Содержимое

Введение
Актуальность темы исследования. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, направленной на достижение такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в таком учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.
Таким образом, актуальность исследования вопросов в сфере обеспечения социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Таким образом, объектом настоящего исследования являются общие положения стационарного социального обслуживания «Одинцовский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов».
Предмет исследования составляют нормы права, прямо или опосредованно регулирующие отношения в сфере обеспечения социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Целью исследования является анализ общих положений обеспечения социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
– проанализировать понятие стационарного социального обслуживания;
– охарактеризовать виды стационарного социального обслуживания;
– исследовать принципы стационарного социального обслуживания;
– определить актуальные вопросы организации социальной работы в стационарных учреждениях социального обслуживания;
– проанализировать правовое регулирование социального обслуживания граждан на примереОдинцовского дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов;
– исследовать особенности осуществления социального обслуживания инвалидов Одинцовского дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов;
– выявить основные направления совершенствования управления развитием института домов-Интернатов.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частно-научные (специальные) методы исследования. Среди них: системный метод анализа норм права, комплексность исследования, метод сравнения, системно-структурный анализ и другие.
Работа состоит из двух глав. В первой главе проведен социально-правовой анализ деятельности стационарных учреждений социального обслуживания.Вторая глава в свою очередь представляет собой практическое исследование функционирования Одинцовского дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Глава 1. Социально-правовой анализ деятельности стационарных учреждений социального обслуживания

1.1.Понятие стационарного социального обслуживания

1.2. Виды стационарного социального обслуживания

1.3. Принципы стационарного социального обслуживания

1.4. Правовое регулирование социального обслуживания граждан

1.5. Актуальные вопросы организации социальной работы в стационарных учреждениях социального
обслуживания

В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.
С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.
Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Лица, проживающие в стационарах, имеют право :
– на условия проживания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, и уход;
– первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь в соответствии с территориальными программами ОМС;
– добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций;
– свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами;
– сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение шести месяцев со дня поступления в стационар и др.
Администрация стационара обязана :
– соблюдать права человека и гражданина;
– обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность;
– выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживании;
– предоставлять возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
– создавать возможность беспрепятственного приема посетителей в дневное и вечернее время;
– обеспечивать сохранность личных вещей;
– предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью и пр.
Печальным и тревожным явлением современной России служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).
Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:
– оставшиеся без попечения родителей;
– нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;
– испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
– проживающие в неблагополучных семьях;
– подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
– отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

1.2. Виды стационарного социального обслуживания

Основными видами социального обслуживания населения являются :
1. Социальное обслуживание на дому.
2. Стационарное социальное обслуживание.
3. Социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания населения.
4. Предоставление временного приюта.
5. Социальная реабилитация.
6. Социальный патронаж.
7. Срочное социальное обслуживание.
8. Социально-консультативная помощь.
9. Материальная помощь.
Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления учреждениями социального обслуживания социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Стационарное социальное обслуживание осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, образовательного процесса, отдыха и досуга.
Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
В учреждениях социального обслуживания в дневное (ночное) время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Временный приют в учреждениях социального обслуживания предоставляется :
– детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
– безнадзорным несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
– гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
– гражданам, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, от физического или психического насилия, стихийных бедствий;
– другим клиентам социального учреждения, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
Социальная реабилитация включает в себя:
– социально-медицинскую реабилитацию, направленную на полное или частичное восстановление (компенсацию) той или иной утраченной функции жизнедеятельности организма или возможное замедление ухудшения состояния здоровья;
– социально-психологическую реабилитацию, направленную на повышение уровня психического здоровья, содействие в адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности;
– социально-педагогическую реабилитацию, направленную на предоставление педагогической помощи при нарушении способности к получению образования, в том числе на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение образования, развитие творческого потенциала;
– социально-профессиональную реабилитацию, направленную на профессиональную ориентацию и содействие в трудоустройстве;
– социально-бытовую реабилитацию, состоящую из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации и социально-бытового устройства.
Социальный патронаж проводится в зависимости от ситуации, приведшей к трудной жизненной ситуации в виде :
– социально-медицинского патронажа семей, имеющих детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, на основе наблюдения за семьями с целью своевременного выявления возникающих в них проблем, которые могут отрицательно повлиять на здоровье и психику детей, и оказания им необходимой социально-медицинской помощи;
– социально-психологического патронажа за клиентами учреждений социального обслуживания на основе наблюдения для обеспечения своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
– социально-педагогического патронажа семей, проводимого с учетом их отнесения к определенной группе (многодетные, малообеспеченные и др.), на основе наблюдения с целью определения физического и психического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, обеспечения нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки;
– социально-экономического патронажа, осуществляемого, в основном, в отношении малообеспеченных семей и одиноких граждан пожилого возраста путем наблюдения за социально-экономическим состоянием клиентов учреждений социального обслуживания с целью своевременного выявления угрозы осложнения или возникновения трудной жизненной ситуации и оказания им необходимых социально-экономических услуг;
– социально-правового патронажа, осуществляемого в отношении детей, женщин, граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в семьях, где существует угроза насилия в отношении их, с целью осуществления юридической помощи семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в учреждениях социального обслуживания в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также пожилым гражданам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
Клиентам учреждений социального обслуживания предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Материальная помощь предоставляется учреждениями социального обслуживания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в порядке и на определенных условиях.


