Кейс-задание 1
Кейс-задания выполняются по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии.
Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до Д)
Вариант 2 – для студентов (фамилии с Е до К)
Вариант 3 – для студентов (фамилии с Л до Р)
Вариант 4 – для студентов (фамилии с С до Ц)
Вариант 5 – для студентов (фамилии с Ч до Я)
Вариант 1 Ситуация 1
Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою культуру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой формы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.
Одна американка в Японии посмотрела какой-то самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: “как, должно быть, жутко умирать от меча!” На что японка ответила, что, по ее мнению, страшнее быть застреленной из пистолета – не успеешь даже подготовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была поражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой частью американской культуры, чем-то понятны и родным. А поэтому, хотя потенциал убийства в пистолете заложен куда более страшный, чем в мече, пистолет представляется американке менее опасным…
Вопросы и задания:
1. Почему чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме?
2. Как на этом примере просматриваются нормы культуры? Социальные нормы?
3. Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему?
4. Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).
Ситуация 2 После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью (агрессия – асоциальное поведение). Вопросы и задания:
1. Определите вид девиантного поведения в выше указанном случае.
2. Как разные теоретические концепции объясняют природу данного поведения и ее развитие, как личностной характеристики?
3. В каких трех качествах выступают, как правило, агрессивные действия?
4. В чем, на Ваш взгляд, могут состоять этические вопросы, связанные с данным видом поведения? Какие их решения Вы могли бы предложить?
5. Какова многомерная классификация агрессии по Э. Бассу? Проанализируйте с ее помощью какую-либо умозрительную ситуацию, например, хулигана, разбившего витрину. Какие обстоятельства при этом могут иметь неоднозначную трактовку?
Ситуация 3
Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою культуру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой формы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.
В средневековой Японии ритуальное самоубийство – сэппуку – являлось одним из способов смыть нанесенное оскорбление в случаях, когда невозможно было ответить противнику мечом. Оскорбленный самурай, нередко на глазах недосягаемого противника, вспарывал мечом свой живот.
Его оруженосец для облегчения мук несчастного отрубал ему голову. Последний самурай – японский писатель Юкио Мисима – покончил с собой таким традиционным способом в 1970 году, после неудавшейся попытки военного переворота с целью свержения «продажного проамериканского правительства». Японский генерал, захваченный Мисимой в заложники, тщетно пытался отговорить своего похитителя от столь «бесчеловечного поступка». Вопросы и задания:
 Почему чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме?
 Как на этом примере просматриваются нормы культуры? Социальные нормы?
 Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему?
 Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).
Вариант 2 Ситуация 1
Прочитайте отрывок из письма: «Решила вам написать. То ли мое настроение, то ли судьба (?) в тот момент помогли мне найти любимого человека. А сейчас у меня наворачиваются слезы, почему – не знаю. Полная апатия ко всему, кроме плохих привычек.
Если посмотреть на мою жизнь, у меня все отлично: доучиваюсь в университете, зарабатываю неплохо, рядом отличные друзья, родители добрые, работящие люди, брат – золотые руки. А мне хочется спрятаться ото всех, уснуть на долго-долго.. Не нравлюсь самой себе, набрала
15 кг лишнего веса, стала ужасно ленивой, небрежной, неаккуратной, не могу начать заниматься полезным делом, кажется, что голова стала
деревянной. Когда ко мне обращаются другие, легко могу
успокоить, придать уверенность, «остудить»,разрешить конфликты. А себя мотивировать ничем не могу. Внутри пустота, мрак, тоска. Мне не о чем разговаривать с другими людьми, чувствую себя неодушевленным предметом. Зачем что-то делать, добиваться успеха, зачем диплом? Чтобы работать всю жизнь? Зачем работа? Зачем друзья? Зачем быть красивой? Зачем здоровье? Смысл жизни? Написала письмо, из глаз брызнули слезы. Пореву, успокоюсь, посплю; ведь завтра будет еще один следующий день… Антонина».
