Содержимое

Введение

 

Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослабле­нию роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хо­зяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Один за одним возникли и вы­делились внебюджетные фонды.

Одна из основных задач функционирования государства – социальная защита. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Особое значение среди  государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – выявить роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить цели обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;

– выявить особенности организации деятельности фонда обязательного медицинского страхования;

– проанализировать доходы и расходы фонда обязательного медицинского страхования;

– выявить перспективы развития социальных внебюджетных фондов РФ.

Объект исследования  – федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Предмет исследования – функционирование федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.

Методы исследования –  монографический, табличный, аналитический, графический и другие.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал, данные периодической печати.

Курсовая работа изложена на 59 листах машинописного текста, содержит таблицы и рисунки.

1. Теоретические основы функционирования федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ

1.1. Основы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

1.2. Организация деятельности фонда обязательного медицинского страхования

1.3. Развитие системы обязательного социального страхования – важнейшее направление социальной политики в XXI веке.

1.1. Основы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Практически у каждого гражданина Российской Федерации есть страховой медицинский полис, на основании которого населению оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Организации и предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками единого социального налога. Определенная доля ЕСН уплачивается в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).

Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (далее – Закон о медицинском страховании) установлены два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. В ст.2 этого Закона сказано, что в качестве субъектов медицинского страхования выступают граждане, страхователи, страховые медицинские организации и медицинские учреждения.

Граждане являются застрахованными лицами. Кто будет для них страхователем по обязательному медицинскому страхованию, зависит от того, работают они или нет. Что касается работающих граждан, то страхователями выступают работодатели, заключившие с ними трудовые или гражданско-правовые договоры. Для неработающего населения страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Страховая медицинская организация осуществляет обязательное медицинское страхование только при наличии лицензии на право заниматься этой деятельностью. В обязанности такой организации входит финансирование предоставления застрахованным лицам медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения осуществляют деятельность по оказанию медицинской помощи населению на основании лицензии.

С целью реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС и ТФОМС). Они аккумулируют поступающие от страхователей финансовые средства, разрабатывают правила обязательного медицинского страхования граждан, а также выполняют другие функции в рамках реализации возложенных на них задач [18, c. 185].

Рассмотрим структуру Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Структура Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.

Правление Федерального фонда обязательного медицинского страхования является коллегиальным органом управления Федерального фонда ОМС.

Состав Правления Федерального фонда ОМС утверждается Правительством Российской Федерации.

В состав Правления Федерального фонда ОМС входят представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций.

 

 

Управление организации ОМС создано в целях осуществления организации деятельности субъектов ОМС, защиты прав граждан, взаимодействия с регионами.

 

Задачами Управления организации ОМС являются:

  • разработка в пределах компетенции нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1491-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (в редакции Закона  от 02.04.1993 № 4741-1) и направленных на совершениствование системы обязательного медицинского страхования;
  • анализ осуществления обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, в том числе анализ территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования;
  • организационно-методическое взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, с медицинскими учреждениями, работающими в системе ОМС, страховыми медицинскими организациями, осуществляющими ОМС;
  • взаимодействие с Российской медицинской ассоциацией, с Всероссийским союзом страховщиков по ОМС, медицинскими ассоциациями, профессиональными союзами по вопросам осуществления ОМС в Российской Федерации.

Управление модернизации системы ОМС является самостоятельным структурным подразделением Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Управления модернизации системы ОМС являются:

  • анализ и оценка деятельности системы ОМС Российской Федерации как составной части обязательного социального страхования;
  • анализ и оценка функционирования обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации с учетом особенностей социально-экономического развития;
  • проведение мониторинга и подготовка аналитических материалов по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;
  • анализ и оценка деятельности субъектов Российской Федерации по реализации пилотного проекта по организации обязательного медицинского страхования с учетом особенностей социально-экономического развития;
  • оказание организационно-методической помощи субъектам Российской Федерации в подготовке и экономическом обосновании программ и проектов по модернизации системы ОМС и нормативно-правовых документов по совершенствованию ОМС;
  • организация деятельности Методического Совета по координации и экспертной поддержке организации научно-исследовательских работ, а также разработка технического задания и заключение контрактов на выполнение научно-исследовательских работ для нужд ФОМС.

