Содержимое

Введение

Английская революция середины XVII века занимает особое положение в исторической науке. Дискуссии о причинах революции, ее характере и воздействии на мировую историю начались почти сразу после окончания революционных событий и до сих пор имеют место в трудах исследователей.
Одним из значимых политических движений Английской революции середины XVII века были левеллеры. Левеллеры (англ. Levellers – уравнители) – радикальное политическое течение (традиционно называемое партией) в Английской буржуазной революции, обособившееся от индепендентов в 1647 году. Левеллеры были решительными противниками монархии и аристократии (в лице палаты лордов). Они выступали за создание республики, отстаивали идею народного суверенитета, ратовали за предоставление населению широких политических прав и свобод, в том числе проведение ежегодных выборов в палату общин и предоставление избирательных прав всем свободным мужчинам, защищали неприкосновенность частной собственности. Левеллеры выражали интересы мелкой буржуазии, ремесленников, части зажиточных крестьян (в основном, фригольдеров), а опирались, в основном, на армию.
Актуальность темы обусловлена тем, что на текущем этапе развития истории большинство государств Европы следует демократическим принципам, пропагандирует равенство и справедливость. В этих государствах реализовано всеобщее избирательное право, сессии верховного органа законодательной власти имеют строго установленную периодичность, непоколебимы свобода совести и свобода печати. Выше обозначенные признаки были характерными для политической программы левеллеров, следовательно, одним из начальных этапов развития демократического движения в Европе можно считать движение левеллеров в годы английской революции середины XVII века.
Таким образом, проследив зарождение движения левеллеров и его развитие, изучив важнейшие события и идеи, влияние на него конкретных личностей и историю этих личностей, мы сможем проследить за зарождением и развитием всего демократического движения Европы, плодами которого являются основные принципы жизни большинства современных государств.
Историографию данной работы необходимо разделить на две категории:
– отечественная историография;
– зарубежная историография.
В отечественной исторической науке внимание к Английской революции середины XVII века является значительным. Особенно ярко оно проявлялось в советский период истории нашей страны.
Дореволюционный отечественный исследователь А. Савин говорит о том, что идеи левеллеров не получили дальнейшего продвижения в данный период лишь потому, что левеллеры фактически опередили во взглядах другие движения на несколько столетий. Историк доказывает, что левеллеры придерживались крайне прогрессивных взглядов для середины XVII века, и именно поэтому левеллеры не смогли взять власть полностью в свои руки .
Значимой работой по истории Английской революции и, в частности, истории крестьянства, является труд С.И. Архангельского «Крестьянские движения в Англии в 40-50х годах XVII века» . В указанной работе освещаются вопросы, связанные с социально-экономическими условиями жизни крестьян во время Английской революции. Интересна позиция Архангельского по поводу социальной базы движения левеллеров и причин, по которым «уравнители» не смогли получить широкой поддержки в крестьянской среде. Автор, на основании памфлетов и политической программы левеллеров, делает вывод о том, что основной опорой для себя они избрали среднее и богатое крестьянство, особенно крестьянство промышленных графств. Еще одной причиной, вследствие которой левеллерам не удалось получить поддержку в среде бедного крестьянства, является отсутствие проекта разрешения земельного вопроса в политической программе этой партии.
Также интерес представляет статья С.И. Архангельского «Донесения венецианских послов из Лондона за 1640–1660 годы как источник по истории английской революции» , обнаруженная в 2011 году и опубликованная в журнале «Диалог со временем». В данной статье автор рассматривает донесения, поступавшие от венецианских дипломатов из Лондона с 1640 по 1660 год и составленный на их основе в исторический труд за авторством Сагредо. Именно рассмотрение указанного труда занимает значительную часть статьи. Наиболее важным для нас является описание деятельности парламента и роль Лондона как центра революционного движения. Сам Архангельский характеризует доклад как раннюю связную историю английской революции, в которой обрисованы многие важные черты исторической жизни 40 – 50 годов.
М.А. Барг является историком, который внес значительный вклад в изучение Английской революции XVII века. В 1960 году им была опубликована книга «Кромвель и его время» , в которой рассматривается политическая биография лидера индепендентов. Для изучения левеллеров представляет интерес одна из глав книги Барга, которая носит заглавие «Кромвель и левеллеры». В указанной главе автор отмечает определенную наивность в стремлении левеллеров к равенству политических прав, при сохранении частной собственности. При этом М.А. Барг все же отмечает, что программа левеллеров, будь она воплощена в жизнь, стала бы прогрессивной и помогла бы обществу избавиться от феодальных пережитков, встать на путь «буржуазной демократии». В плане целей партии автор утверждает, что они заключались в увеличении «минимума демократизма», который смогла завоевать революция. Самих левеллеров Барг называет самой демократической в те дни партией парламента. С этим связана и их популярность в армии, среди армейских агитаторов. Также автор повествует о политической борьбе, развязавшейся между стремившимися к углублению революции левеллерами и желавшими не допустить этого углубления грандами, сравнивая проекты «Народного соглашения» и «Глав предложений». Также Барг описывает разделение левеллеров на политических и «истинных», которые осознали, что преобразование должно происходить не только в сфере равенства политических прав, но и должны быть касающимися равенства имущественного.
Интерес представляет статья М.А. Барга «Генезис идеологии истинных левеллеров» , в которой он раскрывает предпосылки формирования группировки диггеров, которая являлась, по его мнению, примитивно-коммунистическим движением народных низов. Барг усматривает предпосылки появления учения истинных уравнителей в социальных проблемах, которые волновали народные массы, но не были разрешены по ходу революции. Левеллерам политическим тоже посвящена часть статьи. Автор утверждает, что после создания армии нового образца в ней была допущена своеобразной обстановки революционной демократии. Тогда впервые крестьяне, облаченные в солдатские камзолы, почувствовали себя ответственными за судьбу народа и страны, поверили в возможность победы над королем и всеми угнетениями и притеснениями. Все больше в армии, городах и деревнях начинает проявляться «революционная самодеятельность», что естественным образом заставляет парламент насторожиться. Растущий консерватизм парламентских верхов – по утверждению Барга – свидетельство растущего радикализма народных низов. На фоне растущих противоречий и возникает партия левеллеров. Автор негативно оценивает сосредоточенность историков на изучении памфлетов Лильберна и других лидеров левеллеров, как основы движения уравнителей, отмечая, что при таком подходе, за рамками остаются народные массы, которые подчас были более демократичны в своих обращениях и жалобах.
Еще одной рассмотренной работой Барга является монография «Народные низы в Английской революции XVII века» , в которой автор рассматривает движения бедных крестьян и плебейских масс городов. В частности, Барг делает вывод о стремлении в среде народных низов к своеобразному аграрному коммунизму, возвращению к общинным идеалам еще накануне революции. Указывая на истоки появления уравнителей, автор излагает трактовку самого слова «левеллер» в начале XVII века и в 1640-е годы. В начале века словом «левеллер» называли тех, кто сносит изгороди в борьбе с огораживанием и даже прибегает к захвату чужой земли для распределения ее обездоленным и безземельным, впоследствии данный термин, уже как оскорбительный применят к сторонникам Джона Лильберна.
Значимой для освещения темы работой М.А. Барга является книга «Великая английская революция в портретах ее деятелей» , одна из глав книги посвящена лидеру группировки левеллеров Джону Лильберну. Автор описывает биографию «сободнороженного Джона», особое внимание уделено его памфлетам. В работе достаточно полно изложена политическая биография лидера левеллеров с самого начала революции и до его смерти в 1657 году. Барг дает положительную оценку Лильберну, называя его защитником прав и свобод народа, неподкупным народным трибуном с беспримерным талантом публициста.
Изучена была также работа Прозоровой Н. С. “Политические и правовые взгляды Джона Лильберна” . Автор анализирует памфлетную деятельность Лильберна и достаточно подробно рассматривает отдельные аспекты его идейной программы, такие как: теория естественного права, взгляды на собственность, теория общественного договора, организация государственной власти и теория верховенства народа над парламентом. К исследованию привлечен довольно широкий пласт памфлетов Джона Лильберна, что позволяет автору делать обобщающие выводы, касающиеся его политических и общественных взглядов.