Вопросы и задания:
 Определите состояние, которое испытывает Антонина.
 Опишите его характеристики.
 Какие условия сформировали такое поведение?
 Предложите рекомендации по «выходу» из него.
Ситуация 2
Почитайте следующую притчу:
Приходит ученик к Учителю и говорит: “Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?”
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.
“Что изменилось?” – спросил он ученика. “Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде”, – ответил ученик. “Нет, – сказал Учитель, – это лишь поверхностный взгляд на вещи.
Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.
Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут”. “А кофе?” – спросил ученик.
“О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств. Они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации”.
Вопросы и задания:
 Какой психотерапевтический прием был применен Учителем? Была ли оказана помощь?
 Были ли использованы методы диагностики? Какие?
 Есть ли в вашем жизненном «багаже» притчи? Используете ли Вы их в своей практике?
Ситуация 3
Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Вопросы и задания:
 Определите вид девиантного поведения в выше указанном случае.
 В чем, на Ваш взгляд, могут состоять этические вопросы, связанные с понятиями данного поведения? Какие их решения Вы могли бы предложить?
 В чем причина данного поведения?
 Были ли в Вашей жизненной практике подобные случаи? Опишите их.
 Как разные теоретические концепции объясняют природу данного вида поведения, как личностной характеристики?
Вариант 3 Ситуация 1 1. Реакции на травмирующие переживания или ситуации, как плач, «надуться» и ни с кем не разговаривать и т.д.
– Заточили все-таки, – сказал он, зевнул еще раз, неожиданно прилег, голову положил на подушку, кулак по-детски под щеку, забормотал уже сонным голосом, без злобы: – Ну и очень хорошо… Сами же за все и поплатитесь. Я предупредил, а там как хотите! Меня же сейчас более всего интересует Понтий Пилат… Пилат…- тут он закрыл глаза.
(«Мастер и Маргарита»)
2. Человек в состоянии опьянения совершил преступление, а потом отказывается поверить в это. Или вспомните, как миссис Хадсон, полагая, что Холмс покоится на дне Рейхенбахского водопада, не позволяла входить доктору в его комнату, и заявляла намерение превратить ее в музей Холмса.
Вопросы и задания:
 Определите тип защитного механизма.
 Пусть некий автомобилист был оштрафован. Постарайтесь придумать от его имени несколько реплик, чтобы каждая содержала в себе определенный вид компенсации.
Ситуация 2
Известно, что у детей любого возраста часто обнаруживаются страхи. Однако случаи длительного их сохранения редки. Например, каждый ребенок прошел через фазу нежелания ходить в школу. Это может длиться день, неделю, месяц. Сохраняющееся же многие месяцы и даже годы нежелание ходить в школу, естественно, вызывает тревогу.
Вопросы и задания:
 Почему вызывает тревогу у социума (родители, педагоги и т.д.) такое поведение?
 Как возможно «увидеть», что поведение отклоняется от нормы?
 Приведите критерии отклоняющегося поведения.
Ситуация 3
Проанализируйте такие феномены, как сосание пальца у ребенка, кусание ногтей, произвольное возбуждение половых органов, раскачивание головой и туловищем, выдергивание волос. Вопросы и задания:
 Почему возникает такое поведение?
 Опишите его характеристики.
 Какие условия сформировали такое поведение?
 Предложите рекомендации по «выходу» из него.
Вариант 4 Ситуация 1
Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех девочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном гробу…» написала в предсмертной записке одна из них.
Вопросы и задания:
 Каковы социальные закономерности суицидов? В зависимости от каких факторов они находятся?
 Какова структура суицидального поведения?
 На какие группы подразделяют суицид? В чем их общие и отличительные особенности? К какой группе относится приведенный случай?
 Как исследователи классифицируют суицид?
