Содержимое

Введение

В настоящее время особо остро встал вопрос о том, как реализовать в России положения Конституции, провозглашающие наше государство социальным. Соблюдение предоставляемых гражданам гарантии признается одной из основных задач нашей страны. Одним из основных прав каждого жителя нашего государства является право на труд. Его имеют все граждане Российской Федерации, в том числе и люди с инвалидностью.
На сегодняшний день становится все более популярной идея активного вовлечения общества в процесс реабилитации инвалидов. Эта идея постепенно находит свое воплощение в создании системы комплексной реабилитационной помощи, которая не сводится только к материальной поддержке государства, а включает в себя широкий спектр долгосрочных мер социального обслуживания, осуществляемых усилиями многих специалистов.
Анализ развития проблемы инвалидности, как социального явления свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, физиологическими, психическим нарушениями во все общественные институты.
Среди социальных групп, испытывающих наибольшие трудности, инвалиды занимают особое место. Они острее воспринимают экономические и социальные неравенства, несостоятельность государства при обеспечении социальных гарантий. В результате тяжелой экономической ситуации в стране большинство инвалидов оказались в числе беднейших слоев населения.
Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, а всего общества в целом.
В настоящее время в России каждый десятый человек – инвалид, и численность инвалидов в стране постоянно растет.
Инвалиды являются социальной группой, которой необходимо повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав со стороны государства. Кризис экономики, инфляция, рост цен, прежде всего, ущемляет интересы инвалидов, поэтому они являются одной из наиболее уязвимых социальных групп населения.
Наличие у человека определенных физических недостатков не должно быть причиной, тормозящей полноценную работу личности. В истории есть немало примеров, когда люди с дефектами слуха, зрения, двигательного аппарата добивались поразительных результатов. Неповторимость, уникальность каждого человека должна работать на общество и задача общества – создать все условия для этого.
Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе (как в России, так и за рубежом) является крайне актуальной.
Таким образом, в связи с изменившимися социально-политическими, экономическими условиями, ростом числа инвалидов и их социальных проблем, потребностей общества в гуманизации человеческих отношений мы определили выбор темы нашего исследования.
Цель нашего исследования – раскрыть систему организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации на современном этапе.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
 исследование нормативного регулирование в сфере занятости и трудоустройства инвалидов;
 изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства;
 изучить систему учреждений социальной защиты инвалидов и организацию их работы;
 дать оценку действующих программ в сфере трудоустройства инвалидов;
 предложить пути решения проблем занятости и трудоустройства инвалидов.
Объектом исследования дипломной работы является организации социальной защиты города Москвы.
Предметом исследования является организация работы по трудоустройству и обучению инвалидов.
Теоретической основой нашего исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых анализируются условия и механизмы социализации: Аршинов В.И., Братановский С.Н., Рождествина А.А., Давлетбаева З.К., Нуртдинова З.Н., Котова В., Сафронова В.М., Щур Д.Л. и других ученых и специалистов, нормативно-правовые акты, а так же статьи из сети Интернет.
При написании дипломной работы будут использованы методы теоретического анализа первоисточников, систематизация, анализ нормативных актов, метод анкетирования, метод статистической обработки, метод наблюдения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы занятости и трудоустройства инвалидов

