Содержимое

Введение

В условиях глобализации экономических отношений и признания России в качестве страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенной сферы, уровень развития которой характеризуется наличием унифицированного в соответствие с международными нормами законодательства, использованием новейших технологий и формированием современной таможенной инфраструктуры. Современное состояние внешней торговли Российской Федерации напрямую зависит от направления государственного регулирования, совершенствование которого оказывает большое влияние на развитие национальной экономики и, как следствие, национальной безопасности страны.
Одним из направлений государственного регулирования внешней торговли является таможенное регулирование, осуществляемое таможенными органами страны. Таможенное регулирование, в целях развития внешней торговли, направлено на регулирование процессов перемещения товаров при международной торговле. Поэтому, одной из основных функций (обязанностей) таможенных органов является обеспечение на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза.
На наш взгляд, решение всех указанных задач, связанных в той или иной степени с необходимостью проведения инновационных мероприятий нормативно-правового и инфраструктурного обеспечения таможенной сферы, невозможно без применения методов, инструментов и инноваций логистического менеджмента.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы на сегодняшний день.
Целью курсовой работы является анализ методов логистики, используемых в околотаможенной инфраструктуре.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и основные объекты околотаможенной инфраструктуры;
– выявить принципы логистических подходов к размещению околотаможенных структур;
– проанализировать внешнеэкономическую торговлю России и Брянской области
– выявить проблемы и наметить направления оптимизации логичтических подходов околотаможенной инфраструктуры;
– изучить зарубежный опыт логистики околотаможенной инфраструктуры.
Объектом исследования являются логистическая инфраструктура в околотаможенной сфере и особенности ее развития.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов околотаможенно-логистической инфраструктуры с участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.
Методы, применяемые в исследовании: монографический, расчётно-конструктивный, обобщения и систематизации теоретического и практического материала и прочие.
Материалом для исследования в курсовой работе послужил различный монографический материал и данные печати, а также нормативно-правовые акты РФ и статистические данные.

1. Теоретические основы использования методов логистики околотаможенной инфраструктуры

1.1 Сущность и элементы околотаможенной инфраструктуры

1.2 Принципы размещения и функционирования околотаможенно-логистической инфраструктуры Российской Федерации

1.1 Сущность и элементы околотаможенной инфраструктуры

Все большая интеграция Российской экономики в мирохозяйственные экономические связи предполагает становление и развитие полноценной рыночной инфраструктуры. В ее составе вполне определенное место занимает такое целостное образование, как таможенная инфраструктура. Все элементы таможенной инфраструктуры можно подразделить на три большие группы:
1. Таможенные объекты, которые создают условия для функционирования таможенных органов.
2. Системы, средства и виды деятельности, обеспечивающие осуществление таможенных процедур.
3. Социальная инфраструктура [6, c. 152].
Дальнейшее развитие понятийного аппарата инфраструктурного обеспечения внешнеторговой деятельности требует уточнения границ – понятия, отражающего такое явление как «околотаможенная инфраструктура».
Под околотаможенной инфраструктурой следует понимать совокупность материальных, информационных, финансовых систем и видов деятельности, основанных на принципах извлечения прибыли и конкуренции, направленных на обеспечение функционирование таможенной системы с одной стороны и оказания услуг участникам внешнеэкономической деятельности с другой стороны, путем выполнения функций, делегированных таможенными органами субъектам предпринимательской деятельности.
Основным различием «околотаможенной инфраструктуры» от «таможенной инфраструктуры», являются отношения связанные с извлечением прибыли хозяйствующими субъектами, тогда как таможенная инфраструктура является вспомогательной системой таможенной службы.
Функциями околотаможенной инфраструктуры являются:

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2 . Использование методов логистики околотаможенной инфраструктуры в регионе

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Анализ внешнеторговой деятельности Российской Федерации

2.2 Анализ внешнеторговой деятельности Брянской области

2.3 Логистические методы околотаможенной инфраструктуры в Брянской области

2.1 Анализ внешнеторговой деятельности Российской Федерации

Внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией.
Внешняя торговля товарами – это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля услугами – оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом – посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:
По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 698,8 млрд.долларов США (рост на 30,7%), со странами СНГ – 122,5 млрд.долларов США (рост на 34,2%), при этом в 2010 году по сравнению с 2009 годом он возрос на 33,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 534,1 млрд.долларов США (рост на 33,4%), со странами СНГ – 91,3 млрд.долларов США (рост на 33,0%). В 2010 году сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 167,5 млрд.долларов США, что на 33,2 млрд. долларов США больше, чем 2009 году. При этом в 2011 году сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 210,7 млрд.долларов США, что на 42,5 млрд. долларов США больше, чем в 2010 году. в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 176,8 млрд.долларов США (рост на 36,5 млрд.долларов США), со странами СНГ – 34,0 млрд. долл. США (рост на 6,1 млрд.долларов США).