Еще один отечественный историк-марксист советского периода, который занимался темой Английской революции XVII века и, в частности, историей демократического движения в эту историческую эпоху, является Г.Р. Левин. Левин выделял четыре этапа демократического движения в годы английской революции. На первом этапе, в 1645 – 1646 гг., левеллерские группы появляются в Англии, а уже к 1647 году оформляются в политическую группировку общенационального характера. В рамках второго этапа, который хронологически автор заключает в рамки с января 1648 года по июнь 1649 года, усиливаются давления городских низов и ремесленников, что находит определенных отклик в памфлетах и политических программах левеллеров, но от «уравнительского» стремления низов последователи Джона Лильберна «открещиваются», ставя целью не решение аграрного вопроса, а политические преобразования. В этом Левин усматривает причину поражения левеллеров в дальнейшем. Следующий этап, начавшийся летом 1649 года и продлившийся до 50-х годов XVII века. Этот этап автор называет сложным по содержанию, но отмечает значительный подъем левеллерского движения в армии, который однако, из-за ограниченности политической программы партии не привел к успеху .
Исследователь также отмечает, что левеллеры выражали интересы мелкой буржуазии, ремесленников, части зажиточных крестьян (в основном, фригольдеров), а опирались в основном на армию, однако были в конце преданы и разгромлены Кромвелем. Это, по мнению исследователя, произошло по причине того, что Оливер Кромвель смог привлечь на свою сторону гораздо большее количество сторонников, тогда как левеллеры конфликтовали со мног ими движениями .
Советский исследователь данного периода И. Ефимов акцентирует свое внимание на Джоне Лильберне – главном идеологе и наиболее авторитетной фигуре среди левеллеров. Исследователь подчеркивает, что Лильберн фактически был «защитником «древних прав и свобод Англии» и борцом против «последствий нормандского завоевания», то есть выступал за создание республики и предоставление населению широких демократических прав и свобод» .
Стоит отметить также монографию Т.А. Павловой «Кромвель» , которая вышла в рамках цикла «Жизнь замечательных людей». В указанной работе автор рассматривает биографию, вероятно, самого известного деятеля Английской революции XVII века Оливера Кромвеля. В рамках освещения темы, связанной с партией левеллеров, интересно описание взаимоотношений Джона Лильберна и Оливера Кромвеля, которые прошли путь от товарищей до политических соперников, также представляет интерес описание реакции Кромвеля на выступления агитаторов, подрыв его авторитета в армии, после попытки сближения с королем.
Современный исследователь Бацер М. И. в своей статье «Левеллеры против Кромвеля (1647-1649 гг.)» дает развернутый анализ самому активному периоду политической борьбы времен Английской революции середины XVII века, ознаменовавшегося противостоянием левеллеров и лидера индепендентов Оливера Кромвеля. Автор, раскрывая суть конфликта, методы борьбы сторон, их идеи и требования, анализирует труды многих, как отечественных, так и зарубежных историков.
Следует выделить ряд статей за авторством А.Б. Соколова, опубликованных в журналах «Вопросы истории» и «Диалог со временем». Наибольший интерес статьи представляют в качестве обзора современной историографии Английской революции. Так, в статье «Карл I Стюарт» автор, анализируя «историографический фон» и опираясь на труды различных историков, исследовавших историю Английской революции XVII века, пытается установить, что стало причиной, по которой Карл I оказался на эшафоте.
В еще одной статье «Английская революция середины XVII века в новейшей зарубежной историографии» особого внимания заслуживает представленные точки зрения на движение левеллеров. Автор выделяет, что одним из приоритетных вопросов современной западной историографии является вопрос о характере движения. Было оно светским или, в первую очередь, религиозным.
Особенно стоит отметить произошедшую на страницах журнала «Диалог со временем» дискуссию между А. Б. Соколовым и М. И. Бацером. В рамках указанной историографической дискуссии А. Б. Соколов дважды отвечает на статью, посвященную проблемам историографии английских революций XVII века. Работа Барцера подвергается критике за навешивание ярлыков, использование методологии, «которая не отличается от той, которой пользовались историки-марксисты в своих не самых успешных трудах», за незнание современной западной историографии английской революции, за примитивный позитивизм, нет более ясного проявления которого, «чем рассуждения о положительном или отрицательном значении исторического события (а именно к этому Бацер в конечном счете сводит свои выводы)» . Полезными в данной дискуссии являются приводимые в качестве аргументов ссылки на труды различных ученых, которые занимались разработкой темы Английской революции XVII века.
Особенного внимания заслуживает труд А.Б. Соколова «Кларендон и его время: странная история Эдварда Хайда, канцлера и изгнанника» . В данной работе автор рассматривает биографию графа Кларендона политического деятеля и советника Карла I, лорда-канцлера в первые годы реставрации Стюартов, автора исторического труда о английской революции «История мятежа». Интерес в данной работе представляет упоминания, связанные с Лильберном и левеллерами. В частности, в работе упоминается негативное отношение Лильберна к казни короля, можно встретить оценки, которые давал сам Кларендон движению уравнителей на разных этапах революции и указаны данные о левеллерах, которые впоследствии поддерживали контакты с роялистами.
Еще один современный российский исследователь И. Н. Мележик в своей статье «Политико-правовые идеи английской буржуазной революции» дал обзор идейных течений и политических движений эпохи английской революции. Автор выделяет два направления политической мысли того времени: роялистское, которое он характеризует, как более однородное, и политические взгляды революционной части населения, в рамках которых имеется широкое разнообразие. Автор прослеживает как, на разных этапах революции, роялисты, пресвитериане, индепенденты, левеллеры и диггеры выражают свои политико-правовые взгляды в трудах, программных документах и памфлетах.
Т.А. Лабутина – еще один современный историк, который занимается темой английской революции XVII века. Интерес представляет статья «Английская революция середины XVII века и интеллектуальный мир англичан» , созданная в рамках интеллектуальной истории. В статье автор разбирает влияние английской революции на развитие интеллектуальной жизни английского общества, указывает на явное повышение уровня политической активности, заинтересованности в получении знаний, повышении уровня грамотности (в частности среди женщин), который произошел после революции.
Среди зарубежных исследователей, стоит отметить крупнейшего представителя шотландского просвещения XVIII века Д. Юма. В своей работе «Англия под властью Стюартов» он, в том числе, рассматривает события английской революции XVII века. Общая оценка революционных событий у Юма является негативной. Описывая движение левеллеров, Юм ограничивается небольшой характеристикой, а относительно личности Джона Лильберна, высказывается о его популярности в армии и среди жителей Лондона.
Также следует отметить французского исследователя Ф. Гизо, который двухтомном труде «История английской революции» раскрывает свой взгляд на революционные события. Автор пытается дать ответ на вопрос о происхождении конституционной монархии в Англии и республиканского правления в Соединенных Штатах Америки, делая упор на то, что основными историческими предпосылками этих явлений стали события середины XVII века в Англии. В труде достаточно широко описано противостояние левеллеров и индепендентов, выступления агитаторов в армии, судебный процесс над Лильберном.
Английский историк Дж. Тревельян в своей «Истории Англии от Чосера до королевы Виктории» , написанной в рамках социальной истории, также не обходит стороной и тему английской революции XVII века. Давая характеристику этим событиям, он обозначает революцию как «результат политического и религиозного мышления и устремление людей, у которых не было никакого желания перестраивать общество или перераспределять богатства». Также автор отмечает, что в своём масштабе и значении революция не имела большого веса.
Английский исследователь-марксист, Г. Холореншоу, в монографии «Левеллеры и английская революция» подчеркивает, что левеллеры могли стать главной движущей силой революции в Англии, поскольку их идеи были крайне прогрессивны для данного периода. Необходимо отметить, что, по мнению автора, далеко не все левеллеры придерживались какого-то одного курса, так, например, автор утверждает, что некоторые из них выступали за всеобщее избирательное право, другие – за более ограниченное, но, главное за коренную реформу правовой системы, законов, которые должны быть упрощены и печататься на английском языке.
