Задача 1. Дирекция стокгольмского универмага выплачивает весьма солидные суммы некоему Ларсу Ангстрому. За что? Всего несколько раз в день этот человек «чистосердечно» разводит руками и говорит «Ах!». Но дело все в том, когда произнести это «ах». Ларс выжидает тот момент, когда его напарница по работе выходит из магазина в новом пальто, а мимо как раз пробегают любопытные и тщеславные женщины. Короткая реплика элегантного мужчины заставляет менять их курс и примерять точно такие же пальто.

Опишите психологический механизм воздействия продавцов на поведение покупательниц.

Ответ: В данной ситуации продавец использовал такой психологический механизм воздействия на поведения покупателя как подражание. Подражание представляет собой механизм воспроизведения индивидом определенных внешних черт, манер, образцов поведения, действий, сопровождающиеся определенной эмоциональной и рациональной направленностью. В ситуации солидный элегантный мужчина стоит возле магазина, из которого выходит женщина в пальто  и в этот момент этот мужчина «чистосердечно» разводит руками  и восхищенно говорит «Ах»! Поэтому пробегающие  любопытные и тщеславные женщины  меняют их курс и идут примерять точно такие же пальто. Любопытные женщины примеряют пальто с целью посмотреть будут ли они также выглядеть в пальто как женщина, выходящая из магазина и вызовут ли они восхищение элегантного мужчина, а тщеславные примерят пальто для того, чтобы показать, что они выглядят в пальто лучше, чем выходящая женщина в пальто из магазина.

Задача 2. Австралийский психолог Пауль Р.Уилсон доказал, что рост человека в глазах посторонних не всегда равен фактическому.

Уилсон представил пяти различным группам студентов Мельнбурского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен как студент, рост незнакомца достигал в среднем 171 сантиметра, но стоило его назвать ассистентом кафедры психологии, как его рост поднялся до 178 сантиметров. При звании «старший лектор» рост перевалил за 180 сантиметров. Наконец, рост «профессора» равнялся 184 сантиметрам.

Объясните особенность восприятия человека в данном эксперименте.

Ответ: В процессе восприятия наблюдается искажения воспринимаемого образа, которое обусловлено социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности. Особенностью восприятия в данной ситуации является формирования первичного впечатления о человеке, которое  оказывает эффект ореола, он заключается в приписывании не существующих черт человеку в зависимости от полученной информации, создается иллюзионное восприятие, что показано в данной ситуации рост человека менялся в зависимости от занимаемого им статуса, и сложившихся стереотипов, чем выше социальный статус, тем значимей человек.

Задача 3. Большой автоматизированный механизм в Токио, на строительство которого была потрачена очень большая сумма, пришлось закрыть – слишком мало оказалось покупателей. А задумано все было вроде неплохо – 67 торговых автоматов продавали 2500 видов продовольственных товаров, все расчеты производил компьютер. В тоже время один из отделов магазина, где сохранили живой персонал, на недостаток посетителей не жалуется. Здесь можно хорошо рассмотреть товары, а при желании и потрогать, и посоветоваться с продавцом или просто перекинуться с ним парой шутливых слов.

Объясните сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии. Почему покупатели предпочитают отдел с живым персоналом?

Ответ: С точки зрения психологии сложившеюся ситуацию можно объяснить так: Важным фактором для совершения покупки для человека являются межличностные коммуникации, т.е. покупатель приходит в торговый центр не только за покупками, но и ради живого общения. Срабатывает закон «Непереносимой анонимности». Покупатели предпочитают отдел с живым персоналом, потому что прежде чем приобрести какой-то товар его можно рассмотреть, потрогать, посоветоваться с продавцом, пошутить с ним. Покупатель привык к вежливости, к вниманию, приветливости со стороны продавца. Те положительные эмоции которые покупатель может получить при общении с продавцом, он никогда не получит при общении с автоматом.

Задача 4. В большой, почти пустой комнате стоит человек. Он знает, что за ним наблюдают, что он служит «приманкой» для другого человека, который сейчас войдет в дверь. Впрочем, ничего страшного не происходит – просто двое людей поговорят друг с другом на любую тему, а психологи, придумавшие этот эксперимент, измерят расстояние, на котором находились собеседники. Вот и все.

