Содержимое

ВВЕДЕНИЕ
Право граждан РФ на пенсионное обеспечение гарантируется Конституцией РФ (ст. 39). При этом граждане Российской Федерации пользуются равными правами на получение пенсий. Как известно общим условием назначения пенсии по возрасту является достижение мужчинами 60 лет, женщинам – 55 лет (общий пенсионный возраст) при стаже работы соответственно 25 и 20 лет. Однако, бывают и исключения. При определении размера и момента получения права на пенсию гражданина, используются разные показатели. Среди них важное место занимают условия труда работника. Вполне естественно, что государство устанавливает дополнительные льготы и гарантии гражданам, занятым на вредных, тяжелых и опасных производствах.
К таковым, согласно пенсионному законодательству РФ относятся производства, профессии, должности и показатели, предусмотренные Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. В наше время, когда вопросы социальной защиты лиц, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда постоянно обсуждаются во всех уровнях государственной власти, когда постоянно совершенствуется законодательство по указанным вопросам, бывает очень сложно разобраться во всех законодательных актах. Запутанность российского пенсионного законодательства признается даже специалистами. Многие нормы законодательства о пенсионном обеспечении противоречат друг другу, еще большее количество законодательных норм по-разному толкуются правоприменителем. Толкованием норм о пенсионном обеспечении занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В этих условиях каждому должно быть очевидно, что в Российской Федерации, несмотря ни на какие трудности, должна постоянно проявляться забота о тех, кто трудился на благо страны, рискуя своим здоровьем.

Глава 1. Понятие, факторы и элементы тяжелых, опасных условий труда

1.1 Классификация и оценивание условий труда на производстве

1.2 Льготы и компенсации работникам за вредные и опасные условия труда

1.3 Перечень профессий с особыми условиями труда

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а в ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья. Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об Основах Российской Федерации об охране труда” (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса. Поэтому охрану труда каждый изучает в своем аспекте — не только юридические, но и технические, экономические, медицинские вузы. Лишь такое широкое понятие охраны труда способно обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника. В этом широком смысле охрана труда нужна везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это понятие более ограниченно — на труд в общественной организации на производстве всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих исправительные работы на предприятиях. В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий. Аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) — обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников.
Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:
1) нормы — принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда.
2) право работника на охрану труда и его гарантии.
3) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве.
4) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ).
5) правила особой охраны труда женщин.
6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.
Значение охраны труда многоаспектно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.
Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.
Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.
Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.
1.1 Классификация и оценивание условий труда на производстве

На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов как производственной среды, так бытовой и природной насчитывает более 100 видов. Параметрами производственной среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы: физические факторы: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные поля различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное – тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрическое и магнитное поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли раздражающего действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность); химические факторы: вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты); биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.
По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса:
1-й класс – оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);
2-й класс – допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;
3-й класс – вредные условия труда – характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и (или) его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности:
1-я степень – характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания;
2-я степень – характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний;
3-я степень – характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;
4-я степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.
4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены и даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.
К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Экстремальные условия создаются, например, при превышения ПДК вредных веществ более чем в 20 раз, ПДУ шума – более чем на 50 дБ. Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. Пока человек не может отказаться от таких видов деятельности, но по мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам. Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить не превышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).
Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Работа должна проводиться с применением средств индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” В соответствии с новым законом вместо аттестации рабочих мест работодатель обязан обеспечить на рабочих местах проведение специальной оценки условий труда, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора. Оказывать услуги по проведению специальной оценки условий труда имеют право организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий этих организаций, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 года включительно. Специальная оценка предусматривает идентификацию (определение) вредных факторов, действующих на работников, измерение и оценку выявленных факторов на рабочих местах, и классификацию условий труда по степени вредности и опасности.
По результатам специальной оценки работникам будут устанавливаться компенсации (досрочная пенсия, доплаты, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя), определяться необходимость проведения медицинских осмотров работников и обеспечения их спецодеждой, разрабатываться мероприятия по улучшению условий труда. От результатов специальной оценки условий труда будут зависеть скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд за работников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Размеры дополнительных взносов в Пенсионный фонд составят от 2% до 8% в зависимости от классов условий труда. Если в процессе специальной оценки вредные факторы на рабочих местах не выявлены, работодателем подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация действительна в течение пяти лет. Если в период действия декларации с работником, произошел несчастный случай на производстве или у него выявлено профессиональное заболевание, действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