1.1.Нормативное регулирование в сфере занятости и трудоустройства

1.2.Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и

трудоустройства и пути их решения

1.3 Технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и

трудоустройства

Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реабилитационных центров – все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике.
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является соци¬альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7) . Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи¬тания детей и иных случаях, установленных законом.
Основными законами об инвалидах в РФ являются:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (с изм. от 28.12.2013г. №421-ФЗ) (который является документом, специально регулирующим положение этой категории населения, в том числе и их права, обусловленные их статусом)
2. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
3. Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» № 739 от 24.06.1996г.
4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995г. (с измен. от 25.11.2013г. №317-ФЗ)
5. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» № 1011 от 1.07.1996г. (с изм. от 27.04.2000г. №758)
6. Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992г.
7. Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»
8. И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.
Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида — право на труд . Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ и Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1, направленными на создание инвалидам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации .
Согласно данным законам, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
 осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
 установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
 резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
 стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
 создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
 создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
 организации обучения инвалидов новым профессиям.
Согласно статье 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов включает в себя:
 участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов,
 разработку и финансирование региональных программ в указанной области.
В Указе Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г. рекомендовано правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной субъектов РФ разработать региональные целевые программы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;
Инвалиды в первоочередном порядке проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышают квалификацию.
Инвалиду в целях обеспечения гарантий трудовой занятости предоставляется работа с созданием необходимых условий труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации .
Таким образом, можно сделать вывод, что в России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства, однако, на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Для этого необходимо предпринять следующие действия:
1. Важно предусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защите инвалидов, чтобы автоматически закреплять изменения, касающиеся содержащихся в законодательстве условий и норм социальной защиты инвалидов, вслед за трансформацией социально-экономических условий в стране.
2. Ввести безусловное финансирование федеральных целевых программ социальной защиты инвалидов и ужесточить ответственность Правительства Российской Федерации за неисполнение бюджетных обязательств. Предать гласности дискуссии по этому вопросу.
3. Изменить соотношение расходов на финансирование социальной политики, увеличив финансирование мер «активной» политики (обучение и пр.) и акцентируя реабилитационные меры.
4. Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования по отношению к инвалидам и стимулировать малый и средний бизнес к созданию доступной социокультурной среды.
5. В области профессиональной реабилитации необходимо обеспечить гарантированное адресное решение вопросов потребности инвалидов в таковой.
6. Внести в российское законодательство нормы, направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного отказа в приеме на работу.
7. Установить повышенные гарантии и дополнительные социальные льготы для инвалидов, увольняемых по инициативе работодателя.
8. Развивать систему непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей самообучения.
9. Ввести систему стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов.
Признание лица инвалидом осуществляется специальным органом – федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Органы государственной власти должны содействовать трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства .
Причинами инвалидности признаются:
 общее заболевание;
 инвалидность с детства;
 трудовое увечье;
 профессиональное заболевание;
 заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий;
 ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте.
Появление Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обозначало качественный сдвиг в этом вопросе. Закон стал социально-правовой основой для развертывания комплексной социальной работы с инвалидами. В нем определяются понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (ст. закона №1), «социальная защита инвалидов» (ст. закона №2), «медико-социальная экспертиза» (ст. №7,8), «реабилитация инвалидов» (ст. закона №9-12), «обеспечение жизнедеятельности инвалидов» (ст. закона №13-32).
Правительством Российской Федерации, государственными органами субъектов Федерации начата работа по нормативному и организационному обеспечению реализации норм Закона.
Обеспечение занятости инвалидов регулирует статья 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с ней, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
– установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
– резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
– стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
– создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
– создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
– организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%) . Данная мера, безусловно, должна способствовать облегчению поиска работы инвалидами. Но вместе с тем, Законодатель не обращает внимания на возможность использования дополнительных методов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов: существенные налоговые льготы, материальное стимулирование и поддержку организаций, принимающих на работу большое число инвалидов и другие.
В связи с вышесказанным, у работодателя в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов возникают следующие обязанности:
1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3. предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Следует заметить, что практика квотирования рабочих мест для инвалидов, подобно внедряемой в нашей стране, применяется и за рубежом. Так, «в Германии, Франции и Венгрии под законы о квотировании подпадают организации с более чем 20 сотрудниками, в Австрии и Польше – с 25 сотрудниками. В Испании минимальное число сотрудников – 50. Квота для людей с инвалидностью в Германии составляет 5%, во Франции – 6%, В Люксембурге квота варьируется от 2% до 5% в зависимости от формы собственности и от количества сотрудников предприятия. В Испании и Ирландии квота составляет 3%. В Японии квота составляет от 1,6% до 2%».
В некоторых странах за «незаполнение» квот организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов и адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями . Некоторые государства стимулируют работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. Например, «принимая на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Также подобное стимулирование применяется при приеме на работу инвалида, не имеющего опыта работы. Необходимо отметить, что работодатель должен стремиться создать необходимые специальные условия для людей с инвалидностью, которые работают в организации».
Общеизвестно, что в различных странах существует множество организаций и схем финансирования поддерживаемого трудоустройства. Эти различия могут оказывать влияние, как на практические аспекты каждодневной работы, так и на конечные результаты. Общепризнанно, что методы и подходы, используемые в поддерживаемом трудоустройстве, также отличаются. Разнообразен и состав участников программ этих служб. Несмотря на это, очевидно, что деятельность и результаты программ поддерживаемого трудоустройства в разных странах можно сравнивать .
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, за исключением рабочих мест тех инвалидов, которые получили трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении своих обязанностей по военной службе или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей – причинителей вреда.
Инвалидам, занятым в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В большинстве стран (например, в США) существуют специализированные предприятия, применяющие труд инвалидов. Но такие предприятия расцениваются не как предпочтительное место работы для человека с инвалидностью, а как «запасной вариант» трудоустройства, когда не удается найти место работы на общих для всех условиях. Также такие предприятия используют труд людей, имеющих такие серьезные нарушения, для которых физически невозможно или затруднительно создать необходимые условия труда на обычном предприятии.
Статья 5.42 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, а именно:
1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Квотирование – это дополнительная гарантия государства по трудоустройству отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Под квотированием рабочих мест понимается определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на конкретном предприятии (учреждении, организации). Квотирование – это реакция государства на негативные социальные явления в сфере трудовых отношений. Насколько она обоснована и обеспечена реальными механизмами по корректировке этих явлений, мы постараемся разобраться далее .
В соответствии со статьей 21 ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
В статье 21 ФЗ закреплено общее правило установления квоты для приема на работу инвалидов, согласно которому организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее двух и не более четырех процентов). При этом под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота – минимальное количество рабочих мест для инвалидов.
От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов .
Порядок установления квоты для инвалидов содержится и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Так, согласно Закону Воронежской области от 3 мая 2005 г. N 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов» квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников.
Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики.
При расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.
В пределах установленной квоты для каждого работодателя устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного.
Помимо данных положений закона, существует еще целый ряд нормативных правовых актов. В частности, это: Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 (с изменениями ФЗ №185-ФЗ от 02.07.2013г.), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993), «Европейская социальная хартия» (статьи 9 и 15 предусматривают создание условий труда инвалидов, адекватных их возможностям и равные права при устройстве на работу со здоровыми людьми).

