Содержимое

Введение

Система социальной защиты в России сложна; она включает в себя пенсии по старости, предполагающие отчисление взносов, пособия по безработице, дотации льготникам и членам их семей, родовые пособия, пособия на детей, субсидии на оплату услуг ЖКХ, социальные услуги для лиц, содержащихся в учреждениях интернатного типа, и многое другое. Критерии участия во многих таких программах не связаны с уровнем дохода претендента (например, пенсии и льготы).
Уровень бедности в 1990-е гг. в России был очень высоким, но затем стал снижаться, в первую очередь благодаря экономическому росту в стране. Существенно изменились характеристики бедности; сейчас бедность сконцентрирована в сельской местности, ей наиболее подвержены люди с низким образовательным уровнем, а также семьи с детьми.
При такой структуре бедности одного экономического роста недостаточно, чтобы преодолеть крайние ее формы, необходима адресная и эффективная система социальной защиты (напомним, что адресные программы предусматривают поддержку граждан или семей с низким уровнем доходов или потребления на основе проверки нуждаемости). К настоящему времени в регионах Российской Федерации проделана большая работа по разработке, организации и реализации программ адресной социальной помощи.
Тем не менее, сохраняется потребность в совершенствовании, как правил программ, так и их функционирования с целью повышения степени адресности и результативности.
Целью данной работы является изучение Организации работы ОСЗ по подготовке личных дел получателей пособий на детей.
Задачи:
Объект исследования – Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска.
Предмет исследования – деятельность Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района в сфере оказания поддержки, назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Глава 1. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения

1.1. Взаимодействие органов социальной защиты населения с государственными, профсоюзными и другими общественными организациями.

1.2. Функциональные обязанности должностных лиц районного, городского управления социальной защиты населения.

Сотрудничество между органами социальной защиты населения и различными службами федерального или республиканского (и муниципального) уровня имеет своей целью решение двух основных задач: информационного обеспечения правильности назначения социальной помощи и социальной адаптации семей, нуждающихся в поддержке. В том, что межведомственное сотрудничество, направленное на оптимизацию предоставления адресной помощи, необходимо, сходятся сотрудники органов социальной защиты всех уровней.
Все признают важность такого сотрудничества и одновременно отмечают его слабость в настоящее время.
Чаще всего органы соцзащиты сотрудничают со службами занятости, но это сотрудничество обычно сводится к простому обмену базами данных, подтверждению сведений о получении пособия по безработице или нахождении в статусе ищущего работу и зачастую базируется на личных контактах сотрудников; взаимодействие же типа запрос/ответ осуществляется только на уровне официальных писем. Каждое ведомство стремится ограничить доступ к своей базе данных, и это создает дополнительные издержки при принятии решения о предоставлении (или отказе в предоставлении) адресных видов помощи получателям и дополнительные трудности при сборе необходимых справок. Нередко условия взаимодействия между органами соцзащиты и службой занятости оформляются соглашением, например об обмене базами данных.
Сотрудничество между органами соцзащиты и службой занятости в Калмыкии существует как на республиканском, так и на муниципальном уровне.
Представители службы занятости участвуют в коллегиях Министерства труда и социального развития, обмениваются информацией о ситуации на рынке труда, трудоустройстве инвалидов, слабо защищенных категорий граждан (молодежь, многодетные и т.д.), работе с чернобыльцами и др. На муниципальном уровне взаимодействие в основном сводится к подтверждению сведений о получении пособия по безработице и нахождении в статусе ищущего работу (запрос/ответ), в ряде случаев затрагивает вопросы трудоустройства длительно безработных, асоциальных граждан и подростков в летний период.
Особого внимания заслуживают проблемы получателей помощи в сельских пилотных муниципалитетах: для постановки на учет и регулярной перерегистрации гражданам приходится приезжать в ЦЗН районного центра, что связано с серьезными материальными затратами.
Органы соцзащиты также взаимодействуют с Пенсионным фондом, но и в этом случае чаще всего речь идет лишь об обмене данными, а не об интеграции услуг. Практически во всех обследованных регионах отсутствует взаимодействие с налоговой инспекцией, что осложняет работу органов социальной защиты населения по проверке доходов граждан и исключению ошибок выплат.
Подчеркнем, что межведомственные отношения органов соцзащиты с налоговой инспекцией и ЦЗН строятся только на человеческих контактах, тогда как для такого взаимодействия есть вполне законные основания. Согласно ст. 102 Налогового кодекса “налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия…”. Таким образом, если заявитель даст согласие (в рамках договора) на проверку органом соцзащиты сведений о нем в налоговой инспекции и разрешит последней предоставить эти сведения, то орган соцзащиты может осуществлять проверку предоставляемых заявителем сведений, не нарушая действующего законодательства.
Как отмечают специалисты, при таком обмене информацией органам социальной защиты населения было бы гораздо легче работать, появилась бы реальная возможность проверки доходов граждан, сократились бы ошибки выплат.
В сельских районах (например, в Карачаево-Черкесии) органы соцзащиты тесно сотрудничают с сельскими советами и в области информационной работы с населением, и в области обмена данными. Кроме того, сельсоветы проводят материально-бытовые обследования домохозяйств и ведут журналы учета личного подсобного хозяйства, на основании которых выдают справки для органов социальной защиты населения.
Однако нередко специалисты районных органов соцзащиты бывают недовольны работой сельсоветов, в частности нечетким оформлением документов. В интервью социальный работник привел характерный пример: в справке от определенного числа говорилось, что “Иванов И.И. доходов не имеет”. Спрашивается: вообще не имеет? на сегодняшний день не имеет? на момент подачи справки не имеет? как давно не имеет? а если завтра будет иметь?
В некоторых регионах ОСЗН имеют в своей структуре отделы по работе с малоимущими. В задачи этих отделов входит учет и регистрация малоимущих граждан на территории и определенная работа с такими гражданами и домохозяйствами.
При этом очень часто отделы по назначению и выплате детских пособий и жилищных субсидий не пользуются имеющейся информацией и не практикуют внутренний обмен базами данных не только с отделами по работе с малоимущими, но и с отделами по оказанию адресной социальной помощи (ГСП) и даже между собой.
В целом можно утверждать, что межведомственное взаимодействие в обследованных регионах и муниципалитетах не носит системного характера, все зависит от ведомства и региона.
Если о совместной работе органов соцзащиты с центрами занятости или отделениями Пенсионного фонда можно говорить как о достаточно распространенной практике, то регулярные эффективные взаимоотношения с подразделениями налоговой инспекции встречаются нечасто, а с органами регистрации недвижимого имущества — практически отсутствуют. Пожалуй, лишь в городах (особенно городах регионального значения, например Томске, Черкесске и пр.) ОСЗН взаимодействуют с большинством заинтересованных сторон.
В качестве наиболее интересного примера организации информационного обмена на территории региона можно привести опыт Татарстана. Здесь законодательно определены все организации, участвующие в информационном обмене и обязанные ежемесячно в определенные сроки предоставлять данные обо всех жителях республики, т.е. создан реестр населения специально для работы социальных служб.
Согласно Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 22 января 2005 г. № 20 “Об информационном взаимодействии в системе предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат” в систему обязательного информационного обмена входят все предприятия, осуществляющие предоставление жилищно-коммунальных услуг на определенной территории (тепловые сети, ЕРЦ, Водоканал, Энергосбыт.
Центргаз, Телеком, все ТСЖ и т.п.), Пенсионный фонд, служба ЗАГС, паспортные столы, служба занятости и налоговая инспекция каждого района. Из всего этого списка сложности возникают со структурами федерального подчинения (служба занятости,
налоговая инспекция).
Вся информация ежемесячно поступает в органы социальной защиты в электронном виде (кроме службы ЗАГС, которая предоставляет информацию на бумажных носителях, и в базу данных ее вводят специалисты ОСЗ).
Программный продукт, подготовленный НТЦ “Лайн”, позволяет обеспечить совместимость баз данных разных организаций, которые и поддерживают режим постоянного обновления реестра.

