Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном мире, в условиях усиления нестабильности, турбулентности и динамичности политических, экономических, социальных и иных процессов, составляющих повестку дня мировой экономики и политики, происходит нарастание количества всевозможных угроз, оказывающих негативное воздействие на безопасность государства и общества. К числу таких угроз относится, в том числе, и контрабанда.
Контрабанда – одна из самых актуальных международных проблем, существующих в настоящее время. Она представляет наибольшую общественную опасность среди других таможенных преступлений, поскольку совершается на территории двух и более государств, и, соответственно, представляет угрозу экономической и общественной безопасности сразу нескольких государств. Вместе с тем, контрабанда не просто наносит ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств, но также и подрывает стабильность международных отношений в целом. Можно заметить, что в настоящее время контрабанда присутствует практически во всех государствах.
В последнее время участились случаи террористических проявлений (особенно международного характера), обнаружений и приостановлений каналов нелегальных поставок контрабандного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и иного имущества, в связи с этим на первый план выводится борьба с таким негативным явлением, как контрабанда. Особая роль в борьбе с контрабандой и обеспечением экономической безопасности отводится таможенным органам. На таможенные органы Российской Федерации возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства. Они выступают одним из главных инструментов по осуществлению экономической политики страны, обеспечению ее экономических интересов на международном уровне, развитию независимой экономики.
Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. В современных условиях борьба с контрабандой и обеспечением экономической безопасности является достаточно важной и своевременной темой для исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе борьбы с контрабандой и обеспечением экономической безопасности в России.
Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является проведение комплексного научного анализа борьбы с контрабандой и обеспечением экономической безопасности.
Данная цель достигалась при решении ряда взаимосвязанных задач:
• определения понятия экономической безопасности и механизма ее обеспечения;
• рассмотрения контрабанды как угрозы национальной безопасности России;
• исследования исторических аспектов борьбы с контрабандой в России;
• изучения организации деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой в России;
• выявления путей совершенствования деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой в Российской Федерации;
• исследования международного сотрудничества в борьбе с контрабандой.

Предметом исследования выступают нормы международного, таможенного, административного и уголовного законодательства, научные доктрины, а также правоприменительная практика.
Методологическая основа исследования. В процессе работы использовались общие, общенаучные и специальные методы научного познания, такие как: исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и ряд других.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, затрагивающих в своих работах проблемные вопросы борьбы с контрабандой и обеспечением экономической безопасности. Исходным материалом послужили труды: О.В. Аверьяновой, Ю.О. Алехиной, Ю.Э. Алиевой, О.В. Березиной, А.В. Бондаревой, А.В. Бреева, Е.В. Василенко, А.О. Вихляева, В.А. Геращенко, А.Г. Волеводза, М.А. Григорьевой, П.П. Журило, А.Н. Климоновой, Ю.В. Королева, Ю.Б. Костровой, Е.Н. Курочкиной, В.М. Малиновской, А.С. Молчана, М.Е. Огановой, В.В. Пиляевой, Л.А. Прохорова, С.В. Саенко, А.В. Скачко, В.В. Радионова, Я.Ю. Радюкова, Ш.Р. Рашитова, Л.Ф. Рогатых, М.О. Румянцевой, В.Н. Рябова, А.Г. Савицкого, К.С. Сафоновой, А.А. Смирновой, И.А. Сушковой, М.В. Талана, В.В. Уманжиновой, Ю. Фатиной, М.О. Федорищенко, М.А. Федоровской, И.Н. Шамаева, Г.А. Шариновой и некоторых других .
Нормативной базой послужили Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, Таможенный кодекс Таможенного союза, Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств – членов таможенного союза, Соглашение о взаимной
административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Указ Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и ряд других, относящихся к теме исследования.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающие шесть параграфов, заключения и списка используемых источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНТРАБАНДЫ

1.1. Понятие экономической безопасности и механизм ее обеспечения

1.2. Контрабанда как угроза национальной безопасности России

1.1. Понятие экономической безопасности и механизм ее обеспечения

Обеспечение экономической безопасности – это стратегическое направление в деятельности как отдельно взятого предприятия, так и государства. Данная тенденция усиливается тем, что процесс глобализации экономики является необратимым естественным эволюционным процессом развития общества, а также тем, что экономическая система отдельно взятого государства в современных условиях все больше зависит от экономик иностранных государств, поскольку в современной мировой экономике большинство процессов представляют собой цепную реакцию .
Следует отметить, что безопасность первоначально рассматривалась только с точки зрения физической защищенности территории. Так, еще в период средневековья до введения в употребление терминов «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» правители задумывались о том, как обеспечить защищенность и процветание своих стран и территорий. Для этого ими использовались крайне протекционистские меры, ограничение импорта, закрытость экономики. Однако дальнейшее развитие человеческой цивилизации сделало невозможным ограничение развития мировых экономических отношений, глобализации и интеграции, а развитие международного разделения труда, обмен и сотрудничество стали двигателями прогресса . В то же время, с другой стороны, все эти современные тенденции несут угрозы экономической безопасности государства.
Термин «экономическая безопасность» стал широко использоваться в период великой депрессии. Указом президента США Ф.Д. Рузвельта в 1934 г. был создан Федеральный комитет по экономической безопасности. Вместе с тем это не означало выделения «экономической безопасности» в отдельную экономическую категорию. Созданный комитет занимался «экономической безопасностью» отдельных лиц, причем первостепенной задачей была борьба с безработицей. Следует заметить, что понятие «economicsecurity» в англоязычных странах до сих пор используется преимущественно в первоначальном смысле как защищенность частных лиц и домохозяйств от резкого ухудшения финансового положения .
В настоящее время существуют различные подходы к трактовке термина «экономическая безопасность», однако все ученые сходятся в своих мнениях на том, что данное понятие тесно взаимосвязано с такой категорией, как «национальная безопасность». Указанные понятия соотносятся между собой как целое и частное, то есть экономическая безопасность является частью системы национальной безопасности государства. Причем обе категории непосредственно влияют друг на друга.
Определение понятия «национальная безопасность» содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. Согласно п. 6 данной Стратегии «национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» . Национальная безопасность включает в себя оборону страны, а также все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Это, прежде всего, такие виды безопасности, как: государственная безопасность, общественная безопасность, экономическая безопасность, экологическая безопасность, информационная и транспортная безопасность, а также безопасность личности .
Экономическая безопасность государства представляет составную часть системы безопасности страны наряду с такими ее слагаемыми, как оборонная, экологическая, социальная, информационная и т.д. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое. Вместе с тем, фундаментальная роль отводится именно экономической безопасности, поскольку без нормально функционирующей экономики невозможно достойное существование экологической, социальной, информационной и ряда других сфер. Экономическая безопасность в основном характеризуется уровнем развития производства и экономики, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей .
Как нами уже говорилось выше, в настоящее время не существует единого универсального определения понятия «экономическая безопасность». Ученые при попытке дать определение данной категории концентрируют свое внимание на различных процессах. Можно выделить 3 группы авторов, концентрирующих свое внимание на 3-х определенных процессах. Так, первая группа авторов определяет экономическую безопасность как состояние, в котором народ может самостоятельно, без вмешательства извне, определять пути и формы своего экономического развития . Другая группа авторов под экономической безопасностью государства понимает состояние возможности и готовности экономики обеспечить устойчивость экономического положения личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства в условиях внутренних и внешних угроз и влияний . Третья группа авторов экономическую безопасность определяет как совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному, динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребностям общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь .
Что касаемо сущности экономической безопасности государства, то она определяется состоянием экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов .
Для того чтобы обеспечить экономическую безопасность Российской Федерации и решить поставленные перед ней задачи необходим соответствующий механизм для их реализации. Под механизмом обеспечения экономической безопасности страны принято понимать систему организационно-экономических и правовых мер для предотвращения экономических угроз.
Механизм обеспечения экономической безопасности страны должен включать в себя следующие элементы:
– во-первых, объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
– во-вторых, выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
– в-третьих, деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики .
Следует заметить, что механизм обеспечения экономической безопасности государства в настоящее время реализуется с помощью государственной стратегии, которая является идеологией развития и учитывает стратегические приоритеты и национальные интересы государства. В связи с этим главной целью экономической стратегии можно назвать формирование структуры экономики и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, которые способны создавать условия для внедрения капитала в новое русло развития экономики .
Одним из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности является создание системы гибкого регулирования рыночной экономики. В такую систему целесообразно включить следующие основные подсистемы:
– во-первых, макроэкономическое регулирование, которое устанавливало бы общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;
– во-вторых, индикативное планирование, на основе которого бы осуществлялась ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики;
– в-третьих, другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования с использованием экономических методов для всех типов организаций .
Еще одним важным аспектом стратегии экономической безопасности является устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Вместе с тем, проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов .
Как известно, государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, среди основных приоритетов которой называются достижение устойчивости экономического положения личности, социально- экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти. В связи с этим необходимо создать отлаженную и надежную систему государственного воздействия на экономику, которая позволила бы осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований и могла бы взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом должны быть четко определены границы и критерии (условия) государственного вмешательства в экономику, к примеру, границы государственного сектора, а также обеспечено развитие эффективных методов государственного регулирования.
Кроме того, государство должно осуществить комплекс мер, в первую очередь, по обеспечению экономического роста, что, соответственно, и будет гарантией экономической безопасности страны. Причем указанные меры должны охватить все сферы экономики. К числу таких мер можно отнести осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований, и т.д.
В то же время социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Так, определенный позитивный сдвиг наблюдался в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени. Вместе с тем процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается. Это является дестабилизирующим фактором, который создает потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.
Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, которая способствовала бы повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. Во время проведения такой политики должны соблюдаться следующие основные принципы: 1) последовательная децентрализация инвестиционного процесса; 2) повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения); 3) значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов; 4) использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства.
Важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. К одной из таких угроз относится, в том числе, и контрабанда. О ней мы и поговорим дальше.
Таким образом, экономическая безопасность – важная составляющая национальной безопасности государства, одна из ее основ, оказывающая огромное воздействие на все системы национальной безопасности государства. Обеспечение экономической безопасности является важной стратегической задачей в деятельности государства. Для обеспечения экономической безопасности существует специальный механизм, включающий систему организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Важнейшим элементом такого механизма является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. К одной из таких угроз относится, в том числе, и контрабанда.

1.2. Контрабанда как угроза национальной безопасности России

На данный момент контрабанда является довольно частым преступлением, как в России, так и по всему миру и по праву считается самым опасным преступлением в сфере экономики на международном уровне. Данный вид преступления наносит значительный вред экономике страны и существует по всему миру. Сложно представить государство, чья правовая и таможенная система полностью исключает возможность ввоза или вывоза контрабандной продукции.
Само слово «контрабанда» произошло от итальянского «contra-bando» («contra» – против, «bando» – правительственный указ) и вошло во многие современные языки. Оно включает понятие нарушение закона государства или правительственного распоряжения . Слово «контрабанда» также означает товар или какой-либо запрещенный к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или пронесенный через границу государства .
В настоящее время к наиболее распространенным видам контрабанды относятся:
– незаконный оборот наркотических и психотропных средств;
– незаконный оборот оружия и боеприпасов;
– незаконный оборот культурных ценностей;
– незаконный оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;
– незаконный оборот валюты;
– незаконный оборот транспортных средств и их комплектующих;
– незаконный оборот драгоценных камней и ювелирных изделий;
– незаконный оборот объектов интеллектуальной собственности.
Так, согласно официальной статистика, только за 9 месяцев 2015 г. по материалам оперативных подразделений таможенных органов возбуждено 1379 уголовных дел. Наибольшее количество уголовных дел возбуждено за уклонение от уплаты таможенных платежей – 444 уголовных дела. По фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов возбуждено 246 уголовных дел, за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, вооружения и военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов возбуждено 412 уголовных дел .
Вместе с тем, принимая во внимание данную статистику, нельзя не учитывать высокую латентность данного вида преступлений.
Следует заметить, что на активность контрабандной деятельности влияют как внутренние, так и внешние факторы.
К внешним факторам, представляющим угрозу национальной безопасности Российской Федерации и способствующим контрабанде, можно отнести:
– во-первых, потерю традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции, а также преобладание сырьевых товаров в российском экспорте;
– во-вторых, зависимость России от импорта различных видов продовольственных товаров;
– в-третьих, не замкнутость таможенной границы, а также недостаточный экспортный и валютный контроль;
– в-четвертых, неразвитость организационной, финансовой и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.
К внутренним факторам, которые представляют угрозу национальной безопасности и способствуют контрабанде, можно отнести:
– во-первых, низкую конкурентоспособность национальной экономики, вызванную отсталостью технологической базы большинства отраслей;
– во-вторых, вытеснение отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
– в-третьих, несовершенство правового законодательства, низкую правовую, договорную и финансовую дисциплину многих экономических субъектов на рынках нашей страны;

