Содержимое

Введение

Одним из важнейших критерий успешного функционирования таможенных органов считается наличие хорошо внутренне организованной, оптимально и рациональной построенной системы этих органов.
В настоящее время, основными причинами, оказывающих действие на эффективность работы таможенной службы, считается рациональное размещение таможенных органов. В РФ таможенные органы расположены в местах пересечения таможенной границы с автотранспортными магистралями, в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения, в больших городах, где высока концентрация участников внешнеэкономической деятельности и покупателей импортируемых продуктов, также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортерах. ФТС России постоянно ведет поиск оптимального территориального размещения таможенных органов, который не прекращается, и по сей день.
Актуальность темы исследования заключается в том, что от того, насколько адекватно отстроена таможенная инфраструктура под текущие условия функционирования ВЭД, есть ли в ней необходимый потенциал и резервные мощности, зависят такие важнейшие характеристики, как пропускная способность пунктов пропуска, эффективность экспортно-импортных операций, уровень правонарушений и коррупции на таможне, экономические поступления в бюджет от таможенных платежей. На качество таможенного администрирования большое воздействие, помимо всего прочего, оказывает и профессиональный уровень должностных лиц таможенных органов. Размещение таможенных органов на территории РФ считается одним из важных составляющих организации таможенного дела.
Объект исследования – ФТС России и организации ФТС.
Предмет исследования – структура и размещение таможенных органов России.
Цель курсовой работы – проанализировать организационную структуру таможенных органов России, а также рассмотреть особенности их территориального размещения на примере ФТС и организаций ФТС.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические основы организационной структуры и территориального размещения таможенных органов России;
 изучить особенности организационной структуры и территориального размещения Федеральной таможенной службы России и организаций ФТС;
 предложить мероприятия по совершенствованию организационной структуры и территориального размещения таможенных органов России
Основными методами, использованными в ходе исследования, являются: системный анализ, анализ научной литературы, обобщение, анализ нормативно-правовой документации, анализ документов, метод сравнения.
Теоретической базой исследования послужили нормативные и законодательные акты, монографический материал, работы известных ученых: Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Пономарева Т.Л., Сандровский К.К., Дьяченко Е.В., Пилипенко Д.А., Ерешко Е.В., Кнышов, А.В. и другие.
Структура работы включает введения, трех глав, которые включают параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы организационной структуры и территориального размещения таможенных органов России

1.1 Сущность и система таможенных органов

1.2 Принципы и факторы территориального размещения таможенных органов России

1.1 Сущность и система таможенных органов

«Важным критерием успешного функционирования таможенных органов считается наличие хорошо внутренне организованной, оптимально и рациональной построенной системы этих органов» [5, с.65].
«Таможенный кодекс Таможенного союза дает следующее толкование термина «таможенные органы»: таможенные органы – это таможенные органы государств-членов Таможенного союза» [1].
«В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании в РФ) таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему» [2].

Рисунок 1 – Система таможенных органов России

«Закон закрепляет четырехзвенную систему таможенных органов, в которую входят:
 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
 региональные таможенные управления (РТУ);
 таможни;
 таможенные посты (ст. 10)» [2].
Структура таможенных органов на октябрь 2015г. изображена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура таможенных органов РФ

Любое звено системы таможенных органов наделено самостоятельной компетенцией по реализации функций и задач, возложенных на него, также полномочия любого органа следует рассматривать в общей системе прав и обязанностей таможенных органов. «Четырехзвенная система таможенных органов РФ существует уже более 20 лет. Вместе с тем аналогичная стабильность на фоне динамично меняющейся внешней среды ее функционирования не только не исключает, а, наоборот, обусловливает необходимость ее улучшения, адаптации к новым условиям. В начале этого года в системе таможенных органов произошли серьезные изменения – ФТС РФ переведена из подчинения Правительства РФ в ведение Минфина РФ с передачей последнему функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела» [2].
«Главная цель указанного управленческого решения – создание общей системы администрирования, сбора и следующего использования всех налоговых и неналоговых платежей. Эффективность переподчинения покажет время» [7, с.67].
«Стоит учесть, что, в первую очередь, таможенные органы – это не только фискальные, но и правоохранительные органы, выполняющие важные задачи:
 защита финансовой безопасности страны;
 защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
 борьба с правонарушениями и административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов» [15, с.154].
Так же, опыт подобных изменений уже имеется – в 2004г. «ФТС РФ была переподчинена Минэкономразвития РФ также с передачей данному органу функций по выработке государственной политики и нормативно-правому регулированию в области таможенного дела. Однако, спустя 2 года произошел возврат к прежней системе управления таможенными органами РФ» [13, с.65]. «Сегодня заслуживает пристального внимания самое низовое звено системы таможенных органов – таможенные посты, преобладающие по количественному составу в данной системе и выполняющие главную нагрузку по совершению таможенных операций и таможенного контроля, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров» [11, с.66].
Спецификой правового статуса таможенных постов является то, что не почти все из них обладают cтатуcoм юридического лица (п. 5 ст. 10 Закона o таможенном регулировании в РФ). Общее положение о таможенном посте не характеризует правовую суть данной разновидности таможенных постов. В отдельных индивидуальных положениях о таможенных постах в отсутствии статуса юридического лица аналогичные таможенные посты классифицируются в виде обособленных подразделений таможен. «При всем этом ведомственные нормативные правовые акты ФТС РФ оперируют только понятием «структурное подразделение», которым считается элемент таможенного органа, выделенный организационно в его штатном расписании (главное управление и управление (лишь в ФТС РФ), служба, отдел, отделение)».
Значит, обособленное подразделение как структурное образование не предусмотрено организационно-штатной структурой таможенных органов. «Не удивительно, что подобная ситуация приводит к высказываниям, что «если же таможенный пост не является юридическим лицом, он рассматривается исключительно как структурное подразделение таможни». Получается, что самостоятельным звеном системы таможенных органов считаются лишь таможенные посты со статусом юридического лица» [13, с.65]. Хотя законодатель, включив в систему таможенных органов таможенные посты в отсутствии некоторых исключений, не дает причин для подобного расщепления правового статуса таможенных постов.