Рис. 1.1. Схема передачи информации в системе адресной социальной защиты Республики Татарстан

На муниципальном уровне ОСЗН, как правило, сотрудничают с центрами занятости. Это сотрудничество чаще всего сводится к предоставлению информации, подтверждающей сведения о получении заявителем пособия по безработице и нахождении в статусе ищущего работу. Однако, по словам руководителя УСЗН Казани, служба занятости отказалась участвовать в обмене базами данных.
Заявители по-прежнему вынуждены ходить туда за справками, подтверждающими статус безработного. Возможно, виной всему различия в программном обеспечении двух организаций, которые пока не удается устранить в силу отсутствия как политической воли, так и дополнительного финансирования.
По одному из направлений взаимодействия различных структур, призванных содействовать выходу семей на самообеспечение, — введению системы социального контракта в Казани — работа только начинается, и уже при первых шагах обнаруживается препятствие — межведомственная стена.
В первую очередь это опять же касается сотрудничества с центром занятости, а кроме того, необходимо взаимодействие с системой профессионального образования (обучение, переобучение на льготных условиях), здравоохранения (лечение от алкоголизма, реабилитация инвалидов нетяжелых патологий).
Особо хочется подчеркнуть, что, на наш взгляд, главная опасность, к которой приводит слабое межведомственное взаимодействие, заключается отнюдь не в ограниченных возможностях проверки достоверности сведений о доходах и имуществе (этот недостаток более критичен с точки зрения перерасхода ресурсов отрасли), а в риске социальной исключенности отдельных граждан или семей.
В силу разобщенности социальных программ нуждающаяся семья не может в полной мере мобилизовать свой ресурсный потенциал для выхода из сложившейся ситуации, а зачастую просто оказывается “вытолкнутой” на социальное дно.
Примером могут служить бездомные, лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, вынужденные мигранты, безнадзорные дети, семьи с детьми-инвалидами и другие группы или граждане, которым для решения их проблемы чаще всего необходим целый комплекс услуг, от медицинских до правовых, от материальной помощи до консультаций по различным вопросам, от содействия в трудоустройстве до поиска помощников по уходу.
“Адресная помощь не дает спасения людям.
Она хороша в какой-то определенный промежуток времени, но ее получение без комплекса других необходимых семье для выхода на самообеспечение услуг не приведет к изменению благосостояния получателя и может оказаться в итоге пустой тратой средств” (из интервью специалиста местного уровня)
Простое распределение пособий дает кратковременный эффект роста потребления, который ограничен сроком участия в программе (например, периодом получения пособия). Для некоторых семей этого достаточно, но в целом стратегия помощи
бедным, зачастую исключенным из нормальной трудовой и социальной жизни, за счет пособий при сохранении пассивного характера социальной защиты неэффективна ни в плане собственно ликвидации бедности, ни в плане стимулирования потребления как предпосылки экономического роста. Нужны дополнительные меры стимулирующего характера по повышению самостоятельных доходов семьи, поиску дополнительных источников дохода.
Здесь возникает вопрос, по какому принципу построить управление комплексной социальной политикой, которая содержит и распределительный компонент, и ряд дополнительных мер по содействию бедным семьям. Можно говорить как минимум о двух вариантах:
1) специализация, основанная на разделении труда различных ведомств и на решении каждой социальной программой собственных задач. Тем самым можно добиться четкого распределения ответственности, но при этом ряд социально-экономических категорий населения может оказаться за порогом доступа к социальной помощи;
2) максимальная интеграция социальных программ, переход на принцип “одного окна” при их предоставлении, максимальная комплексность деятельности всех ведомств — не только социальных — для решения единой для всех задачи снижения уровня бедности.
Обозначенные варианты являются крайними точками, между которыми лежит значительное количество решений задачи межведомственной и межпрограммной кооперации. Выбор оптимального решения должен определяться не только административными ресурсами системы и удобством получателей, но и территориальной спецификой.
Придать межведомственному взаимодействию системный характер можно с помощью системы обязывающих соглашений, для которой необходимо разработать правила, формат и процедуры сотрудничества, обмена информацией между ведомствами, учреждениями и органами местного самоуправления.
Такие соглашения могут также способствовать оптимизации сотрудничества между органами местного самоуправления и государственными структурами, скоординировать их усилия в работе с целевыми группами с учетом интересов населения и особенностей каждого муниципалитета в разнородных российских регионах.
Взаимодействие между службами на муниципальном уровне чаще всего ограничивается исполнением решений, принятых на областном уровне, а также оперативными ответами службы занятости на официальные запросы соцзащиты относительно того, получает ли конкретный человек пособие по безработице (зарегистрирован ли в качестве безработного).
Иными словами, электронная база данных по получателям пособий по безработице и зарегистрированным безработным недоступна представителям соцзащиты и наоборот — база данных по получателям адресных видов помощи недоступна сотрудникам службы занятости.
Понятно, что это приводит к дополнительным административным издержкам при принятии решения о предоставлении (или отказе в предоставлении) адресных видов помощи, с одной стороны, и дополнительным сложностям для заявителей при сборе необходимых справок — с другой.
Неудивительно, что идея введения “одного окна” для адресных социальных пособий и пособия по безработице встречает негативную реакцию в службе занятости на всех уровнях.
Основной аргумент против подобного нововведения заключается в том, что основная задача службы занятости — стимулировать человека к труду, в то время как для соцзащиты важно помочь наиболее нуждающимся.
По мнению сотрудников службы занятости, с введением “одного окна” может активизироваться “ловушка бедности”: человек, даже тот, кто еще может трудоустроиться, будет стараться получить помощь по максимуму, а не искать выход из сложившейся ситуации. Кроме того, пособие по безработице не является адресным.
На самом деле адресная социальная помощь должна быть разделена на помощь тем, кто находится в трудоспособном возрасте и способен работать, и тем, кто в силу различных обстоятельств не может трудиться. Предоставление социальной помощи безработным, способным трудиться, должно быть увязано с активными действиями самого безработного по поиску работы.