1.2 Льготы и компенсации работникам за вредные и опасные условия труда

Если в случае проведения специальной оценки условий труда выявляются рабочие места, на которых условия труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, работник имеет право на следующие виды гарантий и компенсаций, предусмотренных законом:
– оплата труда в повышенном размере
– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
– сокращенная продолжительность рабочего времени
– выдача молока или других равноценных пищевых продуктов
– обеспечение лечебно-профилактическим питанием
– право на досрочное назначение трудовой пенсии
– проведение периодических медицинских осмотров
Данные виды гарантий и компенсаций предоставлялись работникам и ранее, однако, с 01.01.2014 года произошли существенные изменения в порядке предоставления ряда гарантий и компенсаций работникам при работе во вредных и (или) опасных условиях труда.
I. Оплата труда в повышенном размере
До 01.01.2014 года в ст.147 Трудового кодекса РФ была норма, которая указывала, что минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. То есть, статья имела отсылочный характер. На основании данной статьи Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливался Постановлением Правительства РФ и составлял 4%. С 01.01.2014 года в ст.147 ТК РФ были внесены изменения, и теперь минимальный размер оплаты труда работников при вредных условиях труда (4%) содержится в Трудовом кодексе РФ (ст.147). Как и ранее, конкретный размер повышения оплаты труда устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором. Таким образом, при определении минимального размера оплаты труда при работе во вредных условиях труда в настоящее время достаточно руководствоваться ст.147 ТК РФ , если более высокий процент оплаты труда не установлен локальным нормативным актом работодателя либо коллективным или трудовым договором.
II. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
В вопросе предоставления данного вида гарантий с 01.01.2014 года произошли значительные изменения. Если ранее минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска при работе во вредных и (или) опасных условиях труда составляла 7 дней (Постановлением Правительства РФ №870 от 20.11.2008) и не была связана с классом вредности, то теперь ситуация изменилась. С 01.01.2014 г. ст.117 ТК РФ претерпела значительные изменения. Теперь в самой статье не только указана минимальная продолжительность дополнительного отпуска в размере 7 календарных дней, но и предусмотрено, что дополнительный отпуск предоставляется лишь работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии, что по результатам специальной оценки условий труда, условия труда указанных работников отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, то есть, к следующим классам вредности: 3.2, 3.3, 3.4 и 4. При классе вредности 3.1 дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда не предоставляется. Это не единственные изменения в ст.117 ТК РФ, связанные с дополнительным отпуском работников. Так, трудовое законодательство теперь устанавливает, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. Исходя из буквального толкования данного положения, следует, что продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска работника больше минимальной продолжительности отпуска, определенная данной статьей, может быть установлена при наличии минимум 2-х условий:
1) должно быть отраслевое (межотраслевое) соглашение, которое бы регулировало данный вопрос;
2) регулирование этого вопроса должно быть отражено в коллективном договоре.
Таким образом, с учетом новых реалий, профсоюзам необходимо будет не просто объединяться, но и наращивать свою численность, чтобы можно было принимать участие в заключении соглашений и коллективных договоров с учетом интересов работников. Следует отметить, что с 01.01.2014 года трудовое законодательство допускает возможность замены дополнительных дней отпуска за работу во вредных условиях труда, превышающую 7 календарных дней, денежной компенсацией. Однако и здесь законодатель указал, что замена возможна в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами. Таким образом, если отсутствует отраслевое (межотраслевое) соглашение и коллективный договор либо отсутствуют положения в данных документах, регулирующих порядок замены части дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающую 7 календарных дней, то заменить часть дополнительного оплачиваемого отпуска не получится. Очевидно, что в части предоставления дополнительных дней отпуска за работу во вредных условиях труда, произошли негативные изменения, ухудшающие положение работников по сравнению с ранее действовавшими положениями.
III. Сокращенная продолжительность рабочего времени
В части установления сокращенной продолжительности рабочего времени также произошли существенные изменения. Так, сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю) при работе во вредных и (или) опасных условиях труда с 01.01.2014 года устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. Ранее такого разграничения законодательство не предусматривало. Таким образом, у работников, рабочие места которых отнесены к классам вредности 3.1 и 3.2, рабочее время составляет 40 часов в неделю. Что касается установления продолжительности рабочего времени конкретного работника, то она определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, то есть, при таких же условиях, что и установление дополнительных дней отпуска конкретному работнику. Продолжительность самого рабочего дня при работе во вредных условиях труда (классы: 3.3, 3.4 и 4) при 36-часовой рабочей неделе не может превышать более 8 часов в день, Может быть увеличена до 12 часов в день; при 30-часовой рабочей неделе – не более 6 часов в день и может быть увеличена до 8 часов в день. Стоит отметить, что увеличение продолжительности ежедневной рабочей смены возможно при соблюдении нескольких условий:
1) наличие отраслевого (межотраслевого) соглашения, регулирующего данный вопрос.
2) наличие коллективного договора.
3) письменное согласие работника, оформленное отдельным соглашением к трудовому договору.
При других условиях увеличение продолжительности ежедневной рабочей смены при работе во вредных и (или) опасных условиях труда трудовое законодательство не предусматривает. Не менее важным является изменение трудового законодательство в части учетного периода при суммированном учете рабочего времени. Так, ст.104 ТК РФ с 01.01.2014 года предусматривает, что учетный период для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не может превышать трёх месяцев. Таким образом, трудовое законодательство в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, несколько ухудшило положение работников, поскольку устанавливает, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается только для классов: 3.3, 3.4 и 4.
IV. Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием. Право на досрочное назначение трудовой пенсии. Проведение периодических медицинских осмотров.
В связи с введением в действие с 01.01.2014 года Федерального закона изменение в части предоставления указанных компенсаций и гарантий практически не произошло. Таким образом, при выдаче молока или других равноценных пищевых продуктов, обеспечение лечебно-профилактическим питанием, при проведении периодических медицинских осмотров и вопросом возможности получения права на досрочное назначение трудовой пенсии стоит руководствоваться:
1) Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009г. №45н “Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов”;
2) Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009г. №45н “Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов”;
3) Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”;
4) Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 “Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение”.
Для того, чтобы работник смог получить право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 необходимо соблюдение нескольких условий. Так, в стаж для досрочного назначения пенсии включаются следующие периоды:
1) Период работы по должности, профессии и на производстве в соответствии с Постановлением от 26.01.1991г. №10 . Здесь стоит обратить внимание, что если должность не соответствует Постановлению от 26.01.1991г. №10, то необходимо доказывать работу именно в этой должности через суд, однако в данном случае свидетельские показания уже не применяются. То есть, все будет зависеть от документов, которые предоставит работодатель.
2) С 2013 года за работу во вредных условия труда работодатель должен производить дополнительные отчисления в Пенсионный фонд РФ. Если работодатель не производит дополнительных отчислений в ПФ РФ, то этот период работы не засчитывается в стаж для выхода на досрочную пенсию. Фактически, работнику необходимо проверять, производит ли работодатель данные отчисления, иначе может лишиться досрочной пенсии.
3) Если ранее должность и профессия должны были соответствовать Постановлению от 26.01.1991г. №10 независимо от установления на данных рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, то с 01.01.2014 г. для включения периодов работы в специальный стаж для досрочного выхода на пенсию необходимо установление вредных и (или) опасных факторов по результатам специальной оценке условий труда. Если вредные производственные факторы не будут установлены, то данный период работы не будет включаться в специальный стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию.
1.3. Перечень профессий с особыми условиями труда.

