и того государства (например, Аральское море в России); моря, побережье которых и оба берега соединены с другим морем или океаном, находятся в пределах одного государства (например, Белое море); воды морских портов и рейдов; морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству, а заливы в том случае, если ширина входа в залив равна удвоенной ширине территориальных вод. Помимо того, сюда относятся воды «исторических заливов». Исторические заливы – это заливы между берегами одного государства, имеющие ширину входа свыше 24 морских миль. Исторические заливы в силу исторически условий с давних времен находятся под контролем одного государства и рассматриваются им как внутренние воды. Как пример исторического залива относятся залив Петра Великого, Чешская Губа и Печорская Губа (РФ), заливы Мори-Ферти Бристольский (Великобритания), Гудзонов залив и залив Фанди (Канада), Чесапик (США) и некоторые другие. Понятие “Исторический залив» применяется на основе международно-правового обычая, но его статус определяется национальным законодательством, в силу признаваемых международным правом и принимаемых во внимание международным сообществом особых обстоятельств. Значимыми обстоятельствами являются связь и зависимость экономики прибрежного государства от природных богатств исторического залива (его флоры, фауны, недр морского дна). Какой вклад прибрежное государство вносит в освоение этих ресурсов, нахождение залива в стороне от основных путей международного судоходства, длительный (давностный) период осуществления прибрежным государством власти в данном морском районе и т.п.
К внутренним водам относятся также воды рек и озер, омывающих берега одного государства.
Воздушная территория государства представляет собой столб воздуха определенной высоты и включает все воздушное пространство над ее сухопутной и водной территориями. Очень важно помнить, что воздушное пространство является суверенной, неотъемлемой частью над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства.
Недра – это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, технически доступных геологическому изучению и освоению. К недрам принято относить сплошные породы, породы, находящиеся в жидок и газообразном состоянии, в том числе содержащие полезные ископаемые и энергетические ресурсы, и имеющиеся среди пород природные пустоты. Недра содержат в себе не только подземные участки, но и участки дна водоемов, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.
Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.
Территория государства может изменяться в результате:
• разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;
• национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение (создание новых независимых государств в результате референдума, т.е. народное голосование о государственной принадлежности определенной территории. Так, в 1961 г. население северного района Британского Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района – за объединение с Республикой Камерун; в 1969 г. народ Западного Ирана проголосовал за воссоединение с Индонезией);
• обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);
• применения мер ответственности за агрессию (например, отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);
• цессии – уступки права на территорию (в настоящее время не используется);
• возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории (по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 г. Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; по Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе);
• аренда территории – временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории (аренда США кубинской базы в Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа – сроком на 50 лет).
Изменение государственной территории может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права. Правовым основанием такого изменения становится межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками.
Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.
1.2. Государственная граница. Понятие и виды территорий в международном праве. Виды территории.
Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета. В зависимости от того, как проходит линия различают сухопутные, водные и воздушные границы.
Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от сухопутной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При отсутствии возможности учесть рельеф (горные хребты, водоразделы, реки и т.д.) устанавливаются геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры, или точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы.
Водная граница может проходить:
• на озере – по прямой линии, соединяются выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от того изменяется уровень воды и изменяются ли очертания его берегов;
• на судоходной реке – по главному фарватеру (тальвегу – линии наибольших глубин). В случае, когда имеет место естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы);
• на несудоходной реке – как правило, по середине реки или ее главного рукава;
• на водохранилищах – гидроузлов или других искусственных сооружений – по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между сопредельными государствами;
• на море – по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством или соглашениями с сопредельными государствами.
По линии прохождения сухопутной и водной государственной границы в вертикальной плоскости проходит воздушная граница (боковая). Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, международным правом не установлен, но в международной практике утвержден высотный предел воздушного пространства составляет примерно 110 км от поверхности Земли – наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли.
Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. юридической принадлежности определенной территории. Делимитация – это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам, или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.).
Далее осуществляется демаркация – это проведение линии государственной границы на местности, обозначенную ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол – подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.).
Все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров о территориальном разграничении, уступке, обмене, продаже территорий и подлежат утверждению высшими органами государственной власти сопредельных договаривающихся государств.
Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков.
Нейтрализация – особый правовой режим определения территории, пространственных сфер и космических тел, при котором запрещается ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны: архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие тела, зоны Суэцкого и Панамского канала и безъядерные зоны.
Режим государственной границы, как правило, устанавливается национальным законодательством и международными договорами и состоит из правил:
• содержания границы, порядок сохранности и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, проведение их контрольных осмотров, проверок;
• пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных. Осуществляется только в пунктах перехода (пересечения), установленных по договоренности, а также через коридоры полета;
• пропуска через границу лиц и товаров;
• ведения на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное и сельское хозяйство). Устанавливаются полосы вдоль государственной границы шириной до 20 метров, где категорически запрещена какая – либо хозяйственная деятельность или любые другие отдельные виды деятельности;
• разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:
– порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов;
– ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, промысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и въезда в нее; порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и др.