1.2 Принципы и факторы территориального размещения таможенных органов России

«В настоящее время, одним из основных причин, оказывающих действие на эффективность работы таможенной службы, считается рациональное размещение таможенных органов. В РФ таможенные органы размещаются в местах пересечения таможенной границы с автотранспортными магистралями, в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения, в крупных городах, где высока концентрация участников внешнеэкономической деятельности и покупателей импортируемых продуктов, также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортерах. ФТС России постоянно ведет поиск оптимального территориального размещения таможенных органов, который не прекращается и по сей день» [7, с.114].
На данный момент, научной теории по размещению таможенной службы пока не существует, хотя это совсем не означает, что таможенные органы России расположены как угодно, другими словами в отсутствии учета некоторых факторов и принципов. При размещении таможенных органов по территории и на границах, занимающиеся этим люди предусматривают несколько условий, руководствуются комплексом принципов и факторов и применяют всевозможные способы. Хотя в некоторых вариантах создание таможенных органов не всегда считается экономически эффективным, т.е. отсутствие интенсивных товаро–и пассажиропотоков. А, также, часто и вовсе не оцениваются реальные возможности функционирования таможенных учреждений, обеспечения их кадрами и материальными ресурсами. Кроме того нужно учитывать, что размещение региональных таможенных управлений будет различаться от размещения, к примеру, таможен, а те, в свою очередь, от таможенных постов. В следствии этого для любой структурной единицы таможенной службы выделяют свои принципы, факторы и способы размещения, хотя наравне и с особенными есть также и общие для всех структурных единиц, которых значительно больше, чем особенных.
Размещение таможенных органов на территории РФ считается главнейшим элементом организации таможенного дела. Согласно положению ФТС РФ обязана обеспечить в пределах собственной компетенции единство таможенной территории РФ, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления (РТУ) и таможни, таможенные лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и др фирмы и организации, работа которых способствует решению задач таможенных органов РФ.
Основные задачи размещения таможенных органов на территории страны представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Задачи размещения таможенных органов на территории страны

«Современная таможенная политика исходит из того, что общественное производство, внешнеэкономическая работа, торговое и таможенное дело требуют рационального размещения их организаций, планомерного и успешного применения материальных, трудовых и экономических ресурсов, обеспечение комплексного развития экономики страны, в общем, и ее финансовых районов в целях роста производительности общественного труда, повышения благосостояния населения и совершенствование экологических условий» [7, с.76].
Размещение таможенных организаций по территории страны должно осуществляться на базе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики страны – внешней, военной, экологической, санитарной и прочие. «Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических взаимоотношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями финансовой рациональности» [5, с.54]. «Они подразумевают:
 рациональное и эффективное размещение производства;
 неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием территорий; субъектов РФ, федеральных округов;
 научно обоснованную специализацию конкретных территорий на основе территориального разделения труда;
 комплексное развитие хозяйства территорий экономических районов (субъектов РФ, федеральных округов)» [10, с.114].
Принципы размещения производительных сил – это основные исходные положения долгосрочной финансовой политики, которыми руководствуются исполнительные органы власти в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных обстоятельств и критерий развития осуществляются преобразования в территориальной организации производства, формируются конкретные кластеры. Выделяют 3 группы принципов размещения производительных сил. 1-ая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения финансовой и социальной производительности общественного производства с учетом минимизации затрат на создание продукции и её перевозку до покупателя.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Особенности организационной структуры и территориального размещения Федеральной таможенной службы России

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Структура таможенных органов и организаций ФТС России