Финансово-экономическое управление является самостоятельным структурным подразделением Федерального фонда обязательного медицинского страхования, действует в соответствиии с Уставом Федерального фонда ОМС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 29.07.1998 № 857, и подчиняется заместителю директора ФОМС, курирующему Финансово-экономическое управление, и директору Федерального фонда ОМС.

Основными задачами Финансово-экономического управления являются:

  • нормативно-методическое обеспечение деятельности территориальных фондов ОМС: порядок финансового взаимодействия в системе ОМС, организация бюджетного процесса ТФОМС, порядок расчета тарифов на медицинские и иные услуги, оказываемые в системе ОМС, способы и порядок оплаты медицинской помощи в системе ОМС и др.;
  • выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС по финансированию территориальных программ ОМС;
  • организация работы по формированию проектов законов о бюджете ФОМС на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в бюджет ФОМС на очередной финансовый год и плановый период, об исполнении бюджета ФОМС за отчетный финансовый год, а также участие в обеспечении исполнения бюджета ФОМС в текущем финансовом году;
  • осуществление финансирования расходов на оказание отдельным категориям  граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение  лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов;
  • обеспечение финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

 

 

1.2. Организация деятельности фонда обязательного медицинского страхования

 

При обязательном медицинском страховании регистрацию страхователей осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Это установлено ст.9.1 Закона о медицинском страховании. Порядок регистрации зависит от категории страхователя.

Так, с 1 января 2007 г. организации и индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности самостоятельно регистрироваться в государственных внебюджетных фондах, в том числе и в ТФОМС. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” налоговый орган самостоятельно в течение пяти рабочих дней направляет в государственные внебюджетные фонды сведения из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). После получения данной информации территориальный фонд обязательного медицинского страхования в пятидневный срок обязан зарегистрировать организацию или предпринимателя в качестве страхователей, а также известить их о присвоенном регистрационном номере. Такой порядок определен ст.9.1 Закона о медицинском страховании [26, c. 175].

>

Доступа нет, контент закрыт

2. Анализ деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования жжи направления его совершенствования

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Доходы и расходы фонда обязательного медицинского  страхования

2.2. Стратегические проблемы системы обязательного социального страхования и его отличие от добровольного.

2.1. Доходы и расходы фонда обязательного медицинского страхования

 

Важнейшим отличием страховых взносов от налоговых платежей является их возмездный, эквивалентный характер: объему прав застрахованных (стоимость социальных прав) должен эквивалировать объем финансовых обязательств страховых фондов (фондов, действующих в соответствии со страховыми принципами). Это означает, что в случае наступления страхового события конкретному застрахованному законодательно гарантированы соответствующие страховые выплаты.

На основании страхового тарифа устанавливается эквивалентность между объемом прав застрахованных и объемом обязательств страхового фонда. Для обеспечения такой эквивалентности, обоснования размера страховых взносов (страховых премий) и обеспечения сбалансированности между доходами и расходами Фонда на основании статистики о наступлении страховых событий проводятся расчеты (в определенных случаях – актуарные расчеты), формируются страховые резервы, производится перестрахование рисков.

В России отсутствует развернутая статистическая база, что затрудняет проведение соответствующих расчетов и создание механизмов, обеспечивающих сбалансированность прав застрахованных и обязательств государственных внебюджетных фондов. За годы, прошедшие с момента реформирования системы обязательного социального страхования, страховые тарифы остаются практически неизменными, хотя неоднократно исполнительной властью предпринимались попытки их пересмотра. Однако в значительной степени из-за неубедительности представляемых расчетов предложения о пересмотре страховых тарифов отклонялись законодательной властью.