1.2. Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире.
Естественно, такое большое количество людей с инвалидностью, вызвано разными причинами (войны, катастрофы, несчастные случаи, ухудшение экологической обстановки, условия труда и т.д.), которые, несомненно, должны учитываться при формировании законодательства, касающегося социальной защиты этой категории населения .
Как свидетельствует история, «долгое время к инвалидам относились не так как ко всем остальным людям». В настоящее время отношение к инвалидам так же отличается от отношения к тем людям, которые отклонений не имеют. «Отсутствие результативной системы социальной защиты выработало у многих инвалидов сознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты».
Однако несомненно, что «переход к новому общественно-политическому строю привёл к кардинальному изменению социальной политики в постсоветском обществе и, следствие – изменению всей его социальной сферы. Меняются приоритеты и принципы построения социальной сферы, отношение к различным социальным группам и система их социальной защиты». При этом, человека с инвалидностью следует рассматривать «не как пассивного получателя помощи и поддержки, а, в первую очередь, учитывать его жизненную силу и энергию, индивидуальные, культурные и гендерные отличия».
Анализ развития проблемы инвалидности, как социального явления, свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты.
В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность – это проблема не одного человека, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром .
Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества. «Во времена Советского Союза именно ограничение в трудовых возможностях являлось единственным критерием установления инвалидности. Государство просто брало на себя обязательство материально содержать инвалида, поэтому вопросы социальной адаптации и трудоустройства даже не поднимались. Единственной государственной программой по созданию рабочих мест для людей с инвалидностью было создание специализированных предприятий, где инвалиды в изолированных условиях могли заниматься неквалифицированным трудом (клеить коробки, собирать розетки и т.д.)». Не слишком много изменилось в настоящее время. В Федеральный Закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” были заложены механизмы решения этой проблемы. Инвалидность стала классифицироваться не только по трудовым возможностям, но и по другим факторам ограничения жизнедеятельности. Введена система квотирования рабочих мест для инвалидов, применены понятия «специальные рабочие места для инвалидов» и «специальные условия труда для инвалидов». Но практика оказалась далека от столь прогрессивных замыслов. Основными проблемами стали отсутствие эффективных государственных программ и квалифицированных специалистов, способных решать эти проблемы. А в последнее время со стороны государственной власти наметился отход и от этих, пусть небольших, но всё-таки «завоеваний» общественного движения инвалидов.
Кроме того, в нашей стране отсутствует применяемый в других странах законодательный механизм, согласно которому те предприятия, которые не заполняют всю квоту рабочих мест для инвалидов, вынуждены платить дополнительные налоги и сборы, которые в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора.