>

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 2. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ В РОССИИ

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Исторические аспекты борьбы с контрабандой в России

2.2. Организация деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой в России

2.1. Исторические аспекты борьбы с контрабандой в России

История развития таможенного дела всегда была связана с борьбой против таможенных преступлений, в том числе с контрабандой. Зарождение и развитие контрабанды произошло еще в древние времена, когда была введена пошлина на ввозимые вывозимые товары. Рост уровня контрабанды был пропорционален росту пошлин. Контрабанда была связана с незаконным перемещением товара помимо таможен или со скрытым провозом через таможни.
Средние века стали для Европы своеобразной эпохой расцвета контрабанды, чему послужили промышленные революции в Голландии, Англии и ряде других стран. Во многом это было обусловлено мерами по защите и поддержке национальной экономики этих стран. Искусственно создаваемые государственными органами препятствия притоку товаров из-за границы подталкивали купцов на рискованные шаги – незаконный ввоз товаров сквозь таможенные пункты либо в обход таковых. Так было и в других странах, где производились дефицитные товары, в основу таможенной политики которых был положен протекционизм .
Контрабанда в России упоминалась в законодательных актах самых ранних этапов развития права. В древнерусском своде законов «Русская Правда» еще тогда были закреплены правила торговли, применялись санкции за контрабанду, вводился строгий порядок уплаты таможенных пошлин. В судебнике князя Владимира говорилось, что за попытку украдкой провести товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде конфискации товара и избиение плетью перевозчика.
В XII – XIII вв. в удельных княжествах в связи с тем, что были увеличены таможенные сборы, усилилось стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. Наряду с таким штрафом, как «промыт», который устанавливал двойную ставку мыта за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом , появились также «заповедь» (пеня за неуплату пошлины), «протаможи» (штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне) и «протамга» (пеня за неявку в таможне) . Данные таможенные пошлины и штрафы отличались в различных удельных княжествах.
Таким образом, уже в то время существовали таможенные органы и понятие «контрабанда». Вместе с тем, будучи довольно редким явлением, данный вид преступления не получил должного внимания со стороны законодательных органов и, соответственно, не был тщательно урегулирован.
С созданием централизованного государства в XVI – XVII вв. контрабанда начала процветать. Причинами этому послужили: во-первых, образование внутреннего российского рынка, что повлекло выход страны на международный уровень торговых отношений; во-вторых, получение иностранными торговцами льготных торговых грамот в начале 17 века, поскольку именно с их помощью осуществлялась внешняя торговля .
Российские и зарубежные источники свидетельствуют о том, что первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, а потом и английские купцы. Несмотря на огромные дивиденды, которые они получали в результате скупки товаров в России и их вывоза в свои страны, они в результате грабили нашу страну.
В 1649 г. было принято Соборное Уложение, которое отражало усилия законодательных органов по защите национального рынка и экономики страны, прибегая и к уголовному преследованию. Соборным Уложением 1649 г. были определены составы различных преступлений. Так, в нем предусматривались преступления против порядка управления, к которым относилось, в частности, кормчество (незаконное производство, контрабандный ввоз и продажа спиртных напитков и других товаров, составляющих государственную монополию) .
Большого размаха достигла контрабанда после отмены льгот на торговлю и установление высоких ставок пошлин с иноземных торговцев в соответствии с Новоторговым Уставом 1667 г. В это же время были выпущены многочисленные государственные указы и другие документы, ужесточавшие борьбу с контрабандой в России.
В 1723 г. Петром I был издан указ, который предписывал конфискацию всех тайно провозимых товаров. Ужесточались меры за контрабанду на морских судах. Так, с незаконно провозимых товаров стали брать пошлину в двойном размере, а когда владельцы не могли выплатить такую пошлину, их суда подлежали конфискации.
Протекционистский тариф 1724 г. породил новый всплеск контрабанды. Существующие таможенные органы не могли справиться с резко изменившимся законодательством по причине несовершенства таможенного законодательства. Для решения этой проблемы Петр I создал орган, в обязанности которого ко всему прочему входил контроль и организация органов таможни – Коммерц-коллегия. Почти десять лет спустя в качестве дополнительной меры были организованы специальные отряды, в состав которых входили военные. Их задачей было контролировать русско-польскую границу и пресекать беспошлинный импорт товаров, а кроме того и охрану границ, как с внешней стороны, так и с внутренней (путем поимки беглецов и дезертиров).
Однако данные меры были недостаточными для полного искоренения контрабанды. Само существование таможенных пошлин, особенно их повышение в 1724 г., а также разрастающаяся коррупция таможенных органов, ставило крест на попытках государства оградить свою экономику от излишне масштабных внешних воздействий.
Таможенное законодательство получило дальнейшее развитие с выходом Таможенного устава 1775 г. Для охраны западных границ России Высочайшим Указом Екатерины II в 1782 г. создается пограничная таможенная стража. Однако данные меры смогли лишь на время сдержать контрабанду.
Контрабандная деятельность вновь активизировалась в начале XIX в. Постепенное развитие путей сообщения, техники, обширная сеть торговых соглашений делали Россию все более уязвимой к растущей контрабанде. В связи с этим борьба с контрабандой вышла на новый уровень и стала государственным делом. В России стали ужесточаться меры наказания за контрабандную деятельность, осуществлялся переход от административных наказаний к уголовным, привлекались к ответственности не только контрабандисты, но и их пособники .
Особенность контрабанды во второй половине XIX в. – начале XX вв. состояла в переходе от бытовой контрабанды к промышленной контрабанде, а также увеличении числа различных уловок и ухищрений, на которые шли контрабандисты. Расширялась география контрабандной деятельности, стали просматриваться международные связи контрабандистов.
Государственный Совет России выделял значительные средства на борьбу с контрабандой, которая стала разворачиваться не только на границе, но и на подступах к ней. В 1864 г. были созданы судебные уставы, а в 1892 г. принят новый Таможенный Устав. Он стал основой для последующего совершенствования нормативной базы таможенного регулирования и сыграл определенную положительную роль в укреплении таможенной системы России .
К концу XIX в. в России уже сложилась единая система таможенных органов. Непосредственное руководство таможенным делом в стране осуществлялось Департаментом таможенных сборов Министерства финансов. Нижестоящим звеном таможенной системы были таможенные округа, в состав которых входило определенное количество таможен, таможенных застав и переходных пунктов .
В период первой мировой и гражданских войн закономерно наблюдался всплеск контрабандной деятельности. Это было обусловлено, в первую очередь, недостатком продовольствия западной части России. Недавнее поражение в русско-японской войне, разруха, тяжелое материальное положение сказывались на настроении среди народа. Отсюда правовой нигилизм и рост преступности в общем, а заодно и контрабанды в частности. Так, около 80% населения, проживавшего у границ государства, занималось контрабандой. Это, соответственно, повлекло за собой новую волну ужесточения законодательных мер. Для борьбы с контрабандой привлекалась пограничная охрана и местная милиция .
В ходе дальнейшего развития норм противодействия контрабанде ответственность за нее менялась, как и виды наказания. В 1929 г. был принят новый Таможенный кодекс . В 40 – 50-е гг. XX в. формировался Таможенный тариф, в котором появился запрет на ввоз или вывоз предметов, представляющих культурное наследие. Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» 1958 г. ввел принципиально новое понятие «контрабанда», под которым понималось незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенное с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения.
Уголовный кодекс РСФСР позднее использовал точно такую же формулировку для определения контрабанды, образуя две обширные группы контрабандных предметов: 1) предметы, перемещение которых через границу государства с нарушением установленных законов и норм, образует состав преступления в любом случае. При этом не учитываются размер контрабанды, способ совершения преступления и иные дополнительные нюансы, указанные в ст. 78 УК РСФСР; 2) предметы, которые сами по себе могут вообще не быть запрещенными для ввоза в страну, однако, в силу обстоятельств (например, ввоз товара в крупном размере) могут образовывать состав контрабанды.
На международном уровне для организации совместного международного сотрудничества стран в вопросах противодействия контрабанде в 1977 г. Советом таможенного сотрудничества была принята Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений . Конвенция поставила перед своими участниками конкретные задачи по укреплению сотрудничества в борьбе с контрабандой.
На данный момент более полусотни стран являются участниками Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений. Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции в 1994 г., что подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» .
Следует заметить, что в настоящее время наибольшее число государств – участников Конвенции заявили о принятии в качестве обязательных для себя положений, содержащихся в приложении X «Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ» , поскольку проблема наркотизации общества является довольно актуальной в наше время.
Итак, зарождение и развитие контрабанды произошло еще в древние времена, когда была введена пошлина на ввозимые вывозимые товары. Рост уровня контрабанды тогда был пропорционален росту пошлин. В связи с этим законодательными органами предпринимались различные меры по защите национального рынка и экономики страны. Однако вне зависимости от этапа формирования законодательной базы и расширения методологической составляющей противодействия контрабанде, рост ее интенсивности и динамика напрямую зависел от ужесточения либо смягчения государственных ограничений ввоза импортной продукции и различных категорий товаров.