Фонд обязательного медицинского страхования был создан Указом Президента РФ от 24.02.93г. для финансового обеспечения закона РФ Об обязательном медицинском страховании в РФ [25, c. 175].

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным некоммерческим учреждением. Его основными задачами являются:

– финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

– обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создания условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой компании обязательного медицинского страхования;

– аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы.

Доходы фонда складываются за счет:

– ЕСН;

– ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ и территориальных – за неработающее население;

– добровольных взносов юридических и физических лиц;

– доходов от использования временно свободных денежных средств;

– нормированного страхового запаса фонда;

– поступлений из других источников.

Основные направления расходов фонда связаны с целями его создания:

– финансирование деятельности учреждений здравоохранения;

– финансирование медицинской науки;

– содержание аппарата фонда;

– другие расходы.

Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

Управление фондом осуществляется коллегиальным органом- правлением и постоянно действующим исполнительным органом- директором. Территориальные фонды создаются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства и имущество всех фондов находятся в федеральной собственности.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2008 год был принят до начала очередного финансового года и утвержден Федеральным законом от 31 декабря 2007 года № 188-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год”.

Федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год разработан на основании законодательных актов и нормативно-методических документов по обязательному медицинскому страхованию, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.02 № 186 “О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год”, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2009 года и перспективного финансового плана до 2009 года”, сценарных условий для разработки прогноза социально-экономического развития России на 2008 год и параметров прогноза до 2009 года и основных макроэкономических показателей на 2008-2009 годы, а также с учетом глав 24 “Единый социальный налог (взнос)”, 26 “Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)” части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Принципиальным отличием бюджета ФОМС на 2008 год от бюджета прошлых лет является то, что в целях реализации принципа единства бюджетной системы Российской Федерации, он разработан в соответствии с применением единой бюджетной классификации Российской Федерации.

Для разработки доходной части бюджета использовались прогнозные показатели поступления единого социального налога и единого сельскохозяйственного налога, в части подлежащей зачислению в ФОМС, разработанные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Поступления единого социального налога определены в сумме 5030 млн. рублей, единого сельскохозяйственного налога – 9,2 млн. рублей.

Прочие доходы определены в сумме 33,93 млн. рублей, которые включают расчетную сумму процентов по остаткам средств ФОМС на счете в соответствии с договором банковского счета.

Кроме того, в соответствии с федеральным законом от 24.07.02 № 104-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах”, в доходную часть бюджета ФОМС в 2008 году предусмотрено поступление 117 млн. рублей от уплаты индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и 24,3 млн. рублей от уплаты единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения.

Сумма поступлений в 2008 году средств погашения задолженности предыдущих лет по страховым взносам, пеням и штрафам составит 99,9 млн. рублей.

Таким образом, общая сумма доходов в бюджете Федерального фонда ОМС составит 5314,33 млн. рублей.

Параметры расходной части бюджета ФОМС были определены в соответствии с возложенными на Федеральный фонд ОМС уставными задачами. Приоритетным направлением при исполнении бюджета по-прежнему будет являться обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС путем выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Средства, направленные на эти цели составят наибольший удельный вес в структуре расходов – более 86%. Всего, с учетом нормированного страхового запаса определена сумма в размере 4606,43 млн. рублей. Средства нормированного страхового запаса (350 млн. рублей) предусмотрены в бюджете ФОМС для обеспечения стабильного функционирования системы обязательного медицинского страхования на случай возникновения критического положения с финансированием программ ОМС в результате различных чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, эпидемические вспышки заболеваний, террористические акты и др.) в том или ином субъекте Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в федеральном законе “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год” впервые появилась статья (статья 4), предусматривающая возврат в бюджет ФОМС субвенций в случае их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые Правлением ФОМС. Таким образом, норма, предусмотренная статьей 4, позволит создать правовые механизмы воздействия на получателей субвенций ФОМС в случае их нецелевого использования, либо нарушения сроков использования.

