Задание 1

Дать оценку динамике товарооборота организации. Сделать вывод.

Таблица 1

Показатель 1-й период 2-й период 3-й период 4-й период 5-й период 6-й период
Объем, млн.руб. 200 220 190 205 230 225
Базисный темп роста, % 110 95 102,5 115 112,5
Цепной темп роста, % 110 86 108 112 98
Базисный темп прироста, % 10 -5 2,5 15 12,5
Цепной темп прироста, % 10 -14 8 12 -2
Абсолютное отклонение в сравнении с базисным периодом, млн.руб. 20 -10 5 30 25

Средний товарооборот организации = (200+220+190+205+230+225)/6 = 211,67 млн.руб.

Средний темп роста =

Средний темп прироста = 102.38-100= 2,38%

Выводы: Товарооборот организации увеличился в шестом периоде по сравнению с первым на 25 млн.руб. или на 12,5%. Товарооборот организации с 1 –го по 6-ой периоды увеличивается в среднем на 2,38% в период.

Задание 2

Используя индексный метод факторного анализа определить влияние комплекса факторов на изменение выручки от продаж в отчетном году по сравнению с прошлым годом. Сделать выводы.

Таблица 2 – Данные для факторного анализа изменения объема продаж

Вид продукции Количество продукции, тыс.шт. Цена единицы продукции, руб.
Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год
А 2100 2350 50 51
В 1950 2200 38 38
Итого 4050 4550

Решение:

Вид продукции Количество продукции, тыс.шт. Цена единицы продукции, руб. Выручка от продаж, тыс. руб. Изм.
Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год
А 2100 2350 50 51 105000 119850 14850
В 1950 2200 38 38 74100 83600 9500
Итого 4050 4550 179100 203450 24350

Рассмотрим применение индексного метода факторного анализа по продукции А. Имеем информацию о выручке от продаж в торговой точке за два аналогичных периода времени.

Базовый вариант: В0 = q0*p0

B0 =2100*50 =105 000 тыс. руб.

Отчетный вариант: В1 = q1*p1

В1 = 2350*51= 119 850 тыс. руб.

ΔВ = В1 – Во = 119850- 105000 = 14850 руб.

Рассчитаем индексы результативного показателя и индексы факторов:

Iв = В1 / B0  = 119850/ 105000= 1,14

Iq = q1/ q0 = 2350/2100= 1,12

Iр= p1/ p0 = 51/50 =1,02

Взаимосвязь индекса результативного показателя с индексами факторов аналогична взаимосвязи самого результативного показателя с факторами, т.е.

IB= Iq * Ip →1,14 = 1,12*1,02.

Алгоритм I расчетов влияния факторов индексным методом

1) влияние на выручку изменения количества проданного товара

ΔВ(q)=( Iq– 1)* B0

3) влияние на выручку изменения цены единицы товара

ΔВ(p)=( Iq * Ip – Iq)* B0

Проверка: ΔВ = В1 – Во = ΔВ (q) + ΔВ(р).

Расчеты влияния факторов:

1) ΔВ (q) = (1,12- 1,0) х 105000 тыс. руб. = +12600 тыс. руб.;

2) ΔВ (р) = (1,12 х 1,02- 1,12) х 105000 тыс. руб. = +2352 тыс. руб.

Тогда в целом изменение за счет влияния двух факторов ΔВ = 12600+2352 =14952 тыс.руб.

Достоинство индексного метода состоит в том, что изменение результативного показателя раскладывается по факторам без остатка. Вместе с тем этому методу свойственен серьезный недостаток — элемент субъективизма. Он заключается в произвольном определении порядка расположения факторов в цепочке сомножителей.

Рассмотренный выше алгоритм соответствует только одному варианту расположения факторов, т.е.

B =q*p

С позиций математики равноправным является и другой вариант расположения факторов, т.е.

В = р х q.

Однако второму варианту расположения факторов соответствуют другой алгоритм и другие результаты расчетов.

Алгоритм, 2 расчетов влияния факторов индексным методом

1) влияние на выручку изменения цены единицы товара

ΔВ (р) = (Ip -1)хВ0;

2) влияние на выручку изменения количества проданного товара

ΔВ (q) = (Iр х Iq – Iр) х Во.

Проверка: ΔВ = В1 – Во = ΔВ (р) + ΔВ (q).

Расчеты влияния факторов:

1) ΔВ (р) = (1,02 – 1,0) х 105000 тыс. руб. = +2100 тыс. руб.;

2) ΔВ (q) = (1,02 х 1,12 – 1,02) х 105000 тыс. руб. = +12852 тыс. руб.

Проверка: ΔВ = 12852+2100 =14952 тыс.руб.

Рассмотрим применение индексного метода факторного анализа по продукции D. Имеем информацию о выручке от продаж в торговой точке за два аналогичных периода времени.

Базовый вариант: В0 = q0*p0

B0 =1950*38 =74100 тыс. руб.

Отчетный вариант: В1 = q1*p1

В1 = 2200*38= 83 600 тыс. руб.

ΔВ = В1 – Во = 83600-74100 = 9500 руб.

Рассчитаем индексы результативного показателя и индексы факторов:

Iв = В1 / B0  = 83600/ 74100= 1,13

Iq = q1/ q0 = 2200/1950= 1,13

Iр= p1/ p0 = 38/38 =1

Взаимосвязь индекса результативного показателя с индексами факторов аналогична взаимосвязи самого результативного показателя с факторами, т.е.

IB= Iq * Ip →1,14 = 1,13*1.

Алгоритм I расчетов влияния факторов индексным методом

1) влияние на выручку изменения количества проданного товара

ΔВ(q)=( Iq– 1)* B0

3) влияние на выручку изменения цены единицы товара

ΔВ(p)=( Iq * Ip – Iq)* B0

Проверка: ΔВ = В1 – Во = ΔВ (q) + ΔВ(р).

Расчеты влияния факторов:

1) ΔВ (q) = (1,13- 1,0) х 74100 тыс. руб. = 9633 тыс. руб.;

2) ΔВ (р) = (1,13 х 1- 1,13) х 74100 тыс. руб. = 0 тыс. руб.

Тогда в целом изменение за счет влияния двух факторов ΔВ = 9633+0 =9633 тыс.руб.

Достоинство индексного метода состоит в том, что изменение результативного показателя раскладывается по факторам без остатка. Вместе с тем этому методу свойственен серьезный недостаток — элемент субъективизма. Он заключается в произвольном определении порядка расположения факторов в цепочке сомножителей.

Рассмотренный выше алгоритм соответствует только одному варианту расположения факторов, т.е.

B =q*p

С позиций математики равноправным является и другой вариант расположения факторов, т.е.

В = р х q.

Однако второму варианту расположения факторов соответствуют другой алгоритм и другие результаты расчетов.

Алгоритм, 2 расчетов влияния факторов индексным методом

1) влияние на выручку изменения цены единицы товара

ΔВ (р) = (Ip -1)хВ0;

2) влияние на выручку изменения количества проданного товара

ΔВ (q) = (Iр х Iq – Iр) х Во.

Проверка: ΔВ = В1 – Во = ΔВ (р) + ΔВ (q).

Расчеты влияния факторов:

1) ΔВ (р) = (1 – 1) х 74100 тыс. руб. = 0 тыс. руб.;

2) ΔВ (q) = (1 х 1,13 – 1) х 74100 тыс. руб. = 9633 тыс. руб.

Проверка: ΔВ = 0+9633 =9633 тыс.руб.

 

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.