Для этого как раз необходимо тесное сотрудничество между службами занятости и соцзащиты, в том числе через введение “одного окна”, которое подразумевает оказание комплексной социальной помощи трудоспособному безработному человеку, включающей в себя в том числе активный поиск работы.
Данная мера позволяет отсечь тех, кто не хочет искать работу, будучи трудоспособным, и рационализировать работу, как службы занятости, так и органов социальной защиты.
Однако автономность, к которой склоняются в своей деятельности служба занятости и соцзащита, в конечном счете затрудняет комплексный подход к клиентам и снижает эффективность оказания помощи конкретным получателям.
Слабое взаимодействие на муниципальном уровне между центрами занятости и отделениями соцзащиты прежде всего объясняется низкой культурой государственного управления в России, когда каждое министерство и ведомство решает поставленные перед ним задачами автономно, по возможности минимизируя свои внешние контакты. Как выразился один из интервьюируемых, представитель службы занятости: “У них (соцзащиты) свои функции, у нас — свои”. Есть и другие обстоятельства объективного характера.
Во-первых, деятельность этих служб регламентируют разные законы, у них принципиально разные показатели эффективности.
Во-вторых, разные стандарты работы, разный подход к клиентам, разный взгляд на них. Если в соцзащиту люди обращаются за “рыбой”, то в службу занятости — за “удочкой”, чтобы эту “рыбу” поймать.
В-третьих, длительное время служба занятости была федеральной службой, а соцзащита до недавнего времени находилась, по сути, на муниципальном уровне, что, безусловно, сказывалось на характере их работы. И наконец, в-четвертых, у этих служб разные программы подготовки собственных кадров.
При этом основным фактором, сдерживающим эффективное взаимодействие на местах, является корпоративная информационная закрытость — именно она мешает устранить перечисленные выше барьеры.
Но сегодня, когда функции и органов соцзащиты, и службы занятости перешли на региональный уровень, у региональных администраций появляется хорошая возможность модернизировать и синхронизировать деятельность обеих служб.
Например, это может выразиться в создании единой региональной базы данных по получателям социальной помощи, в которую можно включить и данные о пособиях по безработице, что заметно упростит работу сотрудников соцзащиты и службы занятости и облегчит для получателей помощи сбор документов.
Кстати, такая единая региональная база данных уже создана в некоторых регионах Российской Федерации; например, в Нижегородской области успешно функционирует автоматизированный комплекс “Социальная помощь”.
Кроме того, службы занятости и социальной защиты населения могут успешно взаимодействовать и при организации общественных работ для безработных, поскольку трудоспособные граждане, не имеющие работы, наиболее подвержены риску бедности.
В целях усовершенствования практики предоставления адресной помощи и повышения ее эффективности необходимо улучшить межведомственное взаимодействие соцзащиты и службы занятости с различными органами, предоставляющими услуги социального характера вне системы социальной защиты.
В первую очередь речь идет о взаимодействии с органами юстиции, участковыми уполномоченными (ОВД), учреждениями образования и здравоохранения по содействию выходу на рынки труда уязвимых групп населения, в частности по оказанию комплексной помощи социально дезадаптированным семьям.
Краткие методические рекомендации
1. Чтобы придать межведомственному взаимодействию системный характер, можно использовать систему обязывающих соглашений, для которой необходимо разработать правила, формат и процедуры сотрудничества, обмена информацией между ведомствами, учреждениями и органами местного самоуправления.
2. Для удобства и повышения эффективности работы социальных служб целесообразно создать и использовать единый региональный реестр населения или единую региональную базу данных получателей социальной помощи. Для этого необходимо разработать и принять региональный нормативный правовой акт, в котором будут отражены механизмы и правила информационного обмена, а также перечислены все организации, обязанные в нем участвовать.
3. Потенциальным полем для взаимодействия служб занятости и социальной защиты населения может быть совместная организация общественных работ для безработных.
Органы социальной защиты населения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с управлениями здравоохранения, образования, внутренних дел, органами загса, узлами связи, отделениями Сбербанка РФ, бюро медико-социальной экспертизы и др.
Отдел по труду и социальным вопросам как структурное подразделение Управления социальной зашиты населения обеспечивает реализацию социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, государственной политики труда и трудовых отношений и др.
В процессе своей деятельности отдел оказывает содействие в реабилитации инвалидов.
Вопросами установления группы инвалидности, определения потребности инвалида в различных видах реабилитации и социальной защиты занимаются бюро медико-социальной экспертизы.
Бюро медико-социальной экспертизы одновременно с установлением группы инвалидности (с 2004 г. — ограничение способности к трудовой деятельности), с согласия инвалида разрабатывает индивидуальную программу реабилитации инвалида. Карта индивидуальной программы реабилитации инвалида состоит из трех разделов:
• программы медицинской реабилитации;
• программы социальной реабилитации;
• программы профессиональной реабилитации. Мероприятия, указанные в каждой из трех программ, помогают инвалиду адаптироваться к новым условиям и являются обязательными для выполнения.
Карта индивидуальной программы реабилитации инвалида составляется бюро медико-социальной экспертизы в трех экземплярах, один из которых направляется в орган социальной защиты населения, регистрируется в журнале по видам реабилитации и отдельно по бюро медико-социальной экспертизы.
Если в карте индивидуальной программы реабилитации инвалида предусмотрены мероприятия, относящиеся к функциям органа социальной зашиты населения, то он осуществляет их выполнение. Отдел по труду и социальным вопросам оказывает помощь общественным организациям (ВОИ, ВОС, ВОГ, Совету ветеранов) в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения,
В целях оказания адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, в первую очередь одиноко проживающим, при исполнительных органах местного самоуправления образуются рабочие группы по взаимодействию с представителями коммерческих организаций.
В состав групп включаются представители органов местного самоуправления, в том числе органов социальной защиты населения, военных комиссариатов, советов ветеранов, средств массовой информации-

