Содержимое

Введение
В современных условиях существующие политические и экономические обстоятельства требуют новых подходов к управлению в области внутренних дел, которые были бы адекватны вызовам терроризма, экстремизма, росту преступности. Проблемы изучения природы экстремизма, новых видов преступности, которые в современных условиях играют особую роль, выводят на первый план стремительное развитие и укрепления органов правопорядка, их реформирования для создания современных и эффективных органов внутренних дел укомплектованных высокопрофессиональными кадрами.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях российской действительности государственное управление в области внутренних дел играет важную роль. Государственное управление в области внутренних дел – это важнейшая функция государства в единой системе органов
Органы внутренних дел созданы для решения задач по защите прав, свобод и интересов личности, общества и государства от пре¬ступных посягательств и иных действий; предупреждению, выяв¬лению и пресечению преступлений и иных правонарушений.
С целью эффективного выполнения указанных задач ор¬ганы внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. Особое внимание государством уделяется правовому обеспечению государственного управления органами внутренних дел. Нормативно-правовая база управления в области внутренних дел должна обеспечить проведение реформ в органах внутренних дел, поднять престиж этих органов в глазах населения.
В последние годы произошло существенное обновление законодательства, регламентирующего государственное управление в области внутренних дел. Все это послужило необходимой правовой базой для реформирования органов внутренних дел. Процесс законотворчества государственного управления органами внутренних дел находится в постоянной динамике. В настоящее время принят Закон «О полиции», в котором учитывается роль государства в управлении органами внутренних дел.
Эффективное управление в области внутренних дел служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета. Оно призвано решать огромный комплекс задач, обеспечивать единство благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.
Цель дипломного исследования заключается в комплексном анализе организационно-правовых основ государственного управления в области внутренних дел. Для достижения обозначенной цели ставятся и решаются следующие задачи:
– исследовать правовые основы государственного управления в области внутренних дел;
– рассмотреть принципы правового регулирования этой сферы;
– проанализировать организационные основы государственного управления в области внутренних дел;
– показать пути совершенствования государственного управления в области внутренних дел в условиях формирования правового государства.
Теоретической основой исследования являются законодательные акты в области управления внутренних дел, научные труды в области теории права, относящиеся к рассматриваемой проблеме (в частности уголовного, административного и уголовно-процессуального права).
Нормативной базой исследования служили Федеральные законы РФ, законы субъектов РФ, регулирующие правоохранительную деятельность, нормативные акты, принимаемые Министерством внутренних дел РФ.
Объектом исследования являются процессы управления развитием и функционированием органов внутренних дел.
Предметом исследования выступает совокупность управленческих, организационных и социально-экономических отношений, возникающих в процессе целенаправленного воздействия на правоохранительную деятельность.
Теоретическая и нормативная база исследования.
Отправными положениями при написании данной работы явились положения, составляющие учение о правовом регулировании общественных отношений (в частности правоохранительной деятельности), содержащиеся в теории права. При подготовке настоящей выпускной работы использовались труды целого ряда отечественных ученых, которые перечислены в списке использованной литературы и на которые мы ссылаемся по тексту работы.
Методология. При проведении исследования, прежде всего, применялся диалектический метод познания, а также научные методы, а именно: метод системного, сравнительного, и комплексного анализа, метод конкретных социологических исследований.
Научная значимость дипломной работы в теоретическом и практическом аспектах состоит в том, что подготовленные материалы могут быть использованы в учебном процессе. Также материалы настоящей работы могут быть интересны студентам интересующихся вопросами государственного регулирования в области внутренних дел.
Структура работы подчинена логике изложения материала по теме дипломного исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава I. Организационные основы государственного управления в области внутренних дел

§1. Основные полномочия, система и структура органов внутренних дел Российской Федерации

§2. Место и роль органов внутренних дел Российской Федерации в системе органов государственной власти

§3. Основные задачи и приоритетные направления деятельности МВД, УВД по управлению территориальными органами внутренних дел в современных условиях

§1. Основные полномочия, система и структура органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
Данное Министерство в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
В настоящее время МВД является отраслевой подсистемой государственного управления и одновременно правоохранительным органом, призванным осуществлять контроль за соответствием поведения, деятельности всех членов общества правовым предписаниям и применяющим в установленных законом случаях в пределах своей компетенции принудительные меры воздействия в случаях правовой патологии, в том числе при совершении преступлений.
Возложенные на МВД задачи, министерство реализует путем осуществления широкого спектра, набора, комплекса полномочий, объединенных общей направленностью и едиными целевыми ориентирами.
Основными направлениями деятельности органов внутренних дел изложены в №3-ФЗ «О полиции». Это:
– защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
– выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
– розыск лиц;
– производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
– обеспечение правопорядка в общественных местах;
– обеспечение безопасности дорожного движения и др.
В настоящее время в России кардинально меняются многие приоритеты государственно-правовой политики, в том числе определяющие роль и значения МВД прежде всего как репрессивно-карательного органа, происходит процесс переориентации правоохранительных органов на социальное обслуживание общества.
В этой связи организационная структура МВД России также не может оставаться неизменной. Она конструируется, видоизменяется, появляются новые подразделения, упраздняются исчерпавшие себя, меняются коммуникации между структурными единицами, их подчиненность, а также протяженность их функций «по вертикали». Однако во всем этом движении, во всех этих названных переменах важным остается одно — обеспечение строжайшего следования требованиям научного управления.
Это, прежде всего требование адекватности структуры, системы и методов управления, свойственных характеру и особенностям оперативной обстановки. В противном случае эксперименты по структурному преобразованию становятся самоцелью, способом демонстрации новаторского склада ума отдельных личностей.
Именно поэтому, перестроение органов внутренних дел в целом, с целью повышения эффективности их функционирования – вот, на что была направлена реформа МВД. 4 июня 2001 года Президент РФ утвердил своим указом план реформирования Министерства внутренних дел.
Следует отметить, что структура МВД, в широком смысле этого понятия, включая набор и протяженность функций, методы управления и управленческого влияния, сегодня отражает политические, государственно-правовые и иные социальные реалии нашего времени.
Более того, Федеративное устройство нашего государства с достаточно широкой самостоятельностью субъектов Федерации обусловливает также систему двойного подчинения органов внутренних дел. Кроме того, властные полномочия в отношении МВД, УВД и горрайорганов как бы распределяются по двум каналам — ведомственные органы управления и органы власти субъектов Федерации.
Следует также отметить, что современная структура МВД России построена сегодня с учётом стратегических и текущих задач, которые относятся как к внешней, так и к внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел, их руководителей и сотрудников, а, кроме того, базируется на двухвековом опыте деятельности Министерства внутренних дел и достижениях отечественной и зарубежной науки управления.
В настоящее время система МВД России имеет четыре уровня:
1-й уровень — Министерство внутренних дел России;
2-й уровень — окружные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации — Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;
3-й уровень — Министерства внутренних дел, Управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;
4-й уровень — городские и районные органы внутренних дел, линейные органы внутренних дел на транспорте.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.2009 г. в структуре центрального аппарата МВД России созданы возглавляемые заместителями министра службы, в которых подразделения объединяются по функциональному принципу.
Необходимо отметить, что в службу криминальной милиции входят следующие подразделения: отдел Координации службы криминальной милиции; Главное управление уголовного розыска; Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями; Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; Главное управление по борьбе с организованной преступностью; Управление оперативно-розыскной информации.
Службу общественной безопасности представляют: отдел координации службы общественной безопасности; Главное управление обеспечения общественного порядка; Главное управление внутренних дел на транспорте и по специальным перевозкам; Главное управление государственной инспекции безопасности дорожного движения; Главное управление внутренних дел на режимных объектах; Паспортно-визовое управление; Главное управление государственной противопожарной службы.
Службу же тыла представляют: отдел координации службы тыла; Финансово-экономический департамент; Медицинское управление; Управление связи и автоматизации.
Кроме того в систему Министерства также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.
Необходимо отметить, что как правило, структурные подразделения МВД России в своем подавляющем большинстве выполняют две группы функций: организуют оперативно-служебную деятельность ОВД на соответствующих направлениях и реализуют полномочия по непосредственной борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам являются окружными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, Министерства внутренних дел, Управления внутренних дел субъектов Российской Федерации возглавляют системы органов внутренних дел республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного круга, в которые входят: управления (отделы) внутренних дел районов или иных административно-территориальных единиц в городах; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные в установленном порядке для осуществления задач, стоящих перед ОВД.
Более того, под их непосредственным руководством находятся горрайлинорганы, подведомственные предприятия, учреждения и организации внутренних дел.
Таким образом организационно-штатная структура МВД, УВД субъектов Федерации формируется на основе потребностей практики. Поэтому аппараты МВД, УВД различных субъектов Федерации, разных регионов страны, вследствие их особенностей, не могут быть одинаковыми и отличаются друг от друга не только по численности, но и по структуре. Однако все они согласно общему принципу формирования имеют характерные структурные звенья.