Рис. 1 – Объем внешней торговли Российской Федерации в 2009-2011 гг.

Рис. 2 – Помесячная динамика экспортно-импортных операций
Российской Федерации в 2010-2011 гг.
Экспорт России в 2011 году составил 516,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 437,8 млрд.долларов США (рост на 29,7%), в страны СНГ – 78,2 млрд.долларов США (рост на 31,3%).
Увеличение стоимостного объема экспорта 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, тогда как индекс его физического объема – 97,8%.
Основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,6% (в 2010 году – 70,8%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 33,0%.
В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,9%) среди товаров топливно-энергетического комплекса был обеспечен нефтью сырой, физические объемы поставок которой снизились по сравнению с 2010 годом на 4,3%, а стоимостные объемы возросли на 34,7%.
В январе-мае 2012 года внешнеторговый оборот увеличился на 35,1 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Внешняя торговля России демонстрировала рост, в экспорте – на 28,5% и ускоренный в импорте – на 48,6 процента. При этом значительное повышение экспортной динамики наблюдалось в торговле со странами СНГ. Росту стоимостных объемов экспорта способствовало сохранение высоких мировых цен на энергоносители и сырье, тогда как увеличение импорта вызвано оживлением внутреннего спроса.
Увеличение стоимостных объемов внешней торговли России в мае 2012 г. по сравнению с маем предыдущего года обусловлено ростом экспортных поставок в большей степени за счет повышения цен, и ростом импорта преимущественно за счет увеличения физических объемов ввоза.
Таблица 1
Индексы внешней торговли России (по данным ФТС России, в среднегодовых ценах 2011 г.)
март 2012 г. в %
к марту 2011 г. апрель 2012 г. в %
к апрелю 2011 г. май 2012 г. в %
к маю 2011 г.
физического объема средних цен физического объема средних цен физического объема средних цен
Экспорт 95,4 125,9 106,6 131,4 102,6 135,5
в страны дальнего зарубежья 90,0 127,7 107,4 132,2 104,2 136,1
в страны СНГ 140,1 116,7 101,7 125,4 91,9 130,7
Импорт 137,6 109,1 129,8 112,0 126,5 112,2
из стран дальнего зарубежья 141,5 108,3 132,2 111,2 127,8 111,2
из стран СНГ 113,4 115,4 114,1 117,8 116,9 120,2