Для информирования администрации города по вопросам, связанным с решением проблем инвалидности и инвалидов, разработки предложений по формированию и проведению государственной политики в области профилактики инвалидности, реабилитации инвалидов, при администрации создается координационный Совет по делам инвалидов.
Управление социальной защиты населения разрабатывает Положение о координационном Совете по делам инвалидов и входит в его состав.
Координационный Совет является консультативным органом. Одна из задач Совета — контроль за реализацией Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Для оказания содействия в восстановлении прав реабилитированных жертв политических репрессий, координации деятельности общественных организаций государственных органов управления и объединений граждан, пострадавших от репрессий, по защите интересов жертв политических репрессий, при главе администрации образуется комиссия по восстановлению прав реабилитированных.
Состав комиссии утверждает глава администрации. Секретарем комиссии является главный специалист отдела по труду и социальным вопросам, а членом комиссии — начальник управления социальной защиты населения.
Управление социальной защиты населения работает со всеми отраслевыми профсоюзами.
При рассмотрении вопроса о заключении и выполнении коллективных договоров на заседаниях координационных советов профсоюзов принимает участие специалист Управления социальной защиты населения.
Постоянно действующим органом социального партнерства является трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Ход заключения коллективных договоров рассматривается на заседании трехсторонней комиссии. Информацию готовят Управление социальной защиты населения, координационный Совет профсоюзов.
Работа координационного Совета профсоюза проводится в тесном контакте с объединением работодателей и органами исполнительной власти.
В сфере охраны труда Управление социальной защиты населения разрабатывает программы по охране и улучшению условий труда, анализирует причины производственного травматизма в организациях, проводит заседания межведомственной комиссии по обеспечению безопасности труда.
Управление социальной защиты населения постоянно оказывает методическую и консультативную помощь службам по охране труда организаций города.