В международном праве давно и четко сложились общепризнанные понятия, касающиеся территории.
Таким образом, термин «территория» используется в международном праве для обозначения земного, а также внеземного пространства, очищенного от других пространств определенными пределами, и имеющего определенный юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.
Понятие «правовой статус» и «правовой режим» используются в качестве критерия для юридической классификации территорий. Хотя многие юристы – международники отождествляют эти понятия, но все же они имеют разное толкование. Правовой статус территории – базисная правовая характеристика, определяет ее основную принадлежность в соответствии с международно-правовой классификации территорий (например, государственная территория, международная территория и др.). Правовой режим выступает в виде признанных в международном праве и в законодательстве государств черт и характеристик, которые характерны только для определенной территории в совокупности, определяют определенный, порядок ее использования. Ярким доказательством таких выводов является то, что территории, которые имеют одинаковую юридическую природу и образуют единую пространственную категорию, могут отличаться специфическими особенностями своего правового режима. Например, в категории государственной территории могут существовать такие правовые режимы, как внутренние морские воды и территориальные воды (территориальное море), а в категории международных пространств – открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции и т.д., и, наоборот, в правовом режиме территорий, имеющих различную юридическую природу, может иметь много общего, например, правовой режим международных каналов и открытого моря.
Государство само, а свое усмотрение определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды, транзита через территорию, регулирование передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов .
Следует отметить, что есть разница между пониманием международного права территории в пространственном аспекте и понятием территории в ее смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения природных богатств и ресурсов, среда обитания человека и материальной основы ее существования, хотя последнее и учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования.
Большинство авторов сходятся в том, что территория в международном праве играет важную роль с позиций ее принадлежности или непринадлежности определенном территориальном суверену (государству), а также возможности ее использования всеми государствами – членами мирового сообщества. Отсюда выделяют два вида территорий:
а) государственную
б) международную.
Некоторые авторы выделяют еще территории со смешанным и с особым режимом.
Международная территория – это территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства. Таких территорий не так уж и много: открытое море, международный район морского дна – морское дно и его недра за пределами континентального шельфа прибрежных государств (за пределами национальной юрисдикции) воздушное пространство за пределами государственных территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна и другие небесные тела. Эта территория находится в общем пользовании государств, и здесь действуют общепризнанные принципы и нормы международного права.
Территория со смешанным режимом – это территория, на которой действуют одновременно как нормы международного права, так и нормы национального законодательства прибрежных государств. Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы:
1) не входящие в состав государственной территории прибрежных государств (прилегающие, исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств);
2) входящие в состав территорий прибрежных государств (международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы).
Своеобразной разновидностью территорий с чисто функциональным характером с особым международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления).
Демилитаризованные зоны – это территория, на которой по международному договору или иному (в т. ч. внутригосударственному) акту ликвидированы военные сооружения и другие объекты, запрещено содержание вооружённых сил, возведение укреплений, выполнение маневров и т. д. В состав этих территорий могут входить государственные территории или государственные, международные территории и территории со смешанным режимом одновременно: например, архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела и др.
Зона мира – зона земного шара, образовавшаяся после Второй мировой войны, в состав которой входят социалистические государства и государства Азии и Африки, не заинтересованные по каким – либо причинам в развязывании войны. Зона мира не представляет собой никакого блока, она стремиться сохранить мир, помешать возникновению новой войны. Появление зоны мира – результат исторических изменений новейшего времени, знаменует собой расстановку сил на мировой арене в пользу мира и прогресса, ослабление империалистической системы, развал колониальной. Оказывает огромное воздействие в больших масштабах на формирование современных международных отношений, на ход исторических событий. (Информация на 1958г.)
Общая протяженность границы Российской Федерации на суше и на море составляет 58 тысяч километров. Большая часть этой линии – бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых границ – с бывшими союзными республиками. Юридическая граница России закреплена международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР 1 апреля 1993 г.
Охрана Государственной границы РФ с 2003года осуществляется Федеральной службой безопасности РФ в пределах приграничной территории; Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы производится в целях недопущения противоправного пересечения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Органы ФСБ РФ вправе:
• вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;
• задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Государственной границы;
• препятствовать нарушению Государственной границы.
1.3. Принципы международного права. Правовой режим территорий в международном праве.
Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства.
В современном международном праве в отношении государственных границ утвердились два принципа – неприкосновенности и нерушимости границ. В соответствии с хельсинским Заключительным актом 1975 года «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».
Принцип нерушимости границ получил также договорное подтверждение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: государственные границы «могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности». Любое посягательство на неприкосновенность и нерушимость государственных границ может пресекаться всеми имеющимися законными средствами, в том числе при необходимости и силой оружия.
Пограничная полоса – это расположенная на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы различные инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы.
Пограничная зона – это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из того, какие отношения между сопредельными государствами, пограничная зона может не и устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами – членами СНГ государственные границы «прозрачные», номинальные.