Интерес представляет работа К. Хилла «Английская Библия и революция XVII века» , в которой автор раскрывает вопросы взаимосвязи Библии в английском переводе и революции. Хилл описывает использование и упоминание священного писания в политических выступлениях, памфлетах и проектах представителей партии левеллеров. Прослеживается эволюция влияния Библии на политику, повседневную жизнь, культуру и литературу.
Также в рамках данной работы была рассмотрена статья К. Хилла «Ревизионистские» историки и Английская революция» , в которой автор рассматривает труды историков, посвященные революции середины XVII века в Англии и выступает с критикой исследователей, которые пытаются по разным причинам принизить значение общественных движений и выступлений в революционных событиях.
Ч. Поулсен в своей работе «Английские бунтари» полагает, что основные направления политической мысли в период английской буржуазной революции можно, с определенными оговорками, разделить на два прямо противоположных: роялистское, более однородное, которое выражало идеи королевского абсолютизма, и политические взгляды революционной части населения, чей спектр был очень богат. Концентрированное оформление этих взглядов нашло отражение в требованиях индепендентов, левеллеров и диггеров.
Дж. Эйлмер в труде «Восстание или революция. Англия 1640-1660 гг.» , анализируя деятельность левеллеров, а также другие политические движения Английской революции, подчеркивает, что противостояния между ними были крайне серьезными, так, в лице индепендентов и левеллеров, не говоря уже о диггерах, пресвитериане видели главных своих врагов, рассчитывая договориться с роялистами.
Также стоит отметить статью Дж. Эйлмера «Английская революция середины XVII в.: современные трактовки» , в которой автор приводит анализ британской историографии данного вопроса, выделяя основные направления и их представителей, снова на глубинном уровне задается вопросом, как следует трактовать события 1640-1660-х годов, какое влияние эти события оказали на дальнейшую историю Британии.
Современный немецкий историк М. Грисе в своей статье «Английская революция и ее воздействие на континент: о написании перекрестной коммуникативной истории европейского кризиса середины XVII столетия» рассматривает влияние английской революции XVII века на континентальную Европу. Анализируя средства связи, и возможности передачи информации, в том числе с искажением и упрощением, автор считает, что влияние такого события, как английская революция было достаточно серьезным и нашло свое отражение в политических механизмах европейских стран того времени.
При исследовании данной темы были привлечены различные исторические источники: памфлеты, указы и постановления, петиции и обращения, политические программы, относящиеся к периоду Английской революции середины XVII века. Далее приведено описание источников, представленное в хронологическом порядке.
Первым рассмотренным источником является появившееся в 1640 году «Открытое письмо Джона Лильберна тюремщикам Флитской тюрьмы» . В данном памфлете Лильберн обличает издевательства и нападки, совершаемые на него во время заключения во Флитской тюрьме.
Также были рассмотрены выдержки из памфлетов Лильберна и Овертона, представленные в «Сборнике документов по истории Англии XVII века» под редакцией В.М. Лавровского, в которых отражена критика английского государственного строя (1645-1647 гг.) и изложены позиции лидеров партии левеллеров о договорном происхождении государства и народном суверенитете . В том же сборнике представлены извлечения из памфлета Уайлдмена «Призыв свободного народа Англии ко всем солдатам» . В документе дается критика поведению индепендентов и высших офицеров при ведении переговоров с королем и его советниками.
В памфлете «Защита прирожденного права Англии» от 10 октября 1645 года высказываются претензии к парламенту и к сложившемуся в Англии порядку, при котором ущемляются прирожденные права англичан. Среди основных претензий можно выделить: неясность законов, отсутствие их кодификации, введение патентов на продажу некоторых товаров, ограничение печати.
Одним из наиболее важных рассмотренных документов, является «Народное соглашение» – программный документ партии левеллеров, первая редакция которого была составлена 28 октября 1647 года . Основные положения Соглашения: распределение числа мест в парламент от территории в зависимости от населения, роспуск действующего парламента в 1648 году, выборы в парламент каждые два года, упразднение государственного контроля в области религии, запрещение насильственного привлечения к военной службе, отмена преследований за действия, совершенные во время гражданской войны, равенство и одинаковое действие законов для всех граждан.
Также важными рассмотренными документами являются «Постановление комитат офицеров, назначенного для рассмотрения Народного соглашения и его сравнения с декларациями» от 30 сентября 1647 года, а также документы с собрания офицеров с участием агитаторов и представляющих их лиц в Пэни 29 октября 1647 года и с заседания армейского совета в Пэни 1 ноября 1647 года . В указанных документах представлены обсуждения текста Народного соглашения. Прослеживается позиция представителей высшего офицерства и агитаторов по конкретным вопросам принятия документа.
Во второй редакции «Народного соглашения» от 11 декабря 1648 года политические положения документа составлены уже более подробно. Шире описана процедура выборов и деятельность парламента. Обозначены лица, которые могут избирать и могут быть избранными в народное представительство. Указаны ограничения деятельности парламента, то, что не входит в его полномочия.
Также была рассмотрена версия «Народного соглашения» от армейского совета, составленная 15 января 1649 года . Стоит отметить, что текст документа значительно отличается от составленного левеллерами соглашения. В частности свобода совести предоставляется со значительными оговорками, сохраняется Государственный совет, парламент сочетает в себе функции законодательной и судебной власти.
Также был рассмотрен памфлет «Новые цепи Англии» от 26 февраля 1649 года. В памфлете излагаются опасения за будущее Англии и выдвигаются предложения политического переустройства страны. Одной из главных потенциальных угроз для прав и свобод народа назван Государственный совет, который потенциально может захватить власть и упразднить парламент.
Во второй части «Новых цепей Англии» (24 марта 1649 года) главным антиподом представляются генералы в армии, которые не учитывают петиций агитаторов, всячески притесняют солдат, искажают суть и смысл подготовленного «Народного соглашения», ограничивают свободу печати и всячески стараются скомпрометировать ту партию в армии, которая борется против притеснений и несправедливости.
Важным для рассмотрения является «Манифест подполковника Джона Лильберна, мистера Уильяма Уолвина, мистера Томаса Принса и мистера Ричарда Овертона, заключенных в лондонском Тауэре, и других, обычно (хотя и несправедливо) именуемых левеллерами» , составленный 14 апреля 1649 года. В Манифесте лидеры левеллеров выстраивают линию защиты против распространяемой, с целью очернить самих левеллеров, информации. Составители говорят о том, что их целью никогда не было устранение частной собственности, уравнению людей по имуществу, рангу и достоинству. Основной своей целью лидеры уравнителей ставят усовершенствование правительства, а не его разрушение. Стоит отметить, что и в этом памфлете содержатся отсылки к библии, указание на приверженность левеллеров к истинной вере.
Еще один написанный лидерами левеллеров из застенка Лондонского Тауэра документ – «Соглашение свободного народа Англии» от 1 мая 1649 года. В нем утверждаются положения «Народного соглашения», описанные ранее. Также к политическим требованиям добавляются требования, связанные с экономическим положением, в частности запрещается вводить акцизы и пошлины более чем на 4 месяца, запрещаются ограничения в заморской торговле. В области уголовного права запрещается наказание человека за отказ свидетельствовать против самого себя, отменяются привилегии перед судом.
Целью данной работы является изучение политической деятельности и политико-правовых взглядов партии левеллеров в годы Английской революции середины XVII века.
Задачи работы:
 Рассмотреть причины появления и выделения партии левеллеров;
 изучить становление и оформление партии левеллеров;
 рассмотреть деятельность партии левеллеров в рамках революционных событий в Англии середины XVII века;
 выявить причины поражения партии левеллеров;
 рассмотреть документы, содержащие политическую программу левеллеров;
 рассмотреть устройство государства в рамках политических взглядов левеллеров;
 выявить отношение левеллеров к английскому парламенту;
 определить отношения к правам и свободам граждан;
Объектом исследования является Английская революция середины XVII века.
Предметом исследования являются деятельности и политико-правовые взгляды левеллеров в годы Английской революции середины XVII века.
Хронологические рамки исследования – середина XVII века.