1.2. Функциональные обязанности должностных лиц районного, городского управления социальной защиты населения

Распределение обязанностей между работниками зависит от того, внедрена ли в отделе функциональная специализация или применяется участковый метод обслуживания. В отделе на каждого работника утверждается должностная инструкция.
Примерные должностные инструкции
Главный специалист отдела по назначению и выплате государственных пособий на детей
1. Осуществляет контроль за правильностью назначения и передачи на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей в соответствии с действующим законодательством.
2. Осуществляет контроль за ведением журналов регистрации заявлений на назначение пособий и соблюдение сроков их рассмотрения.
3. Осуществляет контроль за правильностью назначения личных Дел получателей пособий и передачу их на выплату.
4. Ведет регистрацию ошибок, допущенных специалистами при назначении пособия с целью их анализа и устранения.
5. Контролирует отработку тестов, поступивших из отдела автоматизации.
6. Контролирует выборочную проверку сведений о доходах, указанных в заявлениях граждан, обратившихся за назначением пособия.
7. Ведет контроль за своевременной сдачей в архив личных дел получателей пособий, снятых в связи с окончанием срока выплаты, изменением места жительства.
8. Ведет прием граждан по вопросу назначения государственных пособий на детей.
9. Ежемесячно проводит анализ и готовит отчет о работе участков по назначению государственных пособий на детей.
10. Ведет переписку с Управлением образования по вопросам назначения и выплаты денежного содержания опекунам, назначенным над несовершеннолетними детьми и готовит отчет о проделанной работе.
11. Готовит информацию о работе, проделанной специалистами отдела, по отработке сведений органов загса об умерших гражданах и умерших детях.
12. Ведет справочно-кодификационную работу в отделе.
13. Контролирует отработку сведений, поступивших из УВД.
14. Отвечает на жалобы и обращения граждан по вопросу назначения и выплаты государственных пособий на детей.
15. Контролирует соблюдение технологических сроков автоматизированной обработки документов и передачи информации на выплату ПЭВМ.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Особенности деятельности

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Организация работы р᠋а᠋й᠋о᠋н᠋н᠋ы᠋х᠋ (᠋г᠋о᠋р᠋о᠋д᠋с᠋к᠋и᠋х᠋)᠋ о᠋р᠋г᠋а᠋н᠋о᠋в᠋ с᠋о᠋ц᠋и᠋а᠋л᠋ь᠋н᠋о᠋й᠋ з᠋а᠋щ᠋и᠋т᠋ы᠋ н᠋а᠋с᠋е᠋л᠋е᠋н᠋и᠋я᠋ п᠋о᠋ н᠋а᠋з᠋н᠋а᠋ч᠋е᠋н᠋и᠋ю᠋ и᠋ в᠋ы᠋п᠋л᠋а᠋т᠋е᠋ г᠋о᠋с᠋у᠋д᠋а᠋р᠋с᠋т᠋в᠋е᠋н᠋н᠋ы᠋х᠋ п᠋о᠋с᠋о᠋б᠋и᠋й᠋ н᠋а᠋ д᠋е᠋т᠋е᠋й