2.2. Организация деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой в России

На таможенные органы России возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства. Они выступают одним из главных инструментов по осуществлению экономической политики страны, обеспечению ее экономических интересов на международном уровне, развитию независимой экономики. Основной целью таможенной политики России является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики .
Процесс осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой можно разделить на две группы целей: экономические и правоохранительные.
Экономические цели таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, сборов, налогов и т.д.) . Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.
Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны . Таможенные органы выполняют правоохранительные функции, к которым Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в РФ» относит:
– во-первых, выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных к их компетенции;
– во-вторых, проведение неотложных следственных действий и осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенных к их компетенции;
– в-третьих, осуществление административного производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;
– в-четвертых, оказание содействия в борьбе с коррупцией и международным терроризмом;
– в-пятых, противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации.
Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов для решения возложенных на них задач взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, учреждениями, организациями и гражданами.
Ст. 7 ТК ТС определяет, что таможенные органы государств – членов ТС являются органами дознания по преступлениям, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов. Согласно ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) дознание производится дознавателями таможенных органов по уголовным делам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» и ч. 1 ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» УК РФ. Так, в период с января по сентябрь 2015 г. по статье 200.1 УК РФ таможенными органами возбуждено 78 уголовных дел; по ст. 194 УК РФ возбуждено 488 уголовных дел .
Вместе с тем, всего за 2015 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2031 уголовное дело. Это на 7,5% больше, чем в 2014 году (1890 дела). В отношении конкретных лиц возбуждено 1213 уголовных дел (1185). Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Сибирского (386), Центрального (379), Северо-Западного (354) и Дальневосточного (271) таможенных управлений. Из общего числа уголовных дел по статье 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры) возбуждено 399 дел (491); по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники) – 544 дела (616); по статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) – 25 дел; по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) – 88 дел (76). Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел в 2015 году составила 52% (63%) .
Так, Буйниченко А.В. признан виновным и осужден за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС боеприпасов, а также за незаконное приобретение, хранение и ношение боеприпасов. В апелляционном представлении и дополнении к нему государственный обвинитель просит приговор в отношении Буйниченко А.В. отменить, постановив по делу новое судебное решение.
Судебная коллегия установила следующие обстоятельства совершения Буйниченко А.В. незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС боеприпасов, а также незаконного приобретения, хранения и ношения боеприпасов при следующих обстоятельствах. Буйниченко А.В. в месте боевых действий на территории Украины нашел и присвоил себе гранату и две гранаты. В неустановленное время, в районе пункта пропуска Украина, и вне пункта пропуска Россия, Буйниченко А.В. вдоль лесополосы и автомобильной дороги, ведущей к Ростовской области, с целью обхода пункта пропуска (РФ), в связи с желанием избежать таможенного контроля из-за имеющихся у него в носительном рюкзаке боеприпасов в виде гранаты и двух гранат в целях перемещения их в РФ, перешел Государственную границу РФ и таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС боеприпасы: гранату и две гранаты снаряженные запалами . Буйниченко А.В. был заранее осведомлен о запрете на перемещение данных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Он же – Буйниченко А.В., после незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС боеприпасов в виде одной гранаты и двух гранат , в неустановленном месте и в неустановленное время на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Ростовской области нашел два патрона калибра 5,45 мм., и один патрон калибра 6,35 мм. и присвоил их. Указанные боеприпасы Буйниченко А.В. оставил себе на хранение, без цели сбыта. Далее, в тот же день, имея в носительном рюкзаке боеприпасы в виде гранаты , запалы , а также два патрона калибра 5,45 мм., и один патрон калибра 6,35 мм. переехал автотранспортом в город. Находясь в МБУЗ ЦГБдобровольно выдал сотрудникам полиции одну гранату ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА». Остальные две гранаты и три патрона Буйниченко А.В. хранил в своих вещах на территории, Затем Буйниченко А.В. Во время поездки Буйниченко А.В. хранил имеющиеся у него боеприпасы – одну гранату, а также два патрона калибра 5,45 мм., и один патрон калибра 6,35 мм. в неустановленном месте на въезде в неровностях грунта, где и хранил их .Затем направился на автобусах, без приобретения официальных билетов Буйниченко А.В. прибыв обратно в г. Ростов-на-Дону, изъял из тайника одну гранату,а также два патрона калибра 5,45 мм., и один патрон калибра 6,35 мм и доставил их в носильных вещах в рюкзаке к месту временного проживания, после чего хранил их в своем рюкзаке, который хранил по вышеуказанному адресу временного проживания. Взяв одну гранату с собой на прогулку хранил её в нагрудном кармане куртки. После чего, примерно в 03 часа 10 минут Буйниченко А.В. был задержан сотрудниками полиции, при этом у него в левом кармане куртки была обнаружена боевая ручная осколочная граната. Также в 14 часов 50 минут в ходе производства обыска по адресу проживания Буйниченко А.В. – г. Ростов-на-Дону, ул. Кропоткина. 27 «б» были обнаружены и изъяты два боеприпаса к огнестрельному оружию калибра 5,45 мм, и один боеприпас к огнестрельному оружию калибра 6,35 мм. Также была обнаружена боевая ручная осколочная граната.
Вина Буйниченко А.В. в содеянном полностью подтверждается совокупностью доказательств, исследованных судом апелляционной инстанции. Буйниченко А.В. в судебном заседании вину в совершении инкриминируемых преступлений признал полностью. Помимо признания вины подсудимым, вина Буйниченко А.В. подтверждается собранными по делу доказательствами. Таким образом, суд апелляционной инстанции считает вину Буйниченко А.В. полностью доказанной и квалифицирует его действия: по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС боеприпасов; по ч. 1 ст. 222 УК РФ – как незаконные приобретение, хранение и ношение боеприпасов .

