Содержимое
Введение
Безработица это одна из глобальных социально-экономических проблем современности. Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с последними политическими событиями уровень безработицы в России увеличивается, рынок труда нестабилен. По данным департамента труда и занятости города Москвы, количество зарегистрированных безработных граждан в Москве увеличилась с 1 января по 5 марта 2015 г. на 2,865 тыс. человек, или на 10%.[1]
Одним из необходимых условий решения обозначенной проблемы является проведение эффективной макроэкономической политики, т.к. рост деловой активности порождает увеличение спроса на рабочую силу. Однако эти процессы в наименьшей степени затрагивают структурную и длительную безработицу, а также не позволяют защитить личность от социально неблагоприятных последствий, связанных с функционированием рынка труда. С этой целью необходимо создание системы социальной защиты безработных, призванной, по возможности, предотвратить, минимизировать и компенсировать указанные последствия. Эффективность функционирования этой системы во многом зависит от выбора приемов и способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в данной сфере.
С момента принятия в Российской Федерации законодательства, регулирующего указанные отношения, оно неоднократно претерпевало значительные изменения, которые не всегда носили системный характер и имели достаточное теоретическое обоснование. В связи с этим, принимая во внимание, что в рамках названной системы происходит реализация конституционного права гражданина на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ), исследование проблем правового регулирования социальной защиты безработных представляется в настоящее время актуальным.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта исследования соответствующих правовых норм определить сущность социальной защиты безработных в современной российской правовой системе.
Для достижения поставленной цели, в работе были определены и решены следующие задачи:
– изучить особенности и правовые признаки безработного как субъекта социальной защиты населения;
– выявить и обосновать сущность системы социальной защиты безработных с функциональной точки зрения;
– определить принципы функционирования социальной защиты безработных, а также принципов правового регулирования отношений, возникающих данной сфере;
– установить основания гражданского иска в уголовном судопроизводстве;
– раскрытие содержания основных форм социальной защиты безработных, определение их роли в компенсации социальных рисков, связанных с функционированием рынка труда, и оценка эффективности указанных форм.
Объектом исследования выступает государственная политика в сфере социальной защиты безработных.
Предметом исследования является комплекс правовых норм, которые регулируют отношения в сфере социальной защиты безработных.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика изученности проблемы, изложены цель, задачи, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Правовые основы социальной защиты безработных» раскрывается сущность и содержание понятия безработицы, основные права и обязанности безработного.
Во второй главе «Организационно-правовые формы социальной защиты безработных» рассмотрены основные виды социальной поддержки безработных, порядок установления и прекращения пособия по безработице, а также представлены примера расчета пособия.
В третьей главе «Развитие системы государственной поддержки безработных» сформулированы основные направления повышения эффективности поддержки безработных, проведен анализ современного рынка труда и уровень безработицы в России. Рассмотрены обращения граждан в судебные инстанции по вопросам пособия по безработице.
[1] Сайт департамента труда и занятости города Москвы http://trud.mos.ru/
Глава 1. Правовые основы социальной защиты безработных
1.1 Понятие безработного. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными
1.2 Права и обязанности безработного
1.3 Виды социальной поддержки
В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» , в дальнейшем – Закон о занятости, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.
Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Глава 2. Организационно-правовые формы социальной защиты безработных
2.1 Пособие по безработице
2.2 Приостановление и прекращение пособия по безработице.
2.3 Определение размера пособия по безработице
Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.[1]
Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.
Порядок определения размеров пособия по безработице регламентируется ст. 30 Закона о занятости населения.
Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если в течение двенадцати месяцев, предшествовавших началу безработицы, они имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
Процентные отношения к среднему заработку определяются по правилам, установленным ст. 33 Закона о занятости населения, и составляют:
– в первые три месяца безработицы – в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
– в следующие четыре месяца – в размере 60 процентов;
– в дальнейшем – в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей.