2.2. Подготовка дел получателя

Ведение личных дел клиентов — один из основных инструментов работы специалистов в отделах, службах и центрах, предоставляющих социальную помощь. В личном деле аккумулируется вся информация о получателе и его семье, а также об объеме и качестве предоставляемых им услуг.
Личное дело — это набор документов (заявления, справки, корреспонденция), рассказывающих об истории получения клиентом права на социальную помощь и подтверждающих это право.
Корректное ведение личного дела необходимо для правильного назначения адресной социальной помощи. Если личное дело клиента вовремя не обновляется и не ведется должным образом, то он неизбежно будет недополучать услуги, которые ему предписаны, или продолжать получать помощь, которая ему не полагается.
Результат — ошибки исключения (нуждающаяся семья может не получить помощь) и включения (утечки средств семьям, не являющимся малоимущими).
Социальная политика на территории Тракторозаводского района города Челябинска осуществляется благодаря деятельности Управления социальной защиты населения Администрации Тракторозаводского района.
Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района относится к административно-управленческим организациям.
Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района, реализуя федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О государственном пособии гражданам, имеющим детей» и другие .
Основная деятельность отдела заключается :
– в организации приема граждан по вопросам назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей;
– в организации социально-профилактической работы с различными категориями семей;
– в определении права граждан на получение государственных пособий на детей и различных видов социальной помощи;
– в назначении государственных пособий;
– в организации приема граждан по вопросу представления к награждению знаком отличия Челябинской области « Материнская слава», « семейная доблесть»;
– в организации оздоровления детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов.
Социальную защиту граждан, имеющих детей в Управлении осуществляют отдел опеки и попечительства, отдел семьи и назначения детских пособий и отдел выплат, учета и контроля за назначением льгот.
Отделы являются структурными подразделениями Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района города Челябинска.
В своей деятельности все специалисты, работающие в Управлении, руководствуются Конституцией Российской Федерации, действующими законами Российской Федерации, Челябинской области, нормативными актами органов государственной власти городского самоуправления, Уставом города Челябинска, Положением об Управлении, Регламентом Управления и Положением об отделах.
Одел семьи, назначения и выплаты детских пособий выполняет следующие задачи:
– обеспечение реализации государственной политики в отношении семьи и детей на территории Тракторозаводского района города Челябинска;
– обеспечение граждан, имеющих детей, государственными пособиями в соответствии с действующим законодательством;
– информирование населения по вопросам социальной защиты малообеспеченных семей и семей с детьми – инвалидами.
Функциями отдела выплат, учета и контроля за предоставлением льгот являются:
– Реализация постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 847 «О предоставлении субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью» в части:
1. выплат единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
2. учета и контроля своевременности перечисления единовременных пособий
– Реализация Федерального закона от 05.12.2006 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» в части:
1. выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им полутора лет неработающей матери, уволенной в связи с ликвидацией предприятия;
2. выплата пособия по беременности и родам, безработным женщинам;
3. выплата единовременных пособий при рождении неработающим матерям;
4. учета и контроля своевременности перечисления денежных средств.
Отдел опеки попечительства выполняет следующие задачи:
1. выявление и учет детей-сирот, детей, детей оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих нормальные условия для воспитания в семье, совершеннолетних граждан признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
2. устройство детей-сирот, детей, детей оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих нормальные условия для воспитания в семье, в детские государственные учреждения и в семьи под опеку (попечительство), на усыновление;
3. устройства в стационарные учреждения социальной защиты населения граждан, нуждающихся в этом;
4. исполнение действующего законодательства Российской
Федерации в части защиты личных имущественных и неимущественных прав и законных интересов детей-сирот, детей, детей оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, а также совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, ограничено дееспособными;
5. контроль за условиями жизни и воспитанием выявление и учет детей-сирот, детей, детей оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитания в приемные семьи, под опеку (попечительство), на усыновление в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ;
6. контроль за условиями жизни граждан, признанных судом недееспособными;
7. контроль за деятельностью опекунов и попечителей.
На территории Челябинской области в полном объеме реализуются и приводятся в исполнение сеть отраслевых законов осуществляющих оказание помощи семьям, имеющим детей.
Закон Челябинской области от 27.10.2005 г. № 417-ЗО «Об областном единовременном пособии при рождении ребенка» ,
Закон Челябинской области от 28.10.2004 г. №299-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка» .
Постановление Губернатора Челябинской области от 7 августа 2009 г. N 200 “О Порядке оказания социальной поддержки в виде единовременного социального пособия семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, на подготовку детей к учебному году в 2009 году” ;
Постановление Администрации города Челябинска от 13 октября 2009 г. N 197-П Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги “Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком” на территории города Челябинска и ряд других нормативно-правовых актов.
Однако забота о семьях с детьми не может ограничиваться назначением выплат. Речь идет о программах стимулирования рождаемости, о поддержке молодых семей, поддержки женщин, принявших решение родить ребенка.
Для своевременной реализации законодательства на уровне района города Челябинска, Министерству социальных отношений и Управлению социального развития Челябинской области необходимо: своевременно проводить информационно-разъяснительную работу в связи с изменениями в нормативно-правовых документах; разрабатывать четкие методические указания, высылать постановления о порядке выплаты того или иного вида пособия.
На данный момент такого рода действия очень редко встречаются в практике.
Реализацию законодательства в сфере социальной защиты семьи и граждан, имеющих детей, можно проследить и сделать выводы, исходя из анализа деятельности Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района в сфере поддержки, назначении и выплат пособий семьям, имеющим детей.

2.2. Подготовка дел получателей пособий

Личное дело клиента должно вестись таким образом, чтобы любой сотрудник центра социальной помощи/обслуживания мог быстро найти любую информацию о клиенте.
Все материалы, касающиеся участия клиента в программе, следует хранить вместе, причем удобнее всего расположить документы в следующем порядке:
1) перечень документов, вошедших в дело;
2) заявление на предоставление социальной помощи;
3) необходимые справки;
4) оценка права клиента на получение социальной помощи;
5) корреспонденция, касающаяся дела;
6) письменные направления к другим социальным работникам центра социальной помощи или в другие центры.
Имя клиента, номер личного дела, другие данные, имеющие первостепенное значение, должны быть вынесены на обложку личного дела.
Документы и справки, подтверждающие право клиента на социальную помощь, должны подшиваться в личное дело в хронологическом порядке.
Неизменные данные из свидетельств о рождении и браке, а также паспортов можно поместить в “Журнал регистрации постоянных данных” (или в электронную базу данных) и оставить в личном деле клиента на все время его обслуживания в центре социальной помощи.
Это поможет сэкономить время, так как клиенту не надо будет предоставлять эти сведения при каждой проверке или при подаче нового заявления.
Перечень документов подшивается в начало личного дела клиента. Он состоит из списка всех включенных в дело и проверенных документов.

Доступа нет, контент закрыт

3. Совершенствование деятельности органов социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий на детей