Поэтому, говоря о правовом режиме государственной территории, мы конкретизируем понятие “режима” и выделяем различные правовые режимы. Среди них:
– пограничный режим и режим государственной границы;
– правовой режим воздушного пространства;
– правовой режим морских пространств:
– режим внутренних морских вод;
– режим портов;
– режим территориального моря;
– режим прилежащей зоны;
– особый правовой режим закрытых морей;
– правовой режим международных проливов и каналов;
– правовой режим международных рек и озер;
– другие правовые режимы.
О правовом режиме можно говорить и в отношении искусственных объектов государственной территории: воздушных, морских, и речных судов, сооружений в открытом море и космосе.
Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов, был создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: контроль за соблюдением режима Государственной границы; недопустимость нарушения границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.
Правовой режим государственных территорий определяется национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.
В пределах государственной территории само государство осуществляет и контролирует свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.
В современном международном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:
– власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории;
– государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;
– в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства;
– высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;
– юрисдикция государства может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);
– земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без четкого согласия территориального суверена.
Территориальный принцип имеет и экстратерриториальный аспект. Власть государства распространяется на его граждан в международных пространствах, например, в Арктике. Морские, воздушные и космические корабли в международных пространствах рассматриваются как территории государства их флага.
Территориальное верховенство государства охватывает и юрисдикцию государства, т.е. право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела на своей территории. Причем эти органы и лица должны соблюдать законы своей страны и за рубежом, в том числе и в отношении своих граждан, разумеется, не вступая в конфликт с местным правом. Находит все более широкое признание такой принцип экстратерриториальной юрисдикции, как принцип защиты. Согласно этому принципу государство вправе привлекать к уголовной ответственности лиц, не являющихся его гражданами, за совершенные вне его территории преступления, направленные против существенных интересов самого государства или его граждан.
Принцип суверенного равенства государств. В основе данного принципа лежит формула, заимствованная из римского права par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).
Современное международное право исходит из того, что все государства равны между собой не зависимо от их уровня развития, политического влияния, экономической силе, военной мощи. Согласно принципу суверенного равенства, государства при фактическом неравенстве юридически равны. В п. 1 ст. 2 Устава ООН провозглашает, что Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов.
Данный принцип закрепляет взаимное уважение государств. То есть каждое государство вправе осуществлять в пределах собственной территории всю полноту законодательной, исполнительной, административной и судебной власти без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.
Принцип невмешательства во внутренние дела. Содержание данного принципа достаточно полно раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г. В соответствии с нормами этого договора ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела любого другого государства. Закрепляется невозможность применения или поощрения мер воздействия одного государства на другое экономического либо политического характера с целью подчинения. Ни одно государство не должно организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Декларация также закрепляет право каждого государства выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.
Тем не менее, на практике в определенной степени возникают случаи нарушения данного принципа. В частности, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает явное и неприкрытое принуждение (военными, экономическими, финансовыми, политическими и другими средствами) одним государством (государствами) другого к совершению определенных действий, затрагивающих его суверенную внутреннею компетенцию. Косвенное вмешательство – это применение вышеназванных средств принуждения, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем. Однако, если государство прямо или косвенно оказывает влияние на другое государство, его можно привлечь к ответственности.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Целью данного принципа является обязанность государств воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение. Правовое закрепление принцип получил в Уставе ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., в которой закрепила право каждого народа самостоятельно выбирать и устанавливать политическую, экономическую, социальную и культурную системы.
Декларация о принципах международного права 1970 г. раскрывая содержание данного принципа провозглашает: «Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».
Данный принцип имел особое значение при распаде колониальной системы, когда «зависимые» государства получали саомостоятельность и независимость. Сейчас положения данного принципа в основном применимы лишь к народам существующих суверенных государств. Его новое содержание сводится к тому, что каждый народ в любом государстве вправе самостоятельно, без какого-либо вмешательства или давления извне решать, поддерживать ли существующий в государстве социальный строй или любое иное устройство государства или требовать их изменения, выражая свою волю путем голосования или любыми иными возможными и доступными ему способами.
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. В качестве самостоятельного данный принцип был выделен в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Раскрывая его содержание можно выделить две составляющих:
– территориальная целостность, означающая недопустимость действий, ведущих к незаконному расчленению государства, отделению от него частей, оккупации и т.п.;
– территориальная неприкосновенность, затрагивает не только случаи отторжения, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверенного государства и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.
Принцип нерушимости государственных границ. Данный принцип рассматривается как дополнительный к принципу уважения территориальной целостности. Впервые он был закреплен в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Основываясь на содержании данного принципа осуществляется: признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем; отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу и применение силы.
Принцип международного сотрудничества. Устав ООН закрепляет данный принцип как важнейшее направление и цель деятельности самой Организации. В соответствии с нормами Декларации 1970 г. государства должны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Значение этого принципа с каждым годом возрастает. Кроме того, данный содержание данного принципа наполняется все более новыми элементами.
Принцип неприменения силы и угрозы силой. Данный принцип закрепляется в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акту СБСЕ 1975 г., Определении агрессии, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., а также в Декларации ООН 1987 г. об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами агрессивная война объявлена международным преступлением.