В связи с особыми условиями труда пенсия назначается мужчинам по достижении 55 лет не менее 25 лет общего трудового стажа и женщинам по достижении 50 лет не менее 20 лет общего трудового стажа, если они не менее половины требуемого ста¬жа (т.е. соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет) трудились:
– в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных ка-тегорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, – по Списку профессий и должностей (п. «д» ст. 12 За-кона). Список таких профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 272. Он действует с учетом разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. № 5а. К последнему приложен Перечень ранее приме-нявшихся наименований профессий и должностей работников железно-дорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на пенсионное обеспечение по п. «д» ст. 12 Закона;
– в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы (п. «д» ст. 12 Закона);
– в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непос-редственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (п. «е» ст. 12 Закона). Право на пенсию имеют все руководители, специалисты и рабочие, не¬зависимо от наименования профессий и должностей, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных и иных работах, предусмот¬ренных п. «е» ст. 12 Закона. К ним не относятся, например, работники служб обеспечения: повара, водители автотранспорта, работники снаб¬жения и т.п. Период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода – по фактической продолжительности. За год работы засчитывается также работа в те¬чение полного сезона на полевых лесоустроительных работах;
– в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредствен¬но на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования – по Списку профессий, должностей и производств (п. «ж» ст. 12 Закона). Соответствующий Список утвержден постановле¬нием Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 2732. Приведенный в нем перечень профессий и должностей распространя¬ется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесо¬заготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Согласно разъяснению Минтруда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 53, в специальный стаж для назначения пенсии в соответствии с п. “ж” ст. 12 Закона включают¬ся также периоды работы, когда профессии рабочих, занятых непос¬редственно на лесозаготовках и лесосплаве, имели другие наименова¬ния. Перечень ранее применявшихся наименований приведен в Прило¬жении к этому разъяснению. Работа на лесозаготовках и лесосплаве в течение полного сезона засчитывается в общий и специальный стаж за год работы, если она предусмотрена Перечнем сезонных работ и сезонных отраслей про-мышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезо¬на засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы. Некоторые работники, чьи про¬фессии и должности включены в Список, пользуются правом на пен¬сионные льготы при условии их за¬нятости только на лесосеках, лесо¬погрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах. К ним от¬носятся: машинисты-крановщики, навальщики-свальщики лесомате¬риалов, слесари по ремонту лесоза¬готовительного оборудования, штабелевщики древесины, а также мас¬тера и старшие мастера. Поэтому необходимо знать, где находится их рабочее место. Лесосека — это часть спелого лес¬ного массива, выделенная для лесо¬заготовок на определенный год. Лесопогрузочным пунктом явля¬ется верхний лесопогрузочный склад, на котором временно разме¬щаются деревья, хлысты, сортимен¬ты и осуществляется их погрузка на транспортные средства. К верхнему и промежуточному лесопромышленным складам соответственно относятся склады, расположенные у лесо¬возной дорога, а также предназна¬ченные для размещения запаса дере¬вьев и хлыстов. Такие рабочие, как лебедчики на трелевке леса, машинисты трелевочных машин, раскряжевщики, обрубщики сучьев, пользуются правом на пенсионные льготы независимо от того, где они работают. Работа на лесосплаве (сброска древесины в воду, сплотка и выкатка древесины из воды, первичный и плотовой лесосплав) относится к се¬зонным работам. Поэтому время вы¬полняемых машинистами сплавоч¬ных (сортировочных) машин, сорти¬ровщиками древесины на воде, сплотчиками, формировщиками плотов в течение полного сезона за¬считывается в специальный трудовой стаж за один год работы. Под лесозаготовками следует по¬нимать процесс заготовки древесно¬го сырья, включая лесосечные рабо¬ты, вывозку и работы на лесопромы¬шленных складах. К первичной обработке древесного сырья относится: очистка деревьев от сучьев и корневой части, раскря¬жевка хлыстов, разделка долготья, окорка и сортировка круглых лесо-материалов. Лесосплав – вид транспортирова¬ния леса. Правом на пенсионные льготы пользуются работники, осу¬ществляющие лесозаготовительные и лесосплавные работы на постоянно действующих лесопунктах и лесни¬чествах, на лесозаготовительных уча¬стках независимо от ведомственной подчиненности.
– в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригород¬ного и внутригородского сообщения) (п. «и» ст. 12 Закона). При этом не требуется соответствия профессий и должностей плавсостава како¬му-либо списку или перечню. Для назначения пенсии достаточно уточ¬няющей справки с места работы о том, что данная профессия или дол¬жность относится к плавсоставу, а судно не приписано к портовым, по¬стоянно работающим на акватории порта, и к другим из перечислен¬ных в п. «и» ст. 12 Закона, работа на которых не засчитывается в спе¬циальный стаж. Основанием для выдачи такой справки является при¬каз (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписа¬ние или схема должностных окладов. При этом под плавсоставом следу¬ет понимать экипаж судна, который состоит из капитана, других лиц ко¬мандного состава и судовой коман¬ды. Что касается медицинских работ¬ников, то судовой врач (фельдшер) относится к командному составу, а другие – к судовой команде. При применении п. «и» ст. 12 За¬кона следует иметь в виду, что машинной команде (по перечню про¬фессий и должностей подразд. 3 разд. XXVII Списка № 2) судов служебно-вспомогательного или портового флота, постоянно работаю¬щих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, при¬городного и внутригородского сообщения), пенсия может быть назна¬чена в соответствии с п. «б» ст. 12 Закона. Нужно также учитывать, что Закон «О государственных пенсиях» дополнен Законом от 6 февраля 1992 г. ст.78, согласно которой мужчинам, имеющим 25 лет, а женщинам – 20 лет выслуги на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, может быть назначена пен¬сия за выслугу лет независимо от их возраста.
В таком же возрасте (50-55 лет) и при таком же общем трудовом стаже (20-25 лет), как указано выше, назначается пенсия мужчинам, трудившимся не менее 20 лет, и женщинам – не менее 15 лет в качестве:
– механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (п. «з» ст. 12 Закона);
– водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных го¬родских пассажирских маршрутах (п. «к» ст. 12 Закона). При этом ад¬министрация транспортного предприятия должна документально под¬твердить, что указанные водители были заняты именно на регулярных городских пассажирских маршрутах.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Формы компенсации профессиональной утраты трудоспособности