В связи с более высоким ростом экспортных цен по сравнению с ценами по импортным закупкам условия торговли в мае 2012 г. были благоприятными для России. Индекс «условий торговли» улучшился и составил 120,8 процента.
Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья бензина автомобильного на 31,5%, газа природного – на 9,0%. При этом сократились объемы экспорта угля каменного на 2,5%, кокса – на 3,0%, дизельного топлива – на 14,7%, топлив жидких – на 1,1%.
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2011 году составила 9,2% и снизилась по сравнению с прошлым годом на 1,5 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта этой группы товаров возрос по сравнению с 2010 годом на 11,1%, а физический снизился на 7,8%. В группе металлов снизились физические объемы экспорта ферросплавов – на 8,2%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 19,5%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 13,0%. Физические объемы экспорта меди сократились на 60,2%, никеля – на 18,7%, а алюминия увеличились на 3,4%.
Доля экспорта продукции химической промышленности в 2011 году также как и в 2010 году составила 5,8%. По сравнению с прошлым годом стоимостной объем этой продукции увеличился на 27,7%. Возросли физические объемы экспорта метанола на 2,7%, азотных удобрений – на 7,5%, смешанных удобрений – на 2,7%, каучуковых и резиновых изделий – на 11,4%. Вместе с тем сократились физические объемы экспорта продуктов неорганический химии на 9,2%, аммиака безводного – на 21,8%, калийных удобрений – на 19,2%, пластмасс и изделий из них – на 2,9%.
Доля экспорта машин и оборудования в 2011 году составила 3,6% (2010 году – 4,2%). Среди товаров машиностроительного комплекса по сравнению с 2010 годом стоимостной объем поставок электрического оборудования возрос на 29,8%, железнодорожного оборудования – на 54,9%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 27,5%, инструментов и аппаратов оптических – на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,6% и 19,4% соответственно.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2011 году приходилось 51,0% (в 2010 году – 47,0%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2010 годом увеличился на 43,7%, в том числе: механического оборудования – на 40,4%, электрооборудования – на 19,6%, железнодорожного транспорта – на 66,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 68,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 27,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 46,1%, грузовых – на 87,5%.
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 13,8% (в 2010 году – 15,3%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2010 годом возросли на 9,4%, в том числе: зерновых культур – на 79,4% (в основном за счет увеличения в 3,8 раза поставок ячменя), цитрусовых – на 12,1%, кофе – на 9,7%, чая – на 3,5%, мясных консервов – на 30,1%, сахара-сырца – на 11,8%. Объемы закупок мяса птицы снизились на 36,3%, свежемороженой рыбы – на 10,5%, сгущенного молока – на 66,7%, сливочного масла – на 3,9%, сыров и творога – на 2,7%.
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 16,1% (в 2010 году – 17,3%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности по сравнению с 2010 годом возрос на 23,2%. Возросли физические объемы поставок продуктов органических химических соединений на 44,2%, мыла и моющих средств – на 1,8%, пластмасс и изделий из них – на 10,3%, каучуковых и резиновых изделий – на 31,7%.
Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2011 году составила 5,6% (в 2010 году – 6,3%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2010 годом на 17,6%. Физические объемы закупок химических нитей и волокон возросли на 24,3%, хлопка – на 27,3%, трикотажных предметов одежды – на 13,0%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2011 году составил 5,9% (в 2010 году – 6,0%). Стоимостной объем импорта этой группы товаров по сравнению с 2010 годом возрос на 29,5%, а физический объем – на 20,9%. Увеличились физические объемы закупок черных металлов и изделий их них на 21,8%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 19,4%, ферросплавов – на 35,6%.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году доля машин и оборудования составила 34,4% (в 2010 году – 29,3%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2010 годом возрос на 39,3%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 22,3%, электрического оборудования – на 27,6%, железнодорожного оборудования – на 68,1%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 37,0%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился на 27,8 %.
Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году составил 18,9% (в 2010 году – 18,1%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 13,8% (17,3%), топливно-энергетических товаров – 11,9% (10,5%), продукции химической промышленности – 8,2% (8,7%), текстильных изделий и обуви – 4,5% (4,5%).
Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с 2010 годом наблюдался в основном по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Увеличились поставки кукурузы – в 5,0 раза, мяса свежего и мороженного – на 83,3%, нефтепродуктов – на 54,5%, органических химических соединений – на 67,9%, пластмассы и изделий из нее – на 34,0%, черных металлов и изделий из них – на 14,0%, труб – на 34,8 %.
Основными торговыми партнерами России в 2011 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 83,5 млрд.долларов США (140,8% к 2010 году), Германия – 71,8 млрд.долл.США (137,2%), Нидерланды – 68,5 млрд.долл.США (117,2%), Франция – 28,1 млрд.долл.США (125,2%), Польша – 28,0 млрд.долл.США (135,0%), Республика Корея – 25,0 млрд.долл.США (140,9%).
На страны СНГ в 2011 году приходилось 14,9% российского товарооборота (в 2010 году – 14,6%), на страны ЕврАзЭС – 7,9% (7,8%), на страны АТЭС – 23,9% (23,2%). Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в 2011 году составила 7,1%.
В таблице 2 представлены объемы торговли со странами СНГ в 2010-2011 году (миллионов долларов США).
Таблица 2
Объемы торговли со странами СНГ в 2010-2011 году
Оборот Экспорт Импорт В % к 2010 году
2010г 2011г 2010г 2011г 2010г 2011г Обо-рот Экс-порт Им-порт
Азербайджан 1947,9 3077,2 2505,5 1562,4 571,7 385,5 157,9 160,4 148,0
Армения 859,1 994,4 785,1 700,6 209,3 158,5 115,8 112,1 132,0
Белоруссия 27874,3 38607,6 24922,6 18058,2 13685,0 9816,1 137,7 137,8 137,5
Казахстан 15273,6 19765,9 12906,6 10795,9 6859,3 4477,7 130,6 120,7 154,2
Киргизия 1378,8 1453,1 1160,3 992,2 292,8 386,6 105,0 117,1 74,5
Молдавия 1532,0 1952,2 1483,6 1111,4 468,6 420,6 127,7 133,9 111,3
Таджикистан 886,2 810,4 720,4 673,3 90,0 212,9 91,4 107,0 42,1
Туркмения 905,4 1302,5 1159,7 759,1 142,8 146,3 143,9 153,1 96,5
Узбекистан 3442,0 3966,3 2106,6 1890,1 1859,7 1551,9 115,1 111,5 119,5
Украина 37155,6 50630,4 30509,6 23114,3 20120,8 14041,3 136,1 131,8 143,2

Из данных таблицы 2 можно увидеть, что объемы торговли со странами СНГ имеет тенденцию к росту, например оборот торговли с Азейбаржаном вырос более чем на 57,9%, при этом 60,4% – приходится на прирост экспорта и 48,0% на рост импорта, значительно вырос объем торговли с Украиной (на 36,1%) и с Туркменией (43,9%), хотя доля импорта сократилась на 3,5%, при общей положительной динамике можно увидеть, что импорт с Таджикистаном снизился более чем на 57,9%, что повлекло снижение общего оборота на 8,6%, также объем импорта снизился и при торговле с Киргизией (на 25,5%).

