Задача 1

 

Используя Конституцию РФ и Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», назовите основные звенья системы органов исполнительной власти на федеральном уровне и раскройте их особенности.

Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ  «единая система исполнительной власти в Российской Федерации», включающая в себя федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Она носит не абсолютный, а относительный характер, поскольку образующие данную систему компоненты взаимодействуют в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. За этими рамками субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Тем самым провозглашается основополагающий принцип функционирования исполнительной власти в Российской Федерации – ее единство в рамках ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения (так называемую исполнительную вертикаль).

Возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации Правительство Российской Федерации. Оно призвано осуществлять систематический контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров. В целях осуществления такого контроля высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дает оценку их деятельности и принимает решения о внесении Президенту Российской Федерации предложений о приостановлении действия актов указанных органов.

Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, безусловно, являются частью системы федеральных органов исполнительной власти, однако утверждение о том, что данная система ими исчерпывается не соответствует действительности и противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Более удачной, чем это имеет место в Указе Президента Российской Федерации, представляется следующее содержание: в систему федеральных органов исполнительной власти наряду с Правительством Российской Федерации входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Правительство Российской Федерации в отличие от них является не только высшим исполнительным органом государственной власти, но и органом общей компетенции. В силу закона оно обладает полномочиями в следующих областях деятельности:

–        сфера бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

–        социальная сфера;

–        сфера науки, культуры, образования;

–        сфера природопользования и охраны окружающей среды;

–        сфера обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

–        сфера обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

–        сфера внешней политики и международных отношений.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, напротив, наделяются полномочиями, необходимыми им для реализации соответствующих функций в только в одной, установленной актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, сфере деятельности. Поэтому для них более подходит обобщающее понятие «федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции». Таковыми следует считать государственные органы, включенные в систему федеральных органов исполнительной власти, реализующие определенные функции в установленных для них актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

Задача 2

В областной газете была опубликована статья, в которой сообщалось, что районный судья, помощник прокурора районной прокуратуры и водитель прокурорского автомобиля уличены в браконьерской охоте. Имея просроченную лицензию на отстрел лося, они убили лосенка, отказались подписать составленный госохотинспектором протокол, грубили ему и даже угрожали.

Что могут и должны предпринять председатель областного суда и руководство областной прокуратуры в отношении своих работников, убедившись, что эта информация полностью соответствует действительности?

В отношении помощника прокурора могут быть предприняты меры в соответствии со ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре».

Согласно ст. 47.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

– замечание;

– выговор;

– строгий выговор;

– понижение в классном чине;

– лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

– лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;

– предупреждение о неполном служебном соответствии;

– увольнение из органов прокуратуры.

В настоящей задаче имеет место совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника

В отношении районного судьи могут быть применены меры, предусмотренные ст.12.1 Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»: за совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

– замечания;

– предупреждения;

– досрочного прекращения полномочий судьи.

Действия всех троих также можно классифицировать по ч. 2 ст. 258 УК РФ «Незаконная охота», Незаконная охота, совершенная лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового[5]. В данном случае – группа лиц по предварительному сговору.

 

Задача 3

 

Врач-психиатр государственного лечебно-профилактического учреждения «Психиатрическая больница № 1 им. Св. Софии» А. обратилась в суд с заявлением о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина Б., которое было удовлетворено решением Волжского районного суда г. Саратова от 20 октября 2010 года.

В обоснование заявления указывалось, что 03 октября 2010 г. в государственное лечебно-профилактическое учреждение «Психиатрическая больница № 1 им. Св. Софии» поступило заявление начальника отделения полиции № 3 г. Саратова о психиатрическом освидетельствовании Б. в связи с написанием им многочисленных необоснованных жалоб в различные органы. К заявлению были приложены копии трех документов от имени Б.: служебной записки, адресованной начальнику ТСЖ № 2 от 30 января 2010 г., жалобы на имя начальника УВД от 25 марта 2010 г., заявления в ГУВД по

Саратовской области от 11 февраля 2010 г. Представленные заявление и документы, по мнению врача-психиатра, дают основание предполагать наличие у Б. психического расстройства, которое обуславливает существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи. По надзорной жалобе Б. решение районного суда было отменено постановлением Президиума Саратовского областного суда.

Укажите, какие материально-правовые нарушения Закона РФ от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» явились основаниями отмены судебного акта.

Какие меры административного принуждения предусматривает упомянутый Закон.

К каким группам (видам) мер административного принуждения их следует отнести?

Мы считаем, что в данном случае нарушен п.1 ст. 4 упомянутого Закона: «психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом», обращение начальника полиции в данном случае не является основанием.

Недобровольно принудительные меры медицинского характера применяются в соответствии со ст.13 указанного закона: «принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации».

В данной задаче не указано подобных обстоятельств. По общему правилу поступающее к врачу-психиатру заявление должно быть письменным, лишь в неотложных случаях, когда по полученным сведениям лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным (ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Если же непосредственная опасность лица для себя или окружающих отсутствует, заявление о психиатрическом освидетельствовании обязательно должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру.

Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения (ч. 4 ст. 25 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

По нашему мнению в том, что Б. написал некие заявления, не усматривается опасности для него и окружающих.

Меры предусмотрены ст. 23 Закона психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:  его непосредственную опасность для себя или окружающих, или  его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или  существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи

Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 указанного Закона.

Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу-психиатру и медицинские рекомендации.

Полагаем, что это меры административного предупреждения, это способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

 

Задача 4

Офицер запаса К. обратился в районный суд с жалобой на действия командира войсковой части, связанные с отказом включить его в список военнослужащих, непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, что дает ему ряд социальных гарантий, связанных с прохождением военной службы.

Данное дело из районного суда по подсудности было направлено для рассмотрения в гарнизонный военный суд, который направил это дело в окружной военный суд, поскольку оно связано с государственной тайной. Из окружного военного суда дело из судебного заседания направлено для разрешения по существу в областной суд, так как судья пришел к выводу, что, хотя дело и связано с государственной тайной, однако К. обжалует действия командования, которые имели место после увольнения заявителя с военной службы, а, следовательно, жалоба не подсудна военным судам.

Какая судебная инстанция должна рассмотреть данное дело?

Мы считаем, что направление данного дела  из окружного военного суда гражданского дела в областной суд незаконным по следующим основаниям.

Направляя дело для разрешения в областной суд, судья существенно нарушил требования ст. 33 ГПК РФ, согласно которой дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности и начатое рассмотрением, должно быть разрешено им по существу (даже при условии, что оно стало подсудно другому суду).

По смыслу указанной выше нормы в контексте требований ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», военным судам наряду с другими подсудны и споры по обстоятельствам хотя и возникшим после увольнения гражданина из Вооруженных Сил РФ, но неразрывно связанным с правоотношениями, сложившимися в период прохождения бывшим военнослужащим военной службы.

Как усматривается из дела, соответствующее командование отказалось включить уволенного со службы в 1999 году К. в список военнослужащих, непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанном в Перечне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563, которым заявитель, по его мнению, занимался до увольнения в запас (т.е. в период фактического исполнения своих служебных обязанностей).

Следовательно, данный спор подлежит разрешению в военных, а не в территориальных судах.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 4.08.2014, № 31, ст. 4398
  2. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3170
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532
  6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472
  7. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992, № 30, ст. 1792
  8. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, № 33, ст. 1913
  9. Указ Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.08.2000, № 35, ст. 3554
  10. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, № 22, ст. 2754
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 1999
  12. Занко Т.А. Анализ изменений системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (2004 – 2016 гг.) // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 636 – 639.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.