I. Возникновение, эволюция и закат движения левеллеров

1.1. Зарождение демократической группировки левеллеров

1.2. Левеллеры в 1647-1648 годах.

1.3. Борьба за «Народное соглашение» осень 1647 – весной 1649 года.

1.4. Упадок партии левеллеров

Начать стоит с появления слова левеллеры (англ. Levellers – уравнители). По мнению М.А. Барга, термины «левеллеры» и «диггеры» «впервые возникают задолго до революции, в связи с крестьянским восстанием 1607 г., вызванным новой волной огораживаний в центральных графствах Англии» . Позднее, уже во время революции 1640-х годов левеллерами, в качестве оскорбления, начнут называть последователей Джона Лильберна за их радикальные демократические воззрения.
В вопросе о зарождении партии левеллеров, можно согласится с советским историком Г.Р. Левиным, который утверждал, что «1645-1646 гг. – это период зарождения демократической группировки, период консолидации отдельных ее групп, раньше всего в Лондоне» .
Начиная с 1645-1646 гг. в Лондоне начинают сплачиваться сторонники дальнейших демократических преобразований, считавшие, что революция должна идти дальше, недовольные политикой пресвитериан. То, что среди них были как представители индепендентской церкви, так и сектарии, не помешало их консолидации в группировку демократического характера, которая, позднее, противостояла и пресвитерианам и индепендентам.
Своеобразными политическими клубами – местами собраний, выступали обычные таверны некоторых районов столицы. На таких собраниях обсуждалась текущая политическая ситуация, высказывались недовольства пресвитерианами, выражалось недоверие индепендентам.
Еще одним местом политической агитации и дискуссий становились церкви. В условиях неграмотности подавляющего большинства населения церковные проповеди и собрания в тавернах играли большую роль.
В современной историографии остается нерешенным вопрос о характере движения левеллеров и причин его возникновения. Начнем с вопроса о предпосылках складывания этой партии.
Так, например, «британский историк Дж Писи объясняет возникновение движения уравнителей совокупностью факторов, включая религиозный. Однако главную роль он отводит не политическому радикализму Лильберна, а характеру его связей с парламентариями в середине 1640-х гг., его «вовлеченности в тайную византийскую политику Вестминстера». Поэтому представление о Лильберне как о «“неуправляемом” и последовательном борце с “вышестоящими” – это миф, во многом им самим и созданный». На самом деле Лильберна «создали» и использовали в своей борьбе против пресвитериан индепенденты. Близкое мнение высказывает и другой историк М. Норрис: движение агитаторов, в ходе которого оформилась группировка левеллеров, лишь отчасти было «выражением латентного солдатского радикализма», оно фактически было организовано Кромвелем и Айртоном» .
Тезис о «создании Лильберна индепендентами» кажется спорным, но факт, что Лильберн и движение левеллеров играло в определенный момент на руку индепендентам и оказало серьезное влияние в борьбе с пресвитерианами в парламенте, сомнений не вызывает.
Еще один важный историографический вопрос – вопрос характера движения левеллеров, его религиозности или светскости.
«Б. Гроб-Фитцгиббон утверждает: вопреки широко распространенному в историографии мнению о левеллерах как о светском движении, способствовавшем развитию в Англии идей демократии и даже социализма, в них надо видеть «прежде всего религиозных радикалов, а не политических агитаторов». Он подчеркивал, что сотрудничество, приведшее к возникновению левеллерского движения, возникло на основе общности религиозных взглядов, и эта черта оставалась ведущей и в дальнейшем» .
Действительно, общность, в том числе в плане религиозных взглядов играла определенную роль, однако, помимо этой общности в левеллерах все же было стремление к преобразованию, улучшению и демократизации жизни общества.
К. Хилл в своем труде «Библия и Английская революция XVII века», говоря о воздействии религии на левеллеров отмечает, «когда ученые в результате трудоемких исследований доказывают, что левеллеры, или Милтон, или Уинстэнли “испытывали воздействие религии”, они доказывают не более, чем то, что эти мыслители жили в XVII веке. Тогда Библия была источником буквально всех идей» .
В памфлетах и политических программах левеллеров действительно часто можно встретить отсылки к библейским сюжетам. «Что касается меня, то я заявляю вам, что бы вы ни делали мне, вы не сделаете больше того, что сделал дьявол с Иовом» – восклицает Лильберн в обращении к тюремщиком Флитской тюрьмы. «Каждый должен служить друг другу тем даром, который он получил (от бога), как добрый управитель многоразличной божьей благодати» – ссылаются на апостола Петра, обличая монополию на проповедь, авторы памфлета «Защита прирожденного права Англии».
Делая промежуточный итог, стоит отметить, что партия левеллеров представляется группой людей своего времени, в рамках которого обращение к библии и религии было делом повседневным и обыденным, однако группа это имела в себе настроения и намерения в совершенствовании государства в котором они жили, в том числе в русле религиозных преобразований, получения свободы совести.
Выше достаточно часто упоминалась фигура Джона Лильберна – лидера группировки левеллеров. Представляется, что в объединении и оформлении демократических сил большую роль играли личности, в особенности авторы популярных памфлетов. Лильберн, Овертон, Уолвин – эти люди стояли у истоков идеологии будущей партии левеллеров. Исследуя вопрос зарождения движения уравнителей, на их биографии до 1647 года следует остановиться подробнее.
Джон Лильберн родился в 1615 году в Сандерленде, недалеко от Ньюкасла, в семье мелкопоместного джентльмена Ричарда и дочери придворного министериала Маргарет. Родословная его была, безусловно, дворянской, однако генеалогически она оказалась достаточно своеобразной. В этих северных землях прошло его детство, здесь же он получил первоначальное образование. Однако, обучение в школе, будущего вождя левеллеров продлилось недолго.