§2. Место и роль органов внутренних дел Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Необходимо отметить, что в настоящее время темпы развития системы МВД России существенно отстают от тех требований, которые предъявляются к ней в связи с общим изменением политической, экономической и социальной обстановки в России. В этой связи совершенно логичным выглядит низкий уровень доверия населения к милиции, о чем было отмечено Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в его Послании Федеральному собранию Российской Федерации в 2011 году.
В своем выступлении Президент подчеркнул, что ключевым вопросом любой власти является доверие граждан государству. В этой связи степень этого доверия напрямую определяется тем, как государство защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников. Однако ни органы законодательной и исполнительной власти, ни суд, ни правоохранительные структуры до сих пор не разработали системные алгоритмы взаимодействия, которые бы сыграли позитивную роль в борьбе за соблюдение законности, предполагаемой в Конституции. В результате нарушаются права и интересы граждан, подрывается авторитет власти в целом. И потому проблема эта носит политический характер.
Сегодняшним лейтмотивом в практике управления органами внутренних дел является утверждение о том, что в основе совершенствования систем и методов управления должно быть положено формирование оптимального морального и психологического состояния личного состава. В настоящее время наиболее важными стратегическими ресурсами становятся знания, умения, профессиональные навыки, инициатива, ценностно-мотивационная сфера сотрудников наряду с профессиональным и экономическим капиталом. Поэтому главной особенностью функционирования системы МВД в современной России будет являться его реформирование, осуществляемое в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 года, предназначенное для того, чтобы вернуть доверие граждан к милиции, восстановить ее авторитет в глазах населения.
Существующая же в настоящее время в органах внутренних дел система подразделений по работе с личным составом не оказывает должного влияния на моральное состояние сотрудников, укрепление дисциплины и законности. Об этом свидетельствует то, что многие сотрудники утратили уверенность в необходимости и полезности для общества избранной ими профессии, заинтересованность в добросовестном исполнении служебных обязанностей. Произошел значительный отток кадров, вызвавший «вымывание» профессионального ядра в основных службах. Наметился существенный рост нарушений дисциплины и законности, суицидных проявлений. Резко снизились престиж органов внутренних дел и доверие населения к их работе. Приоритетное направление в работе с личным составом заняли материальные стимулы. Однако поскольку их база оказалась ограниченной, они не сыграли той роли, которая им первоначально отводилась, — обеспечить конкурсный набор в милицию, надежную социальную защиту личного состава. Значительное число сотрудников стали совмещать службу в ОВД с работой в коммерческих или иных государственных структурах, что негативно сказалось на их от-ношении к выполнению служебного долга, исполнительной дисциплине и соблюдении законности. Все это предполагает объективную необходимость определения основных направлений работы с кадрами органов внутренних дел, характеризующих сегодняшнюю жизнь, которые нашли отражение в Концепции развития системы МВД России до 2015 года, а затем и в Концепции кадровой политики МВД Российской Федерации. Перед кадровыми подразделениями сегодня стоят новые задачи, связанные с коренными изменениями форм и методов работы с кадрами. В настоящее время многие задачи, связанные с защитой общества и государства, не могут быть решены без соответствующих моральных предпосылок и условий. Поэтому сейчас важно не просто откорректировать государственные и общественные критерии обеспечения правопорядка критериями мо¬ральными, но всему этому процессу, всем средствам и методам придать гуманистическое содержание, то есть привести их содержание в соответствие с нравственными требованиями. Именно поэтому до тех пор, пока кардинальным образом не изменятся взгляды на систему методов и средств обеспечения правопорядка, будет иметь место недовольство граждан. Кроме того, следствием этого является тот факт, что рейтинг доверия к полиции со стороны населения остается одним из самых низких среди других правоохранительных органов, государственных и общественных институтов.
Так, согласно результатам опросов независимого исследовательского центра РОМИР и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), последний взлет доверия к милиции был зафиксирован в октябре 2005 года: число доверяющих на 0,1 % превысило число тех, кто не доверяет (47,5 и 47,4 % соответственно), а через полгода рейтинг доверия резко снизился.
В дальнейшем рейтинг доверия к милиции практически не меняется с ноября 2006 года по сентябрь 2010 года и колеблется на уровне 35-40%. По словам директора ВЦИОМ Юрия Левады, отношение к милиции (полиции) всегда было сдержанным, кроме того, имея с ней дело, люди чаще всего сталкиваются с коррупцией и «другими безобразиями». Говоря о причинах низкой эффективности деятельности ОВД и падении их авторитета сегодня, можно обратить внимание на тот факт, что данная проблема явно обойдена вниманием в научных исследованиях и публицистике. Эта проблема касается формирования личности сотрудника полиции, психологического содержания ее жизнедеятельности, мотивации и смысла профессиональной деятельности в новых социокультурных условиях, а также возникающих профессиональных деформаций.
Кроме того, в силу высокой общественной значимости деятельности полицейский почти для основной категорий граждан (и для науки также) в основном представляется лишь носителем определенной социальной функции. Эта функция изучается, анализируется и оценивается, а сам человек остается, как правило, на втором плане. Вместе с тем каждый человек, независимо от унифицированности формы, является еще индивидом, имеющим свое уникальное внутреннее содержание, связанное с желанием самоутвердиться в жизни. Более того. представление о своей индивидуальной значимости в обществе порождает противоречие между индивидуальными потребностями и общественными условиями.
Следует также отметить, что деятельность сотрудников полиции — это организованное практическое взаимодействие живых людей в социальной системе, частично закрытой от остального общества, которая ограничивает их в своей жизнедеятельности жесткими правовыми и моральными нормами, и особое место в ре¬гулировании служебных отношений в органах внутренних дел здесь занимает служебная дисциплина. В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел (ст. 35) ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных возлагается на руководителя. Наряду с высокой требовательностью к ним он обязан: создавать необходимые условия для труда, отдыха, повышения квалификации подчиненных; воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; уважать честь и достоинство подчиненных; не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.
