Содержимое

Введение

 

          Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что пенсионное обеспечение обладает особой значимостью для военнослужащих и членов их семей. Российской государство уделяет большое внимание вопросам социальной защиты данной категории граждан. Так, ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации говорит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Останавливая свой выбор на военной службе, отличающейся повышенным риском для жизни и здоровья, военнослужащие должны быть уверенными в том, что после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость. По сути, достойное пенсионное обеспечение – один из важнейших аспектов привлекательности военной службы, который влияет на комплектование кадрового состава соответствующих «силовых» структур государства, где официально предусмотрена такая служба. В силу особой значимости этих структур в жизни общества и государства, можно сделать вывод, что от них зависит военная, а, значит, и национальная безопасность Российской Федерации в целом. Поэтому от эффективности пенсионного обеспечения военнослужащих зависит, в конечном итоге, и решение вопросов обеспечения безопасности страны и общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что военная служба отличается от иных видов трудовой деятельности высоким риском гибели военнослужащего, нанесением вреда его здоровью, что объективно влечет негативное изменение материального и социального положения, как самого военнослужащего, так и членов его семьи. Риск материальной необеспеченности военнослужащего и членов его семьи может наступить не только вследствие причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, но и прекращения военно-служебных отношений (увольнения из соответствующих структур по разным основаниям). Поэтому, можно сказать, что в силу особого характера военной службы военная пенсия должна трактоваться не только как компенсация потери утраченного заработка военнослужащего, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью, жизни, а также всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска гибели, потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, предусмотренных соответствующим законодательство).

Важно учитывать, что военно-социальное законодательство неслучайно предусматривает ранний возраст, дающий военнослужащим право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению: неудобства военной службы, преждевременная, так называемая, «изношенность организма», которая может наступить не только вследствие военной травмы, но и хронической стрессовой ситуации, психологической усталости и прочее. Особенности военной деятельности отражаются и на членах семьи военнослужащего (служба в отдаленных гарнизонах, тяжелых климатических условиях, отсутствие необходимого числа рабочих мест и другое).

И, хотя, реальный размер военной пенсии выше, чем размеры пенсий многих других граждан, но разница между денежным довольствием действующего военнослужащего и военного пенсионера остается существенная. Поэтому, важно создавать такие перспективы для военнослужащих, чтобы при выходе их на пенсию стандартный уровень их жизни оставался неизменным.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих и членов их семей.

Предметом выпускной квалификационной работы выступают правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих и членов их семей.

Проблемы в области пенсионного обеспечения военнослужащих нуждаются в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни пенсионеров данной категории граждан. Поэтому именно изучение и анализ пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей являются целью выпускной квалификационной работы.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– раскрытие понятия и содержания правового статуса военнослужащих;

– выделение круга лиц, имеющих право на получение пенсии;

– рассмотрение общих положений пенсионного обеспечения военнослужащих;

– изучение правовых аспектов назначения пенсии за выслугу лет;

– рассмотрение условий и порядка назначения пенсии по инвалидности;

– изучение правовых оснований назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Методологической базой исследования выступили следующие общенаучные и специальные методы: специально-юридический и сравнительно-правовой, метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации, метод изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики, метод сравнения, метод анализа и синтеза.

Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых – Аракчеева В.С., Галаганова В.П., Миронова Т.К., Соловьева А.К., Тучкова Э.Г. и других. В работе также применяются статьи периодических журналов и электронные ресурсы.

Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили международные и отечественные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают: Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федеральный закон от 12.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

По итогу проведенного исследования на защиту выносим следующие положения:

          Во-первых, необходимо внести в действующее законодательство общее определение понятия «военнослужащий», так как в пенсионном и в военном законодательстве встречаются отличные друг от друга определения данного понятия. Поэтому следует изменить в ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определение «военнослужащие» на следующую формулировку «военнослужащие – граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны), органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации». Прочих лиц, перечисленных в этом определении в настоящее время, уместнее будет записать как приравненных к военнослужащим в сфере пенсионного обеспечения.