1.3. Технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства

Технологии социальной работы с инвалидами, имеющие целью трудовую интеграцию в общество, в целом соответствуют общепринятым в науке и практике методам работы с инвалидами вообще .
Их можно классифицировать следующим образом по нескольким основаниям.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Организация социальной защиты инвалидов

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Система учреждений социальной защиты инвалидов

2.2. Организация работы  органов  социальной защиты населения

по трудовому устройству и профессиональному

обучению инвалидов

К учреждениям социальной защиты относятся:
1. стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты, отделения временного проживания при домах-интернатах, отделения милосердия на базе домов-интернатов);
2. полустационарные учреждения социального обслуживания (центры социального обслуживания, дома ночного пребывания, социальные дома для одиноких пенсионеров);
3. нестационарные учреждения (специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, службы срочного социального обслуживания и др.)
2. учреждения социального обслуживания семьи и детей (социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям);
3. учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ГС МСЭ) и реабилитации инвалидов.
В России имеется более 900 домов-интернатов, в которых проживает около 260 тысяч инвалидов и лиц пожилого возраста. Указанные учреждения профилированы с учетом характера патологии и возраста инвалидов. Они включают: дома-интернаты общего типа (для пожилых людей и инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и внутренних органов), психо-неврологические интернаты (для инвалидов с хроническими психическими заболеваниями и глубокой умственной отсталостью), детские дома-интернаты для умственно отсталых и для детей с физическими недостатками.
К сожалению, в настоящее время данные учреждения имеют сравнительно небольшую пропускную способность и не в состоянии представить широкий ассортимент реабилитационных услуг, а также условия для проведения оздоровительной трудотерапии. Вместе с тем финансово-экономическая база учреждений социальной защиты населения должна соответствовать социально гарантированным потребностям населения, независимо от места проживания людей .
Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:
 принцип адресности социальной помощи, предусматривающей предоставление ее конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей;
 принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи, обратившимся в местные органы социальной защиты;
 принцип дифференцированного дохода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;
 принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи: денежной, натуральной, в виде услуг или льгот;
 принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;
 принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума и т.д.
Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах). Направляются в эти учреждения инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.
В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте не старше 18 лет не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать.
В последнее годы широкое распространение получили дома для инвалидов, содержание в которых происходит на платной основе.
В стационарных учреждениях осуществляется не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера .
В соответствии с федеральным Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых инвалидам, государственными учреждениями социального обслуживания предоставляются:
1. материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания);
2. услуги по организации питания, в том числе диетического, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий для проведения религиозных обрядов и т.д.;
3. социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатная медицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий, оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях);
4. организация получение образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
5. услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией (создание условий для использования остаточных трудовых возможностей);
6. правовые услуги;
7. содействие в организации ритуальных услуг.
Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в домах-интернатах, являются лечебно-трудовые мастерские (швейные, картонажные, сборочные, галантерейные и др.), подсобные хозяйства (полеводство, огородничество, садоводничество, цветоводничество, животноводство и др.), спеццехи (с учетом особенностей работающего спецконтингента: психических больных, больных туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.) .
К числу факторов, облегчающих адаптацию инвалидов в домах-интернатах, относится создание оптимальных бытовых условий, обеспечение домашнего уюта, удовлетворение потребностей инвалидов в медицинской помощи.
Социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник постоянно осуществляет взаимодействие с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни о прошлой жизни человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.
Одной из разновидностей социального обслуживание инвалидов являются полустационары, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или в органах социальной защиты населения. В отделениях дневного (ночного) пребывания осуществляется социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов.
Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний.
В указанных учреждениях оказывается следующие виды услуг:
 организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, предоставление постельных принадлежностей, обеспечение книгами, журналами, газетами);
 социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в проведение реабилитационных программ для инвалидов, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, содействие в протезировании и т.д.);
 содействие в получении образования и профессиональной подготовке;
 содействие в трудоустройстве;
 содействие в организации правовых услуг;
 содействие в организации ритуальных услуг.
Важной задачей является совершенствование системы профессионального обучения и профориентации инвалидов. На сегодняшний день в России действует свыше 50 учебных заведений для инвалидов, где они обучаются более 20 профессиям, основными из которых являются: портной (39,1%), бухгалтер (17,9%), механик (13,4%), обувщик (4,7%), часовщик (3,7%). Специфика различных нарушений требует соответствующих программ и часто – специализированных учебных заведений. Первые специальные вузы для инвалидов открыты в Москве: институт искусств, институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы .
Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов. В связи с ухудшением важнейших социально-гигиенических и социально-экономических показателей здоровья число инвалидов в Российской Федерации ежегодно увеличивается на 800-900 тысяч. Из них каждый четвертый – в возрасте до 40 лет. Основными причинами инвалидности, по данным медико-социальной экспертизы, являются болезнь системы кровообращения, злокачественные новообразования и травмы всех видов.
При планировании развития учреждений социальной защиты населения необходимо учитывать следующие факторы:
1. обеспечение комфортных условий и качество обслуживания населения;
2. совершенствование размещения сети учреждений социальной защиты с учетом экономической целесообразности;
3. дальнейшее совершенствование сети учреждений социальной защиты в отраслевой структуре районов и крупных городов;
4. развитие инфраструктуры учреждений социальной защиты населения, призванной решать социально-экономические задачи в новых рыночных условиях.
Повышение эффективности работы учреждений и организаций социальной защиты и поддержки инвалидов зависит от кадров. Испытывается острый недостаток высококвалифицированных специалистов, в связи с чем весьма актуальной является проблема подготовки социальных работников с высшим специальным образованием. В 90-х годах в ряде вузов страны: Московском технологическом институте, Институте культуры, Екатеринбургском педагогическом и других были открыты факультеты и курсы подготовки специалистов по социальной работе. Был создан Московский Государственный Социальный Университет для подготовки разносторонних специалистов в области социальной работы.