Следует также отметить, что, криминальная ситуация в стране, вооруженные конфликты, террористические акты и т. д. вызывают необходимость поддерживать постоянно повышенную боевую готовность личного состава подразделений и служб органов внутренних дел. В этой связи нормальным явлением стало введение усиленных вариантов несения службы. Ввиду этого продолжают иметь место переработки, значительно превышающие предельные годовые, нарушается режим труда и отдыха. Кроме того, в связи с неудовлетворительным материальным обеспечением органов внутренних дел компенсировать работу сверхустановленной продолжительности в денежном выражении сегодня не представляется возможным, предоставление дополнительных дней отдыха в период введения усиленного варианта несения службы не допускается. Более того, «из-за 4,5-месячного проведения в 2009 г. так называемой операции “Вихрь-Антитеррор” Московская милиция потеряла уволенными более 11500 подготовленных сотрудников, в чью подготовку вложены громадные средства. Причина увольнений — не политическая, а человеческая. Работать полицейским за мизерную заработную плату без выходных очень сложно. Поэтому трезво мыслящие милиционеры бросили на стол удостоверения». Именно поэтому, большое количество увольнений — это результат деморализации личного состава теми, кто ими руководит.
Необходимо отметить, что служебные отношения в современной России регулируются Федеральным законом Российской Федерации «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Данный закон относится и к прохождению службы в органах внутренних дел, хотя в нем о таком виде государственной службы, как государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации, речь не идет. В нем содержатся основные положения о прохождении государственной службы в Российской Федерации. Так в ст. 4 п. 2 ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» говорится, что особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании действующего федерального закона. В данный момент все еще нет до конца проработанной нормативной базы, регламентирующей государственную службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Федеральный закон «О полиции», на наш взгляд, не полностью отрегулировал вопросы, связанные с особенностями полицейской службы в системе государства. Именно это предполагает некоторую сложность в определении места и роли этого вида государственной службы, а также определения правового положения сотрудников органов внутренних дел.
Вместе с тем, более детально служебные отношения в органах внутренних дел регулируются целым комплексом нормативных актов. Сегодня процесс формирования законодательной базы правового обеспечения функционирования системы МВД в целом, порядка прохождения службы в органах внутренних дел еще не завершен и нуждается в совершенствовании. Именно на это было указано и в Концепции совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы МВД Российской Федерации.
Следует также отметить, что успешная профессиональная деятельность сотрудников во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы в органах внутренних дел. Поэтому в заключении уместно будет сказать о том, что эффективность функционирования МВД в современной России будет напрямую зависеть от характера правовой базы.
Кроме того, с целью повышения эффективности функционирования МВД необходимо создать эффективный механизм гражданского контроля за деятельностью органов внутренних дел, который является необходимой предпосылкой преобразования общественной жизни в соответствии с идеалами и принципами демократии. В Федеральном законе «О полиции» в ст. 9 п. 7 говорится об осуществлении общественного контроля за деятельностью полиции, но ничего не сказано как это будет выглядеть на практике. При этом данный механизм взаимодействия политической власти в современной России и органов внутренних дел на наш взгляд должен строиться, на следующих основных принципах:
1. Демократизация органов политического управления. Переход от партийно-номенклатурной диктатуры к демократическому устройству жизни общества требует, «демилитаризации власти» — ухода «силовиков» из представительных и исполнительных органов власти, установления гражданского контроля за деятельностью силовых структур и т. п.
Вместе с тем, в общественной деятельности уже на нынешнем этапе необходимо добиваться применения, прежде всего, ненасильственных методов стимулирования созидательной инициативы и творчества граждан, торжества законности. Поэтому, когда говорят, что во имя благих целей можно использовать и насильственные средства, то забывают о способности средств трансформировать цель.
2. Постепенный уход от концентрации власти над силовыми структурами. Отметим что, в тоталитарных системах все элементы государственного и общественного механизма служат исключительно концентрации власти, доводя ее до локализации в одной политической и физической точке. Политическая и вооруженная сила сливаются и отождествляются друг с другом. Поэтому неподотчетный и бесконтрольный механизм власти над «силовиками» — самая большая опасность для благополучия и жизни об¬щества. Верхушечная, вождистская, чиновничье-аппаратная власть над силовыми структурами является наиболее расточительной, бесхозяйственной, зловредной как для общества, так и для самих силовых структур.
3. Разделение управления силовыми структурами на политическое и профессиональное необходимо отметить, что, высшая государственная власть в лице президента, парламента, правительства определяет политику, принципы строительства силовых структур, их качественные и количественные параметры, функции и задачи, принимает политические решения по их применению. Непосредственное же руководство, в частности органами внутренних дел, осуществляет министерство внутренних дел. На основе политических установок оно организует их строительство и развитие, отвечает за боеспособность, оснащение техникой и оружием органов внутренних дел и внутренних войск, за состояние морального духа и дисциплины, обеспечивает выполнение распоряжений государственной власти.
4. Организация общественного (гражданского) контроля за функционированием органов внутренних дел. Известно, что власть над органами внутренних дел (да и над любой другой силовой структурой) чаще всего понимается как подконтрольность этих структур высшим государственным органам, политико-управленческим структурам общества. В правовом демократическом государстве жизнь и деятельность «силовиков» контролируется не только законодательными, исполнительными и судебными институтами, но и всей общественно-политической системой с участием партий, движений, массовых организаций, граждан. Власть же народа проявляется как через деятельность его представителей наверху, так и непосредственно благодаря максимально возможной информированности населения, проведению референдумов, опросов, дискуссий по актуальным вопросам строительства и функционирования правоохранительной системы.
При этом МВД России непосредственно реализует основные направления деятельности органов внутренних дел (ОВД) и внутренних войск (ВВ). Такова достаточно сложная правовая конструкция, использованная для определения назначения миссии МВД в системе органов власти.
Следует также отметить, что Министр внутренних дел (федеральный министр) является членом Правительства РФ и правомочен участвовать с правом решающего голоса в его заседаниях. Он принимает участие в выработке и реализации политики Правительства РФ в целом.
Новый Федеральный Закон №3-ФЗ излагает основные принципы деятельности полиции, реализация которых позволит поднять доверие граждан к этому органу государственной власти.