Во-вторых, целесообразно будет вновь применять, ранее приостановленную в действии, ч. 2 ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», где говорится об индексации денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.

В-третьих, с целью повышения уровня защищенности инвалидов предлагается внести изменение в ст. 24 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и представить ее в следующей формулировке – «Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, являющимися инвалидами вследствие военной травмы и инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы по достижении ими 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона». Предлагаемое изменение уравнивает в правах военнослужащих, получивших инвалидность вследствие военной травмы и вследствие заболевания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы, полученные в ходе изучения данной темы, развивают и дополняют аспекты правового регулирования отношений, связанных с реализацией права на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей. Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований по изучаемой теме и для разработки практических методов по совершенствованию правового регулирования реализации прав на пенсионное обеспечение военнослужащих, как меры поддержания численной стабильности данной категории граждан.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания могут быть использованы:

– в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей;

– в практической деятельности отделов пенсионного обеспечения военнослужащих;

– в процессе преподавания специального курса «Право социального обеспечения» и множества тем учебных дисциплин «Трудовое право», «Административное право».

Структура выпускной квалификационной работы предопределена ее целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав основной части, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

1 Общая характеристика пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей

1.1 Понятие и содержание правового статуса военнослужащих

1.2 Круг лиц, имеющих право на получение пенсии

1.3 Общие положения пенсионного обеспечения военнослужащих

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ № 76) к военнослужащим относятся:
– офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
– сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Статус военнослужащего приобретается гражданами с началом военной службы и утрачивается с окончанием этой службы .
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляется относительно:
– военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров – указами Президента Российской Федерации;
– остальных военнослужащих – руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа; должностным лицом Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, при делегировании им полномочий по назначению на должности, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа.
Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и Российской Федерацией, письменно согласно всем правилам, определяемым Положением о порядке прохождения военной службы. От имени Российской Федерации выступают – Министерство обороны, иные федеральные органы исполнительной власти или федеральные государственные органы, в которых предусмотрена военная служба.
По мнению Э.Г. Тучкова, «статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законом» .
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» (далее – ФЗ № 53) существуют следующие права и свободы военнослужащих:
1. Право на защиту свободы, чести и достоинства.
Военнослужащие находятся под строгой защитой государства. Запрещено вмешиваться в служебную деятельность государства. Исключение касается только лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральным законами и иными нормативными правовыми законами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а также и другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2. Право на свободу передвижения и выбора места жительства.
Данное право воплощается в жизнь военнослужащими с учетом необходимости своевременного прибытия к месту военной службы при необходимости и поддержания боевой готовности воинских частей;
3. Свобода слова.
Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не должны разглашать государственную или военную тайну, обсуждать, критиковать или подвергать сомнению приказы командира;
4. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.
Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части;
5. Право на свободу совести и вероисповедания.
Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях, но они не вправе отступать от исполнения своих обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для популяризации того или иного отношения к религии;
6. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями.
Военнослужащие согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актам органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и местные органы власти, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления;
7. Право на труд осуществляется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
Однако существуют ограничения данного права. Военнослужащие не имеют право:
– быть занятыми иной оплачиваемой деятельность. Исключение составляет педагогическая, научная или иная творческая деятельность, не мешающая исполнению обязанностей по основной работе;
– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, включая участие в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда личное участие в управлении упомянутыми организациями входит в обязанности военнослужащего, а также помогать физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
– использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другую государственную собственность;
– получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
– получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортные затраты и другие), связанные с выполнением военных обязанностей, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения согласно общевоинским инструкциям;
– принимать без согласия Президента Российской Федерации награды других государств, международных и иностранных организаций;
– выезжать за границу в служебные командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, которые реализуются согласно международным договорам Российской Федерации;
– использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;
8. Право на жилье.
Государство обеспечивает военнослужащих жилыми помещениями в плане предоставления им денежных средств на покупку или строительство жилых помещений либо предоставления им жилья за счет средств федерального бюджета;
9. Бесплатное снабжение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и организациях.
При отсутствии по месту военной службы либо месту жительства военнослужащих военно-медицинских формирований или соответствующих образований в них либо специального медицинского оборудования, а также в экстренных случаях медицинская помощь обеспечивается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Члены семей военнослужащих, проходящих службу по контракту (из числа солдат и сержантов), имеют право на медицинскую помощь в формированиях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами Российской Федерации ;
10. Право на обязательное страхование жизни и право на компенсацию полученного вреда.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета;
11. Право на образование и культурные права.
Военнослужащие имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, других организациях, которые находятся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых осуществляется военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством порядке диссертаций на соискание ученой степени.
Обеспечивая осуществление прав в области культуры, командующие должны разрабатывать и осуществлять систему мероприятий по патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию военнослужащих, прививать им уважение к воинским традициям, поощрять развитие самодеятельного творчества ;
12. Право на проезд на бесплатной основе.
– железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные поездки, в связи с переводом на новое место службы, к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и назад, на новое место жительства при увольнении с военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций до заключения с ними контракта также к местам отбывания своих отпусков (за исключением зимнего каникулярного отпуска);
– на служебных грузовых машинах и в пассажирских автобусах, предоставляемых для организации перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно;
13. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой;
14. Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий.
Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие несут военную службу в интересах всего общества, в том числе, в целях защиты основ конституционного строя, прав, свобод и законных интересов граждан своей страны, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, его суверенитета. В реализации этих задач большое значение имеет правовая регламентация обязанностей военнослужащих.
В соответствии со ст. 26 ФЗ № 76 к общим обязанностям военнослужащих относятся:
1. Быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию.
Военная присяга – торжественное обещание, клятва, которую дает гражданин, вступающий в ряды Вооруженных Сил. Принимая присягу, он берет на себя высокие обязательства .