Но такой простейший эксперимент дал неожиданные результаты. Выяснилось, что существует четкая взаимосвязь между «дистанцией» разговора и ростом собеседников. А именно: чем выше мужчина, тем ближе он подходит к «приманке», и, наоборот, чем меньше рост, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин же наблюдалась прямо противоположная зависимость.

Объясните поведение людей в ходе эксперимента.

Ответ: Человек, который выше ростом он подойдет к человеку ниже ростом, потому что так он покажет свое превосходство над ним, он думает если он выше ростом, он сильнее, у него в руках больше власти, больше возможностей. Человек ниже ростом, чтобы не почувствовать себя загнанным в угол не подойдет к человеку выше ростом, сохраняя дистанцию он будет чувствовать себя уверенным в своих силах, своих способностях  и разговор будет вестись на равных, он не будет бояться высказывать свое мнение. Человек с низким ростом находясь на расстоянии от человека с высоким ростом будет визуально выглядеть примерно одинаково. Женщина с ростом ниже собеседника не боится подойти к нему, потому что она будет чувствовать защищенность. Помимо этого в обществе сложилась своеобразная «культурная норма» – мужчина должен быть высокого роста, крупным, а женщина – миниатюрной. Обращение «коротышка» звучит оскорбительно, а «малышка» – скорее ласкательно. Поэтому высокому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, подчеркивая свое «достоинство», а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой «недостаток».

Задача 5. За 25 лет службы в городском суде стенограф Ален Брассер записал около 250 миллионов свидетельских показаний. Столь долгая практика позволяет ему безошибочно определять, говорит ли свидетель правду. Свои выводы Брассер делает не со слов свидетеля. Стенографирует он чисто автоматически. Главные фактор для него – глаза и руки человека

На каких знаниях психологии человека, основывает свои выводы Ален Брассер?

Ответ: Ален Брасер свои выводы делал опираясь на знания невербальных средств общения (кинетическая речь), которые он усовершенствовал за 25 лет службы. Во внешнем поведении человека проявляется то, что у него происходит и есть внутри. Эти проявления и умел распознать Ален Брасер. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, он мог увидеть помыслы опрашиваемых.

Задача 6. В одном из детских садов бывшей ГДР (Германия) был проведен интересный эксперимент. Четырехлетних детей разили на две равные группы: с одной занятия и игры проводились как обычным образом, в другой группе ребят учили «мыслить вслух», то есть постоянно побуждали рассказывать, что они делают в данный момент или собираются сделать. Через некоторое время обеим группам был устроен «экзамен»: им предложили одинаковые вопросы и задания.

Как вы думаете, какая группа справилась с заданиями лучше и почему?

Ответ: С заданием лучше справилась группа ребят, которых учили «мыслить вслух», то есть постоянно побуждали рассказывать, что они делают в данный момент или собираются сделать. Потому что у «мыслящих вслух» детей быстрее будет протекать формирование психических процессов (сенсорных процессов, абстракции, обобщения, произвольное запоминание, припоминание, образное мышление, развитие слуховой, зрительной памяти), т.к действие не просто воспроизводится, но проговаривается, что способствует ускорению процесса запоминания, развивается познавательная активность. Дети, проговаривая свои действия вслух, активизируют мышление, что является стимулом к познанию, детям приходится проявлять свои творческие способности к выполнению заданий, у них появляется интерес, что будет способствовать более быстрому запоминания материала.

Задача 7. В.И.Даль побывал в Дании откуда родом был его отец. И тогда сделал следующий вывод: «Ни признание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью к той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Какая психологическая закономерность раскрывается в высказывании В.И.Даля?

Ответ: Психологическая закономерность будет в том, что у каждого человека существует потребность в духовной территории. Каждый народ в процессе своего исторического развития приобретает определенные устойчивые традиции образа жизни, вероисповеданий и других каких-то  черт и особенностей, присущих этому народу. Это та духовная «территория», на которой каждый народ, каждая нация осуществляет свою духовную, повседневную жизнь. По мнению В.И.Даля принадлежность  человека  к тому или и ному народу  определяется  не биологической наследственностью, не вероисповеданием, не признанием, а сознательным приобщением к его культурным ценностям, человек относит себя к той или иной национальности на основании того, на каком языке он думает и мыслит.