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Основы правового регулирования и право на льготную пенсию за работу в особых условиях труда

2.2. Пенсии по старости в особых условиях труда

В настоящее время круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, определен ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В него были, перенесены социальный, экономический и правовые аспекты природы льготных пенсий в том виде, в каком они постоянно закладывались в советское законодательство и олицетворяли, гуманизм государства и заботу о здоровье трудящихся. Социальный аспект состоит в ответственности общества за риск ранней утраты трудоспособности представителями профессиональных групп, занятых на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда. Сегодня в России существуют три формы компенсации профессиональной утраты трудоспособности:
пенсионное обеспечение по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания; возмещение работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей; пенсионное обеспечение со снижением возраста в связи с особыми, то есть вредными и опасными, условиями труда или льготное пенсионное обеспечение. Две первые формы компенсации базируются на индивидуальном определении фактической утраты трудоспособности и ее степени (в процентах степени утраты). Третья – на предполагаемой ее возможности без количественного определения степени утраты трудоспособности, то есть основана на гипотетическом предположении такой утраты в производствах, где имеется повышенный риск утраты трудоспособности. Именно третьей форме компенсации утраты профессиональной трудоспособности присуще массовое (по производственно-профессиональному признаку) экспертно-административное определение и законодательное закрепление права на досрочную пенсию за работу во вредных и тяжелых условиях труда в виде списков и других подобных нормативных актов. Общеизвестно, что в настоящее время состояние охраны труда глубоко кризисное. Устаревшие на 70-90% производственные фонды, низкая заработная плата, наличие значительной безработицы вызывают сокращение инвестиций в оздоровление труда на производстве. Поэтому одной из поставленных в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790) и Программе по ее реализации задач является сокращение нерациональных затрат пенсионной системы, существенно влияющих на ситуацию с ее общим финансированием, и обеспечение большей социальной справедливости при назначении пенсий. В соответствии с Программой в долгосрочной перспективе тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях, и дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое исключительно на накопительном принципе как за счет обязательных (например, в связи с работой в условиях экстремального уровня профессионального риска, то есть реальной угрозы нарушения здоровья вследствие неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса), так и добровольных взносов работодателей и граждан. Согласно указанным документам, в перспективе льготное пенсионное обеспечение планируется перевести в сферу профессиональных пенсионных систем, предусматривающих особые условия пенсионного обеспечения, учитывающие специфику труда в той или иной профессии (должности) и устанавливающие ответственность работодателей за условия труда на производстве. Таким образом, льготное пенсионное обеспечение – это один из видов компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда. Под ним понимаются ежемесячные денежные выплаты, назначаемые на льготных условиях, снижение требуемого пенсионного стажа и общеустановленного пенсионного возраста на 5-10 лет.