1.3. Принципы стационарного социального обслуживания

Социальное обслуживание базируется на принципах :
– равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
– доступности;
– добровольности;
– содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
– адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
– гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности в работе;
– профилактической направленности;
– законности и учета международных стандартов. Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:
Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда деятельность социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решить задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам .
Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами .

1.4. Правовое регулирование социального обслуживания граждан

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которым регламентировано правовое положение граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке, также закреплено право на получение ими социальных услуг.
В соответствии со статьей 3 ФЗ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга – это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченные органы субъекта Российской Федерации (территориальные управления социальной защиты населения), либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно требований статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а именно :
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
С учетом индивидуальных потребностей граждан – получателей социальных услуг, предоставляются следующие виды социальных услуг :
– социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
– социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
– социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
– социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
– социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
– социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
– услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
– срочные социальные услуги.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, либо в стационарной форме.

1.5. Актуальные вопросы организации социальной работы в стационарных учреждениях социального обслуживания

В условиях становления рыночных отношений развитие государственной социальной политики требует новых форм и механизмов ее реализации, основанных на оказании различным слоям и категориям населения необходимого комплекса услуг. Одним из основных звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы. Она должна включать в себя комплекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся в поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.
Создание такой системы призвано снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, реабилитации, организации быта, досуга, ослабить негативные последствия, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающие способность к самообеспечению, способствующие маргинализации и другим асоциальным явлениям .
Социальное обслуживание выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого сообщества.
В период рыночных реформ социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время ее эффективность во многом определяется уровнем профессионализма ее персонала, его умением работать с конкретным человеком или с группой. При этом принципиально важным является то, что цели социального обслуживания:
– должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением социально-экономических процессов страны и ее регионов, а также стабилизации социального положения различных категорий населения;
– должны учитывать социально-экономическую, морально-психологическую, экологическую, политическую ситуацию, сложившуюся в условиях рыночного реформирования;
– могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп и категорий населения и отдельной личности.
При этом критерием эффективности должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания, деятельность социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с людьми.
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Она определяется как комплекс государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Реализация ее деятельности основывается на следующих подходах :
– механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные);
– помощь должна носить реинтегрирующий характер;
– при оказании помощи осуществляется индивидуальный подход к запросам индивида;
– социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
– получатель помощи должен проявлять деятельностную активность.
Таким образом, система социальных служб может включать в себя государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной относятся учреждения и предприятия, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания (Приложение 1).
Муниципальные включают учреждения и предприятия, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
Государственные социальные службы ориентированы на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций.
Функция социальной помощи:
– выявление и учет семей и лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление временного жилья;
– профилактика бедности (создание условий для самостоятельного обеспечения благополучия, семейного предпринимательства и т.п.);
– надомные услуги (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
– содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
– организация временного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство) и т.п.
Функция консультирования :
– консультирование специалистов (педагоги, врачи, юристы, социологи, психологи и т.д.);
– участие в подготовке к выбору профессии;
– подготовка к браку и сознательному родительству;
– родительский медико-психологический всеобуч.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Практика