2.2 Анализ внешнеторговой деятельности Брянской области

Администрация Брянской области во внешнеэкономической деятельности проводит политику открытости.
Динамика объема внешней торговли Брянской области (в фактически действовавших ценах) представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика объема внешней торговли Брянской области (в фактически действовавших ценах), миллионов долларов США

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Внешнеторговый
оборот 984,0 1238,8 1515,1 1034,0 1423,1 1585,3
экспорт 226,6 315,0 313,6 195,0 315,2 324,2
импорт 757,4 923,8 1201,5 839,0 1107,9 1261,1
сальдо торгового
баланса
-530,8
-608,8
-887,9
-644,0
-792,6
-936,9

За 2011 год внешнеторговый оборот области составил 1585,3 миллиона долларов (111,4% к 2010 г.), в том числе экспорт — 324,2 миллионов долларов (102,9%), импорт — 1261,1 миллионов долларов (113,8%).

Рис. 3 – Внешнеторговый оборот Брянской области, млн.долл США
Проанализируем внешнеторговый оборот Брянской области со странами дальнего зарубежья и государствами – участниками СНГ (табл. 4)
Таблица 4
Внешнеторговый оборот Брянской области со странами дальнего зарубежья и государствами – участниками СНГ, млн.долл. США
Показатели 2009 2010 2011
Страны дальнего
зарубежья
внешнеторговый
оборот
311,8
426,1
499,7
экспорт 34,8 57,5 67,0
импорт 277,0 368,6 432,7
сальдо -242,2 -311,1 -365,7
Государства-
участники СНГ
внешнеторговый
оборот
722,2
997,0
1085,6
экспорт 160,2 257,7 257,2
импорт 562,0 739,3 828,4
сальдо -401,8 -481,6 -571,2

Основная доля внешнеторгового оборота приходилась на страны СНГ (68,5%). Оборот внешней торговли с государствами – участниками СНГ в 2011 г. в 2,2 раза превысил оборот со странами дальнего зарубежья. Основными странами, в которые вывозились брянские товары, являлись: Беларусь – 144,9 млн.долларов (44,7% всего экспорта области), Украина – 56,6 млн.долларов (17,5%), Казахстан – 37,2 млн.долларов (11,5%), Литва – 18,1 млн.долларов (5,6%), Монголия – 8,9 млн.долларов (2,7%). В пятерку основных стран, из которых в область поступают товары входят: Беларусь – 437,0 млн.долларов (34,7% всего импорта), Украина – 335,5 млн.долларов (26,6%), Турция – 158,7 млн.долларов (12,6%), Германия – 60,7 млн.долларов (4,8%), Польша – 32,7 млн.долларов (2,6%).
Проанализируем товарную структуру экспорта Брянской области (табл. 5)
Таблица 5
Товарная структура экспорта Брянской области
2009г 2010г 2011г
Тыс. долл. в % к
итогу Тыс. долл. в % к
итогу Тыс. долл. в % к
итогу
Экспорт – всего 194991 100,0 315240 100,0 324241 100,0
в том числе:
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)
29296
15,0
21116
6,7
21338
6,6
минеральные продукты 17210 8,8 34706 11,0 31144 9,6
продукция химической
промышленности, каучук
12758 6,6 21916 7,0
40348
12,4
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 4352 2,2 5583 1,8 6959 2,2
древесина и целлюлозно-
бумажные изделия
15835 8,1 25580 8,1
24737
7,6
текстиль, текстильные
изделия и обувь
2976 1,5 844 0,3
1620
0,5
металлы, драгоценные
камни и изделия из них
34072 17,5 40507 12,8
49473
15,3
машины, оборудование
и транспортные средства
65841 33,8 148325 47,1
119370
36,8
прочее 12651 6,5 16663 5,2 29252 9,0

Наибольшую долю в экспорте товаров составляют: машины, оборудование и транспортные средства (36,8%), металлы и изделия из них (15,3%), минеральные продукты (9,6%), продукция химической промышленности (12,4%), древесина и изделия из нее (7,6%).
Охарактеризуем товарную структуру импорта Брянской области (табл. 6)

Таблица 6
Товарная структура импорта Брянской области

2009 2010 2011
Тыс. долл. в % к
итогу Тыс. долл. в % к
итогу Тыс. долл. в % к
итогу
Импорт – всего 839008 100,0 1107875 100,0 1261142 100,0
в том числе:
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