Ситуация 2
Подростки с явной акцентуацией хотя и приспосабливаются к ссужающей среде, но в обычных ситуациях обращают на себя внимание шероховатостями, неровностями характера. Они любят командовать, не робеют перед незнакомыми людьми, но им явно недостает чувства меры, такта в общении со старшими. Живой ум и хорошие способности позволяют им хорошо учиться. Но учатся они неровно. А все из-за той же неугомонности, неусидчивости и, как следствие, недисциплинированности.
У них преобладает приподнятое настроение, они энергичны, но, встретив препятствие, могут дать вспышку раздражительности, а то и гнева. Такие ребята стремятся к лидерству, легко меняют увлечения, любят прихвастнуть, переоценивают свои возможности и способности. Схватывают все на лету, но не всегда этого достаточно для успешной учебы, отсюда и срывы в учении.
Эти ребята бурно реагируют на мелочный контроль и жесткую дисциплину, поэтому легко дают реакции эмансипации. Они тяготеют одиночеством, монотонной деятельностью, ненадежны там, где требуется кропотливая, тщательная работа. Не отличающаяся аккуратностью в обещаниях. Легкомысленно относятся к правилам и запретам, незаметно для себя могут перешагнуть грань допустимого, неразборчивы в знакомствах и могут оказаться в сомнительной компании. В поисках новых ощущений склонны к ранней алкоголизации и употреблению токсических веществ.
Есть у них и достоинства. В трудных случаях они не теряются, способны проявить находчивость. Но достоинства эти могут обернуться недостатками: дети легко начинают ловчить и изворачиваться. Если с уважением относиться к их мнению, поощрять полезную деятельность, поручать организацию серьезных дел, то можно направить их энергию на социально приемлемые поступки. Можно опираться на стремление к лидерству. Из-за соперничества у таких детей возможны конфликты с товарищами.
Вопросы и задания:
 Какой тип акцентуации приведен в примере?
 В каких же ситуациях эти подростки дают срывы?
 Когда воспитателю необходимо бьпъ особенно бдительным?
Ситуация 3
Прочитайте притчу:
В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и
продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
– Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
– Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
– Своему прежнему хозяину, – ответил один из учеников.
– Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.
Вопросы и задания:
 Какой психотерапевтический прием был применен Учителем? Была ли оказана помощь?
 Были ли использованы методы диагностики? Какие?
 Есть ли в вашем жизненном «багаже» притчи? Используете ли Вы их в своей практике?
Вариант 5 Ситуация 1 В течение последнего года, после того, как Николай перешел в новую школу, у него появились нервные тики в форме привычки подергивать плечами и скрипеть зубами. Эта привычка проявлялась только в период учебы. Она становилась более заметной, если он нервничал, и исчезала, когда он играл. Наконец, в течение последних месяцев пребывания в этой школе тики ребенка начали постепенно ослабевать. Вскоре после того, как мальчику снова пришлось переменить школу, у него появился «нервный кашель», который, подобно тикам, становился более выраженным в минуты волнения. Эта новая привычка просуществовала несколько месяцев и потом исчезла. Кроме того, после перемены мест учебы он начал кусать ногти. Во всем же остальном это был достаточно благополучный ребенок, лишенный каких бы то ни было страхов или тревог. У него было много друзей и хорошая атмосфера в семье. После школы обычно он любил поиграть в футбол, и за ним часто заходили другие дети. Иногда у него возникали ссоры и драки с братьями, но в целом их отношения были неплохими. Добрый и дружелюбный Николай отличался независимым поведением и не любил демонстрировать свою физическую силу. Он обладал хорошей способностью к умственному сосредоточению и нормально учился в школе. Его отец был веселым, уравновешенным, хотя и несколько тревожным человеком. Особенно его волновали вопросы, касающиеся работы, к которой он относился очень серьезно. Иногда это делало его раздражительным. Мать Николай по сравнению с отцом обладала более легким характером.