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Общая характеристика «Одинцовский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов»

2.2. Законодательство

2.3. Социальное обслуживание инвалидов Одинцовского дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов

Полное наименование – Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Одинцовский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов».
Тип организации – Бюджетное учреждение.
Уровень организации – Уровень субъекта РФ.
ОКВЭД – Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.
Полномочия – Заказчик.
Бюджет – Московская область.
Административная принадлежность – Министерство социальной защиты населения Московской области.
Вышестоящая организация – Министерство финансов Московской области.
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Одинцовский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов» призвано обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления услуг гражданам, проживающим в учреждении.
Категории обслуживаемых граждан – граждане (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) и инвалиды 1 и 2 группы (в возрасте 18 лет и старше), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постороннем уходе (далее – клиенты).
Мощность учреждения 30 человек. Штатная численность сотрудников в учреждении 47 человек.
Стационарное социальное обслуживание осуществляется путем предоставления гражданам социальных услуг:
-социально-бытовые услуги;
-социально-медицинские услуги;
-социально-психологические услуги
-социально-педагогические услуги;
-социально-трудовые услуги;
-социально-правовые услуги;
-услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Дом-интернат является подведомственным учреждением Министерства социальной защиты населения Московской области.
Расположен по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Ромашково, тер. больницы, стр. № 2.
В оперативном управлении учреждения находится 1 объект недвижимости:
Основное здание (площадь – 1202,6 м2)
Площадь прилегающей территории учреждения составляет 4418 квадратных метров.
В структуру учреждения входят:
Административно-управленческий аппарат;
Отделение социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания
Отделение организации питания;
Отделение транспортного обслуживания;
Отделение бытового обслуживания;
Отделение по обслуживанию и содержанию зданий;
Отделение медицинского обслуживания.
Для клиентов укомплектованы: 13 комнат для комфортного проживания, кабинет социально-бытовой и трудовой реабилитации, комната психологической разгрузки, а также установлен для маломобильных клиентов кресельный лифтовый подъемник.
Для осуществления реабилитационных услуг созданы следующие условия:
групповые комнаты оснащены необходимым оборудованием для реабилитационных занятий;
проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом, культорганизатором и специалистом по социальной работе
В течении 2014 года в учреждении обслужено 37 человек.
Количество сотрудников на 01.05.2015 г. составляет 35 человек, из них основные работники – 32 человек, внешние совместители – 3 человека.
Укомплектованность составляет 95 %.
Численность основного персонала составляет:
младший мед. персонал – 6 чел.;
средний мед. персонал – 9 чел.;
врачи – 1 чел.;
спец. по соц. работе – 1 чел.;
повара – 2 чел.
Численность вспомогательного персонала – 10 чел.;
Численность административно-управленческого персонала – 6 чел

2.2. Законодательство

Устав интерната, утвержден приказом Министра социальной защиты населения Московской области от 19.12.11 № 549;
– Приказ Министра социальной защиты населения Московской области от 28.12.2012 № 403 «Об утверждении плановой мощности государственных учреждений социального обслуживания Московской области, подведомственных Министерству социальной защиты населения Московской области»;
– Положение о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 27.06.2011 № 568/22 «Об организации социального обслуживания населения в Московской области»;
– Положение об административно-управленческом аппарате интерната от 10.01.2012 года;
– Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 02.06.2003 серия 50 № 012095687;
– Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц – серия 50 № 012901346 от 12.12.2011;
– Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.12.2011 № 6302/1;
– Извещение о внесение в реестр собственности Московской области № 001181 от 26.05.2006. Присвоен реестровый номер № 01210022;
– Свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание, серия 50 НД № 333953 от 05.11.2009;
– Технический паспорт здания, инвентарный номер 173055-1227 от 05.08.2008;
– Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, серия 50 АБ № 373140 от 03.05.2011;
– Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок (4 418 кв.м.) на постоянное (бессрочное) пользование от 20.09.2013 серия 50 АЕ № 435512;
– Информационное письмо с приложением об учете в Статрегистре Росстата от 18.05.2011 № 886;
– Заключение (разрешение) о соблюдении на объектах соискателя лицензии (исполнителя услуг) требований пожарной безопасности от 13.12.2005 № 677-2-5 (выдано Одинцовскому социально-оздоровительному центру);
– Санитарно-эпидемиологическое заключение № 50.10.04.000.М. 000073.03.11 от 29.03.2011 № 2032733;
– Приложение к санитарно – эпидемиологическому заключению № 50.10.04.000.М.000073.03.11 от 29.03.2011;
– Лицензия на осуществление медицинской деятельности ФС-77-01-005995 от 30.09.2011 со сроком действия до 30.09.2016;
– Приложение № 1 к лицензии на осуществление медицинской деятельности ФС-77-01-005995 от 30.09.2011;
– Письмо об открытии счета № 20021320200 в Одинцовском отделении Управлении исполнения бюджета Министерства финансов Московской области от 20.06.2012 № 0324-12/083.