§3. Основные задачи и приоритетные направления деятельности МВД, УВД по управлению территориальными органами внутренних дел в современных условиях.

Необходимо отметить, что управление (главное управление) внутренних дел края, области, городов федерального значения автономной области, автономного круга является органом исполнительной власти субъектов РФ, на сегодняшний день входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и образуется на основании решения органа законодательной или исполнительной власти данного субъекта по согласованию с МВД России. Более того, в субъектах РФ с населением 4,5 миллиона человек и более создается Главное управление внутренних дел.
В свою очередь МВД, УВД возглавляют системы органов внутренних дел республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного круга, в которые входят: управления (отделы) внутренних дел районов или иных административно-территориальных единиц в городах; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы, иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные в установленном порядке для осуществления задач, стоящих перед ОВД.
Согласно иерархическому построению и территориальному принципу формирования МВД, УВД подчиняются МВД России, а также соответственно Президенту РФ, Правительству РФ, главе администрации субъекта Федерации.
Под их непосредственным руководством находятся горрайлинорганы, подведомственные предприятия, учреждения и организации внутренних дел.
Главной задачей МВД, УВД на сегодня является организация деятельности всех звеньев региональной системы на уровне оперативного управления. Организуя и осуществляя руководство ими, они непосредственно реализуют функции по защите конституционных прав, свобод и интересов граждан, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью. К основным задачам МВД, УВД относятся. Кратко рассмотрим их.
Организационное построение аппаратов МВД, УВД и их управленческая компетенция. Отметим, что в современных условиях штаты аппаратов МВД, УВД, подведомственных им подразделений, предприятий, учреждений, организаций и горрайорганов разрабатываются на основе нормативов и лимитов штатной численности, примерных (типовых) моделей, установленных МВД России, и утверждаются (кроме управлений, отделов по организованной преступности, оперативно-поисковым, оперативно-техническим мероприятиям, режимным объектам, отрядов милиции особого назначения) министром внутренних дел, начальником УВД субъекта Федерации.
Организационное построение МВД, УВД субъектов Федерации можно рассмотреть на примерной модели их структуры. При этом следует иметь в виду, что их организационно-штатная структура формируется на основе потребностей практики. Поэтому аппараты МВД, УВД различных субъектов Федерации, разных регионов страны, вследствие их особенностей, не могут быть одинаковыми и отличаются друг от друга не только по численности, но и по структуре. Однако все они согласно общему принципу формирования имеют характерные структурные звенья.
Возглавляют министерство, управление внутренних дел соответственно министр или начальник УВД, который вместе со своими заместителями образуют руководство аппарата (1-й заместитель — начальник криминальной полиции; заместитель — начальник штаба; заместитель — начальник полиции общественной безопасности; заместитель — начальник следственного управления (отдела); заместитель — начальник управления (отдела) кадров, заместитель — начальник тыла). (См.: Приложение 1).
В непосредственном подчинении министру, начальнику УВД находятся:
• контрольно-ревизионный отдел (отделение, группа);
• управление (отдел, отделение) собственной безопасности; секретариат;
• управление (отдел) по организованной преступности: отдел информации и общественных связей (отделение, группа).
При этом, службы (подразделения), выполняющие отдельные функции и задачи, управляются через заместителей министра, начальника УВД.
Более того, первому заместителю министра, начальнику УВД — начальнику криминальной полиции подчиняются: управление (отдел) уголовного розыска: управление (отдел) по борьбе с экономическими преступлениями; управление (отдел, отделение) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Указанные три службы (подразделения) в совокупности представляют собой систему криминальной полиции. Кроме того, в подчинении данного блока находятся: управление (отдел) оперативно-поисковых мероприятий; управление (отдел) оперативно-технических мероприятий.
Заместитель министра, начальника УВД — начальник штаба осуществляет руководство деятельностью штаба, имеющего в своем составе: информационный центр (ИЦ); межрегиональный (территориальный) центр спецсвязи (ЦСС, ПСС); эксплуатационно-технический центр.
В полицию по общественной безопасности входят: управление (отдел, отделение) обеспечения общественного порядка; управление (отдел, отделение) по организации работы участковых инспекторов полиции и предупреждению правонаруше¬ний несовершеннолетних; управление (отдел, отделение) по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью; управление (отдел, отделение) организации раскрытия и расследования преступлений; управление (отдел, отделение) ГИБДД; управление (отдел, отделение) по организации работы спецучреждений полиции и конвоирования.
Вышеуказанные службы (подразделения) находятся в ведении заместителя министра, начальника УВД — начальника полиции общественной безопасности. В ведении заместителя министра, начальника УВД — начальника управления (отдела) кадров находятся также управление (отделение) кадров; учебный центр.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Правовые основы государственного управления в области внутренних дел.

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

§1. Федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел Российской Федерации

§2. Нормативно-правовая деятельность органов внутренних дел Российской Федерации

§3. Основные направления совершенствования правовых основ управления органов внутренних дел Российской Федерации

§1. Федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» положил начало новому этапу развития федеральных министерств, отличительной особенностью которого является то, что отныне определяющими для них становятся две функции – выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование общественных отношений в соответствующей сфере деятельности. В Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации, указанные функции отнесены к числу основных.
Весьма значимым направлением нормотворческой деятельности органов внутренних дел является их участие в разработке правовых норм высшей юридической силы, которые содержат федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В последние годы нормотворческий процесс в сфере внутренних дел является приоритетным.
Результатом этой работы стало принятие за последние 15 лет около 800 законодательных, президентских и правительственных актов федерального уровня, которые способствовали совершенствованию системы управления в области внутренних дел. Заключены 80 международных соглашения межведомственного характера. Создана и действует ведомственная база нормативно-правовых актов, которая насчитывает более 4000 документов.
Ведомства, работающие в области внутренних дел являются непосредственными разработчиками таких основополагающих актов, как Закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопастности дорожного движения», Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1) и ряда других.
Следует отметить участие силовых ведомств России в разработке новых Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С участием этих ведомств, в области внутренних дел по сути создана новая правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом, включающая несколько десятков законодательных и подзаконных актов. Ее цементирующими компонен¬тами являются федеральные законы «О противодействии терроризму» (2006) и «О противодействии экстремистской деятельности» (2002).
Существенно расширена международно-правовая база правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы все более интегрируются в международное и европейское полицейское сообщество. В рамках ООН, Совета Европы, СНГ и других международных организаций Россия стала участницей многих важ¬нейших международных конвенций и соглашений правоохранительной направленности, таких, как Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. (2002), Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (2004), Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1996 г. (2001), Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1997 г. (2001), Европейская конвенция о защите физических лиц при автоматизированной об¬работке персональных данных от 28 января 1981 г. (2005), Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. (2000), Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. (2003) и др.
Только по линии Министерства внутренних дел заключено 13 международных межведомственных соглашений, в том числе подписаны соглашения о сотрудничестве с правоохранительными ведомствами Корейской Республики (2000), КНР (2001, 2002), Монголии (2001), КНДР (2005).
Определенное развитие получило региональное законодательство, касающееся вопросов профилактики правонарушений, охраны общественного порядка. Во многих субъектах РФ приняты акты, направленные на социальную поддержку личного состава органов внутренних дел.
Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере внутренних дел осуществлялось на основе тесного взаимодействия с представительными (законодательными) органами, государственны¬ми и другими государственными органами.
Невозможно обойти вниманием Концепцию развития системы МВД России, которая явилась этапным документом, определившим приоритеты правовой работы на период 2005 – 2015 гг.
Одним из значимых итогов выполнения Концепции стало повышение уровня нормативного правового регулирования в сфере внутренних дел. Правовая база деятельности органов и войск в большей мере соответствует новым реалиям жизни, современной социально-политической, экономической и криминальной обстановке, нормам международного права.
Вместе с тем, в результате увлечения оперативным внесением изменений в правовое поле деятельности органов внутренних дел в связи с изменившимися условиями, «разрастается» нормативно-правовая база, появляется значительное количество актов, вносящих изменения в основные, базовые документы.
Высокие темпы законотворческой деятельности и объективно более медленный процесс «прохождения» законопроектов через Федеральное Собрание Российской Федерации (очевидно, что высший законодательный орган страны не может заниматься только законопроектами в сфере внутренних дел) приводят к тому, что в Государственной Думе Федерального Собрания накапливается значительное количество морально устаревших законопроектов, внесенных в разные годы и находящихся на рассмотрении в различных профильных комитетах и комиссиях.
Интенсивный процесс законно-проектной деятельности негативно сказывается на полноте и целостности нормативно-правовой базы, предполагающих наличие, наряду с актами высшей юридической силы, необходимых подзаконных актов, определяющих механизмы реализации установленных федеральными законами норм, что в конечном итоге позволяет ввести их в действие.
Отмеченные причины обусловили высокую сложность, а подчас и противоречивость созданного нормативного материала, что существенно затрудняет работу с ним правоприменителей – оперативного состава подразделений криминальной полиции, следователей, участковых уполномоченных полиции и других должностных лиц. Сегодня совершенно очевидно: имеющаяся нормативно-правовая база организации и деятельности системы МВД России требует существенной переработки, обновления, с учетом потребностей нынешнего этапа развития общества, новых целей и задач, стоящих перед органами внутренних дел.