«Этнический статус  практически всегда остается неизменным на протяжении всей жизни человека, но и этническая  идентичность не статичное, а динамичное  образование. Внешние  обстоятельства  могут толкать  человека  вне зависимости от возраста на переосмысление  роли  этнической  принадлежности в его жизни, приводить  к трансформации  этнической  идентичности.

Существует изречение: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Не противоречит ли это изречение высказыванию В.И.Даля? Докажите свое суждение.

Ответ:. В.И.Даль считал, что у человека главное его душа, и неважно сколько языков знает человек, а важно то, на каком языке он думает и мыслит. Душа человека не знает языков, поэтому данное высказывание противоречит высказыванию В.И.Даля, и человек не может быть столько раз человеком сколько он знает языков.

Задача 8. Отечественный психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Для человека другой человек – мерило, выразитель его «человечности».

Как вы понимаете эту мысль?

Ответ: Общение – это искусство, в  котором успех зависит от самого человека. Человек – это люди и их взаимоотношениях друг к другу. Взаимодействуя с другим человеком,  человек познает самого себя через свое отношение к этому человеку и отношения этого человека к нему, т.е. человек является неким отражением самого себя то, что он воспринял и увидел в самом себе и в другом человеке. Человеку свойственно видеть в другом человеке свои недостатки и достоинства, которые он приписывает другому.

 Раскройте и покажите на примере сущность этого высказывания.

Ответ: Важная особенность человека – это преломление мира и собственного действия через сознание. Эпицентром самосознания и сознания является сознание собственного «Я». Самопознающее «Я» обладает определенной автономией и выступает в отношении собственного сознания в качестве деятеля, или наблюдателя, или того и другого вместе. Образ «Я» или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Например: отношение человека к самому себе, как человек будет относиться к самому себе, так и окружающие будут относиться к нему, т.е человека нужно судить по его поступкам, а не словам и обещаниям. Пример: На улице Оля увидела, что незнакомая бабушка с трудом переходит дорогу, она вспомнила как малознакомый мужчина, так же когда-то помог ее бабушке перейти дорогу, она подошла к бабушке и предложила свою помощь, она ее с радостью приняла и поблагодарила.

Задача 9. Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае.

  1. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы – куда девались их задор и одержимость. (По В. С. Мерлину.)

Ответ: отрицательные эмоции.

  1. B. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл. (По В. С. Мерлину.)

Ответ: стресс.

  1. C. Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается. (По В. А. Крутецкому, Н. С. Лукину.)

Ответ: настроение

  1. D. Добросовестная и прилежная ученица была спрошена учителем. В это время в класс 23 вошёл директор школы. Девочка растерялась и сразу замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. Создалось впечатление, что она не знает урока. После того, как директор вышел из класса, девочка бойко и уверенно ответила по всему тому материалу, который безуспешно пыталась воспроизвести ранее. (По В. С. Мерлину.)

Ответ: положительные эмоции

  1. E. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках. (А. Усков и Н. Мясников. Лётчик-испытатель.)

Ответ: астенические эмоции

  1. F. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко выпячиваясь, и билась головой о стену… – Наташу!- кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили! Ха-ха-ха-ха!…неправда!»(Л. Н. Толстой. Война и мир.)

Ответ: аффект.

  1. G. В условиях нерешённой задачи у испытуемого повысилась двигательная активность. В течение всего опыта он насвистывал, напевал, постукивал по столу пальцами, тёр руки и лицо. Движения, прежде осторожные и точные, стали сильными и размашистыми. Испытуемый стал необыкновенно говорлив: к звуковому сигналу на ошибку отнёсся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. Работа прерывалась залпами озвученных вздохов: «Ух! Ой, ой, ой!» в конце опыта появилась одышка. Но сознательный контроль не был нарушен. Испытуемый использовал логические выкладки при определении допущенных ошибок. (По В. В. Суворовой.)

Ответ: стенические эмоции

Задача 10. Волевое действие имеет три ступени:

Начальник караульного отряда, обер-фельдфебель Крауз на допросе спросил:

– Ну, кто вы такие оба?