Устав ООН закрепил одной из главных целей ООН избавление грядущих поколений от бедствий войны, создание такой международной системы правил и механизмов, в соответствии с которой вооруженные силы применялись бы не иначе как в общих интересах.
В Уставе также предусматриваются и случаи случая правомерного применения вооруженной силы. Во-первых, это становится возможным по решению Совета Безопасности ООН. В данной ситуации применяется санкция к государству-нарушителю в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, ст. 51 Устава закрепляет возможность применения государством силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения на него, которую оно должно осуществлять до тех пор, пока Совет Безопасности сам не примет необходимых мер для восстановления мира и безопасности.
Согласно Определению агрессии, нормативное содержание принципа неприменения силы включает в себя запрещение: вторжения или нападения вооруженных сил одного государства на территорию другого; военной оккупации; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; актов нападения частей и подразделений вооруженных сил одного государства на военные части и подразделения другого; применения вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; продолжения пребывания вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства; поддержки или засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать блокаду портов или берегов государства, насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, а также любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Правовой режим Арктики, роль международных организаций в решении международных проблем региона.

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. История и развитие региона Арктики.

2.2. Правовой режим Арктики и Арктических зон.

2.1. История и развитие региона Арктики.
Арктика – это часть земного шара, центром которой обозначен Северный географический полюс, а окраиной границей является Северный полярный круг. В этом измерении площадь Арктики составляет примерно 21 млн кв. км. Арктический регион издавна является сосредоточением политических, правовых, экономических, военно-стратегических, экологических и социальных интересов. Именно эти интересы влияют на характер принимаемых приарктическими государствами законодательных актов и заключаемых ими соглашений, регламентирующих правовой режим морских пространств Арктики.
Во втором десятилетии прошлого столетия за каждой из приарктических стран – СССР, США, Канадой, Норвегией и Данией закрепилась часть Арктики. Поводом для определения секторов стали северные границы этих стран. Все архипелаги и острова, расположенные в пределах каждого сектора, вошли в состав территорий прилежащих государств. За СССР, имеющим наиболее протяженную береговую линию, закрепился самый большой сектор, почти 30% всей площади Арктики.
Некоторые страны Северной Европы такие как: Исландия, Швеция и Финляндия также предъявили свои претензии на арктические территории, так как северные границы, установленные в начале прошлого века, стали условными. О готовности разрабатывать месторождения полезных ископаемых на арктическом шельфе заявляет более 20 стран, которые приполярными не являются. В их числе: Япония, Германия, Китай, Индия, Южная Корея и даже страна из южного полушария: Бразилия! Такой повышенный интерес, безусловно, кроется в огромных запасах углеводородного сырья в пределах Арктики.
Основные арктические страны – Канада, США, Норвегия, Дания и Исландия являются членами военного блока НАТО. В Североатлантический альянс не входит только Российская Федерация, которой, по прогнозам международных экспертов, в итоге будет принадлежать огромная часть запасов природного сырья Арктики. С такой перспективой некоторые страны, претендующие на передел северного региона, не готовы мириться.
РФ в Северном Ледовитом океане принадлежит целый ряд островов и архипелагов, среди них самыми крупными являются: острова Колгуев, Северная Земля, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Врангеля, а также Новосибирские острова. Эти природные образования имеют огромное стратегическое значение и являются изрядными кладовыми природных ресурсов, а также территориями, где могли бы быть размещены военные объекты, имеющие целью обеспечения безопасности северных границ страны.
В соответствии с Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и долгосрочную перспективу, в Арктическую зону Российской Федерации входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. В сектора других государств входят северные районы Аляски (США), Канадский Арктический архипелаг (Канада), а также остров Гренландия (Дания) и архипелаг Шпицберген (Норвегия). Государство Канада в полной мере можно считать арктической державой, так как 40% ее территории относится к Арктике, а это составляет 3,4 млн км². Эта страна принимает деятельное участие в разработке ресурсов региона и проводит обширные научные исследования. Огромные запасы углеводородов в этом регионе стали причиной разногласий между Канадой и Данией, так как обе страны претендуют на остров Ханс, расположенный между островами Гренландия и Элсмир. Свои интересы относительно этого района Арктики, находящегося на стыке шельфов, также намерены отстаивать США, Канада и Россия.
К территории северной части Норвегии относится архипелаг Шпицберген, который для Норвегии является своего рода «козырной картой», так как согласно Конвенции по морскому праву 1982 года Норвегия может рассчитывать на 200-мильную акваторию вокруг этого архипелага и континентальный шельф. В последнее десятилетие Норвегия активно расширяет свое присутствие в районе Шпицбергена и ужесточает контроль за рыбодобычей других стран. Между Россией и Норвегией существуют разногласия в сфере регулирования хозяйственной деятельности в экономических зонах России, Норвегии и рыбоохранной зоне архипелага Шпицберген. Каждая из сторон придерживается своих (национальных) правил рыболовства, касающихся, в первую очередь, технических мер регулирования промысла.