2.1 Основы правового регулирования и право на льготную пенсию за работу в особых условиях труда.

Система льготного пенсионного обеспечения по условиям труда в России регулируется: статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10; Разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденное постановлением этого Министерства от 22 мая 1996 г. № 29. Основным документом при назначении льготной пенсии является трудовая книжка, в которую вносятся необходимые сведения: наименование профессии (должности); название структурного подразделения (цеха, участка, отделения, установки и т.д.), на работу в которые принят или переведен работник, с указанием приказа;
Наименование профессии должно устанавливаться в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, в зависимости от характера выполняемой работы. При представлении работника к назначению льготной пенсии часто бывает необходимо подтверждать в органах социальной защиты населения занятость: на подземных работах; на горячих участках работ или на горячих работах; на работах в определенных структурных подразделениях; на работах, выполняемых определенным способом и с помощью определенного оборудования (инструмента); на работах с определенными веществами и материалами; на ремонте и обслуживании машин, механизмов, установок и другого оборудования. Подтверждением трудового стажа может явиться и трудовой договор, и свидетельские показания, а главное – сведения индивидуального учета Пенсионного фонда РФ. Льготное пенсионное обеспечение устанавливается рабочим, руководителям и специалистам на основании Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, а именно:
а) по Списку №1 мужчинам – по достижении 50 лет и женщинам – по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составляет не менее 20 и 15 лет;
б) по Списку №2 мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет.
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных указанными Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается занятость в течение не менее 80 процентов рабочего времени. В это время включается период выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, – время выполнения текущего ремонта и работ по технической эксплуатации оборудования. После принципиальных изменений пенсионного законодательства в 2001 году некоторые категории работников почувствовали себя ущемленными, поскольку были отменены многие пенсии по выслуге лет, а трудовой стаж стал исчисляться календарно. Люди лишились заслуженных «год за полтора». Однако меры социальной поддержки, трудящихся в особых условиях государством не были забыты. В настоящее время нормативные акты увязывают их предоставление с результатами аттестации рабочих мест. В том числе для лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях труда, по-прежнему установлено досрочное назначение трудовой пенсии. При рассмотрении вопроса о назначении льготной пенсии работники нередко получают от Пенсионного фонда отказ. Чаще всего проблемы вызваны не пробелами законодательства или необоснованными требованиями чиновников, а отсутствием документов, обосновывающих специальный стаж и особые условия труда. Специальный стаж работы для льготной пенсии – это обобщенная продолжительность периодов определённой трудовой службы. Он зависит от профессий, занимаемых должностей, конкретных видов работы, особых условий или труда в нестандартных климатических условиях. С учётом данного вида стажа, может быть назначена пенсия по старости связанная с особенными условиями труда. При назначении трудовой пенсии по старости, включая досрочную пенсию, учитывается весь страховой стаж. То есть, все периоды трудовой занятости или другой полезной для общества работы, зачисленные в общий и специальный стаж, в соответствии с законами, имевшими силу во время выполнения вышеуказанной работы. Начисление всех видов стажа, в том числе и льготного, проводится по указанному нами выше законодательству. Применяется такой порядок, в случае если трудящийся, независимо от его возраста, ко дню отмены нормативно правового акта уже выработал необходимый стаж работы для назначения пенсии. По желанию застрахованного лица, расчет размера трудовой пенсии может исчисляться без учёта индивидуального коэффициента пенсионера, продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка. Любые 60 месяцев работы подряд, подтверждённые документально, могут быть взяты за основу для расчёта пенсии. В специальный трудовой стаж включаются периоды не только фактической работы, но, кроме того, ежегодные очередные и дополнительные оплачиваемые отпуска, и время инвалидности I и II групп, которые связаны с увечьем на производстве или профессиональным заболеванием. Служба в ВС или МВД Российской Федерации включается в общий стаж работы для трудовой пенсии в двойном размере. Таким образом, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» содержит перечень работников, которые могут рассчитывать на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста. Следует учитывать, что право на льготную пенсию определяют не только возраст и факт занятости по конкретной профессии, но и продолжительность общего стажа, а также стаж работы по данной профессии.

2.2 Пенсии по старости в особых условиях труда.

Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в нашей стране, как ни в какой другой, получили широкое развитие. Такие пенсии устанавливаются при пониженном на 5 или 10 лет пенсионном возрасте за работу в течение определенного времени в неблаго¬приятных или опасных для здоровья человека условиях, в том числе для женщин. Период подобной трудовой деятельности именуется специальным трудовым стажем. Обычно для назначения пенсии помимо соответствующего специального трудового стажа необходим и определенный общий трудовой стаж. Из числа ежегодно выходящих на пенсию по старости каждый шестой-седьмой получает ее в возрасте 50м.-55ж. и 45м.-50ж. лет. Общая численность таких пенсионеров по старости тех, кто не достиг обычного пенсионного возраста, приблизительно около 2 млн. человек — это примерно 7% всех пенсионеров по старости. В чем причина создавшейся ситуации, которая весьма обременительна для общества, вынужденного выделять значительные ресурсы на выплату таких пенсий! Объясняется все просто. В течение десятилетий наше государство экономило на внедрении современных технологий, создании на производстве здоровых и безопасных условий труда. Оно не без оснований полагало, что за счет предоставления пенсионных льгот можно привлечь и закрепить кадры, заинтересовать их ради более раннего выхода на пенсию трудиться в таких условиях. В современный период положение не изменилось. Несмотря на намерения прекратить дальнейшее расширение пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте, фактически оно происходит. Первоначально российский пенсионный закон предусматривал лишь четыре основания для снижения пенсионного возраста в зависимости от особых условий труда. Все эти основания действительно обусловлены выполнением работ с неблагоприятными и опасными условиями труда, а для женщин также работ с повышенной интенсивностью и тяжестью. В дальнейшем появились еще девять оснований. Это свидетельствует о том, что пенсионное обеспечение все еще используется в корпоративных интересах отдельных групп и федеральных органов. Снижением пенсионного возраста вновь пытаются устранить существенные недостатки в организации охраны и безопасности труда, в технологиях производства. Таким образом, заверение о намерениях расходится с практикой принятия конкретных управленческих решений.В реформе пенсионного обеспечения Российской Федерации, предусматривается осуществление упорядочения пенсионных льгот в связи с особыми условиями труда. Определена и цель этого: «сократить нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий». В этой части можно сформулировать предельно кратко: упразднить государственные пенсии, назначаемые в связи с особыми условиями труда; перевести пенсионное обеспечение в свя¬зи с неблагоприятными условиями труда в негосударственное русло с финансированием расходов за счет работодателей и работников и, в конечном счете, снять все расходы на выплату таких пенсий с Пенсионного фонда. Подход к решению затронутой проблемы многие специалисты видят в другом — в немедленном прекращении в централизованном порядке, прежде всего, дальнейшего расширения пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте. Необходимо также разработать, по примеру других стран, перечень соответствующих производств и работ, где объективно не могли в прошлом, не могут ныне и не смогут в ближайшей перспективе быть устранены вредные и опасные для здоровья человека условия труда. Пенсии при пониженном пенсионном возрасте за длительное выполнение таких работ по-прежнему должны быть государственными, находиться в орбите действия государственного (обязательного) пенсионного страхования. Что касается других работ с фактически сложившимися неблагоприятными условиями труда, которые включены в соответствующие списки без учета возможности создания нормальных или близких к нормальным условий труда, то назначение пенсий при пониженном пенсионном возрасте за работу в таких условиях должно некоторое время продолжаться. Вместе с этим необходимо определить реальный срок, в течение которого условия труда могут быть и должны быть существенно приближены к нормальным. После наступления указанного срока соответствующую работу не следует считать такой, с выполнением которой связано снижение пенсионного возраста. Предлагаемый процесс реформирования пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда долог и труден, но справедлив. Как известно право на пенсию по общим основаниям зависит только от двух условий – возраста и общего стажа. Обращение за пенсией может последовать в любой момент после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Льготные условия назначения пенсий состоят в том, что снижается возраст выхода на пенсию и сокращается стаж. Возможно снижение возраста и без сокращения стажа. При этом в расчет берется как общий, так и специальный стаж либо только общий стаж. Закон РФ от 20.07.2000 г. «О государственных пенсиях в РФ» предусматривает возможность предоставления пенсий по ста¬рости (по возрасту) до достижения обычного пенсионного возраста, т.е. мужчинам ранее 60, а женщинам ранее 55 лет. Такие пенсии назна¬чаются, в частности, лицам, длительно занятым на работах с особыми, т.е. фактически с неблагоприятными, условиями труда. При этом всегда снижается пенсионный возраст, а стаж может и не снижаться. Решающим здесь является то обстоятельство, насколько потенциально может сказаться на здоровье работника труд в этих условиях. Нельзя не отметить, что в ряде случаев снижение возраста играет и стимулирующую роль.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Правоприменительная практика