Марко Калифорниец поспешно, прежде чем Василь Бабало открыл рот, ответил:

– Я Юлиан Думак из деревни Антрнивка. Я бедный хлебо­роб. А кто он (Марко указал на Василя), не ведаю, пан комен­дант. В первый раз вижу.

– Незнакомый он мне, – сказал словно нехотя и Василь. Допрос продолжался недолго. Крауз вынул из кобуры пистолет и положил его на стол, затем разрядил пистолет и снова зарядил его одним патроном.

– Так вы оба продолжаете утверждать,- сказал он, обра­щаясь к гуцулам, – что вы забрели сюда случайно и совершен­но не знаете друг друга?

Василь неопределенно мотнул головой. Как завороженный, смотрел он на пистолет. Лицо его бледнело. А Калифорниец говорил без умолку, чтобы не дать возможность гово­рить Василю. Он не был уверен в его стойкости.

– Так вот, – сказал Крауз, – так вот я вам сообщаю свое решение. Один из вас может остаться в живых и даже полу­чить свободу. Но для этого он должен убить другого. Нам все равно, кто из вас кого убьет. Ты его. Или ты его. Безразлично. Выбор представляется вам. Но лишь тогда мы поверим, что вы оба невинны.

Обер-фельдфебель Крауз, насильник и убийца, решил поза­бавить свою компанию унтер-офицеров.

– Пан комендант, – воскликнул Калифорниец, – так я его ведь даже не знаю. И он меня.

– Тем легче, – сказал Крауз своим неживым голосом, – тем легче тебе будет убить его. Или ему тебя.

Василь поднял лицо. Губы его дрожали. Он выкрикнул:

– Это неправильно.

Крауз встал. Он придвинул пистолет на край стола и ска­зал:

– Вот вам пистолет. Здесь один патрон. В нем жизнь и свобода. Но только для одного. Мы вас оставляем наедине. Столкуйтесь. Через десять минут мы вернемся. Если мы заста­нем живыми двух, мы повесим обоих. Если одного, мы его осво­бодим. <…>

Оставшись одни в избе, Марко и Василь молчали несколько секунд. Калифорниец опустился на стул. Василь ходил по ком­нате, искоса поглядывая на пистолет.

– Да, выход один… – сказал Калифорниец и встал.

– Ты что задумал? Я тебя спрашиваю. Почему ты молчишь?

– Слухай, Василь…

– Назад, – крикнул Василь. – Не подходи к пистолету.

– Ты что? Разума лишился?

– Не подходи к пистолету. Седай обратно.

– Василь, успокойся. Поговорим по-братецки…

– Ах, по-братецки? – Василь задыхался от волнения. Он положил руку на стол. – По-братецки, говоришь? А Марийку ты у меня увел тоже по-братецки?

Калифорнией, молча доблюдал Василя. «Пожалуй, он может сейчас убить меня», – подумал он и, протянув руку, схватил пистолет.

Василь закричал:

– Не убивай. Это неправильно. Ты не имеешь права убивать меня. За что? Молю тебя…

– Молчи…

Но Василь продолжал кричать, и Калифорнийцу пришлось повысить голос, чтобы пробиться сквозь его крик:

– Молчи. Срам. Они же слышат тебя. Не марай чести пар­тизан. Ты гуцул. Стыдно показывать себя трусом перед немца­ми. Лучше умереть.

– А-а-а-а! – закричал Василь. – Спасите!

– Да успокойся же, – сказал Калифорнией с досадой. – Я не убью тебя. На, возьми. – И он протянул Василю пистолет.

– На стол положи, на стол, – крикнул Василь. Калифорнией бросил пистолет на стол. Василь быстро схватил пистолет.

– Ну, что же, – сказал Марко,- стреляй. Немцы и так за­ждались. Вот они. Все видят. <…>

Василь вертел пистолет в руках. Калифорнией опустился на стул.

– Не двигайся, – крикнул Василь.

Марко пожал плечами. Он сидел неподвижно, скрестив руки на крепкой груди, и спокойно смотрел на Василя.