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ

3.1. Совершенствование механизма деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой в Российской Федерации

3.2. Международное сотрудничество в борьбе с контрабандой

.1. Совершенствование механизма деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой

Ключевой задачей развития Российской Федерации является переход к модели устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, развития отечественного производства и эффективного противодействия угрозам экономической безопасности. Одним из институтов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность страны, является система таможенных органов. Содействуя развитию международного торгового обмена, экспортного и транзитного потенциала России, защищая интересы российских товаропроизводителей и исполняя фискальную функцию, таможенные органы в системе органов исполнительной власти выступают в качестве узлового субъекта обеспечения экономической безопасности .
Известно, что таможенная служба не только представляет собой часть экономической системы государства, формируя более 50 % доходной части федерального бюджета, но и является неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, выступая в роли механизма ее регулирования, одновременно сочетая функции правоприменительного и контролирующего органа. Только в 2014 г. сумма платежей, учтенная по доходным статьям федерального бюджета, составила 7,1 трлн. руб., что на 8,2 % больше, чем в 2013 г. При этом время осуществления таможенных операций при выпуске товаров составило 2 часа при экспорте и 5 часов при импорте (в 2013 г. при экспорте – 2,5 часа, при импорте – 12 часов) . То есть наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования таможенная служба все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги.
Весьма высокие показатели, достигнутые в ходе реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации , стали результатом целенаправленной работы по обеспечению собираемости таможенных платежей, совершенствованию таможенного администрирования, созданию благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности. В целом удалось сформировать основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, а также создать фундамент для дальнейшего совершенствования таможенной деятельности через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности в зависимости от изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.
Однако деятельность таможенной службы реализуется под воздействием факторов, оказывающих негативное влияние на ее развитие. С одной стороны, заметен процесс глобализации мирового хозяйства, ужесточающий мировую конкуренцию, а с другой – рост региональной интеграции как способа улучшения конкурентоспособности отдельных стран и регионов.
Формирование широких зон преференциального торгово-экономического сотрудничества и расширение спектра протекционистских мер, введение зарубежными государствами санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики и высокий уровень дискриминации российских экспортеров на внешних рынках, серьезно подрывают материальный базис национальной безопасности .
Кроме того, передача государствами-членами Евразийского экономического союза значительного объема полномочий в сфере таможенного регулирования на наднациональный уровень, усиливающийся отрыв желаемого уровня интеграции государств в сфере таможенного регулирования от фактического уровня торгово-экономического сотрудничества, порождают серьезные вызовы для дальнейшего развития интеграционных процессов.
В результате вступления Российской Федерации в Таможенный союз и частичного снятия внутренних таможенных постов (на российско-белорусской и российско-казахстанской границах) таможенный контроль был переведен на внешние границы Таможенного союза, что привело к значительному росту преступной активности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, являющихся резидентами Казахстана и Белоруссии.
Ряд угроз прослеживается при взаимодействии таможенных и иных органов исполнительной власти, организаций и ведомств, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, из-за недостаточной обеспеченности современными информационными технологиями, в частности наблюдаются:
– сложности процедуры идентификации документов, выданных участникам внешнеэкономической деятельности ввиду отсутствия образцов бланков, оттисков печатей, подписей лиц, уполномоченных выдавать данные документы;
– проблемы межведомственного взаимодействия с органами Роспотребнадзора, Ростехрегулирования и иными государственными структурами, а также государственными органами иностранных государств;
– сложности запроса оригиналов документов у участников внешнеэкономической деятельности при сборе доказательств по фактам выявленных правонарушений, в связи с вводом электронного декларирования .
Внутренней угрозой для развития таможенных органов становится несовершенство таможенно-тарифной политики, приоритет фискальной функции в ущерб административной и правоохранительной, слабость материально-технической базы и связанные с ними коррупция и коррупционное поведение отдельных государственных служащих.
Среди основных причин коррупционных проявлений отмечается недостаточный уровень заработной платы и других социальных гарантий должностных лиц таможенных органов. Так, по данным официальной статистики, неудовлетворенность уровнем заработной платы высказывают – 83,8 % государственных служащих таможенной службы .
Среди преступлений коррупционной направленности выделяются преступления против интересов государственной службы, совершенные должностными лицами при исполнении должностных обязанностей, а также преступления, направленные на вовлечение должностных лиц в преступную деятельность.
В качестве инициаторов коррупционных процессов часто выступают субъекты внешнеэкономической деятельности, которые заинтересованы в теневом обороте финансовых ресурсов, «серых» схемах импортно-экспортного товарооборота, уходе от налогов, отмывании доходов, полученных преступным путем.