2.2 Территориальное размещение таможенных органов России и организаций ФТС

2.1 Структура таможенных органов и организаций ФТС России

Таможенные органы в системе органов государственной власти имеют конкретные цели формирования, исполняют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены конкретной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны органам государственной власти и отвечают за собственную работу перед государством и жителями.
«Проблема выяснения места и роли таможенных органов в механизме органов государственной власти на современном этапе вызывает не только теоретический, но и практический интерес. Фундаментальные преобразования в финансовой и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур в системе жизнеобеспечения общества, особенно в финансовой и общественной сферах» [11, с.76]. «Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, потому что их функцией считается правореализация в таможенной сфере. Основной их целью считается организация процесса провоза через таможенную границу продуктов и транспортных средств, поддержание и охрана конкретного порядка осуществления такого провоза и недопуск нарушения данного порядка» [5, с.118].
Вследствие этого таможенные органы, возможно, охарактеризовать как правоохранительные. В виде правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и финансовую безопасность РФ, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены выполнять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.
«Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах Федерации не разрешается. Все звенья системы таможенных органов числятся федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и социальным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали исключительно вышестоящим таможенным органам, осуществляющим контроль за его работой. «Согласно со ст.402 ТК ТС система таможенных органов включает» [9, с.65]:
 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время им является Федеральная таможенная служба (ФТС);
 региональные таможенные управления (РТУ);
 таможни;
 таможенные посты» [1].
Прежде всего, рассмотрим структуру центрального аппарата ФТС России (рисунок 2) [21].
Рассмотрим кратко обязанности каждого управления.
«1. Главное организационно-инспекторское управление. Направления работы:
 инспектирование работы таможенных органов России связанных с соблюдения права Евразийского экономического союза, законодательства России о таможенном деле и другого законодательства РФ при исполнении ими главных функций;
 организация и проведение по поручению управляющего ФТС РФ служебных проверок в структурных подразделениях ФТС РФ, таможенных органах (в т.ч. специальных), учреждениях, находящихся в ведении ФТС РФ;
 контроль исполнения поручений, данных по итогам инспекторских, функциональных и служебных проверок, проведенных Главным управлением;
 обеспечение ведения организационно-структурной работы в таможенных органах и учреждениях ФТС РФ;
 организация и контроль исполнения документов стратегического планирования» [21].

Рисунок 6 – Структура центрального аппарата ФТС России

«2. Главное управление информационных технологий. Направление работы:
 развитие информационных таможенных технологий;
 обеспечение информационной сохранности, в т.ч. организация и координация дел по противодействию иностранным техническим разведкам и технической охране информации на объектах информатизации, созданных для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, защита конфиденциальной информации, обрабатываемой в информационных системах таможенных органов России, персональных данных должностных лиц таможенных органов и представителей сторонних организаций, физических лиц;
 планирование и централизованное оснащение таможенных органов средствами информатизации;
 развитие и оснащение ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС РФ» [21].
Направления работы главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля изображено на рисунке

Рисунок 7 – Обязанности главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля

«4. Главное управление по борьбе с контрабандой. Направление работы:
 защита экономического суверенитета и экономической безопасности РФ;
 добывание информации о событиях или действиях, создающих опасность экономической сохранности РФ;
 организация и осуществление оперативно-розыскной работы в целях борьбы с контрабандой и прочими преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, кроме того выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или осуществивших;
 выявление и подавление административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;
 осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания» [21].
5. Главное финансово-экономическое управление. Направление работы: бюджетное планирование; финансирование; расходование средств бюджета и средств займа Международного банка реконструкции и развития; ведение бюджетного учета и отчетности; координация предпринимательской и другой приносящей прибыль работы организаций, оказавшихся в ведении ФТС РФ.
«6. Главное управление таможенного контроля после выпуска продуктов. Направления работы: обеспечение при проведении таможенного контроля после выпуска продуктов соблюдения прав и законных интересов лиц и создание в пределах своей компетенции критерий для ускорения товарооборота через таможенную границу Таможенного союза; обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите государственной безопасности государств – членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды способом проведения таможенного контроля опосля выпуска продуктов» [21].
Обязанности работы управления делами изображены на рисунке.

Рисунок 8 – Обязанности отдела управление делами

«8. Управление по противодействию коррупции. Направления работы:
 защита экономического суверенитета и экономической сохранности РФ, организация и осуществление оперативно-розыскной работы в целях противодействия коррупции и обеспечения личной безопасности таможенных органов;
 осуществление оперативно-розыскной работы в целях выявления, предотвращения, пресечения и раскрытия правонарушений коррупционной направленности и прочих правонарушений против интересов государственной службы, в таможенных органах;
 организация и обеспечение государственной защиты должностных лиц таможенных органов;
 оперативное и методическое управление оперативно-розыскной работой подразделений по противодействию коррупции таможенных органов» [21].
На рисунке 9 рассмотрим структуру таможенных органов и организаций ФТС России [21].

Рисунок 9 – Структура таможенных органов Российской Федерации и организаций ФТС России

«Федеральная таможенная служба представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, кроме того функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и административными правонарушениями» [21].
Региональные таможенные управления входят в общую систему таможенных органов, лично подчинены ФТС РФ и исполняют свою работу на территории РФ, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением. В конкретном подчинении региональных таможенных управлений присутствуют расположенные на территории их работы таможни и таможенные посты, помимо тех, которые подчинены лично ФТС РФ.
Таможни являются нижестоящим звеном по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их работы ориентируется ФТС РФ по согласованию с Минэкономразвития РФ и может не совпадать с административными границами субъектов РФ.
«Таможенный пост – низовое звено системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям управляющего регионального таможенного управления, помимо тех случаев, когда таможенный пост подчинен именно ФТС РФ. Таможенный пост считается правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица» [16, с.187].
Таможенные органы действуют взаимосвязано с разными органами государственной власти и с государственными службами, исполняющими свои специфические функции, хотя так или иначе соприкасающимися с интересами обеспечения таможенного регулирования и фактически участвующими в таможенном регулировании внешнеторговой деятельности. К этим службам, возможно, отнести Федеральную пограничную службу, ФСБ РФ, прокуратуры, МВД РФ, органы наркоконтроля и другие.
В заключении нужно сказать, что свои задачи страна исполняет через – механизм государства, представляющий собой целостную иерархическую систему взаимосвязанных государственных органов, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции страны. «Система таможенных органов обязана представлять собой территориально распределенную систему государственных служб, связанных между собой:
 институциональными принципами таможенной политики;
 общей целью и направленностью таможенной политики и функционирования таможенных служб;
 единым правовым, информационно-коммуникационным пространством;
 развитыми механизмами координации, реализующими принцип направляемого функционирования и развития любой из служб» [7, с.116].
Современный подход к оценке эффективности таможенных служб обязан быть сформирован, основываясь на достижениях теории государственного управления, с помощью анализа результатов действий органов власти. «Вследствие этого для создания эффективной модели таможенного регулирования в РФ необходимо проведение серьезных научных исследований. Чтобы достичь желаемого результата надо организационное, научное и консультационное обеспечение развития таможенных органов, что подразумевает создание сети информационно-аналитических центров в системе государственного управления» [11, с.43].
Значит, таможенные органы, в системе органов государственной власти, являются одним из главных субъектов, в чью специальную компетенцию входит экономический контроль, а конкретно контроль, имеющий место в ходе финансовой работы по аккумулированию налоговых (пограничные НДС, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины и сборы) доходов в бюджетную систему РФ