За последнее время принципиально изменились нормы и правила предоставления пособия на ребенка, принципы его финансирования.
В 2007 году ежемесячное пособие выплачивалось 8973 гражданам. В 2008 г. 8517 гражданам. По состоянию на 01.10.2009 г. получают ежемесячное пособие 8458 граждан.
В таблице 1 также показана динамика получателей пособий на рождение за счет средств ФСС и за счет средств областного бюджета.
Также в Приложении 1 представлены остальные виды пособий семьям, имеющим детей.
Сравнительная динамика получателей ежемесячного пособия на ребенка представлена в Приложении 1 (таблица 1).
Сравнительный анализ мероприятий социальной поддержки семьям, имеющим детей, проведенных Управлением за 2007 – 2009 годы показан в Приложении 2 (таблицы 2, 3, 4).
Представленные в Приложениях 1 и 2 цифры позволили сделать следующие выводы по работе Управления.
Количество получателей ежемесячного пособия увеличилось за счет вновь обратившихся при рождении ребенка, а также за счет того, что в результате экономического кризиса многие граждане потеряли работу.
Уменьшение федерального пособия на рождение ребенка уменьшено за счет того, что в семьях хотя бы один из родителей работает, что не дает права на получение пособия в органе соц. защиты.
Проверка сведений о доходах выявляет большое количество заявителей, утративших право на получение пособия, не поставивших об этом в известность Управление социальной защиты..
Было сделано за 9 месяцев 2007 г . 432 запроса сведений о доходах, превышение выявлено в 129 случаях на сумму 30400 руб., 2008 г. – 625 запросов, выявлено 84 случая превышения, переплата -25400 руб. , в 2009 г. -517 запросов, выявлено превышение в 80 случаях на сумму 29000 руб.
Все граждане поставлены в известность о приостановке выплаты пособия и необходимости погашения переплаты. Уменьшение количества запросов обусловлено уменьшением норматива проверок с 2.5 % до 2 % в квартал от количества получателей пособий. За 9 месяцев 2007 г.. было погашено переплат на сумму 28800 руб., в 2008 г.- 26920руб., в 2009 г.- 48957 руб.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Проведенный анализ позволил выявить проблемы правового регулирования предоставления выплат семьям, имеющим детей и сформулировать ряд выводов и предложений по их устранению.
По пособию по беременности и родам можно предложить внести в российское законодательство следующие изменения, касающиеся:
– дифференциации продолжительности отпуска по беременности и родам:
в целях стимулирования рождения в семьях второго и третьего ребенка представляется необходимым дифференцировать продолжительность отпуска по беременности и родам в зависимости от того, каким по счету рождается ребенок, увеличив его продолжительность при рождении второго и последующих детей, как и при многоплодной беременности, а также и для одиноких матерей и женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и с тяжелыми условиями труда;
– порядка предоставления отпуска по беременности и родам:
для учета интересов семьи целесообразно предусмотреть в законодательстве возможность реализации дородового отпуска по желанию женщины в удобном для нее распределении;
– расширения круга получателей данного пособия:
в тех случаях, когда послеродовой отпуск не используется матерью по объективным причинам (смерть матери во время родов или в период послеродового отпуска, лишение или ограничение ее в родительских правах, признание матери недееспособной вследствие душевной болезни и др.), имеет смысл право на послеродовой отпуск (или его неиспользованную часть) предоставить отцу ребенка или другому лицу, фактически взявшему ребенка на воспитание.
Анализируя правовые нормы, регулирующие отношения по поводу предоставления пособия при рождении ребенка следует обратить внимание на следующие проблемы и пути их решения.
Исходя из принципов обязательного социального страхования вытекает необходимость изменить порядок расчета данных пособий гражданам, застрахованным в системе обязательного социального страхования: размер этих единовременных пособий должен соизмеряться с прожиточным минимумом, в качестве которого должен применяться действительно прожиточный минимум (рассчитанный по-новому, с учетом затрат на здоровье, образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг), и разработать действенный механизм его индексации. При этом имеет смысл дифференцировать размер пособия при рождении первого, второго, третьего и последующего детей, что будет соответствовать целям демографической политики.
С целью предотвращения нецелевого использования пособий неработающими и не подлежащими обязательному социальному страхованию гражданами предлагается выплачивать пособия этим лицам в безналичной форме организациями, осуществляющими реализацию детских товаров и услуг, с использованием пластиковых карт.
В настоящее время фактические и патронатные воспитатели ребенка не имеют права на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Поэтому предлагается включить их в круг получателей этого пособия, установив его размер, равный единовременному пособию при рождении ребенка.
В законодательство, регулирующее отношения по предоставлению ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предлагаем внести следующие изменения:
– включить в круг его получателей приемных родителей, патронатных воспитателей, а также фактических воспитателей не из числа родственников;
– расширить круг получателей пособия в размерах, соизмеримых с прежним заработком, за счет отнесения к ним всех лиц, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком по такому основанию, как истечение у них срока трудового договора, и включения лиц, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком по собственному желанию по уважительным причинам и по сокращению численности или штата работников организации;
– ввиду высоких цен на детскую одежду, обувь и оплату нахождения ребенка в детском дошкольном учреждении необходимо установить лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, а также студенческим семьям и лицам из числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, независимо от форм собственности, право на пособие по уходу за ребенком в процентном отношении к прожиточному минимуму и его дифференциацию на первого и последующих детей;
– необходимо также законодательно решить вопрос об оплате отпуска по уходу за ребенком от полутора до трех лет.
Следует предусмотреть, что в качестве альтернативы денежным выплатам в виде пособия на ребенка могут служить натуральные выдачи в форме “социального детского пакета”, представляющего собой персонифицированное предоставление необходимых социальных услуг (летний отдых; посещение детских садов, занятий в физкультурных и оздоровительных учреждениях; обучение в музыкальных и художественных школах; питание в школах; лечение; индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов и др.).
Следует также федеральному законодателю разработать и принять типовой нормативный правовой акт о проведении проверок правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка.
В результате проведенного анализа деятельности Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, обозначились проблемы, возникающие в процессе реализации законодательства в социально – семейной политике района.
В целях более полной реализации федеральных и областных законов, рационального и эффективного управления в сфере социально – семейной политики, для улучшения условий труда для специалистов Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводсего района, хотелось бы порекомендовать следующие меры:
Необходимость в преобразовании и развитии нормативно – правовой базы регулирующей социально – семейную политику на уровне местного муниципального управления.
Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату пособий семьям и гражданам, имеющим детей поступают не в том объеме, который заявлен отделом выплат Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинск, что порождает трудности в освоении данных средств.
В целях более полной реализации Федеральных и областных законов, рационального и эффективного управления в сфере социально – семейной политике, для улучшения условий труда специалистов управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района, хотелось бы порекомендовать следующие меры:
Разработка и реализация путей материальной и маральной мотивации специалистов Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинск.
Разработка и внедрение подробных методических рекомендации для реализации и исполнения Федерального и областного законодательства в сфере социально – семейной политики на территории Челябинской области.
Создание единого банка данных по всем районам города Челябинска: о числе, детей нуждающихся в социальной защищенности; неблагополучных семей, детей-сирот, граждан, имеющих детей и получающих все виды детского пособия и компенсаций.
Все нормативные документы должны содержать в себе детально проработанную информацию, своеобразный алгоритм действий всех участников на каждом этапе их реализации.