США принадлежит самый северный штат этой страны – Аляска, который включает в себя одноименный полуостров, Алеутские острова и узкую полосу тихоокеанского берега вдоль западной Канады. В связи с тем, что США занимает не последнее место среди стран, участвующих в переделе Арктики, она заинтересована в активном финансировании проектов, связанных с этим регионом.
Территорией Дании является Гренландия – самый большой остров в мире. Самая северная точка этого острова – мыс Моррис-Джесуп ближе всего находится к Северному полюсу. Поэтому Дания является одним из основных претендентов на территории прилежащих к Северному Полюсу. В этом вопросе ее поддерживает Евросоюз, который заинтересован в том, чтобы за Данией был закреплен самый большой участок арктического шельфа, поскольку Евросоюз имеет с Данией соглашение о единой морской политике. Это дает возможность странам Евросоюза беспрепятственно использовать ресурсы Арктики.
Фактически всю территорию Исландии можно отнести к Арктике, столица этой страны является самой северной столицей мира. В битве за Арктику Исландия – явный аутсайдер, но она активно пытается заявлять о своих правах на участок арктического шельфа и надеется обогатить свои нефтяные запасы за счет его ресурсов.
В настоящее время в Арктике действует правовой режим, предусмотренный Морской конвенцией ООН от 1982 года. Пока с ее принципами согласны все страны, граничащие с Арктикой – Россия, Дания, Норвегия, Канада и США, при этом США данную конвенцию не ратифицировала. В основе документа лежит концепция исключительной экономической зоны, границы которой заканчиваются на расстоянии 200 морских миль от береговой линии. Однако расстояние может быть увеличено до 350 морских миль, если геологическими исследованиями будет доказано, что континентальный шельф страны выходит за границы 200-мильной зоны.
2.2. Правовой режим Арктики и Арктических зон.
Термин «Арктические» или «приарктические» государства обозначает две группы государств:
– Во-первых, группу из пяти государств, побережья которых выходят к Северному Ледовитому океану и которые имеют здесь свои внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительную экономическую зону. В данном случае это относится к России, Канаде, США, Норвегии и Дании (из-за острова Гренландия)
– во-вторых, к арктическим государствам, кроме названных пяти, как отмечено ранее, относят ещё Швецию, Финляндию и Исландию. Они незначительными частями сухопутной территории также выходят к Арктическому бассейну и пересекаются Северным полярным кругом.
В условиях глобального изменения климата появилась возможность хозяйственного освоения этих пространств. Здесь открыты крупные залежи углеводородного сырья и рудных материалов. В свою очередь это открытие обещает стать международной транспортной артерией и Северный морской путь, где увеличивается продолжительность навигации.
Экономические интересы России в Арктике связаны с наличием в этом регионе важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики всей страны в настоящее время и в ещё большей степени в ближайшей перспективе. Открытые в Арктике запасы газа промышленных категорий составляют 67% общероссийских. Основное количество углеводородов сосредоточено в российском участке континентального шельфа – более того – в рамках 200 мильной исключительной экономической зоне России. Арктика является основным источником российского никеля, меди, кобальта, платины и апатитового концентрата.
Исследование международно-правового режима морских пространств Арктики имеет в настоящее время особое значение, как для мирового сообщества, так и для России.
Эксперты опасаются, что мирному освоению Арктики пришел конец, и в дальнейшем напряженность будет только расти. Как отметил Евгений Примаков, на заседании «Меркурий-клуба» 8 октября 2014 года, в связи с этим необходимо «… оформление на основе международного права внешней границы континентального шлейфа России в Северном Ледовитом океане».
Международно-правовой режим арктических территорий формировался в течение столетий и тесно связан с доктриной и практикой международного права в отношении приобретения суверенитета на никому не принадлежащие земли – «terra nullius»
В течение длительного периода доктрина и практика международного права твердо придерживались положения, что факт открытия «terra nullius», соединённый с оставлением некоторых признаков принадлежности государству – первооткрывателю, достаточен для получения правового титула на эту землю. На практике открытие могло сопровождаться такими символическими актами, как поднятие флага, креста и т.п.
С течением времени меняется представление о «terra nullius». К концу XVI столетия право открытия имело смысл при эффективной оккупации в течении разумного срока. «Термином «эффективная оккупация» обозначалась завладение и организация управления территорией. Уже в XVII столетии критерии «эффективной оккупации» рассматриваются как необходимые условие для приобретения «terra nullius».»
Следующим шагом действия государств по распространению своего суверенитета на части моря, стало проведение прямых линий для обозначения морской территории, на которую и распространяется суверенитет данного государства. Практика применения прямых линий для отсчета ширины морских пространств нашла соответствующие признание в международных правовых документах (смотреть Англо-французская Конвенция о рыболовстве 1839г. Гаагская конференция о рыболовстве в Северном море 1882г. Решение международного суда по англо-норвежскому делу о рыболовстве 18 декабря 1951 г. И др.)