>

Доступа нет, контент закрыт

2 Виды пенсий военнослужащих, порядок и условия их назначения

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Правовые аспекты назначения пенсии за выслугу лет

2.2 Условия и порядок назначения пенсии по инвалидности

Пенсия за выслугу лет предоставляется, если продолжительность выслуги составляет 20 лет и более. В случае увольнения в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или проведением организационно-штатных мероприятий, а также по состоянию здоровья, пенсия назначается лицам в возрасте 45 лет и старше при наличии общего трудового стажа не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев приходятся на военную службу .
Согласно ст. 14 Закона «О военных пенсиях», размер пенсии равен 50% сумм денежного довольствия при выслуге 20 лет и за каждый год выслуги сверх 20 лет он повышается на 3% сумм денежного довольствия, но не более 85% этих сумм. Лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых не менее половины (12 лет и 6 месяцев) составляет военная служба, пенсия рассчитывается следующим образом: за общетрудовой стаж 25 лет устанавливается 50% сумм денежного довольствия и 1% этих сумм – за каждый год стажа сверх 25 лет.
Пенсия за выслугу лет не может быть ниже 100% расчетного размера пенсии.
Пенсии за выслугу лет, назначаемые лицам, являющимся инвалидами, увеличиваются:
1. Лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:
– инвалидам I группы – на 300% расчетного размера пенсии по старости;
– инвалидам II группы – на 250% расчетного размера пенсии по старости;
– инвалидам III группы – на 175% расчетного размера пенсии по старости;
2. Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны:
– инвалидам I группы – на 250% расчетного размера пенсии по старости;
– инвалидам II группы – на 200% расчетного размера пенсии по старости;
– инвалидам III группы – на 150% расчетного размера пенсии по старости;
3. Лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):
– инвалидам I группы – на 200% расчетного размера пенсии по старости;
– инвалидам II группы – на 150% расчетного размера пенсии по старости;
– инвалидам III группы – на 100% расчетного размера пенсии по старости .
К пенсии за выслугу лет, в том числе, к исчисленной в минимальном размере, начисляются следующие надбавки:
– пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, – на уход за ними в размере 100% минимального размера пенсии по старости;
– неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, при наличии одного такого члена семьи – в размере 32% расчетного размера пенсии по старости; при наличии двух таких членов семьи, – в размере 64% расчетного размера пенсии по старости; при наличии трех и более таких членов семьи, – в размере 100% расчетного размера пенсии по старости. Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию.
– пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны не являющимся инвалидами, – в размере 32%, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, – в размере 64% расчетного размера пенсии по старости.
В выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба, время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. Также в этот период может засчитываться время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Размеры военных пенсий зависят от продолжительности военной службы и занимаемой на дату увольнения с военной службы должности .
Для исчисления им пенсии учитываются: оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Для назначения пенсии за выслугу лет кадровыми подразделениями представляются следующие документы:
– заявление о назначении пенсии;
– расчет выслуги лет;
– денежный аттестат;
– свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных ВВК;
– справка соответствующего органа, в компетенцию которого входит выдача документов, подтверждающих состав семьи и степень родства (при назначении надбавки на иждивенцев);
– справка из органов социальной защиты населения, пенсионного фонда России о неполучении пенсии по линии этих органов либо прекращении ее выплаты (при необходимости);
– копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации .
В соответствии с п. д. ч. 3 раздела I «Положения о военно-врачебной комиссии» перед увольнением и назначением пенсии для определения степени годности к службе военнослужащие по желанию проходят по направлению кадровых подразделений медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее – ВВК).
Военнослужащие, не имеющие право на пенсию за выслугу лет, но признанные ВВК негодными к службе, направляются для освидетельствования на медико-социальную экспертизу (далее – МСЭ) для установления инвалидности.
Таким образом, несмотря на принимаемые меры, к сожалению, размеры пенсий в настоящее время не так высоки как хотелось бы. В связи с этим, целесообразно будет вновь применять, ранее приостановленную в действии, ч. 2 ст. 43 Закона «О военных пенсиях». В статье говорится об индексации денежного довольствия ежегодно на 2% до достижения 100% его размера. Применение данной нормы повысит размер пенсий с учетом уровня инфляции, что несомненно повлияет на качество жизни населения.
2.2 Пенсия по инвалидности

Военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период службы, назначается пенсия по инвалидности .
Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы лежит на ВВК, заключения которых могут быть обжалованы в суд.
Группа и причины инвалидности, а также время, когда она наступила, устанавливаются медико-социальными экспертными комиссиями (далее – МСЭК).
Пенсия по инвалидности назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями МСЭ, а инвалидам-мужчинам старше 65 лет и инвалидам-женщинам старше 60 лет – пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.
При пропуске инвалидом срока переосвидетельствования в федеральных учреждениях МСЭ выплата назначенной пенсии приостанавливается со дня, до которого ему была установлена инвалидность, а в случае признания его вновь инвалидом – возобновляется со дня установления ему вновь инвалидности.

Доступа нет, контент закрыт

2.3 Правовые основания назначения пенсии по случаю потери кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца семьям, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц – если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену, и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте .
Супруги военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.
Родители указанных военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом, пенсия устанавливается каждому из родителей в установленном законодательством размере.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, но также те члены семьи, которые сами получали какую-либо пенсию, могут быть получателями пенсии по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, а членам семьи, достигшим общеустановленного возраста, – пожизненно.
Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от причины смерти кормильца и устанавливается в следующих размерах:
– семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, – 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.
По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери.
Данной категории лиц пенсия по случаю потери кормильца в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи не может быть ниже 200% расчетного размера пенсии на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение;
– семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, – 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Данной категории лиц пенсия по случаю потери кормильца в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи не может быть ниже 150% расчетного размера пенсии на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение .

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

В заключение выпускной квалификационной работы хотелось бы подвести некоторые итоги.
Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая выполняет функцию замещения утраченного по причине постоянной или временной нетрудоспособности источника доходов (заработка) и производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц.
Пенсионное обеспечение должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.
В связи с этим, Всеобщая декларация прав человека (ст. 25) увязывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек способен трудиться, но и в период его временной или постоянной нетрудоспособности: в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или иных случаях утраты средств к существованию по независящим от гражданина причинам.
В любой стране всегда имеются социальные группы, которым необходимы повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав и интересов государством. Это самые уязвимые социальные слои. К ним принадлежат и граждане, отдавшие всю сознательную жизнь служению обществу и имеющие право по достижении определенного возраста, состоянию здоровья на то, что общество отметит их заслуги.
Поэтому представляется, что в силу особого характера военной службы военная пенсия должна трактоваться не только как компенсация потери утраченного заработка военнослужащего, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью (жизни), а также всех тягот и лишений военной службы.
Согласно российскому законодательству установлено три вида пенсий военнослужащим и членам их семей: пенсия за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
По общему принципу пенсии назначаются за прошлый труд и должны служить, как правило, основным и постоянным источником средств к существованию лиц пенсионного возраста. Так, посвятив свою молодость и зрелые годы служению обществу, военнослужащие по достижению выслуги лет вправе рассчитывать на то, что общество обеспечит им достойную старость.
Однако, в случаях, когда граждане в силу определенных причин не имеют возможности продолжать трудовую деятельность или близкие родственники потеряли кормильца, а следовательно и средства к существованию, государство обязано поддерживать качество жизни и этой категории граждан.
Пенсионное обеспечение – историческая категория, обусловленная общественной необходимостью гарантировать гражданину вознаграждение за внесенный им личный вклад в развитие государства и утраченное здоровье. Тем не менее, в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих имеются следующие проблемы:
1. В действующем законодательстве нет общего определения понятия «военнослужащий». В пенсионном законодательстве дается предельно широкая его дефиниция. К военнослужащим отнесены: лица, проходившие военную службу по контракту или по призыву. Далее перечисляется, где проходила эта служба. Однако, в Законе «О военных пенсиях» к числу военнослужащих не отнесены ни прокурорские работники, ни сотрудники Следственного комитета Российской Федерации. Поэтому, следует устранить это противоречие путем внесения изменения в определение ст. 2 ФЗ № 166;
2. Для большей справедливости следует внести изменение в ст. 24 Закона «О военных пенсиях». Это уравняет положение военнослужащих, получающих пенсию по инвалидности вследствие военной травмы и вследствие заболевания. Так, инвалиды вследствие военной травмы получают надбавку к пенсии по достижению определенного возраста, а инвалиды вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, эту надбавку не получают. Обсуждаемые причины инвалидности нельзя сравнивать, соответственно нельзя и устанавливать разные условии выплаты надбавок к пенсии, тем более, что положение военнослужащих, получивших инвалидность и без того не очень хорошее;
3. Еще целесообразно было бы вновь применять, ранее приостановленную в действии, ч. 2 ст. 43 Закона «О военных пенсиях», где говорится об индексации денежного довольствия на 2 % ежегодно. К размеру пенсии это имеет прямое отношение, так как денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии. Уровень инфляции в стране с каждым годом растет, следовательно и повышение пенсии должно наблюдаться тоже каждый год. Применение вышеупомянутой нормы поможет этому процессу.
Президент Российской Федерации делает большой упор на защиту государственного суверенитета и территориальной целостности, обеспечение безопасности государства и предотвращение вооруженного нападения, что является главной конституционной обязанностью военнослужащих. Исполняя такие важные обязанности, военнослужащий должен быть социально защищен во всех сферах, особенно в сфере пенсионного обеспечения.
За последние годы создана база нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, проживающих в Российской Федерации, позволяющая на должном уровне осуществлять их пенсионное обеспечение. Но, к сожалению, не все сотрудники знают свои права в области пенсионного обеспечения, что является еще одной проблемой в изучаемой области. Данная выпускная квалификационная работа может стать методическим материалом для военнослужащих.