2.2 Территориальное размещение таможенных органов России и организаций ФТС

В настоящее время, одним из основных моментов, оказывающих воздействие на эффективность работы таможенной службы, считается рациональное размещение таможенных органов. «В РФ таможенные органы размещаются в местах пересечения таможенной границы с автотранспортными магистралями, в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения, в крупных городах, где высока концентрация участников внешнеэкономической работы и потребителей импортируемых товаров, также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортерах. ФТС РФ непрерывно ведет поиск оптимального территориального размещения таможенных органов, который и по сей день не прекращается» [9, с.198].
«Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ) преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС РФ)». Данную функцию по принятию нормативных правовых актов в таможенной сфере переданы Министерству экономического развития и торговли России, а в части, касающейся таможенных платежей, – Министерству финансов Российской Федерации.
«Таможенные органы РФ – это государственные органы, которые лично осуществляют деятельность в области таможенного дела. Таможенные органы считаются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.
На рисунке 10 представлена схема размещения территориальных таможенных органов России» [21].

Рисунок 10 – Схема размещения территориальных таможенных органов России

На рисунке 11 представлена динамика территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации

Рисунок 11 – Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации

Из рисунка 11 видно, что больше всего таможенных постов в Центральном таможенном управлении, а именно 113 постов, меньше всего наблюдается постов в Северо-Кавказском таможенном управлении, а именно 18 постов. В Центральном управлении также больше всего субъектов РФ – 18 шт. и таможен – 13 шт.
Более подробно рассмотрим количество и наименование таможен в каждом таможенном управлении [21].
1. Центральное таможенное управление включает 13 таможен и 1 оперативную таможню: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Московская областная, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская.
2. Северо-Западное таможенное управления включает 10 таможен и 1 оперативную таможню: Архангельская, Пулковская, Санкт-Петербургская, Балтийская, Кингисеппская, Выборгская, Мурманская, Себежская, Псковская, Карельская
3. Южное таможенное управление включает 7 таможен и 1 оперативную таможню: Архангельская, Новороссийская, Сочинская, Краснодарская, Миллеровская, Таганрогская, Ростовская
4. Сибирское таможенное управление включает 11 таможен и 1 оперативную таможню: Алтайская, Бурятская, Иркутская, Кемеровская, Красноярская, Новосибирская, Омская, Томская, Тывинская, Хакасская, Читинская.
5. Приволжское таможенное управление включает 8 таможен и 1 оперативную таможню: Самарская, Нижегородская, Саратовская, Ульяновская, Татарская, Башкортостанская, Оренбургская, Пермская.
6. Дальневосточное таможенное управление включает 9 таможен и 1 оперативную таможню: Благовещенская, Биробиджанская, Камчатская, Магаданская, Владивостокский, Находкинская, Уссурийская, Сахалинская, Хабаровская
7. Уральское таможенное управление включает 6 таможен 1 оперативную таможню: Екатеринбургская, Кольцовская им. В.А. Сорокина, Тюменская, Ханты-Мансийская, Челябинская.
8. Северо-Кавсказское таможенное управление включает 3 таможни и 1 оперативную таможню: Дагестанская, Минераловодская, Северо-Осетинская
9. ФТС России включает 9 таможен и 1 базовую таможню: Домодедовская, Внуковская, Шереметьевская, Центральная энергетическая, Калининградская областная, Крымская, Севастопольская, Центральная (Кинологический центр ФТС России), Центральная базовая.
Более подробно рассмотрим процесс территориального размещения на примере Курской таможни.
«Для Курской области, имеющей важное геополитическое и экономическое значение для РФ, располагающейся на границе державы, развитие транспортной инфраструктуры считается не только желаемым, но и главным условием долгосрочного стабильного развития. Курская область располагается по центру европейской части РФ, на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности. Природная среда области характерна для лесостепной зоны. Расстояние до Столицы – 536 км, до Черного моря – 700 км. Регион граничит с Брянской, Белгородской, Липецкой, Воронежской, Орловской областями (Россия), Сумской областью (Украина). Общая протяженность границ 1250 км, расстояние между крайними восточной и западной точками области 305 км, северной и южной – 171 км» [20, 21].
Главными видами транспорта в Курской области считаются автомобильный и железнодорожный. Через территорию области проходят транспортные автомагистрали, имеющие федеральное значение: Москва-Симферополь, Курск-Борисоглебск, Тросна-Лемеши, созданные для осуществления местных и дальних транспортно-экономических связей Курской области. Важным транзитным пунктом и таможенным форпостом на юго-западе России Курск стал еще в средние века. Факт взимания внутренних таможенных пошлин в Курске подтвержден в чудо сохранившейся древней таможенной книге 1619 г. В другом раритетном фолианте – учетной книге за 1623-1624 гг. упоминается тулянин, посадский человек, некий Душкин, который «явил для продажи в Курске 24 связки железа, 2 кипы хмеля, 2 воза соли, 20 сковород, 20 сох – всего 5 возов на сумму 45 рублей». 14 февраля 1992 г. «Курский таможенный пост Воронежской таможни получил статус самостоятельного юридического лица и был преобразован в Курскую таможню. В настоящее время Курская таможня входит в состав Центрального таможенного управления и имеет: Глушковский т/п, т/п МАПП Суджа, т/п МАПП Крупец, Железногорский т/п., Курский т/п, Курский т/п (ОТОиТК № 2), Мирный т/п, Крупецкий т/п, Крупецкий т/п (ОТОиТК № 2), Орловский т/п, Орловский т/п (ОТОиТК № 2), Курский т/п (ЦЭД). Курская область расположена на крупных месторождениях железной руды – Курской магнитной аномалии. Здесь находятся такие крупные предприятия, как ОАО «Концерн Энергатом», ЗАО «Химволокно», ОАО «Электроагрегат», ОАО «Счетмаш» – продукция этих предприятий используется не только для внутрироссийского потребления, но и идут на экспорт» [13, с.153].