220583

26,3

453484

40,9

486069

38,5
минеральные продукты 20665 2,5 27069 2,4 31928 2,5
продукция химической
промышленности, каучук
67749
8,1
85901
7,8
60004
4,8
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
314
0,0
687
0,1
1670
0,1
древесина и целлюлозно-
бумажные изделия
34242
4,1
33300
3,0
40422
3,2
текстиль, текстильные
изделия и обувь
18675
2,2
42443
3,8
72935
5,8
металлы, драгоценные
камни и изделия из них
98374
11,7
151353
13,7
184044
14,6
машины, оборудование и
транспортные средства
341800
40,7
267617
24,2
322643
25,6
прочее 36606 4,4 46021 4,1 61427 4,9

Импортируются, в основном, продовольственные товары и сырье для их производства (38,5%), машины, оборудование (25,6%), металлы и изделия из них (14,6%), текстиль текстильные изделия, обувь (5,8%), продукция химической промышленности (4,8%).
Конкурентные преимущества Брянской области в значительной мере обусловлены ее уникальным экономико-географическим положением. Брянщина — приграничный регион, находящийся на стыке трех государств.
Брянская область — это крупный узел железнодорожных магистралей, воздушных трасс, магистральных шоссе, нефте- и газопроводов. Она расположена на кратчайших транспортных путях, соединяющих Москву через Украину с Западной Европой, а Санкт-Петербург с южными районами России. Через территорию области проходят пассажиро- и грузопотоки из стран дальнего и ближнего зарубежья. Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным транспортом.
Важное стратегическое и международное значение имеют автотрассы: М3-Москва-Киев (с выходом на трассу М20-Санкт-Петербург-Киев-Одесса), М13-Брянск-Кобрин (с выходом на трассу М1-Москва-Минск-Брест и на М20), А141-Орел-Рославль. Имеет статус международного аэропорт «Брянск», который расположен на международной воздушной трассе R-22, соединяющей Москву с Киевом, Западной Европой.
Брянская область расположена в лесной зоне. Лесами занято более 1,15 млн. гектаров. Наиболее ценные леса — хвойные, которые занимают 53 процента лесных площадей. Общие запасы древесины составляют около 138 млн. куб. метров.
В области имеются значительные запасы природного сырья (цементное сырье, карбонатные породы, стекольные пески, глины, трепел, мел) для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности, освоенные запасы торфа, фосфатосодержащие руды для производства минеральных удобрений. Всего по области насчитывается до 80 месторождений различного минерального сырья.
Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций.
У нас они есть: создана база регионального законодательства в сфере инвестиционной деятельности, действует закон «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области», предусмотрены дополнительные льготы для субъектов инвестирования. В октябре нынешнего года создано областное агентство по сопровождению инвестиционных проектов. Разработана и действует целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности Брянской области».
За последние годы динамика объема вложенных иностранных инвестиций по годам выглядит следующим образом:

Рис. 4 – Объема вложенных иностранных инвестиций по годам
Поступление иностранных инвестиций в экономику Брянской области в январе – декабре 2011 года составило 44613,9 тыс. долларов США, что в 1,7 раза больше соответствующего периода предыдущего года.
В структуре поступившего иностранного капитала прямые инвестиции составили 22,8% (19,0% в январе – декабре 2010 г.), прочие инвестиции — 77,2% (81,0%).
Наибольшая доля поступивших иностранных инвестиций направлена в обрабатывающие предприятия — 47,7%. В том числе в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство – 23,1%, в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 19,3%, в транспорт – 5,7%, в операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 3,9%.
В январе – декабре 2011 года в экономику Брянской области поступили инвестиции из 25 стран мира. Основные страны-инвесторы — Беларусь, Германия, Виргинские (Британские) острова, Молдова и Кипр. На долю этих стран приходится 90,9% общего объема поступивших иностранных инвестиций.
Среди стран, с которыми Брянская область имеет налаженные торгово-экономические связи выделяется следующие десять стран: Украина, Беларусь, Молдавия, Германия, Венгрия, Италия, Болгария, Литва, Польша, Казахстан.
Геополитическое положение Брянской области как единственного российского региона, граничащего одновременно с Украиной и с Белоруссией выводит эти страны в основные торговые партнеры области среди государств СНГ.
Украина является одним из основных внешнеэкономических партнеров Брянской области. Внешнеторговый оборот области с Украиной в 2007 году составил 630,5 млн. долларов, а в 2008 году – 710,3 млн. долларов (рост 112,7%). По объему внешнеторгового оборота с Брянской областью Украина прочно стояла на первом месте.
На региональном уровне традиционно крепки связи с соседями из Белоруссии. В августе 2010 года заключено Соглашение между администрацией Брянской области Российской Федерации и Могилевским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и приграничном сотрудничестве. Внесено в государственный реестр соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей (свидетельство № 370 от 18 ноября 2010 года).
ЗАО СП «Брянсксельмаш» и ООО «Амкодор-Брянск» включены в реестр сельскохозяйственной техники и оборудования для реали¬зации сельскохозяйственным товаропроизводителям на условиях финансовой аренды (лизинга) через ОАО «Росагролизинг».
На базе ООО «Агромашсервис» создан дилерский центр ЗАО «Торговый дом Минского тракторного завода» по продаже, сервисному и гарантийному обслуживанию тракторов марки МТЗ.
Ведется дальнейшая работа по организации дилерских центров по продаже, сервисному и гарантийному обслуживанию сельскохозяйственной, дорожно-строительной, автомобильной техники белорусского производства.
В рамках проработки вариантов сотрудничества при производстве и реализации лифтов РУП «Могилевлифтмаш» ведутся переговоры по заключению дилерского договора между ООО «Брянсклифт» и РУП завод «Могилевлифтмаш».
Руководство СП ООО «Стела» считает нецелесообразным организацию производства обуви под брендом «Белвест» на своих мощностях, так как ведет переговоры о сотрудничестве с турецкой стороной.
РПУП «Могилевский завод «Строммашина» и ООО «Брянскстройкерамика» согласовали технические условия и подписали договор на поставку технологического оборудования для реализации инвестиционного проекта по строительству комбината керамических строительных материалов в г. Брянске. В настоящее время ведется окончательное согласование перечня поставляемого оборудования.
Для локализации производства определен перечень комплектующих, изготовляемых на предприятиях Брянской области возможных к размещению на ООО «Амкодор-Брянск» и ЗАО «Брянсксельсмаш».
По информации руководства ОАО «Ирмаш» предприятие готово сотрудничать с РУП завод «Могилевлифтмаш». В настоящий момент белорусская сторона изучает рынок сбыта продукции.
В настоящее время ОАО «Новозыбковский завод «Индуктор» на своей базе осуществляет сотрудничество с ОАО «Бобруйскагромаш».
У предприятий торговли нашей области налажены долгосрочные связи с белорусскими молокоперерабатывающими предприятиями (ЧУП «Светлогорский молочный завод», «Молочное кружево» Гомельской области, ЧУП «Мозырские молочные продукты», ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат», ОАО «Румянцевское»).
В Брянской области ежегодно проводится более 20 выставочно-ярмарочных мероприятий, в которых систематически участвуют представители предприятий из Республики Беларусь, в том числе и Гомельской области.
Белорусские соседи постоянно принимают участие в традиционной «Свенской
Ежегодно в июне у Монумента Дружбы в Климовском районе Брянской области проходит Международный фестиваль славянской молодежи «Дружба-2009», на который съезжаются и сходятся десятки тысяч человек из трёх государств: России, Республики Беларусь, Украины. Он напоминает всем о единстве славянской истории и культуры, о вековой дружбе белорусов, россиян и украинцев.

2.3 Логистические методы околотаможенной инфраструктуры в Брянской области

Брянская таможня следит за развитием околотаможенной инфраструктуры
Основная направленность проводимой Брянской таможней работы по совершенствованию таможенных операций, таможенных процедур и таможенного контроля состоит в создании благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности в регионе деятельности таможни, в том числе развитии околотаможенной инфраструктуры.
В настоящее время в Брянской таможне проводятся меры информационно-разъяснительного характера среди участников внешнеэкономической деятельности, направленные на расширение применения практики предварительного информирования таможенных органов при ввозе товаров автомобильным транспортом. Сама процедура представления предварительной информации сегодня уже не вызывает затруднений. Осуществить ее можно, воспользовавшись услугами информационных операторов или через Портал электронного представления сведений (ЭПС) ФТС России (http://edata.customs.ru), используемый на безвозмездной основе.
В настоящее время в регионе деятельности Брянской таможни функционируют 10 складов временного хранения (СВХ), из них 7 СВХ открытого типа и 3 СВХ закрытого типа, предназначенных только для хранения товаров владельца склада.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3 Предложения по оптимизации логистических методов околотаможенной инфраструктуры

3.1 Перспективы развития применения логистических методов околотаможенной инфраструктуры в Брянской области

3.2 Зарубежный опыт использования методов логистики околотаможенной инфраструктуры

3.1 Перспективы развития применения логистических методов околотаможенной инфраструктуры в Брянской области

В рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Брянской области на период до 2025 года разработана Стратегическая доктрина формирования на территории области в зоне тяготения к международному транспортному коридору № 2 «Запад – Восток» Западной логистической платформы (ЗЛП) Центрального федерального округа (ЦФО).
Основной целью разработки Стратегической доктрины явилось обоснование целесообразности создания на территории Брянской области транспортно-логистического комплекса (ТЛК) и формирования на его основе региональной транспортно-логистической системы (РТЛС), интегрированной в ЗЛП ЦФО в соответствии с ролью Брянской области в составе РФ как «Промышленной и транспортно-логистической территории «Центр-Запад» и стратегическими сценариями долгосрочного развития региона.
Исходя из стратегических сценариев развития Брянской области на период до 2025 г., планируется строительство в городе Брянске и на территории ряда муниципальных образований вдоль железных и автомобильных дорог крупных комплексов по обслуживанию товароматериальных потоков в виде транспортно-логистических групп предприятий. Предлагается также формирование крупнейшего в России сухопутного международного мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ) по приему и переработке преимущественно экспортно-импортных и транзитных грузов, а также отечественных грузов (промышленной и продовольственной групп товаров) на 2-ом Евроазиатском транспортном коридоре: Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург -Владивосток – Япония, Корея, Китай. Помимо этого, на объектах комплекса может обрабатываться часть грузов, идущих по транспортному коридору № 9 «Финляндия – СПб – Москва – Киев – Одесса – Александруполис» и МТК № 9-а «Север – Юг»: Финляндия – Санкт-Петербург – Москва – Волгоград – Астрахань – Ростов-на Дону – Новороссийск – Иран – Казахстан и далее в Китай и другие государства Юго-Восточной Азии.
Актуальность развития ТЛК и формирования Брянской региональной транспортно-логистической системы определяется рядом факторов: существующим дефицитом в ЦФО современных мультимодальных терминалов и автоматизированных складских комплексов; уникальным транзитным потенциалом территории Брянской области: географически она выгодно расположена на пути следования больших потоков грузов по транспортным коридорам «Запад – Восток» и «Север – Центр – Юг». Через Брянскую областъ проходит Московская железная дорога – направлением в западные и южные регионы России, Белоруссию и Украину.
Брянская область – это крупный узел железнодорожных магистралей, воздушных трасс, магистральных автомобильных дорог, нефте- и газопроводов.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