– А ты… ты, правда, согласен, чтоб я убил тебя? – сказал Василь, заикаясь.

– Только наповал, – сказал Калифорниец, – чтобы я не му­чился. Да ты ведь охотник добрый.

– А что же ты сам, – сказал Василь угрюмо, – а что же ты сам не стрелял в меня?

– Я не убиваю своих, – сказал Калифорнией. – Я партизан. Я не убиваю товарищей на потеху немецким псам.

Василь продолжал вертеть пистолет в руках.

– А я, что же, не партизан?

– Ты? – переспросил Калифорнией, с презрительным удив­лением. – Трус ты, вот кто ты. Страхопуд поганый. И все ж-таки ты партизан: и потому мне брат. Ну, что же, стреляй, брат. Не бойся, я прощаю тебе мою кровь.

– Брат… – тихо повторил Василь. – Боже любый, что же делать? – Вскочил он с тоской. – Что же эти псы с нами сотво­рили? И выхода нет. Чи так, чи инак…

– Есть выход, Василь, – сказал Калифорнией. Василь поднял голову.

– Есть выход, – повторил Калифорнией. – Пусть товарищи скажут: хоть Василь и Марко мост не взорвали, да зато они другое доброе дело сделали.

– Какое же? – нетерпеливо спросил Василь, не выпуская из руки пистолета.

Калифорниец шепнул ему на ухо несколько слов.

За окном немцы начали терять терпение. <…>

Крауз … толкнул дверь и вошел в хату, сопровождае­мый остальными.

– Вас все еще двое? – крикнул он. – Не можете ни на что решиться, вы, трусливые твари?

– Нет, мы уже решили, пан комендант, – сказал Василь. – Он поднял пистолет и выстрелил обер-фельдфебелю в лицо. Крауз рухнул мертвым на пол.

Выделите в тексте ступени волевого действия героев.

Ответ: Первая ступень – постановка цели (ожидаемый и предполагаемый результат). Начальник караульного отряда, обер-фельдфебель Крауз поставил цель выяснить кто задержанные, позабавить компанию унтер-офицеров, и убить задержанных. Цель у задержанных не раскрыть себя и сохранить честь.

Вторая ступень – мыс­ленное планирование (как и с помощью каких средств добиться поставленной цели). Крауз вынул из кобуры пистолет и положил его на стол, затем разрядил пистолет и снова зарядил его одним патроном. Крауз встал. Он придвинул пистолет на край стола и ска­зал: «Вот вам пистолет. Здесь один патрон. В нем жизнь и свобода. Но только для одного. Мы вас оставляем наедине. Столкуйтесь. Через десять минут мы вернемся. Если мы заста­нем живыми двух, мы повесим обоих. Если одного, мы его осво­бодим». Мыслительное планирование у партизан как только зайдет  Крауз найти способ убить его.

Третья ступень – ис­полнение совершения действия. Обер-фельдфебель Крауз дал время задержанным на раздумье положив пистолет с заряженным патроном на край стола, и стал наблюдать за развивающимися событиями. Партизаны  после долгого разговора нашли выход, как только Обер-фельдфебель Крауз толкнул дверь и вошел в хату, сопровождае­мый остальными Василь встал выстрелили в упор в Обер-фельдфебель Крауза.

Была ли у гуцулов борьба мотивов? Если да, то в чем она выразилась?

Ответ: Да, борьба мотивов была. Борьба мотивов выражалась в побуждении к определенным действиям. В данном случае после того как Обер-фельдфебель Крауз вышел и дал время на раздумье, партизаны не смогли сделать выбор. Марко побуждал Василия успокоиться, не паниковать, прийти в себя и найти выход из создавшейся ситуации. У Марко  не было цели убить своего товарища, а у Василия такая мысль хоть на секунду, но возникла, поэтому он боялся взять в руки пистолет.

В какие моменты проявилось наивысшее волевое напряжение партизан?

Ответ: В моменты когда Обер-фельдфебель Крауз зарядил пистолет патроном, когда Марко и Василий остались вдвоем, когда Василий вспомнил старые обиды, когда Марко взял пистолет в руки, когда Василий взял пистолет, затем выстрелил Обер-фельдфебель Крауза.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.