3.1. Порядок исчисления пенсии в связи с вредными и тяжелыми условиями труда

3.2 Анализ судебной практики

Основной контингент получателей пенсионных льгот за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда содержится в Списках № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста на основании ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. следующим лицам:
1. мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лети 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (Список № 1).
2. Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет (Список № 2)
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины требуемого специального стажа и имеют достаточную продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшение возраста.
Правильно представить работника к назначению пенсии в связи с особыми условиями труда — это значит установить на основании соответствующих документов полное соответствие между фактически выполняемой или выполнявшейся работой конкретным работником и работой, предусмотренной Списками.
Существуют условия, необходимые для определения права на льготное пенсионное обеспечение:
1. Установление производства, в котором выполнялась работа.
2. Подтверждение занятости конкретного лица в определенном структурном подразделении предприятия или производства.
3. Установление соответствия наименования профессии (должности) работника профессии или должности, предусмотренной Списками.
4. Подтверждение уточняющими справками характера и условий работы, при которых назначается досрочная пенсия.
В соответствии с действующим законодательством периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального(персонифицированного) учета.
Периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными муниципальными) органами.
К таким документам, прежде всего, относится трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная страховая пенсия может назначаться и без истребования дополнительных документов.
В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
Подтверждение стажа на соответствующих видах работ с тяжелыми и вредными условиями труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, регулируется Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н (далее – Порядок). Указанный Порядок предусматривает правила подтверждения периодов работы с тяжелыми, вредными и особыми условиями труда в определенных производствах, учреждениях и организациях по профессиям и должностям, выполнение которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Раздел I данного Порядка содержит перечень видов работ, периоды выполнения которых необходимо подтверждать застрахованным лицам, чтобы реализовать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом. До страховые периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т. е. периоды работ, выполнявшихся гражданином до его регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом№27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом факт занятости застрахованного лица на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица определяется на основании документов того периода, когда производились эти работы. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по сравнению с подтверждением страхового стажа, носит особый характер. Это связано с тем, что указанные периоды работы включают в себя:
-вид деятельности,
-характер работы,
-условия, в которых она выполняется (выполнялась),
-другие факторы, определяющие право на досрочное пенсионное обеспечение.
Законодательство предусматривает следующие характерные для большинства застрахованных лиц условия (факторы), нуждающиеся в подтверждении для установления права застрахованного лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Фактор 1. Занятость на работах в определенных отраслях экономики.
Фактор 2. Занятость в организациях (учреждениях) определенных отраслей промышленности.
Фактор 3. Занятость в определенных производствах (структурных подразделениях).
Фактор 4. Занятость в конкретных профессиях и должностях.
Фактор 5. Занятость на конкретных работах (выполняемых определенным способом, с определенными веществами, на определенном оборудовании.

3.2 Анализ судебной практики
Ситуация №1

Истец Давлятхузин И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, указывая, что он обратился за назначением досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием специального стажа, при этом ему не были засчитаны в специальный стаж периоды его работы, что относится к особым условиям труда и дает основание для назначения досрочной трудовой пенсии по основаниям пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (Список № 2). Истец Давлятхузин И.А. – в суд явился, поддержал исковые требования и просил признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда вышеуказанные периоды и назначить пенсию. Ответчик – представитель Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области – в суд явилась, возражала против удовлетворения искового заявления. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, считает, исковые требования Давлятхузина И. А. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях», мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях», на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам. В силу действующего законодательства, право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением соответствующих работ в течение полного рабочего дня. В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 г., основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Истец Давлятхузин И.А., был принят на работу на должность в Гидрометаллургического завода ПО «Востокредмет», уволен по собственному желанию в связи с переездом в другую местность, – принят на должность в Гидрометаллургического завода ПО «Востокредмет», назначен мастером ремонтно-механического участка с особо вредными условиями труда, назначен в ГП «Востокредмет» уволен по собственному желанию. Как усматривается из протокола по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, истцу не засчитаны периоды его работы в ГП «Восточный комбинат редких металлов» Гидрометаллургический завод», так как не подтверждена полная занятость в условиях радиационной вредности на погрузке и разгрузке радиоактивного сырья, в технологических процессах по обогащению указанного сырья, а также ремонте оборудования, загрязненного радиоактивными веществами при обогащении радиоактивного сырья, что предусмотрено списком № 1 раздел XXIV “Атомные энергетика и промышленность» подраздел 2, код позиции 12402000-17541, утвержденным постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, с 01.01.2002 г. по 31.12.2003 г. – в его должности в ГП «Восточный комбинат редких металлов» Гидрометаллургический завод, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, периоды работы после вступления в силу ФЗ-173 могут быть включены в страховой льготный стаж только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой, осуществлялась трудовая деятельность. Из представленной справки № 39 от 14.05.2012 г. следует, что истец работал на Гидрометаллургическом заводе ПО «Восточный комбинат редких металлов» (ГМЗ ПО «Востокредмет»), при этом отчисления в Фонд социальной защиты населения производились ежемесячно из заработной платы работников завода на основании Налогового Кодекса Республики Таджикистан. Согласно справке № 24 от 15.03.2012 г. истец работал на Гидрометаллургическом заводе Производственного объединения «Восточный комбинат редких металлов» (ГМЗ ПО «Востокредмет») в производстве атомная энергетика и промышленность на обогащении ураносодержащего сырья. Данная работа относится к категории особо вредных и особо тяжелых условий труда и дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1, что относится к категории особо вредных и особо тяжелых условий труда и дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1. В указанные периоды Давлятхузин И.А. работал полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели; гособязанностей, ученических отпусков, курсов повышения квалификации, прогулов, простоев предприятия, работы с сокращенным (неполным) рабочим днём, совмещения работы не было. Производственное объединение «Восточный комбинат редких металлов» с 21.11.2000 г. переименовано в Государственное предприятие «Восточный комбинат редких металлов» (ГП «Востокредмет») – приказ № 123 от 11.12.2000 г., ГП «Востокредмет» является правопреемником ПО «Востокредмет» (л.д. 40). Таким образом, учитывая, что из представленных документов следует, что Давлятхузин И.А. работал полный рабочий день в условиях полной рабочей недели, в его стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, спорные периоды, подлежат включению в специальный стаж. Из представленной справки № 158 от 14.05.2012 г. следует, что за период с уплата страховых взносов производилась, поэтому спорный период с также подлежит включению в специальный стаж истца. Согласно Списку № 1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях от 26.01.1991 г. № 10, разд. ХХIV, подраздел 2 позиция 12402000-17541 перечня, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10). Истец указывает, что в спорные периоды он работал в его должности, что, по его мнению, подтверждается записями в трудовой книжке. Согласно Постановлению Министерства Труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 5 о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Также как усматривается из письма пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004 г. если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10, а также «малыми Списками», то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г. отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. У суда не имеется оснований не доверять доказательствам, представленным истцом, каких-либо доводов, опровергающих представленные истцом доказательства не представлено. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец работал на должностях, предусмотренных Списком № 1, работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели, следовательно, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца. При включении спорных периодов в специальный стаж истца у него образуется необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Как усматривается из пенсионного дела истца, он за назначением пенсии обратился, однако, данное обращение было ранее достижения истцом возраста, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии, следовательно, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия истцу, обратившемуся за назначением такой пенсии должна быть назначена на основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
суд решил: исковые требования Давлятхузина И. А. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда удовлетворить. Признать за Давлятхузином И. А. право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Давлятхузину И. А. периоды работы. Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области назначить Давлятхузину И. А. досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Ситуация №2