По итогам рассмотрения темы курсовой работы необходимо сделать следующие выводы:
Для повышения эффективности перемещения товаров необходимо создавать в приграничных субъектах Российской Федерации современную околотаможенно-логистическую инфраструктуру (далее – ТЛИ). Представленная задача обозначена в Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Решение указанной задачи сделает более доступными транспортно-логистические услуги с учетом осуществления таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. Указанная задача объясняется еще тем, что для эффективного проведения таможенных операций и таможенного контроля и упрощения таможенных формальностей требуется наличие необходимой развитой ТЛИ, способной обеспечивать применение новых таможенных технологий при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Под околотаможенной инфраструктурой следует понимать совокупность материальных, информационных, финансовых систем и видов деятельности, основанных на принципах извлечения прибыли и конкуренции, направленных на обеспечение функционирование таможенной системы с одной стороны и оказания услуг участникам внешнеэкономической деятельности с другой стороны, путем выполнения функций, делегированных таможенными органами субъектам предпринимательской деятельности.
К субъектам околотаможенной инфраструктуры ним относят: таможенных брокеров; таможенных перевозчиков; склады временного хранения; таможенные склады; магазин беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов
По итогам анализ внешнеэкономическйо деятельности Брянско й области видим, что администрация Брянской области во внешнеэкономической деятельности проводит политику открытости.
Основная доля внешнеторгового оборота приходилась на страны СНГ (68,5%). Оборот внешней торговли с государствами – участниками СНГ в 2011 г. в 2,2 раза превысил оборот со странами дальнего зарубежья. Основными странами, в которые вывозились брянские товары, являлись: Беларусь – 144,9 млн.долларов (44,7% всего экспорта области), Украина – 56,6 млн.долларов (17,5%), Казахстан – 37,2 млн.долларов (11,5%), Литва – 18,1 млн.долларов (5,6%), Монголия – 8,9 млн.долларов (2,7%). В пятерку основных стран, из которых в область поступают товары входят: Беларусь – 437,0 млн.долларов (34,7% всего импорта), Украина – 335,5 млн.долларов (26,6%), Турция – 158,7 млн.долларов (12,6%), Германия – 60,7 млн.долларов (4,8%), Польша – 32,7 млн.долларов (2,6%).
Актуальность развития ТЛК и формирования Брянской региональной транспортно-логистической системы определяется рядом факторов: существующим дефицитом в ЦФО современных мультимодальных терминалов и автоматизированных складских комплексов; уникальным транзитным потенциалом территории Брянской области: географически она выгодно расположена на пути следования больших потоков грузов по транспортным коридорам «Запад – Восток» и «Север – Центр – Юг». Через Брянскую областъ проходит Московская железная дорога – направлением в западные и южные регионы России, Белоруссию и Украину.
Реализация геоэкономических и геополитических преимуществ Брянской области, ее уникального транзитного и экспортно-импортного потенциала в глобальной системе Евроазиатских транспортных коридоров требует, прежде всего, развития транспортно-логистической инфраструктуры и обеспечения соответствующего уровня логистического сервисного обслуживания товароматериальных и сопутствующих информационных, сервисных и финансовых потоков.
Создание Брянской РТЛС и последующее формирование ЗЛП ЦФО в целом обеспечит:
 реализацию транзитного потенциала Брянской и смежных областей ЦФО России в глобальной системе МТК;
 повышение конкурентоспособности регионального транспортного комплекса и национальной транспортной системы России в целом на основе создания в транспортных узлах в зонах тяготения к МТК опорной сети транспортно-логистических комплексов (ТЛК) и мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ), обеспечивающих высокий уровень логистического сервисного обслуживания товароматериальных потоков, соответствующий международным стандартам;
 привлечение отечественных и иностранных инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры;
 расширение межрегиональных и международных транспортно-экономических связей; создание на территории Брянской и смежных (Смоленской и Калужской) областей региональных транспортно-логистических систем (РТЛС), интегрированных в ЗЛП ЦФО на основе формирования единого информационного, организационно-экономического, научно-технического, кадрового и нормативно-правового пространства;
 привлечение дополнительных грузопотоков и развитие интермодальных перевозок грузов на основе внедрения прогрессивных логистических технологий, обеспечения координации и взаимодействия смежных видов транспорта и других участников транспортно-логистического процесса;
 создание на территории Брянской и других смежных областей ЦФО системного и высоко прибыльного бизнеса на основе интеграции в рамках функционирования МТЛЦ, РТЛС и ЗЛП ЦФО транспортных, транспортно-экспедиционных, информационных компаний.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
2. Федеральный закон №311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (принят ГД РФ 19.11.2010).
3. Концепция таможенного оформлении и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (утв. 29.08.2008).
4. Приказ ФТС России №1587 от 31 августа 2009 г. «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».
5. Парфенов А.В., Смирнова Е.А. Таможенное посредничество: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 123 с.
6. Шаповалова И.М. Интеграция таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры в приграничном регионе // Проблемы современной экономики. – 2012. – №3.
7. Шаповалова И.М. Логистический провайдер: обзор 3PL и 4PL концепций // Маркетинговое управление в коммерции и логистике. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2009. Март – апрель 2010 года.Факультет коммерции и маркетинга: Сборник докладов в двух частях /Под ред. И.Д. Афанасенко. Ч.II. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
8. Молонова А.В. Логистические межсистемные образования в таможенной сфере // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2012. – № 2 (74).
9. Молонова А.В., Смирнова Е.А. Интеграционные логистические инновации в таможенной сфере // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция – 2012. – № 1.
10. Молонова А.В., Смирнова Е.А. Развитие концепции таможенного оформления и таможенного контроля в Российской Федерации // Эффективная логистика: сборник статей участников III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (3 декабря 2009 г.) / Отв. ред. А.Г. Бутрин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – Часть 2.
11. Молонова А.В. Перспективы развития таможенного посредничества в России // Маркетинговое управление в коммерции и логистике. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2009. Март – апрель 2010 года. Факультет коммерции и маркетинга: Сборник докладов в двух частях / Под ред. И.Д. Афанасенко. Ч.II. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
12. Молонова А.В. Логистические технологии таможенного оформления товаров // Логистика и экономика регионов: материалы V Междунар. научно-практ. конф., посвящ. 50-летию Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та, 75-летию образования Краснояр. края (4 – 5 февр. 2010, г. Красноярск); Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – В 2 ч. – Красноярск, 2010. – Ч. 2.
13. Молонова А.В. Унификация форм и методов таможенного регулирования в рамках межгосударственных интеграционных объединений // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2009 год. Март – апрель 2010 года: Сборник лучших докладов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
14. Молонова А.В., Парфенов А.В. Особенности применения таможенных процедур в таможенной логистике // Логистика: современные тенденции развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. 14, 15 апреля 2011 г. / Ред. колл.: В.С. Лукинский (отв. ред.) [и др.]. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
15. Молонова А.В., Парфенов А.В. Особенности создания свободных складов в таможенном союзе ЕврАзЭс // Логистические инновации в коммерции и маркетинге. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2010 года. Март – апрель 2011 года. Факультет коммерции и маркетинга: Сборник докладов в двух частях. Часть I. / Под ред. И.Д. Афанасенко. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
16. Молонова А.В., Парфенов А.В., Морозов А.Н. Меры по предотвращению и минимизации логистических рисков в таможенной сфере // Коммерция и логистика: сборник научных трудов. Выпуск 9 / Под ред. В.В. Щербакова, А.В. Парфенова и Е.А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
17. Молонова А.В. Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества: первые результаты и перспективы развития // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2010 год. Март – апрель 2011 года: сборник лучших докладов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.