Борьба с коррупцией в таможенной сфере сопряжена с определенными трудностями при выявлении такого плана нарушений, так как одна и другая стороны имеют заинтересованность в сохранении преступных связей. Для государственного служащего таможенной службы – эта заинтересованность состоит в получении дополнительного (нередко систематического) вознаграждения, для субъекта внешнеторговой деятельности – облегчение прохождения таможенных формальностей, снижение уровня легитимно уплачиваемых таможенных платежей (путем занижения таможенной стоимости, недостоверного декларирования). Кроме традиционных проявлений коррупции в таможенной сфере выявляются факты непосредственного участия должностных лиц таможенных органов в коммерческой деятельности для извлечения личной выгоды, предоставления льгот и преференций аффилированным лицам .
Отмеченные обстоятельства в перспективе могут стать факторами ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, недопоступления в бюджет денежных средств от внешнеторговой деятельности, а также расширения масштабной товарной интервенции, с дальнейшим замедлением темпов роста экономики, спадом промышленного производства. Поэтому научное осмысление вопросов модернизации механизма таможенного регулирования, включающего всю совокупность управленческих приемов, методов, инструментов и процедур, становится главным фактором реализации завершающего этапа Стратегии развития таможенной службы , рассчитанного на 2015 – 2020 гг.
Перечень направлений данного этапа развития весьма широк и является производным от ее задач и приоритетов, включающих таможенное администрирование как организационно-управленческую деятельность Федеральной таможенной службы, а также деятельность таможенных органов, осуществляемую в рамках нормативных и правовых актов, в процессе реализации возложенных на них задач.
В этом плане повышение качества аналитической работы в области контроля за соблюдением мер тарифного регулирования и правомерности применения налоговых льгот, а также обеспечение своевременности и обоснованности принятия решений в области таможенного дела становятся важными условиями развития. При этом совершенствование информационной базы таможенных органов, расширение использования информационных ресурсов других федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, а также систематизация международного сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью, являются ключевыми задачами современного этапа развития таможенной системы.
Центральным звеном оптимизации таможенной политики должна стать активизация работы по укреплению кадрового потенциала таможенных органов, а также воспитательно-профилактической и антикоррупционной деятельности таможенных органов. В этом плане существенный эффект окажут меры комплексного характера, включающие:
Во-первых, меры, направленные на совершенствование работы по подбору и расстановке кадров таможенной службы, обеспечению необходимого профессионального уровня должностных лиц, а также обеспечению собственной безопасности таможенных органов.
Во-вторых, обеспечение социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, предоставление им социальных гарантий путем повышения эффективности системы оплаты труда, расширения сети ведомственных медицинских и санаторно-курортных учреждений, решения вопросов формирования ведомственного фонда служебного жилья и улучшения жилищных условий нуждающихся в этом должностных лиц.
В-третьих, совершенствование организационно-управленческой деятельности таможенных органов путем обеспечения оптимальной нагрузки на должностных лиц по основным видам деятельности, качественного улучшения правового обеспечения управленческой деятельности, усиления аналитической составляющей на всех уровнях управления и развития методологической составляющей анализа деятельности таможенных органов.
Таким образом, ключевыми задачами современного этапа развития таможенной системы являются совершенствование информационной базы таможенных органов, расширение использования информационных ресурсов других федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, а также систематизация международного сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью,.
Центральным звеном оптимизации таможенной политики должна стать активизация работы по укреплению кадрового потенциала таможенных органов, а также воспитательно-профилактической и антикоррупционной деятельности таможенных органов, поскольку, как показала история, именно ненадлежащая работа таможенных органов определяет возможность существования и роста контрабандной продукции внутри страны.

3.2. Международное сотрудничество в борьбе с контрабандой

В современных условиях одним из важнейших направлений сотрудничества таможенных служб государств является их взаимодействие в борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями.
Контрабанда, как уже говорилось выше, представляет наибольшую общественную опасность среди других таможенных преступлений. Она совершается на территории двух или более государств и поэтому представляет угрозу экономической и общественной безопасности сразу нескольких государств. В связи с этим во многих странах за совершение контрабанды предусмотрены исключительно уголовные наказания. Контрабанда является питательной средой международного терроризма, средством незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами, незаконного оборота оружия, незаконного вывоза заграницу культурных ценностей, фальшивомонетничества и т.п. Она характеризуется высокой степенью организованности, технической оснащенности и международными связями .
Становится очевидным, что эффективная борьба с контрабандой и иными опасными таможенными правонарушениями невозможна без тесного сотрудничества между государствами . Для успешной реализации данных задач между государствами заключаются многосторонние и двусторонние международные договоры, в которых они определяют общие правила взаимодействия таможенных служб и оказания им помощи в правоохранительной деятельности.
Все международно-правовые основы сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями можно подразделить на четыре группы международных договоров .
В первую группе следует включить многосторонние международно-правовые соглашения о взаимной административной помощи в правоохранительной деятельности таможенных служб. К таковым можно отнести, например:
– Международную конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений ;