Учитывая высокую социальную значимость мероприятий, направленных на снижение уровня показателей детской и материнской смертности, заболеваемости детей, подростков и женщин в 2008 году Федеральный фонд ОМС по согласованию с Минздравом России продолжит финансирование федеральной целевой программы “Охрана материнства и детства”. На эти цели в бюджете ФОМС предусмотрено 600 млн. рублей, что составляет 11% от общей суммы доходов.

На обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, осуществляемых Федеральным фондом ОМС во исполнение уставных задач предусмотрено направить 3% от доходов ФОМС.

Так, в соответствии с Концепцией информатизации системы обязательного медицинского страхования на 2000-2009 гг. в бюджете текущего года предусмотрено 40 млн. рублей на выполнение работ по созданию единого информационного пространства системы ОМС и здравоохранения путем интеграции информационных систем лечебных учреждений, органов управления здравоохранения, территориальных фондов ОМС и их филиалов, страховых медицинских организаций, вычислительных центров Федерального фонда ОМС и Минздрава России в Единую информационную систему отрасли, проведения единой технической политики и совместного использования информационных и вычислительных ресурсов и телекоммуникационных сетей.

Кроме того, предусмотрены следующие расходы:

– на научные исследования в области обязательного медицинского страхования, имеющие прикладное значение и направленные на разработку политики и стратегии дальнейшего развития и совершенствования системы ОМС в Российской Федерации, отработку информационных, финансово-экономических и правовых механизмов управления системой ОМС на федеральном и территориальном уровнях, оценку эффективности деятельности системы ОМС и ее роли в реформировании здравоохранения и обеспечения населения медицинской помощью – 4 млн. рублей;

– на подготовку и переподготовку специалистов системы обязательного медицинского страхования – 3 млн. рублей;

– на проведение региональных совещаний и конференций – 1,5 млн. рублей;

– на международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования – 3,5 млн. рублей;

– на информационно-публицистическую деятельность – 3 млн. рублей.

Расходы на содержание Федерального фонда ОМС определены в сумме 52,9 млн. рублей, или 1,1% от доходов ФОМС.

Остатки средств на начало и конец года предусматриваются в сумме 10 млн. рублей и являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета ФОМС в 2008 году.

Доступа нет, контент закрыт

3. Перспективы развития социальных внебюджетных фондов РФ

Итоги функционирования экономики в условиях пониженных ставок единого социального налога свидетельствуют, что цели, поставленные при снижении ставок налога, не достигнуты: не произошло значительного роста заработной платы и поступлений единого социального налога.

По результатам проведенного анализа предложено два возможных пути повышения эффективности процедур исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога:

– принципиальное реформирование единого социального налога с отказом от установления единой ставки налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и выделением из этого налога страховых взносов на обязательное социальное страхование, осуществляемое в рамках системы Фонда социального страхования РФ, с возложением функций администрирования указанных страховых взносов в полном объеме на страховщиков – соответственно органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ;

– совершенствование законодательства по единому социальному налогу при сохранении существующих механизмов его исчисления и уплаты путем устранения имеющихся проблем и противоречий [14, c. 162].

Выбор носит принципиальный характер. И это политическое решение должно принять Правительство Российской Федерации.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

 

Заканчивая рассмотрение данной темы можно сделать следующие выводы:

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные социальные фонды.

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Бюджет фонда Обязательного медицинского страхования устанавливается без дефицита и без профицита, т.е. доходная часть бюджета совпадает с расходной, и равна 5 314,33 миллионам рублей.

Доходы бюджета Фонда на 2008 год формируются за счёт налогов, страховых взносов и иных поступлений в объёмах согласно таблице.

По результатам проведенного анализа предложено два возможных пути повышения эффективности процедур исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога:

– принципиальное реформирование единого социального налога с отказом от установления единой ставки налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и выделением из этого налога страховых взносов на обязательное социальное страхование, осуществляемое в рамках системы Фонда социального страхования РФ, с возложением функций администрирования указанных страховых взносов в полном объеме на страховщиков – соответственно органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ;

– совершенствование законодательства по единому социальному налогу при сохранении существующих механизмов его исчисления и уплаты путем устранения имеющихся проблем и противоречий.