2.3. Социальное обслуживание инвалидов Одинцовского дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» предусматривает в качестве приоритета социальной политики государства в отношении инвалидов их реабилитацию как систему мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости.
С этой целью законодатель закрепляет специальные виды социального обслуживания инвалидов: профессиональная подготовка, трудоустройство, обеспечение транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование, создание городской инфраструктуры, приспособленной для их нормальной жизни.
Основные направления социального обслуживания инвалидов закреплены в Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно данному закону инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Социальное обслуживание инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия инвалидов на получение социальных услуг. Социальное обслуживание по желанию инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.
Инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, специально предусмотрены ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В случае отказа от социального обслуживания инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
Отказ инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Ограничения прав инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей решается судом по представлению органов социальной защиты населения.
Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.
Инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Основные направления совершенствования управления развитием института домов-Интернатов

Вопросы социального взаимодействия в различных сферах, находятся в пристальном рассмотрении в различных странах и различными организациями, особенно в странах, политика, которых ориентируется на социальное развитие в этом случае происходят постоянные изменения. Социальная работа с населением в течение многих десятилетий, постоянно находятся в поле зрения мирового сообщества .
Организацией Объединенных наций и другими международными организациями принят ряд документов, регулирующих отношения в социальной сфере, в том числе касающихся социального обеспечения. Среди таких документов основополагающим, можно назвать принятую в 1948г. ООН Всеобщую декларацию прав человека , где провозглашается «… все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» и должны обладать всеми правами и свободами «… без какого-либо различия в отношении расы, цвета, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, или иного положения».
Выделяют три поколения прав человека. Традиционные либеральные ценности, социально-экономические и культурные права и права на свободу от дискриминации по половому, расовому, этническому, национальному или возрастному признаку; право на национальное самоопределение, право на здоровую окружающую среду. Другой документ регламентирующий деятельность в сфере социальной работы, является документ, также принятый ООН «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» страны участники этого пакта признают право каждого человека на социальное обеспечение, включаю социальное страхование. В 1969 г. ООН была принята Декларация социального прогресса и развития с целью использования ее в качестве общей основы политики социального развития. Главные цели этого документа – направленные на постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод.
Применительно к социальной работе это:
– предоставление социального обеспечения и услуг социального попечительства;
– создание и улучшение системы социального обеспечения и страхования для всех лиц, которые в виду болезни, нетрудоспособности или преклонного возраста, временно или постоянно не могут зарабатывать на жизнь, с целью обеспечения надлежащего уровня жизни для таких лиц, их семей и иждивенцев.
В 1993 г. принят итоговый документ под названием «Венская декларация и Программа действий» , в которой подтверждается приверженность целям и принципам, содержащимся в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека. Регламентация деятельности по социальному обеспечению также регулируется различными документами международного и регионального значений. Например, МОТ – документ по социальному обеспечению. Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» , принятая в 1952 г. Конвенция № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормилица (1967 г.) . Согласно этого документа периодические выплаты типичному получателю пособия по старости и пособия по случаю потери кормилица не должны быть менее 45%, а по инвалидности -50% от заработной платы. В 1982 г Международной организацией труда была принята еще одна конвенция, регулирующая вопросы социального обеспечения. Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» . Хартия социального обеспечения , принятая конгрессом профсоюзов (1982 г. Гавана) констатирует, что социальное обеспечение является одним из основных прав трудящихся, которое тесно связано с их борьбой и с социально-экономическим развитием каждой страны. В документе отмечается, что в основе комплексной системы социального обеспечения должны лежать следующие принципы:
– право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину,
– система социального обеспечения должна распространяться на все случаи социального риска независимо от его причин и происхождения.
Во всех случаях населению следует обеспечить бесплатную профилактическую медицинскую помощь и реадаптацию.
Согласно Хартии системы пенсионного обеспечения должны предоставлять своим престарелым гражданам и инвалидам право на достойную жизнь и после выхода на пенсию. Каждое государство разрабатывает свою нормативно-правовую базу, опираясь на международные документы, под которыми страна подписалась, в соответствии с экономическим развитием страны. Чем выше уровень социального обеспечения населения, тем выше уровень экономического развития. Система социального обеспечения находится в постоянном изменении, в том числе и социальное обеспечение лиц пожилого возраста.
Под социальной защитой населения понимается комплекс государственных мер, направленных на обеспечение средств к жизни части населения, оказавшегося в силу тех или иных причин в трудной жизненной ситуации (временно не занятого по объективным причинам, нетрудоспособного, имеющего ограниченные возможности здоровья и т.д.) .
Идея значимости социальных гарантий в обеспечении права человека на достойную жизнь адекватна общемировому цивилизационному процессу. В общей концепции социальной политики система социальной защиты занимает важное место, поскольку имеет целью стабилизацию среднего уровня жизни населения, сокращение масштабов бедности, уменьшение разрывов в уровне жизни между различными категориями населения.
Система социальной защиты многогранна, в ее структуру входят регулирование доходов и расходов граждан; социальное страхование; социальные услуги; целевые социальные программы; льготы и пособия: адресная социальная поддержка.
Предложенная Президентом Российской Федерации стратегия модернизации и инновационного развития России не может не затронуть социальной сферы, поскольку и в советский, и в постсоветский периоды была создана всеобъемлющая система социального обеспечения населения, причем объем декларированных социальных прав и гарантий фактически не соответствовал экономическим возможностям государства.
В этой связи возрастает актуальность формирования новой модели социальной защиты, построенной не столько на ожидании обеспечения всех социальных гарантий со стороны государства, сколько на личной ответственности гражданина, когда государство участвует в социальной поддержке определенных категорий населения в четко ограниченных пределах.
Решить эту задачу непросто ввиду того, что современная российская модель социальной защиты во многом сохраняет элементы уравнительно-патерналистской модели советского типа. Как известно, социальная политика в СССР распространяла социальные льготы и гарантии на все население. Методы борьбы с бедностью носили не столько индивидуальный, сколько макрорегулятивный характер. Низкая заработная плата балансировалась низкими потребительскими ценами, доступностью социокультурных и социобытовых услуг. Категориальный характер льгот касался в основном инвалидов, детей-сирот, беременных женщин и женщин-матерей. Социальная поддержка семьи имела в качестве объекта только женщину и ее детей. На отца льготы не распространялись. К концу XX века женщины-матери имели до 50 видов льгот и выплат, размер которых не менялся десятилетиями и существенно не влиял на уровень доходов семьи. В результате среди населения были сильны иждивенческие настроения, число тех, кто рассчитывал на собственные силы, было невелико. Такая политика вела к уравнительному принципу распределения материальных благ и снижала экономическую активность граждан.
После начала реализации экономических реформ модель социальной защиты населения претерпела определенные изменения. Была ликвидирована система льгот через производственные коллективы. Правовые основы получила система социальной поддержки граждан, временно лишившихся работы. Многократно возрос размер пособий, связанных с рождением ребенка, уходом за детьми, передачей детей на семейные формы воспитания.
Вместе с тем вплоть до 2005 года разнообразными видами льгот и выплат было охвачено две трети населения страны. Сложившаяся практика предоставления натуральных льгот (по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на различных видах транспорта, обеспечению лекарствами, транспортными средствами и т.д.) привела к тому, что получатели стали воспринимать эти льготы как выполнение государством своих обязательств, не учитывая их стоимость в общем доходе.
С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» многие виды социальной поддержки перестали быть декларацией. Теперь субъект социальной поддержки населения, прежде чем вводить на своей территории новый вид социальной льготы, должен предусмотреть ее ресурсное обеспечение. Поэтому, в отличие от 1990-2000-х годов, все современные социальные обязательства государства перед населением выполняются своевременно и в полном объеме. Вместе с тем современная модель социальной защиты продолжает носить уравнительно-патерналистский характер.