Библиографический список

Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
3. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, ст. 328.
4. Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета, № 73, 16.04.1993.
5. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 168.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства РФ, 03.06.1996, № 23, ст. 2750.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198.
10. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475.
11. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ, № 22, 01.06.1998, ст. 2331.
12. Федеральный закон от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3682.
13. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
14. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
17. Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» // Собрание законодательства РФ, 11.03.2002, № 10, ст. 964.
18. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
19. Федеральный закон от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» // Собрание законодательства РФ, 04.12.2006, № 49 (1 ч.), ст. 5089.
20. Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства РФ, 07.11.2011, № 45, ст. 6336.
21. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2018, № 41, ст. 6190.
22. Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») // Собрание законодательства РФ, 20.09.1999, № 38, ст. 4534.
23. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 04.10.1993, № 40, ст. 3753.
24. Постановление Правительства РФ от 19.08.1994 № 981 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.09.1994, № 19, ст. 2210.
25. Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2013, № 28, ст. 3831.
26. Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 № 284 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1998 № 1571) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 19, 17.08.1998.
Специальная литература
27. Алешина С.А., Завистовская Л.И., Котлярова А.Г. Пенсионное обеспечение в системе МВД России: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЦОКР МВД России, 2010. – 80 с.
28. Аракчеев В. С. Пенсионное право России. – М.: Юридический центр Пресс, 2014. – 384 c.
29. Беляева Р.И. Пенсионное обеспечение: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Перо», 2017. – 42с.
30. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 510 c.
31. Гусова. К.Н. Право социального обеспечения: учебник. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. — 328с.
32. Ерусланова Р.И, Емельянова Ф.Н., Кондратьева Р.А. Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Р. И. Еруслановой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 608 с.
33. Кузнецова О. В. Пенсия 2011. Порядок расчета и выплат. – М.: КноРус, 2011. – 208 c.
34. Кутепова К. О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер. – М.: Омега-Л, 2017. – 144 c.
35. Линева С.А. Пенсионная реформа в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 128с.
36. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. – М.: Юстицинформ, 2014. – 476c.
37. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2016. – 410 с.
38. Николаева Е. Ю. Право социального обеспечения. – М.: РИОР, Инфра-М, 2017. – 559 c.
39. Орлов-Карба П.А. Все о пенсионной реформе в России: монография. – М.: Гардарики, 2005. – 302 с.
40. Соловьев А.К. Пенсионное страхование : учеб. Пособие. – М.: Норма, 2011. – 400с.
41. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум. – М.: Изд-во «ЮРАЙТ», 2016. – 430 с.
42. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России : учебник для бакалавров. – Москва: Проспект, 2014. – 456 с.
Публикации периодической печати
43. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих: проблемы и возможные решения // Проблемы в российском законодательстве 2012 № 3. С. 273-279.
44. Соколова П.В. Конституционные обязанности военнослужащих как неотъемлимая часть их правового статуса // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5-6. С. 285-287.
45. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. 176 с.
46. Тютюнов Н.В. Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал 2012 № 3. С. 249-255.
47. Тютюнов Н.В. История формирования отечественной системы пенсионного обеспечения военнослужащих // Социально-политические науки 2012 № 2. С. 91-97.
48. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения России: учебник. – 3-е изд., доп. и перер. – М.: Юрайт, 2015. – 717 с.
Электронные ресурсы
49. Министерство обороны Российской Федерации. Военнослужащим по контракту. [Электронный ресурс]. – URL: http://mil.ru/ (дата обращения: 16.11.2018).
50. Пенсионный фонд Российской Федерации. Вторая пенсия военнослужащим. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 16.11.2018).
51. Кира Латухина.: Путин заявил о грядущем росте военных пенсий на 6 процентов [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты». 25.10.2018. URL: https://rg.ru/2018/10/25/putin-zaiavil-o-griadushchem-roste-voennyh-pensij-na-6-procentov.html (дата обращения: 16.11.2018).



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.