Список литературы

1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 10 ноября 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.; Российская газета. 13 ноября 2009 г.
3. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6236.
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2004 г №170-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2005. №4.Ст.54.
5. О внесении изменений в федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. №170-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. №16. Ст.232.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»: Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 102-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2007. №38. Ст.139.
7. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 256-ФЗ// Государственные пособия гражданам, имеющим детей: нормативно правовые акты. 2007.
8. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Российская газета. 26 ноября 2008 г.; 20 июля 2009 г.
9. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 // Собрание законодательства РФ. 2007. N 42. Ст. 5009
10. О предоставлении субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства, детей лишенных родительского попечения в семью: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №847// Собрание законодательства РФ. 2007. №28. Ст.112.
11. О ежемесячном пособии на ребенка: Закон Челябинской области от 28 октября 2004 г. № 299-ЗО (в ред. от 23 августа 2007 г.) // Южноуральская панорама. 23 ноября 2004 г.; 11 сентября 2007 г.
12. Об областном единовременном пособии при рождении ребенка: Закон Челябинской области от 27 октября 2005 г. № 417-ЗО// Сборник законодательства Челябинской области. 2006. №2. Ст. 24.
13. О Порядке оказания социальной поддержки в виде единовременного социального пособия семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, на подготовку детей к учебному году в 2009 году (вместе с “Порядком оказания социальной поддержки в виде единовременного социального пособия семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, на подготовку детей к учебному году в 2009 году”): Постановление Губернатора Челябинской области от 7 август а 2009 г. N 200 // Южноуральская панорама. 13 август а 2009 г.
14. Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги “Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком” на территории города Челябинска (вместе с “Административным регламентом по предоставлению государственной услуги “Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком” на территории города Челябинска”): Постановление Администрации города Челябинска от 13 октября 2009 г. N 197-П // Документ официально опубликован не был. СПС “Консультант Плюс”
15. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию” в связи с запросом Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области”: Постановление от 6 февраля 2009 г. N 3-П // Российская газета. 25 февраля 2009 г.
2. Литература
16. Алексеев Л.С. Справочное пособие по социальной работе. М.: Юрист, 2006. 254с.
17. Байтенгер Е.Г., Беляева М.В. Социальная защита детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей: Учебное пособие. Челябинск: Вера, 2007. 155с.
18. Валова С.Р. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком: новые разъяснения // Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. N 3. С. 12 – 16.
19. Давыдова О.В. Исчисление пособий по новым правилам // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. N 9. С. 3 – 6.
20. Джабазян Е.Л. Пособия и выплаты гражданам, имеющим детей // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. N 2. С. 8 – 12.
21. Итоги деятельности системы социальной защиты населения Челябинской области. Челябинск. Цефей, 2007. 145с.
22. Итоги деятельности Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинск. Методическое пособие. Челябинск: Цефей, 2009. 175с.
23. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Социс. 2006. №6. С. 35-39.
24. Корсаненкова Ю. Пособие по беременности и родам: проблемы правового регулирования // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. N 1. С. 3 – 7.
25. Мачульская М.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Тетра Системас, 2005. 235с.
26. Организация социальной защиты населения в муниципальном районе: Методические материалы Министерства социальных отношений Челябинской области. Челябинск: Цефей, 2007. 123с.
27. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социалистического анализа. М.: Арника, 2006. 271с.
28. Попов В.Г. Социальная защита населения в регионе. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 225с.
29. Семенихин В.В. Пособия по государственному социальному страхованию: виды, порядок выплаты // Аудиторские ведомости. 2009. N 10. С. 5- 9.
30. Семья и дети. Библиотека журнала. М.: РИЦ «Социздат», 2006. 271с.
31. Сильвестрова Т.В. Выплата пособий гражданам, имеющим детей // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2009. N 16. С. 3 -6.
32. Соболева Е.А. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком: назначение и оформление // Отдел кадров бюджетного учреждения. 2009. N 3. С. 12 – 15.
33. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под ред. В.С. Кукушина, М.: Инфра-М, 2007. 256с.
34. Социальная работа. Учебное пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/ Дону: Феникс, 2006. 237с.
35. Характеристика демографической ситуации в Челябинской области: Справочное пособие Федеральной службы государственной статистики. Челябинск: ЧОКС, 2006. 54с.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.