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с пос. изменениями от 20.08.2007 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. № 152-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год” // СЗ РФ от 1 января 2001 г., № 1 (Часть I), ст. 4
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 185-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год” (с изменениями от 9 июня 2003 г.) // СЗ РФ от 31 декабря 2001 г., № 53  ст. 5021
  4. Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 188-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год” // СЗ РФ от 6 января 2003 г. № 1 ст. 3
  5. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утв. постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1) (с изменениями от 24 марта 2001 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 апреля 1993 г., № 17
  6. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857) СЗ РФ от 10 августа 1998 г., № 32, ст. 3902
  7. Андреева О.Н.. Контроль качества медицинской помощи – основа защиты прав пациентов// Медицинский вестник. – 2007. – №32.
  8. Ахмедов С.А., Рахманов Ф.П. Оценка качества услуг учреждений здравоохранения в условиях страховой медицины. М.:ИСЭПН РАН, – 2006. – с.230
  9. Балтина А.М. Социальные расходы как объект бюджетного регулирования // Финансы. – 2007 г. – №9.
  10. Бланд Д. Страхование: принципы и практика/Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  11. Воблый К. Г. Основы экономики страхования. – М.: АНКИЛ, 1993.
  12. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2008 г.
  13. Горшенина О. ЕСН: делить будем по-новому // Практическая бухгалтерия. – 2006. – №1.
  14. Григорьев К.Н Страховка автотранспорта //Автомобильный транспорт, 2001,№ 8.
  15. Гришин В.В. Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования // Финансы. – 2006. – № 3.
  16. Гришин В.В., Семенов В.Ю. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 2008. – с.125.
  17. Ефимов С. Л. Экономика и страхование: Энциклопедический словарь. – М:: Церих-ПЭЛ, 2004.
  18. Лаврова Ю.В. Обязательное медицинское страхование – зарубежный опыт // Финансы. – 2006. – № 8.
  19. Левант Н.А. Организация медицинского страхования в России, М., 2005. – с.215
  20. Манэс А. Основы страхового дела. — М: АНКИЛ, 1992.
  21. Пантелеев В.А Меры, как усовершенствовать страховку автомобилей //За рулем, 2003,№ 6.
  22. Райхер В, К. Общественно-исторические типы страхования. — М.: ЮКИС, 1992
  23. Рубина Ю. Б., Солдаткин В. И. Страховой портфель.: Учебное пособие. – М.: Соминтек, 2007.
  24. Семенков А.В. Медицинское страхование. – М.: Финстатинформ, 2006. – с.123.
  25. Современная экономика / Учебный курс. – Ростов на Дону. Феникс,2007.
  26. Современное состояние и проблемы обязательного медицинского страхования // Финансовый бизнес. № 5, 2005. С. 2-6.
  27. Страхование: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2007. – с. 145.
  28. Страховое дело / Под редакцией профессора Л.И Рейтмана – М.; 2008.
  29. Страховой портфель/Под ред. Ю. Б. Рубина и В. И. Солдаткина – М.: СОМИНТЭК, 2004.
  30. Таранов А.М. Центральная проблема ОМС – неисполнение обязательств регионов // Медицинское обозрение 2007 № 13.
  31. Турбина К. Е. Тенденции развития мирового рынка страхования – М: АНКИЛ, 2000.
  32. Финансы / Под редакцией Родионовой В.М.- М.: Финансы и статистика,2005.
  33. Четыркин Е.В. Медицинское страхование на западе и в России// Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 12.
  34. Шевчук В.А. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. – М.: Издательский центр “Анкил”, 2006.
  35. Шинкаренко И.Э. Страхование ответственности /Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  36. Шолпо Л.С. Сочетание общественного и частного в решении основных проблем медицинского страхования// Здравоохранение. № 6, 2007. с.45-52.
  37. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  38. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования, http://www.ffoms.ru



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.