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведения комплексного научного исследования борьбы с контрабандой и обеспечением экономической безопасности, нам удалось сформулировать следующий вывод.
Экономическая безопасность – важная составляющая национальной безопасности государства, одна из ее основ, оказывающая огромное воздействие на все системы национальной безопасности государства. Обеспечение экономической безопасности является важной стратегической задачей в деятельности государства. Для обеспечения экономической безопасности существует специальный механизм, включающий систему организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Важнейшим элементом такого механизма является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. К одной из таких угроз относится, в том числе, и контрабанда.
Контрабанда является наиболее опасным и высоколатентным преступлением в сфере экономической деятельности, она наносит ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государству, а также подрывает стабильность международных отношений в целом.
Перемещение контрабанды производится: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; может быть сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.
Обязательным условием для наступления уголовной ответственности является перемещение товаров и иных предметов в крупном размере, за исключением товаров и предметов, перечисленных в ч. 2 статьи 188 УК РФ. Для наступления уголовной ответственности в последнем случае не имеет значения, в каком размере перемещаются товары или иные предметы.
Квалифицирующими признаками ч. 3 статьи 188 КУ РФ:
а) должностное лицо, использовавшее свое служебное положение;
б) применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Зарождение и развитие контрабанды произошло еще в древние времена, когда была введена пошлина на ввозимые вывозимые товары. Рост уровня контрабанды тогда был пропорционален росту пошлин. В связи с этим законодательными органами предпринимались различные меры по защите национального рынка и экономики страны. Однако вне зависимости от этапа формирования законодательной базы и расширения методологической составляющей противодействия контрабанде, рост ее интенсивности и динамика напрямую зависел от ужесточения либо смягчения государственных ограничений ввоза импортной продукции и различных категорий товаров.
В действующем УК РФ не содержится понятия контрабанды. На наш взгляд, контрабанду можно определить как незаконное перемещение лицом через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС денежных средств и (или) денежных инструментов либо предметов, изъятых из оборота либо ограниченных в обороте, совершенное вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля либо с недостоверным декларированием или недекларированием указанных предметов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации. На основе данного определения считаем возможным сконструировать диспозиции ст. ст. 200.1,200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ.
На таможенные органы возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства. Они выступают одним из главных инструментов по осуществлению экономической политики страны, обеспечению ее экономических интересов на международном уровне, развитию независимой экономики.
Процесс осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой можно разделить на две группы целей: экономические и правоохранительные. Экономические цели таможенной деятельности связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, сборов, налогов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д. Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны.
К правоохранительным функциям таможенных органов следует отнести: во-первых, выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных к их компетенции; во-вторых, проведение неотложных следственных действий и осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенных к их компетенции; в-третьих, осуществление административного производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела; в-четвертых, оказание содействия в борьбе с коррупцией и международным терроризмом; в-пятых, противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации.
Ключевыми задачами современного этапа развития таможенной системы являются совершенствование информационной базы таможенных органов, расширение использования информационных ресурсов других органов власти, а также систематизация международного сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела и борьбой с международной преступностью, в том числе и контрабандой.
Центральным звеном оптимизации таможенной политики должна стать активизация работы по укреплению кадрового потенциала таможенных органов, а также воспитательно-профилактической и антикоррупционной деятельности таможенных органов, поскольку, как показала история, именно ненадлежащая работа таможенных органов определяет возможность существования и роста контрабандной продукции внутри страны.
Эффективная борьба с контрабандой невозможна без тесного сотрудничества между государствами. Для успешной реализации данных задач между государствами заключаются многосторонние и двусторонние международные договоры, в которых они определяют общие правила взаимодействия таможенных служб и оказания им помощи в правоохранительной деятельности. Основополагающим международно-правовым документом в данной сфере регулирования является Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений.
Таким образом, можно заключить, что борьба с контрабандой – является одной из самых острых проблем мирового сообщества. Россия не является в этом отношении исключением. Ущерб, наносимый государству контрабандой, в современных условиях развития нашей страны, достаточно велик. Достойный вклад в поддержание стабильности в обществе и обеспечение экономического развития страны вносят таможенные органы. Именно они выступают одним из главных инструментов по осуществлению экономической политики страны, обеспечению ее экономических интересов на международном уровне, развитию независимой экономики. Однако в связи с появлением все более ухищренных способов контрабанды, возникает необходимость в постоянном совершенствовании деятельности таможенных органов. Особая роль в борьбе с контрабандой должна также отводиться международному сотрудничеству.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Официальные документы ,нормативно -правовые акты

1. Таможенный кодекс Таможенного союза: Федеральный закон от 27.11.2009 г. № 17 (ред. от 08.05.2015) // СЗ РФ. – 2010. – № 50. – Ст. 6615.
2. О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений: Международная конвенция от 09.06.1977 // Таможенные ведомости. – 1996. – № 11. – С. 103 – 117.
3. О выдаче: Европейская конвенция от 13.12.1957 (с изм. от 17.03.1978) // Бюллетень международных договоров. – 2000. – № 9. – С. 3 – 11, 19 – 28.
4. О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Международная конвенция от 22.01.1993 (с изм. от 28.03.1997) // Бюллетень международных договоров. – 1995. – № 2.
5. О передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания: Международная конвенция от 06.03.1998 // Бюллетень международных договоров. – 2012. – № 3. – С. 20 – 26.
6. Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств – членов таможенного союза: Международный договор от 05.07.2010 (с изм. от 10.10.2014) // Бюллетень международных договоров. – 2013. – № 4.
7. О сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб: Международный договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией от 16.12.1992 // Бюллетень международных договоров. – 2006. – № 8. – С. 29 – 36.
8. О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 // Бюллетень международных договоров. – 2012. – № 6.
9. О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии от 12.05.2009 // Бюллетень международных договоров. – 2009. – № 11. – С. 38 – 44.
10. О партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны: Международное соглашение от 24.06.1994 // СЗ РФ. – 1998. – № 16. – Ст. 1802.
11. О взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза: Международное соглашение от 21.05.2010 (ред. от 08.05.2015) // СЗ РФ. – 2012. – № 32. – Ст. 4472.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
15. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. – 2010. – № 48. – Ст. 6252.
16. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4859.
17. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
18. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. – 2016. – № 1 (часть II). – Ст. 212.
19. О присоединении Российской Федерации к международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений: Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1215 // СЗ РФ. – 1994. – № 29. – Ст. 3042.
20. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р // СЗ РФ. – 2006. – № 2. – Ст. 260.
21. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // СЗ РФ. – 2013. – № 2. – Ст. 109.
22. Таможенный кодекс Союза ССР (утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 19.12.1928) (утратил силу) // СЗ СССР. – 1929. – № 1. – Ст. 1.
23. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. – 1960. – № 40. – Ст. 591.
24. Об уголовной ответственности за государственные преступления: Закон СССР от 25.12.1958 (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. – 1958. – № 1. – Ст. 8.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 № 8-П // СЗ РФ. – 2008. – № 24. – Ст. 2892.
26. Приговор № 22-1621/2016 от 6 апреля 2016 г. по делу № 22-1621/2016 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/regular/doc/ft3CrpB1IYxK/ (дата обращения – 12.04.2016 г.).
27. О судебной практике по делам о контрабанде: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 № 6 (утратил силу) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2008. – № 8.