В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании. Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законом арктических государств. В 1925 г. Канада приняла дополнения к закону о северозападных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.
Постановление Президиума ЦИК СССР 1926г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и ещё не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ.
Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающие арктическим побережьем государство имеет особые права в своём секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами – линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономической зоне и др.
Согласно концепции полярных секторов, неотъемлемой частью территории государств, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побережьем и меридианами, сходящимися в точке Северного географического полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья. Соответствующие арктические государства осуществляют в таком секторе определенную целевую юрисдикцию (прежде всего в целях защиты хрупкой окружающей среды, сохранения биоразнообразия, эко системного равновесия и т.д.) В пределах такого сектора за внешней границей территориального моря арктического государства подводные, ледяные и водные пространства государственную территорию не составляют.
Равным образом пределы полярных секторов арктических государств.
Сектора не являются государственными границами; сектор – это, прежде всего зона реализации исторически сложившихся прав и оборонных, экономических, природоресурсных и природоохранных интересов конкретного арктического государства.
Положение об особых правах арктических государств в их соответствующих «полярных секторах» встречает, особенно сегодня, противодействие со стороны ряда государств и в первую очередь со стороны США. Соединенные штаты Америки взяли линию на «интернационализацию» Арктики, создание своеобразного «международного полярного права». Арктическая политика США была сформулирована в докладе президента Конгрессу, подготовленном в 1969 г. Национальным советом по освоению ресурсов моря и развитию техники. Не считаясь с исторически сложившимся и действующим режимом, в докладе утверждалось, что Арктический регион состоит в основном из международных районов, подпадающих под режим открытого моря, который предусматривает свободу прохода военными кораблями и торговыми судами под любыми флагами, независимо от компетенции прибрежного государства.
В последнее время западные страны настойчиво добиваются признания полной свободы плавания по Северному морскому пути и прохода через Российские арктические проливы.
Правовой режим мореплавания в прибрежных водах приарктических государств особенно важен для России, ибо вдоль всего её арктического побережья проходит Северный морской путь.
В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991г. Этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских властей. Центральное положение среди них занимает Администрация Северного морского пути.
Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включёнными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее – Конвенция).
Ратификация Российской Федерацией в 1997г. Конвенции должны была стать существенным вкладом в решении проблем обеспечения интересов России и как великой морской державы, и как огромного прибрежного государства.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3.Роль и значение Арктического совета

Арктический Совет — межправительственный форум государств, действующий с 1996 года. Это центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.
Совет образован странами арктической восьмерки (А8): Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция. Страны-члены Совета, имеющие выход к Северному-Ледовитому океану (за исключением Финляндии, Швеции, Исландии), называют арктической пятеркой.
Статус постоянного участника Арктического Совета имеют шесть организаций коренных народов Арктики, которые участвуют в принятии решений и формировании политики Арктического Совета:
• Алеутская международная ассоциация; алеуты – коренное население Алеутских островов, проживающее на обоих берегах Берингова моря – на Аляске США и на Камчатке России;
• Арктический совет атабасков – представляет интересы 35 тыс. атабасков, которые проживают в основном в субарктических хвойных лесах в глубинных районах Аляски и Северо-Запада Канады;
• Международный совет гвичинов; гвичины – народ, проживающий в районах, сопредельных с госграницей между Канадой и Аляской США;
• Инуитская конференция – международная организация, представляющая интересы 150 тысяч инуитов, проживающих в арктических районах Канады, США, Гренландии, а также на Чукотке России;
• Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – организация 40 коренных народов Севера России численностью более 200 тыс. человек;
• Союз саамов – представительный орган сотрудничества саамского населения Норвегии, Швеции, Финляндии и Российской Федерации общей численностью 68 тыс. человек.
Согласно учредительной Декларации, в Арктическом Совете существует также статус наблюдателя. Его могут иметь не арктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные. Среди наблюдателей – Великобритания, Нидерланды, Польша, Германия, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона (SCPAR), программы ООН по окружающей среде (UNEP), Комиссия ООН по окружающей среде в Европе (UNECE), Северный Совет, Северный Форум, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный арктический научный комитет (IASC), Международный союз по охране здоровья в циркумполярном регионе (IUCH), Консультативный комитет по защите морей (ACOPS) и др.
Для решения приоритетных задач в Арктическом Совете сформировано шесть рабочих групп: по устранению загрязнений; по сохранению арктической флоры и фауны; по защите арктической морской среды; по арктическому мониторингу и оценке; по предотвращению, готовности и реагированию на ЧС; по устойчивому развитию.
На состоявшейся в мае 2011 года министерской сессии подписан первый в истории панарктической документ, идея которого принадлежит Российской Федерации – Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. Это первый юридически обязывающий документ, предыдущие носили лишь рекомендательный характер.
