Содержимое

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена вступившим в силу в 2015 г.  обновлённым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, который существенно изменил устоявшиеся стандарты пересмотра судебных решений, а именно институты апелляционного, кассационного и надзорного обжалования решений арбитражных судов. На основе положений нового кодекса постепенно складывается обновлённая судебная практика проверки решений арбитражных судов в порядке надзора.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется защита его прав, свобод и законных интересов в судах. Судебная власть обязана должным образом и своевременно урегулировать ситуации, которые возникают в процессе функционирования сложных социальных отношений для того, чтобы защитить нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, организаций, а также прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и других образований, которые являются субъектами гражданских, трудовых или иных отношений.

В настоящее время Россия переживает трудный период обновления правовой системы. Одним из основных направлений реформы судебной системы является повышение эффективности отправления правосудия, которая зависит от четких и совершенных процедур всех ветвей судебной системы, в том числе и пересмотр судебных решений в порядке надзора.

В советский период вопросы надзорного производства активно изучались И. И. Андриановым, А. Я. Гурном, Р. Ф. Каллистратовой, В. С. Каменковым, С. Ю. Кацем, Д. А. Керимовым, К. М. Комиссаровым, Л. Ф. Лесницкой, Л. В. Трофимовой, П. Я. Трубниковым, В. И. Шиндом. Степень разработанности темы определяется наличием научных статей и монографий по проблемам производства в суде надзорной инстанции. В советский период вопросы надзорного производства изучали И. И. Андрианов, А. Я. Гурн, Р. Ф. Каллистратов, В. С. Каменков, С. Ю. Кац, Д. А. Керимов, К. М. Комиссаров, Л. В. Трофимов, П. Я. Трубников, В. И. Шинд.

Е. А. Борисова Н. Н. Ковтун, А. С. Подшибякин, С. В. Потапенко, И. В. Рехтина, осветили в своих статьях некоторые проблемы производства в суде надзорной инстанции.

Объект дипломной работы составляют общественные отношения, которые возникают в арбитражном процессе при производстве в надзорной инстанции.

Предметом исследования являются сущность и специфика разбирательства в суде надзорной инстанции, теоретические и практические аспекты надзорного производства, а также ограничения на работу суда надзорной инстанции, основания для отмены (изменения) судебных актов судом надзорной инстанции.

Целью исследования является разработка теоретических позиций, которые помогут решить проблемы разбирательства в суде надзорной инстанции. Эта цель предполагает решение следующего набора задач:

1) исследовать исторический аспект развития надзорного производства;

2) охарактеризовать сущность и основные черты надзорного производства;

3) определить порядок возбуждения надзорного производства;

4) исследовать порядок рассмотрения дела по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов в порядке надзора;

5) охарактеризовать пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

6) выявить теоретические и практические проблемы надзорного производства;

7) рассмотреть перспективы развития производства по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов в порядке надзора

В основу дипломного исследования положен метод диалектического познания. Также применялись методы системного анализа и сравнительного исследования.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды по общей теории права, арбитражного процессуального права и надзорному производству следующих авторов: С.С. Алексеева, И.И. Андрианова, Т.К. Андреевой, В.В. Балашовой, В.М. Жуйкова, И.М. Зайцева, В.Ф. Яковлева, В.В. Яркова и других.

Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Эмпирической базой данного исследования стали Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации, а также работы ученых, освещающие тему пересмотра судебных решений в гражданском и арбитражном процессе.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Институт проверки судебных постановлений прошел сложный путь развития и сегодня представляет собой урегулированную нормами арбитражного процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности и обоснованности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.

2) Залогом эффективного отправления правосудия по арбитражным делам является четкая и безукоризненная работа всех звеньев судебной системы, соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. При этом институт надзорного производства служит исправлению допущенных судами ошибок, устраняя прорехи правосудия.

3) Многие теоретические и практические проблемы надзорного производства на сегодня не решены окончательно и требуют дальнейшего совершенствования.

Структура работы соответствует ее целям и задачам и включает в себя: введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список использованных источников.

Глава 1. Надзорное производство в арбитражном процессе

1.1. Исторический аспект развития надзорного производства

1.2. Сущность и основные черты надзорного производства

  • Исторический аспект развития надзорного производства

Наиболее важным направлением деятельности судебной системы являются сложные отношения в обществе. На этой основе с наиболее совершенным разбирательством процессуального правового регулирования ошибки невозможно полностью исключить в урегулировании дела судом первой инстанции. Судебный надзор как процедура юридического института возник еще в советское время и развивался, постепенно улучшаясь, в результате взаимодействия двух элементов.

Во-первых, провозглашенный конституционный принцип законности устанавливал необходимость отмены таких актов правосудия, которые, вступив в силу, противоречили закону.