Вопросы и задания:
 Как в психотерапевтической практике называется такой метод описания случая клиента?
 Когда уместно его применять?
 Что такое дидактогении?
 Какова роль педагога в реализации педагогического подхода к поведенческим девиациям?
Ситуация 2
Почитайте отрывок из письма:
«Не знаю, к кому обратиться за помощью. Как выйти из каждодневного
кошмара, который разъедает мою жизнь, портит отношения с мужем, доводит до нервных срывов? Я люблю Сергея, но никак не могу принять
его табачную зависимость и никогда не смогу, просто не смирюсь с этим. Пообещал бросить курить, продержался месяц, а потом сказал,
что не может больше мучиться, что нарушит обещание, и закурил не продержался и два дня. Пробовали несколько способов, ничего не
помогает: говорит, что на него ничего не действует, потому что он понимает механизмы бросания и потому что это «наркотическая
зависимость:, психологическая прежде всего. Не могу работать, психованный до нельзя, потому что ломка. Курит 15 лет. Иглоукалывание не помогло, то ли потому, что на шарлатанов попали, то ли потому, что нет твердого решения бросить. Говорит, что не представляет себя без сигареты,
что бросить курить методом «силы воли» невозможно (а дед мой бросил и дядя тоже – курильщики с еще большим стажем). Каждая его выкуренная сигарета доставляет мне такую боль, что я ее уже физически чувствую, каждый раз душат слезы. Подскажите, как можно справиться с этим
чудовищем? Я не верю в наше будущее, пока есть этот враг. Но почему другие могут бросить, а он нет?! Боится, что придется страдать? Ну, не вечно же!
Книгу Алена Карра «Легкий способ бросить Курить»: читал 2 раза, но так и не бросил. Проблема, говорит, знаешь в чем? В том что меня нахлобучивает с сигареты, я испытываю удовольствие:
Удовольствие, которое губит меня и наши отношения! Твержу ему об этом, кричу! А он в ответ: «Да, я чувствую себя последней сволочью каждый раз, когда скручиваю сигарету, а ты это ощущение усиливаешь!»
Мы в гражданском браке, и я сказала Сергею, что распишусь с ним, только когда он бросит курить навсегда. Но знаю: даже пригрози я, что уйду совсем, ничто не изменится, он выберет сигарету, хоть и говорит, что любит меня. Отец мой тоже курит как паровоз. Каждый раз я в ужасе от того, как его по утрам выворачивает наизнанку от кашля..
Не хочу, чтобы то же самое было с мужем. Ее хочу этого ада. Он уже кашляет, болит периодически нога, страдает потенция, сам боится,
что станет импотентом в 32 года.. Спасите нас! Галя.
Вопросы и задания:
 Как бы Вы сказали и посоветовали Галине?
 Каков механизм физической алкогольной табачной зависимости?
 Проанализируйте перечень факторов риска и защиты от риска алкоголизма, и отделите (где это возможно) пункты, имеющие только психологическое содержание от имеющих социально-психологическое и социологическое содержание.
 Какие рекомендации можно дать Галине?
 Какие методики психокоррекции можно применить?
Ситуация 3
1) Рассмотрите ситуации:
Ханжа – человек, скрывающий свои сексуальные влечения и выискивающий малейшие «грязные» намерения в действиях окружающих.
Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть – судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают,
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств – из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?
Ж..-Б. Мольер «Тартюф»
2) Женщина, не реализующая свою сексуальность, вполне может превратиться в мужененавистницу. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой. Правда вскоре можно будет заметить, что его забота создает сестре значительные трудности и проблемы и явно тяготит ее.
Вопросы и задания:
 Определите типы защитных механизмов.
 Пусть некий автомобилист был оштрафован. Постарайтесь придумать от его имени несколько реплик, чтобы каждая содержала в себе определенный вид компенсации.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.