По распространенному тогда в среде джентри обычаю младших сыновей было принято устраивать в промышленности или торговле. Юный Джон был отправлен на выучку к богатому оптовому торговцу шерстяными изделиями Томасу Хьюсону в Лондон. Это случилось в 1629 году.
До конца неизвестно, какой объем знаний юный Лильберн успел приобрести за время своей учебы. «Очевидно лишь одно: дальше королевской грамматической (т. е. начальной) школы в Сандерленде он не пошел. По его собственному признанию, он владел латынью и начатками греческого и, следовательно, читал хрестоматийных античных авторов» . Что же касается дальнейшего получения знаний, в том числе, английского и общего конституционного права, истории Реформации, то эти знания были получены им самостоятельно в годы пребывания торговым учеником в Лондоне и отбывания тюремного заключения.
В это время начинают складываться мировоззрение и характер будущего лидера демократической группировки левеллеров. На 30-е годы XVII века, время взросление Лильберна, пришлись замечательные годы в истории Англии. Страна была накануне больших перемен. В 1629 году в результате очередного столкновения с парламентской оппозицией, король Карл I разогнал парламент, не желавший идти ему на уступки, и следующие 11 лет правил без опоры на представительный орган. Министры короля незаконно производили сбор налогов и активно вмешивались в экономическую жизнь населения.
Роль одной из опор власти короля играла в то время английская государственная епископальная церковь. Возглавлявший ее архиепископ Лод обрушивался преследованиями на всех отходивших от установленного культа и пытавшихся создать независимые от абсолютистского государства религиозные общины. Священникам предписывалось с церковных кафедр всячески защищать и поддерживать политический курс короля и его приближенных.
Однако, число недовольных политикой короля и действиями государственной церкви все увеличивалось. Среди буржуазии, нового предпринимательского дворянства, части крестьян и городских плебейских элементов на тот момент уже получило широкое распространение пуританство. Лондон и его окрестности были наиболее восприимчивы к идеологии, в религиозной форме отражавшей протест против феодально-абсолютистского строя. С детства готовый к восприятию пуританской проповеди юный Джон оказывается в Лондоне, самом ее центре. Здесь кипение страстей и зачитывание, тайно привезенных из Европы памфлетов, собирало огромные толпы людей. Активный, впечатлительный, страстно увлекающийся Лильберн быстро оказался захвачен новым течением. И желает не просто слушать проповеди и читать пуританские книги, но и помогать распространяя эти книги и пуританские памфлеты.
Относительно влияния памфлетов (которые впоследствии и сделают Лильберна крайне популярной фигурой) стоит заметить, что именно их публичные их чтения видятся главным средством распространения. Почему публичные чтения? Ответ на этот вопрос дает «в своей книге «Грамотность и социальный порядок» Дэвид Крэсси. По его подсчетам, уровень неграмотности англичан в 1640-е годы колебался от 33% в Лондоне до 94,6% – в графстве Вестморленд» . И если в Лондоне читать памфлеты могло большинство населения, то для жителей многих других территорий Англии того времени, именно публичные чтения являлись возможностью изучения трудов памфлетистов, а проповедь оставалась единственным, порой, способом изучения библии.
Также свидетельства о широкой распространенности памфлетов и о мы можем почерпнуть из труда Тревельяна «между 1640 и 1660 годами страна была наводнена печатными памфлетами, но печатных газет было мало. Новости передавались при помощи писем-листовок, которые писались в Лондоне от руки и рассылались провинциальным подписчикам, передававшим их после прочтения своим соседям» .
В 1637 году под предлогом поиска занятий он отправился (в связи с тем, что Томас Хьюсон закрывал своё дело) в Голландию и использовал эту поездку для печати и отправки в Англию нескольких тысяч экземпляров сочинения доктора Баствика «Литания», содержавшего критику и нападки на епископов. В этом же году Джон был выслежен епископскими шпионами и арестован по обвинению в печатании пуританских книг. Лильберн достойно держался на допросах и отказался отвечать на вопросы судей из Звездной палаты. Приговор был жестким: штраф в 500 фунтов стерлингов, публичное бичевание и выставление к позорному столбу. После чего случилось его первое заключение во Флитскую тюрьму.
Во время заключения воззрения Лильберна продолжали углубляться и развиваться. Баствик пытался сделать из него сторонника пресвитериан, но Лильберн, будучи ярым противником епископата, склонялся к индепендентству. Как и многие религиозные «искатели истины» того времени, Лильберн еще не дошел до собственных политических выводов из религиозных положений индепендентов. Впрочем, индепендентство вообще еще существовало как радикальное течение пуританизма. Политическая окраска этого направления вполне выявилась лишь в первые годы революции. В тюрьме Лильберн оставался до созыва Долгого парламента и начала революции в 1640 году.
Ричард Овертон также внес большой вклад в формирование группировки левеллеров. Свои молодые годы он провел в Голландии. После начала революции вернулся в Англию, где уже в январе-марте 1642 года публикует свои сатирические произведения, содержащие критику епископата.
Овертон выступавший порой на более левых социально-политических позициях, чем Лильберн, сближается с ним в 1645 году. Будучи издателем, Овертон публикует несколько памфлетов Лильберна. С этого начинается сближение двух идейных лидеров левеллеров. «Уже в 1646 г. Овертон выступает как ближайший соратник Лильберна и становится одним из виднейших деятелей и руководителей левеллерской группировки. Его памфлеты котировались в демократических кругах достаточно высоко, ими зачитывались многие участники движения».
В первых своих памфлетах, в след за Лильберном, Овертон выступает с критикой пресвитериан. Летом – осенью 1645 года основным «оружием» его памфлетов является острая сатира.