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Совершенствование организационной структуры и территориального размещения таможенных органов России

3.1 Совершенствование структуры таможенных органов России

3.2 Формирование оптимальной схемы размещения таможенных органов России

3.1 Совершенствование структуры таможенных органов России

«В направлении улучшения структуры системы таможенных органов РФ пристального внимания заслуживают специальные таможенные органы, компетенция которых сосредоточена на осуществлении конкретных функций или же совершении конкретных таможенных операций. Отличительные черты их правового статуса устанавливаются в индивидуальных положениях о данных органах» [17, с.54]. «Сегодня действуют 4 вида специализированных РТУ, выполняющих закрепленные за ними ФТС РФ отдельные возможности:
 Региональное оперативно-поисковое управление;
 Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;
 Региональное таможенное управление организации силового обеспечения;
 Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление» [3].
Обозначение этих специальных управлений региональными считается относительным, поскольку регионом их работы считается территория РФ. Так, И.Б. Новокшонов, исследуя предысторию их происхождения, показывает, что «необходимость их появления была продиктована тем, что целый ряд комплексных направлений деятельности Государственного таможенного комитета России (ГТК РФ) требовал образования существенных по численности и сложных по структуре подразделений центрального аппарата типа основных управлений или же департаментов. Впрочем, выделенная ГТК РФ штатная численность не позволяла создавать отмеченные подразделения. В результате было создано несколько управлений, которые возможно охарактеризовать как «специализированные, фактически исполняющие функции структурных подразделений центрального аппарата ГТК РФ, хотя формально образованные как отдельные самостоятельные органы, вследствие этого, отмечает автор, специализированные РТУ плохо вписываются в структуру таможенных органов, установленную Таможенным кодексом РФ, их существование приводит к искажению управленского механизма.
«В связи с этим предполагается возвратить эти управления в состав центрального аппарата ГТК РФ в статусе департаментов. Сегодня это предложение не только не потеряло своей актуальности, но и возникла для его реализации необходимая законодательная основа. Закон о таможенном регулировании в РФ закрепил право ФТС РФ не только создавать специализированные таможенные органы, но и свои структурные подразделения (департаменты, управления) (п. 4 ст. 10). Хотя невозможно не отметить некоторой неопределенности нововведения законодателя. Право на исследование, утверждение структуры и штатного расписания ФТС РФ и до этого было в компетенции ФТС РФ. Тогда как департаменты в структуре центрального аппарата ФТС РФ появятся впервые» [19, с.114].
Представляется, что специализированные РТУ как более крупные образования, выполняющие комплекс своеобразных задач на всей территории РФ, имеет смысл преобразовать в департаменты ФТС России. «Немалая часть особых таможенных органов размещается среди таможен и таможенных постов. К числу основных специальных таможенных органов, выполняющих конкретные функции, возложенные на таможенные органы, относятся оперативные таможни и тыловые таможенные посты. Оперативные таможни созданы в каждом РТУ, основной задачей которых считается обеспечение реализации в регионе таможни специальных функций по борьбе с контрабандой, другими преступлениями и административными правонарушениями» [18, с.43]. Анализ правового статуса этих таможен указывает, что их существование не только не соблюдает присущую системе таможенных органов иерархичность, но и частично дублирует компетенцию других звеньев системы таможенных органов. Регионом деятельности этих таможен считаются РТУ. «При всем этом эти таможни исполняют свою деятельность под общим руководством ФТС РФ и непосредственным руководством РТУ. Оперативные таможни выступают вышестоящими таможенными органами в регионе своей деятельности по организации и осуществлению таможенными органами борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством РФ к компетенции таможенных органов, в том числе по оперативно-розыскной деятельности, дознания, также возбуждения дел об административных правонарушениях, проведения по ним административного расследования и их обсуждению» [14, с.87].
«На оперативную таможню возложены следующие основные правоохранительные полномочия:
 осуществление оперативно-розыскной деятельности,
 производство дознания и необходимых следственных действий,
 возбуждение дел об административных правонарушениях,
 проведение по ним административного расследования и рассмотрение этих дел» [8, с.154].
Впрочем, этими же полномочиями владеют таможни, расположенные в этом же регионе деятельности РТУ, что и оперативная таможня. Выходит, что оперативная таможня не имеет своего конкретного региона работы, на территории которого обладала бы исключительными правоохранительными полномочиями, что приводит к дублированию правоохранительных полномочий в регионе деятельности РТУ. Как на вышестоящий таможенный орган на оперативные таможни возложены полномочия организации, методического обеспечения, руководства и контроля в пределах собственной компетенции правоохранительных подразделений таможни. Правоохранительная деятельность таможен как оказалось под двойным контролем: РТУ и оперативных таможен. Впрочем, вышеуказанное дублирование контроля носит более формальный, нежели фактический характер. Это связано с одним достаточно главным фактором, который представляется, также должен быть определяющим в решении вопроса об изменении правового статуса оперативных таможен. РТУ не имеет собственных подразделений, исполняющих правоохранительные функции, которые реализуются оперативными таможнями, благодаря чему и включены в ее структуру наряду со своими структурными подразделениями. Выходит, что РТУ, являясь правоохранительным органом, фактически правоохранительных функций не осуществляет.