2.2. Организация работы органов социальной защиты по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов

Федеральный Закон «О социальной за¬щите инвалидов в Российской определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот¬ренных Конституцией Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов — система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме¬роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея¬тельности .

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 3. Организация органов социальной защиты в городе Москве

3.1. Оценка действующих программ в сфере трудоустройства инвалидов. Управление социальной защиты населения района Коптево (СОБЕС)

3.2. Разработка программы по трудоустройству инвалидов

В Москве проживают более 230 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. 150 тыс. из них имеют рекомендации органов медико-социальной экспертизы. Работают только около 60 тыс. инвалидов, то есть менее 50% от тех, кто может работать, т. е. более половины трудоспособных инвалидов в Москве не могут найти работу .
Для инвалидов существует несколько способов устроиться на работу.
Во-первых, при общероссийских организациях инвалидов существуют производственные предприятия. У Всероссийского Общества Слепых в г. Москве таких предприятий – 10, у Всероссийского Общества Глухих – 2, у Всероссийского Общества Инвалидов – 2. Также в Москве существует организации Горспецпрома – городской компании специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Таких предприятий в Москве 29 . В этих предприятиях инвалидам предлагают в основном неквалифицированную, низкооплачиваемую работу, такую как сборка ламповых патронов и выключателей, работа штамповщика или шлифовщика и т.п.
Второй способ найти работу для инвалида – встать на учет в центре занятости населения по месту жительства. Важным является тот факт, что и отделы занятости, и потенциальные работодатели «побаиваются» известного термина «специально-созданные условия», и работают преимущественно с инвалидами 3-ей и реже 2-ой групп, а инвалидам 1-ой группы остается надеяться практически только на себя. Проведенный опрос территориальных отделов занятости в г. Москве свидетельствует о том, что фактически в настоящее время они не осуществляют никаких специальных программ, направленных на поддержку инвалидов, хотя официально такие программы есть.
Есть возможность трудоустраивать инвалидов в рамках программы вовлечения их в общественные работы, но специфика финансирования не позволяет инвалиду почувствовать себя частью постоянной команды: общественные работы – это работа для денег, но не для развития личности и повышения профессиональных умений.
Еще одной возможностью для инвалидов является самостоятельный поиск работы либо поиск через знакомых. Такой способ подходит только для высококвалифицированных, мотивированных и уверенных в себе инвалидов, однако таких на сегодняшний день не так много. Не каждый человек с ограниченными возможностями в состоянии объяснить работодателю, что он не хуже, а даже порой лучше других и его инвалидность совершенно не влияет на его производительность и эффективность при условии доступного и хорошо оборудованного рабочего места. Также многие инвалиды нуждаются в навыках написания резюме, прохождения собеседования и т.д.
Безусловно, нельзя возлагать всю ответственность и все обязательства по привлечению инвалидов к работе, оборудованию рабочих мест и т.д. на работодателя. Государство должно реализовывать программы поддержки работодателей. Отмечу, что в Москве в данном направлении работа ведется, однако некоторые корректировки просто необходимы. Сегодня именно подобные программы способны изменить ситуацию к лучшему. Еще одной важной проблемой является недостаток социальной и трудовой реабилитации инвалидов. Многие из них в основном сидят дома и просто боятся даже пытаться найти работу, многие совершенно не представляют себе свои права и имеющиеся возможности, многие просто не получили должного образования и не имеют востребованных рынком навыков .
Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа “Социальная поддержка инвалидов на 2010-2015 годы” Объем финансирования Программы на 2010 – 2015 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей .
В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов.
В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности .
Анализ эффективности реализованных мероприятий показывает, что сформированы основы современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. Однако пока это не позволяет в полной мере решить проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
В настоящее время в Москве также реализуется Комплексная целевая программа “Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы” на 2011-2015 годы. Основными задачами Программы являются :
– реорганизация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от «заявительного» принципа работы с инвалидами к активному адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;
– обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по медико-социальной реабилитации;
– создание системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;
– оптимизация сети реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы;
– повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города;
– ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры;
– усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы;
– развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации. Существующая сеть реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов, 305 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах) не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. При этом эффективность реабилитационных мероприятий невысока (восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5 процентам инвалидов). Объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов .
В результате анализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос о трудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным.
В Москве при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры, Общественной Палаты РФ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также ряда зарубежных организаций трудоустройством инвалидов занимается Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» через Управление социальной защиты населения района Коптево (СОБЕС) (127299, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 27). В настоящее время с ее помощью реализуются следующие программы:
1. Проект «Апробация и тиражирование новых технологий подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству».
Реализуется при финансовой поддержке Общественной палаты Российской Федерации. Срок реализации проекта: с 1 января 2014 года по 31 октября 2014 года.
Проект направлен на апробацию и тиражирование новых технологий по подготовке людей с инвалидностью к процессу трудоустройства. Одной из основных таких технологий станет организация и проведение « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будут усилена повышением их профессиональных навыков через организацию на базе РООИ «Перспектива» постоянно действующих курсов компьютерной грамотности, а также их участием в курсах профессиональной подготовки. Опыт организации и проведения « Клубов для инвалидов, ищущих работу», как формы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства, будет распространяться среди других заинтересованных организаций, как государственных, так и НКО.
2. Проект «Билет на работу» – инновационная программа трудоустройства людей с инвалидностью. Реализуется при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Срок реализации проекта: с 1 января 2014 года по 30 ноября 2014 года .
В ходе проекта должна быть улучшена материально-техническая и информационная база работы созданного пункта по трудоустройству инвалидов (Лялин переулок, 1416, стр.3), что улучшит качество и увеличит количество оказываемых им услуг. На базе Пункта будут отработанны новые технологии по трудоустройству людей с инвалидностью, которые будут тиражироваться для применения в других административных округах г. Москвы. Полученный в ходе проекта опыта в развитии новой технологии по трудоустройству людей с инвалидностью будет распространен по всем заинтересованным государственным и общественным организациям.
3. Проект «Представление и апробация ведущего зарубежного опыта в области трудоустройства людей с инвалидностью» Реализуется при финансовой поддержке программы малых проектов Посольства Королевства Нидерландов (Matra/KAP). Срок реализации проекта: с 1 октября 2013 года по 30 сентября 2014 года.
Основными задачами проекта являются:
 Представить перед специалистами НКО и государственных структур города Москвы, а также других регионов Российской Федерации ведущий зарубежный опыт в области трудоустройства людей с инвалидностью.
 Опробовать на базе РООИ «Перспектива» ряд современных технологий по трудоустройству людей с инвалидностью, созданных на базе ведущего зарубежного опыта и при участии зарубежных организаций имеющих в данной области успешный опыт.
 Распространить опыт, полученный от ведущих зарубежных организаций, и в ходе практической апробации ряда технологий по трудоустройству людей с инвалидностью на базе РООИ «Перспектива» среди специалистов НКО и государственных структур, работающих в данной сфере.
В ходе реализации данных программ были изданы 4 брошюры по поиску работы для молодых инвалидов, пособие для работодателей по созданию специальных условий для туда инвалидов, а также сборник материалов итоговой конференции проекта, более 5,000 молодых инвалидов приняли участие в тренингах и ярмарках вакансий, более 2,000 получили индивидуальные консультации по телефону или лично, трудоустроено около 150 молодых инвалидов .
Вместе с достижениями проектов, также очевидны и существующие многочисленные проблемы и недостатки, связанные как с деятельностью государственных структур, так и с работой данных организаций. Несмотря на все предпринятые меры, занятость инвалидов в Москве составляет менее 50%. Сегодня по-прежнему существует множество барьеров при трудоустройстве инвалидов: физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди с инвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально не работают; практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношение работодателей к возможностям инвалидов; люди с инвалидностью обладают низкой самооценкой и мотивацией – часто они не готовы начать работать, а если они все-таки трудоустраиваются, то часто теряют работу из-за отсутствия помощи и поддержки.
Существующие государственные программы зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и не предлагают решений, как найти работу для конкретного инвалида с его индивидуальными особенностями, а также как сделать его работу успешной и эффективной. Также подобные государственные программы оказывают влияние на отношение работодателей к проблеме и методы их работы. Государственные службы по-прежнему придерживаются массового подхода при решении проблем трудоустройства инвалидов, работодатели по-прежнему настороженно относятся к инвалидам и опасаются брать их к себе на работу, они не ожидают от инвалидов успешной работы и не обладают информацией о решении специфических проблем инвалидов на рабочем месте.