[1] Мальцев Г. В. Социальные основания права / Г. В. Мальцев. – М.: Норма, 2013.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Глава 3. Развитие системы государственной поддержки безработных
3.1 Анализ и перспективы развития современного рынка труда в РФ
3.2 Анализ материалов из судебной практики
Очевидно, что состояние современного рынка труда в России в 2014 — 2015 годах крайне подвержено влиянию политических событий и экономических явлений. Имеют значение происходящие как внутри страны, так и за ее пределами события.
Несомненное воздействие на общую ситуацию оказали:
- события в Украине;
- санкции Запада;
- присоединение Крыма;
- рост цен;
- сохраняющаяся инфляция;
- низкий уровень жизни большинства населения;
- стагнация экономики;
Остающиеся стабильно высокими уровни безработицы населения и коррупции и взяточничества властей. По сведениям, предоставленным проектом «Фонд Общественное мнение», осенью 2014 г. четверть россиян убеждена в том, что экономическая ситуация в стране в целом и на рынке труда в России в частности в 2014 году стала хуже. Меньше четверти верят, что изменения в лучшую сторону есть, а большая часть опрошенных не видит никаких перемен.[1]
Последние несколько лет ситуация на рынке труда еще ни разу не была радужной или просто стабильной, а с начала этого года постоянно по нарастающей идут разговоры о кризисе в экономике и, соответственно, на рынке труда. Можно сказать, что обстановка является напряженной, очень многие ждут и боятся повторения кризиса 2008 года, но до сих ожидания не оправдались – серьезных изменений пока не было. Поэтому нынешний кризис на рынке труда в 2014-2015 годах пока многие корректно называют стагнацией. То, что наблюдается в нашей стране в настоящее время — это или мягкий вариант кризиса, или его преддверие. Структура спроса кардинально не поменялась: работодатели хотят все тех же, кого и год назад («продажников» и бухгалтеров разного уровня, айтишников и программистов). Пусть и в меньшем количестве, но резкого снижения количества предлагаемых вакансий нет. В целом эксперты в области занятости со сменой работы рекомендуют не торопиться. Тем не менее, если экономика останется без сдвигов в положительную сторону, серьезного снижения количества предлагаемых вакансий и массовых увольнений нужно ждать в 2015 году.
[1] Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ http://www.rosmintrud.ru
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Заключение
Анализ практики и состояния современного законодательства приводит к определенным выводам и предложениям по совершенствованию действующего законодательства.
На 2015 год минимальная величина пособия по безработице в размере составляет 850 рублей, а максимальную величина в размере 4900 рублей.[1]
Отметим, что эти величины были неизменны с 2009 года. По данным Правительства РФ, по состоянию на 1 декабря 2014 года численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, составляет 821,8 тыс. человек, тогда как количество вакансий, предложенных работодателями органам службы занятости, составляет 1 млн 697,7 тыс. вакансий. Учитывая, что в настоящее время количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости субъектов Федерации, превышает в два раза численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, минимальная и максимальная величины пособия по безработице на 2015 год устанавливаются в прежних размерах.
В нынешней экономической ситуации действующие правовые нормы нуждаются в своевременной доработке. Таким образом, на данном этапе стоит повысить минимальную и максимальную сумму пособия, с учетом инфляции и девальвации национальной валюты. Так как зачастую на практике выходит, что человек состоящий на учете в центре занятости населения и получающий пособие, готов приступить к работе по предложенной вакансии, в течении некоторого периода может попросту не устроится на работу из-за множества факторов, таких как длительное рассмотрение кандидатуры работодателем, что в конце концов оканчивается отказом в приме на работу, и других причин. И пока не будет устроен на постоянную или временную работу, обязан содержать себя и свою семью на данное пособие, размер которого не соответствует прожиточному минимуму.