Большинство льгот предоставляются не по уровню дохода, а по другим основаниям: стажу трудовой деятельности, наличию государственной награды, того или иного заболевания, статуса пенсионера и т.д. В результате дополнительную социальную поддержку получают граждане, чьи доходы и без этой поддержки превышают прожиточный минимум, что, по сути, противоречит идеологии адресной социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В этих условиях проблема модернизации политики льгот приобретает особую актуальность. В основу модернизации предлагается положить принцип снижения уровня прямых выплат и создание условий для мотивации экономической активности и социальной ответственности граждан. Идея социальной поддержки должна реализовываться в формах, которые не поставят получателя помощи в иждивенческое положение.
В этой связи было бы целесообразно ввести классификацию видов социальной поддержки, обозначающую цели и адресат оказания социальной помощи. Такой классификацией может быть разделение видов социальной поддержки на активные и пассивные. Меры активной социальной помощи предназначены для стимулирования творческой и трудовой активности, инициативы личности и направлены на ее самообеспечение и саморазвитие. Эти меры охватывают широкий круг проблем :
– усовершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
– составление программ по содействию занятости населения, в том числе выпускников учебных заведений, женщин, возвращающихся в трудовую деятельность после перерыва, связанного с уходом за ребенком;
– развитие предпринимательства;
– квотирование рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и ряд других.
Полагаем, что в системе социальной поддержки трудоспособного населения ведущее место должно быть отведено мерам активной поддержки.
К пассивной социальной защите отнесены прямые социальные расходы и ограничения, которые осуществляются в пользу самых уязвимых слоев населения (инвалидов, граждан, имеющих по объективным причинам доходы ниже прожиточного минимума, семей с одним родителем, беременных женщин, молодых матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, детей). Эти меры носят распределительный характер и должны распространяться на ограниченные категории населения .
В осуществлении пассивной социальной поддержки главное – определить категории населения, кому невозможно помочь иначе как путем социального патернализма. Без дифференциации характера нуждаемости система социальной помощи не способна принести желаемый результат.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Действующая система социального обслуживания инвалидов, на сегодняшний день, не является совершенной и имеет множество недостатков, к которым относятся:
– недостаточное финансирование сферы социального обслуживания приводит к снижению качества социальных услуг, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания;
– несовершенство нормативно-правовой базы;
– низкая информированность инвалидов о их правах и возможностях;
– отсутствие высококвалифицированных сотрудников учреждений социального обслуживания инвалидов;
– низкое обеспечение доступности объектов инфраструктуры;
– ограниченный объём реабилитационных мероприятий и услуг для инвалидов в системах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, труда и занятости, культуры, физкультуры и спорта и т.д.
Таким образом, в целях повышения уровня социального обслуживания инвалидов, необходимо разрабатывать и осуществлять на практике различные мероприятия в данном направлении.
По результатам данного исследования предлагается деление социального обслуживания на виды в зависимости от условий предоставления услуг:
– стационарное;
– полустационарное;
– социальное обслуживание на дому.
Еще одним критерием систематизации социальных услуг станут цели их оказания, например:
– социально-бытовые;
– социально-медицинские;
– социально-правовые;
– социально- экономические;
– социально-реабилитационные и др.
Среди множества проблем в сфере социального обслуживания значительную роль играет реабилитация инвалидов. Реабилитация инвалида является необходимым элементом для интеграции его в общество, производство, обеспечения нормальной жизнедеятельности. Для решения возникающих проблем в данной области необходимо обеспечить:
− дальнейшую разработку и осуществление комплекса мероприятий по медицинской, профессиональной, социальной и психологической реабилитации инвалидов, создание реабилитационных учреждений.
− подготовку высококвалифицированных специалистов по реабилитации инвалидов;
− пересмотр норм обслуживания инвалидов социальными работниками, разработка перечня и объёма гарантированных реабилитационных мероприятий;
− разработку и внедрение новых компьютерных технологий в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