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Вопрос о назначении досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда на основании применения действующих в настоящее время Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости), на льготных условиях с учетом критериев уровней профессиональных рисков. Эти критерии целесообразно применять как обязательное условие реализации прав на профессиональную пенсию, что позволит осуществить постепенный переход от формальных оснований признания права на льготную пенсию на основе Списков N 1 и 2 к установлению этого права в зависимости от степени фактического риска отдельных видов производственной (трудовой) деятельности для здоровья и трудоспособности каждого работника. Для профессий и должностей, включенных в Списки N 1 и 2 и связанных с относительно высокими факторами профессионального риска, страхование работодателями с помощью профессиональных пенсионных систем должно быть обязательным.
В тех случаях, когда уровень профессионального риска относительно низкий, предполагается страхование работников в профессиональных пенсионных системах сделать добровольным. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу. Введение дополнительного тарифа страховых взносов должно быть проведено одновременно с налоговой реформой, предполагающей снижение общего уровня налогообложения фонда оплаты труда (страховые взносы во внебюджетные фонды, составляют 30% от ФОТ в 2015 году). При этом необходимо устанавливать предельное значение тарифа дополнительных взносов для предприятий и организаций различных отраслей таким образом, чтобы суммарный объем страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий и организаций по обоим видам государственного пенсионного страхования не превышал действующего в настоящее время.
Для обеспечения решения указанной задачи необходимо в рамках системы льготных пенсий, назначаемых как в связи с особыми условиями труда, так и в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, обеспечивающих реальное снижение страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Страховые взносы по дополнительному тарифу перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. Лица, которые будут иметь более половины требуемого стажа, приобретают право на получение пенсии на льготных условиях из Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако продолжительность периода получения льготной пенсии будет сокращаться в зависимости от того, сколько месяцев недостает застрахованному лицу до полного минимального стажа. Если при этом указанные лица продолжают работать на рабочих местах с особыми условиями труда, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за них работодателями, должны поступать в пенсионные системы и обеспечивать формирование досрочной (льготной) пенсии на накопительной основе.
Стоит рассмотреть вопрос о применении метода условно-накопительных счетов при исчислении пенсий по условиям труда, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации. Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы будут помещаться на специальный счет в рамках накопительной системы. Возможно также предоставлять в рамках профессиональных пенсионных систем льготы в части налогообложения инвестиционного дохода.
Список используемой литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ
3. ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
4. ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”
5. ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”
6. ФЗ от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»
7. ФЗ от 28.10.1998 N 163-ФЗ “О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета”
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н “Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах
9. Постановление Правительства РФ от 07.07.1992 N 467 “Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности”
10. Постановление Правительства РФ от 01.03.1992 N 130 “Об утверждении списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет”
11. Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 “Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда”
12. Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 N 273 “Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда”
13. Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 “Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение”
14. Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 “Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”
15. Разъяснение Минтруда России от 22.05.96 № 5 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»
16. Информационно справочная система «Консультант» www.consultant.ru
17. Информационно справочная система «Гарант» http://www.garant.ru/



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.