>

Доступа нет, контент закрыт

II. Политико-правовые взгляды левеллеров.

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Устройство государства

2.2. Отношение к английскому парламенту

2.3. Права и свободы граждан

В предыдущей главе была рассмотрена политическая деятельность группировки левеллеров с организационной стороны. Были описаны основные события истории движения уравнителей. В данной главе речь пойдет о содержательной стороне, конкретных идеях и предложениях, преобразованиях, которых левеллеры хотели достичь в рамках своей политической борьбы.
Стоит отметить, что политико-правовые взгляды левеллеров содержаться в памфлетах лидеров движения, в петициях, обращениях и проектных документах. Наибольшее содержание конкретных предложений в политико-правовой сфере содержат труды левеллеров, вышедшие в период с 1647 по 1649 год.
В свете рассмотрения идей левеллеров, относительно устройства государства, следует обратить внимание на события 1647 года. Ранее уже было упомянуто, что в это время возникло двоевластие в армии, агитаторы, избранные рядовыми чиновниками, с одной стороны, и Кромвель (генерал-лейтенант парламентских войск) – с другой. По инициативе Кромвеля был созван армейский совет, чтобы аннулировать влияние агитаторов в армии. 28 октября 1647 года для этого в Пэтни был создан Совет армии. Индепенденты выдвинули свой проект будущего устройства Англии, названный «Главы предложений». Этот проект предусматривал сохранение палаты лордов и сильно ограниченной королевской власти. По мысли индепендентов, вся исполнительная власть должна была принадлежать государственному совету, ответственному перед парламентом. Палата общин должна была избираться, причем избирательная система строилась на основе имущественного ценза. По существу, речь шла о предоставлении избирательных прав только имущим .
Левеллеры назвали свой проект будущего устройства Англии «Народным соглашением»: они предлагали передать его на всенародное обсуждение, причем каждый, кто одобрял его, должен был поставить свою подпись. Борьба вокруг левеллерского проекта новой конституции развернулась на армейской конференции в лондонском предместье Путни .
Первые выступления на Путнейской конференции были посвящены вопросу о будущей форме государственной власти. Левеллеры требовали уничтожения королевской власти. Индепенденты же устами Кромвеля и его ближайшего помощника Айртона выступали за сохранение ограниченной парламентом королевской власти. Они доказывали, что англичане сроднились с определенными порядками, которые не следует резко изменять. Левеллеры же в рамках своего развития, хоть и не сразу, но приходят к идеям устранения как палаты лордов и Государственного совета, так и власти короля.
Так, в памфлете «Новые цепи Англии» от 26 февраля 1649 года Лильберн, обращаясь к парламенту относительно редакции текста «Народного соглашения», заявляет: «ваши просители считают абсолютно необходимым, чтобы в Соглашении было оговорено об уничтожении навсегда королевской власти и установлении гарантии против восстановления палаты лордов» .
Левеллеры придают первостепенное значение проблемам демократизации государственной системы Англии. Государство, как писал Лильберн: «было создано по взаимному согласию людей для доброй пользы и блага каждого» . Отсюда неотъемлемое право народа на организацию государства таким образом, чтобы эта польза была обеспечена. Власть должна основываться на свободном выборе или согласии людей; никто не может доминировать над людьми без их свободного согласия. Исходя из этого, левеллеры требовали ликвидации королевской власти, палаты лордов, резко критиковали власти, противостоящие народу .
Отстаивая принцип законности (равный для всех закон, без изъятий и привилегий), Лильберн близко подходил к идее «разделения властей». Порицая всевластие «Долгого парламента», Лильберн утверждал, что неразумно, несправедливо и губительно для народа, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов. Не может парламент и осуществлять правосудие; депутаты должны лишь принимать законы, правила, инструкции для судов и должностных лиц, равно обязательные для всех (и для депутатов). В то же время все исполнители законов — чиновники, офицеры, судьи — не должны быть депутатами парламента. Левеллеры утверждали, что при соединении в одних руках власти принимать законы, исполнять их и осуществлять суд, неизбежно возрождение привилегий, нарушения законности, узурпация власти.
Относительно общего государственного устройства левеллеры склонялись к демократической парламентской республике. Хотя, сам термин «республика» напрямую не упоминается в текстах памфлетов и программных документах, он явно подразумевается. Верховной властью обладает народ, который осуществляет свою власть через народное представительство – однопалатный парламент. При этом левеллеры выступают против любого ограничения власти парламента со стороны какого-либо другого государственного органа, будь то Палата лордов или Государственный совет, которые являются прямой угрозой соблюдению законных прав и свобод народа Англии. Единственный «ограничитель» власти парламента, это народ, избравший Англии. Лильберн говорит об этом так: «должно быть хорошо известно и самому парламенту, что его власть ограничена теми, которые его выбирали» . Власть короля, по представлению левеллеров, также должна быть устранена.
2.2. Отношение к английскому парламенту

Основными требованиями левеллеров в политической сфере были: народное представительство, избираемое на один-два года; предоставление права голоса всем англичанам в возрасте от 21 года (за исключением бывших активных сторонников короля); обеспечение врожденного права англичан избирать шерифов, судей и других должностных лиц; совершенствование избирательной системы (равная, пропорциональная избирательная система) .