Специальная юридическая литература:Учебники, статьи,
Авторефераты и диссертации

1. Пиляева, В.В. История таможенного дела и таможенной политики России. – М.: Социум, 2005. – 49 с.
2. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / Под ред. А.В. Опалева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 512 c.
3. Рогатых, Л.Ф. Квалификация контрабанды. – СПб., 1999. – 64 с.
4. Савицкий, А.Г. Национальная безопасность. Россия в мире. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 463 с.
5. Аверьянова, О.В. Система и структура обеспечения экономической безопасности // Экономика, управление, финансы. – Пермь: Зебра, 2015. – С. 14 – 16.
6. Алехина, Ю.О., Бондарева, А.В. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России // Фундаментальные и прикладные научные исследовании. – Уфа: МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2016. – С. 11 – 13.
7. Алиева, Ю.Э. Организация деятельности таможенных органов в борьбе с контрабандой // Наука и современное развитие российского государства и общества. – Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2014. – С. 69 – 74.
8. Березина, О.В. Некоторые исторические аспекты борьбы с контрабандой со времен Древней Руси до наших дней // Молодой ученый. – 2014. – № 9 (68). – С. 349 – 353.
9. Бреев, А.В. Террористическая контрабанда через государственную границу: правовая регламентация борьбы, проблемы и пути их решения // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 290 – 292.
10. Василенко, Е.В. Нормативно-правовые основы сотрудничества государств по борьбе с контрабандой // Ученые записки СПБ филиала РТА. – 2013. – № 1. – С. 108 – 116.
11. Вихляев, А.О. Повышение эффективности правоприменительной практики борьбы с контрабандой на таможенной территории Таможенного Союза // Вестник российской таможенной академии. – 2012. – № 4. – С.89 – 94.
12. Волеводз, А.Г. К вопросу о сущности и содержании муждународного сотрудничества в борьбе с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2007. – № 1. – С. 11 – 20.
13. Геращенко, В.А. Контрабанда как угроза национальной безопасности // Молодой ученый. – 2014. – № 19. – С. 478 – 481.
14. Григорьева, М.А. История становления и развития российского законодательства об уголовной ответственности за контрабанду // Молодой ученый. – 2015. – № 19. – С. 466 – 470.
15. Журило, П.П. Механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях // ARS ADMINISTRANDI. – 2012. – № 4. – С. 66 – 75.4
16. Климонова, А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 8. – С.54 – 60.
17. Королев, Ю.В. Основные угрозы экономической безопасности России в таможенной сфере // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. – М.: МАКС Пресс, 2016. – С. 286 – 291.
18. Кострова, Ю.Б., Курочкина, Е.Н. Оценка уровня потребления продовольствия населением Рязанской области // Международный научно-исследовательский журнал. International research journal. – 2015. – № 10 (41). – С. 44 – 48.
19. Малиновская, В.М. Международно-правовые основы сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой // Библиотека криминалиста. – 2014. – № 4. – С. 367 – 378.
20. Молчан, А.С., Саенко, С.В. Экономическая безопасность государства: современное состояние, угрозы и пороговые значении // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. – 2016. – № 2. – С. 113 – 124.
21. Оганова, М.Е. Сравнительная характеристика контрабанды и незаконного перемещения товаров через таможенную границу // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 1 (7). – С. 82 – 83.
22. Прохоров, Л.А., Скачко, А.В. Правовые модели противодействия контрабанде: опыт зарубежного законотворчества // Общество и право. – 2013. – № 2. – С. 69 – 77.
23. Радионов, В.В. Контрабанда как неотъемлемая часть современного государства // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – № 1 (20). – С. 253 – 257.
24. Радюкова, Я.Ю., Шамаев, И.Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов: ТГУ, 2011. – С. 194 – 198.
25. Рашитов, Ш.Р. Борьба с контрабандой и нелегальным переходом через государственную границу в дореволюционной России // Проблемы фальсификации истории в контексте становления и развития силовых структур / Под ред. В.В. Черных. – Иркутск: Спектр, 2014. – С. 113 – 118.
26. Румянцева, М.О., Федорищенко, М.О. Понятие контрабанды по современному законодательству // Публичное и частное право. – 2015. – № 1. – С. 95 – 101.
27. Рябов, В.Н. Экономическая безопасность и механизму ее обеспечения // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 2. – С. 287 – 288.
28. Сафонова, К.С. Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 3. – С. 227 – 230.
29. Смирнова, А.А. Таможенные органы как субъект обеспечения экономической безопасности // Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. – № 4. – С. 22 – 25.
30. Сушкова, И.А., Аливердиева, Е.Г. Роль таможенных органов в обеспечении безопасности государства // Наука и общество. – 2015. – № 1. – С. 97 – 102.
31. Талан, М.В. Виды контрабанды // Ученые записки Казанского университета. – 2015. – № 6 (157). – С. 250 – 255.
32. Уманжинова, В.В. Состояние и проблемы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 270 – 272.
33. Фатина, Ю. Роль государства в обеспечении экономической безопасности // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. – Курск: Сфера, 2016. – С. 275 – 281.
34. Федоровская, М.А. Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений в таможенных органах // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 3. – С. 117 – 120.
35. Шаринова, Г.А., Павлова, Н.Ц. Экономические аспекты национальной безопасности государства // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 1 (2). – С. 107 – 109.
36. . Глустенков, И.В. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России: дис. … канд. эконом. наук. – М., 2016. – 158 с.

Интернет ресурсы

1. Коллегия ФТС России обсудила итоги 2014 г. и определила приоритетные задачи на 2015 г. [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=20572:-2014-2015-&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения – 14.04.2016 г.).
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 12.04.2016).
3. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=22498:-2015-&catid=55:2011-01-24-16-40-26&Itemid=1958 (дата обращении – 15.04.2015 г.).
4. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. URL: http: // www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=21891:-9-2015-&catid=55:2011-01-24-16-40-26 (дата обращения – 12.04.2016 г.).
5. Результаты исследования уровня коррупции в таможенных органах Центрального таможенного управления [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. URL: http://ctu.customs.ru/index.php?catid=313:2013-03-22-08-54-15&id=7131:2013-08-12-06-53-26&Itemid=338&option=com_content&view=article (дата обращения – 14.04.2016 г.).
6. Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21812:——–9–2015-&catid=54:2011-01-24-16-31-26 (дата обращения – 12.04.2016 г.).



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.