Во-вторых, нецелесообразно было предоставлять возможность бесконечного обжалования решений, и затягивать тем самым их исполнение, многократно пересматривать только из-за того, что кто-то из участников судебного процесса с выводами суда не согласен (причём не всегда обоснованно).

Таким образом существует объективная необходимость найти наиболее рациональные решения, способные двигать законодательство в области контроля к более продвинутой стадии развития. Переходя к источникам, следует отметить, что институт судебного рассмотрения дел прошёл очень долгий путь развития. Идея единого высокого судебный контроль в первый раз была заложена законодательно в судебном порядке 7 марта 1918 года, но только 10 марта 1921 года постановлением Совета народных комиссаров РСФСР были утверждены правила на высший судебный надзор[1]. Высшей контрольной инстанцией первоначально был Народный комиссариат юстиции Российской Федерации, который должен был рассматривать дела по просьбе администрации, центральных, региональных, провинциальных властей, а также по их собственной инициативе[2]. Таким образом был сформирован высший судебный надзор по инициативе государственных органов за решениями, которые вступили в законную силу, противоречащих советскому праву и общей политике Советского правительства. В дальнейшем наблюдательная компетенция для судопроизводства образуются у Верховного суда РСФСР и с 1923 года, было поручено осуществление Верховному суду СССР, а Пленум Верховного суда СССР получили право на рассмотрение в порядке надзора дел верховных судов республик. Так на первом этапе развития, 1925 г. в советской России образована централизованная система судебного надзора[3].

[1] Радаев Л.В.,  Арбитражный процесс : курс лекций / Л.В. Радаев; под ред. В.А. Вайпан. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юридический Дом «Юстицинформ», 2010. – С.124

[2] Радаев Л.В.,  Арбитражный процесс : курс лекций / Л.В. Радаев; под ред. В.А. Вайпан. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юридический Дом «Юстицинформ», 2010. – С.128

[3] Гражданское процессуальное право России : учебник / Н.Д. Эриашвили, Л.В. Туманова, П.В. Алексий и др. ; под ред. Л.В. Туманова, П.В. Алексий, Н.Д. Амаглобели. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, 2015. – С.318

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Процессуальные особенности производства по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов в порядке надзора

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Возбуждение надзорного производства

2.2 Порядок рассмотрения дела по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов в порядке надзора

2.3 Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

2.1 Возбуждение надзорного производства

Процессуальные особенности производства по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов в порядке надзора в Российской Федерации устанавливаются арбитражным процессуальным законодательством. В статье 292 арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации говорится, что судебные акты арбитражных судов, которые вступили в законную силу в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора в соответствии с правилами главы 36 АПК Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации по лиц, участвующих в деле, и других лица, указанных в кодексе и в случаях, перечисленных в ст. 52 — по рекомендации прокурора[1].

Лицо, которое принимает участие в деле и другие лица в случаях, предусмотренных арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации, имеют право оспаривать в порядке надзора акт, если они считают, что этот акт существенно нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом материальных или процессуальных норм права. Человек, который убеждён, что нарушено его право на судебное разбирательство в течение разумного периода времени имеет право подать заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, а также изложить требование на присуждение ему компенсации (часть 2 статья 292 арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявление или представление, касающееся пересмотра судебного акта в порядке надзора может быть подано в Высший арбитражный суд Российской Федерации в период, не превышающий трех месяцев с даты вступления в силу последнего оспариваемого судебного акта, в том случае, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки законности этого акта[2].

[1] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации” от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)//СПС «Консультант-плюс» 2015 г

[2] Арбитражный процесс : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексий, О.В. Исаенкова и др. ; под ред. Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексий. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, 2015. – с 312

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Эволюция в сфере надзорного производства в РФ



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

3.1 Обзор основных изменений в законодательстве в сфере надзорного производства

 

3.2. Перспективы развития производства по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов в порядке надзора

3.1 Обзор основных изменений в законодательстве в сфере надзорного производства

На протяжении продолжительного периода времени в сфере процессуального судопроизводства назревали изменения, обусловленные необходимостью соответствия современной процедуры движения дел в судебном процессе мировым стандартам и повышения эффективности работы судов, что нашло объективное отражение в судебной реформе 2014 г.

Так, 5 августа 2014 г. Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность. А уже на следующий день вступил в силу закон, который «перекроил» всё процессуальное законодательство. В числе главных изменений – перестроение арбитражного процесса по аналогии с гражданским, появление второй кассационной инстанции, передача в суды общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов[1].

В связи с упразднением ВАС РФ Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 6 августа 2014 г., далее – Закон № 186-ФЗ) в арбитражный процесс были внесены значительные поправки.