Доступа нет, контент закрыт

2.4. Теория естественных прав

Квинтэссенцией социальной мысли Лильберна стал памфлет «Манифест», где автор пишет: «Ни один человек не рождается исключительно для самого себя, но связан законами природы (касающимися всех)» , а эти законы природы подразумевают и природные, прирожденные, естественные права. При этом Лильберн ни в одном своем памфлете не дает перечисления всех тех прав, которые он считает прирожденными. Поэтому составить общее представление о теории естественных прав Лильберна можно составить лишь изучив целый пласт его работ. Прирожденными правами Лильберн и его единомышленники считали свободы слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу от военной службы, равенство перед законом и судом. Все люди «по природе равны и одинаковы по силе, званию, власти и величию». Левеллеры резко выступали против сословных различий и привилегий. К числу естественных прав они относили частную собственность: «Каждой личности дана личная собственность природой так, чтобы никто ее не нарушал и не узурпировал» .
Естественные права, по Лильберну, проявляются фактически по всех сферах жизни человека: будь то политика, экономика или религия. Часть из «естественных прав» уже была упомянута выше, в рамках раздела 2.2. В рамках данного раздела «естественные права» рассмотрены более подробно.
Важным прирожденным правом англичан, по мнению Лильберна, является право торговать, ведь «каждый должен служить друг другу тем даром, который получил от Бога». В связи с этим, Джон Лильберн резко осуждает и критикует торговые монополии и открыто выступает за установление свободы торговли, особенно это касается торговли шерстью. Указанные взгляды Лильберна четко прослеживаются в памфлете «Защита прирожденного права Англии». Ссылаясь на древние статуты, Лильберн говорит о том, что шерсть, как основной товар королевства, должна быть предоставлена всем свободным людям Англии. «Это право является столь же важной привилегией для всех общин Англии, что всякий, кто отнимает ее у них и присваивает себе каким-либо, так называемым патентом или решением, подлежит величайшему наказанию, как виновный в том, что он похитил у свободных людей Англии их прирожденное право и наследие, а чиновники таможенной палаты и их помощники виновны в уголовном преступлении» . Несправедливым нарушением свобод английского народа Лильберн видит и различные патенты на мыло, соль, кожу и прочее. Подобная экономическая политика государства приводит к упадку торговли и ремесла, к ухудшению положения «бедного и среднего населения».
Другой монополией, нарушающей естественное право народа, Лильберн называет монополию на печать и цензуру. Свобода слова и печати является не только неотчуждаемой привилегией англичан, но и действенным способом борьбы с тиранией . Лильберн особенно эмоционально описывает эту монополию, которая непосредственно касается и его самого, как автора памфлетов: «это несносная, несправедливая и тираническая монополия печати, в силу которой шайка малиньянтов, которых кентерберийский архиепископ и его малиньянтская партия (борющаяся против справедливых привилегий как народа, так и парламента) наделили произвольной, неограниченной властью (оформленной указом парламента) печатать, рекомендовать и распространять, по их усмотрению, все книги, памфлеты и пасквили, хотя бы они были полны лжи и имели целью отравление королевства несправедливыми тираническими принципами» .
Все привилегии свободнорожденного народа должны были защищаться исключительно правовым регулированием: в соблюдении буквы права Лильберн видел самую надежную защиту человека от посягательств на его свободы. Так, следующим естественным правом гражданина было право на справедливый суд, а таковым Лильберн считал лишь суд присяжных. Поэтому установление высшей судебной палаты охвостьем Долгого парламента Лильберн называет нарушением прав и свобод английского народа, так как вследствие этого суд 12 присяжных, оплот безопасности, обесценивается. Также человек от природы имеет право на свободу во всех ее проявлениях, поэтому бесправное заключение человека в тюрьму является ничем иным, как преступление против гражданских свобод и прав, равно как и принуждение к несению военной службы, которая должна быть добровольной. Право подавать петиции в Парламент предводитель левеллеров тоже считал прирожденным неотчуждаемым правом: исходя из идеи народного суверенитета, в подаче петиций Лильберн усматривал законное волеизъявление граждан. Право избирать рассматривалось как прирожденное право свободнорожденных граждан (подробнее вопрос об избирательном праве рассматривался выше, в § I). Идея прирожденного права человека на участие человека в государственном управлении была одной из наиболее прогрессивных идей из всего комплекса общественных взглядом Джона Лильберна. «Хотя сами левеллеры не поднялись до лозунга всеобщего избирательного права, естественно-правовая теория Лильберна фактически давала обоснование этому требованию» .
Что касается религиозного вопроса, то и по этой проблеме Лильберн придерживался довольно демократических взглядом. Существование Богом Лильберном: «мы заявляем, что верим в существующего вечного бога, создателя и промыслителя всего на свете, воля и намерение которого, начертанные прежде всего в наших сердцах». В своих памфлетах он часто цитирует Библию и широко пользуется «языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого завета». В целом, Лильберн проповедует свободу вероисповедания, ведь не столь важна обрядовая составляющая веры, а Бог проявляется в первую очередь не в священных книгах, а в сердце человека.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на ограниченность, непоследовательность и несовершенство своих политических взглядов, программ и практических действий, левеллеры оставили весомый след в истории как одни из самых ярких представителей демократического движения в Английской революции XVII в.
Левеллеры являлись радикальным политическим течением (традиционно называемое партией), зарождение которой происходило в период с 1643 по 1647 год, а обособление и оформление в самостоятельное движение произошло в 1647 году.
В свете последних историографических дискуссий, по вопросу характера движения левеллеров, можно заключить о том, что уравнители были людьми своего времени, глубоко верующими и часто использовавшими библию, в своих трудах. Однако, заключение о явной религиозности течения, вызывает недоверие, действительным кажется то, что у левеллеров была определенная религиозная основа, ставшая на начальных этапах объединительным звеном, но в целом, у представителей партии были искренние намерения по демократическому усовершенствованию своей страны.
Левеллеры были решительными противниками монархии и аристократии (в лице палаты лордов). Они выступали за создание республики, отстаивали идею народного суверенитета, ратовали за предоставление населению широких политических прав и свобод, в том числе проведение ежегодных выборов в палату общин и предоставление избирательных прав всем свободным мужчинам, защищали неприкосновенность частной собственности.
Левеллеры выражали интересы мелкой буржуазии, ремесленников, части зажиточных крестьян (в основном, фригольдеров), а опирались в основном на армию, однако были в конце преданы и разгромлены Кромвелем.
Главными идеологами левеллеров были Джон Лилбёрн, Ричард Овертон, Уильям Уолвин, Томас Принс. Именно в их трудах были заложены основные требования и цели партии. Ключевым документом, на который постоянно ссылались в своих памфлетах Лилбёрн, Овертон, Уолвин и Принс, являлась «Великая хартия вольностей». Они считали выдвигаемые ими требования восстановлением свобод, утерянных во время нормандского завоевания.
Левеллеры зачастую выражали экономические претензии. Так, например, они требовали отмены патентов и монополий, стесняющих развитие экономики. Авторы петиции требовали также отмены десятины, которая всё ещё взималась в то время.
Относительно прав и свобод англичан левеллеры придерживались теории «естественного права», говоря о том, что существует ряд прав, которые от природы присущи всем свободнорожденным гражданам Англии. Среди таких прав можно выделить: право на свободу торговли, свободу совести и печати.
Кроме того, левеллеры имели большое количество сторонников в армии, в особенности, среди солдат, а также среди части офицерства. Лидерами левеллеров в армии были офицеры Юлиан Квимбро (полковник) и Томас Рейнсборо, а также солдат Эдуард Сексби.
Главный идеолог левеллеров – Джон Лильберн является автором огромного количества памфлетов, в которых он излагал свои мысли и свое видение будущего Англии, а также решения текущих и будущих проблем государства. Кроме того, Лильберн неоднократно самостоятельно защищал себя в суде, демонстрируя огромные знания в политологии и юриспруденции, в связи с чем, был оправдан несколько раз английским судом. Однако, деятельность и активность левеллеров пошла на спад, в связи с огромным давлением на левеллеров, а также отказа левеллеров и их лидеров сотрудничать и давать присягу республике. Видным деятелем движения в начале 1950-х гг. был Сексби, который в 1653 (вместе с Уальдманом и Овертоном) и 1656 годах организовал заговоры против Кромвеля. Тем не менее, с ростом могущества Кромвеля значение левеллеров как прогрессивной силы в революции фактически теряется.