В настоящее время, когда множество организаций сокращают численность персонала, или вообще сворачивают свое производство в России, множество сотрудников оказываются безработными. Особенно негативно данные последствия проявляются в регионах России, в большей степени охватывая людей пред пенсионного возраста. Данным людям достаточно сложно найти новое место работы т.к. зачастую работодателям требуются молодые и энергичные специалисты, а принимать на работу сотрудников которым скоро на пенсию нецелесообразно, хотя-бы потому что сотрудник попросту не успеет полноценно освоится на рабочем месте. Если сотрудник пред пенсионного возраста уволен в связи сокращением штата он имеет возможность досрочно выйти на пенсию, но необходимо выполнить ряд правил: после сокращения должен стать на учет в центре занятости, где он должен получить статус безработного. Следует упростить процедуру назначения досрочной пенсии службой занятости. По действующему регламенту центр занятости будет предлагать найти сокращенному сотруднику найти подходящие места работы, а если их нет, то направлять гражданина на повышение квалификации, что не имеет смысла если у него есть желание досрочно выйти на пенсию.
Также возможно упростить и саму работу с центром занятости используя современные возможности сети интернет, и единый портал государственных услуг. К примеру, открыть доступ гражданину, получившему статус безработного, через интернет в личном кабинете просматривать подходящие вакансии центра занятости, внедрить систему электронного направления на собеседование в компании, заявки от которых поступали в центр занятости.
Это позволит быстрее устраиваться на работу, за счет того, что отпадает необходимость визита в органы службы занятости, сокращается время на поиск работы, простой в очереди и т.д.
Таким образом наиболее актуальным является своевременное внесение изменений в действующее законодательство. Наравне с текущей экономической ситуацией и положением рынка труда в стране.
Список используемых сокращений
МОТ – Международная Организация Труда
ПФР – Пенсионный Фонд России
ОСЗ – Органы Службы Занятости
МРОТ – Минимальный Размер Оплаты Труда
РУБ – рубль, рубли
Тыс. – тысяч.
И т.д. – и так далее
И т.п. – и тому подобное
Ст. – статья.
П. – пункт.
Г. – город.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации.
4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) “О занятости населения в Российской Федерации”.
5. Постановление Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год» // от 17 декабря 2014 г. N 1382.
6. Локтюхина Н.В. Профилактика безработицы. Перспективы системы защиты занятости работников, находящихся под угрозой увольнения // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010.
7. Бочарова О.В. Право социального обеспечения 2011.
8. Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России / С. И. Кобзева. – М.: Проспект, 2013.
9. Снежко О. А. Защита социальных прав граждан. Теория и практика / О. А. Снежко. – М.: Инфра-М, 2013.
10. Холостова Е. Правовое обеспечение социальной работы / Е. Холостова, О. Прохорова. – М.: Дашков и Ко, 2013.
11. Миронова Т. К. Право социального обеспечения / Т. К. Миронова. – М.: КноРус, 2013.
12. Мальцев Г. В. Социальные основания права / Г. В. Мальцев. – М.: Норма, 2013.
13. Захаров Н. Л. Управление социальным развитием организации / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2013.
14. Галаганов В. П. Право социального обеспечения / В. П. Галаганов. – М.: Академия, 2013.
15. Платонова Н. М. Теория и методика социальной работы / Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова. – М.: Академия, 2013.
16. Белянинова Ю. В. Комментарий к Закону РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» / Ю. В. Белянинова. 2009.
17. Белянинова Ю. В. Комментарий к Закону РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» / Ю. В. Белянинова ; под ред. Э. Р. Курманова. 2012.
18. Благодир А. Л. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный) / А. Л. Благодир, А. А. Кирилловых. – М. : Деловой двор, 2010.
19. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» / А. Н. Борисов. – М. : Деловой двор, 2012.
20. Астахов П. Пособия и льготы. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / П. Астахов. – М.: Эксмо, 2012.
Интернет- источники:
1.Информационно- справочный сайт www.consultant.ru
- Информационно- справочный сайт www.garant.ru
- Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ http://www.rosmintrud.ru
- Официальный сайт Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов http://www.apsf.ru/Main.shtml
- Официальный сайт «Российской газеты»
http://www.rg.ru/
[1] Постановление Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год» // от 17 декабря 2014 г. N 1382.