[1] Доклад отдела правовой информатизации Верховного суда РФ. – Электрон. текстовые дан. – 6 2 О.Л. Серегина. Перспективы развития арбитражной ветви судебной власти после упразднения ВАС РФ Режим доступа: http://www.supcourt.ru/catalog. -Загл. с экрана.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

Институт инспекции судебных решений в порядке надзора зародился ещё в советской России и прошёл сложный путь развития, а сегодня представляет набор тесно связанных процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности и обоснованности судебных решений, определений, постановлений, которые вступили в законную силу.

В этом исследовании, характеризуя концепцию и процедурный порядок разбирательства в порядке надзора по делам арбитража, установлено, что право на обжалование судебных актов в порядке надзора принадлежит лицам, принимающим участие в деле, а также лицам, не принимающим участие в деле, если обжалуемыми актами нарушаются их права и законные интересы.

Закон установил требования к содержанию надзорной жалобы или представления. В обязательном порядке они должны включать допущенное судами при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного постановления существенное нарушение закона, а также просьбу лица, которое подаёт жалобу или представление. Правовое обоснование надзорной жалобы или представления должно согласовываться с основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, установленных АПК РФ, а просьба лица, подающего жалобу или представление, – с полномочиями суда надзорной инстанции.

Порядок рассмотрения и разрешения дел в порядке надзора также урегулирован законом. Суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании постановления судьи о передаче дела для рассмотрения по существу. Дело докладывается на судебном заседании, где также выступают лица, которые принимают в деле участие. Далее суд принимает определение или постановление на закрытом совещании, о которых сообщается лицам, принимающим участие в деле.

Суд надзорной инстанции вправе: 1) оставить решение, определение или постановление без изменения, а протест без удовлетворения; 2) отменить решение, определение или постановление полностью или в части и прекратить производство по делу, либо оставить заявление без рассмотрения; 3) отменить решение, определение или постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или второй инстанции; 4) оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений; 5) отменить, либо изменить решение суда первой, второй или надзорной инстанций и вынести новое решение, не передавая дела на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Основаниями для отмены или изменения постановлений суда в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального права, а также существенное нарушение норм процессуального права.

Проведенный в рамках данного исследования анализ причин отмены судебных постановлений судей в судах надзорной инстанции свидетельствует о том, что основными причинами являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Залогом эффективного отправления правосудия по делам арбитража является четкая и безукоризненная работа всех звеньев судебной системы, соответствующая всем требованиям законодательства Российской Федерации. При осуществлении правосудия судьи, рассматривающие дела по первой инстанции допускают нарушения норм права (как материального, так и процессуального), не всегда применяют все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и других лиц, участвующих в деле. Институт надзорного производства исправляет допущенные ошибки, восстанавливая тем самым правосудие.