− увеличение объёмов реабилитационных мероприятий и услуг для инвалидов в системах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта.
На сегодняшний день, не смотря на развитие различных информационных технологий, по-прежнему остаётся актуальной проблема обеспечения инвалидов всей необходимой для них информацией. Для разрешения данной проблемы необходимо разработать официальный сайт. Данный сайт должен содержать несколько блоков:
– законодательный;
– организационный;
– справочный;
– консультационный;
– коммуникативный (блок для общения инвалидов) и др.
В них необходимо разместить следующую информацию:
– основания предоставления социальной помощи;
– перечень законодательных актов, содержащих сведения об инвалидности;
– виды социальных услуг;
– стоимость получения платных социальных услуг и услуг с частичной оплатой;
– требования для получения социальных услуг на бесплатной основе;
– характеристика деятельности органов, осуществляющих социальную защиту инвалидов;
– перечень льгот;
– полная характеристика всех имеющихся стационарных учреждений;
– описание порядка зачисления в данные стационарные учреждения;
– порядок оформления документов на предоставление надомного социального обслуживания;
– оказание дистанционно психологической и консультативной медицинской помощи;
– возможность записаться на приём к врачу;
– описание вариантов всевозможного трудоустройства инвалидов;
– автоматическая рассылка об обновлении информации сайта на мобильные телефоны.
Реализация данных мероприятий позволит стабилизировать ситуацию в отношении социального обслуживания инвалидов и приведёт к улучшению жизнедеятельности данной категории граждан, их профессиональной интеграции в общество, улучшению психологического и физического состояния инвалидов, а также это окажет благоприятное влияние на социальное благополучие всего населения России.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации.
2. Семейный кодекс Российской Федерации.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. – выпуск XLVI. – 1993.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
5. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
6. Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
7. Закон Московской области от 5 июля 2003 г. № 77/2003-ОЗ «О патронате» (принят постановлением Московской областной Думы от 18 июня 2003 г. № 16/61-П) http://base.garant.ru/28913591/.
8. Кодекс о браке и семье РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) (ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995) // Ведомости ВС РСФСР. – 1969. – № 32. – ст. 1397 // Кодекс о браке и семье РСФСР» (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) (ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995).
9. Агафонов, В.А. Право социального обеспечения: учебник ддля студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» Уральская гос. юридическая акад. – Юрайт , 2014
10. Акатнова, М.И. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров Московский гос. юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). Москва: Проспект, 2014
11. Астоянц, М.С. Социальное сиротство: стратегии и перспективы социальной инклюзии. Ростов-на-Дону: Пед. ин-т ЮФУ, 2010
12. Ахинов, Г.А. Социальная политика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям.Москва: Инфра-М, 2014
13. Барбаков, О.М. Социальное обеспечение россиян: теория и практика Учебное пособие для студентов; ТюмГНГУ, 2013
14. Воронцова, М.В. Социальное сиротство в России: проблемы и пути решения. Таганрог: [Фил. РГСУ в г. Таганроге], 2014
15. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения.Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специализации «Право и организация социального обеспечения» Москва: Академия, 2014
16. Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социального знания: Учеб. для студ. вузов. – М. :Гардарики, 2006.
17. Каминский, П.Л. Социальная политика государства: критерии и показатели эффективности Москва: Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2014
18. Кривощёкова, Н.В. Социальная политика Учебно-методическое пособие : Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та , 2014
19. Курбанов, Р.А. Право социального обеспечения: Учебник для студентов вузов,.Москва : ЮНИТИ , 2014
20. Мигачев Ю.И. Общая характеристика международного права социального обеспечения / Проблемы цивилистики: Сборник статей. Вып. 4 / Редкол.: Бабаева Ю.Г., Орчаков О.А., Ситдикова Л.Б., Ястребов Д.А. – М.: Полтекс, 2009
Интернет-источники:
1. ГБСУСО МО «Одинцовский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов» http://оддоминт.рф/услуги/.
2. Информационно- справочный сайт www.consultant.ru
3. Информационно- справочный сайтwww.garant.ru
4. Мизулина Е.Б.: «Семейный кодекс побуждает людей жить в гражданском браке» http://izvestia.ru/news/566871.
5. Официальный сайт «Российской газеты»http://www.rg.ru/.
6.Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ http://www.rosmintrud.ru.
7.Федеральная служба государственной статистики Режим доступа: www.gks.ru/‎.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.