§2. Нормативно-правовая деятельность органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно статье 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, наделено полномочиями по самостоятельному принятию нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Результатом нормотворческой деятельности является нормативный правовой акт. В настоящее время понятие нормативного правового акта в системе МВД России получило официальное закрепление в Правилах подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484. В нем говорится, что «нормативный правовой акт-это письменный официальный документ принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом Министерства в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц» (п.2).
Классификация нормативных актов Министерства внутренних дел в зависимости от характера предписаний содержащихся в них норм, в сущности, есть деление последних на обязывающие, запрещающие и управомачивающие. Она представляет интерес, прежде всего при исследовании различных видов деятельности органов внутренних дел, форм и методов осуществления ими борьбы с преступностью и другими противоправными проявлениями.
По сфере применения издаваемые акты могут быть внутреннего (охва-тывают исключительно субъектов, входящих в систему Министерства внут-ренних дел), либо внешнего (относятся ко всем субъектам, которым они адре¬сованы, – организациям и лицам, вне зависимости от их ведомственной при¬надлежности) действий.
Для руководства подразделениями органов внутренних дел, реализации специальных исполнительных, контрольных, разрешительных и надзорных функций МВД разрабатывает и издает две группы нормативно-правовых ак¬тов, а именно;
1) регламентирующие общие правила поведения или устанавливающие принципиальные положения применительно к организации и деятельности органов внутренних дел в целом, а поэтому обязательные для любого подчиненного органа;
2) закрепляющие структурную организацию и деятельность конкретных подразделений, управлений, отделов и служб.
В процессе нормотворчества Министерством внутренних дел издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений. При этом данный перечень не носит за¬крытый характер.
Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых актов.
Ведущее место среди них занимают приказы, являющиеся наиболее распространенным в системе Министерства внутренних дел управленческим решением. Приказы издаются по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулиро¬вание различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках. Кроме того, издаваемые Министерством внутренних дел положения, уставы, инструкции, наставления, правила я иные нормативные правовые акты (кроме директив) также утверждаются приказами МВД России.
Следующей разновидностью нормативных правовых актов являются директивы. Необходимо отметить существующее а литературе мнение, что «директива содержит предписания ориентирующего характера, определяющие перспективы органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, а также основные направления их деятельности. …Директивы (как и распоряжения) нормативными правовыми актами не являются и не должны содержать норм права». Данная точка зрения противоречит п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутрен¬них дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484. Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.
Положения и устав являются статусными документами органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций. Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, права, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск. Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.
Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих). Инструкция содержит нормы, устанавливающие кем, в каком порядке, какими способами ж методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Инструкции являются документом длительного действия, которые также содержат систематизированные нормы по организации деятельности органов, подразделений, должностных лиц. Различают четыре их разновидности:
1. Инструкции, определяющие порядок реализации прав и обязанностей конкретных должностных лиц органов внутренних дел;
2. Инструкции, устанавливающие порядок исполнения органами внутренних дел актов вышестоящих органов государственной власти;
3. Инструкции, закрепляющие порядок осуществления отдельных видов
деятельности или действия;
4. Инструкции по организации деятельности органа или подразделения в целом.
Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида дея-тельности.
В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей. Наставления в систематизированном виде излагают юридические нормы, устанавливают задачи, определяют функции органов внутренних дел, порядок реализации этих функций. К характерным особенностям этих актов следует отнести подробное изложение не только задач, но и указаний о тактике их осуществления.
По мнению С.А. Иванова, среди нормативных правовых актов МВД следует назвать и такой вид как концепция. Хотя о полномочиях Министерства внутренних дел России на издание нормативного правового акта в форме концепции нет указания ни в вышестоящих, ни в самих актах Министерства внутренних дел России, на практике они встречаются. Концепция содержит предписания о перспективах развития определенного вида деятельности, об основных параметрах развития какой-либо подсистемы. В качестве примера автор приводит Концепцию совершенствования правового обеспечения орга¬низации и деятельности системы МВД Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 13 сентября 199 г. № 693.
Ведомственные акты, в принципе, имеют внутреннее, внутриведомственное юридическое значение, т.е. распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данного ведомства. Вместе с тем акты МВД в силу его статуса и делегированных ему прав могут иметь межведомственное, общее значение и отсюда внешнее юридическое действие.
Все виды нормативных правовых актов Министерства внутренних дел, о которых шла речь выше, являются подзаконными актами в том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагается самим законом или вытекает из требования практики управления.
Это вытекает из положения, содержащимся в п.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009. «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжении Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции».
Следует признать, что благодаря правотворческой деятельности органов внутренних дел на территории Российской Федерации обеспечивается правовое регулирование общественных отношений в области организации борьбы с преступностью и охраны общественного правопорядка
Нормативные правовые акты ведомств в своей совокупности составляют систему, которая в качестве подсистемы входит я общую систему законодательства Российского государства.
Например, все «нормативные правовые акты Министерства внутренних дел России и их структурных подразделений в регионах существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодейст¬вием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам». Многообразие функций и широкая компетенция органов внутренних дел обусловили то, что издаваемые ими нормативные правовые акты имеют достаточно широкую сферу действия. Не случайно в научной литературе Министерство внутренних дел характеризуется как «многофункциональный орган исполнительной власти».
Современный этап развития федерального законодательства России характеризуется увеличением числа разрозненных нормативных правовых актов, не всегда согласованных с принятыми ранее, отчасти противоречащих им или в какой-то части их дублирующих.
В настоящее время по отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел действуют десятки ведомственных актов, изданных в разные годы. Одновременно с этим имеются акты, давно нуждающиеся в переработке в связи с тем, что в них неоднократно вносились изменения и дополнения.
Чтобы сделать нормативно-правовую базу понятной и доступной, необходимо навести в ней порядок. Это необходимо, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в практической деятельности органов внутренних дел.
Кроме того это также необходимо и для нужд нормотворческого процесса (подготовки проектов нормативных правовых актов, в т.ч. и кодификационного характера, перечней актов, подлежащих изменению или призна¬нию утратившими силу, подготовки заключений по проектам нормативных правовых актов, для осуществления справочно-информационной работы). Должно налаженный учет нормативных правовых актов, полнота и своевременность сбора, обработки и хранения информации о действующих нормативных актах, о внесении в них изменений и дополнений, в конечном счете, определяют эффективность нормотворчества, а затем и эффективность правоприменения.
Для решения этой задачи должны активнее использоваться современные, автоматизированные системы сбора и анализа информации. Например ведомственная информационно-справочная система «Нормативные правовые акты МВД России» и т.п.
Следует подчеркнуть, что для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в различных регионах России, требуется единый подход к принимаемым правовым актам. Нормативные правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с требованиями принципа законности, на основе и во исполнения законов.