На основании вышеизложенного, представляется подходящим лишить оперативные таможни статуса самостоятельных юридических лиц, включить их в структуру РТУ в виде структурных подразделений, которые вероятно объединить в службы с сохранением существующей специализации по отдельным направлениям правоохранительной работы. «Сейчас существенные изменения в системе таможенных органов связаны с реализацией Концепции таможенного оформления и таможенного контроля продуктов в местах, приближенных к государственной границе (далее – Концепция), одобренной Государственной пограничной комиссией 9 июля 2009г. Заложенные в Концепции идеи носят революционный характер, так как учитывают поэтапный перевод таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные субъекты РФ: 1-ый (2009–2010гг.) – подготовка, (2011–2020гг.) – конкретно сам перевод» [3]. Идея переноса таможенного оформления на внешние границы державы не является кардинально новой, а наоборот, возвращает к существовавшему раньше до образования внутренних таможен порядку. «Исторически необходимость создания внутренних таможен была обусловлена сложившимися во время развития таможенной службы РФ политическими и финансовыми обстоятельствами» [3]. С распадом СССР РФ досталось не более чем 20% работающих таможен, тогда как доля товарооборота во внешней торговле превосходила 50%. Таможенная граница была не обустроена, отсутствовала нужная инфраструктура, в связи с чем приграничные таможенные органы не справлялись с объемами перемещаемого продукта, что в следствии приводило к затягиванию на границе процесса таможенного оформления продуктов» [18, с.54]. В этих критериях ГТК РФ разработало программу развития таможенной службы РФ, которая предусматривала создание сети таможенных органов внутри РФ и на ее границах. Несомненно, что реализация Концепции требует колоссального инвестирования в обустройство приграничной околотаможенной инфраструктуры (складов временного хранения, логистических комплексов и др.), при всем этом, по заявлению специалистов, 60% затрат по созданию новых терминалов должен понести бизнес.
«Реализация Концепции влечет масштабное территориальное перемещение таможенных органов РФ. В данных условиях актуализируется необходимость пересмотра правового статуса, компетенции, места и роли звеньев системы таможенных органов РФ. Представляется, что более уязвимым звеном системы таможенных органов при масштабном уменьшении внутренних таможенных органов становятся РТУ» [3]. «Сначала работа РТУ отвечала следующим объективным потребностям: обеспечение постоянного единства развития внешнеэкономических взаимосвязей и организации таможенного дела на региональном уровне; делегирование возможностей высшего органа управления нижестоящему в целях приближения оперативного управления к таможням и их подразделениям; создание критерий, позволяющих ГТК РФ строить собственную работу на основе анализа и прогнозирования, стратегического планирования, реализации программ развития таможенной службы и таможенного дела, помимо прочего освободиться от ряда текущих малозначительных дел» [16, с.164]. Вместе с тем со временем роль РТУ изменялась. Во многом, это связано с тем, что с изменением организационных и правовых основ таможенного администрирования, функции базового звена системы таможенных органов смещались от таможен к таможенным постам. В связи с этим компетенция РТУ по участию в процессах таможенного оформления умеренно сужалась, передаваясь таможням, и сконцентрировалась на контрольных полномочиях в отношении подчиненных таможенных органов. «Не случайно, что исследователями стал подниматься вопрос о необходимости существования данного элемента системы таможенных органов. По мнению ряда специалистов, в целях сокращения управленческого аппарата и, как следствие, бюджетных расходов на его содержание РТУ необходимо исключить, а их функции возложить на ФТС РФ, включив в ее структуру кураторов по каждому федеральному округу» [15, с.43]. Хотя невозможно не учитывать, что Концепция не предусматривает полной ликвидации внутренних таможенных органов, существующий порядок таможенного оформления и таможенного контроля сохраняется в отношении отдельных категорий продуктов (сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, экспресс-грузов, культурных ценностей и др.), вследствие этого говорить о необходимости полной ликвидации данного звена преждевременно. «Хотя, в любом случае, сохранение в системе таможенных органов РТУ при масштабном сокращении таможен и таможенных постов потребует укрупнения региона их деятельности, изменения структуры, уменьшения их управленческого аппарата, и вовсе не исключено, что и сокращения их количества. Смещение таможенных органов к государственной границе требует пересмотра компетенции и прочих звеньев системы таможенных органов, а непосредственно таможен и таможенных постов» [19, с.45].