Также создан совместный фонд Арктического Совета для софинансирования природоохранных проектов региона. В 2011-2013г. Россия внесла в кассу до 10 миллионов евро. Основная часть этих средств пойдет на заявленную председателем Правительства РФ Владимиром Путиным «генеральную уборку» Арктики.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение
При решении задачи, связанной с определением понятий территории, государственной территории, государственных границ, территорий с особым правовым режимом, из которой можно сделать вывод, что территория в международном праве понимается, как пространство с определенным правовым режимом – часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра и т.д.), а также космическое пространство и небесные тела. Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Государственную территорию образуют: сухопутная территория, водная территория, воздушная территория, недра. Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения. В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Государственная территория определяется границами. Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета. Прохождение границы устанавливается: – на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам: – на море – по внешнему пределу территориальных вод – на реках – по середине главного форватера, либо по их середине. Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. Нейтрализация – особый правовой режим определения территории, пространственных сфер и космических тел, при котором запрещается ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны.

В решении следующей задачи:
1. Определение понятий и состава государственной территории, основания изменения государственной территории;
2. Определение понятие государственная граница. Понятие и виды территорий в международном праве. Определить какие бывают виды территории;
3. Изучение принципов, а также изучение содержания принципов международного права в разрешении территориальных споров между государствами. Определение правового режим территории в международном праве;
4. Изучение истории и развитие Арктического региона;
5. Определение правового режима Арктики и Арктической зоны
6. Анализ деятельности Арктического совета (определение его роли и значения)
7. Выявление недостатков в международно-правовом регулировании по территории Арктики, предложение своего видения этой проблемы.
8. Выявление недостатков в международно-правовом регулировании по, международно-правовых территорий на примере Арктического региона. предложение своего видения этой проблемы. Проведен анализ и классифицированы территории с особым международно-правовым режимом – это демилитаризованные и нейтрализованые зоны и зоны мира (в случае их установления). Выявлены такие понятия как «правовой статус» и «правовой режим», которые используются в качестве критерия для юридической классификации территорий. Правовой статус территории – базисная правовая характеристика, определяет ее основную принадлежность в соответствии с международно-правовой классификации территорий (например, государственная территория, международная территория и др.). Правовой режим выступает в виде признанных в международном праве и в законодательстве государств черт и характеристик, которые характерны только для определенной территории в совокупности, определяют определенный, порядок ее использования. Своеобразной разновидностью территорий с особым международным режимом являются демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). Демилитаризованные зоны – это территория, на которой по международному договору или иному акту ликвидированы военные сооружения и военные объекты, запрещено содержание вооружённых сил, выполнение маневров и т. д. Зона мира – зона земного шара, образовавшаяся после Второй мировой войны, в состав которой входят социалистические государства и государства Азии и Африки, не заинтересованные по каким – либо причинам в развязывании войны. Зона мира не представляет собой никакого блока, она стремиться сохранить мир, помешать возникновению новой войны. Оказывает огромное воздействие в больших масштабах на формирование современных международных отношений, на ход исторических событий.
При изучении международно-правового статуса территорий Арктики можно сделать определенные выводы о результатах взаимодействия стран в области использования и регулирования Арктики на общих основаниях. Основная роль в разрешении проблемы принадлежит международно-правовому регулированию. Каким бы основательным и подробным не было внутреннее законодательство страны в области регулирования мореходства в приарктических водах, в современном мире нельзя игнорировать волеизъявление других участников международно-правовых отношений. Использование Арктики одним лишь государством для удовлетворения его нужд может привести к нарушению экологического и стратегического баланса сил в мире. Из истории мы знаем, что создание и допущение формирования дисбаланса сил в мире может привести к необратимым последствиям. Арктика, сейчас находится в оптимальном правовом состоянии и служит развитию науки, формированию и укреплению торгово-экономических отношений и в этом заслуга институтов международного права и международно-правового регулирования.
Автор выпускной квалификационной работы пришел к выводам:
– Основные проблемы международной охраны морской среды Арктики и ее ресурсов до сих пор не поддаются эффективному решению.
– Необходим поиск взаимоприемлемого баланса, компромисса между различными интересами приарктических государств, а это, как показывает практика, очень нелегкое дело
– Экологической безопасности Российской Арктики, в принципе, как и арктическому региону в целом, на современном этапе угрожает:
– недостаточная изученность особенностей функционирования сложной технической системы нефтегазовых промыслов в экстремальных природных условиях Арктики
– недостаточная изученность в навигационно-гидрографическом отношении районов Арктического шельфа.
Предлагаю следующие решение:

Список литературы.
Нормативные документы

1. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. №308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – №12. – Ст.1101;
2. Федеральный закон от 31 июля 1998г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 17 декабря 1998г. № 191- ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 30 ноября 1995г. № 187- ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 14 марта 1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
6. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации”.
Книги
7. Анненкова В.Г. Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики // История государства и права. 2013. № 3. С. 13-17.
8. Анисимов Л.Н. Некоторые особенности правового режима Арктики // Мир и политика. 2015. №1.
9. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2012.
10. Бабурин С.Н. Мир империй. Территория государства и мировой порядок. – М.: Юридический Центр Пресс, 2009.
11. Бабурин С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры. – М.: Зерцало, 2011.
12. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М.: Инфра-М, 2011.