§ 3. Основные направления совершенствования правовых основ управления органов внутренних дел Российской Федерации.

Как уже было сказано выше, имеющаяся нормативно-правовая база организации и деятельности системы МВД России требует существенной переработки, обновления с учетом потребностей нынешнего этапа развития общества, новых целей и задач, стоящих перед органами внутренних дел.
В этой связи в новой редакции нуждаются прежде всего законы о милиции, об оружии, законодательные акты, регулирующие миграционные процессы, а также направленные на противодействию терроризму. Требуют определенных изменений уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство. Важно продолжить обновление законодательства безопасности дорожного движения и других направлениях деятельности органов внутренних дел.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Основные направления деятельности и концепция реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации

§1. Современная система управления органами внутренних дел в Российской Федерации

§2. Основные подходы и принципы организации управления в области внутренних дел после принятия Федерального закона от 07.02.2011 г. №3 «О полиции»

§1. Современная система управления органами внутренних дел в Российской Федерации.

Под греческим словом «система» (systema) понимается нечто целостное, состоящее из каких-либо частей. Первые представления о системе возникли еще в античной философии.
В настоящее время, в наиболее общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающие новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.
Органы внутренних дел в России (далее ОВД) – уникальная организация, не имеющая аналогов ни в дореволюционной, ни в современной мировой практике. В этой связи попытаемся дать теоретическое обоснование данной категории. ОВД представляет собой государственную организацию. Органы внутренних дел создаются государством, действуют от имени государства. Служба в ОВД является составной частью государственной правоохранительной службы в РФ.
ОВД – это единая государственная организация. Единство ОВД проявляется в том, что, во-первых, несмотря на решение каждой из составных частей ОВД своих специфических задач, все они выполняют общие для всей системы МВД России задачи. Во-вторых, для всех сотрудников ОВД установлен единый порядок прохождения службы и единый статус лиц рядового и начальствующего состава ОВД. И в – третьих, все составные части ОВД входят в единую систему Министерства внутренних дел РФ.
Органы внутренних дел любого уровня управления следует рассматривать в виде системы, подверженной управляющим воздействиям со стороны вышестоящих системных образований и в то же время каждый орган сам осуществляет в рамках своей компетенции управляющие воздействия на иерархически подчиненные ему объекты внутриорганизационного управления и объекты внешней среды.
К 2010 году система МВД подошла с большим грузом нерешенных проблем, в значительной мере обусловленных политической и социально-экономической ситуацией в стране. За двадцать минувших лет преступность в России только увеличилась.
В основе сложившегося положения лежит целый комплекс причин политического, экономического, социального и правового характера. К ним, на наш взгляд можно отнести:
– ошибки, упущения и просчеты, допущенные в ходе осуществляемых в России реформ, способствовавшие криминализации экономики, резкому социальному расслоению общества, снижению качества жизни значительной части населения при отсутствии действенной системы социальной поддержки малоимущих;
– неспособность федеральных властей решительно и полномасштабно противостоять сепаратистским и центробежным тенденциям отдельных субъектов Федерации, политических сил и региональной элиты, что привело к возникновению и разрастанию зон межнациональных конфликтов;
– деятельность зарубежных спецслужб, транснациональных и отечественных преступных сообществ, отдельных политических сил, прежде всего фашистской и экстремистской направленности, по ослаблению и раздроблению России;
– отсутствие надежной, четкой и более широкой законодательной базы правоохранительной деятельности;
– открытость государственных границ России по линии раздела с государствами, ранее входившими в СССР, способствующая широкому проникновению на ее территорию уголовного и иного антиобщественного элемента;
– низкая эффективность деятельности правоохранительных органов, утрата опоры на население, оттока профессиональных кадров, низкий уровень профессиональной подготовки и исполнительской дисциплины сотрудников, нерешенность проблем правового, материально-технического, финансового, кадрового и социального обеспечения;
– возрастающая коррумпированность государственного аппарата, в том числе органов МВД, распространенность различного рода злоупотреблений и нарушений законности.
Следует так же отметить, что система МВД РФ все чаще сталкивалась с необходимостью реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера (аварии и катастрофы, крупные пожары).
Снизился уровень обеспечения пожарной безопасности; размеры негативных последствий пожаров превышали последствия всех природных и техногенных катастроф, а также иных чрезвычайных ситуаций вместе взятых.
В рамках самой системы МВД также накопилось немало проблем и отчетливо проявляющихся негативных явлений. Это неоправданно широкий круг функций, возложенных на органы внутренних дел, в первую очередь – на милицию, значительное увеличение объемов работы в силу объективного усложнения криминогенной ситуации на фоне чрезвычайной сложности и ответственности решаемых задач; снижение качества кадров и недостаточного финансового и материально-технического обеспечения создали критическое перенапряжение системы в целом, всех ее отраслевых служб и особенно практических аппаратов. Как следствие это выразилось в: в низкой результативности работы, прежде всего по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, а также в административной практике; в росте нарушений законности и служебной дисциплины, пассивности и непрофессионализме, психологических срывах и суицидных проявлениях; в размывании профессионального ядра вследствие массового перехода наиболее квалифицированных кадров на другую работу, в том числе в коммерческие структуры.
Кроме того, система МВД РФ, не смогла адаптироваться к новым экономическим и социальным условиям переходного периода, продемонстрировать того сочетания силы и гибкости, которые необходимы были для поддержания должного уровня стабильности в сфере правопорядка в быстро меняющейся социальной и криминологической ситуации, особенно в части адекватного и оперативного реагирования на новые феномены противоправного поведения.
В месте с тем, 20 марта 1996 года был издан приказ МВД РФ № 145 «О Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» , в котором впервые за всю историю существования советской, а затем и российской милиции документ, была отражена официальная позиция, совокупность взглядов высшего руководства на основные направления и принципы совершенствования деятельности системы МВД России.
Главной целью развития системы МВД России являлось приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Концепция была призвана обеспечить комплексный подход к достижению этой цели.
Для достижения указанной цели предстояло решить такие задачи, как: повышение эффективности управления и служебно-боевой подготовки органов внутренних дел и внутренних войск; создание полноценной правовой базы функционирования системы МВД России; максимальное использование положительно зарекомендовавших себя на практике форм и методов оперативной, служебной и служебно-боевой деятельности, обеспечение внедрения научных рекомендаций и приемлемого в российских условиях зарубежного опыта; улучшение работы с кадрами, повышение уровня профессионализма, исполнительной дисциплины и научной организации труда; укрепление делового сотрудничества с другими правоохранительными органами, налаживания на новой основе взаимодействия с населением и институтами гражданского общества; расширение и углубление взаимовыгодных международных связей; доведение до нормативного уровня финансового и материально-технического обеспечения; обеспечение правовой и социальной защиты личного состава; обеспечения собственной безопасности системы МВД России.
Кроме того были сформулированы и основные принципы предстоящих преобразований это: целостность и единство системы МВД России при сочетании вертикальной федеральной подчиненности с самостоятельностью органов внутренних дел субъектов Федерации, территориальных, транспортных органов и местных органов охраны общественного порядка в составе милиции общественной безопасности; научная обоснованность, преемственность, плановость и постепенность осуществления всех преобразований; надежность управления, ориентированного на обеспечение устойчивости и мобильности всех звеньев системы, организацию адекватного и оперативного реагирования на любые изменения оперативной обстановки; рациональная минимизация объема функций, их конкретизация и распределение между различными звеньями системы; оптимальная простота и гибкость организационных структур; приоритетная ориентация деятельности всех служб, независимо от их функциональной специализации, на решение задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.
Вместе с тем, были определены и основные направления совершенствования и развития системы МВД России, в том числе: совершенствование управления и развитие организационных структур, развитие криминальной милиции и милиции общественной безопасности, экспертно-криминалистических подразделений, обеспечение социальной и правовой защиты личного состава и т.д.
Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее – территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