3.2 Формирование оптимальной схемы размещения таможенных органов России

В последнее время довольно чувствительной и болезненной темой для бизнеса стала многократная структурная перестройка системы таможенных органов РФ, влекущая территориальное перемещение таможенных органов, непосредственно не связанное с реализацией выше обозначенной Концепции. Несомненно, территориальное размещение таможенных органов считается одним из главнейших факторов, характеризующих высококачественные характеристики внешнеэкономической работы державы. Не случайно, что одним из пунктов Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» было определение порядка создания, реорганизации и ликвидации РТУ, таможен и таможенных постов» (п. 72).
«В то же время в специальной литературе отмечается, что на территориальное размещение таможенных органов влияют природно-географические и финансовые факторы, а в числе принципов размещения таможенных органов классифицируются: рациональное использование материальных, денежных и трудовых ресурсов региона; помощь комплексному развитию финансовых районов, обеспечение сбалансированного сочетания их производственной и непроизводственной сферы» [14, с.54]. «Впрочем, практика сегодняшнего дня показывает почти нулевой учет созданных доктриной указанных принципов и моментов. Часто ликвидация, реорганизация таможенных органов, смена их местонахождения происходят в отсутствии наличия четких и понятных причин, имеют место случаи ликвидации как следует работающих и технически оснащенных таможен и таможенных постов. Нельзя не отметить, что от территориального перемещения таможенных органов страдают интересы широкого круга участников таможенных правоотношений:
 должностных лиц таможенных органов, теряющих рабочие места;
 лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и др.), которые вынуждены менять дислокацию своей профессиональной работы;
 участников ВЭД, приводя к резкому увеличению непроизводственных потерь» [15, с.76].
«Для примера, реакцией на перенос места нахождения Курского таможенного поста из областного центра в глубинку стало письмо участников ВЭД к руководству области, в котором указывалось, что при принятии решения об изменении места дисклокации поста не предусматривались интересы местных фирм и организаций, что «влечет для них очень большие убытки, вызванные ростом непроизводственных издержек» причем даже может привести «к полному коллапсу в области внешнеэкономической деятельности» [16, с.65]. Следует предусматривать, что лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, создают необходимую инфраструктуру для собственной профессиональной работы в непосредственной близости от конкретного таможенного органа, благодаря чему они пытаются обжаловать приказы ФТС РФ об изменении местонахождения таможенных постов, указывая на нарушение их прав и законных интересов как участников ВЭД.
«Однако, судебно-арбитражная практика по данным спорам отрицательная – арбитражные суды подтверждают наличие возможностей у ФТС РФ на принятие отмеченных решений, заявления остаются в отсутствии удовлетворения. Вместе с тем бесспорно, что данные судебные дела являются тревожными сигналами в смысле необходимости урегулирования аналогичной нормотворческой практики центрального таможенного ведомства. Представляется, что интенсивная работа ФТС РФ по проведению организационно-штатных мероприятий обусловлена предоставленными данному органу возможностями по созданию, реорганизации и ликвидации таможенных органов» [17, с.65]. Однако, в отличие от действовавшего ранее Таможенного кодекса РФ 2003г., согласно с которым данные возможности находились только лишь в компетенции центрального таможенного ведомства, Закон о таможенном регулировании в РФ лишил его единоначалия в их реализации, закрепив, что создание, реорганизация и ликвидация РТУ, таможен и таможенных постов осуществляется в порядке, характеризуемом Правительством РФ.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