3.2. Разработка программы по трудоустройству инвалидов

Для того чтобы успешно противостоять и устранять существующие барьеры в процессе трудоустройства, предоставить молодым инвалидам больше возможностей трудоустройства и продвигать модель трудоустройства инвалидов необходимо поставить перед собой следующие цели и задачи:
 Разработать модель трудоустройства инвалидов, которая может быть легко внедрена в других регионах страны и будет успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов с разными формами инвалидности, разным уровнем образования и из разных социальных групп.
 Заменить массовый подход к трудоустройству инвалидов, применяемый сегодня государственными структурами.
 Сформировать и поддерживать тесные отношения с работодателями, создавая новые возможности для трудоустройства молодых инвалидов
 Предоставить поддержку молодым инвалидам в поиске работы, трудоустройстве и рабочем процессе.
 Привлечь внимание общественности к реальным возможностям инвалидов на рабочем месте, распространяя информацию об успешном опыте трудоустройства.
 Распространять успешный опыт и практику работы среди работодателей, государственных структур, университетов и других организаций инвалидов через организацию конференций, издание бюллетеней, веб-сайты, электронные рассылки и издание итогового пособия по проекту.
Применение программно-целевого метода в виде программы «Ты нам нужен» на 2011 – 2015 годы даст возможность в течение ближайших 5 лет увеличить показатель занятости и интеграции инвалидов в общество.
Программа будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы и внебюджетных средств. Контроль за реализацией программы поручен Департаменту социальной защиты населения г. Москвы .