§2. Основные подходы и принципы организации управления в области внутренних дел РФ после принятия Федерального закона от 07.02.2011 г. №3 «О полиции».

Современные реформы в области внутренних дел предполагают реформирование системы управления в этой области. Это реформирование должно строиться на основных подходах, которые включают:
1. Прозрачность и публичность процесса реформирования милиции: предполагает создание различных механизмов, поддерживающих открытую и публичную дискуссию в течение всего периода реформирования. При этом формат дискуссии и принятия решений должен позволять гражданам принимать прямое и опосредованное участие в обсуждении хода реформы на разных ее этапах, иметь возможность донести до власти свои ожидания и предложения по этой теме, иметь возможность проконтролировать учет общественного запроса к реформе милиции.
2. Взимозависимость контекстов реформирования милиции, уголовной юстиции, административной реформы и реформы органов местного самоуправления: реформирование МВД происходит в рамках коррекции уголовной политики государства, встроено в контекст административной и муниципальной реформы, а также учитывает особенности текущего состояния экономики, государственного управления, развития гражданского общества и пр.
3. Анализ и учет современных стандартов деятельности полиции и ее реформы в других государствах: при реформировании милиции учитывается опыт других государств, в том числе и тех, в которых недавно прошли соответствующие реформы.
4. Государственный подход в организации управления в области внутренних дел.
Все эти подходы были реализованы в Федеральном законе «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г, принятом Государственной Думой 28 января 2011 года.
Среди принципов деятельности полиции можно выделить:
• Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина – это предполагает:
– полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
– деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан;
– сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
• Законность – что означает:
– полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом;
– всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
• Беспристрастность – предполагает, что:
– полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
– сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
• Открытость и публичность – предполагает, что:
– деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций;
– граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.;
– полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.
• Общественное доверие и поддержка граждан- предполагает, что:
– полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан;
– действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан;
– общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
• Взаимодействие и сотрудничество – означает, что:
– полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;
– полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка;
– государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.
• Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем – предполагает, что:

– полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;
– полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями;
– полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
С принятием Федерального закона «О полиции» принципы управления в области внутренних дел наполнились новым содержанием. Среди таких принципов можно выделить следующие:
• принцип аполитичности полици: обеспечивается независимостью руководителей полиции/милиции от воли органов власти, введением различного порядка назначения (выборов) и освобождения от должности. Назначение руководителей региональных управлений федеральной полиции происходит на основе ротации. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

• принцип демилитаризации полиции: с помощью данного принципа обеспечивается развитие реформированной полиции как государственной гражданской службы при сохранении строгой служебной дисциплины, необходимой для эффективного функционирования правоохранительных органов. Демилитаризация полиции, в первую очередь муниципальной полиции, требует отказа от военизированной идеологии организации деятельности и практики работы. Гражданская полицейская служба будет способствовать формированию среди сотрудников полиции чувства сопричастности обществу и сокращению социальной дистанции между гражданами и сотрудниками полиции, что позволит преодолеть кризис доверия между обществом и полицией, а также повысить гарантии соблюдения прав граждан и самих сотрудников. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