В рамках данного исследования были охарактеризованы существующие теоретические проблемы надзорного производства и вынесены предложения по его совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [с поправками от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015 г.
  2. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 24.07.2002 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016 г.
  3. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс [Текст]: [Федеральный закон: от 18.12.2001г.] // Собрание законодательства Российской Федерации – 2016 г.
  4. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 14.12.2007 N 330-ФЗ ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015 г.
  5. Российская Федерация. Законы. О мировых судьях в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015 г.
  6. Российская Федерация. Законы. О судебной системе Российской Федерации [Текст]: [Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015 г.
  7. РСФСР. Законы. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР [Текст]: [утв. ВС РСФСР 11.06.1964] // Ведомости ВС РСФСР. – 1964 г.
  8. РСФСР. Законы. О Высшем судебном контроле [Текст]: [Декрет ВЦИК и СНК РСФСР] // СУ РСФCР. -1921 г.
  9. Лебедь, К.А. Решение арбитражного суда / К.А. Лебедь ; отв. ред. Т.Е. Абова. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 116 с.
  10. Рогожин, Н.А. Арбитражный процесс : курс лекций / Н.А. Рогожин; под ред. В.А. Вайпан. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юридический Дом «Юстицинформ», 2014. – 264 с.
  11. Оптимизация в организации арбитражного судопроизводства в России : учебное пособие / . – М. : ИД “Юриспруденция”, 2011. – 148 с.
  12. Пересмотр судебных актов в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве (аналитический обзор нормативно-правовых документов) : учебное пособие / Т.Г. Морщакова, А.В. Ананиан, Е.А. Шаталова и др. ; под ред. Т.Г. Морщакова. – М. : ИД “Юриспруденция”, 2011. – 167 с.
  13. Гражданский процесс : учебник / под ред. Л.В. Туманова, Н.Д. Амаглобели. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, 2015. – 599 с.
  14. Никитин, С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе / С.В. Никитин. – М. : Российская академия правосудия, 2013. – 300 с.
  15. Игнатюк, А.Ю. Судопроизводство в арбитражном процессе / А.Ю. Игнатюк. – М. : Лаборатория книги, 2014. – 59 с.
  16. Муравьёв, В.М. Ведение дел в арбитражном процессе / В.М. Муравьёв. – М. : Лаборатория книги, 2014. – 108 с.
  17. Яропкин, Т.В. Арбитражный процесс в Российской Федерации / Т.В. Яропкин. – М. : Лаборатория книги, 2015. – 68 с.
  18. Бахарев, П.В. Гражданский и арбитражный процесс. Учебно-методический комплекс / П.В. Бахарев, О.Н. Диордиева. – М. : Евразийский открытый институт, 2015. – 219 с.
  19. Бахарев, П.В. Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений : учебно-практическое пособие / П.В. Бахарев, О.Н. Диордиева. – М. : Евразийский открытый институт, 2014. – 39 с.
  20. Российская Федерация. Конституционный Суд РФ. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крохоткина А.Т. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части второй статьи 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [Текст]: [Постановление от 21.12.2004 N 469-0] // СПС «Консультант плюс».
  21. Бахарев, П.В. Арбитражный процесс : учебно-практическое пособие / П.В. Бахарев. – М. : Евразийский открытый институт, 2015. – 336 с.
  22. Бахарев, П.В. Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений : учебно-практическое пособие / П.В. Бахарев, О.Н. Диордиева. – М. : Евразийский открытый институт, 2013. – 39 с.
  23. Право и суд в современном мире. Материалы VI Ежегодной итоговой научной конференции студентов и аспирантов (4-6 апреля 2007 года) / . – М. : Директ-Медиа, 2008. – 733 с.
  24. Терехова, Л.А. Рассмотрение судами дел о признании нормативных актов недействующими / Л.А. Терехова, В.В. Терехов. – Омск : Омский государственный университет, 2014. – 224 с.
  25. СССР. Президиум Верховного Совета СССР. Об образовании президиумов в составе Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей [Текст]: [указ от 14 августа 1954 г. // ВВСС.- 1954 г.
  26. Российская Федерация. Генпрокуратура РФ. Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве [Текст]: [Приказ от 02.12.2003 N 51] // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула: Издательский дом «Автограф», 2004 г.
  27. Алексеевская, Е.И. Теоретические и практические проблемы производства в суде надзорной инстанции. Автореферат … канд. юр. наук. [Текст] / Е.И. Алексеевская. – М.: Российская академия правосудия, 2014. -28с.
  28. Афанасьев, С.Ф. Гражданский процесс: учеб. пособие [Текст] / С.Ф. Афанасьев, А.И. Зайцев. – М.: Норма, 2014. – 496с.
  29. Борисова, Е.А. Производство по проверке судебных постановлений в порядке надзора в гражданском и арбитражном процессе [Текст]/ Е.А. Борисова // Законодательство. – 2011. – N 9, 10.
  30. Брюховецкий, Н.Н. «Простые» гражданские дела: вопросы надзора [Текст] / Н.Н. Брюховецкий // Законодательство и экономика.- 2008. – N 4
  31. Гражданский процесс : учеб. для вузов / Под ред. М. К. Треушникова д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ. – М.: Городец, 2013 г. – 783 с.
  32. Гражданский процесс России. Учебник / Под редакцией доктора юридических наук, профессора МЛ. Викут. – М.: ЮРИСТЪ, 2012. -734с.
  33. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. – М.: Волтерс Клувер, 2014.- 672 с.
  34. Гражданский процесс: Учебник для вузов/ Под ред. М.К. Треушникова. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2015. – 745с.
  35. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. -М.: Проспект, 2013.- 592 с.
  36. Дехтерева, Л.П. Гражданский процесс: Учебное пособие/ Л.П. Дехтерева. -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 776 с.
  37. Пучинский, В.К. Гражданский процесс зарубежных стран / В.К. Пучинский. – М. : Зерцало-М, 2013. – 519 с.
  38. Вербицкий, Е.О. Прокурорский надзор по защите прав и законных интересов субъектов в гражданском процессе / Е.О. Вербицкий. – М. : Лаборатория книги, 2014. – 222 с.
  39. Терехова, Л.А. Рассмотрение судами дел о признании нормативных актов недействующими / Л.А. Терехова, В.В. Терехов. – Омск : Омский государственный университет, 2015. – 224 с..
  40. Коршунов, Н.М. Гражданский процесс: Учебник для вузов / Н.М. Коршунов. – М.: НОРМА, 2014.- 848 с.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.