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Трудоустройство инвалидов – сложная проблема, требующая комплексного подхода к решению всех возникающих задач. Этот процесс требует обширной работы как с инвалидами, которые должны быть конкурентоспособны, образованы, так и с работодателями, которые не имеют опыта общения с людьми с инвалидностью и не воспринимают их, как потенциальных сотрудников.
В силу сложившейся в российском обществе ситуации, значительная часть инвалидов, желая трудоустроиться на «обычных предприятиях» наравне с другими гражданами, не могут это сделать не только в силу объективных, но и в силу субъективных причин. А желание трудиться у людей с ограничениями по здоровью, особенно в молодом, трудоспособном возрасте, есть.
Не все инвалиды ищут работу только ради заработка, – большинство из них стремятся влиться в социальную среду, проводить время не только дома, но и в коллективе, участвовать в общественно полезном труде.
На сегодняшний день инвалиды не рассматриваются как резерв для экономики. Но, по оценкам экспертов, к 2025 году в развитых странах будет 20% людей старше 60 лет. В условиях уменьшения рождаемости и старения нации, нехватки рабочей силы, особенно в негосударственном секторе, те люди, которые хотят работать и создавать национальное богатство страны, а не просто его забирать в виде пособий, должны поощряться.
В ходе написания дипломной работы было проанализировано законодательство в сфере трудоустройства инвалидов, а также рассмотрены основные программы в данной сфере.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В результате анализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос о трудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным.
При разработке программы по трудоустройству инвалидов были учтены недостатки предыдущих программ, а также охвачены все стороны данной проблемы: образование, переподготовка, адаптация, информированность и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация программы по трудоустройству инвалидов будет способствовать более скорому достижению общей цели – равного доступа к работе абсолютно для всех граждан.
В нашей дипломной работе мы подробно исследовали социальные проблемы инвалидности и способы их решения средствами социальной защиты.
Особый интерес для нас представлял вопрос формирования социальной защиты, объектом которой являются инвалиды и каким образом повысить уровень адаптации инвалидов в условиях тяжелого экономического положения в стране.
В работе мы дали анализ инвалидности в современном обществе и показали основные социальные проблемы инвалидов.
В условиях перехода России к рыночным отношениям резко обострились проблемы инвалидов, связанные с их трудовой деятельностью. Законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на решение этих проблем
Опыт многих инвалидов показывает, что с инвалидностью не только можно жить, но и быть активным членом общества, построить свою жизнь в соответствии со своими желаниями и возможностями, добиться гармоничного и полноценного существования. Есть реальные шансы победить инвалидность, научиться ею управлять.
Для повышения эффективности работы всей системы социальной защиты инвалидов на наш взгляд необходимо:
 создание более разветвленной и усовершенствованной системы образования, ориентированной на реабилитацию инвалидов;
 содействие в организации сети специальных малых предприятий для работы в них инвалидов, производящих продукты интеллектуальной деятельности, а также товары народного потребления и услуги населению – в первую очередь инвалидам;
 приобщение инвалидов к посильной трудовой деятельности, оказание помощи в трудоустройстве инвалидов;
 предоставление инвалидам компьютерных игр. При этом следует учесть: для многих инвалидов компьютерные игры являются практически единственным, доступным развлечением; компьютерные игры развивают реакцию, память, тренируют руки и способствуют восстановлению координации движений. Предоставление инвалидам различных прикладных, графических и музыкальных программ для работы на компьютере, с помощью которых они сами могут создавать компьютерные игры, мультипликационные фильмы, включающие сценарии, рисунки, музыку. Такое применение ПК особенно увлекательно для детей, развивает эстетические способности, расширяет кругозор. Для отдельных одаренных, но лишенных способностей двигаться, инвалидов это – единственный способ реализации их творческих способностей;
 применение современных средств доступа к информации различного вида профессиональной, культурной, коммерческой и т.д. для социальной реабилитации инвалидов;
 организация отдыха инвалидов с лечением, спортивными занятиями, занятиями лечебной физкультурой, обучением. Пропаганда ведения здорового образа жизни среди инвалидов;
 привлечение внимания общественности к различным проблемам жизни инвалидов и гуманизации человеческих отношений. Осуществление на практике тезиса «инвалиды должны жить, учиться и работать вместе со всеми».

Список использованных источников

1. Конституция РФ
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ
3. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1
4. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г.
5. Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве»
6. Аршинов В.И. Лепский В.Е. Проблемы субъектов социального проектирования и управления, М.: «Когито-Центр», 2013 – 196 с.
7. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2012. // Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/
8. Давлетбаева З.К., Нуртдинова З.Н. Технологии социальной реабилитации: методические рекомендации, Уфа – 2012 – 215 с.
9. Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам /Социальная работа, 2011 – 126.
10. Кукушин В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы, Ростов-на-Дону – МарТ , 2013 – 398 с.
11. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 192 с.
12. Курбатов В.И. Социальное проектирование. – М., 2011 – 290 с.
13. Холостова Е.И., Осадчих А.И Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста, М., 2012 – 240 стр.
14. Щур Д.Л. Особенности национальной системы квотирования рабочих мест. М., 2014. // Консультант Плюс.
15. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 2013 – 242 с.
16. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Изд-е 2-е, доп., Санкт-Петербург: Питер, 2014 – 320 с.
17. Официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» – http://rabota.perspektiva-inva.ru/
18. Официальный сайт Правительства города Москвы – http://www.mos.ru
19. По материалам интервью Л. Швецовой от 03.09.2013 – http://rabota.perspektiva-inva.ru/
20. “Российская газета” – Федеральный выпуск №4482 от 3 октября 2013 г.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.