13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Ин-фра-М, 2011.
14. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. – М.: Бек, 2008.
15. Барциц И.Н., И.В. Левакин. Границы Российской Федерации: актуальные вопросы // Власть. 2014. № 10. С. 22-32.
16. Беркович Е.М. Конституционно-правовое регулирование статуса и режи-ма трансграничных водных объектов: Автореф. дисс….канд. юрид. наук. – М.: Российская академия гос. службы, 2013.
17. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2011.
18. Бланкенагель А. В поисках исчезнувших исключительных полномочий субъектов Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 1. С. 29-37.
19. Большая советская энциклопедия. Т. 76. – М.: БСЭ, 1976.
20. Вишняков В.Г., Андриченко Л.В. Боголюбов С.А. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2012. № 2. С. 3-15.
21. Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
22. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. – М.: Эксмо, 2012.
23. Егоров С.А., Черниченко С.В., Вылегжанин А.Н., Тузмухамедов Б.Р. Словарь международного права: учеб. // Дипломатическая академия МИД России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014.
24. Игнатьева И.А. Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации: проблемы правового обеспечения // Экологическое право. 2013 №3.
25. Калиниченко Т.Г. Формирование и развитие международного водного права // Экологическое право. 2005. № 6. С. 13-17.
26. Клименко Б.М. Государственная территория. – М.: Юридическая литература, 1974.
27. Ковалев А.А., Черниченко С.В. Международное право. – М.: Омега-Л, 2011.
28. Колосов Ю., Кузнецов В., Международное право. Учебник. – М.: Международные отношения, 2012.
29. Комарова В.В. Некоторые проблемы правового регулирования административно-территориального устройства (вопросы теории и практики) // Право и власть. 2013. № 2. С. 9-13.
30. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2012.
31. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Под ред. Б.С. Эбзеева: В 2-х т. – М.: Инфра-М, 2009. Т. 1.
32. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. – М.: Волтерс Клувер, 2014.
33. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
34. Манов Б.Г. Современное международное право в условиях глобализации // Международное публичное и частное право. 2010. № 1.
35. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2010.
36. Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. – М.: Юрайт, 2013.
37. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: Велби, 2012.
38. Михина И.Н. Международно-правовой режим морских пространств Арктики: дис. … кан. Юрид. Наук. М., 2010
39. Молодцов С.В., Колосов Ю.М. и др. Международное право. – М.: Высшая школа, 2011.
40. Примаков Е. Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России / Материалы заседания «Меркурий клуба» 8 октября 2014 г. // Арктическая энциклопедия. Арктика и Север. 2014(ноябрь).
41. Павлов С.Ю. Государственная территория: понятие и сущность // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 13. № 3. С. 604-607.
42. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – М.: Юрайт-Издат, 2014.
43. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). – М.: Манускрипт, 2008.
44. Самсонов В.А. Правовой режим континентального шельфа Российской Федерации, его содержание и обеспечение // Международное публичное и частное право. 2010. № 2. С. 75-80.
45. Семенов А.В., Малышев Н.Г., Руденко Ю.С. Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции; ч.2. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015.
46. Симонян Г.Р. Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 3. С. 9-13.
47. Степенко В.Е. Чернова О.А. К вопросу о формировании и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации // Юридический мир. 2009. № 9. С. 12-17.
48. Ушаков Н.А. Международное право: основные термины и понятия. – М.: высшая школа, 2013.
49. Федоров В.П. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства // История государства и права. 2012. № 14. С. 7-10.
50. Чертков А.Н. Механизм разграничения полномочий между федеральными и региональными органами и повышение эффективности осуществления государственной власти // Законодательство и экономика. 2012. № 1. С. 7-12.
51. Чилингаров А. Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России / Материалы заседания «меркурий клуба» 8 октября 2014 года. //Арктическая энциклопедия. Арктика и Север. 2014 (ноябрь).
52. Шлянцев Д.А. Международное право: Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2013.
53. Шумилов В.М. Международное право: Учебник. – М.: Велби, 2011.
54. Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2003.
Интернет ресурсы
55. http://www.base.consultant.ru/ – Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утв. Президентом РФ.
56. http://www.koreneva.com/1353763870.php – сайт истории Арктики и Арктического совета.
57. http://law-enc.net – Большой юридический словарь ОНЛАЙН.
58. http://www/cjnsultant.ru – Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утв. Президентом Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс: Законодательство».
59. http:// www.un.org/ Depts/ los/ conven-tion_ agreements/ texts/ unclos/ unclos_r.pdf – Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 11 декабря 1982 г.
60. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_36409 – Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958.
61. https://ru.wikipedia.org/wiki – ВикипедиЯ.
62. http://dic.academic.ru – Советская историческая энциклопедия.
63. http://eulaw.edu.ru/documents/articles/glob2.htm – Московская Государственная Юридическая Академия Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейского Союза (обращение 11.06.2015). 64.http://www.eсollege.ru/xbooks/xbook079/book/index/index.html?go=part-008*page.htm – Живарев В.Е. Международное право (учебно-методический комплекс) центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 201



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.