Список источников и литературы
Источники
1. Галанза П.Н. (ред.), Блохин Н.Н. (сост.). Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX веков. Англия, США, Франция, Италия, Германия// Сборник документов. – М.: Государственное изд-во юридической литературы, 1957. 588 с.
2. Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. – М.: Высшая школа, 1973. 347 с.
3. Лильберн Д. Памфлеты. – М.: Соцэкгиз, 1937. 120 с.

Исследовательская литература

1. Архангельский С. И. Донесения венецианских послов из Лондона за 1640–1660 годы как источник по истории английской революции // Диалог со временем. 2012. №40. С. 353-366.
2. Архангельский С.И. Крестьянские движения в Англии в 40-50-х годах XVII века. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. – 373 с.
3. Барг М.А. Кромвель и его время. Под ред. С.Д.Сказкина. 2-ое изд. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1960. – 244 с.
4. Барг М.А. Генезис идеологии истинных левеллеров / История социалистических учений: сб.статей памяти акад. В.П.Волгина – М.: Наука. 1964. С. 149-198
5. Барг М.А. Народные низы в Английской революции XVII в. Движение и идеология истинных левеллеров. – М.: Наука, 1967. – 353 с.
6. Барг М. А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. – М.: Мысль, 1991. – 397 с.
7. Бацер М.И. Левеллеры против Кромвеля (1647-1649 гг.) // Новая и новейшая история. 2002. № 3. С. 95-112.
8. Гизо Ф. История английской революции. В 2-х томах. Том 1. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. Т.1 – 480 с.
9. Гизо Ф. История английской революции. В 2-х томах. Том 2. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. Т.2 – 512 с.
10. Гриссе М. Английская революция и ее воздействие на континент: о написании перекрестной коммуникативной истории европейского кризиса середины XVII столетия // На пересечениях британской истории: сб. статей – Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ). 2013. С. 22-35
11. Ефимов И. М. Свергнуть всякое иго. Повесть о Джоне Лилберне. – М.: Политиздат, 1977. – 400 с.
12. Лабутина Т.Л. Английская революция середины XVII века и интеллектуальный мир англичан //Диалог со временем. 2015. №53. С. 16-29.
13. Левин Г.Р. Из истории демократического движения в годы английской буржуазной революции XVII в. / Вопр. социально-полит. жизни Европы Нового и новейшего времени: уч.зап. ЛГПИ. Том.288 – Л.: Лениздат., 1966. С. 9-123.
14. Левин Г.Р. Демократическое движение в английской буржуазной революции. – Л.: 1973. – 123 с.
15. Мележик И.Н. Политико-правовые идеи английской буржуазной революции // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2010. – С. 17-23.
16. Павлова Т.А. Кромвель. М.: Молодая гвардия, 1980. – 385 с
17. Поулсен Ч. Английские бунтари. – М.: Прогресс, 1987. – 280 с.
18. Прозорова Н.С. Политические и правовые взгляды Джона Лильберна. М.: государственное издание юридической литературы. 1960. – 53 с.
19. Савин А. Н. Лекции по истории Английской революции. – М.: Соцэкгиз, 1937. – 388 с.
20. Соколов А.Б. Карл I Стюарт // Вопросы истории, 2005. №12. С. 70-85.
21. Соколов А.Б. Английская революция середины XVII века в новейшей зарубежной историографии // Вопросы истории. 2008. №5. С. 160-168.
22. Соколов А.Б. «Замечательный и нередкий пример запутанности мыслей»: о статье М.И. Бацера «Две английские революции как историографическая проблема» // Диалог со временем. 2012. № 38. С. 324-342.
23. Соколов А.Б. Кларендон и его время: странная история Эдварда Хайда, канцлера и изгнанника. – СПб: Алетейя. 2017. – 472 с.
24. Тревельян Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории. – Смоленск: Русич, 2001. – 624 с.
25. Хилл К. «Ревизионистские» историки и Английская революция. // Вопросы истории, 1998, №6. С. 148-155.
26. Хилл К. Английская Библия и революция XVII века. – М.: ИВИ РАН, 1998. – 490 с.
27. Холореншоу Г. Левеллеры и английская революция // Монография. Пер. с англ. – М.: Издательство иностранной литературы, 1947. – 148 с.
28. Эйлмер Дж. Английская революция середины XVII в.: современные трактовки.// Вопросы истории, 1998, №6. С. 142-148.
29. Эйлмер Дж. Восстание или революция? Англия 1640-1660 гг. – СПб.: Алетейя, 2004. – 264 с.
30. Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. Т. 1 – СПб.: Алетейя, 2001. – 563 с.
31. Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. Т. 2 – СПб.: Алетейя, 2002. – 464 с.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.