По результатам проведенного исследования хотелось бы изложить основные выводы и предложения направленные на совершенствование процесса государственного управления в области внутренних дел на современном этапе. Отметим, что правоохранительные (или полицейские) органы это федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы либо структурные подразделения), должностные лица которых наделены законом полицейскими полномочиями. Сущность последних выражается в возложении на них обязанностей пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении им прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы оружия и других специальных средств.
Российские органы внутренних дел, после распада СССР, действовали в трудных условиях весьма сложной внутриполитической и экономической обстановки, продолжающихся бурных экономических и политических преобразований. Законодательная база, по существу, устарела и не соответствовала новым правовым отношениям, возникшим в результате перестройки экономики. Экономический кризис, снижение промышленного и сельскохозяйственного производства, резкое имущественное расслоение общества, отказ от традиционной системы ценностей, способствовало росту преступности. Низкая заработная плата сотрудников ОВД, несоразмерная с тяжелыми физическими и психологическими условиями работы, привела к оттоку квалифицированных кадров. К этому следует добавить их негативный имидж, созданный СМИ в угоду сложившейся политической конъюнктуре.
Распад СССР и процессы глобализации вызвали рост таких явлений как терроризм, экстремизм, активизация международных преступных сообществ.
В связи с этим строительство правового государства в Российской Федерации невозможно без глубокого и всестороннего реформирования системы органов внутренних дел, перестройки управления в этой сфере. Государство обязано обеспечить надежную защиту прав и законных интересов граждан от произвола и беззакония.
Для этого необходимо, что бы управление в области внутренних дел было должным образом обеспечено в правовом, организационном, материально-техническом и кадровом отношении.
Органы внутренних дел осуществляют непосредственную охрану общественного порядка от преступных посягательств, организуют и практически осуществляют противодействие преступности, обеспечивают личную безопасность граждан и общественную безопасность.
Органы внутренних дел – это единая государственная правоохранительная вооруженная и военизированная организация исполнительной власти, входящая в систему сил обеспечения безопасности РФ, и осуществляющая в рамках системы Министерства внутренних дел Российской Федерации задачи по обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности, охраны общественного порядка, собственности, а также раскрытия преступлений и другие задачи, стоящие перед отдельными составными частями ОВД.
На сегодняшний день успешно действует большинство базовых законодательных актов, определяющих организационно-правовой статус органов внутренних дел, а также правовую основу управления этой областью. Новая российская законодательная база организации и деятельности органов внутренних дел охватывает все важнейшие направления. Вместе с тем продолжает иметь место несоответствие правовой основы системы государственного управления в области внутренних дел современным требованиям, новым российским реалиям, что вызывает необходимость ее дальнейшего совершенствования.
На наш взгляд в процессе реформирования государственного управления в области внутренних дел, необходимо решить следующие задачи:
1. Максимально полное и детализированное нормативное урегулирование в законах и основанных на них подзаконных актах структуры органов внутренних дел, их компетенции, взаимоотношений друг с другом, другими органами государства, гражданами, территориальной организацией общества, то есть всего комплекса отношений, связанных с организацией и деятельностью органов внутренних дел.
2. Дальнейшее освобождение органов внутренних дел от несвойственных им функций. Мы поддерживаем проект организационно-правового реформирования МВД РФ, который предусматривает создание на федеральном уровне Федеральной уголовной полиции (в статусе федеральной службы), занимающейся выявлением, пресечением и расследованием наиболее опасных преступлений (насильственных, корыстных, некоторых преступлений против порядка управления). Их перечень предстоит определить. Внутренние войска возможно будут преобразованы в Национальную гвардию, целиком подчиненную Президенту РФ. Федеральная миграционная служба должна быть полностью самостоятельным органом, в целом сохраняющим свои нынешние функции и полномочия. При этом в каждом из субъектов РФ могут быть созданы полицейские управления. Региональные же полицейские управления, на наш взгляд должны контролироваться органами власти соответствующего субъекта РФ и подчиняться им.
3. Повышение материально-технического обеспечения ОВД, использование в их практике новейших достижений науки и техники, будет способствовать созданию эффективной системы управления в области внутренних дел.
Реформирование органов внутренних дел, в том числе системы государственного управления, должно быть последовательным, постепенным и прозрачным, а кадровая политика четкой, понятной и поддерживаемой как в самих ОВД, так и в обществе. Только в этом случае государственное управление в области внутренних дел может иметь социальный эффект, и соответственно создаст предпосылку для успешного решения задач и осуществления, возложенных функций.

Список использованной литературы.

I) Нормативно – правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. — М. 2010.
2. Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации от 17.12.97 г. № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 19.06.2004 N 4-ФКЗ).
3. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции»; (в ред. от 09.05.2005 N 45-ФЗ).
4. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
5. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года N150-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
6. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (Принят Государственной Думой 28 января 2011 года).
7. Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №314. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
8. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1639.
9. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. №649. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
10. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N927 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».
11. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. №928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»// CЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.
12. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» от 24 декабря 2009 года.
13. Приказ МВД России от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции».
14. Приказ МВД России от 10 ноября 2004 г. №730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации».
15. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927//CЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3119.
16. Типовое положение о Министерстве внутренних дел, главном управлении внутренних дел, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации», утвержденное приказом МВД России от 15 сентября 2003 г. № 730//Рос. газета. 2003. 21 окт.

II) Учебная, учебно – методическая и научная литература:
17. Аврутин Ю. Е., Зубов И. Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития): Монография/СПбУ МВД России. СПб., 2008.
18. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть общая (под ред. проф. А.П. Коренева). М., 2010.
19. Андреев М.М. Административное право. М., 2009.
20. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М., 2009.
21. Гимпелевич Д. Полиция России. В 2011 году господа полицейские заменят товарищей милиционеров. М., 2011.
22. Делягин М. Законопроект «О полиции»: полицейское государство в шкуре демократических реформ? http://www.analysisclub.ru/
23. Жаворонков М.А. Необъять объятное!: Размышления о полиции. www.expert.ru.
24. Каплунов А.А, Бородин С.С., Берекет В.М. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. Части общая и особенная: Курс лекций /Под ред. В.П. Сальникова; СПбУ МВД России. СПб., 2009.
25. Калашников М. Права и обязанности сотрудников полиции. // ЭЖ-Юрист. 2011. №3.
26. Карташов Н.Н. Технология нормотворчества (на примере МВД России). Дисс. … к.ю.н. М., 2004.
27. Кикоть В.Я. 29.12.2006 Щит и меч № 1/1065.
28. Колоколов Н. Полиция нас сбережет? // ЭЖ-Юрист. 2010. №34.
29. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Концептуальные идеи российского закона «О милиции» // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2006.
30. Корнеев Н. Господин полицейский, разрешите обратиться. // Российская газета. 2011.
31. Корнеев Н. Не моя полиция? http://fin.izvestia.ru.
32. Костенников М.В. Порядок разработки и принятия правовых актов органов внутренних дел М., 2001.
33. Лазарев В. В, К вопросу о понятии и пределах эксперимента в области государства и права // Правоведение. 1966. №1; Лазарев ВВ. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
34. Матвеева Н.В. Правовые и организационные основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел РФ. Дисс. … к.ю.н. СПб., 2005.
35. Новикова А. Полиция в России: на страже государства? // Российская газета. – 2011.- 17 марта.
36. Нургалиев Р. Полицейские в России пройдут трехступенчатый отбор. Аlkops. Ru
37. Родин И. Президент берет полицию под личную опеку. // Независимая газета. – 2011.- 5 апреля.
38. Самарина А. Откройте, полиция!// Независимая газета.- 2011.- 7 апреля.
39. Степанов Р.О. Административное право. М., 2010.
40. Справочная правовая система «Энциклопедия российского права». «АРБТ»/ Федеральные выпуски. № 1(47). 2006 г., № 11(100) 2007.
41. Слюсарь Н.Б. Организация правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск на современном этапе //Юрист № 10 2006.
42. Черников В.В. // Закон и право № 7. 2006.
43. Черников В.В. Нормотворческая функция МВД России// Полицейское право № 2. 2005.
44. Черников В.Н. Состояние и перспективы участия МВД России в формировании и развитии законодательной базы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск//Законодательная техника современной России: состояние, проблемы: сборник статей в 2-х т. Н-Новгород, 2001. Т. 1.
45. Чиков П. Закон о полиции: что изменилось/LR-Ньюс. 2011.
46. Философский энциклопедический словарь. М., 2005.
47. Шалгина А. Полицейская история/Независимая газета. 2011.

III) Интернет ресурсы:
48. http://www.mvd.ru
49. http://fin.izvestia.ru.
50. www.expert.ru.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.