«Важным критерием успешного функционирования таможенных органов считается наличие хорошо внутренне организованной, оптимально и рациональной построенной системы этих органов». «Закон закрепляет четырехзвенную систему таможенных органов, в которую входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления (РТУ); таможни; таможенные посты (ст. 10)».
«В настоящее время, одним из основных причин, оказывающих действие на эффективность работы таможенной службы, считается рациональное размещение таможенных органов. В РФ таможенные органы размещаются в местах пересечения таможенной границы с автотранспортными магистралями, в морских, речных портах и аэропортах, открытых для международного сообщения, в крупных городах, где высока концентрация участников внешнеэкономической деятельности и покупателей импортируемых продуктов, также при крупнейших промышленных предприятиях-экспортерах. ФТС России постоянно ведет поиск оптимального территориального размещения таможенных органов, который не прекращается и по сей день». «Федеральная таможенная служба представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, кроме того функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и административными правонарушениями».
Более подробно рассмотрим процесс территориального размещения на примере Курской таможни.
«Для Курской области, имеющей важное геополитическое и экономическое значение для РФ, располагающейся на границе державы, развитие транспортной инфраструктуры считается не только желаемым, но и главным условием долгосрочного стабильного развития. Курская область располагается по центру европейской части РФ, на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности. Природная среда области характерна для лесостепной зоны. Расстояние до Столицы – 536 км, до Черного моря – 700 км. Регион граничит с Брянской, Белгородской, Липецкой, Воронежской, Орловской областями (Россия), Сумской областью (Украина). Общая протяженность границ 1250 км, расстояние между крайними восточной и западной точками области 305 км, северной и южной – 171 км» [20, 21].
Главными видами транспорта в Курской области считаются автомобильный и железнодорожный. Через территорию области проходят транспортные автомагистрали, имеющие федеральное значение: Москва-Симферополь, Курск-Борисоглебск, Тросна-Лемеши, созданные для осуществления местных и дальних транспортно-экономических связей Курской области. Важным транзитным пунктом и таможенным форпостом на юго-западе России Курск стал еще в средние века. Факт взимания внутренних таможенных пошлин в Курске подтвержден в чудо сохранившейся древней таможенной книге 1619 г. В другом раритетном фолианте – учетной книге за 1623-1624 гг. упоминается тулянин, посадский человек, некий Душкин, который «явил для продажи в Курске 24 связки железа, 2 кипы хмеля, 2 воза соли, 20 сковород, 20 сох – всего 5 возов на сумму 45 рублей». 14 февраля 1992 г. «Курский таможенный пост Воронежской таможни получил статус самостоятельного юридического лица и был преобразован в Курскую таможню. В настоящее время Курская таможня входит в состав Центрального таможенного управления и имеет: Глушковский т/п, т/п МАПП Суджа, т/п МАПП Крупец, Железногорский т/п., Курский т/п, Курский т/п (ОТОиТК № 2), Мирный т/п, Крупецкий т/п, Крупецкий т/п (ОТОиТК № 2), Орловский т/п, Орловский т/п (ОТОиТК № 2), Курский т/п (ЦЭД). Курская область расположена на крупных месторождениях железной руды – Курской магнитной аномалии. Здесь находятся такие крупные предприятия, как ОАО «Концерн Энергатом», ЗАО «Химволокно», ОАО «Электроагрегат», ОАО «Счетмаш» – продукция этих предприятий используется не только для внутрироссийского потребления, но и идут на экспорт».
«В направлении улучшения структуры системы таможенных органов РФ пристального внимания заслуживают специальные таможенные органы, компетенция которых сосредоточена на осуществлении конкретных функций или же совершении конкретных таможенных операций». Представляется, что специализированные РТУ как более крупные образования, выполняющие комплекс своеобразных задач на всей территории РФ, имеет смысл преобразовать в департаменты ФТС России.
Представляется, что для упорядочения процессов структурной перестройки системы таможенных органов надо в нормативном порядке установить предпосылки создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов. В виде таких, могут выступить установленные ст. 14 Закона о таможенном регулировании в РФ положения, определяющие места нахождения таможенных органов. Для фактического использования данных критериев целесообразна разработка ФТС РФ конкретных характеристик изменения критерий, подтверждающих объективную необходимость принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации таможенных органов РФ.

Список использованной литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ – 13.12.2010 – № 50 – Ст. 6615.
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федерал. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ – 29.11.2010 – № 48 – Ст. 6252
3. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р // Собрание законодательства РФ – № 2 – 14.01.2013 – Ст.109
4. Бакаева, О. Ю., Матвиенко, Г.В. Таможенное право: курс лекций. / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко – М.: Эксмо, 2015. – 224 с.
5. Бахрах, Д.Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. – 2015. – № 3. – С. 16.
6. Габричидзе, Б.Н., Чернявский, А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. / Б.Н. Габричиндзе, А.Г. Чернявский – М.: Дашков и К, 2016. – 224 с.
7. Гокинаева, И.А. Экономика таможенного дела. Часть I. Экономика таможенного дела и система таможенных органов: Учебное пособие. / И.А. Гокинаева – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 82 с
8. Голубь, А.А. Правовой статус таможенных органов на современном этапе // Таможенное дело. – 2016. – № 4. – С. 56–58
9. Гравина, А.А. Таможенное право: Учебник. / А.А. Гравина – М.: Волтерс Клувер, 2017. – 446 с.
10. Дьяченко, Е.В., Пилипенко, Д.А. Взаимодействие таможенных органов с некоторыми органами государственной власти // Вестник Академии знаний. – 2015. – №13. – С.28-32.
11. Ерешко, Е.В. Таможенные органы России: полномочия, формы взаимодействия с иными федеральными органами государственной власти // Научное мнение. – 2015. – №1. – С. 57-60.
12. Кнышов, А.В. Соотношение понятий компетенции, полномочий и функций ФТС России, как органа государственной власти / А.В. Кнышов. – М.: Юрайт, 2015. – 181с.
13. Макрусев, В.В. Государственные таможенные услуги: моногр. / В. В. Макрусев. – М. : Изд-во Рос. тамож. акад., 2015. – 243 с.
14. Пономарева, Т.Л. К вопросу о понятии компетенции применительно к таможенным органам Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru
15. Сандровский, К.К. Международное таможенное право: учеб. для вузов / К.К. Сандровский. – Киев: Знания, 2015 – 276 с.
16. Тимошенко, И.В. Таможенное право России. / И.В. Тимошенко – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 347с.
17. Трунина, Е.В. Таможенные органы как субъект обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления // Современное право. – 2015. – №4. – С. 77-82.
18. Управление таможенным делом: учебное пособие. / Под общей ред. В.В. Макрусева и В.А.Черных. – СПб.: Троицкий мост, 201 – 254 с.
19. Халипов, С.В. Таможенное право. / С.В. Халипов – М.: Юриспруденция, 2015. – 354 с.
20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный документ] – Режим доступа: www.gks.ru
21. Официальный сайт ФТС РФ [Электронный документ] – Режим доступа: http://www.customs.ru



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.